Содержание


Введение_____________________________________________________ 3

Глава 1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях_____________________________________________ 4

1.1. Понятие и правовая основа производства по делам об административных правонарушениях___________________________________________ 4

1.2. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.__________________________________________ 5

1.3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях___________________________________________________________ 7

1.4. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении___________________________ 8

Глава 2. Обязательность постановления по делу об административном правонарушении_____________________________________________ 11

2.1. Законная сила постановления____________________________ 13

2.2. Постановление судьи об административном аресте должно исполняться с момента его вступления в законную силу______________________ 15

Заключение__________________________________________________ 19

Литература_________________________________________________ 21


Введение


Процесс — совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности.

С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. В подобном понимании он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы, т. е. соответствующих правил должного поведения.[1]

Данная функция составляет прерогативу субъектов исполнительной деятельности, осуществляемой в процессуальной форме. Именно в такой форме происходит юридически властная реализация задач и функций исполнительной власти. Но процесс правоприменения не сводится лишь к обеспечению соблюдения соответствующих правил поведения (диспозиции). В равной мере на долю субъектов исполнительной власти приходится и реализация санкций материальных административно-правовых норм.

Есть еще одно важное обстоятельство, без учета которого нельзя понять сущность административного процесса и, соответственно, административно -процессуальной деятельности. Его суть заключается в том, что реально административно - правовые отношения всегда воспринимаются только как процессуальные.

Глава 1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях


1.1. Понятие и правовая основа производства по делам об административных правонарушениях


Производство по делам об административных правонарушениях — это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий, осуществленная в административно-процессуальной форме. Это производство — составная часть административно - юрисдикционного процесса.

Следует отметить, что основными элементами процессуальной формы являются группы норм, регулирующих:

• цели производства;

• принципы производства;

• круг его участников, их права и обязанности;

•систему совершаемых действий, их последовательность, стадии производства;

• сроки совершения действий;

• виды и условия использования доказательств;

  подведомственность дел, властных действий;

 содержание и порядок оформления процессуальных документов;

•виды, размеры и порядок применения мер процессуального принуждения;

• порядок возмещения процессуальных расходов.

Производство по делам об административных правонарушениях является одной из сторон административно-процессуальной деятельности, осуществляемой широким кругом исполнительных органов, а также представляющих их должностных лиц. Субъектами такой деятельности являются и судебные органы, функции которых постоянно расширяются, что свидетельствует об усилении процессуальных гарантий прав и интересов лиц, подвергаемых административной ответственности.

Процессуальный характер производства свое основное выражение получает в реализации санкций правовых норм, устанавливающих административную ответственность физических и юридических лиц за совершаемые ими административные правонарушения, предусмотренные в Особенной части КоАП. Соответственно определяются и задачи производства, главная из которых состоит в обеспечении всестороннего, полного, объективного и своевременного рассмотрения полномочными судьями, органами и должностными лицами каждого дела об административном правонарушении с целью разрешения его в соответствии с законом.

Разрешение дела находит выражение в принятии по итогам его рассмотрения мотивированного постановления о назначении административного наказания (либо в отказе от его назначения) и его исполнении. Естественно, что в процессе производства выделяются причины и условия, способствовавшие совершению административных правонарушений.

1.2. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.


В интересах выполнения задач производства КоАП регламентирует важнейшие его процессуальные проявления: порядок производства, права и обязанности участников производства, виды и порядок составления процессуальных документов (протоколы, определения и т.п.), виды и порядок использования доказательств, порядок применения специальных мер процессуального обеспечения производства (например, административное задержание, осмотр помещений, территорий и находящихся там документов и вещей, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и т.п.) и др.

