Содержание

Введение. 3

1. Теоретическая часть. 5

1.1. Понятие градообразующей организации. 5

1.2. Конкурсный управляющий: правовой статус, квалификационные требования. 7

1.3. Основные этапы конкурсного производства градообразующей организации  9

2. Практическая часть. 14

Сравнительный анализ процедур  конкурсного производства общего порядка и градообразующей организации. 14

Заключение. 20

Список литературы.. 21

Введение

Проблема банкротства градообразующих организаций (и связанное с ней выделение особенностей признания их несостоятельными) характерна именно для российской экономики. В литературе отмечается, что понятие «градообразующая организация» как таковое отсутствует в терминологии других законодательств, в связи, с чем отсутствуют и какие-либо особенности признания несостоятельными должников, которые по российскому законодательству могут быть отнесены к градообразующим [

Проблема признания банкротами крупных предприятий становится все более актуальной. Ученые справедливо отмечают, что "в ряде случаев вокруг какого-либо нового производства (например, золотодобывающего предприятия, электростанции, шахты и др.) образуются населенные пункты, большинство жителей которых трудоустроены в данной, как правило, единственной организации". Актуальность указанной проблемы связана, во-первых, с тем, что крупных предприятий, с деятельностью которых связано значительное количество людей, в России очень много, во-вторых, с тем, что некоторая их часть является нерентабельной, поскольку само их появление было следствием экстенсивного пути развития экономики. При этом многие предприятия-гиганты действовали в течение нескольких десятилетий без какой-либо модернизации (зачастую, на протяжении всего этого времени являясь убыточными), что, естественно, делает маловероятной возможность их функционирования в условиях рыночной экономики. С этой точки зрения логично было бы признать целесообразность объявления банкротами и ликвидации предприятий, не способных рентабельно функционировать (такой позиции совершенно справедливо придерживается закон "О несостоятельности (банкротстве)" в отношении большинства юридических лиц). Для определенных категорий крупных юридических лиц действующий закон делает исключение, устанавливая особые правила производства по делу об их несостоятельности. Связано это с тем, что на первый план в случаях банкротства градообразующих должников выходит социальная проблема, вызванная тем, что от деятельности определенного юридического лица может зависеть жизнедеятельность целого населенного пункта или значительной его части.

Особенностям банкротства градообразующих организаций посвящена 8 глава действующего закона "О несостоятельности (банкротстве)". Действовавший ранее закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" не выделял никаких особых категорий должников, вследствие чего ко всем применялись единые (далеко не совершенные) нормы. Этот недостаток прежнего закона отмечался учеными. "Новый закон, в отличие от ранее действовавшего, учитывает специфику отдельных категорий должников и предусматривает связанные с этим особенности применения к ним процедур банкротства".

Целью данной работы является исследование  процедур банкротства градообразующей организации.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1.     рассмотреть понятие градообразующей организации

2.     рассмотреть  правовой статус и требования к конкурсному управляющему

3.     рассмотреть этапы процедуры банкротства градообразующей организации

4.     рассмотреть отличительные особенности процедуры банкротства градообразующей организации

1. Теоретическая часть

1.1. Понятие градообразующей организации

Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, установлены ст.275.1 НК РФ. Данной статьей определено, что налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объекты жилищно - коммунального хозяйства и социально - культурной сферы, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам. В случае если вышеуказанные объекты находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.  В связи с тем, что НК РФ не дает определение понятия "градообразующая организация", то при отнесении предприятий к градообразующим для целей налогообложения следует руководствоваться п.1 ст.169 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

Согласно п.1 ст.169 Закона, градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Особенности банкротства градообразующих организаций распространяются также на иные организации, численность работников которых превышает пять тысяч человек [4, с. 87].

По ранее действующему законодательству градообразующими организациями признавались юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта (ст.132 Закона 1998 года). Таким образом, в настоящее время, при определении организации как градообразующей не учитывается число членов семей работников, а их общее количество снижено до двадцати пяти процентов.

