Реферат


Дипломная работа 65 с., 3 рис., 9 табл., 10 источников, 6 прил., 5 л. графич. материала.

РЕМОНТ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ, ПРОГРАММА, БАЗА ДАННЫХ, ОТЧЕТ, СМЕТА, ИНТЕРФЕЙС.

Объектом исследования является автоматизация планирования предупредительных ремонтов электрооборудования.

Цель работы – разработать программу, позволяющую автоматизировать планирование ремонтных работ.

Разработка программы велась в среде визуального программирования Borland C++ Builder 6.0 Enterprise Edition, с использованием системы управления базами данных Microsoft Access, драйвера ODBC для Microsoft Access и технологии доступа к данным ADO.

В процессе работы была выбрана СУБД, спроектирована база данных, подобран способ связи с базой данных, создана программная оболочка, позволяющая автоматизировать процесс планирования ремонтов и создавать отчеты по смете расходов на материалы и календарному плану работ по каждому подразделению.

В результате работы была спроектирована и создана программа автоматизации планирования предварительных ремонтов электрооборудования.

Экономическая эффективность определяется автоматизацией ручного труда по составлению планов и отчетов и низкими затратами на производство по сравнению с аналогами.

Пояснительная записка к дипломной работе выполнена в текстовом редакторе Microsoft Word 2003 и представлена на диске CD – ROM (в конверте на обороте обложки).

СОДЕРЖАНИЕ


1 Введение. 4

2 Система планирования предупредительных ремонтов электрооборудования  5

2.1 Постановка задачи. 5

2.2 Обоснование используемых программных средств. 6

2.3 Физическая архитектура. 8

2.4 Проектирование базы данных. 8

2.5 Логическая структура программы.. 11

2.6 Программная реализация. 13

2.7 Интерфейс программы.. 16

2.8 Руководство пользователя. 16

3 Безопасность и экологичность проекта. 20

3.1 Анализ опасных и вредных производственных факторов. 20

3.2 Требования безопасности, эргономики и технической эстетики к рабочему месту оператора ЭВМ.. 21

3.2.1 Требования эргономики и технической эстетики. 21

3.3 Инструкции по технике безопасности. 31

3.3.1 Рабочее место. 31

3.3.2 Организация труда и отдыха при работе с ПК.. 32

3.3.3 Основные правила безопасной работы.. 32

3.3.4 Запрещается. 33

3.3.5 Действия на случай пожара. 34

3.3.6 Инструкция по оказанию первой помощи при поражении электрическим током. 34

4 Технико-экономическое обоснование проекта. 36

4.1 Обоснование целесообразности разработки проекта. 36

4.2 Организация и планирование работы.. 37

4.3 Расчет затрат на разработку проекта. 42

4.4 Расчет эксплутационных затрат. 47

4.4 Расчет показателей эффективности и годового экономического эффекта. 52

Список использованных источников. 56

Приложение А.. 57

Приложение Б. 58

Приложение В.. 61

Приложение Г. 63

Приложение Д.. 64

Приложение Е. 65


1 Введение


Ремонтное хозяйство создается на предприятии для того, чтобы обеспечить с минимальными затратами рациональную эксплуатацию его основных производственных фондов. Основными задачами ремонтного хозяйства являются: осуществление технического обслуживания и ремонта основных производственных фондов; планирование всех работ по техническому обслуживанию и ремонту, а также разработка мероприятий по повышению их эффективности. Бюро планово-предупредительного ремонта (ППР), осуществляет общее руководство и контроль за соблюдением системы ППР на предприятии.

В процессе работы отдельные части машин и оборудования подвергаются износу. Восстановление их работоспособности и эксплуатационных свойств достигается путем ремонта, эксплуатацией и уходом за оборудованием. Основу для этого на промышленных предприятиях составляет система технического обслуживания и ремонта основных фондов, представляющая собой совокупность взаимосвязанных положений, средств, организационных решений, направленных на поддержание и восстановление качества эксплуатируемых машин, механизмов, сооружений, зданий и других элементов основных фондов.

Разрабатываемая программа должна автоматизировать и облегчить поддержку систему планово-предупредительного ремонта на предприятии.

Создание этой программы является целью настоящей дипломной работы.

2 Система планирования предупредительных ремонтов электрооборудования



Ведущую форму системы технического обслуживания и ремонта техники на предприятиях промышленности составляет система планово-предупредительного ремонта оборудования (ППР). Под системой ППР понимается совокупность запланированных мероприятий по уходу, надзору и ремонту оборудования. Работы по обслуживанию и ремонту оборудования при системе ППР включают: уход за оборудованием, межремонтное обслуживание, периодические ремонтные операции.



2.1 Постановка задачи


Программа планирования предупредительных ремонтов электрооборудования должна выполнять следующие функции:

1.     Создание и редактирование справочников предприятия, таких как:

a.     Типы оборудования;

b.     Номенклатурная информация об оборудовании, включая наименование оборудования и его инвентарный номер;

c.      Виды ремонтных работ, выполняемых на предприятии;

d.     Информация о подразделениях предприятия;

e.      Информация о нормах выполнения ремонтных работ, включая нормы трудозатрат и расхода материалов;

f.       Информация о материалах, включая наименование и стоимость.

2.     Создание структуры ремонтных работ, определяющей, с какой периодичностью для данного оборудования будут выполняться данные виды работ.

3.     Получение сметы расходов на основе данных о планируемых ремонтов с учетом расхода материалов и возможностью провести индексацию стоимости материалов.

4.     Формирование календарного плана работ по всем подразделениям предприятия на период до определенного срока, с указанием вида работ и оборудования, требующего ремонта.

5.     Возможность сохранения всей информации в архив и последующего восстановления.

6.     Настройка интерфейса на различные типы мониторов.

7.     Возможность установки настроек принтера и печати.

8.     Возможность установить пароль на доступ к базе данных.


2.2 Обоснование используемых программных средств



Для реализации программы использовалась среда визуального программирования Borland C++ Builder 6.0 Enterprise Edition и СУБД Microsoft Access, которая была выбрана ввиду ее распространенности. Так как при постановке задачи не стояла необходимость создания распределенной системы планирования ремонта, Microsoft Access признана наиболее удобным вариантом, так как не требует дополнительной установки, имеет удобный интерфейс и обладает достаточно хорошими показателями надежности и скорости работы при локальном использовании.

Используя Borland C++ Builder, можно создать приложения, работающие как с однопользовательскими базами данных (БД), так и с серверными СУБД, такими как Oracle, Sybase, Informix, Interbase, MS SQL Server, DB2, а также с ODBC-источниками. Возможности C++ Builder, связанные с созданием приложений, использующих базы данных, весьма обширны. Набор данных в C++ Builder - это объект, состоящий из набора записей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из полей, и указателя текущей записи. Набор данных может иметь полное соответствие с реально существующей таблицей или быть результатом запроса, он может быть частью таблицы или объединять между собой несколько таблиц.

Набор данных в C++ Builder является потомком абстрактного класса TDataSet (абстрактный класс - это класс, от которого можно порождать другие классы, но нельзя создать экземпляр объекта данного класса). TDataSet содержит абстракции, необходимые для непосредственного управления таблицами или запросами, обеспечивая средства для того, чтобы открыть таблицу или выполнить запрос и перемещаться по строкам. Этот класс был использован при создании данного приложения.

 В качестве технологии доступа была выбрана связка ADO->ODBC, так как ADO, в отличие от Borland Database Engine, не требует дополнительной установки. Библиотека ADO (Microsoft ActiveX Data Object) служит для доступа к базам данных различных типов и предоставляет объектный программный интерфейс к интерфейсу OLE DB, который предлагается компанией Microsoft как альтернатива интерфейсу ODBC. Объектная модель ADO реализована на базе технологии COM (Component Object Model).

Библиотека ADO может быть использована в любых средах, которые в состоянии выступить в роли OLE-клиента, например, в MS Office (VBA), 1C:Предприятии, административных скриптах Windows (.vbs и .js) и т.д. Примеры кода в настоящей статье будут приводиться на языке VBScript для административных скриптов Windows. С помощью библиотеки ADO можно обратиться к огромному количеству типов баз данных, например, dBASE, Access, Excel, Oracle, Paradox, MS SQL Server, Sybase, текстовые файлы, FoxPro, Active Directory Service, Microsoft Jet, Interbase, Informix, PostgreSQL, MySQL и т.д., необходимо только наличие установленного соответствующего OLE-провайдера ("драйвера" соответствующего типа базы данных, который устанавливается в систему как правило из дистрибутива этой же базы данных).

 ODBC был выбран также ввиду своей распространенности и возможности задавать пароль на доступ к источнику данных. Используется в качестве OLE драйвера, необходимость которого описана выше.


2.3 Физическая архитектура



Программа является локальной и выполняется на рабочей станции. Требования к рабочей станции типа PC:

 - операционная система Microsoft Windows 2000 и выше;

 - офисный пакет Microsoft Office 2000 и выше;

 - процессор 600 Мгц и выше;

 - ОЗУ 64 Мб и выше;

 - комплектация: монитор, манипулятор «мышь», клавиатура.

Сама программа представляет собой набор из нескольких файлов:

 - исполняемый файл программы PPR.exe;

 - библиотеки, необходимые для работы Borland компонентов:

        - borlndmm.dll;

        - cc3260mt.dll.

