Федеральное агентство по образованию и науке

ГОУ ВПО

«Новосибирский Государственный Педагогический Университет»








Курсовая работа по математике

Тема: «Задачи с параметрами.

Приложения к решению других задач»







Руководитель:

Иер А.А.






Новосибирск, 2005 Содержание


Введение. 3

1. Общие положения задач с параметрами. 5

2. Тематическое планирование и содержание факультатива по теме «Задачи с параметрами. Приложения к решению других задач». 13

2.1. Задачи с параметрами на составление уравнений и неравенств. 13

2.2. Некоторые задачи с параметрами в анализе. 15

Заключение. 31

Список литературы.. 32



Введение


Есть много уравнений и неравенств, которые  считаются для школьников задачами повышенной трудности. Такими задачами являются задачи с параметрами. Для их решения применяются не традиционные методы, а приёмы, которые не совсем привычны для учащихся.

Актуальность представленной работы заключается в том, что задачи с параметрами - самый сложный вопрос математики. При решении задач с параметрами учащимся предстоит применить все умения и навыки, которые они получили, изучая элементарную математику, в целом. Считается, что задачи с параметрами обладают в полной мере диагностической и прогностической ценностью. И не случайно они стали неотъемлемым атрибутом вступительных экзаменов в вузы и контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Но в школьных учебниках параметрам, по прежнему почти не уделяется внимания, хотя для достижения хороших результатов знакомство с ними должно состояться как можно раньше, и предпрофильный курс по выбору для этого является очень подходящим моментом.

Цели курса решения параметрических задач заключаются в создании условий и возможности:

оценить обучающимися свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы; уточнить готовность и способность осваивать математику на повышенном уровне;

получения обучающимися  опыта работы на уровне повышенных требований, что способствует развитию учебной мотивации;

формирования интереса к изучению математики через решение задач повышенной сложности;

развития интеллектуальных умений:  логически и аналитически рассуждать при решении нестандартных задач по математике; находить общее и учитывать детали;

развития творческих способностей, умения работать самостоятельно и в группе, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения и уметь слушать другого[1].

Основная цель представленной работы - знакомство с различными методами решения задач  с параметрами, основанными на материале программы общеобразовательной школы. Систематизирован ряд приёмов, приводятся методы решения уравнений и неравенств.

Задачи работы -  описать основное содержание задач с параметрами,  проанализировать тематическое планирование и содержание факультатива по решению задач с параметрами.

1. Общие положения задач с параметрами


Изучение и решение задач с параметрами имеют основной целью следующее:

закрепление навыков и умений, полученных учащимися на уроках математики (и, при необходимости, ликвидацию возможных пробелов), для успешного обучения в профильной школе,

расширение представлений о типах и методах решения математических задач,

выработку умения классифицировать предложенные задачи по методам их решения,

выработку умения  работать с условием задачи, сводя ее к более простой и узнаваемой, а также быть внимательными и аккуратными с отбором найденных решений[2].

Рассмотрим несколько примеров:

1. При каких значениях параметра a сумма loga (2x – 1) и loga (2x – 7) равна единице ровно при одном значении x?

Решение. Из условия задачи следует, что loga (2x – 1) + loga (2x – 7) = 1 и это уравнение должно иметь только одно решение.

x > log2 7 при a > 0 и a¹1.

Преобразуя уравнение, получим:   (2x – 1)(2x – 7) = a,

(2x)2 – 8·2x + 7 – a = 0.

Пусть 2x = y, y > 0; тогда имеем квадратное уравнение y2 – 8y + 7 – a = 0. D = 36 + 4a. Так как a > 0, то D > 0, то есть квадратное уравнение имеет два корня. Учитывая условие y > 0, из двух корней подойти должен только один, то есть y1 > 0, y2£ 0. Таким образом, должно выполняться условие y1y2=7–a£0, то есть a³7.

Ответ: при aÎ [7; +¥×).