На практике может возникнуть сложность с определением (для установления признаков градообразующей организации) численности работников должника, имеющего филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. На наш взгляд, при ответе на данный вопрос актуально обратиться к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 августа 1999 г. №43 «Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности» [2], в п.32 которого закреплено: для установления признаков градообразующей организации при определении численности работников должника, имеющего филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица, учету подлежат работники должника, постоянно проживающие в городе, поселке, другом населенном пункте места нахождения юридического лица. При определении численности работников организаций, к которым подлежат применению правила о градообразующей организации, учитываются все работающие независимо от места их проживания.

1.2. Конкурсный управляющий: правовой статус, квалификационные требования

Как известно, арбитражные управляющие должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Осуществляя деятельность по управлению, они могут нанимать на работу граждан, и выплаты по заключенным с работниками договорам должны облагаться в том числе взносами на обязательное пенсионное страхование. А порядок уплаты таких взносов на практике не лишен ряда проблем.

  Конкурсный управляющий зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. На период конкурсного производства предприятия-банкрота он привлек работников (заключил с ними срочные трудовые договоры).

Правовой статус конкурсного управляющего определяется в том числе Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В п. 2 ст. 126 Закона № 127-ФЗ указано, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия [4,с . 76].

В соответствии с ч. 1 ст. 97 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства. При этом согласно ч. 1 ст. 99 Федерального закона, при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном для назначения внешнего управляющего (этот порядок уже рассматривался выше в настоящей работе).

Основные полномочия конкурсного управляющего определены в статье 101 Федерального закона [2, с. 176].

Рассматривая правовую сущность статуса конкурсных управляющих, следует отметить, что вопрос о правовой природе подобных субъектов конкурсного процесса ("присяжных попечителей", "конкурсного управления") изучался и дореволюционными российскими цивилистами и точка их зрения на рассматриваемую проблему вызывает несомненный интерес. Так, например, С.И. Гальперин в своей работе "Права и обязанности присяжного попечителя по делу торговой несостоятельности" пишет о так называемом "тройном представительстве присяжных попечителей". По мнению Гальперина присяжный попечитель представляет интересы должника, его кредиторов, а также публичный интерес государства: "деятельность его <присяжного попечителя> проникнута публичным характером и он является должностным лицом, не заинтересованным ни отдельной имущественной выгодой кредиторов, ни отдельной выгодой самого должника, заботясь в то же время о соблюдении выгод и тех, и другого" ( Гальперин С. "Права и обязанности присяжного попечителя по делу о торговой несостоятельности", Екатеринослав, 1898, стр. 10.).

Таким образом, подводя некоторый итог, можно сказать, что подробное рассмотрение правого положения различных  управляющих выявляет их различную правовую природу, при том, что все они основываются на ограничении в той или иной степени дееспособности юридического лица. Правовая природа статуса конкурсных управляющих основывается на исполнении принятого арбитражным судом решения о признании должника - юридического лица банкротом. Деятельность конкурсного управляющего в значительно большей степени, чем у иных управляющих формализована и подчинена предельно конкретной цели - наиболее справедливому распределению имущества должника между его кредиторами.

Напротив, правовое положение внешнего и временного управляющих имеет в основе относительно самостоятельные действия временного и внешнего управляющих, которые в значительно меньшей степени связаны в своих действиях решениями иных органов (в том числе и арбитражного суда). Можно даже сказать, что именно от действий временного и внешнего управляющих во многом зависит дальнейший ход процесса банкротства или даже его прекращение.

1.3. Основные этапы конкурсного производства градообразующей организации

Закон предусматривает расширенный состав лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации. Учитывая значение таких предприятий для отдельного взятого населенного пункта, и, прежде всего, как предприятия с большим количеством рабочих мест, законодатель устанавливает, что при рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле признается соответствующий орган местного самоуправления. Также к рассмотрению дела с участием градообразующей организации могут быть привлечены органы исполнительной власти (как федеральные, так и субъекта).

