Предмет экономической теории и ее функции
Содержание
Введение.............................................................................................................. 3
1. Предмет экономической теории.................................................................. 4
2. Функции экономической теории................................................................. 8
Заключение........................................................................................................ 9
Список использованной литературы........................................................... 11
Введение
В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторые из таких определений:
1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.
3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.
4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.
5. Экономическая теория есть наука о богатстве.
Этот перечень достаточно велик сам по себе; однако проведя час в соответствующем отделе хорошей библиотеки, грамотный человек сможет во много раз удлинить его. Втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему обо всех вопросах охватываемым этим предметом, – дело весьма нелегкое. Экономическая теория, несомненно, включает в себя все элементы, указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли бы войти в более длинный перечень.
Цель работы: описать предмет и функции экономической теории.
1. Предмет экономической теории
Экономическая наука зародилась намного позже, чем сама экономика. В течение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления носили эмпирический характер, не были обобщены и синтезированы в единую научную систему. Предшественницами научной экономики были философия и социология[1].
Предмет экономики как самостоятельной области знаний вырисовался около 300 лет назад, когда зародилась политическая экономия – предвестник будущей экономической теории. За прошедшее с тех пор время, в особенности за последние 150 лет, представления о предмете экономической науки значительно трансформировались. На вопрос: «Что такое экономика как наука?» – творцы и самые яркие представители этой отрасли знаний, ученые-экономисты дают далеко не однозначные ответы. Можно выделить по крайней мере три заметно отличающихся подхода к формулированию предмета экономики как науки.
Вначале зародилось представление об экономической науке как изучающей создание и использование материальных благ, получение материальных средств существования. Истоки такого видения четко просматриваются у отца экономики А.Смита и явно отражены в следующем определении, принадлежащем перу выдающегося английского экономиста А.Маршалла: «Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния». Спустя 100 лет ограниченность подобной формулировки с позиций современных экономических представлений заключена в том, что в ней из сферы экономической деятельности исключено так называемое нематериальное производство в виде духовной, интеллектуальной деятельности, услуг. К тому же согласно приводимому определению экономическая наука оказывается привязанной к сфере производства, тогда как обращение, обмен, потребление товаров остаются вне ее поля зрения.
В последние годы получил широкое распространение подход к формулированию предмета экономической науки, основанный на использовании понятия «ограниченность ресурсов». Согласно этому подходу главная задача экономической науки состоит в анализе возможных (альтернативных) способов использования ограниченных экономических ресурсов, необходимых для достижения определенных целей, позволяющем выбрать лучшую альтернативу. Иначе говоря, экономическая наука изучает поведение людей и советует им, как поступать в условиях, когда приходится сопоставлять цели и ограниченные средства их достижения с учетом различных возможностей использования этих средств.
Более полным, комплексным выглядит определение экономической науки как науки, изучающей деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Так, американский профессор П.Самуэльсон, один из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике, автор получившего мировую известность учебника «Экономика», кратко характеризует предмет изучения экономической теории как «налаживание и осуществление потребления и производства», «виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми», приводя одновременно и другие определения и подчеркивая тем самым, что формулировка предмета экономической науки не может быть ни единственной, ни точной.
Многогранность, многоаспектность экономической науки побуждает отдельных авторов к перечислительным определениям ее предмета. Так, уже упоминавшийся профессор П.Самуэльсон приводит следующие возможные определения предмета экономической теории:
1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
2. Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.
3. Наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, получении ими средств к существованию и использовании этих средств.
4. Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.
5. Наука о богатстве.
Соединяя разные подходы, можно прийти к обобщенному определению экономической науки, которое в формулировке П.Самуэльсона и В.Нордхауса выглядит следующим образом: «Экономическая теория – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества». Определение несколько громоздкое, недостаточно всеобъемлющее.
Думается, можно обойтись более лаконичной формулировкой, определяя экономическую науку как изучающую, каким образом разнообразные ограниченные ресурсы преобразуются в необходимые людям блага, как производятся, распределяются, обмениваются средства жизнеобеспечения.
Существует и еще одно оригинальное определение экономической науки. Согласно этому определению экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:
1. Что следует производить и в каком количестве?
2. Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?
3. Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями?
Иногда эти три группы вопросов излагаются предельно кратко: «Что? Как? Для кого?» Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй – технологию, а на третий – сферу потребления производимого продукта.
Однако и это определение не является исчерпывающим. Ведь надо еще знать, где производить, каким образом распределять или как продавать произведенный продукт, как увязать производство и потребление.