1.     При каких значениях параметра a сумма  не равна единице ни при каких значениях x?

Решение. Составим сумму и запишем условие:

Это условие равносильно тому, что уравнение не имеет решений при любых значениях x.

x³0 при a > 0 и a¹1.

Преобразуя наше уравнение, получим равносильное уравнение

Пусть Имеем квадратное уравнение

(6 – a)y2 + (17 – 2a)y + 12 – a = 0  . (1)

D = (17 – 2a2) – 4(6 – a)(12 – a) = 4a + 1.

Так как a > 0, то D > 0 и квадратное уравнение (1) имеет два корня. Учитывая условие y³0, имеем y1<0 и y2<0, то есть y1y2>0, y1+y2<0

Значит,

С учетом условия a>0 и a¹1, имеем aÎ(0; 1)È(1; 6)È(12; +¥).

Рассмотрим отдельно случай a=6. Тогда квадратное уравнение становится линейным: 5y + 6 = 0, то есть что не удовлетворяет условию y³0.

Ответ: при aÎ(0; 1)È(1; 6]È(12; +¥).

3. При каких значениях параметра a сумма  будет больше единицы при всех значениях x?

Решение. 

Получили неравенство, которое должно выполняться при всех значениях x при a>0, a¹1.

Перепишем неравенство в виде

При 0 < a < 1 имеем Так как 1+x2>0 при xÎR, то (8–a)x4+(22–2a)x2+(15–a)<0.

Пусть x2 = y, y³0. Тогда неравенство (8–a)y2+(22–2a)y+(15–a)<0 должно выполняться при всех yÎ[0;+¥). Это возможно только при 8–a<0, то есть a>8, что не удовлетворяет условию 0<a<1.

При a>1 имеем то есть (8–a)x4+(22–2a)x2+(15–a)>0 при всех значениях x.

Пусть x2 = y, y³0. Тогда  (8–a)y2+(22–2a)y+(15–a)>0 должно выполняться при всех yÎ[0; +¥). Это возможно только при 8–a>0.

D=(22–2a)2–4(8–a)(15–a)=4a+4.

При a>1 D>0, то есть квадратный трехчлен имеет два корня y1 и y2 и при yÎ[y1; y2] принимает неположительные значения. Для того, чтобы квадратный трехчлен был положителен для любого yÎ[0; +¥), необходимо, чтобы y1<0 и y2<0, то есть y1y2>0, y1+y2<0.

Таким образом, получим систему неравенств откуда aÎ(1; 8).

При a=8 имеем 6y + 7>0 при всех yÎ [0; +¥).

Ответ: при aÎ(1; 8].

4. При каких значениях параметра a сумма loga (sin x + 2) и loga (sin x + 3) будет равна единице хотя бы при одном значении x?

Решение. loga (sin x + 2) + loga (sin x + 3) = 1. (1)

Получили уравнение, которое должно иметь хотя бы один корень. a>0, a¹1; xÎR. При этих условиях уравнение (1) равносильно уравнению

(sin x + 2)(sin x + 3) = a,

sin2 x + 5sin x + 6 – a = 0.

Пусть sin x = y, | y | £ 1. Тогда

y2 + 5y + 6 – a = 0. (2)

D = 25 – 4(6 – a) = 4a + 1.

При a > 0 D > 0, то есть уравнение (2) имеет два корня y1 и y2.

Графиком функции f(y) = y2 + 5y + (6 – a) является парабола, ветви которой направлены вверх, а абсцисса ее вершины равна –2,5. Следовательно, меньший корень квадратного уравнения не может принадлежать отрезку [–1; 1]. Для того, чтобы больший корень принадлежал отрезку [–1; 1], должны выполняться условия f(–1)£0 и f(1)³ 0, то есть то есть aÎ[2; 12].

Ответ: при aÎ [2; 12].

5. При каких значениях параметра a выражение 3 + cos x (a cos x + 4sin x) не равно нулю ни при каких значениях x?