В отличие от уголовного, гражданского и арбитражного производства, каждое из которых оснащено процессуальными кодексами, производство по делам об административных правонарушениях регламентируется не специальным Административно-процессуальным кодексом, а нормами КоАП, составляющими содержание его разд.IV (гл.24-30). Фактически к процессуальной части настоящего Кодекса можно отнести также и разд.III, поскольку в нем содержится юридическая характеристика судей, органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, без которых невозможно производство. Поскольку в число задач производства по делам об административных правонарушениях входит обеспечение исполнения вынесенного постановления, постольку исполнительное производство также является составной частью комплекса административно-процессуальных действий. В то же время исполнение вынесенных постановлений не относится к полномочиям судей, органов и должностных лиц, рассматривающих конкретные дела; это функция иных органов и должностных лиц. В силу этого вопросы, связанные с исполнительным производством, выделены в разд.V КоАП (гл.31 и 32).[2]

Производство по делам об административных правонарушениях - одна из форм административного процесса, основной чертой которого, позволяющей провести грань между ним и гражданским и уголовным процессом, является его преимущественно внесудебный порядок. Административно-процессуальные действия, внешне сходные с уголовно-процессуальными и гражданско-процессуальными, осуществляются, как правило, органами и должностными лицами, представляющими исполнительную власть. И то, что одним из субъектов данного процесса является судья (мировой судья), не лишает этот процесс административного характера, поскольку в рамках производства по делам об административных правонарушениях судья действует не на основе уголовно-процессуальных или гражданско-процессуальных норм, а на основе административно-процессуальных норм.

Административно-процессуальную деятельность отличают от иных видов процесса такие черты, как известная упрощенность и ускоренность отдельных процессуальных действий, множественность субъектов, уполномоченных на назначение административных наказаний и т.п. Вместе с тем административно-процессуальное производство имеет немало качеств, которые обычно характеризуют процессуальную деятельность на основе УПК, ГПК, АПК.

Производство по делам об административных правонарушениях, равно как и иные формы процессуальной деятельности, в своей основе является админстративно-деликтным. В нем находит соответствующее процессуальное выражение негативная реакция государства и общества на противоправные деяния, совершаемые в сфере государственного управления или реализации задач и функций исполнительной власти - административные деликты, или административные правонарушения. Последние, как известно, являются основанием административной ответственности, реализуемой в административно-процессуальной форме.[3]

По своей сути производство по делам об административных правонарушениях нацелено на разрешение административно-правовых споров, возникающих между сторонами административно-процессуальных отношений, по поводу правомерности или неправомерности применения мер административной ответственности. Причем эти споры (конфликты) разрешаются чаще всего уполномоченными на это исполнительными органами (должностными лицами).

Полномочия по разрешению правовых споров (конфликтов) и по применению в случае негативного их разрешения установленных правовых санкций (уголовное или административное наказание) характеризуются как юрисдикционные. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях юрисдикция означает определение круга уполномоченных на рассмотрение и разрешение правовых вопросов исполнительных органов (должностных лиц), а также перечня конкретных дел, отнесенных к компетенции каждого из них. Она вытекает из административной право- и дееспособности, а также их функциональной обязанности применять нормы материально-административного права к конкретным ситуациям, возникающим в подведомственной им сфере общественных отношений.


1.3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях


Производство по делам об административных правонарушениях оснащено процессуальными нормами, по характеру которых можно судить о его организационной структуре. Имеется в виду совокупность последовательно осуществляемых процессуальных действий, совершаемых в интересах эффективного достижения тех задач, которые поставлены перед ним КоАП.

Соответственно можно выделить определенные стадии производства, каждая из которых имеет свое процессуальное назначение, закрепленное в нормах КоАП. В них как в этапах данного вида административно-процессуальной деятельности, фактически проявляется собственно производство.

В КоАП РСФСР эти стадии специально не выделялись, хотя об их существовании можно было догадаться. Новый Кодекс дает основания для этого. К числу стадий относятся вытекающие непосредственно из задач производства по делам об административных правонарушениях следующие его основные этапы, в рамках каждого из которых осуществляются предусмотренные административно-процессуальными нормами действия судей, органов, должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение и разрешение подобных дел.

