Содержание


1. Время в романе М.Булгакова «Мастер им Маргарита»………………………3

2. Пространство в романе М.Булгакова «Мастер им Маргарита»……………...4

2.1. Вечность в романе М.Булгакова «Мастер им Маргарита»…………………6

2.2. Древний мир в романе М.Булгакова «Мастер им Маргарита»……………..9

2.3. Современный мир в романе М.Булгакова «Мастер им Маргарита»……….10

Заключение………………………………………………………………………….12

Список используемой литературы………………………………………………...13























1.Время в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»


Роман «Мастер и Маргарита» нелегко отнести к определенной жанровой категории. «Мастер и Маргарита» М.Булгакова – произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко–эпического, философского и сатирического начал.

При первом знакомстве с «Мастером и Маргаритой» создается впечатление, что действие основной московской части романа нельзя определить точно. Большинство исследователей считают, что Булгаков приурочил события к некоторому неопределенному времени, сочетающему приметы жизни, как двадцатых, так и тридцатых годов. Так, в самом раннем варианте, редакции 1929 года, время действия московских сцен обозначено июнем 1934 года, позднее исправленным на июнь 1933 года. Но все события, происходившие в Москве, были приурочены к определенным дням июня. События, связанные с визитом Воланда в Москву, происходят в одном и том же месяце – июне, хотя год постоянно меняется и все далее отодвигается в будущее. Почему же автор выбрал именно этот месяц? Возможно, один из мотивов здесь – летняя жара, так как необычайный зной – предвестник появления нечистой силы.

Действие ершалаимских сцен также разворачивается в июне. Между тем Булгакову, было хорошо известно, что месяц нисан древнееврейского календаря, на который, согласно свидетельствам Евангелий, приходятся события, связанные с арестом и казнью Иисуса Христа, соответствуют в разные годы разным весенним месяцам христианского календаря – марту или апрелю, но никогда не соответствуют июню. Точно также и время действия московских сцен, в которых легко прослеживается параллель Страстной неделе, в ранних редакциях сознательно отдалено хронологически от православной Страстной недели и Пасхи, которые в двадцатом веке никак не могут приходиться на июньские дни. Приурочив действие в Москве, и в Ершалаиме к июню, Булгаков подчеркивал таким образом несоответствие событий романа евангельской традиции. С другой стороны, факт, что московские и ершалаимские сцены происходили, как подчеркнуто Булгаковым, в одном и том же месяце, должен обратить внимание на их глубокую внутреннюю связь.

Последний раз набросок хронологии событий романа Булгаков сделал в 1933 году. Здесь к маю приурочены и первая встреча Мастера с Маргаритой и основные события московских сцен романа. К маю же с промежутком в год отнесены первая встреча Мастера и Маргариты и их последняя встреча в земной жизни перед переходом в надмирность в окончательном тексте произведения. Здесь уже нет прямого обозначения времени действия московских сцен. Единственное указание – замечание о странности «этого страшного майского вечера», когда Берлиоз и Бездомный встретились на Патриарших с Воландом. Эта встреча происходит в среду, а в последний полет Мастера и Маргариты заканчивается в ночь с субботы на воскресенье.

Таким образом, все события московских сцен укладываются в четыре дня недели, причем в эти же дни происходили события в древнем Ершалаиме, отдаленном от Москвы в пространстве и времени. Промежуток времени, разделяющий московские и ершалаимские сцены, был назван точно: 1900 лет. Но, главное, это день воскресения Христа, праздник православной христианской Пасхи, это одновременно воскресение Иешуа и воскресение мастера.


2.Пространство в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»


Роман имеет трехмерную структуру (в произведении присутствуют современный, потусторонний и древний мир). Такая структура указывает на троичность бытия, о котором говорил религиозный философ П.А.Флоренский. Троичность бытия связана с христианской троицей и возможностью прямого общения человека с божеством. В булгаковском романе троичная структура не несет религиозной нагрузки и выглядит как своеобразная пародия на учение Флоренского. Хотя связь с учением Флоренского все же присутствует.