Решение. Перефразируем данное задание: при каких значениях параметра a уравнение

3 + cos x (a cos x + 4sin x) = 0 не имеет решений ни при каких значениях x?

3sin2 x + 4sin x cos x + (a + 3) cos2 x = 0.

Так как cos x = 0 не является решением данного уравнения, то 3tg2 x + 4tg x + (a + 3) = 0. Это квадратное уравнение не имеет решений только если D < 0, то есть  D = 16 – 12(a + 3) и 16 – 12(a + 3) < 0,

откуда

Ответ: при

6. При каких значениях параметра a уравнение имеет единственное решение?

Решение. Рассмотрим условие:

Решим данное уравнение графически. Рассмотрим графики функций Чтобы исходное уравнение имело единственное решение, графики наших функций должны иметь только одну точку пересечения.

Графиком функции y = 2 + x является прямая, проходящая через точки (0; 2) и (2; 4).

Графиком функции является кривая, полученная из графика функции сдвигом его на a | единиц вправо вдоль оси Ox, если a > 0; на a | единиц влево вдоль оси Ox, если a<0. Единственная точка пересечения получается при a³–2.

Ответ: при aÎ [2; +¥).

7. При каких значениях параметра a уравнение имеет единственное решение?

Решение.  . Рассмотрим условие:

Рассмотрим графики функций Графиком функции y = x + a является прямая, параллельная прямой y = x и проходящая через точку (0; a).

Единственная точка пересечения A при D = 0, то есть

При  — две точки пересечения, а при a Î (–¥; 1) — одна точка пересечения.

Ответ: при

8. При каких значениях параметра a уравнение имеет ровно четыре корня?

Решение.  x > 0.

Пусть Тогда уравнение 2y2 – y + a = 0 должно иметь два положительных корня, то есть при D>0 y1>0 и y2>0. Таким образом

откуда .

Ответ: при

2. Тематическое планирование и содержание факультатива по теме «Задачи с параметрами. Приложения к решению других задач»


2.1. ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРАМИ НА СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ


Пример[3]

Из одного пункта одновременно и в одном направлении выехали два велосипедиста, первый со скоростью a км/ч, а второй со скоростью b км/ч. Через полчаса в том же направлении выехал третий велосипедист, который, после того как обогнал первого велосипедиста, находился в пути ещё полтора часа пока догнал второго. Определить скорость третьего велосипедиста.

Решение

Заметим сначала, что из условия задачи видно, что b>a. Далее, пусть v – скорость третьего велосипедиста, а t – время, за которое он догнал первого. Тогда имеем систему уравнений  

Из первого уравнения находим t=a/(2(x-a)).

Подставляя это t во второе уравнение, приходим к уравнению

. Дискриминант этого уравнения всегда положителен, так как при b>a

.

Следовательно, само уравнение имеет два вещественных корня

.

Однако, поскольку a<b, то корень уравнения

оказывается меньше b, что противоречит смыслу задачи. Поэтому это значение v не является решением задачи.

Ответ:.


Пример[4]

Имеется два раствора йода в спирте. В первом растворе отношение веса йода к весу растворителя равно p, во втором -q. В каком отношении нужно взять эти растворы, чтобы получить раствор, в котором отношение веса йода к весу растворителя было бы равно r?

При каких соотношениях между p, q, r задача имеет решение?  

Решение  

Пусть требуется взять m первого раствора и n г второго раствора.

Если в 1 г первого раствора содержится x г йода, то растворителя там будет содержатся 1x г, значит,

Таким образом, в m г первого раствора содержится г йода и г растворителя. Аналогично в n г второго раствора содержится г йода и г растворителя.

В задаче требуется найти отношение . По условию имеем


 

 

Отсюда

;

.

Так как , то задача имеет решение, когда или .


2.2. НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРАМИ В АНАЛИЗЕ


Найти все значения параметра a, при которых вершины двух парабол  и  лежат по разные стороны от прямой y=3/4.

