СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Этические основы деловой культуры в нашем коллективе. 5
1.1. Добро и зло — показатели нравственности в деловой деятельности. 5
1.2. Нравственные качества личности. 6
1.3. Нравственные требования к общению.. 9
2. Основные принципы делового общения моей организации. 12
Заключение. 15
Список литературы.. 16
Введение
В центре этики стоит мораль, т.е. система нравственных отношений, мотивов действия, чувств и сознания. Эти системы определяют "рамочные" границы отношений, поступков и взаимодействий людей в обществе. Конкретное наполнение этих систем (этические нормы, стандарты, правила, требования) зависит от исторического этапа развития общества, т.е. от того, как обществом этого исторического периода понимаются категории добра и зла, какова трактовка высшего блага.
Суть высшего блага могут составлять политическая, экономическая, социальная, религиозная и прочие концепции, каждая из которых может иметь различную форму: например, в политической сфере - капиталистическая мораль, буржуазная мораль; в экономической сфере- мораль социально-рыночной экономики.
Изучение исторического развития морали, стоящей в центре этики, показывает, что в разные исторические периоды общество имело различия в складе мышления, в представлениях о мире, в системах духовных ценностей.
Сегодня для российского общества характерны новые требования к личности, к ее морали, к ее поведению и поступкам.
Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.
Различают этику общечеловеческую (ее еще называют универсальной) и профессиональную этику.
Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Таким образом, профессиональная этика - это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.).
Цель данной работы – выявить уровень культуры делового общения организации, в которой я работаю. Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)): изучение этических основ деловой культуры нашей организации и формулирование принципов деловых взаимоотношений.
1. Этические основы деловой культуры в нашем коллективе
Одним из основных элементов культуры общения является нравственное поведение людей. Это поведение базируется на общечеловеческих моральных принципах и нормах — уважении человеческого достоинства, чести, благородстве, порядочности, корректности, чувстве долга, точности и др. Собственно, они составляют нравственную основу деловых отношений.
Вместе с тем в человеческом взаимодействии, в том числе и деловом, мы видим специфическое поведение, обусловленное особенностями той или иной профессии, национальными (этническими) традициями. В культурной деловой среде общее и особенное учитываются, гармонизируются. Нравственно воспитанный человек не будет пренебрежительно или презрительно относиться к представителям якобы непрестижных профессий, к обычаям других народов.
1.1. Добро и зло — показатели нравственности в деловой деятельности
Главными нормативно-оценочными категориями нравственного поведения являются добро и зло. Если первое понятие в моральном смысле носит положительный заряд, то второе — отрицательный. В деловых отношениях категории добра и зла находят свое отражение в мотивации поведения, словесном общении и практических действиях. Как в общении в целом, так и в деловом в частности, важное место издавна занимало "золотое правило нравственности". Суть его выражена в Евангелии от Матфея словами: "Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте вы с ними" (Гл. 7. Ст. 12) [1]. Исходя из этой мудрости, человек вправе ожидать от других такого отношения к себе, какое он проявляет во взаимодействии с партнерами по общению.
Проблема соотношения добра и зла в условиях конкуренции, этой важнейшей стороны рыночных отношений, является не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Конкуренция, как и всякое состязание, для одних заканчивается успехом, для других — неудачей.
Развитие бизнеса имеет иногда и такой исход, как банкротство. В обыденном сознании неудача нередко связывается со злым умыслом и действиями конкурентов. В мировом бизнесе имеют место проявления безнравственного отношения к конкурентам, особенно это характерно для стран, вступающих на рельсы рыночной экономики. Чтобы избежать такого отношения, конкуренция должна вестись согласно принимаемым в цивилизованной рыночной экономике этическим правилам игры.
Взаимоотношения конкурентов по этим правилам должны определяться не тем, какой вред они принесут друг другу, а качеством товаров или услуг, которые как можно полнее удовлетворяли бы запросы потребителей, покупателей, клиентов, на которых и направлен любой бизнес. Ориентация бизнеса на качество товаров и услуг и осознание того, что занятие бизнесом всегда сопряжено с риском, может избавить потерпевшего неудачу от озлобленности в адрес конкурента. К тому же следует иметь в виду, что в результате неудачи теряются прибыль, деньги, но приобретается опыт для более успешного ведения дела. Что касается человека, преуспевающего в бизнесе, то для его имиджа не лишним является благородное отношение к менее удачливому конкуренту.
1.2. Нравственные качества личности
Поведение в процессе делового взаимодействия во многом зависит от таких личностных качеств человека, как совесть, долг, честь, достоинство, благородство [2].