К числу обязательных стадий относится:

возбуждение дела об административном правонарушении (гл.28);

рассмотрение дела об административном правонарушении (гл.29);

вынесение постановления по делу об административном правонарушении. Фактически это стадия разрешения дела в точном соответствии с требованиями административно-процессуальных норм. Следует иметь в виду, что в КоАП она не обозначена как самостоятельная; вынесение мотивированного постановления по делу входит в содержание стадии рассмотрения дела. Тем не менее, поскольку речь идет об издании индивидуального правового акта, имеются основания для выделения данной стадии как в наибольшей степени юридизированной;

исполнение постановления по делу об административном правонарушении (гл.31 и 32).[4]

КоАП предусматривает еще одну стадию производства, а именно - пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30). Процессуальное ее назначение несомненно, так как в ее рамках возможно опротестование или обжалование постановления о назначении административного наказания. Поскольку все здесь зависит от инициативы лица, в отношении которого применена мера административной ответственности, и прокурора, а этой инициативы может и не быть, данную стадию производства характеризуют как факультативную.

В качестве определенного итога следует указать на то, что производство по делам об административных правонарушениях есть нормативно урегулированный вид процессуальной деятельности юрисдикционного характера, осуществляемый как в судебном, так и во внесудебном порядке в особых процессуальных формах, закрепленных в КоАП.


1.4. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении


Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.[5]

Существу производства по делам об административных правонарушениях противоречит прежде всего отсутствие двух сугубо юридических показателей (факторов), без которых постановка вопроса об административной ответственности утрачивает всякий смысл. Имеется в виду отсутствие:

а) события административного правонарушения, т.е. фактических данных, свидетельствующих о том, что налицо очевидное отклонение в поведении какого-либо лица, хотя бы внешне имеющее противоправное выражение. Таких данных нет, как нет и реальной возможности доказать обратное. Звучит данное условие весьма абстрактно, ибо событие правонарушения может отсутствовать только тогда, когда отсутствует факт его совершения, а потому и противоречит логике возбуждения административного (или любого иного) производства.[6]

Однако это требует официального установления. Например, гражданское законодательство признает отсутствие события гражданско-правового деликта в условиях стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, а применительно к событию административного правонарушения его отсутствие может быть установлено в ходе уже начатого производства или же усмотрением полномочного должностного лица (например, контролера), лишенного возможности обнаружить в поведении лица какие-либо признаки правонарушения;

б) состава административного правонарушения, т.е. субъективных и объективных признаков, в совокупности дающих основание квалифицировать данное деяние как административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП. При этом внимание акцентируется на недостижении физическим лицом на момент совершения правонарушения возраста, по достижении которого оно может привлекаться к административной ответственности, а также на невменяемости физического лица, совершившего правонарушение.

Невменяемость лица, совершившего противоправные действия, также по понятным причинам исключает производство по делу об административном правонарушении в силу болезненного состояния его психики (ст.2.8 КоАП).

В КоАП не включено состояние необходимой обороны в качестве обстоятельства (условия) исключения производства по делам об административных правонарушениях, как несвойственное характеру правонарушения, однако сохранено в качестве такого условия совершение административного правонарушения в состоянии крайней необходимости (ст.2.7 КоАП).[7] Имеется в виду причинение вреда охраняемым законом интересам в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также интересам общества или государства, если не было иных средств ее устранения и если причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный. Например, при тушении пожара могут быть разрушены соседние постройки; иное способствовало бы распространению этого стихийного бедствия.

Несколько условий, исключающих производство по делу об административном правонарушении, связаны с изменениями законодательства. Таким условием является издание акта амнистии, устраняющего применение административного наказания, а также отмена закона, установившего административную ответственность.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности (как правило, два месяца) также препятствует началу либо продолжению производства.

В п.7 комментируемой статьи сформулировано следующее условие: если по факту совершения противоправных действий лицом уже вынесено постановление о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела, то по этому факту производство не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Естественным условием, исключающим производство, является смерть физического лица, в отношении которого оно ведется.

К сожалению, КоАП не предлагает четко обозначенные специфические условия, исключающие производство по делам об административных правонарушениях юридических лиц.

Как уже отмечалось, многие обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях, могут быть установлены лишь в ходе этого производства.

Глава 2. Обязательность постановления по делу об административном правонарушении


Гарантия исполнения постановления по делу об административном правонарушении - обязательность его исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Постановление, вынесенное в пределах установленной компетенции и с соблюдением требований законности судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, перечисленных в гл.23 КоАП, подлежит обязательному исполнению в полном объеме. Никто не вправе отсрочить, приостановить или прекратить его исполнение кроме как судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания и в случаях, установленных КоАП (ст.31.5-31.7).[8]

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении является обязательным как для органов государственной власти, должностных лиц, так и для граждан и юридических лиц, на которых данным постановлением наложено административное наказание.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Момент вступления в законную силу устанавливается ст.31.1.