Как отмечает И.Л.Галинская в работе «Загадки известных книг», в романе воплощена теория трех миров: земного, библейского, космического.

Первый мир в романе представляют люди , второй – библейские персонажи, третий – Воланд и его свита. В данной работе Галинская ориентируется на теорию «трех миров» украинского философа восемнадцатого века Григория Савича Сковороды.

Связь между тремя пространственно – временными пластами романа поддерживается хронологией, системой образов, цветовыми ассоциациями. Помимо трех миров выделяют четвертый мир, существующий наряду с древним, ершалаимским, современным московским и вечным потусторонним. Этот мир на является структурообразующим, так как в пространственном и временном отношении совпадает с современным московским. В мнимом мире герои совершают мнимые действия.

Например, несчастного армавирского кота принимают за спутника Воланда – волшебного кота Бегемота, который может ходить на задних лапах, разговаривать человеческим голосом и платить за себя в трамвае. Поэтому арестованного армавирского кота ведут в милицию на задних лапах со связанными передними. Однако недоразумение быстро разъясняется, поскольку задержанный кот оказался обыкновенным котом, и, следовательно, его связь с потусторонними силами существует лишь в голове схватившего кота подвыпившего гражданина.

Как Берлиоз, конферансье Бенгальский лишился головы, но в отличие от председателя МАССОЛИТа его гибель мнимая, поскольку, откликнувшись на призывы зрителей проявить милосердие, Фагот – Коровьев возвращает несчастному голову.

В театре Варьете потусторонние силы создают мнимый мир на сцене и в зрительном зале: соблазнительный магазин парижского платья, дождь дьявольских червонцев, превратившихся в простую бумагу и т. д.

Каждому из трех основных пространственных миров булгаковского романа соответствует и своя шкала времени. В ершалаимской мире основное действие разворачивается, как и предписано классическим каноном, в течение одного дня с воспоминаниями о предшествовавших событиях и с предсказанием будущих, которые мы наблюдаем только в заключительной главе романа. Еще более сконцентрировано время в потустороннем мире, где оно фактически остановилось, слилось в едином миге, что символизирует часами, длящаяся полночь на балу у сатаны. Только в московском мире, где действие охватывает четыре дня, время более размыто и течет сравнительно плавно, подчиняясь воле рассказчика.

Три мира «Мастера и Маргариты» имеют не только параллельные структуры основных персонажей, но и целый ряд параллельных эпизодов и описаний.


2.1.Вечность в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»


Вечность в романе олицетворяет Воланд. Потусторонние силы в романе играют роль своеобразного связующего звена между древним и современным миром. Князь тьмы Воланд в самом начале вводит в повествование евангельскую тему, рассказывая о допросе Иешуа Пилатом.

Именно Воланд определяет весь ход действия московских сцен, в которых он со свей свитой оказывается в обличье современников. Нечистая сила обнажает людские пороки в романе. Воланд – это вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра.

Изображение дьявола в русской и мировой литературе имеет многовековую традицию. Поэтому в образе Воланда органически сплавлен материал множества литературных источников. Само имя взято Булгаковым из «Фауста» Гете и является одним из имен дьявола в немецком языке. По значению близкое слову «Фаланд», означающему «обманщик», «лукавый». Из «Фауста» же Булгаков берет и эпиграф к роману, формулирующий принцип взаимозависимости добра и зла.

Это слова Мефистофеля: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Воланд крепко связан с мировой демонологической традицией. В его облике заметны физические недостатки, что было присуще «князю тьмы», ср.: «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой – то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему – то зеленый. Брови черные, одна выше другой».(1, 6).

Воланд Булгакова предвидит будущее и помнит события тысячелетнего прошлого. Воланд спорит со своими оппонентами с позиции вечности. Именно с высоты вечных истин представитель потусторонних сил в «Мастере и Маргарите» обнажает всю никчемность стремлений людей.

Москву Воланд посещает о своей свитой: первым помощником Коровьевым, Азазелло – демоном безводной пустыни, демоном – убийцей, котом – оборотнем Бегемотом и вампиром Геллой.