 - база данных plan.mdb.


2.4 Проектирование базы данных



Спроектированная база данных состоит из трех логических частей:

 - постоянная, включающая в себя таблицы справочников;

 - временная, включающая в себя структуру ремонтов и данные для отчетов;

 - постоянные запросы, которые являются вспомогательными для построения отчетов.

Постоянная часть является основной структурой базы данных и нормирована по третьей форме. К постоянной части относятся следующие таблицы:

Типы оборудования:

 - id

 - название типа

Виды ремонта:

 - id

 - наименование (например:промывка, осмотр, текущий ремонт, капительный ремонт)

Оборудование:

 - id

 - id типа оборудования

 - инвентарный номер

 - наименование

 - дата начала ремонтного периода

 - замечания по состоянию

Нормы по ремонтам:

 - id

 - id типа оборудования

 - id вида ремонта

 - норма труда, часы

 - норма материалов, количество

 - id материалов

 - id ответственного подразделения

Материалы:

 - id материалов

 - наименование набора

 - стоимость

Подразделения:

 - id

 - наименование.

Таблицы нормативных значений ремонтных работ является объединяющей для остальных таблиц и определяет нормы для различных комбинация видов работ и типов оборудования, а также подразделение, ответственное за определенный вид ремонта определенного оборудования.

Временная часть базы данных состоит из двух таблиц:

1.            План ремонта. В данной таблице число записей соответствует количеству записей в таблице оборудования. Каждая запись соответствует определенному оборудованию. Остальные записи определяют периодичность в днях выполнения ремонтных работ для данного оборудования. В данной реализации поддерживается возможность выполнения десяти различных ремонтных работ для каждого оборудования. Данное ограничение введено исключительно для упрощения задачи.

2.            Все работы. Эта таблица формируется на этапе формирования отчетов и содержит информацию о всех выполняемых работах за определенный период времени. Удаление и добавление записей в эту таблицу осуществляется программно на основании данных других таблиц.

К постоянным запросам относятся:

Запрос z1, аккумулирующий данные из всех таблиц, используется в промежуточных вычислениях. Текст запроса:

SELECT *

FROM (Types INNER JOIN (RemontTypes RIGHT JOIN (Material RIGHT JOIN (Departmens RIGHT JOIN NormRemont ON Departmens.id=NormRemont.idDep) ON Material.id=NormRemont.idMaterial) ON RemontTypes.id=NormRemont.idRemont) ON Types.id=NormRemont.idType) INNER JOIN (Obor INNER JOIN plan ON Obor.id=plan.OborId) ON Types.id=Obor.idType

WHERE plan.r1<>0 Or plan.r2<>0 Or plan.r3<>0 Or plan.r4<>0 Or plan.r5<>0 Or plan.r6<>0 Or plan.r7<>0 Or plan.r8<>0 Or plan.r9<>0 Or plan.r10<>0;

Запрос Smeta, подсчитывающий суммы по стоимости и количеству материалов для ремонтных работ за определенный промежуток времени. Текст запроса:

SELECT allworks.materialname, Count(allworks.materialcount) AS SumCount, Sum(allworks.materialcost) AS SumPrice

FROM allworks

GROUP BY allworks.materialname;

Запрос ItogSmeta, подсчитывающий итоговые суммы по предыдущему запросу. Текст запроса:

SELECT Sum([SumPrice]) AS ItogSum

FROM Smeta;

Запросы имеют постоянную структуру и запрашиваются программно во время формирования отчетов.

Схема постоянной части базы данных приведена в Приложении А.


2.5 Логическая структура программы



Программа реализована как автоматизация действительного процесса планирования. Предлагается поэтапное формирование плана предварительных ремонтов. Структура программы – это страницы, переход между которыми означает переход от одного этапа к другому. Только первая страница является прикладной и позволяет осуществлять архивирование базы данных. Остальные страницы располагаются в логическом порядке:

 - Формирование справочников предприятия;

 - Формирование структуры предупредительных ремонтных работ;

 - Получение сметы расходов;

 - Формирование календарного плана ремонтных работ.

Соответственно, для того, чтобы получить результаты на третьем и четвертом этапе – должны быть выполнены шаги предыдущих этапов – хотя бы один раз. В дальнейшем можно перемещаться между страницами для корректировки данных. Единственно ограничение – это необходимость переформирования таблицы ремонтных работ при изменении справочника об оборудовании. Хотя вообще желательно переформировать данную таблицу при любом изменении справочников.

Работу с программой можно представить следующей логической схемой:

Рисунок 2.1 Способ поэтапной работы с программой

Программа основана на объектно-ориентированной технологии программирования и работает при помощи обработки событий, инициируемых поьзователем, поэтому не имеет алгоритма, для которого можно нарисовать блок-схему.

Общий алгоритм формирования отчетов приведен на следующем рисунке на примере отчета по смете затрат. Программа сама не задает жесткого алгоритма действий, данный алгоритм представляет только то, что эти действия должны быть выполнены хотя бы один раз, чтобы получить отчет.

Некоторые действия этого алгоритма выполняются пользователем, некоторые – программно.

К программным действия относятся действия по обработке данных справочников и структуры ремонтов, чтобы исходя из этих данных построить набор данных о ремонтных работах, пригодный для формирования отчетов.

Этот набор включает в себя всю необходимую информацию о каждой ремонтной работе, которая должна проводиться в планируемом периоде.

Удобным является то, что планируемый период можно задавать произвольно, начиная с настоящего момента. Ограничением является только возможности базы данных Microsoft Access.

Рисунок 2.2 Формирование сметы затрат



2.6 Программная реализация


Основную структуру программы реализует компонент PageControl, который позволяет сформировать интерфейс с несколькими страницами, между которыми можно переключаться и которые реализуют интерфейсы для выполнения различных действий.

Первая страница выполняет функции архивирования данных и восстановления данных. При архивировании происходит сохранение данных, содержащихся в постоянных и временных таблицах. Сохранение происходит в файлы с расширениями *.ppr в формате XML. XML — это универсальный, не зависящий от платформы язык разметки, который можно использовать для представления иерархических данных и унификации передаваемой информации. Сама аббревиатура расшифровывается как Extensible Markup Language, что в переводе означает «расширяемый язык разметки». Файлы располагаются в той же папке, что и сама программа. При нажатие кнопки восстановления данных программа ищет эти файлы и замещает содержимое таблиц на сохраненное в файлах. Моментом, который стоит отметить, является то – что сохраняется не сама база данных, а только содержащиеся в ней данные. Сама же база данных plan.mdb и ее структура является неотъемлемой частью программы планирования ремонтов.

Вторая страница предоставляет интерфейсы для настройки справочников. Доступ к различным справочникам также реализован компонентом PageControl, который располагается на этой странице и является вложенным. Подстраницы созданы для каждого справочника. Их два вида – простые и сложные. Простые подстраницы предоставляют возможностм загрузки и выгрузки справочников и возможности по их редактированию, причем редактирование осуществляется напрямую в компоненте DBGrid, отображающем данные. Для управления таблицей используется компонент DBNavigator, снабженный подсказками о назначении кнопок. Сложные страницы предназначены для редактирования таблиц, связанных с другими таблицами, таких как оборудование и нормы ремонта. Такие страницы предоставляют средства фильтрации данных и упрощенную методику редактирования. В форму, располагающуюся внизу такой подстраницы можно загрузить текущую запись для редактирования, а можно добавить новую запись, путем выбора возможных значений и ввода новых. Например, при создании новой записи в таблице оборудования, тип оборудования может быть задан только из уже имеющихся в базе данных. Такая реализация обеспечивает целостность данных.

Процедура создания новой записи представлена в Приложении Б.

Третья страница предназначена для формирования структуры плановых ремонтов. Кнопка «Формирование таблицы» очищает таблицу структуры ремонтов и подготавливает ее для создания новой структуры, задавая имеющееся оборудования. План ремонтов создается для каждого оборудования отдельно путем указания количества дней, обозначающих периодичность осуществления данного вида ремонтных работ для данного оборудования. Кнопка сохранить формирует таблицу списка всех работ на основе даты окончания периода планирования, которую можно выбрать. Процедура формирования таблицы работ приведена в Приложении В.

Четвертая страница позволяет проиндексировать стоимость материалов и сформировать смету затрат. Отчеты реализованы на компонентах системы QuickReport, предоставляющих средства для формирования отчетов на основании таблиц базы данных. Также этими средствами реализованы функции установки принтера и настройки печати. Отчеты распечатываются напрямую из окна просмотра отчетов. Система QReport является встроенной в C++Builder.

Пятая страница формирует отчет по всем видам работ, группируя их по подразделению.

Программа реализована в четырех модулях.

MainUnit – отвечает за реализацию интерфейса основной формы;

DMUnit – хранит все используемые запросы, таблицы, источники данных, осуществляет соединение с базой данных через объект ADOConnection, который ищет источник данных ODBC с именем DBforPPR. Также этот компонент отвечает за ограничение доступа к базе данных, задавая пароль для доступа, который устанавливается при установке источника данных. Все остальные модули получают доступ к данным из этого модуля.

Строка доступа к базе данных имеет следующий вид:

Provider=MSDASQL.1;Persist Security Info=False;User ID=admin;Data Source=DBforPPR;Mode=ReadWrite;Extended Properties="DSN=DBforPPR;DBQ=C:\Program Files\Borland\CBuilder6\Projects\PPR\plan.mdb;DriverId=25;FIL=MS Access;MaxBufferSize=2048;PageTimeout=5;UID=admin;"


RepUnit – отвечает за формирование отчета по смете расходов на материалы.