Решение

Найдем координаты вершин. Ясно, что 

.

Вершины лежат по разные стороны от прямой y=3/4, если a удовлетворяет неравенству

.

Отсюда  

 

.

 

Ответ:            Следовательно, условиям задачи удовлетворяют такие a: a>1; --1/4<a<0; -3/2<a<-1/2.  


Пример


Решить уравнение

.  


Решение


Здесь контрольными будут те значения параметра, при которых коэффициент при x обращается в ноль, т.е. решения квадратного уравнения , a=-1, a=3. При этих значениях a невозможно деление обеих частей уравнения на коэффициент при x. Если же , то деление возможно. Таким образом, уравнение (1) целесообразно решить отдельно при:

1) a=-1; 2) a=3; 3) .

Рассмотрим эти случаи.

1) При a=-1 уравнение (1) принимает вид 0x=8. Это уравнение не имеет корней.

2) При a=3 уравнение (1) принимает вид 0x=0. Решением уравнения будет любое число.

3) При  получаем, откуда x=(a-1)/(a+1).

Ответ: при a=-1 корней нет;

           при a=3 x – любое;

           при  x=(a-1)/(a+1).


Пример

Решить уравнение

.  

Решение

При a=0 уравнение (3) теряет смысл и, следовательно, не имеет корней.

При  получим .

Корнями числителя будут  .

Исключим из этих значений те, при которых знаменатель равен нулю.

Если a=1, то 1-a =0 и корнем уравнения будет только x = - 3/2 .

Если -1-a/2=a, т.е. a=-2/3, то уравнение(3) будет иметь корнем только x=1.

Ответ: 1) если a=-2/3, то x=1;

           2) если a=0, то корней нет;

           3) если a=1, то x=-3/2.


Пример

Решить неравенство

.

Решение

Рассматриваемое неравенство равносильно следующему

.

Контрольным значением параметра будет a=-1. Нужно рассмотреть следующие случаи: 1) a<-1; 2) a=-1; 3) a>-1.

1) При a<-1 неравенство равносильно неравенству  или x>1-a.

2) При a=-1 получаем , решений нет.

3) При a>-1 будем иметь a+1>0, и следовательно, неравенство (4) равносильно неравенству x<1-a.

Ответ: 1) если , то ;

           2) если a=-1, то решений нет;

          3) если , то .

Пример

Решить неравенство

.

Решение

При a=1 неравенство (5) теряет смысл и, следовательно, не имеет решений.

При  неравенство (5) равносильно неравенству

.

Контрольным значением параметра будет a=0. В этом случае неравенство (5) верно при любом .

Если , неравенство (5) равносильно неравенству  

. Значение a=1 также контрольное.

1) Рассмотрим случай a>1. В этом случае a-1>0 и неравенство равносильно неравенству .

Так как при a>1, 1/a<1, то решением неравенства будет .

2) В случае a<1 неравенство равносильно неравенству

.  

 

Если 0<a<1, то  и решением неравенства будет .

Если a<0, то  и решением неравенства (5) будет .

Ответ: 1) если , то ;

          2) если a=0, то ;

          3) если , то ;

         4) если a=1, то решений нет;

        5) если , то .

 

 

Пример[5] 

Найти все значения параметра a, для которых неравенство    

 

выполнено при всех x, удовлетворяющих условию .    

Решение

Применяя формулы приведения, получим

;

.

Так как  и при ,

, следовательно, sinx+cosx>0.

Так как , то неравенство принимает вид    

.

 

Пусть sin2x=t, тогда при .

Таким образом, задача сводится к нахождению значений a, при которых квадратный трехчлен  для всех . В силу утверждения 7 это будет выполняться, если

.

Ответ:.

Пример

Для всех значений параметра a решить неравенство

.

Решение

После умножения неравенства на  -1 получим

.

Обозначим .

Корнями уравнения будут

и .  