На первый взгляд потусторонние силы применяют самые ужасные средства для достижения благих целей. Гибнет под колесами трамвая Берлиоз, поэт Бездомный попадает в психиатрическую клинику. Но в действительности Воланд и его свита лишь предугадывают земную судьбу персонажей романа – сатана предсказывает, что Берлиоз попадет под трамвай, а Иванушка – а психлечебницу. Даже гибнущий от руки Азазелло предатель барон Майгель все равно через месяц должен был закончить свое земное существование, а его появление на балу сатаны символизирует уже предрешенный переход барона в потусторонний мир.

Именно к духу зла обращаются У Булгакова силы света, чтобы даровать награду мастеру и его возлюбленной. Зло необходимо. Если бы оно не существовало, то не было бы и добра. Зло единственная причина существования добра. Без гибели не было бы смелости, без страдания – сострадания. И Воланд, в романе творит добро, выявляет людские пороки и вызывает только симпатию, но никак неприязнь, что соответствует замыслу писателя.

Целостный потусторонний мир предстает перед нами во второй части романа: полет Маргариты, шабаш, бал у сатаны, последний полет мастера и Маргариты вместе с Воландом и его приближенными.

«…Тогда черный Воланд, не разбирая никакой дороги, кинулся в провал, и вслед за ним, шумя, обрушилась его свита. Ни скал, ни площадки, ни лунной дороги, ни Ершалаима не стало вокруг. Пропали и черные кони. Мастер и Маргарита увидели обещанный рассвет. Он начинался тут же, непосредственно после полуночной луны. Мастер шел со своей подругой в блеске первых утренних лучей через каменистый мшистый мостик….

- Слушай беззвучие, - говорила Маргарита Мастеру, - слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной. Смотри, там впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду…так говорила Маргарита, идя с мастером по направлению к их вечному дому, и мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память мастера, беспокойная, исколотая иглами память, стала потухать. Кто – то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля – звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат».(1, 356)

Для Булгакова мистические образы всегда выступали лишь как средство для достижения определенных задач, это своего рода сатирический, философский прием. Воланд является в Москву выяснить, изменилось ли человечество. И для этого проводит жителей города через всевозможные испытания, которые многие не выдерживают. Воланд наказывает настоящее зло, но и дарует свободу тем, кто достаточно страдал.

К потустороннему миру в романе принадлежит и мастер: «бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимися на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми…». Это персонаж, безусловно, автобиографический, но построенный с опорой на известные литературные образцы в широком литературно – культурном подтексте. (например, в образе мастера прослеживаются черты Н.В.Гоголя и философа Канта)

Булгаковский мастер – философ. Он равнодушен к радостям семейной жизни, бросил службу и в подвале застройщика вблизи Арбата засел за написание романа о Понтии Пилате, который счел своим высшим предназначением. У мастера есть романтическая возлюбленная Маргарита, но их любовь не предполагает достижения земного семейного счастья. Они смогут соединиться лишь в потустороннем мире, в предоставленном Воландом последнем приюте. Покой, обретенный мастером – это награда не менее ценная, чем свет.


2.2.Древний мир М.Булгакова «Мастер и Маргарита»


Именно в романе мастера появляется тема Понтия Пилата, который в свою очередь является частью древнего мира. Вопрос об источниках ершалаимских сцен «Мастера и Маргариты» давно привлекает внимание исследователей. Отмечают, что в создании ершалаимских сцен Булгаков первоначально отталкивался от художественных произведений, а затем проверял содержавшиеся в них данные по собственно историческим работам, добиваясь в своем романе максимально возможного соблюдения принципа исторической достоверности.

Сюжет романа мастера о Понтии Пилате состоит в следующем: прокуратор стремится помиловать невинного Иешуа, но вынужден утвердить приговор, опасаясь доноса. В этих главах романа, которые являются наиболее яркой частью «Мастера и Маргариты», заключается философская идея романа.