PLanUnit – отвечает за формирование отчета по календарному плану работ, сгруппированному по подразделениям предприятия.

Все модули связаны с модулем баз данных, главный модуль связан со всеми остальными.


2.7 Интерфейс программы



Интерфейс пользователя описан в предыдущих пунктах. Скриншоты форм представлены в Приложениях Г, Д. В Приложении Е приведен пример отчета по календарному плану.

Основным преимуществом программы является то, что с помощью простых действий пользователь может настроить ее на любую систему планирования ремонтных работ, задавая специфические для предприятия типы оборудования, виды работ, их периодичность и нормы по их выполнению.

Индексирование позволяет получать гибкие оценки стоимости материалов.


2.8 Руководство пользователя



Установка программы

Установка программы производится путем последовательного выполнения некоторых действий.

1. Скопировать файлы программы и базы данных в отдельную папку с произвольным названием.

2. Установить источник данных ODBC.

Инструкция по созданию источника данных:

1. Панель управления->Администририрование->Источники данных (ODBC)

2. На вкладке "Пользовательский DSN" - Добавить...

3. В списке драйверов выбрать Microsoft Access Driver (*.mdb) -> Готово

4. Ввести имя источника данных: DBforPPR. Нажать ВЫБРАТЬ... и найти базу данных, находящуюся в той же папке что и приложение.

5. Нажать Дополнительно... Задать имя и пароль пользователя.

6. Нажать ОК и закончить установку драйвера.

Надо заметить, что программа будет искать источник данных в том самом месте, куда вы его установили. В случае перемещения программы или базы данных – источник данных необходимо перенастроить.

Работа с программой интуитивно понятна, необходимо лишь помнить несколько моментов:

1. Чтобы создать структуру ремонтных работ требуется заполнить справочники данными.

2. Чтобы создать отчеты требуется сформировать структуру работ и сохранить ее, тем самым заполнив таблицу списка работ на заданный период.

Рассмотрим работу двух основных форм – настройка справочника по нормам ремонта и создание структуры ремонтных работ.

Настройка справочника по нормам ремонта находится на странице «Настройка справочников», на вкладке «Нормы ремонта».

В верхней части страницы располагаются две кнопки – «Загрузить справочник» и «Закрыть справочник». Эти кнопки отвечают за открытие и закрытие набора данных. При нажатии кнопки, загружающей справочник – в списки «Выбор подразделения» и .»Выбор ремонтной работы» загружаются имеющиеся данные из справочников видов ремонтных работ и списка подразделений предприятия. Если необходимо увидеть все записи о нормах ремонта – нужно нажать любую из кнопок «Отфильтровать», выбрав в списках значения «все подразделения» и «все виды работ». Под кнопками загрузки справочников находятся управляющие кнопки для перемещения по набору данных. Сам набор данных загружается в компонент отображения набора данных в виде таблицы. Чтобы отредактировать какую-либо запись, нужно перевести на нее курсор и нажать кнопку «Загрузить для редактирования», которая располагается в нижней части страницы. По нажатию этой кнопки в поля для редактирования под заголовком «Изменение норм ремонтных работ» загружаются данные из текущей записи. Чтобы создать новую запись, необходимо внести данные в поля редактирования, в том числе – выбрав из списков возможные значения, и нажать кнопку «Сохранить запись».

Реализация настройки справочника произведена таким образом – для обеспечения целостности данных, так как таблицы нормативов ремонтных работ – связана со всеми основными справочниками.

Настройка структуры ремонтов производится на странице с соответствующим названием.

В верхней части страницы находится кнопка «Формирование таблицы планов». Это действие должно быть выполнено при первом использовании программы и при изменении комплектации оборудования, так как при нажатии этой кнопки создается таблица структуры ремонтов, учитывающая все имеющееся на предприятии оборудование. При этом старая структура ремонтов будет удалена.

Внесени данных в структуру ремонтных работ производится отдельно для каждого оборудования. Для этого необходимо выбрать наименование оборудования и его инвентарный номер, что позволяет однозначно идентифицировать экземпляр оборудования. И нажать кнопку «Внести данные».

В таблице «Количество дней между работами» будет загружена запись, соответствующая данному оборудованию. Ее можно редактировать. Столбцы таблицы соответствуют всем имеющимся видам ремонтных работ. Чтобы задать структуру планов, необходимо для тех работ, которые будут выполняться для данного оборудования, указать, с какой периодичностью в дня они должны выполняться, начиная от даты ремонтного обслуживания данного оборудования. Даты начала ремонтных работ вносятся в момент задания справочника по оборудованию. Если значение для како-либо работы равняется нулю – то считается, что данная работа не производится.

После того, как все данные о ремонтах внесены, необходимо задать дату окончания планируемого периода. Отчеты будут создаваться на промежуток от даты начала обслуживания до окончания планируемого периода.

После задания даты нажать кнопку «Сохранить». Это действие формирует список всех ремонтных работ вплоть до окончания планируемого периода. На основании этих данных формируются отчеты.


Удаление программы

Чтобы удалить программу – достаточно удалить папку с ее базой данных. Запись об источнике данных в настойках ODBC можно удалить – по выбору пользователя. Если к ней не будут обращаться – она не будет использоваться и не породит никаких перебоев в работе операционной системы.

3 Безопасность и экологичность проекта



3.1 Анализ опасных и вредных производственных факторов


Согласно ГОСТ 12.0.003-74 (СТ СЭВ 790-77) «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» при эксплуатации вычислительных машин можно выделить четыре типа опасных и вредных факторов: физические, химические, биологические и психофизиологические.

Физическая группа факторов включает в себя следующее:

-     подвижные части производственного оборудования;

-     передвигающиеся изделия, заготовки, материалы;

-     повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

-     повышенный уровень шума на рабочем месте;

-     повышенный уровень вибрации;

-     повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение;

-     повышенная или пониженная влажность воздуха;

-     повышенная или пониженная подвижность воздуха;

-     повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

-     повышенный уровень электромагнитных излучений;

-     острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности заготовок, инструмента и оборудовании.

Психофизиологические факторы по характеру воздействия подразделяются на перегрузки:

а) физические:

-       статические;

-       динамические;

б) нервнопаралитические:

-         умственное перенапряжение;

-         перенапряжение анализаторов;

-         монотонность труда.

При работе с ЭВМ в основном сталкиваются с физическими и психофизиологическими опасными и вредными производственными факторами, которые будут рассмотрены ниже. Биологические и химические опасные и вредные факторы при таком виде работ не встречаются.



3.2 Требования безопасности, эргономики и технической эстетики к рабочему месту оператора ЭВМ



3.2.1 Требования эргономики и технической эстетики


Как было сказано выше, в процессе трудовой деятельности на оператора ЭВМ оказывают воздействие опасные и вредные психофизиологические факторы. При длительной работе на оператора начинают оказывать влияние пониженный уровень физической активности, что в сочетании с другими факторами приводит к быстрому появлению утомляемости, снижению работоспособности. Целью эргономики в данном случае является выработка требований по усовершенствованию психофизиологических условий труда.

Максимальная эффективность человека-оператора возможна при обеспечении нормальных условий труда. Условиям труда должны удовлетворять такие требования, которые дали бы человеку выполнять работу без ущерба своему здоровью с высокой производительностью труда.

Совокупность следующих комфортных условий определяет нормальные условия труда:

1         удобство рабочего места;

2         достаточное пространство для выполнения необходимых движений и перемещений;

3         необходимый обзор;

4         рациональное расположение аппаратуры и ее органов управления и контроля;

5         достаточное освещение;

6         нормальные условия в отношении шума и вибрации;

7         нормальный температурный режим;

8         нормальная влажность воздуха;

9         необходимая вентиляция.

Оптимальные и допустимые микроклиматические параметры должны учитывать специфику технологического процесса в ВЦ, в частности, условия по обеспечению надежной работы ПК. В технических условиях по эксплуатации ПК указываются допустимые рабочие диапазоны параметров микроклимата: температура воздуха от 5-10 до 35-400С, относительная влажность 40-90%. Однако требования точного регулирования параметров воздушной среды помещений ВЦ приводят к тому, что только узкая часть температурного диапазона может быть использована - 18-250С. Поэтому действующие санитарные нормы для ВЦ СН-512-78 устанавливают конкретные оптимальные и допустимые значения температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха:

при температуре наружного воздуха ниже + 10° С:

-         температура (20 - 22)° С;

-         относительная влажность (40 - 60) %;

-         скорость движения не более 0,2 м/с,

при температуре наружного воздуха выше + 10° С:

-         температура (20 - 25)° С;

-         относительная влажность 40 -60 %;

-         скорость движения не более 0,5 м/с.

В ВЦ необходимо поддерживать температуру и влажность воздуха постоянными, с относительно малыми колебаниями. Значительные колебания температуры приводят к изменению рабочих характеристик узлов и устройств ПК.

Атмосферное давление в помещениях ВЦ должно быть 1013,25 ± 266 КПа. При пониженном давлении воздуха ухудшается отвод теплоты от элементов ПК, снижаются изоляционные свойства воздуха.