Для применения арбитражным судом к должнику норм специального параграфа в процессе производства по делу о несостоятельности должника в арбитражный суд должны быть представлены доказательства, подтверждающие его статус градообразующей организации или наличие у юридического лица не менее пяти тысяч работников [7, с. 199].

Такими доказательствами могут являться, например, статистические данные, данные администрации, внутренние документы должника. Как подчеркивают эксперты, должником такие доказательства могут быть предоставлены на любой стадии банкротства.

Особенность для градообразующих должников состоит в возможности введения внешнего управления под поручительство.

В соответствии с п.1 ст.171 Закона, в случае, если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление по основаниям, предусмотренным настоящим Законом (ст.75 Закона), а также по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего органа исполнительной власти при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.

Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов.

Под поручительством понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды (п.1 ст.173 Закона).

Таким образом, поручителем выступает субъект публично-правовых отношений, который несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами. Специфика данного поручительства состоит в том, что субъект публично-правовых отношений совершает одностороннее действие, предоставляя арбитражному суду поручительство. В этом случае не требуется заключения соглашения ни с кредиторами, ни с должником, ни решения собрания кредиторов по этому вопросу.

Целью поручительства, вытекающего из банкротства, является продление внешнего управления на градообразующей организации в интересах региона.

Поручительство по обязательствам должника предоставляется арбитражному суду в письменной форме. В заявлении о поручительстве должны быть указаны [3,с .1 65]:

- сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;

- график погашения задолженности.

К поручительству прикладываются документы, подтверждающие включение обязательств по поручительству в соответствующий бюджет на дату предоставления поручительства.

Законодатель пошел по пути некоторого выравнивания условий банкротства градообразующих организаций и других юридических лиц. В соответствии со ст.172 Закона, финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего органа исполнительной власти при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.

По ранее действующему законодательству максимальный срок продления составлял 10 лет. При этом была установлена необходимость начать осуществление расчетов не позднее чем через год с момента продления срока.

Учитывая, что Закон 1998 года распространяет свое действие на отношения, возникшие до введения в действие Закона 2002 года, в настоящее время, по всей стране продолжаются процедуры банкротства с градообразующими организациями основанные на «старом законодательстве».

Поручительство, предоставляемое местными органами самоуправления или федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обязательствам должника, регулируется соответствующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно требованиям статей 134 и 135 указанного Федерального закона поручителем выступает субъект публично-правовых отношений, который несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами. Специфика данного поручительства состоит в том, что субъект публично-правовых отношений совершает одностороннее действие, предоставляя арбитражному суду поручительство. В этом случае не требуется заключения соглашения ни с кредиторами, ни с должником, ни решения собрания кредиторов по этому вопросу.

Целью поручительства, вытекающего из банкротства, является продление внешнего управления на градообразующей организации в интересах региона.

По своему характеру отношения, возникающие при продлении внешнего управления под поручительство, являются длящимися (до 10 лет). Поэтому обязанность соответствующих органов исполнительной власти (в данном случае администрации Новосибирской области) предусмотреть в бюджете необходимые средства для погашения задолженности организации-должника возникает после продления арбитражным судом внешнего управления под поручительство.

Согласно пункту 3 статьи 135 упомянутого Федерального закона в случае продления срока внешнего управления градообразующей организацией до 10 лет должник и его поручитель обязаны приступить к расчетам с кредиторами не позднее сроков, установленных пунктом 1 указанной статьи, то есть, не позднее 2 лет с момента введения внешнего управления.

В соответствии с Законом, должник и его поручитель обязаны приступить к расчетам с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, предусмотренным поручительством (п.3 ст.173 Закона). В случае их неисполнения может быть реализовано право кредиторов и уполномоченных органов на предъявление к поручителю требования о взыскании невыплаченных сумм в установленном законодательством порядке, под которым понимаются прежде всего соответствующие нормы гражданского законодательства и арбитражно-процессуального законодательства.

Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, которые обладают 1/3 частью всех требований к должнику - градообразующей организации, может служить основанием для решения арбитражного суда о досрочном прекращении финансового оздоровления или внешнего управления и, соответственно, о признании градообразующей организации банкротом и открытии конкурсного производства. По мнению законодателя, необеспеченность поручительства именно в размере 1/3 части всех требований к должнику является достаточным основанием для принятия арбитражным судом соответствующего решения.

Полномочный исполнительный орган в любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным предусмотренным настоящим Законом способом. Так, например, сторонами может быть в т.ч. заключено соглашение сторон об отступном (ст. 409 ГК РФ), новация (ст. 414 ГК РФ) и т.д.

В случае удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.

В ходе осуществления процедур банкротства может быть осуществлена продажа предприятия, как на стадии финансового оздоровления и внешнего управления, так и уже после признания предприятия банкротом.

При этом необходимо учитывать, что при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего органа исполнительной власти существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для пятидесяти процентов работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу (п.2 ст.175 Закона).

Законом установлены дополнительные гарантии исполнения названных условий:

Договор купли-продажи в случае неисполнения таких условий покупателем в целях защиты социально-экономических интересов определенного населенного пункта или региона в целом подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления, или федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Федерации, т.е. органов, по ходатайству которых проводился конкурс.

В этом случае покупателю предприятия градообразующей организации за счет средств соответствующего бюджета возвращаются не только затраченные на покупку предприятия средства, но и осуществленные в этот период инвестиции, а предприятие градообразующей организации передается муниципальному образованию по месту нахождения этого предприятия.

В случае же если полномочными органами не было подано соответствующее ходатайство, то в таких случаях порядок и условия продажи предприятия градообразующей организации устанавливаются ст. 110, 111, 139 Закона, то есть по правилам продажи предприятия должника.

2. Практическая часть

Сравнительный анализ процедур  конкурсного производства общего порядка и градообразующей организации

Общий порядок введения внешнего управления состоит в том, что арбитражный суд выносит определение на основании решения собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством. В случае же, если должник – градообразующее предприятие, арбитражный суд может ввести внешнее управление даже при отсутствии соответствующего ходатайства собрания кредиторов. При указанных обстоятельствах определение арбитражного суда принимается на основании ходатайства органа местного самоуправления при том обязательном условии, что этим органом представлено поручительство по обязательствам должника.

Представление поручительства по обязательствам должника – градообразующей организации – означает, что обратившийся в арбитражный суд с соответствующим ходатайством орган местного самоуправления (привлеченный к участию в деле федеральный орган исполнительной власти субъекта РФ) принимает на себя субсидиарную ответственность по обязательствам должника [1, с.1 23].

В случае предоставления поручительства, поручитель получает возможность выбрать СРО, из числа членов которой будет назначен внешний управляющий, а также сформулировать свои требования к кандидатуре последнего.

Другой особенностью проведения реабилитационных процедур банкротства в отношении должника – градообразующей организации является возможность продления срока проведения указанных процедур (за пределами максимального двухгодичного срока) арбитражным судом, но не более чем на один год.

Таким образом, предельный срок реабилитационной процедуры, применяемой в отношении должника – градообразующего предприятия, составляет три года.

В качестве основания для продления срока вышеназванных процедур признается ходатайство органа местного самоуправления (или привлеченных к участию в деле органов исполнительной власти). Обязательным условием продления срока проведения процедуры является предоставление соответствующим органом поручительства по обязательствам должника.

Понятие поручительства по обязательствам должника не имеет ничего общего с договором поручительства как способом обеспечения гражданско-правовых обязательств. Поручительством (в смысле Закона о банкротстве) признается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанностей по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

Порядок и условия предоставления поручительства по обязательствам должника – градообразующей организации регулируются не только нормами Закона о банкротстве, но и общими положениями о государственном и муниципальном долге, содержащимся в гл. 14 Бюджетного кодекса РФ.