2.3.Современный мир М.Булгакова «Мастер и Маргарита»


Современный мир отражает жизнь Москвы. Действие романа «Мастер и Маргарита» происходит главным образом на довольно ограниченной территории старой Москвы: Патриаршие пруды, Большая Садовая, Арбат, Кропоткинская, Остаженка, Тверской бульвар, Дом Грибоедова, - и прилегающие к ним переулки.

В целом Булгаков в своем романе дал очень точную панораму Москвы, он тщательным образом выписывает детали места действия, почти фотографически воспроизводя действительность. Пространство в московских сценах практически тождественно реальному пространству.

Помимо этого Булгаков обращает внимание на жизнь литературно – театрального мира. Если литературным делом руководят, (а истинная литература, по мнению писателя, в административном руководстве , безусловно, не нуждается), да еще такие безнравственные конъюнктурщики, как  Берлиоз, значит, деформирована самая важная общественная функция литературы – воспитательная. Если в освященном веками театральном искусстве на первый план выступают балаганы вроде Варьете, директор которого Лиходеев готов выпустить на сцену в погоне за выручкой хоть самого дьявола, значит, остается все меньше места для подлинно высокого театрального зрелища.

В романе ощущается трагическое осознание того, что нездорово общество, где определяют, является ли тот или иной человек писателем по клочку картона, пусть и в дорогой коже «с золотой широкой каймой». (это прослеживается в сцене, когда в Грибоедове Коровьева и Бегемота не пускают в ресторан из – за отсутствия у них писательских удостоверений).

Москва в романе «Мастер и Маргарита» не Вавилон, а Новый Иерусалим, который должен восстать на обломках «города крепкого».

Евангельские мотивы тесно перелились с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие «от Воланда» и Евангелие Мастера «от Иешуа». История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице. Действие «Мастера и Маргариты» разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, то есть перед днем, когда по преданию воскрес Иисус Христос. Бал Воланда – это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первый вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе,в символике праздника Воланда: бал – Страсти по Христу, одеяние Воланда – рубище Иисуса, череп барона Майгеля – череп Адама. Москва становится центром нового евангелия, городом обновления и надежд…





















Заключение


Таким образом, рассмотрев основные аспекты романа: время  пространство, мы можем сделать следующие выводы:

Все миры в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» взаимосвязаны. Когда герои московских сцен встречаются с героями библейской легенды, древний ершалаимский мир в романе сливается с современным московским.  И это соединение происходит в вечном потустороннем мире благодаря усилиям его господина «князя тьмы Воланда». Именно здесь и Иешуа, и Пилат, и мастер, и Маргарита обретают временное и непространственное качество вечности. Их судьбы становятся абсолютным примером и абсолютной ценностью для всех веков и народов. В этой последней сцене не только сливаются воедино древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский пространственные пласты романа, но и время библейское, формируя один поток с тем временем, когда началась работа над «Мастером и Маргаритой». Действие созданного мастером романа о Понтии Пилате соединяется с ходом современной жизни, где затравленный мастер кончает свою земную жизнь, чтобы в потустороннем мире, в вечности обрести бессмертие.

В «Мастере и Маргарите» в зеном мире Булгаков не показывает идеальных героев. Свое идеальное качество они обретают лишь в надмирном пространстве, где подобная трансформация происходит и с второстепенными персонажами – свитой Воланда.

Воланд в романе творит добро, выявляет людские пороки. Но изменить существующей системы он не в силах, и после его ухода все возвращается на круги своя.






Список используемой литературы


1.Булгаков М. Мастер и Маргарита. Роман. М., «Современник», 1984.

2.Вулис А. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». М., «Художественная литература», 1991.

3.Галинская И.Л. Загадки известных книг. М., «Наука», 1986.

4.Кубарева А. М.Булгаков и его критики./ «Молодая гвардия», № 5, 1988.

5. Русская литература XX века. Учебник под редакцией В.В.Агеносова. М., «Дрофа», 1996.

6. Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». М., «Наука», 1991.