Содержание


1. Теоретическая часть. 3

1.1. Крупнейшие туроператоры Европы и России. 3

1.2. Калькуляция себестоимости гостиничных услуг. 6

2. Практическая часть. 12

Задача. 12

Список литературы.. 14


1. Теоретическая часть

1.1. Крупнейшие туроператоры Европы и России

Туроператорские фирмы - это прежде всего оптовые фирмы, выступающие посредниками между предприятиями туристической индустрии и турагенствами. Они реализуют туры от своего имени через турагенства либо непосредственно клиентам. В процессе организации поездок туроператоры устанавливают связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, культурно- просветительскими учреждениями и экскурсионными бюро. Часто туроператоры арендуют на основе долгосрочных контрактов гостиницы и другие средства размещения, самолёты, автобусы, обеспечивая их максимальную загрузку и получая значительные скидки[4, с.198].

Туроператорские фирмы в зависимости от используемого вида транспорта подразделяются на специализирующиеся на организации туров с использованием специально оборудованных самолётов; автобусных экскурсий; железнодорожных экскурсий; морских круизов и путешествий в какую-либо одну страну или специализированных туров.

Туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туроператором).

Европейские страны по-прежнему принимают наибольшее число иностранных туристов. В 1989-1996 гг. число туристов, прибывавших в Европу, увеличилось с 274 до 347 млн. человек, а денежные поступления от международного туризма - более чем в 2 раза. Однако в течение этого периода доля Европы в мировом туризме устойчиво падала, несмотря на значительные колебания среднегодового роста прибытии в Европу и поступлений от туризма. Такая нестабильность отчасти объясняется экономической ситуацией в туристообразующих странах.

Международный туризм чувствителен к колебаниям обменного курса. В 1984 и 1985 гг. курс американского доллара резко упал по сравнению с курсами европейских валют, а в период 1985-1990 гг. стабилизировался. В 1991 г. валюты Италии и Испании были очень сильными, что негативно повлияло на конкурентоспособность их туристского продукта.

Исследования национальной принадлежности гостей, приезжающих в Европу, показывают, что 90% - это туристы из европейских стран. Так, немцы путешествуют в основном внутри региона и составляют 19% общего числа международных туристов. Британские путешественники составляют 10% общего числа европейских туристов, французы - 7%, датчане - 6%. США являются единственной неевропейской страной среди первых десяти туристообразующих стран для Европы.

Внутрирегиональный туризм в Европе является следствием высокой концентрации международного туризма в регионе. Здесь существуют множество государственных границ на относительно малой площади и превосходная наземная пространная сеть коммуникаций.

За относительной потерей доминирующего положения Европы стоят следующие факторы[10, с. 154]:

• некоторые западноевропейские страны, в частности на юге Европы, такие, как Италия и Греция, в меньшей степени Испания и Португалия, терпят падение конкурентоспособности вследствие старения их туристского продукта;

• некоторые восточноевропейские страны испытывают трудности в приспособлении своих туристских секторов к рыночной экономике, и, кроме того, конфликт в бывшей Югославии повлиял на туризм в Европе;

• некоторые североевропейские страны, например Великобритания, Дания, Норвегия и Швеция, очень дорогие для туристов. Это неизбежно влияет на их конкурентоспособность;

• растет популярность стран Юго-Восточной Азии, которые с недавнего времени успешно развивают свою туристскую индустрию.


Gesti Résaэто известный в Европе туроператор, зарекомендовавший себя как надежный партнер и помощник. Вот уже 25 лет он работает, чтобы люди отдыхали.

Gesti Résaв Москве - это полномочный представитель французской компании на территории России. За первые два года работы компанией было отправлено в различные страны более 6000 тысяч российских туристов. Основным направлением деятельности  компании является индивидуальное планирование туров по территории Европы.

Уже сейчас компания может предложить всем желающим более 1000 гостиниц следующих категорий: **, ***, ****, люкс).

Компания уделяет максимум внимания каждому клиенту, делая  отдых тем о чем  мечтает. Высокое качество сервиса, умеренные цены порадуют клиентов. Для постоянных клиентов и корпоративных заказчиков действует система скидок.

Российский многопрофильный туристический холдинг UTE Megapolus Group - лидер в области организации экскурсионных групповых и индивидуальных туров по всему миру, а также отдыха на морских и горнолыжных курортах на базе собственных чартерных авиаперевозок, производитель лучшего на сегодняшний день программного обеспечения в сфере туризма, прямой агент по продаже регулярных авиабилетов крупнейших российских и зарубежных авиакомпаний - предлагает вашему вниманию услуги собственной сети салонов розничной продажи туров «Салоны Путешествий МЕГАПОЛЮС».