В помещениях ВЦ необходимо предусмотреть систему отопления. Она должна обеспечить достаточное, постоянное и равномерное нагревание воздуха в помещениях в холодный период года, а также безопасность в отношении пожара.

Согласно СНиП II – 33 – 75, вычислительная лаборатория относится к производственному помещению с повышенными требованиями к чистоте воздуха, значит, могут быть использованы воздушная и водяная системы отопления. При этом колебания температуры в течении суток не должны превышать 2-30С; в горизонтальном направлении - 20С на каждый метр длинны, а в вертикальном - 10С на каждый метр высоты помещения. Для отопления помещения используется водяная система. В целом, система центрального водяного отопления гигиенична, надежна в эксплуатации.

В помещении ВЦ необходимо обеспечить приток свежего воздуха. В вычислительной лаборатории используется естественная вентиляция.

По требованиям к уровню шума (ГОСТ 12.1.003-83. Шум. Общие требования безопасности) уровень шума для инженера-программиста составляет не более 50 дБ.

Требования к освещенности (СНиП 2.2.2.5.542-96). Нормативные значения коэффициента естественного освещения (КЕО) для третьего пояса (расположение города Томск) при боковом освещении не ниже 1.2 %, освещенность при работе с экраном дисплея – 300 лк.

По требованиям эргономики и технической эстетики (ГОСТ 12.2.032-78. Рабочее место при выполнении работ сидя) конструкция рабочего места, расположение и конструкция органов управления должны соответствовать анатомическим и психофизическим характеристикам человека. Вместе с этим все оборудование, приборы и инструменты не должны вызывать психологического раздражения.

Рабочее место оператора ЭВМ состоит из монитора, системного блока, клавиатуры, мыши, принтера. Согласно СНиП 2.2.2.542-96 клавиатура должна быть расположена на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы. Расстояния от глаз оператора до монитора должно составлять 500-600 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. На столе, на котором расположена ЭВМ, должно оставаться место для наглядного, графического материала, для возможности работать с литературой, производить какие-либо пометки.

Согласно СНиП 2.2.2.542-96 к размерам рабочего места предъявляются требования:

1         высота рабочей поверхности регулируется в пределах 680-800 мм;

2         высота сидения 420 мм (желательно регулируемого);

3         расстояние от сидения до нижнего края рабочей поверхности 150мм;

4         размеры пространства для ног высотой не менее 600 мм, шириной не менее 500 мм, глубиной на уровне колен – не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног – не менее 650 мм.

Согласно требованиям СНиП II-68-78 площадь помещения, которая должна приходиться на каждого работающего в кабинете настольных вычислительных машин, должна быть не менее 3 м2. Высота производственных помещений должна быть не менее 3,2м.



3.2.2.1 Организация рабочего места


Согласно ГОСТ 2.1.034-75, рабочее место человека-оператора, - это место, оснащенное средствами отображения информации, органами управления, вспомогательным оборудованием.

Организация рабочего места заключается в выполнении ряда мероприятий, обеспечивающих рациональный и безопасный труд.

При организации рабочего места необходимо учитывать такое понятие как зона деятельности – габариты стационарного рабочего места в горизонтальных и вертикальных плоскостях, в пределах которых человек может выполнять работу, не перемещаясь. Если работник сидит, то зона деятельности может быть нормальной и максимальной.

Нормальная зона деятельности в горизонтальной плоскости ограничивается дугой, прочерчиваемой пальцами обеих рук при свободно опущенных плечах. Это зона достигает 1000 мм по фронту и 300 мм по глубине. Максимальная зона – это зона полностью вытянутых рук. Она равна 1500 мм по фронту и более 500 мм а глубину. Таким же образом определяется зона в вертикальной плоскости.

Важным фактором для установления рабочей позы являются высота рабочей поверхности, расстояние объекта от глаза, угол зрения.



3.2.1.2 Статическое электричество


Статическое электричество в вычислительном центре может возникнуть при прикосновении обслуживающего персонала к любому из элементов ЭВМ. Разрядные токи статического электричества непосредственной опасности для человека не представляют, однако приводят к неприятным ощущениям в виде укола или толчка, а также неожиданность воздействия разряда может вызвать испуг.

Наибольшая опасность статического электричества в вычислительном центре – это возникновение искрового разряда, так как при достижении энергией разряда величины энергии воспламенения различных смесей, паров, газов и пыли с воздухом возникает опасность взрыва, пожара.

Существуют различные способы защит от статического элктричества:

1         заземление металлических и электропроводящих неметаллических элементов оборудования;

2         увеличение объемной и поверхностной проводимости диэлектриков;

3         нейтрализация зарядов путем использования радиоизотопных, индукционных и других нейтрализаторов;

4         ионизация воздуха или среды, в частности, внутренние объемы приборов, сосудов;

5         применение индивидуальной защиты.

Наиболее распространенным способом защиты от статического электричества является заземление. Величина сопротивления при этом не должна превышать 100 Ом.



3.2.1.3 Освещенность на рабочем месте


В силу специфики труда оператора ЭВМ, на зрение накладывается значительная нагрузка. Именно поэтому большую роль при организации рабочего места играет освещение. При неудовлетворительном  освещении зрительная способность глаз снижается, и могут появиться заболевания, такие как близорукость и резь в глазах. Резкие тени, ослепление слишком ярким светом, пульсация света утомляет глаза, снижает их защитную реакцию, глаза теряют контрастную чувствительность и остроту зрения.

Качественно освещение оценивается показателями ослепленности, дискомфорта, коэффициентом пульсации, а также соответствием спектра цвета заданному спектру.

Определенную опасность для глаз представляют дисплеи, являющиеся средствами отображения информации. Постоянная пульсация изображения визуально практически не заметна. Возможность появления бликов и паразитных отражений, а также засветка экрана дисплея посторонним светом, ухудшающим восприятием изображения – все это требует особого подхода к организации освещения.

Согласно СНиП 2.2.2.542-96 естественное освещение лаборатории осуществляется боковым светом, через световые проемы в наружных стенах (окнах). Оно должно обеспечивать коэффициент естественной освещенности (КЕО) не ниже 1.2 % в зонах с устойчивым снежным покровом и не ниже 1.5 % на остальной территории.

При недостаточности или отсутствии естественного света в помещении применяют искусственное освещение. Для искусственного освещения лаборатории применяются лампы накаливания, составляющие систему общего освещения помещения. При этом освещенность рабочего места должна составлять 300-500 лк.

Для обеспечения наиболее благоприятных условий работы принято нормировать минимальную освещенность (освещенность на наиболее темном участке рабочей поверхности).

При выборе соотношений нормируемых значений освещенности учитывают:

-         точность зрительной работы;

-         коэффициент отражения рабочей поверхности;

-         продолжительность напряженной зрительной работы в общем бюджете рабочего времени;

-         характеристики качества освещения;

-         технико-экономические показатели применяемой системы освещения;

-         требования обеспечения безопасной работы.

Нормированная минимальная освещенность для работы пятого разряда зрительной сложности, к которой относится работа оператора ЭВМ, составляет не менее 300 лк. При расположении источника света учитывается фактор ослепляющего действия таким образом, чтобы этот эффект не возникал.



3.2.1.4 Чистота воздуха


Этот фактор оказывает значительное влияние на производительность труда оператора. Недостаток свежего воздуха вызывает сонливость, быстрое утомление, общее ухудшение состояния работающего.

Удаление из помещения загрязненного воздуха и подачу на его место свежего обеспечивает вентиляция. В соответствии с ГОСТ 12.1.005-88 «ССБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования» степень вентиляции определяется по формуле

,                                                    (5.1)

где N – число работающих в помещении,

Z – расход воздуха на одного работающего, в зависимости от объема помещения.

Если на одного работающего приходится не более двадцати кубических метров помещения, то степень вентиляции составляет не менее тридцати кубических метров в час.



3.2.1.5 Микроклимат на рабочем месте


Важным фактором, влияющим на здоровье человека и его работоспособность, являются метереологические условия на рабочем месте. Отклонение от положенных норм влечет за собой снижение производительности труда и может вызывать различные заболевания.

Метереологические условия или микроклимат лаборатории определяются температурой воздуха в помещении, относительной влажностью воздуха, подвижностью воздуха. Эти параметры, отдельно и в комплексе, влияют на органы человека, определяя его самочувствие.

Для холодного и переходного периодов года температура должна составлять от плюс 17°С до плюс 22°С, влажность не более 75 %, скорость движения воздуха не более 0.3 м/с. Для теплого времени года эти значения могут быть: температура не более плюс 28°С, влажность не более 75 %, скорость движения воздуха 0.3-0.7 м/с.

Поддержание параметров микроклимата в заданных пределах осуществляется регулированием естественной вентиляции лаборатории (проветриванием), а в холодное время и системой центрального отопления.



3.2.1.7 Требования пожарной безопасности


В помещениях информационно-вычислительного центра обеспечивается пожарная безопасность в соответствии с ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования». Эти требования заключаются в следующем:

-         помещение оборудуется средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормами;

-         осуществляется регулярное проведение ревизии по поводу скопления ненужных бумаг;

-         составляется план, обеспечивающий быструю эвакуацию людей и наиболее ценного имущества в случае возникновения пожара;

-         назначается ответственный за пожарную безопасность.