В случае подачи жалобы или принесения протеста постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после принятия решения по жалобе или протесту и, следовательно, с этого момента указанное постановление подлежит исполнению. До принятия решения по жалобе или протесту постановление о наложении административного наказания в исполнение не приводится. Исключение составляют случаи, когда постановление о назначении административного наказания подлежит исполнению с момента вынесения и подача жалобы не приостанавливает его исполнения (например, постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения, административного ареста, о взыскании штрафа на месте).

Под обращением вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении к исполнению понимается передача вступившего в законную силу постановления органу, должностному лицу, вынесшему его, для обеспечения реализации наложенного наказания.

Следует иметь в виду, что возможно добровольное исполнение постановления о наложении административного наказания.

КоАП предусматривает возможность добровольного исполнения постановления о наложении штрафа (ст.32.2). Штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Если в установленный срок штраф не уплачен, то он взыскивается в принудительном порядке.

Постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, органу, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению в следующие сроки:

в случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в теченеие трех суток со дня его вступления в законную силу;

если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу;

в случае рассмотрения жалобы, протеста - со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.[9]

Приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении имеет важное процессуальное значение. Именно своевременное и точное его исполнение обеспечивает эффективность и достижение целей административного наказания. Лицо, подвергнутое административному наказанию, должно почувствовать и осознать отрицательную оценку государством его противоправного поведения.

Приведение постановления по делу об административном правонарушении в исполнение представляет собой организационные действия для реализации предписаний, содержащихся в постановлении, уполномоченными на то органами и должностными лицами. Так, исполнение постановления судьи об административном аресте возложено на органы внутренних дел, постановление о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств - на органы, осуществляющие государственный надзор за связью.

Порядок исполнения постановления по делу об административном правонарушении регулируется КоАП (гл.32), федеральными законами от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ.


2.1. Законная сила постановления


"Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента вступления в законную силу" - это положение п.2 ст.31.2 КоАП, вступившего в силу 01.07.2002, является новеллой законодательства. Ранее ст.278 КоАП предусматривала, что постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента его вынесения. Очевидно, что новое правило направлено на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности, в особенности если это лицо возражает против обоснованности постановления: пока постановление о привлечении к ответственности обжалуется, оно не может исполняться, поскольку не имеет законной силы. Однако определить момент вступления постановления в силу не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Нельзя отрицать, что правильное определение момента вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении имеет принципиальное значение: обращаться к исполнению могут только постановления, вступившие в законную силу (ст.31.3 КоАП РФ). Также момент вступления в силу имеет значение для установления факта повторности совершения административного правонарушения, что является обстоятельством, отягчающим ответственность в силу подп.2 п.1 ст.4.3 КоАП РФ.

Правоприменительная практика показывает, что нередки случаи, когда орган, вынесший постановление по делу об административном правонарушении, обращает его к исполнению до вступления постановления в силу. Например, региональной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Лицо, привлеченное к ответственности, обжаловало постановление в арбитражный суд. Судом первой инстанции жалоба оставлена без удовлетворения. Госторгинспекция через 10 дней вынесения решения арбитражного суда направила постановление в службу судебных приставов для принудительного исполнения. Свою позицию Госторгинспекция обосновывала тем, что решение арбитражного суда вступило в силу по истечении десяти дней после его вынесения, следовательно, в этот же момент вступило в силу постановление по делу об административном правонарушении. Изложенная позиция, по мнению автора, не соответствует законодательству. Вопросы производства по делу об административном правонарушении регулируются КоАП, а вопросы обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности, вынесенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, - также и АПК РФ.