Тогда при a>0 решим неравенство (t+a)(t-a/9)<0 методом интервалов

0<t<a/9, откуда .

Прологарифмировав по основанию, равному 3, получим .

При a<0 решением неравенства (t+a)(t-a/9)<0 будет интервал (0;-a) . При a=0 неравенство решений не имеет.

Ответ: при a<0 ;

          при a>0 ;

          при a=0 решений нет.

Пример  

Решить уравнение

.

Решение

Ясно, что параметр a должен удовлетворять неравенству a>1.

Область допустимых значений определяется неравенствами

 

На ОДЗ исходное уравнение равносильно уравнению

,  

откуда .

И после перехода к десятичному логарифму  

или . Дискриминант последнего уравнения D=4(4-lga), таким образом, при  и уравнение имеет решения  

.

при всех  входит в ОДЗ,

при  равен 1 и в ОДЗ не входит.

Ответ:  при ,

при .

Пример[6] 

Найти все значения параметра a, при которых неравенство выполняется при всех x

.

Решение

При cosx=0 получаем неравенство

.  

 

Его решения дают ограничения на a: .

При  разделим обе части неравенства на  и сделаем замену t=tgx, получим систему  

 

 

Таким образом, чтобы исходное неравенство выполнялось при всех x, параметр a должен удовлетворять системе

Ответ: .

Пример

Пусть f(x)=ax2+bx+c имеет действительные корни x1 и x2, а M – какое-нибудь действительное число, D=b2 -4ас

Утверждение 1. Для того чтобы оба корня квадратного трехчлена были меньше, чем число M (т.е. лежали на числовой оси левее, чем точка M), необходимо и достаточно выполнение следующих условий:

  или

Утверждение 2. Для того чтобы один из корней квадратного трехчлена был меньше, чем число M, а другой больше, чем число M (т.е. точка M лежала бы между корнями), необходимо и достаточно выполнение условий:

Или

Утверждение 3. Для того чтобы оба корня квадратного трехчлена были больше, чем число M (т.е. лежали на числовой оси правее, чем точка M), необходимо и достаточно выполнение условий:

Или

 

     

Утверждение 4. Для того чтобы оба корня квадратного трехчлена были больше, чем число M, но меньше, чем число N (M<N), т.е. лежали в интервале между M и N, необходимо и достаточно:

Или

Утверждение 5. Для того чтобы только больший корень квадратного трехчлена лежал в интервале [M,N] (M < N), необходимо и достаточно:

Или

  (при этом меньший корень лежит вне отрезка [M, N]).

Утверждение 6. Для того чтобы только меньший корень квадратного трехчлена лежал в интервале [M, N], необходимо и достаточно:

Или

(при этом больший корень лежит вне отрезка [M, N]).

 

Утверждение 7. Для того чтобы один из корней квадратного трехчлена был меньше, чем M, а другой больше, чем N (M < N), т.е. отрезок [M, N] целиком лежал внутри интервала между корнями, необходимо и достаточно:

Или

 






Заключение


В процессе обучения учащиеся приобретают умения разбираться в типах и методах решения задач по темам, ставшим популярными в последние годы и на вступительных экзаменах в вузы, и в контрольных измерительных материалах ЕГЭ (текстовые задачи на проценты, на составление системы уравнений и неравенств; задачи с параметрами и модулями). 

Решение подобного рода задач открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применимых в исследованиях и на любом другом математическом материале.

Кроме того, с помощью задач с параметрами обучающемуся на курсе можно проверить свое знание основных разделов элементарной математики, уровень математического и логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности, а главное, перспективные возможности успешного овладения курсом математики в профильной школе и, как следствие,  в высшем учебном заведении[7].

Список литературы


1.                             Алгебра и начала анализа 10-11. Учебник для средних школ под редакцией А.Н. Колмогорова. – М.: «Просвещение», 1999.

2.                             Ангеловски К. Учителя и инновации. М.: «Наука»,1991.