Так что число вопросов, на которые призвана отвечать экономическая наука, можно увеличить до пяти, как это делают отдельные ученые-экономисты: что, как, зачем производить, как распределять и как потреблять продукт производства, использовать его.
Принципиально важно представлять и понимать, что экономическая наука не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое поле действий, проникая в другие области, в особенности – в социальные, гуманитарные науки. Наряду со своим традиционным объектом (производство, обращение, потребление товаров) экономические знания глубоко пронизывают всю социальную сферу, приложимы практически ко всем видам отношений – в семье, социальных группах, производственных коллективах, в обществе[2]. Экономика тесно взаимодействует с философией, социологией, психологией, правом, историей, географией, информатикой, математикой, с рядом естественных наук.
2. Функции экономической теории
Вопрос о функциях экономической теории – это вопрос о ее непосредственной применимости. Понимание последней не сводится только к прикладному аспекту, оно включает еще познавательную и методологическую функции.
Как и любая другая отрасль научного знания, экономическая теория направлена прежде всего на познание реальных экономических процессов, т.е. раскрытие законов развития экономики. Важно иметь в виду, что экономическая теория изучает экономику в целом, а не отдельные ее секторы, сферы, отрасли и пр. Поэтому она не раскрывает "секретов" о способах получения крупных доходов, достижении делового успеха, приемах домашнего счетоводства. Тем не менее, знание экономических основ общества является важным элементом его высокого образовательного и культурного уровня, непременным условием проведения эффективной экономической политики.
Экономическая теория не есть набор готовых правил, рекомендаций, которые люди применяют во всех случаях жизни, сталкиваясь с экономическими проблемами. Скорее всего она является методом, ориентирующим знанием о соответствующем предмете.
Функции экономической теории определяются задачами науки в системе общественных взаимодействий. К их числу относятся:
· познавательная – изучение законов, закономерностей процессов;
· прагматическая (или практическая) – применение полученных знаний на практике;
· прогностическая – позволяет строить прогнозы развития экономических процессов;
· методологическая – основа для изучения других экономических дисциплин.
Заключение
Таким образом, экономическая теория – это интеллектуальный инструмент, овладение которым позволяет приходить к правильным решениям в конкретных ситуациях.
Экономическая теория всегда используется для выработки практической экономической политики. Не случайно многие видные экономисты-теоретики привлекаются в правительственные учреждения для работы в качестве консультантов и экспертов.
Экономические исследования необходимы для создания различных программ, которые направлены на осуществление проводимой экономической политики, выявление основных тенденций в развитии экономики страны, разработку стратегических экономических прогнозов.
Экономика – это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями. Он сложен и загадочен, этот мир экономики, а главное - открыт дай каждого, кто хочет войти в него активным участником.
Предметом общей экономической теорией являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.
Во всех социальных науках определение их предмета составляет сложную проблему. Не представляет исключения и экономическая наука; ее определяют как науку:
- о богатстве;
- о видах деятельности, связанных с денежными сделками;
- об отношениях при производстве, распределении, обмене н потреблении материальных благ;
- о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;
- об использовании ограниченных ресурсов для создания различных товаров и распределении их между членами общества в целях потребления.
Таков далеко не полный перечень определений предмета экономической теории, которые можно встретить в современной литературе. Обобщая эти определения, можно считать, что экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.
Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.
Курс общей экономической теории включает в себя изучение экономических категорий и явлений, присущих общественному производству независимо от общественно экономической формации, а также изучает эти экономические закономерности человеческого общества и общественного производства в общечеловеческом плане.
Список использованной литературы
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрист, 2001.
Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. - М., 1995.
Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрист, 2000.
Курс экономики: Учебник – 3-е изд., доп. /Под. Ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2000.
Курс экономической теории /под общей редакцией: проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров 1996.
Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю Экономикс. – М.: Республика, 1992.
Макконнелл К. Р. Брю С. Л. Экономикс, в 2-х частях. Часть 1. – М., 1993.
1. Мамедов О.Ю. Современная экономика. – Ростов-на-Дону, «Феникс» 1996.
Пиндайк Р., Рубенфильд Д. Микроэкономика. М., 1992
Самуэльсон П. Экономикс – М., Прогресс, 1994 г.
Фишер С. и др. Эконмика. М.. 1999.
Эдвин Дж. Долан Микроэкономика – СПб. 1994г.
Экономическая теория: Учеб. для студ. Высш. Учеб. заведений /Под ред. В.Д. Камаева. – 6-е изд.. перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
[1] Курс экономики: Учебник – 3-е изд., доп. /Под. Ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2000. – с. 8-10.
[2] Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. - М., 1995. С.17-18