СОДЕРЖАНИЕ


ВОПРОС 1. 3

ВОПРОС 2. 8

ВОПРОС 3. 9

Список литературы.. 13

























ВОПРОС 1.


Перечислите всех возможных коллективных субъектов, которые могут вступать в административно-правовые отношения, охарактеризуйте их статусы, сходства и различия с правовой точки зрения.

Функционирование органов исполнительной власти носит не­посредственно деятельностный характер, то есть в процессе его осуществления непосредственно реализуются функции государ­ства в различных сферах: политических, хозяйственных, соци­альных и других.

Содержание деятельности органов исполнительной власти за­ключается в осуществлении ими определенных задач и функций путем использования государственно-властных полномочий, кото­рыми они наделены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Задачи, функции и полномочия органа исполнительной власти образуют компетен­цию этого органа.

Реализация принадлежащих этим органам юридически-власт­ных полномочий осуществляется в административном порядке. Следовательно, деятельность органов исполнительной власти но­сит государственно-властный характер и представляет собой единый процесс, в котором исполнительная и распорядительная стороны взаимно обусловлены.

Полномочия органов исполнительной власти выражаются, прежде всего, в том, что органы исполнительной власти в преде­лах своей компетенции издают нормативные правовые акты и обеспечивают их исполнение организационными и юридически­ми средствами. Акты органов исполнительной власти, с одной стороны, подзаконны, то есть изданы в соответствии с законом и во исполнение закона, а, с другой стороны - направлены на регу­лирование общественных отношений в сфере деятельности органа исполнительной власти. Следовательно, акты органов исполни­тельной власти носят исполнительно-распорядительный характер. Образование, реорганизация и ликвидация федеральных орга­нов исполнительной власти осуществляется в соответствии с за­конодательством Российской Федерации Президентом Россий­ской Федерации путем определения структуры федеральных ор­ганов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации создаются, реорганизовываются и ликвидируются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации главами субъектов Российской Федерации или их законодатель­ными органами.

Таким образом, органы исполнительной власти - это созда­ваемые в системе исполнительной власти государственные орга­ны, имеющие определенную законодательными и иными норма­тивными правовыми актами компетенцию (функции и полномо­чия), направленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях государственной жизни.

К числу субъектов административного права также относятся уни­тарные предприятия и учреждения. В настоящее время в Рос­сийской Федерации насчитывается более 13 тысяч унитарных предприятий и более 23 тысяч учреждений.

Правовое положение данных организаций как юридических лиц определяется нормами гражданского права, которые содер­жатся в Гражданском кодексе Российской Федерации и других гражданско-правовых актах. Вместе с тем данные организации играют важную роль в государственном секторе экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества. В свя­зи с этим в их деятельности велика роль государственного управ­ления, осуществляемого, прежде всего, Министерством имуще­ственных отношений Российской Федерации, а также отраслевы­ми федеральными органами исполнительной власти. Унитарные предприятия и учреждения вступают в административно-пра­вовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права, выступая при этом в каче­стве субъектов административного права.

Унитарным предприятием признается коммерческая органи­зация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предпри­ятия является неделимым и не может быть распределено по вкла­дам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только го­сударственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принад­лежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Органом унитарного предприятия является руководитель, ко­торый назначается собственником либо уполномоченным собст­венником органом и им подотчетен.

         Унитарные предприятия делятся на два вида:

унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения;

унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения имеет имущество, которое находится в государственной (муниципальной) собственности. Предприятие владеет, пользует­ся и распоряжается этим имуществом. Учредительным докумен­том предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то госу­дарственным органом или органом местного самоуправления.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) имеет имущест­во, находящееся в государственной собственности. Предприятие владеет и пользуется этим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а распоряжается имуществом лишь с согласия собственника. Учредительным доку­ментом федерального казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Федераль­ное казенное предприятие может быть реорганизовано или лик­видировано по решению Правительства Российской Федерации.

Учреждением признается организация, созданная собственни­ком для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Административно-правовое положение общественных объе­динений определяется Федеральным законом «Об общественных объединениях» и другими законами об от­дельных видах общественных объединений.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности инте­ресов для реализации общих целей, указанных в уставе общест­венного объединения.

Учредителями общественного объединения являются физиче­ские лица и юридические лица - общественные объединения, со­звавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица имеют равные права и исполняют равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья за­интересованность в совместном решении задач данного объеди­нения в соответствии с нормами его устава оформляется соответ­ствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - фи­зические и юридические лица - имеют равные права и исполняют равные обязанности. Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами.