Статья 31.1 КоАП РФ предусматривает следующие сроки вступления постановления об административном правонарушении в законную силу:

- после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

- после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

- немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Как определить момент вступления в силу постановления об административном правонарушении в случае, если к административной ответственности привлекается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которое имеет намерение в полном объеме воспользоваться своим правом на обжалование постановления? Пункт 3 ст.30.1 КоАП РФ отсылает нас к законодательству об арбитражном процессе. Рассмотрению дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности посвящен параграф 2 гл.25 АПК РФ.

С жалобой на постановление по делу об административном правонарушении можно обратиться в течение десяти дней с момента получения копии постановления - это требование содержится в п.2 ст.280 АПК РФ и п.1 ст.30.3 КоАП РФ. Для принесения протеста прокурором установлен тот же срок (п.1 ст.30.10 КоАП РФ). Если десятидневный срок обжалования постановления пропущен, оно вступает в силу в соответствии с подп.1 ст.31.1 КоАП РФ. Если же жалоба подана или протест принесен, следует перейти к п.2 той же статьи.

По результатам рассмотрения жалобы арбитражный суд принимает решение, которое в силу п.5 ст.211 АПК РФ вступает в силу по истечении десяти дней с момента его принятия. Но постановление о привлечении к административной ответственности в силу пока не вступит! Для этого не будет оснований, ведь КоАП РФ связывает момент вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении не с моментом вступления в силу решения арбитражного суда, которым проверены законность и обоснованность привлечения к ответственности, а лишь с истечением срока на обжалование. АПК РФ предусматривает право апелляционного обжалования решения суда первой инстанции, не вступившего в силу, а вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в кассационную инстанцию арбитражного суда. Срок на подачу апелляционной жалобы составляет 10 дней с момента вынесения решения (п.5 ст.211 АПК РФ), срок на подачу кассационной жалобы - два месяца с момента вступления решения в силу (п.1 ст.276 АПК РФ).

Итак, если апелляционная жалоба на решение арбитражного суда не подана, то по истечении десяти дней с момента вынесения решения начинается исчисление срока на обжалование решения в кассационную инстанцию. Если кассационная жалоба также не подана, постановление по делу об административном правонарушении вступит в силу через два месяца и десять дней с момента принятия решения суда первой инстанции.

Если подана апелляционная жалоба и постановлением апелляционной инстанции постановление по делу об административном правонарушении не отменено, а правом кассационного обжалования заинтересованное лицо не воспользовалось, постановление вступит в силу через два месяца после принятия постановления апелляционной инстанции.

В обоих случаях постановление по делу об административном правонарушении вступит в законную силу на основании п.2 ст.31.1 КоАП РФ. В том случае, если подана кассационная жалоба на решение арбитражного суда первой инстанции, и кассационная инстанция не отменила постановление о привлечении к административной ответственности, оно вступит в силу на основании п.3 ст.31.1 КоАП РФ немедленно после вынесения постановления кассационной инстанции арбитражного суда, поскольку обжалование этого судебного акта арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено. Не исключено, однако, что суд при разрешении спора будет придерживаться иного мнения. Например, апелляционной инстанцией Арбитражного суда Ульяновской области в постановлении по делу N А72-179/02-Сп указано, что постановление по делу об административном правонарушении, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу с момента вступления в силу постановления апелляционной инстанции арбитражного суда. Пленум ВАС РФ в своем постановлении "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КОАП РФ" от 27.01.03 N 2 не затрагивает проблему вступления постановлений об административных правонарушениях в законную силу, поэтому возможно различное толкование правоприменителями рассматриваемых норм КоАП РФ, что может привести к нарушению прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.


2.2. Постановление судьи об административном аресте должно исполняться с момента его вступления в законную силу


Законодательство об административных правонарушениях (глава 30 КоАП РФ) предусматривает возможность пересмотра (обжалования) постановления по делу об административном правонарушении. Эта возможность является важной формой реализации обеспечения и соблюдения юридических гарантий в административно-юрисдикционном процессе, законности и обоснованности применяемых административных наказаний, выполнения требований ст.46 Конституции РФ, закрепившей право судебной защиты в качестве конституционного принципа.