Для профессионалов туристического бизнеса торговая марка МЕГАПОЛЮС, под которой компании холдинга UTE Megapolus Group продвигают на российском рынке свой туристический продукт и услуги, на протяжении вот уже многих лет является гарантом их неизменно высокого качества.

Подобно менеджерам туроператорской структуры, менеджеры Салонов Путешествий МЕГАПОЛЮС имеют специализации по продаже определенных направлений, что обеспечивает реализацию основной концепции работы наших Салонов - профессиональный подход к обработке каждой заявки и возможность максимально удовлетворить пожелания клиента по организации его поездки.

Салоны Путешествий МЕГАПОЛЮС не ограничиваются продажами турпродукта UTE Megapolus и могут предложить своим клиентам экскурсионные маршруты и отдых в любой точке мира благодаря партнерским отношениям с другими надежными туроператорами.

Туристическая фирма "Глобал Контакт" работает на туристическом рынке с 1993 года.

За эти годы накоплен огромный опыт работы по отправке туристов, изучены все самые интересные европейские маршруты.

Фирма обладает штатом высококласных менеджеров, много раз бывавших в большинстве европейских стран и являющихся настоящими профессионалами своего дела, готовыми удовлетворить любые  туристические запросы.

Критерием успешной работы  фирмы является тот факт, что подавляющее большинство  клиентов возвращается в фирму  вновь и вновь, рекомендуя ее своим друзьям и знакомым.

1.2. Калькуляция себестоимости гостиничных услуг

В настоящее время на страницах профессиональных изданий и периодической печати ведется полемика по вопросу принятия налоговых льгот для предприятий гостиничного и туристического бизнеса ("ТБ" № 6, 1999 г. - Ред.). В то же время существует множество других проблем, без решения которых на законодательном уровне невозможно будет говорить о создании отлаженного механизма налогообложения и эффективного государственного регулирования деятельности гостиниц. Основной из них является отсутствие отраслевых инструкций по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости в гостиничных хозяйствах и отраслевого состава затрат, включаемых в себестоимость гостиниц[6,с . 154].

Отсутствие отраслевых нормативных актов для гостиничных хозяйств приводит к необходимости руководствоваться по вопросам формирования себестоимости "Положением о составе затрат...". * Общеизвестно, что данное Положение носит общий характер для предприятий всех видов деятельности и не может учитывать специфику деятельности гостиниц, которая накладывает свой отпечаток как на перечень затрат, так и на порядок учета и калькулирования себестоимости.

Во время проведения аудиторских проверок часто приходится сталкиваться с тем, что затраты, которые напрямую связаны с оформлением и содержанием гостиничных номеров, во избежание разногласий с налоговыми органами списываются гостиницами за счет собственных средств, а это влечет за собой дополнительное увеличение налогооблагаемой прибыли. Кроме того, налог на добавленную стоимость, списанный за счет собственных средств, не подлежит возмещению из бюджета.

Ответы налоговых органов на вопросы, связанные с возможностью включения в себестоимость гостиничных хозяйств тех или иных расходов, сводятся к констатации факта их отсутствия в Положении о составе затрат. Отстаивать данную позицию с точки зрения других нормативных актов не удается, так как содержащиеся в них требования по основным спорным вопросам недостаточно конкретно изложены, либо относятся к гостиницам высоких категорий (4-5 звезд).

Очевидно, что современная гостиница призвана создать комфортабельные условия для проживания гостей и предоставить им ряд дополнительных услуг. Уровень комфорта определяется множеством факторов, таких как состояние материальной базы, эффективность работы персонала. Высокое качество обслуживания предполагает дополнительные затраты, связанные с соответствующим оформлением помещений гостиницы, введением униформы для персонала, содержанием службы безопасности, подчиняющейся стандартам гостиницы, содержанием территории гостиницы (озеленение, асфальтирование) и множество других.

Однако все эти расходы, исходя из буквального прочтения Положения о составе затрат, гостиницы должны производить за счет собственных средств, так как они либо не содержатся в перечне затрат, определяемых Положением, либо в других законодательных актах не поименованы гостиницы.

Данную проблему можно проиллюстрировать на примере учета форменной одежды.

