Внутренняя среда фирмы



Содержание


Введение.......................................................................................................... 3

1. Сущность и основные составляющие внутренней среды..................... 4

1.1. Фирма................................................................................................................................... 5

1.2. Поставщики........................................................................................................................ 5

1.3. Маркетинговые посредники............................................................................................. 6

1.4. Клиентура........................................................................................................................... 6

1.5. Конкуренты........................................................................................................................ 7

1.7. Контактные аудитории.................................................................................................. 8

2. Анализ внутренней среды ОАО "Бенат"............................................. 10

2.1. Краткая характеристика предприятия..................................................................... 10

2.2. Поставщики...................................................................................................................... 11

2.3. Потребители.................................................................................................................... 12

2.4. Основные конкуренты..................................................................................................... 13

2.5. Разработка нового вида продукта................................................................................ 15

Заключение.................................................................................................. 16

Список использованной литературы....................................................... 17



Введение


Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним.

Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование.

Внутренняя среда организации во многом детерминируется ее миссией, составом целей и задач, организационной структурой, в соответствии с которой происходит распределение ресурсов, организационной "памятью" (о своей истории - архивными материалами, сложившимися традициями) и знаниями персонала, стилем руководства и ролевыми установками менеджеров. Тем не менее социально-психологическая атмосфера организации, ее моральный климат складываются и под влиянием успехов или, напротив, неудач в деятельности компании, какие проявляются во внешней среде и отражаются на имидже компании и социальном статусе занятых в ней работников, а потому привносятся вместе с их восприятиями и настроениями внутрь организации.

Цель работы: описать внутреннюю среду организации.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач.

1. раскрыть сущность и основные составляющие внутренней среды;

2. провести анализ внутренней среды ОАО "Бенат".

1. Сущность и основные составляющие внутренней среды


Основная цель любой фирмы - получение прибылей. Основная задача системы управления маркетингом - обеспечить производство товаров, привлекательных с точки зрения целевых рынков. Однако успех руководства маркетингом зависит и от деятельности остальных подразделений фирмы, и от действий ее посредников, конкурентов и различных контактных аудиторий. Силы, действующие в рамках микросреды фирмы, представлены на рис. 1.


Рис. 1. Основные силы, действующие в микросреде фирмы[1]


Управляющие по маркетингу не могут замыкаться только на нуждах целевого рынка. Они должны принимать в расчет все факторы микросреды[2].





1.1. Фирма


При разработке маркетинговых планов руководители организации должны учитывать интересы прочих групп внутри самой фирмы, таких, как высшее руководство, финансовая служба, служба НИОКР, служба материально-технического снабжения, производство и бухгалтерия. Для разработчиков маркетинговых планов все эти группы как раз и составляют микросреду фирмы.

Управляющие должны работать в тесном сотрудничестве и с другими подразделениями фирмы. Финансовую службу волнуют проблемы наличия и использования средств, необходимых для претворения в жизнь маркетинговых планов[3]. Служба НИОКР занимается техническими проблемами конструирования безопасных и красивых изделий и разработкой эффективных методов их производства. Служба материально-технического снабжения заботится о наличии достаточного количества деталей и узлов для производства изделий. Производство несет ответственность за выпуск нужного количества деталей. Бухгалтерская служба следит за доходами и расходами, помогая службе маркетинга быть в курсе дела, насколько успешно идет достижение намеченных ею целей. Деятельность всех этих подразделений так или иначе сказывается и на планах, и на действиях службы маркетинга.


1.2. Поставщики


Поставщики - это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

События в «среде поставщиков» могут серьезно повлиять на деятельность фирмы. Управляющие должны внимательно следить за ценами на предметы снабжения, поскольку рост цен на закупаемые материалы может заставить поднять цены и на велосипеды[4]. Нехватка тех или иных материалов, забастовки и прочие события могут нарушить регулярность поставок и график отгрузки товара заказчикам. В краткосрочном плане будут упущены возможности сбыта, а в долгосрочном - подорвано благорасположение к фирме со стороны ее клиентуры.


1.3. Маркетинговые посредники


Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие компании в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры. К ним относятся торговые посредники, фирмы-специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.