Совесть — моральное осознание человеком своих действий. Благодаря ей он формирует свои нравственные обязанности, контролирует свои поступки, дает им самооценку. Совесть является фактором, предостерегающим личность от плохих поступков и побуждающим его к нравственной деятельности. Самооценка предполагает анализ индивидом своего положения среди близких, родственников, друзей, коллег по работе, своего отношения к ним, общения с ними и их отношения к нему. Одним из методов самооценки является тестирование. Тесты, предназначенные для личностной самооценки, сейчас часто публикуются в литературе по психологии и этике.
Чтобы моральная самооценка не была завышенной, она должна носить критический характер. Самокритичность — это, прежде всего, осознание своих недостатков. Чтобы самоанализ не превратился в бесполезное самотерзание, он должен вызывать или активизировать процесс самовоспитания, самосовершенствования, влечь за собой волевые усилия по избавлению от недостатков и недопущению неэтичного поведения.
Совесть тесно связана с такой моральной категорией, как долг. Долг — это нравственная обязанность индивида перед обществом, коллективом, семьей, друзьями. Долг — это осознание добросовестного исполнения своих служебных и гражданских обязанностей. Он, как и совесть, является важным мотивом для нравственной деятельности. В экстремальных ситуациях совесть и долг могут вызвать самоотверженность, героические поступки. Благодаря совести при нарушении долга, в том числе и служебного, человек несет ответственность не только перед другими людьми, но и перед собой. В случаях безнравственного поведения самооценка этого поведения с позиций совестливости вызывает чувство стыда, раскаяния, сожаления, т.е. угрызения совести.
Для морального облика делового человека немаловажное значение имеет наличие у него чувства чести, в основе которого лежит отношение к самому себе и отношение общества к индивиду. Честь выражается в признании моральных заслуг личности, в репутации человека. Именно она требует от индивида постоянно поддерживать свое реноме (репутацию), а также реноме фирмы, социальной и профессиональной группы, к которой он принадлежит, например рыцарская честь, честь офицера, честь интеллигента, честь бизнесмена и т.д. Честь обязывает человека добросовестно трудиться, выполнять свои служебные, гражданские, профессиональные обязанности, быть правдивым, справедливым, требовательным к себе, признавать свои ошибки и бороться со своими недостатками.
При использовании в общении категории "честь" следует иметь в виду производные от этой категории личностные нравственные качества — честность и честолюбие. Честность предполагает правдивость, искренность, принципиальность в отстаивании своего мнения, нравственной позиции. Антиподами честности являются обман, ложь, мошенничество. Честолюбие -это стремление приобрести желаемое положение в обществе, среде деловых людей, фирме. Если честолюбие не влечет за собой неэтичного поведения, оно имеет позитивное нравственное значение для личностного утверждения, в частности для удовлетворения властных потребностей.
Достоинство выражается, прежде всего, в самоуважении, в осознании значимости своей личности. Оно исходит из принципа равенства всех людей в нравственных отношениях и, прежде всего, из равного права на уважение. Достоинство не позволяет человеку унижаться, льстить, угодничать ради своей выгоды, терпеть оскорбления со стороны других людей. Благодаря ему человек сохраняет свои лучшие личностные качества в любых ситуациях, вплоть до самых неприятных и дискомфортных.
Благородство характеризует положительные чувства и нравственное поведение высшего качества, высшей пробы, так как оно диктуется возвышенными мотивами. Благородство — это способность жертвовать своими интересами во имя интересов других, совершать бескорыстные поступки. Благородный человек верен своему слову, если даже это слово дано его врагу. Он не позволит грубость по отношению к неприятным для него людям, не будет злословить о них в их отсутствие. Он всегда проявляет сочувствие, сострадание и оказывает помощь людям несчастным и отверженным. Благородство предполагает тайное самопожертвование и помощь, которые не требуют огласки и благодарности.
1.3. Нравственные требования к общению
Надстроечными, производными от таких моральных качеств личности, как совесть, долг, честь, достоинство, благородство, являются нравственные требования — вежливость, предупредительность, корректность, тактичность, скромность, точность [3]. Если первые имеют базовый характер и влияют на все сферы деятельности людей, то выделенные для рассмотрения нравственные требования больше относятся к общению, человеческим нравам (обычаям), светскому и деловому этикету. Последние являются как бы связующим звеном между глубинными душевными чувствами и конкретными нормами и правилами поведения людей в обществе.