Существование возможности пересмотра постановления имеет также и "большое превентивное значение, дисциплинирует тех, кому поручено применять административные взыскания, позволяет на основе единообразного толкования и применения закона исправлять и устранять допущенные ошибки".[10]

Особой критике в последние годы подверглись правовые положения ч.2 ст.266 КоАП РСФСР, согласно которым постановление судьи о наложении административного взыскания являлось окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежало. Обсуждаемая правовая норма явно не соответствовала требованиям ст.46 Конституции РФ, поэтому Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 мая 1999 г. признал не соответствующими Конституции РФ положения ч.2 ст.266 и п.3 ч.1 ст.267 КоАП РСФСР "как исключающие возможность проверки по жалобам граждан законности судебного решения еще одной судебной инстанцией, уполномоченной на исправление судебной ошибки".

И только в результате внесения Федеральным законом от 20 марта 2001 г. изменений в ст.266 КоАП РСФСР и принятия нового КоАП РФ (п.1 ч.1 ст.30.1) эта проблема была решена.

Право на пересмотр (обжалование) постановления по делу об административном правонарушении имеет цель проверить его законность и обоснованность, а, следовательно, речь о его исполнении должна идти лишь после рассмотрения жалобы. Однако в КоАП РФ отсутствует правовая норма, которая позволяла бы приостанавливать исполнение постановления о наложении административного наказания в виде административного ареста в связи с подачей жалобы на это постановление. Наоборот, это постановление исполняется немедленно после его вынесения (ст.32.8 КоАП). Вместе с тем действующий КоАП (ч.2 ст.31.2) предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. А в силу оно вступает: 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, в случае, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано; 2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление; 3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ст.31.1 КоАП).

Анализ приведенных правовых норм дает основания полагать, что в случае обжалования постановления по делу об административном правонарушении в установленные законом сроки (и в случае восстановления пропущенного срока) это постановление не может исполняться, в том числе и об административном наказании в виде административного ареста, раньше, чем оно вступит в законную силу.

Исключение возможности приостановления исполнения постановления об административном аресте в случае его обжалования в установленные законом сроки вызывает определенное возражение, ибо оно приводит к нарушению соблюдения конституционного права граждан на судебную защиту, к уменьшению гарантий предотвращения судебной ошибки при назначении административного ареста. По сути, речь идет об исполнении постановления, не вступившего в законную силу. Это в определенной степени находило свое объяснение в то время, когда постановления, выносимые судьями районных судов, являлись окончательными и не подлежали обжалованию. Однако в настоящее время постановление судьи по делу об административном правонарушении может быть обжаловано и, следовательно, до рассмотрения жалобы считается не вступившим в законную силу, а поэтому его исполнение нельзя признать законным.

В связи с этим полагаю необходимым внести в КоАП изменения, которые исключали бы возможность немедленного исполнения не вступившего в законную силу постановления о назначении наказания в виде административного ареста.

Особого внимания в части детализации и дополнения требует ч.2 ст.30.5 КоАП. Во-первых, в отличие от ч.1 ст.30.5 КоАП, в которой наиболее конкретно определено начало срока рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении "со дня поступления жалобы со всеми материалами дела в суд, правомочным рассматривать жалобу", в ч.2 ст.30.5 КоАП, касающейся рассмотрения жалобы на постановление об административном аресте, начало этого срока определено как "с момента подачи жалобы". В связи с этим возникает вопрос - с подачи в какой суд (какому судье) начинает течь срок рассмотрения жалобы, ибо жалоба на постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, которым вынесено постановление по делу, или может быть подана непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать (п.1, 3 ст.30.2 КоАП). Если гражданин подал жалобу согласно п.1 ст.30.2 КоАП, т.е. судье, вынесшему обжалуемое постановление, то как тогда быть со временем, необходимым на пересылку административного материала с жалобой в вышестоящий суд, и требованием ч.2 ст.30.5 КоАП рассмотреть жалобу в течение суток с момента ее подачи?

Во-вторых, в п.2 ст.30.5 КоАП ничего не говорится о получении вышестоящим судом материалов дела, при наличии которых и возможно рассматривать жалобу. Каким же образом можно рассмотреть жалобу в течение суток с момента ее подачи, например, непосредственно в вышестоящий суд, если у него отсутствуют материалы дела?