1.4. Клиентура


Фирме необходимо тщательно изучать своих клиентов. Она может выступать на пяти типах клиентурных рынков. Все они представлены на рис. 2, а ниже даются их краткие определения.


Рис. 2. Основные типы клиентурных рынков


1. Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления.

2. Рынок производителей - организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства.

3. Рынок промежуточных продавцов-организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с прибылью для себя.

4. Рынок государственных учреждений - государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается.

5. Международный рынок - покупатели за рубежами страны, включая зарубежных потребителей, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения[5].


1.5. Конкуренты


Любая фирма сталкивается с множеством разнообразных конкурентов. Это желания-конкуренты, т.е. желания, которые потребитель, возможно, захочет удовлетворить. Это товарно-родовые конкуренты, т.е. другие основные способы удовлетворения какого-либо конкретного желания. Появляется целый ряд товарно-видовых конкурентов, т.е. прочих разновидностей того же товара, способных удовлетворить конкретное желание покупателя. Марки-конкуренты. Это разные марки одного и того же товара, способные удовлетворить его желание[6].

Понимание того, как именно потребители принимают решение, может облегчить управляющему выявление всех конкурентов, мешающих фирме продавать больше своих товаров. Управляющему захочется присмотреться ко всем четырем разновидностям конкурентов, обращая особое внимание на марки-конкуренты, поскольку именно они активно отбивают сбыт у фирмы.


1.7. Контактные аудитории


В состав маркетинговой среды входят и различные контактные аудитории фирмы[7]. Мы определяем контактную аудиторию следующим образом:

Контактная аудитория-любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей.

Контактная аудитория может либо способствовать, либо противодействовать усилиям фирмы по обслуживанию рынков. Благотворная аудитория-группа, интерес которой к фирме носит очень благотворный характер (например, жертвователи). Искомая аудитория — та, чьей заинтересованности фирма ищет, но не всегда находит (например, средства массовой информации). Нежелательная аудитория-группа, интереса которой фирма старается не привлекать, но вынуждена считаться с ним, если он проявляется (например, потребительские группы бойкота).

Фирма может разработать планы маркетинга для всех своих основных контактных аудиторий, а также для всех клиентурных рынков. Предположим, фирма хочет добиться от какой-то конкретной контактной аудитории ответной реакции в виде благорасположения, одобрительных отзывов или пожертвований времени или денег. Для этого фирме нужно будет спроектировать товар, привлекательный именно для данной контактной аудитории.

Таким образом, внутренняя среда - часть общей среды, находящейся в рамках организации, которая оказывает непосредственное воздействие на функционирование организации.

Внутренняя среда полностью пронизывается организационной структурой.

Любая организация находится в среде и существование организации возможно, если средства допускает ее существования.

Внутренняя среда является источником силы, которая либо помогает выжить, либо действует губительно.


2. Анализ внутренней среды ОАО "Бенат"


2.1. Краткая характеристика предприятия


Место нахождения ОАО «Бенат»: 625000,  г. Тюмень, ул. Хохрякова,17.

Номера контактных телефонов:  (3452) 398-544   , факс: (3452) 398-544.

E-mail: benat@sbtx.tmn.ru

Сайт в интернете: www.benat.newmail.ru

ОАО «Бенат» создано в 1991 году. Основные направления его деятельности – производство и реализация алкогольной и безалкогольной продукции различных видов и наименований. Производственно-техническая база предприятия представляет собой крепкий, эффективно организованный и управляемый технологический комплекс, оснащенный лучшим отечественным и зарубежным оборудованием, а также сеть фирменных магазинов и торгово-закупочных оптовых баз. За пять лет, с 1995 по 1999 год, объем выпускаемой продукции вырос с 325 до 587 тысяч декалитров.

Сегодня ОАО «Бенат» производит более половины всей алкогольной продукции юга Тюменской области. Напитки БЕНАТа изготавливаются из натурального сырья – плодов и ягод Сибири по оригинальным рецептам, разработанным специалистами предприятия с учетом рекомендаций старых российских мастеров. Разнообразные виды водки, ликероводочных изделий, винных и слабоградусных газированных напитков, газированная и минеральная вода с маркой ОАО «Бенат» пользуются большим спросом у оптовых и розничных покупателей.