Административно-правовое положение религиозных объеди­нений определяется Конституцией Российской Федерации, Феде­ральным законом от «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также принимаемыми в соответ­ствии с ними иными нормативными правовыми актами Россий­ской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъ­ектов Российской Федерации.

В Российской Федерации религиозным объединением призна­ется добровольное объединение граждан Российской Федерации, иностранных граждан, а также лиц без гражданства, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Россий­ской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками.

Религиозные объединения могут создаваться в двух формах - форме религиозных групп и форме религиозных организаций.

При этом законодательство Российской Федерации запрещает создание религиозных объединений в органах государственной пласта, других государственных органах, государственных учре­ждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Запрещаются также создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и рас­пространения веры, осуществляющее деятельность без государ­ственной регистрации и приобретения правоспособности юриди­ческого лица. Религиозные группы имеют право совершать бого­служения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиоз­ную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельно­сти органы местного самоуправления.

Религиозной организацией признается добровольное объеди­нение граждан Российской Федерации, иностранных граждан, а также лиц без гражданства, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образован­ное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.


ВОПРОС 2.


Как соотносятся понятия «акта управления», «административного акта», «нормативного акта» и «документа»? объясните разницу и сходство, приведя примеры по каждому из понятий.

         Акт управления можно определить как основанное на законодательстве одностороннее юридически властное решение субъекта государственного управления, издан­ное в пределах его компетенции, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления либо направ­ленное на возникновение, изменение или прекращение конкрет­ных административно-правовых отношений. Например, Постановление Правительства РФ

          По своему юридическому содержанию правовые акты управ­ления подразделяются на нормативные и индивидуальные. Нор­мативные правовые акты устанавливают в сфере управления соответствующие правила поведения (нормы) общего характера. Индивидуальные правовые акты вызывают юридические послед­ствия в виде возникновения, изменения или прекращения кон­кретных административно-правовых отношений. К нормативному акту можно отнести, например, Указ  Президента РФ от 17.12.1997 N 1300 «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации».

Правовые акты управления следует отличать от служебных документов, которые не имеют правового характера (протоколов, актов, справок, докладов, рапортов и других). Служебные доку­менты не устанавливают и не изменяют конкретные правовые отношения. Однако служебные документы могут выступать ос­нованием для издания правовых актов управления. Примером документа может служить протокол об административном задержании.

Правовые акты управления издаются, как правило, в письменной форме. Однако в отдельных случаях допускается и его устная фор­ма, например, в военном управлении в случае отдания устных при­казов и в ряде других случаев, определенных законодательством.

Административным актом называется любой акт в сфере регулирования административных отношений.

ВОПРОС 3.


Сравните КоАП  РСФСР 1985 года и новый Кодекс об административных правонарушениях, составив сравнительную таблицу не менее чем по 20 пунктам различий.

КоАП  РСФСР 1985 г.

КоАП РФ  2002 г.

 Статья 1 Задачи законодательства РСФСР

об административных правонарушениях

Законодательство РСФСР об административных правонаруше­ниях имеет задачей охрану общественного строя СССР, социалис­тической собственности, социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, а также прав и законных интере­сов предприятий, учреждений и организаций, установленного по­рядка управления, государственного и общественного порядка, ук­репление социалистической законности, предупреждение правона­рушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного со­блюдения Конституции СССР, Конституции РСФСР и советских законов, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, к правилам социалистического общежития, добросовестного вы­полнения своих обязанностей, ответственности перед обществом.


Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья дан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

 Статья 8 закрепляет принцип социалистической законности при применении мер воздействия за административные правонарушения

В новом КоАП нет такого принципа

Статья 10

Понятие административного правонарушения

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, соци­алистическую собственность, права и свободы граждан, на уста­новленный порядок управления противоправное, виновное (умыш­ленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за правонарушения, предус­мотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действую­щим законодательством уголовной ответственности.


Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоя­щим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административ­ных правонарушениях установлена административная ответственность.


 Ст. 11, 12 закрепляли совершение административного правонарушения умышленно и по неосторожности  

Теперь формы вины содержатся в одной статье 2.2.

 Ст. 13 устанавливала возраст, по достижении которого наступает административная ответственность – 16 лет.

В новом КоАП также возраст 16 лет, но добавлено положение, что с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем ад­министративное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

 Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ

Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ

Ст. 24 предусматривала исправительные работы, как меру административного взыскания

Ст. 3.2. исключила данный вид наказания


Введен новый вид наказания -дисквалификация

Глава 4. НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ 

Глава 4.НАЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

Статья 33

Общие правила наложения взыскания за административное правонарушение

Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соот­ветствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных рес­публик об административных правонарушениях, настоящим Кодексом и другими актами об административных правонарушениях. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.


Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

1. Административное наказание за совершение административного правонару­шения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим от­ветственность за данное административное правонарушение, в соответствии с на­стоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитыва­ются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие админист­ративную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную от­ветственность.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учиты­ваются характер совершенного им административного правонарушения, имущест­венное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие администра­тивную ответственность.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполне­ния обязанности, за неисполнение которой административное наказание было на­значено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

 Статья 34

Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

1) чистосердечное раскаяние виновного;

2) предотвращение виновным вредных последствий правонару­шения, добровольное возмещение ущерба или устранение причи­ненного вреда;

3) совершение правонарушения под влиянием сильного душев­ного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение правонарушения беременной женщиной или жен­щиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Законодательством Союза ССР и РСФСР могут быть предус­мотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Орган (должностное лицо), ре­шающий дело об административном правонарушении, может при­знать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законода­тельстве.


Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, при­знаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возме­щение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного ду­шевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.                                                                                                                                      .

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административ­ном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об админис­тративных правонарушениях.


Статья 35

Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на тре­бование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное в течение года совершение однородного правона­рушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершив­шим преступление;

3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

4) совершение правонарушения группой лиц;

5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения мо­жет не признать данное обстоятельство отягчающим.


Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, при-|знаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;                                                                                                                                                : .

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотрен­ный статьей 4.6 настоящего Кодекса;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного право-|нарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

2. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учи­тываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.


 Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения

Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан

Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на социалистическую собственность

Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности

 Статья 194

Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях рассматриваются:

1) административными комиссиями при исполнительных коми­тетах районных, городских, районных в городах, поселковых, сель­ских Советов народных депутатов;

2) исполнительными комитетами поселковых, сельских Советов народных депутатов;

3) районными (городскими), районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних;

4) районными (городскими) народными судами (народными судьями);

5) органами внутренних дел, органами государственных инс­пекций и другими органами (должностными лицами), уполномо­ченными на то законодательными актами СССР.


Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об адми­нистративных правонарушениях

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 на­стоящего Кодекса:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, струк­турными подразделениями и территориальными органами, а также иными государ­ственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возло­женных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, уста­новленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной влас­ти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, созда­ваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Статья 22.2.

Статья 198

Полномочия должностных лиц

Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об ад­министративных правонарушениях, могут налагать предусмотрен­ные Особенной частью настоящего Кодекса административные взыс­кания в пределах предоставленных им полномочий и лишь при ис­полнении служебных обязанностей.

Перечень должностных лиц, которые от имени органов, упомя­нутых в пункте 5 статьи 194 настоящего Кодекса, рассматривают дела об административных правонарушениях, устанавливается за­конодательными актами СССР и постановлениями Совета Мини­стров СССР.


Полномочия должностных лиц

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, ука­занные в главе 23 настоящего Кодекса, от имени органов, указанных в пункте 3 ча­сти 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса. Дела об административных правонарушени­ях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной влас­ти, их учреждений, их заместители;

2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соот­ветствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными за-копами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административ­ных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если гла­вой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не уста­новлено иное.



Подведомственность объединена в одной статье


Список литературы


1.     Конституция РФ. – М.: Проспект, 2000. - 48 с.

2.     Гражданский кодекс РФ (часть 1, 2). – М.: ИНФРА-М, 1998. – 430 с.

3.     Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель /под ред. О. М. Козарь, А. Л. Маковского, С. А. Хохлова. – М.: Спарк, 1996. – 704 с.

4.     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Экзамен, 2002. – 224 с.

5.     Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. – Официальный текст. По состоянию на 20 января 2000 года. – М.: Маркетинг. – 256 с.

6.     Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. – М.: Вузиздат, 2000. – 678 с.

7.     Бахрах Д. Н. Административное право. Часть Общая. -  М.: Юрист, 2001. – 780 с.

8.     Гражданское право. Том 1. Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: ПБОЮЛ   Л. В. Рожников, 2001. – 632 с.

9.     Козлов Ю. М. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об  административных правонарушениях. - М.: Юристъ, 2002. – 580 с.

10.           Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1997. – 688 с.

11.           Коренев А. П. Административное право России. – М.: Юрист, 2001. – 390 с.

12.           Тихомиров С. В. Административное право Российской Федерации. Учебное пособие. - М.: Юрлитинформ, 2003. – 608 с.