Кроме того, обеспечивается требование электробезопасности в соответствии с «Правилами эксплуатации электроустановок».



3.2.2 Требования безопасности


Требования безопасности при работе с ЭВМ определяются согласно ГОСТ 12.2.007.0-75 «ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности». ЭВМ относится к классу 01, то есть к изделиям, имеющим по крайней мере рабочую изоляцию, элемент заземления и провод без заземляющей жилы для присоединения к источнику питания. Перед началом работы с ЭВМ необходимо проверить герметичность корпуса, не открыты ли токоведущие части. Убедиться в подключении заземляющего проводника к общей шине заземления, проверить его целостность. Если заземляющий проводник отключен, подключать его можно только при отключении машины от питающей сети. Для повышения безопасности работать можно с использованием резиновых ковриков.

Опасность поражения человека электрическим током определяется множеством факторов:

-         индивидуальные особенности людей;

-         продолжительность воздействия тока на организм человека;

-         путь тока в теле человека;

-         род и частота тока.

Для данного случая определяющими факторами являются род тока в цепи и его величина. Для обеспечения электробезопасности используется защитное заземление. Корпуса ПЭВМ выполнены из диэлектрических материалов.

Каждому работающему в лаборатории следует помнить:

-         включить общий рубильник можно только после предупреждения всех лиц, работающих в лаборатории;

-         с неисправным оборудованием нельзя работать;

-         нельзя загромождать рабочее место посторонними предметами;

-         держать свободными проходы между рабочими местами и проход к силовому рубильнику;

-         при любом несчастном случае, связанном с поражением электрическим током, немедленно выключать силовой рубильник.

При поражении электрическим током следует:

-         освободить пострадавшего от воздействия электрического тока;

-         оказать первую помощь;

-         вызвать врача.



3.3 Инструкции по технике безопасности


3.3.1 Рабочее место


       а) Рабочее место следует содержать в чистоте и не  допускать его загромождения посторонними предметами;

       б) Осветительные приборы следует располагать так, чтобы рабочее место хорошо освещалось, а свет не попадал в глаза;

       в) Приборы, оборудование и инструменты должны располагаться так, чтобы обращение с ними не требовало лишних движений;

       г) Напряжение на рабочем месте не должно превышать 220В, сопротивление изоляции токоведущих частей – должно быть не менее 500 кОм.

       д) Все электрооборудование должно быть надежно заземлено;

       е) На рабочем месте должна находиться инструкции по эксплуатации электрооборудования.

       ж) Все провода, розетки, вилки, выключатели и пр., а также защитное заземление должны находиться в исправном состоянии;

з) В рабочем помещении должна храниться аптечка первой медицинской помощи.


3.3.2 Организация труда и отдыха при работе с ПК


Длительность работы в помещении с ПК не должна превышать 6-и часов в день.

       Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья, профессиональных пользователей, на протяжении рабочей смены, должны устанавливаться регламентированные перерывы длительностью 15-20 минут [27].

       Продолжительность непрерывной работы с ПК без регламентированного перерыва не должна превышать 2-х часов.

       Для предупреждения переутомления, во время перерывов следует делать упражнения для глаз, физкультурные упражнения, проветривание помещений.

       Профессиональный пользователь ПК должен проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры не реже 2 раза в год.



3.3.3 Основные правила безопасной работы


а) К работе допускается пользователь, прошедший инструктаж и имеющий соответствующий допуск по технике безопасности;

       б) в случае обнаружения неисправности, угрожающей пожаром, взрывом или несчастным случаем (обрыв проводов, замыкание на землю, наличие напряжения на корпусах приборов и т.п.), следует обесточить оборудование и принять все необходимые меры, предупреждающие опасность и сообщить об случившемся администрации;

       в) во избежание поражения электрическим током не следует перемещать электроприборы, находящиеся под напряжением;

       г) при использовании электрооборудования, не имеющего заземления, его следует располагать так, чтобы исключить одновременное касание к корпусу прибора и любому заземленному предмету. В этом случае расстояние между ними должно быть не менее двух метров;

       д) смену предохранителей, электроламп и др. следует производить при выключенном оборудовании;

       е) следует своевременно производить влажную  уборку  помещения, удалять пыль с оборудования и мебели, убирать использованные расходные материалы.



3.3.4 Запрещается


       а) Заграждать и захламлять проходы, пути эвакуации, а также подходы к средствам пожаротушения, подступы к электрощитам и рубильникам;

       б) использование для работы неисправного оборудования, оборудования со снятым защитным кожухом или открытым корпусом;

       в) самостоятельно устранять неисправности оборудования или электропитания;

       г) заменять перегоревшие предохранители проволокой. Необходимо применять предохранители только калиброванные, заводского изготовления;

       д) оставлять без присмотра включенные электронагревательные приборы, электроустановки и др.;

       е) отключать заземляющий проводник от электроустановки, находящейся во включенном состоянии;

       ж) применять для обогрева помещения неисправные, самодельные нагревательные приборы, а также приборы с открытым источником тепла;

       з) курить на рабочем месте.



3.3.5 Действия на случай пожара


Каждый, обнаруживший пожар или возгорание, обязан:

а) Немедленно вызвать пожарную охрану по телефону 01;

б) при необходимости вызвать газоспасательную, медицинскую и другие службы;

в) отключить электроэнергию, прекратить все работы, не связанные с тушением пожара;

г) вынести из помещения легковоспламеняющиеся, взрывоопасные материалы и наиболее ценные предметы;

д) приступить к тушению очага пожара имеющимися на рабочем месте средствами пожаротушения (огнетушитель, пожарный кран, песок, пожарный щит и т.д.);

е) принять меры по организации вызова к месту пожара руководителя подразделения и администрации.



3.3.6 Инструкция по оказанию первой помощи при поражении электрическим током


При поражении электрическим током пострадавший в большинстве случаев не может сам освободиться от воздействия тока из-за непроизвольного судорожного сокращения мышц, тяжелой механической травмы или потери сознания. Поэтому необходимо, прежде всего, освободить пострадавшего от действия тока. В электроустановках до 1000 В надо перерубить провода инструментом с изолированной рукояткой. Провода следует перерубать по одному, чтобы не вызвать короткое замыкание. Либо встать на сухое место, изолировать руку и оттащить этой рукой пострадавшего от токоведущих частей.

После освобождения пострадавшего от воздействия тока необходимо приступить к оказанию первой помощи:

-         если пострадавший пришел в сознание, его нужно уложить на сухую подстилку и накрыть сухой одеждой. Вызвать врача. Нельзя разрешать ему двигаться, т. к. отрицательное действие тока может проявиться не сразу;

-         если пострадавший без сознания, но у него устойчивое дыхание и пульс, то его необходимо удобно уложить, обеспечить приток свежего воздуха и стараться привести его в сознание (брызнуть в лицо холодной водой, поднести нашатырный спирт) и ждать врача;

-         при отсутствии у пострадавшего признаков жизни необходимо провести мероприятия по оживлению пострадавшего. Признаками наступления клинической смерти являются: отсутствие дыхания, отсутствие пульса на сонных и бедренных артериях, отсутствие реакции зрачков на свет, серый цвет кожи.

Мероприятия по оживлению проводят в следующем порядке:

а) восстанавливают проходимость дыхательных путей;

б) проводят искусственное дыхание методом "изо рта в рот" или "изо рта в нос";

в) делают наружный массаж сердца. Оказывать помощь нужно до прибытия врача.

4 Технико-экономическое обоснование проекта



Для того, чтобы провести технико-экономическое обоснование проекта, прежде всего необходимо показать целесообразность проводимых работ.


4.1 Обоснование целесообразности разработки проекта



Обоснование целесообразности проводится путем описания состояния проблемы и путей ее решения в России и за рубежом, чтобы можно было оценить актуальность и необходимость проведения работ.

Основными технико-экономическими показателями характеризующими работу ремонтной службы предприятия, являются: трудоемкость и себестоимость технического обслуживания и ремонта каждого вида оборудования, удельный вес ремонтного  персонала в общей численности работающих, процент простоя оборудования в ремонте по отношению к режимному фонду времени работы, расход вспомогательных материалов на единицу оборудования.

Возрастающее значение эффективного обслуживания и ремонта оборудования для бесперебойного функционирования производства требует дальнейшего их совершенствования. Важнейшими путями этого совершенствования являются:

*                    своевременное обеспечение предприятия запасными частями и крепежными деталями, укрепление дисциплины по соблюдению договоров поставок между предприятиями промышленности и предприятиями производящими комплектующие для их оборудования;

*                   развитие системы филиалов по техническому обслуживанию со стороны фирм-производителей оборудования;

*                   применение передовых методов и технологий проведения ремонтных работ;

*                   совершенствование системы организации труда ремонтного персонала, повышение квалификации ремонтного персонала, тесное взаимодействие в области снабжения технической информацией с фирмами производителями оборудования.

Но в настоящий момент на большинстве предприятий систеиа ППР практически бездействует, а осуществляется лишь текущий ремонт по мере выхода оборудования из строя. Это ни в коей мере не способствует нормальной работе оборудования на предприятии.

Целью данной дипломной работы является упрощение труда работника, отвечающего за планирование предупредительных ремонтов и поддержку системы ППР предприятия.



4.2 Организация и планирование работы


Трудоемкость работ определялась с учетом срока окончания работ, имеющихся вычислительных ресурсов, выбранной среды программирования, объема информации, объема необходимой предварительной работы. Для разработки было задействовано два человека:

-         научный руководитель;

-         инженер-программист.