Существенными условиями поручительства и требованиями, предъявляемыми к его оформлению, являются наличие в заявлении сведений о сумме обязательств должника перед кредиторами и обязанностей по уплате обязательных платежей, а также графика погашения задолженности; обязательное приложение к заявлению о поручительстве документов, подтверждающих включение обязательств по поручительству в соответствующий бюджет [5, с. 133].

Требования к поручителю могут быть предъявлены кредиторами и уполномоченными органами лишь в том случае, если указанные требования не погашены должником в порядке и в сроки, предусмотренные графиком погашения задолженности, и лишь в части сумм, не выплаченных последним.

Еще одной особенностью процедуры банкротства должника – градообразующей организации является возможность для РФ, субъекта РФ или муниципального образования реализовать свое право осуществить расчеты со всеми кредиторами и уполномоченными органами по обязательствам и обязательным платежам или погасить их иным способом, предусмотренным законом, не только в ходе процедуры внешнего управления, но и при проведении финансового оздоровления.

В случае принятия такого решения, расчеты с кредиторами проводятся в порядке очередности, предусмотренной ст. ст. 134 – 138 Закона о банкротстве. Погашение РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями требований кредиторов на стадии любой реабилитационной процедуры в отношении должника – градообразующей организации служит основанием прекращения производства по делу о банкротстве, о чем арбитражный суд выносит соответствующее определение.

Продажа предприятия градообразующей организации может быть осуществлена в ходе внешнего управления (если это предусмотрено планом) или конкурсного производства. Орган местного самоуправления, либо привлеченный к участию в деле о банкротстве федеральный орган исполнительной власти или исполнительная власть РФ вправе ходатайствовать о включении в договор купли-продажи в качестве его существенного условия обязанности покупателя сохранить рабочие места не менее, чем для 50% работников продаваемого предприятия на срок, не превышающий трех лет с момента заключения договора купли-продажи имущественного комплекса.

Иные условия продажи предприятия градообразующей организации, которые, по мнению соответствующего органа, должны быть обязательными для покупателя, могут попасть в договор лишь на основании решения собрания кредиторов.

При отсутствии ходатайства органа местного самоуправления или привлеченного к делу о банкротстве органа исполнительной власти о продаже предприятия по конкурсу, либо в случае, когда конкурс был проведен, но предприятие не было продано на указанных условиях, имущественный комплекс градообразующей организации подлежит продаже по общим правилам, предусмотренным Законом о банкротстве (ст. ст. 110, 111, 139).

При продаже имущества градообразующей организации, признанной банкротом, конкурсный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие как единый имущественный комплекс на условиях, описанных выше.

Только в том случае, если попытка продажи предприятия градообразующей организации окажется неудачной, конкурсный управляющий может приступить к продаже имущества должника по частям. При этом продажа имущества градообразующей организации осуществляется управляющим в порядке, предусмотренном для продажи части имущества должника в процедуре внешнего управления, рассмотренной нами ранее.

  Состав иных участников арбитражного процесса по делу о банкротстве градообразующей организации не имеет особенностей по сравнению с общим порядком рассмотрения дел о банкротстве. Поэтому наибольший интерес при рассмотрении вопросов банкротства градообразующих организаций представляют особенности, связанные с составом лиц, участвующих в деле. Итак, первая особенность заключается в большем количество названных лиц по сравнению с общим порядком рассмотрения дел о банкротстве.

Как и при рассмотрении дел о банкротстве в общем порядке, в деле о банкротстве градообразующей организации участвуют [3, с. 12]:

-  должник;

-  временный, внешний, конкурсный управляющие;

-  конкурсные кредиторы;

-  уполномоченные органы.

Появление в новом Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Новый Федеральный закон) дополнительной процедуры, направленной на восстановление платежеспособности - финансового оздоровления - привело к появлению новых лиц, участвующих в деле о банкротстве, неизвестных Федеральному закону 1998 года:

-         административного управляющего;

-         лица, представившего финансовое обеспечение для проведения финансового оздоровления.