ОАО «Бенат» - ведущий производитель ликеро-водочной продукции, слабоалкогольных напитков в Тюменской области. Производит 11 наименований водок в традиционном и сувенирном исполнении, 10 наименований винных напитков, 9 наименований слабоалкогольных напитков, ликеро-водочные изделия на натуральных соках, бальзам, безалкогольные напитки, минеральную воду.

Водки «Покровская», «Бенатовская», «Ямал», «Русский стиль», напиток десертный «Клюковка»; настойки сладкие «Тюменская брусничная», «Тюменская рябиновая» неоднократно удостаивались наград Международных выставок.

Сложившиеся традиции, постоянный творческий поиск, профессионализм коллектива позволяют предприятию активно расширять производство, разрабатывать и осваивать выпуск новых видов продукции, совершенствовать формы сотрудничества с поставщиками сырья и вспомогательных материалов и многочисленными потребителями.

Основные работы в части технического развития направлены на поддержание существующего производственного потенциала, обеспечение стабильности работы существующего оборудования. Планами будущей деятельности эмитента являются: наращивание объемов производства до 1,0 млн. дкл. в год, расширение ассортимента выпускаемой продукции до 40-45 наименований.


2.2. Поставщики


К основным поставщикам сыръя и материалов ОАО "Бенат", с которыми на сегодняшний день установлены долгосрочные отношения относятся:

Открытое акционерное общество "Мариинский спиртовой комбинат" 100% - доля в общем объеме поставок) ;

Открытое акционерное общество "Факел" (65% - доля в общем объеме поставок);

Общество с ограниченной ответственностью "Брокус-Мегапак" (25%).

Значительное изменение цен на сырье в отчетном периоде не наблюдалось. 


2.3. Потребители


Рынками сбыта продукции эмитента являются: город Тюмень и Тюменская область, Ханты - Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Наиболее крупными потребителями (оптовыми покупателями) продукции эмитента являются:

Общество с Ограниченной ответственностью "Союзторгсервис" (15% продукции в общем объеме реализации);

Общество с ограниченной ответственностью "Риф-Инвест" ( 15% доля в общем объеме реализации).

Продукция выпускаемая ОАО "Бенат" реализуется в 10 регионах России и СНГ.

За последние годы объемы и структура потребления алкогольной продукции в РФ претерпели значительные изменения: продажи вин сократились почти в 5 раз из-за значительного роста цен по сравнению с другими алкогольными напитками; производство пива выросло в 2 раза. В связи с сокращением употребления вин, коньяка и произошел значительный рост потребления водки и ЛВИ. С учетом общей тенденции в отпасли ОАО «Бенат» за последние пять.

В полном рейтинге предприятий производителей водки и ЛВИ общество занимает 33 позицию из 443 предприятий РФ.

В 2004 году завод состоял в договорных условиях более чем с 250 покупателями.

Основными рынками сбыта являются: город Тюмень и Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Основными факторами и условиями, влияющими на деятельность предприятия и отрасли в целом, является непостоянство действующего федерального и регионального законодательства. Ежегодное увеличение ставок акцизного налога и как следствие повышение отпускных цен заставляет значительную часть населения употреблять не легальную алкогольную продукцию недобросовестных производителей и «теневиков» производств, которая является существенным тормозом в деятельности добросовестных налогоплательщиков. В постоянной конкурентной борьбе с нелегалами предприятие вынуждено работать с минимальной рентабельностью.


2.4. Основные конкуренты


Из вышеприведенной таблицы 1 видно, что ОАО "Бенат" занимает лидирующее положение на данном рынке по Тюменской области. Хорошее качество производимой продукции позволяет держать первое место на рынке в соответствующей отрасли. Известно, что можно получить большую прибыль от продаж более дорогого продукта с наибольшей (по возможности) наценкой, высокой скоростью реализации и при стабильном спросе на него. Фактически дорогой продукт продается реже, с меньшей наценкой и чаще пользуется непредсказуемым или пониженным спросом. Дешевые же продукты продаются чаще, с большей наценкой.