Руководитель направляет на работу, ставит задачу, контролирует работу инженера-программиста, оценивает результаты проделанной работы и дает рекомендации. Инженер-программист, в данном случае студент, полностью отвечают за разработку программного обеспечения.

Для организации работы использовались сетевые методы планирования и управления (далее СПУ).

СПУ является комплексом графических и расчетных методов, организационных и контрольных мероприятий, обеспечивающих моделирование, анализ и динамическую перестройку планов сложных проектов и разработок. СПУ представляет собой систему методов, предназначенных для планирования и управления комплексами взаимосвязанных работ с учетом времени, стоимости и качества как отдельных работ, так и комплекса в целом.

Использование СПУ позволяет наиболее полно моделировать процессы. Сетевая модель, являющаяся графическим вы­ражением системы СПУ, показывает картину логических и вре­менных зависимостей между выполняемыми работами. Она дает возможность определения наиболее ответственных и напряжен­ных участков работы, на которых должно быть сосредоточено внимание руководителя. Система СПУ повышает оперативность планирования и управления производством. Методы СПУ явля­ются универсальными: во взаимосвязи с другими экономико-ма­тематическими методами, АСУ и ЭВМ они существенно повы­шают их результативность и в целом эффективность производства.

Итак, в результате составления перечня работ был получен список из тридцати пунктов (см. таблицу 4.2).

Наиболее ответственной частью этого раздела является определение трудоёмкости отдельных видов работ.

Расчёт ожидаемой продолжительности работы tож производится по формуле (4.3):

                                 (4.1)

где tmin – кратчайшая продолжительность заданной работы (оптимистическая оценка);

tmax – самая большая продолжительность работы (пессимистическая оценка);

tн.в. – наиболее вероятная продолжительность работы (реалистическая оценка);

Значения оценок tmin, tmax, tн.в. и рассчитанная ожидаемая продолжительность tож. представлены в таблице 4.1.


Таблица 4.1 – Перечень работ и оценка трудоёмкости

Наименование работы

tmin

tmax

tн.в.

tож.

1 Постановка задачи

5

10

7

7

2 Изучение предметной области

4

6

5

5

3 Проектирование базы данных

4

5

4

4

4 Проектирование интерфейса

2

4

3

3

5 Разработка приложения

20

26

23

23

6 Тестирование и отладка

10

15

13

13

7 Расчет показателей безопасности жизнедеятельности

3

5

4

4

8 Проведение экономических расчетов

4

5

4

4

9 Оформление пояснительной записки

3

5

4

4

ИТОГО

55

81

67

67


Для того, чтобы выполнить поставленную задачу в срок при наименьших затратах средств, составляется план-график, в котором рассчитывается поэтапная трудоёмкость всех работ. Загрузка участников на каждом этапе работы представлена в таблице 4.2.




Таблица 4.2 – Определение загрузки участников работы

Содержание работ

Исполнители

Загрузка на участника

Числен-ность

Длитель-ность

1 Постановка задачи

Р, ИП

0,5

2

7

2 Изучение предметной области

ИП

1

1

5

3 Проектирование базы данных

ИП

1

1

4

4 Проектирование интерфейса

ИП

1

1

3

5 Разработка приложения

ИП

1

1

23

6 Тестирование и отладка

Р, ИП

1

2

13

7 Расчет показателей безопасности жизнедеятельности

ИП

1

1

4

8 Проведение экономических расчетов

ИП

1

1

4

9 Оформление пояснительной записки

Р, ИП

1

2

4

ИТОГО

 



67


Для более наглядного планирования выполняют построение сетевого или ленточного графика. Сетевой график – это графическое изображение модели с параметрами всех работ.

Поясним некоторые понятия сетевого планирования.

Работа - трудовой процесс, требующий затрат труда (разработка чертежей, подготовка отчета и т. п.), или процесс ожида­ния. На графике работу  обозначают стрелкой.

Фиктивная работа показывает логическую связь между событиями и не требует ни затрат времени, ни ресурсов. Такие работы обозначают пунктирной стрелкой. Событие—результат выполнения одной или нескольких работ. Оно не является процессом и не имеет продолжительности. На графике событие, как правило, изображают в виде окружности, разделенной на четыре сектора: в верхнем секторе указы­вают номер события, в левом — ранний срок его свершения, в правом — поздний срок свершения и в нижнем секторе — резерв времени события.

Путь—непрерывная последовательность работ и событий (начиная от исходного и кончая завершающим событием). Длина пути (продолжительность) определяется суммарной про­должительностью всех работ, лежащих на этом пути. В сете­вой модели может быть несколько путей различной продолжительности.

Критический путь — самый продолжительный из всех воз­можных, он проходит через работы и события, не имеющие ре­зерва времени. При контроле работ по сетевому графику, глав­ное внимание руководителя концентрируется на работах критического пути, так как именно от них зависит выполнение всей разработки в установленный срок.

Поскольку данный график – без сложных переходов, расчет параметров сетевого графика производился графическим способом. Достоинствами этого способа являются простота и наглядность. Каждый кружок, изображающий событие, делят на четыре сектора. Верхний сектор отводят для номера события, левый—для вычисляемых ранних сроков свершения событий ( T), нижний—для номера события, через которое к данному событию проходит максимальный по про­должительности путь (или, иначе, для номера события, на  котором  достигается значение  T,записываемое в левом секторе), и , наконец, правый- для вычисляемых поздних сроков свершения события  Т.

 На рисунке 4.1 приведен результат расчета – сетевой график с нанесенными на него показателями работ.

Рисунок 4.1 Сетевой график работ

Таким образом, длина критического пути – 67 дней.





4.3 Расчет затрат на разработку проекта



Расчёт капиталовложений, связанных с автоматизацией обработки информации производится по формуле (4.2):

,                                         (4.2)

где Кп – капиталовложения на проектирование, руб.;

Кр – капиталовложения на реализацию, руб.

Капиталовложения на проектирование включают в себя расходы на проведение исследований и обработку материалов, расходы на разработку технического задания, технического и рабочего проекта системы, а также расходы на написание программы.

Необходимые данные для расчета затрат на разработку продукта сведены в таблицу 4.3.


Таблица 4.3 – Данные для расчета затрат на разработку продукта

Исходные данные

Значение

Время, затраченное на разработку (в днях):

Руководитель

Инженер – программист


24

67

Должностные оклады:

Руководитель

Инженер – программист


1880

1220

Окончание таблицы 4.3 – Данные для расчета затрат на разработку продукта

Коэффициенты:

Wд – учитывает дополнительную заработную плату в долях от основной

Wс – учитывает отчисления на социальные нужды

Wн – учитывает накладные расходы организации


0,08 (8%)


0,365 (36,5%)

0,2 (20%)

Машинное время на проектирование и реализацию программы:

Стоимость 1 часа машинного времени

500 ч.


15 рублей


Расчеты затрат на основную заработную плату системы приведены в таблице 4.4. При расчете учитывались воскресенья как нерабочие дни, а затраты времени на разработку системы по каждому исполнителю брались, исходя из его загрузки по календарному графику выполнения работ.


Таблица 4.4 – Затраты на основную заработную плату

Исполнители

Оклад с учетом районного коэффициента

Среднедневная

ставка, руб./день

Затраты времени,

дни

Фонд з/п., руб.

Руководитель

2444

101,83

7

712,81

Инженер–программис

1586

66,08

93

4427

Итого




5139


Итого основной зарплаты 5139 руб.

Дополнительная заработная плата составляет 8% от основной и равна 411 рублей.

Отчисления на социальные нужды составляют 36,5% от рассчитанного фонда заработной платы (основная + дополнительная) и равны 2025 рублей.

Стоимость машинного времени, потраченного на проектирование и реализацию разработки, рассчитывается по формуле (4.7):

,                                                     (4.3)

где Сч – стоимость часа работы на компьютере;

Кч – количество часов работы на компьютере.

По формуле (4.3) получаем 7500 рублей:


Материальные затраты представлены в таблице 4.5.


Таблица 4.5 – Материальные затраты

Наименование

Единица измерения

Количество

Сумма, руб.

Бумага, тетрадная

Лист

50

10

Бумага, формат А4

Лист

100

30

Диск CD – R

Штук

1

10

Итого

40


Транспортные расходы составляют 5% от материальных затрат – 2 рубля.

Накладные расходы составляют 20% от суммы прямых затрат на разработку, которые, в свою очередь, включают затраты на материалы, основную заработную плату с учетом районного коэффициента, отчисления на социальные нужды и стоимость затраченного машинного времени.

Таким образом, получаем 4508 рубля.

Смета затрат на разработку системы представлена в таблице 4.6.


Таблица 4.6 – Смета затрат на разработку

Статьи затрат

Затраты, руб.

1 Материальные затраты

40

2 Затраты на основную з/п (включая районный коэффициент)

5139

3 Затраты на дополнительную з/п

411

4 Отчисления на социальные нужды

2025

5 Стоимость машинного времени

7500

6 Транспортные расходы

2

7 Накладные расходы организации

4508

Итого

19625


Таким образом, сумма затрат на разработку проекта составляет 19625 рублей.