3.                             Батурина Г., Кузина Т. Традиционная культура воспитания в национальной школе. Педагогика,1995,№2.

4.                             Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. М.: Высшая школа, 1971.

5.                             Блох А.Ш., Неверов Г.С. Решение неравенств. Минск, 1962.

6.                             Борисенков В.П., Краевский В.В., Кутьев В.О., Турбовский Я.С. Философия образования. Педагогика,1995, № 4 с.3

7.                             Волошинов А. В. Математика и искусство. – М.: «Народное образование», 1999.

8.                             Дорофеев Г.В., Потопов М.К., Розов Н.Х. Пособие для поступающих в ВУЗы. М.: Высшая школа, 1970.

9.                             Ерина Т.М. Задачи с параметрами. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

10.                        Зильберберг Н.И. Приобщение к математическому творчеству. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988.

11.                        Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 1989,

12.                        Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. - М.: «Педагогика», 2003.

13.                        Ивлев Б.М., Саакян С.М., Шварцбург С.И. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса. – М.: «Просвещение», 1999.

14.                        Карп А.П. Даю уроки математики. – М.: «Проспект», 1999.

15.                        Крылова Н.В. Ребенок в пространстве культуры. М., «Мысль», 1994.

16.                        Культурология. Под ред. Драча Г.В. Р.-на-Д., Изд. Феникс,1995

17.                        Математика. Программа для школы, работающей по базисному учебному плану. - М., 1999.

18.                        Математика. Программа для школ (классов) с углубленным изучением математики. — М., 1994.

19.                        Математика. Программы для общеобразовательных учреждений. — М.,1994.

20.                        Метельский Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. – М.: «Луч», 1997.

21.                        Методика преподавания математики в средней школе. Сборник статей. Составитель Петрова М.И. — М.: Учпедгиз, 1997.

22.                        На путях обновления школьного курса математики. М.: «Педагогика», 2002.

23.                        Новиков Л.С. Элементы математической логики. М.: Просвещение, 1959.

24.                          Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Под ред. Е.С. Полат. – М., ACADEMIA, 2001.

25.                          Савитская Т.П. Ребенок в культуре ХХ века. Знание-сила,1995,№4.

26.                          Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: «Народное образование», 2002.

27.                        Столяр А.А. Методы обучения математики. М.: Наука, 1966.

28.                        Столяр А.А. Педагогика математики. М.: Минск, 1969.

29.                          Психология. Словарь. М., 1990.

30.                          Учебные стандарты школ России под ред. В.С Леднева, Н.Д.Никандрова, М.Н. Лазутовой. – М., "Прометей", 1998.

31.                        Шарыгин И.Ф. Математика для школьников старших классов. — М.: «Просвещение», 1999.

32.                        Щадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.

33.                          Якиманская А.В. Способности к усвоению математики/ В кн. Развивающее обучение. – М.: «Просвещение», 2001.

34.                        Янченко М.М. Задачи с параметрами. М.: Издательство «ДРОФА», 2004.

35.                        Ястребицкий Г.А. Уравнения и неравенства, содержащие параметры. М.: Высшая школа, 1972.


 


[1] Янченко М.М. Задачи с параметрами. М.: Издательство «ДРОФА», 2004. С. 12.


[2] Ерина Т.М. Задачи с параметрами. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 8.


[3] См.: Ястребицкий Г.А. Уравнения и неравенства, содержащие параметры. М.: Высшая школа, 1972. С. 142.


[4] См.: Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. М.: Высшая школа, 1971. С. 66.


[5] Дорофеев Г.В., Потопов М.К., Розов Н.Х. Пособие для поступающих в ВУЗы. М.: Высшая школа, 1970. С. 112.


[6] Блох А.Ш., Неверов Г.С. Решение неравенств. Минск, 1962. С. 176.


[7] Столяр А.А. Методы обучения математики. М.: Наука, 1966. С. 33.