Подпунктом "ж" п. 2 Положения о составе затрат установлено, что в себестоимость продукции включаются затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, в том числе и по обеспечению специальной одеждой и специальной обувью. Выдача, хранение и пользование спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспособлениями производится в порядке, определенном Инструкцией, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 24 мая 1983 г. № 100/П-9 "О порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты".

В соответствии с п. 1.2 указанной Инструкции специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты выдаются рабочим и служащим тех профессий и должностей, которые предусмотрены в соответствующих производствах, цехах, участках и видах работ Типовых отраслевых норм. Следовательно, в случаях, когда выдача спецодежды на предприятии производится лицам тех профессий и должностей, которые не указаны в соответствующих Типовых отраслевых нормах, а также когда такая выдача производится сверх установленных норм, затраты на спецодежду работников должны финансироваться за счет прибыли предприятия.

Для работников гостиниц (горничных, служба портье и т. д.). Типовые отраслевые нормы не разработаны, а значит списание расходов в себестоимость будет неправомерным.

Помимо вышеуказанных вопросов существуют проблемы, которые вообще не нашли отражения в действующем законодательстве.

Гостиницы могут представлять собой обособленные предприятия или образовывать гостиничные цепи. С правовой точки зрения, все гостиницы, входящие в цепи, являются самостоятельными юридическими лицами. В то же время стандартами гостиничных цепей предусматривается контроль управляющей организации за всеми гостиницами, входящими в цепь.

Предполагается, что участники цепи добровольно на договорных условиях принимают в своей деятельности следование определенным внутренним стандартам данной гостиничной цепи. Внутренние стандарты, как правило, предполагают централизацию ряда организационно-хозяйственных функций предприятий, вступающих в гостиничную цепь и могут включать в себя самые разнообразные виды и направления деятельности. Например, разработку и использование общего логотипа и товарной марки, распространение рекламно-информационных материалов по всему миру, включение гостиниц в международные компьютерные системы бронирования туристических услуг, разработку дизайна гостиниц, включая фирменный стиль, оформление фасадов и интерьеров номеров, подготовку и переподготовку кадров, повышение квалификации работников, управление персоналом предприятия и другие.

Оплата деятельности управляющей Компании гостиничной цепи, чаще всего, осуществляется путем отчислений процентов от объема оборота или от объема полученной прибыли. Возможны также фиксированные суммы отчислений или комбинированная система оплаты.

Однако, с точки зрения российского законодательства, заключение прямого договора на участие в гостиничной цепи приводит к тому, что все произведенные по договору оплаты должны списываться гостиницей за счет чистой прибыли. Так как согласно Положению о составе затрат оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению организацией, включается в себестоимость лишь в тех случаях, когда штатным расписанием организации или должностными инструкциями не предусмотрено выполнение каких-либо функций управления производством[7,с .154].

Вопрос о наличии тех или иных функций в должностных инструкциях работников очень спорный, всегда можно сказать, что обязанности по продвижению гостиницы на рынке, обеспечению высокого уровня продаж и т. д. лежат на руководителе предприятия и его заместителях. Поэтому на практике приходится создавать такие договоры, которые разбивают все услуги, предоставляемые управляющей компанией гостиничной цепи, на составные части: отдельно обучение, консультирование, реклама и т. д. Возникает другая проблема: для отнесения этих услуг на себестоимость налоговые органы требуют полного отчета по проведенным работам и доказательства того, что вопросы, по которым консультируются гостиницы или обучаются работники, напрямую связаны с производственной деятельностью гостиницы. Западные управляющие компании не всегда могут подтвердить это документально, в частности из-за несоответствия нашего законодательства (требований налоговых и контролирующих органов) и законодательств иностранных государств.

В результате, вопрос правомерности отнесения на себестоимость тех или иных расходов, направленных на создание высокого уровня обслуживания и современной технологии управления, является спорным и в каждом конкретном случае при проведении проверок остается на усмотрение налоговых и контролирующих органов.

Мы назвали только часть вопросов, затрагивающих проблему включения в себестоимость гостиничных хозяйств тех или иных затрат. А вместе с тем существуют еще и методологические проблемы, касающиеся правильности учета и калькулирования себестоимости гостиничных услуг и толкования самого понятия "гостиничная услуга"[8, с. 133].

В настоящее время ни одним нормативным актом не установлено, что считать "оказанной услугой гостиницы по проживанию". В результате при формировании выручки от реализации все гостиницы подходят к решению этого вопроса по-разному, зачастую критерием выступает уровень организации (компьютерное оснащение) бухгалтерского учета.