Капиталовложения на реализацию проекта (Кр) в общем случае включают в себя затраты:

 - на приобретение основного и вспомогательного оборудования;

 - на транспортировку, установку и монтаж оборудования;

 - на прокладку линий связи;

 - на реконструкцию и строительство зданий вычислительного центра (ВЦ);

 - на приобретение пакетов прикладных программ;

 - на отладку и пуск системы в целом;

 - затраты по подготовке и переподготовке кадров.

В данном проекте нет необходимости в приобретении нового оборудования и программных продуктов, не нужно прокладывать новые линии связи, не требуется переоборудование помещений, а квалификация потенциальных пользователей достаточна для полноценной работы.

Таким образом, капитальные вложения на реализацию проекта равны  капитальным вложениям на проектирование:

Кр = Себестоимость = 19625 руб.



4.4 Расчет эксплутационных затрат


Эксплуатационные затраты связаны с обеспечением нормального функционирования как обеспечивающих, так и функциональных подсистем автоматизации обработки информации, поэтому эти затраты называют также текущими затратами. Это могут быть затраты на ведение информационной базы, эксплуатацию комплекса технических средств, эксплуатацию систем программно-математического обеспечения, реализацию технологического процесса обработки информации по задачам, эксплуатация системы в целом.

Эксплуатационные (текущие) затраты рассчитываются по формуле (4.11):

,                                      (4.4)

где Сзп – затраты на основную и дополнительную з/п с отчислениями на социальное страхование производственного персонала ВЦ, руб.;

СА – амортизационные отчисления от стоимости оборудования и устройств системы, руб.;

Сэ –    затраты на силовую энергию, руб.;

Ст.р. – затраты на текущий ремонт оборудования и устройств системы, руб.;

Св.м. – затраты на материалы и машинные носители (вспомогательные материалы), руб.

Будем считать, что данный продукт используется в специально отведенном помещении бюро ППР.

Здесь за аналог проекту возьмем ручной труд по планированию ремонтов. Произведем расчет основной и дополнительной заработной платы (см. таблицу 4.7).


Таблица 4.7 – Расчёт затрат на основную и дополнительную з/п


Количество человек в сутки

Временные затраты в сутки, час

Временные затраты в году, час

Аналог

1

3

1000

Проект

1

0,5

150


Затраты на основную и дополнительную заработную плату с отчислениями на социальные нужды рассчитываются по формуле (4.12):

Сзп = ,                                       (4.5)

где tni – время, затрачиваемое в процессе  эксплуатации системы работником i-ой квалификации;

Зоi – среднедневная  заработная плата работника i-ой квалификации с учетом районного коэффициента, руб./день.;

Wд, Wс – коэффициенты, учитывающие соответственно дополнительную заработную плату и отчисления на социальные нужды.

Данные по расчету основной заработной платы с учетом районного коэффициента приведены в таблице 4.8.


Таблица 4.8 – Основная заработная плата при эксплуатации системы (проектируемый вариант)

Должность

Оклад с учетом районного коэф-та, руб.

Средняя ставка за сутки, руб.

Затраты вре-мени в год, сут.

Администратор

1220

66,08

365


Подставляя необходимые данные в формулу 4.12, получим, что затраты на основную и дополнительную заработную плату с отчислениями на социальные нужды, составляют:

Для ручного труда:

Сзп = = 12203,65 руб.

Для проекта:

Сзп = = 1830,35 руб.

Амортизационные отчисления определяются по формуле (4.13):

,                                       (4.6)

где Zbal –балансовая стоимость оборудования;

To – время работы оборудования;

Fef – эффективный фонд времени работы оборудования в год;

А - норма годовых амортизационных отчислений для оборудования (12,5%), для принтера (11,1%);

G – количество оборудования, штук.

Эффективный фонд времени определяется по формуле (4.14):

,                                                  (4.7)

где DR – количество рабочих дней в году (DR=365);

NS – норматив среднесуточной загрузки (NS=24);

Подставив значения в формулу (4.14), получаем:

Fef = 24*365 = 8760 час.;

Для компьютера:

G1 = 1;   Zbal1 = 25000 руб.;   To1 = 24*365 = 8760 час.;

Для принтера:

G2 = 1;   Zbal2 = 5000 руб.;   To2 = 5*365 = 1825 час.;

Таким образом, амортизационные отчисления будут равны:

 = 3240,63 руб.

Затраты на электроэнергию рассчитываются по формуле (4.15):

,                                            (4.8)

где

Ni – мощность i-вида технических средств;

tpi – время работы i-вида технических средств, час;

gi – коэффициент использования установленной мощности оборудования;

Rmi – количество пользователей, работающих на оборудовании i-вида;

TЭ – тариф на электроэнергию.

В данном случае имеем:

Для компьютера:

N1 = 0,4 кВт;   tp1 = 8760 ч.;

Для принтера:

N2 = 0,3 кВт;   tp2 = 1825 ч.;

g = 1;   R = 1;   TЭ = 0,36;

Подставив данные в формулу 4.15, получим:

СЭ = 0,4 × 8760 × 1 × 1 × 0,36 + 0,3 × 1825 × 1 × 1 × 0,36 = 1458,54 руб.

Затраты на текущий ремонт оборудования рассчитываются по формуле (4.16):

Ст.р.=,                                             (4.9)

где Hpj – норматив затрат на ремонт оборудования (Hpj = 0.05).

Подставив данные в формулу (4.16), рассчитаем затраты на текущий ремонт оборудования:

Ст.р. = 0,05 × (25000 × 8760 × 1 + 5000 × 1825)/ 8760 = 1284,96 руб.

Затраты на материалы определяются нормативом (1-2%) от стоимости технических средств:

См = 0,01*Crj,                                                   (4.10)

где Crj – стоимость j–го оборудования;

Подставив данные в формулу (4.17), получим:

См_проект  = 0,01 × 25000 × 1 + 0,01 × 5000 = 255 руб.

На канцелярские товары инженерам каждый квартал выделяется 1000 руб.

См_канц = 1000 руб.

Данные по расчету эксплуатационных затрат сведены в таблицу 4.9.










Таблица 4.9 - Эксплуатационные затраты

Статьи затрат

Затраты, руб.

Аналог

Проект

Затраты на основную и дополнительную з/п с отчислениями на социальные нужды

12203,65

1830,35

Затраты на электроэнергию

1458,54

1458,54

Затраты на материалы

255

255

Затраты на ремонт

1284,96

1284,96

Амортизационные начисления

3240,63

3240,63

Итого

18442,78

8069,48


Таким образом, по отношению к эксплутационным затратам внедрение данного проекта обосновано.



4.4 Расчет показателей эффективности и годового экономического эффекта



Оценка экономической эффективности решений автоматизированного проектирования основывается на расчете показателей сравнительной  экономической эффективности капитальных вложений.

Экономический эффект от использования разрабатываемой системы определяется по формуле (4.18):

,                                        (4.11)

где Эг – экономический эффект от использования разрабатываемой системы, руб.;

З1, З2 – приведенные затраты на единицу работ, выполняемых с помощью базового и проектного варианта процесса обработки информации, руб.;

А2 – объем работ, выполняемых с помощью разрабатываемой системы, натур. ед. (А2 = 1);

A – коэффициент технического уровня, A = 0,92.

Приведенные затраты (Зi) на единицу работ, выполняемых по базовому и новому варианту, рассчитываются по формуле (4.12):

,                                             (4.12)

где Ci – себестоимость, текущие эксплуатационные затраты единицы работ, руб.;

Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений в средства вычислительной техники, (Ен=0,33);

Кi – удельные (на единицу работ) капитальные вложения, связанные с проектированием и внедрением пакета программ.

Поскольку для базового варианта неизвестна себестоимость, сравнивать будем эксплуатационные затраты.

Базовый вариант:

З1 = 18442 руб.

Проект:

З2 = 8069 руб.

Для определения экономического эффекта, подставим полученные значения в формулу 4.19:

Эг = (18442 × 0.92 – 8069) × 1 = -8897 руб.

Фактический коэффициент экономической эффективности разработки (Eф) показывает величину экономии на текущих эксплуатационных затратах (С), образующихся в результате нового пакета программ, на один рубль капитальных единовременных вложений (К). Фактический коэффициент экономической эффективности рассчитывается по формуле (4.20):

                                                        (4.13)        

Подставив данные в формулу для расчета коэффициента экономической эффективности, получим его значение:                                                           

Еф=8897/19625= 0,45

Поскольку Ен = 0,33, то следует неравенство: Еф > Ен.

Исходя из этого можно сделать вывод, что проектирование и внедрение системы является эффективным, т.е. эффект от использования данной системы окупает все затраты, связанные с проектированием, внедрением и эксплуатацией.

Расчетный срок окупаемости капитальных вложений в разработку, определяется как величина, обратная расчетному коэффициенту эффективности (см. формулу (4.21)).

                                                     (4.14)

Подставив данные в формулу (4.21), получим срок окупаемости разрабатываемого в рамках данной работы продукта 2,2 года

Нормативный срок окупаемости Тн = 3 года (Тн = 1 / 0,33 = 3 года), т.е. этот коэффициент также показывает эффективность данной разработки.



6 Заключение


В результате выполнения дипломной работы была создана программа, автоматизирующая планирование предупредительных ремонтов электрооборудования.

В процессе выполнения было проведено обоснование разработки, спроектирована база данных, изучены технологии доступа к данным, разработано программное приложение, работающее с базой данных, изучена система генерации отчетов QuickReport.