Вежливость — это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству. Суть вежливости — доброжелательность. Быть вежливым — значит желать добра другому. Доброжелательность проявляется в атрибутах вежливости: приветствиях и пожеланиях (например, доброго дня, доброго утра, доброго вечера, доброго здоровья, успехов и др.), в интонации голоса, мимике, жестах.
Вежливый человек — предупредительный человек. Предупредительность — это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобства и неприятностей. Предупредительный человек подержит дверь, ветку дерева, чтобы они не ударили идущего сзади. Он первым предложит место в транспорте инвалиду или пожилому человеку, без просьбы подаст ему руку, когда он выходит из транспорта, поможет ему перейти улицу.
Антипод вежливости — грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией. Подсчитано, что в результате грубого обхождения работники теряют в производительности труда в среднем около 17% [4]. Грубые взаимоотношения между начальниками и подчиненными, между рядовыми работниками являются показателем плохого морально-психологического климата в коллективе, а значит, и недостаточной его работоспособности. Испорченное в результате грубости настроение распространяется подобно цепной реакции и нередко находит свое продолжение на улице, в магазине, транспорте, семье.
Наиболее распространенными атрибутами грубости и хамства являются неприличные, нецензурные ругательства. Однако в последнее время они стали привычными во многих коллективах, семьях, на улице и в других общественных местах. С ними так свыклись, что на них уже не реагируют, хотя содержащиеся в этих ругательствах пожелания остаются наиболее оскорбительными.
Принятая же в деловом общении во многих цивилизованных странах улыбка — редкое явление у нас, а улыбка продавца или чиновника в адрес клиента может быть воспринята последним как издевательство, поскольку наши люди не привыкли к такому жесту.
Сродни вежливости нравственная норма — корректность, означающая умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях и, прежде всего, в конфликтных. Корректностью называют сухую, официальную вежливость. Особенно необходимо корректное поведение в спорах, которые при соблюдении этого нравственного требования являются нормальной формой человеческого общения. В споре осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако позитивными результаты спора могут быть только тогда, когда он не выходит на границы его проблемы. В случае, если спор, полемика сопровождаются выпадами против оппонентов, унижающими их человеческое достоинство, он превращается в обыкновенную свару.
Корректное поведение проявляется в умении выслушать оппонента, в стремлении понять его позицию, возражения. Быть корректным в спорных, а тем более в конфликтных ситуациях нелегко, особенно людям темпераментным и нервным. Еще труднее сдержаться, когда с тобой обходятся грубо, так как возникает желание ответить грубияну тем же. Вместе с тем поступить так, как он, значит, уподобиться ему, принять на вооружение неэтичную форму общения, стать в культуре на одну ступень с ним. К тому же ответ "грубость на грубость" положительного результата не дает, так как обычно грубиян ждет такой реакции, чтобы с большей энергией нахамить, побольнее обидеть, в результате чего настроение может еще больше ухудшиться. Научить же культуре общения хама за несколько минут брани невозможно. Более полезная реакция — это спокойное, неодобрительное отношение, а возможно, и уход от такого спора. В случае если грубость носит хулиганствующий характер, необходимо призывать к порядку цивилизованными средствами, т.е. при помощи администрации учреждений, милиции и др.
Одним из элементов вежливого обхождения является тактичность. Чувство такта — это, прежде всего, чувство меры, чувство границы в общении, превысив или перешагнув которые, можно обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Быть тактичным человеком — значит умело сделать замечания другим людям, не унижая их человеческого достоинства, предоставляя им возможность выйти из затруднительного положения с честью, без потери настроения.
Бестактными являются замечания, высказанные в присутствии других людей по поводу непорядка в одежде, нечаянно сделанного незначительного проступка и т.д. Бестактным может быть и сочувствие, например, когда оно вызвано физическим недостатком, болезнью, интимными сторонами жизни людей.
Тактичное поведение предполагает и умение задавать вопросы. Такие вопросы, как "Куда идете?", "Где были?" и им подобные, уместны во взаимоотношениях руководителей и подчиненных на работе, в общении родителей и детей, супругов. Иных же людей они могут повергнуть в смятение, заставить их быть неискренними. Проявлением высокой этической культуры является скромность. Она означает сдержанность в оценках, небравирование своими достоинствами, служебным положением, уважение вкусов и привязанностей других людей. Антиподами ее являются высокомерие, зазнайство, позерство. Однако скромность не означает отсутствия гордости, в том числе за свои успехи и достижения.
О важности в деловых и светских отношениях этикетной нормы — точности — много говорить не приходится. Она очевидна. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно [5]. Человек, говорящий одно, а в действительности делающий другое, не вызывает доверия и уважения. На него трудно положиться. Неточность нередко граничит с аморальным поведением: обманом, ложью и др.