Различные точки зрения как самих гостиниц, так и контролирующих органов проявляются и в вопросе о том, какие статьи затрат должны присутствовать в калькуляции номера, необходимо ли составлять калькуляцию в разрезе категорий номеров и как разделить остальные затраты.

Большинство расходов по содержанию номерного фонда вообще невозможно отнести напрямую к тому или иному номеру. Например, невозможно определить стоимость коммунальных услуг, потребленных в том или ином номере. Заработная плата обслуживающего персонала также должна распределять относительно каких-то показателей. При этом, как правило, гостиницы не имеют полной загрузки номерного фонда, но в то же время несут затраты по его содержанию, например, производят ту же оплату коммунальных услуг, платят абонентскую плату за телефоны, установленные в незаселенных номерах и т. д.

Так как вопрос о том, что считать себестоимостью относительно деятельности гостиничных предприятий законодательно не урегулирован, налоговые органы при проверках гостиниц вполне могут не принять для целей налогообложения в качестве уменьшения налогооблагаемой прибыли затраты, связанные с содержанием незаселенного номерного фонда, также будет отказано в возмещении НДС по этим затратам.

 А ведь проблема состоит не только в уменьшении налоговых платежей, но и в сопоставимости отчетных данных различных гостиниц. Выход из сложившейся ситуации один - разработать и утвердить на законодательном уровне отраслевые инструкции по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости в гостиничных хозяйствах и отраслевой состав затрат, включаемых в себестоимость гостиниц. Отметим, что в 1998 г. были разработаны и утверждены "Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью" (приложение к приказу ГКТФ РФ от 08.06.98 г. № 240). Между тем гостиничное хозяйство страны и по сей день не имеет отраслевого документа

2. Практическая часть

Задача

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Определите пропускную способность  (фактическую вместимость) гостиницы на 600 мест  и коэффициент  использования вместимости.

В году 10  праздничных дней. В  эти дни  простаивают 50 одноместных и 100 двухместных номеров, вместимость которых  составляет 250 мест.

В декабре с 26- го числа, то есть в течение 6 дней, простаивают 70 одноместных и  120 двухместных номеров.

Массовый заезд начинается в гостиницу с 8 января, то есть потери составляют 8  дней, в течение которых простаивают  80 одноместных и 140 двухместных  номеров.

РЕШЕНИЕ

1. Простои  в праздничные дни

250 *10 = 2500 (мест)

2. Простои с 26 декабря по 31 декабря:

(70+120*2) * 6 = 1860 (мест)

3. Простои с 1 января по 8 января:

(80+140*2) * 8 = 2880 (мест)

4. Общее число простоев мест в году:

2500+1860+2880 = 7240 (мест)

5. Годовая плановая вместимость гостиницы:

600*365 = 219000 (мест)

6. Фактическая вместимость гостиницы за год:

219000 – 7240 = 211760 (мест)

7. Коэффициент использования  вместимости:

211760 : 219000 = 0,97

8. Фактическая вместимость гостиницы:

600 * 0,97 = 582 (места)

ОТВЕТ

Фактическая вместимость гостиницы 582 места. Коэффициент использования вместимости 97 %


Список литературы

1.     Ананьев М.         Международный туризм и его развитие после второй мировой войны. - М.: Дело, 2003. – 237 с.

2.     Войцеховский Н.П.  Планировочная организация туристских районов  //   Планировочная организация курортов, мест отдыха и туризма.  Киев 1972, С.20-28

3.     Гуляев В.Г.         Организация туристической деятельности. - М.: Инфра-М, 2001. – 267 с.

4.     Добрецов А. Экспорт услуг  и международный туризм \\ Экономика и жизнь. – 2003. -  №42.- С. 23- 28

5.     Дурович А.П., Копанев А.С.         Маркетинг в туризме. – М, 2001. – 250 с.

6.     Исмаев Д.К.        Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. – М.: Пирс, 2001. – 386 с.

7.     Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. -  Мн.: БГЭУ, 2001. – 256 с.

8.     Кривошеев В.М. Население, рекреация, окружающая среда //   Народонаселение и окружающая среда . 1979

9.     Папирян Г.А.     Международные экономические отношения: экономика туризма. – М.: ДИС, 2002. – 387 с.

10.                       Пирожник И.И. Международный туризм в мировом хозяйстве. – Мн.,  2001. – 287 с.