Также было произведено технико-экономическое обоснование работы, рассчитаны показатели экономической эффективности, исследованы вопросы безопасности жизнедеятельности человека.

Экономическое обоснование показало эффективность внедрения данной программы для автоматизации работ по планированию предупредительных ремонтов электрооборудования.

Список использованных источников


1         Архангельский А.Я. Программирование в С++Builder 6. – М.: «Издательство БИНОМ», 2003 г. – 1152 с.

2         Гамма Э., Хелм Р., Джонсон Р., Влиссидес Дж. Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования. – СПб.: Питер, 2001 г. – 368 с.

3         Б. Страуструп. Язык программирования С++, 3-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: М.: «Невский диалект» - «Издательство БИНОМ», 1999 г., 991 с.

4         Айра Пол, Объектно-ориентированное программирование на С++, 2-е изд. СПб.: М.: «Невский диалект» - «Издательство БИНОМ», 1999 г. – 462 с.

5         Одинцов И.О. Профессиональное программирование. Системный подход. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002. – 512 с.: ил.

6         Руководство по дипломному проектированию – УКАЗАТЬ!

7         Методические указания по оценки экономической эффективности – УКАЗАТЬ!

8         Безопасность жизнедеятельности – УКАЗАТЬ!

9         Александровский А.Д. Delphi 4. Шаг в будущее. – М.:ДМК, 1999 – 528 с.

10    Microsoft Access 2000: Русская версия: Перевод с английского. Авторы: Microsoft Corp. Издательство: "ЭКОМ", 2002г, 350 стр.

Приложение А

(обязательное)

Схема постоянной части базы данных

Приложение Б

(обязательное)

Сохранение записи в таблицу норм ремонта

void __fastcall TFrmMain::btnSaveRecNormClick(TObject *Sender)

{

int TypeId=0;

int RemontId=0;

int MaterialId=0;

int DepId=0;


if (cbRecType->Text=="") ShowMessage ("Íå çàäàí òèï îáîðóäîâàíèÿ!");

else

{

//Ïîèñê íîìåðà òèïà

DM->qMain->Close();

DM->qMain->SQL->Clear();

DM->qMain->SQL->Add("select * from Types");

DM->qMain->Open();

DM->qMain->First();

while (!DM->qMain->Eof)

        {

        if (DM->qMain->FieldByName("type")->AsString==cbRecType->Text)

                {

                TypeId=DM->qMain->FieldByName("id")->AsInteger;

                }

        DM->qMain->Next();

        }

DM->qMain->SQL->Clear();

DM->qMain->Close();


if (cbRecDep->Text=="") ShowMessage ("Íå çàäàíî îòâåòñòâåííîå ïîäðàçäåëåíèå!");

else

{

//Ïîèñê íîìåðà ïîäðàçäåëåíèÿ

DM->qMain->Close();

DM->qMain->SQL->Clear();

DM->qMain->SQL->Add("select * from Departmens");

DM->qMain->Open();

DM->qMain->First();

while (!DM->qMain->Eof)

        {

        if (DM->qMain->FieldByName("DepName")->AsString==cbRecDep->Text)

                {

                DepId=DM->qMain->FieldByName("id")->AsInteger;

                }

        DM->qMain->Next();

        }

DM->qMain->SQL->Clear();

DM->qMain->Close();


if (cbRecMaterialName->Text=="") ShowMessage ("Íå çàäàí òèï ìàòåðèàëà!");

else

{

//Ïîèñê íîìåðà ïîäðàçäåëåíèÿ

DM->qMain->Close();

DM->qMain->SQL->Clear();

DM->qMain->SQL->Add("select * from Material");

DM->qMain->Open();

DM->qMain->First();

while (!DM->qMain->Eof)

        {

        if (DM->qMain->FieldByName("NameMaterial")->AsString==cbRecMaterialName->Text)

                {

                MaterialId=DM->qMain->FieldByName("id")->AsInteger;

                }

        DM->qMain->Next();

        }

DM->qMain->SQL->Clear();

DM->qMain->Close();


if (cbRecRemont->Text=="") ShowMessage ("Íå çàäàí âèæ ðåìîíòíûõ ðàáîò!");

else

{

//Ïîèñê íîìåðà ïîäðàçäåëåíèÿ

DM->qMain->Close();

DM->qMain->SQL->Clear();

DM->qMain->SQL->Add("select * from RemontTypes");

DM->qMain->Open();

DM->qMain->First();

while (!DM->qMain->Eof)

        {

        if (DM->qMain->FieldByName("rabota")->AsString==cbRecRemont->Text)

                {

                RemontId=DM->qMain->FieldByName("id")->AsInteger;

                }

        DM->qMain->Next();

        }

DM->qMain->SQL->Clear();

DM->qMain->Close();

//Ñîçäàíèå íîâîé çàïèñè

if (isnew)

{

if (eRecTrudNorm->Text!="" && eRecMaterialCount->Text!="")

        {

        DM->tFullNorm->Active=true;

        DM->tFullNorm->Insert();

        DM->tFullNormidDep->Value=DepId;

        DM->tFullNormidMaterial->Value=MaterialId;

        DM->tFullNormidRemont->Value=RemontId;

        DM->tFullNormidType->Value=TypeId;

        DM->tFullNormMaterial->Value=StrToInt(eRecMaterialCount->Text);

        DM->tFullNormtrud->Value=StrToInt(eRecTrudNorm->Text);

        DM->tFullNorm->Post();

        DM->tFullNorm->Active=false;

        ShowMessage("Çàïèñü ñîçäàíà!");

        }

else ShowMessage("Äîëæíû áûòü çíà÷åíèÿ íîðì!");

}

//Ðåäàêòèðîâàíèå ñóùåñòâóþùåé

else

{

DM->tFullNorm->Open();

TLocateOptions SearchOptions;

DM->tFullNorm->Locate("id",OborId,SearchOptions<<loCaseInsensitive);

DM->tFullNorm->Edit();

        DM->tFullNormidDep->Value=DepId;

        DM->tFullNormidMaterial->Value=MaterialId;

        DM->tFullNormidRemont->Value=RemontId;

        DM->tFullNormidType->Value=TypeId;

        DM->tFullNormMaterial->Value=StrToInt(eRecMaterialCount->Text);

        DM->tFullNormtrud->Value=StrToInt(eRecTrudNorm->Text);

DM->tFullNorm->Post();

DM->tFullNorm->Close();

ShowMessage("Çàïèñü îáíîâëåíà!");

}

}

}

}

}

DepId=0;

TypeId=0;

MaterialId=0;

RemontId=0;

isnew=true;

cbRecType->Text="";

cbRecMaterialName->Text="";

cbRecDep->Text="";

cbRecRemont->Text="";

 eRecMaterialCount->Text="";

 eRecTrudNorm->Text="";


}

Приложение В

(обязательное)

Формирование списка всех работ за период

void __fastcall TFrmMain::btnCreateAllWorksClick(TObject *Sender)

{

DM->tAll->Open();

DM->tAll->First();

while (!DM->tAll->Eof)

        {

        DM->tAll->Delete();

        }

DM->tAll->First();

DM->tz->Open();

DM->tRemont->Open();

for (int i=0;i<DM->tz->RecordCount;i++)

{

DM->tRemont->First();

int remontrecnum=0;

for (int j=1; j<DM->tRemont->RecordCount+1;j++)

        {

        if (DM->tRemontrabota->AsString==DM->tzrabota->AsString) remontrecnum=j;

        DM->tRemont->Next();

        }

const AnsiString frname="r"+AnsiString(remontrecnum);

if (DM->tz->FieldByName(frname)->AsInteger!=0)

{

Word year, month, day;

DecodeDate(dtpEnd->Date, year,month,day);

TDateTime* tmp=new TDateTime;

tmp->Val=DM->tzDateBegin->AsDateTime.Val;

int YearWorkCount=0;

while (*tmp < dtpEnd->DateTime)

        {

        *tmp+=DM->tz->FieldByName(frname)->AsInteger;

        YearWorkCount++;

        }

for (int k=0;k<YearWorkCount;k++)

        {

        DM->tAll->Insert();

        DM->tAlldatebegin->Value=DM->tzDateBegin->AsDateTime+DM->tz->FieldByName(frname)->AsInteger*(k+1);

        DM->tAllDepId->Value=DM->tzidDep->Value;

        DM->tAllmaterialcost->Value=DM->tzCost->Value;

        DM->tAllmaterialcount->Value=DM->tzMaterial->Value;

        DM->tAllmaterialname->Value=DM->tzNameMaterial->Value;

        DM->tAllnormtrud->Value=DM->tztrud->Value;

        DM->tAlloborname->Value=DM->tzName->Value;

        DM->tAllobornumber->Value=DM->tzNumber->Value;

        DM->tAllremontname->Value=DM->tzrabota->Value;

        DM->tAlltype->Value=DM->tztype->Value;

        DM->tAll->Post();

        }


}

  DM->tz->Next();

}

DM->tRemont->Close();

DM->tz->Close();

DM->tAll->Close();

ShowMessage("Готово!");

}

Приложение Г

(обязательное)

Форма редактирования справочника норм работ


Приложение Д

(обязательное)

Форма формирования структуры ремонтных работ


Приложение Е

(обязательное)

Пример отчета – календарного плана работ