Демпинговая политика крупных оптовиков ставит завод в жесткие условия либо постоянного снижения отпускных цен и возрастания объема по отпуску, либо сдерживания реализации продукции ввиду неприемлемо низких рыночных цен.

Большое количество конкурентов, заставляет завод быть в постоянном поиске новых решений поставленных задач; анализировать цены себестоимости и затраты предприятия на производство; повышать уровень качества продукции.


Таблица 1

Основные конкуренты

Наименование

Страна 

Объем проданной продукции 2004

доля рынка %

1999

2000

2001

2002

2003

2004

т.дал

%

т.дал

%

т.дал

%

т.дал

%

т.дал

%

%

ОАО БЕНАТ

Россия

713,877

537,300

32,7%

601,776

35,8%

791,915

45,9%

952,418

42,5%

900,95

55,50

49,48

ОАО Сибпредком

Россия

0

95,551

5,8%

107,017

6,4%

231,737

13,4%

324,037

14,5%

0,00

ОАО Розвин

Россия

0

0,000

0,0%

0,000

0,0%

33,336

1,9%

175,376

7,8%

0,00

ООО Ишимский ВВЗ

Россия

590,088

205,76

12,5%

230,460

13,7%

394,090

22,8%

579,703

25,9%

717,81

44,22

40,90

ОАО «Заводоуковский СВЗ»

Россия

110,062

4,682

0,3

7,63

ООО «Золотое кольцо»

Россия

19,582

-

-

1,36

НП «Нептун»

Россия

9,084

-

-

0,63

– Нет информации




2.5. Разработка нового вида продукта


Разработка нового продукта, подготовка технологии и оборудования для производства проводится собственными силами.

Разработка нового продукта осуществляется специалистами собственной лаборатории. Они разрабатывают своими силами совершенно новые виды продукции , различные вкусовые добавки , но на разработку нового вида

У предприятия существуют все элементы оборота алкогольной продукции - начиная от промышленного производства и заканчивая розничной торговлей. На территории области действуют два завода по производству питьевого этилового спирта - "Золотая рожь", что в Тобольском районе, и "Заводоуковский спиртоводочный завод".

Производством водки и ликеро-водочных изделий занимается завод "Бенат". Те же напитки, а также вино и шампанское, производит "Ишимский вино-водочный завод".

Два завода выпускают слабоалкогольные изделия - это "Золотое кольцо" (Ишим) и некоммерческое партнерство "Нептун", которое запустило свое производство совсем недавно".



Заключение


Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Когда речь идёт о внутренней среде фирмы, имеется ввиду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации).


Список использованной литературы


1.     Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента.- Санкт-Петербург, 1999.- 809 стр.

1.   Веснин В., «Основы менеджмента», М., 1996.

2.   Виханский О.С., Наумов А.И., «Менеджмент», М., МГУ, 1995.

3.   Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ "Банки и биржи", 1994.

4.   Ежеквартальный отчет ЭМИТЕНТА ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ за: IV квартал 2004 г. Открытое акционерное общество "Бенат" // www.tebank.ru

5.   Кабушкин Н.И., «Основы менеджмента», Мн: БГЭУ, 1996

6.   Кохно П.А., Микрюков В.А., Коморов С.Е. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1993. С. 46-47

2.     Менеджмент. Учебное пособие для ВУЗов. Под общей редакцией д.э.н., проф. Страхова О. – Санкт-Петербург, 2000. – 139 с.

3.     Мескон М.,Альберт М.,Хедоури Ф. Основы менеджмента.-Москва,1999.-799стр.

4.     Волмянский Э. Практическое руководство по менеджменту: Пер. с англ. Волмянская О.,.-Минск,1998.-261стр.



[1] Мескон М.,Альберт М.,Хедоури Ф. Основы менеджмента.-Москва,1999.-с.89

[2] Виханский О.С., Наумов А.И., «Менеджмент», М., МГУ, 1995. – с.85

[3] Веснин В.Р. Основы менеджмента – М., 1996. С.79

[4] Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ "Банки и биржи", 1994. С.124

[5] Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ "Банки и биржи", 1994. С. 126

[6] Кохно П.А., Микрюков В.А., Коморов С.Е. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1993. С. 46-47

[7] Веснин В.Р. Основы менеджмента – М., 1996. С.85