2. Основные принципы делового общения моей организации
Итак, изучив атмосферу работы организации, в которой работаю, хотелось бы сделать некоторые выводы и внести предложения. Любое профессиональное общение должно протекать в соответствии с профессионально-этическими нормами и стандартами, овладение которыми зависит от ряда факторов. Их можно объединить в две группы:
первая группа - комплекс этических представлений, норм, оценок, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что такое добро и что такое зло - т.е. собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу ни исполнял; I
вторая группа - те нормы и стандарты, привносимые извне: правила внутреннего распорядка организации, этический кодекс фирмы, устные указания руководства, профессиональный этический кодекс.
Хорошо, если собственные представления о том, что этично и что неэтично, совпадают с привнесенными извне профессиональными этическими нормами, поскольку, если такое совпадение отсутствует - полностью или частично, то могут возникнуть проблемы большей или меньшей степени трудности при уяснении, освоении и практическом приложении этических правил, не входящих в комплекс личных моральных представлений.
Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса.
Рассмотрим принципы, нормы, требования, составляющие основу этики деловых отношений нашей организации.
Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.
Применительно к принципам этики деловых отношений вышесказанное формулируется следующим образом: принципы этики деловых отношений, т.е. профессиональной этики, дают конкретному сотруднику нашей, да и в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.
Среди теоретиков и практиков бизнеса в масштабе мировой экономики нет разногласий по поводу того, каким принципом должен открываться перечень этических принципов и норм, как для субъектов этики - отдельных сотрудников, так и для коллективных носителей этических начал - организаций.
Общепринятым является центральное положение так называемого золотого стандарта: "В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе". Порядок рассматриваемых далее принципов этики деловых отношений не обусловливается их значимостью.
Второй принцип: необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.). Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено. Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника, признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения. Логическим продолжением четвертого принципа является пятый - принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.
Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.
Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.
Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
Девятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
Десятый принцип - никакого насилия, т.е. "нажима" на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.
Заключение
Профессиональная этика - это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.).
Одним из основных элементов культуры общения является нравственное поведение людей. Это поведение базируется на общечеловеческих моральных принципах и нормах — уважении человеческого достоинства, чести, благородстве, порядочности, корректности, чувстве долга, точности и др. Собственно, они составляют нравственную основу деловых отношений.
Главными нормативно-оценочными категориями нравственного поведения являются добро и зло. В деловых отношениях категории добра и зла находят свое отражение в мотивации поведения, словесном общении и практических действиях.
Поведение в процессе делового взаимодействия во многом зависит от таких личностных качеств человека, как совесть, долг, честь, достоинство, благородство. Надстроечными, производными от таких моральных качеств личности являются нравственные требования — вежливость, предупредительность, корректность, тактичность, скромность, точность. Если первые имеют базовый характер и влияют на все сферы деятельности людей, то выделенные для рассмотрения нравственные требования больше относятся к общению, человеческим нравам (обычаям), светскому и деловому этикету.
Изучив атмосферу работы организации, в которой работаю, предложены некоторые предложения и сделаны выводы. Так любое профессиональное общение должно протекать в соответствии с профессионально-этическими нормами и стандартами, овладение которыми зависит от ряда факторов.
Список литературы
1. Азбука этикета. – Иркутск: Символ, 2001. – 320 с.
2. Акишина А. А. Речевой этикет. - М.: Зерцало, 2003. – 432 с.
3. Ийна Тоомасовна Аасамаа. Как вести себя. Изд. 5-е. на русском языке. – Таллин: Валгус, 2004. – 220 с.
4. Клюева Н. В. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Яравыс, 2004. – 478 с.
5. Колтунова М. В. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет. – М.: Просвещение, 2003. – 402 с.
6. Михайлова Н. В. Культура делового общения. – М.: Культура, 2002. – 593 с.
7. Окунев О. Б. Этика делового общения. – М.: Вузиздат, 2004. – 475 с.
8. Ягодинский В. Н. Наш этикет. – М.: ВИА, 2002. – 320 с.
[1] Азбука этикета. – Иркутск: Символ, 2001. С. 109.
[2] Ягодинский В. Н. Наш этикет. – М.: ВИА, 2002. С. 66.
[3] Там же. С. 78.
[4] Окунев О. Б. Этика делового общения. – М.: Вузиздат, 2004. С. 54.
[5] Колтунова М. В. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет. – М.: Просвещение, 2003. С. 112.