В отличие от Федерального закона 1998 года в настоящее время не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве как градообразующей, так и иных организаций:

-  прокурор;

-  налоговые органы;

-         государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

При этом не вполне понятна логика законодателя, когда прокурор, защищая общественные интересы, вправе вступить на любой стадии арбитражного процесса в дело искового характера (п. 5 ст. 52 АПК РФ), но не может принимать участие в рассмотрении дел о банкротстве. В том числе - дел о банкротстве градообразующих организаций, рассмотрение которых затрагивает интересы, действительно, обширного круга лиц. Кроме перечисленных выше, в деле о банкротстве градообразующей организации участвуют и иные лица, участие которых не предусмотрено применительно к общему порядку рассмотрения дел:

-  органы местного самоуправления;

-  федеральные органы исполнительной власти;

-         органы исполнительной власти субъектов РФ.

Необходимо обратить внимание и на то, что при рассмотрении дел о банкротстве градообразующих организаций органы местного самоуправления имеют иной правовой статус по сравнению с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Различия заключаются в следующем:

-  если о своем участии в деле заявляет орган местного самоуправления, то арбитражный суд обязан его допустить до участия (при условии оформления надлежащим образом полномочий соответствующего представителя и подтвержденности статуса организации как градообразующей);

-  если о своем участии в деле заявляет один из названных органов власти (федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ), то у арбитражного суда при аналогичных обстоятельствах нет обязанности допустить такой орган до участия; этот вопрос решается арбитражным судом по собственному усмотрению в зависимости от конкретных обстоятельств.

Заключение

Следует отметить, что проблема банкротства градообразующих организаций (и связанное с ней выделение особенностей признания их несостоятельными) характерна именно для российской экономики. В литературе отмечается, что понятие "градообразующая организация" как таковое отсутствует в терминологии других законодательств, в связи с чем отсутствуют и какие-либо особенности признания несостоятельными должников, которые по российскому законодательству могут быть отнесены к градообразующим.3 Специальные правовые акты Германии (в частности, новое Положение о несостоятельности, которое вступит в силу с 1.1.1999 года) выделяют некоторые особые виды производства по делу о несостоятельности, но банкротство градообразующих должников к ним не относится.

В России установление специальных норм для производства по делу о несостоятельности некоторых категорий должников представляется необходимым для защиты интересов как кредиторов, так и должника, поскольку общие нормы не могут обеспечить баланс интересов указанных категорий участников производства по делу о банкротстве (помимо градообразующих организаций, к особым должникам относятся сельскохозяйственные, страховые, кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, физические лица этот перечень в силу закона является исчерпывающим).

Поскольку, как было сказано выше, действующий закон впервые устанавливает особое регулирование отношений, связанных с банкротством градообразующих предприятий, весьма актуальным представляется вопрос о возможности применении нового закона, в том числе в тех случаях, когда производство по делу о несостоятельности возбуждено до вступления в силу нового закона. Очевидно, существует определенная категория дел, возбужденных до 1.3.1998 г., должники по которым могут представить доказательства своего статуса градообразующего предприятия. Применяется ли в таких случаях закон "О несостоятельности (банкротстве)"?

Список литературы

1)    Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 456с.

2)    Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 352 с.

3)    Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 2000. – 392 с.

4)    Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. – М.: Бух. учет, 2000. – 351 с.

5)    Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с.

6)    Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.

7)    Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предпрития. – 2 изд., пераб., доп. – М.: Центр экономика и маркетинга, 2000. – 188 с.

8)    Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. –М.: Экзамен, 2000. – 319 с.

9)    Кошкина Г.М. Финансы предприятия: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 150 с.

10)                      Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые ситуации и тесты. – М.: Дело и сервис, 2000. – 111с.

11)                      Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. –    471 с.

12)                      Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ. «Маркетинг», 2002.

13)                      Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. – 2 изд., доп., переаб. – М.: Инфра- М, 2000. – 558с.

14)                      Телюкина М.В. Особенности производства по делу о несостоятельности градообразующего должника // Законодательство. – 1999. - №1.

15)                      Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учеб./Под ред. Е.М. Стояновой. – М.: Перспектива, 2000. – 656 с.

16)                      Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.