И, наконец, временные рамки рассмотрения жалобы на постановление об административном аресте, установленные ч.2 ст.30.5 КоАП, не содержат реальной возможности в течение суток разрешить возможные ходатайства, назначить и провести экспертизу, истребовать дополнительные материалы, вызвать лиц, участие которых необходимо при рассмотрении жалобы (п.2 ст.30.4 КоАП).

Изложенное позволяет констатировать, что, несмотря на очевидное желание законодателя ускорить рассмотрение жалоб на постановления об административном аресте, установление суточного срока рассмотрения с момента их подачи носит декларативный характер и не имеет под собой возможности реального его исполнения.

В этой связи представляется необходимым, чтобы в ч.2 ст.30.5 КоАП, так же как и в ч.1 этой статьи, срок рассмотрения жалобы исчислялся бы со дня ее поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобу, или со дня поступления в этот суд материалов дела (если жалоба подана непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать).

И наконец, анализ содержания ч.2 ст.30.5 КоАП позволяет предположить, что законодатель, предусматривая сокращенный срок рассмотрения жалобы на постановление об административном аресте на случай, если лицо отбывает административный арест, допускает возможность отбытия (исполнения) данного наказания до вступления постановления, его определившего, в законную силу.

Однако, как ранее уже отмечалось, с этим трудно согласиться, ибо такой подход противоречит ч.2 ст.31.2 КоАП. Игнорирование требований данной статьи, исключение порядка исполнения административного ареста из общего правила об исполнении постановлений о назначении административных наказаний не исключает ситуаций, когда в результате возможной судебной ошибки граждане, находясь в изоляции, вынуждены необоснованно претерпевать моральные и физические страдания. Следовательно, при наличии поданной в установленный срок жалобы это постановление не может исполняться, так как вступает в силу лишь после вынесения решения по жалобе, а поэтому и лицо, подвергшееся административному аресту, не может отбывать это наказание до рассмотрения поданной жалобы.

Недопустимость исполнения постановления об административном аресте до его вступления в законную силу сняла бы необходимость и в установлении законодателем суточного срока рассмотрения жалобы на это постановление с момента ее подачи.

В КоАП не нашла правового урегулирования ситуация, когда в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в действиях (бездействии) лица будут установлены признаки преступления.

Представляется, что в данной ситуации следует вынести решение об отмене постановления и направлении дела на новое рассмотрение, в результате которого в соответствии со ст.29.9 КоАП может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу и материалы дела переданы прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания. Однако это (т.е. отмена постановления и возвращение дела на новое рассмотрение по изложенным основаниям) возможно лишь в том случае, если требование об этом содержится в жалобе потерпевшего, его законного представителя, представителя или протесте прокурора.



Заключение


Одним из методов борьбы с правонарушениями является юридическая ответственность за совершение правонарушения - необходимый элемент, характеризующий их.

Если в результате каких-либо действий нарушается закон, но за его нарушение не установлена какая-либо санкция, то такое действие утрачивает характер правонарушения и переходит в разряд иных противоправных деяний.

В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений.

Разумеется, эти санкции реализуются не сами по себе, а в процессе особого рода правовой деятельности, получившей наименование административной юрисдикции. В процессе ее осуществления компетентные органы рассматривают дела об административных правонарушениях и принимают решения. Основанием применения взыскания, возбуждения дела об административном правонарушении является наличие в содеянном административного проступка. Поэтому осуществление юрисдикции невозможно без глубокого знания понятия состава административного проступка, а также без глубокого знания понятия самого правонарушения. Необходимые знания помогут правильно квалифицировать административные проступки, принимать законные решения по делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан.

Исполнение постановления - заключительная стадия производства по делу об административном правонарушении. Задачами исполнительного производства являются обеспечение исполнения вынесенного постановления, защита законных прав и интересов физических и юридических лиц, предупреждение административных правонарушений, воспитание граждан в духе уважения и соблюдения законов, прав других граждан, ответственности перед обществом.

Гарантию исполнения постановления по делу об административном правонарушении - обязательность его исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Постановление, вынесенное в пределах установленной компетенции и с соблюдением требований законности судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, перечисленных в гл.23 КоАП, подлежит обязательному исполнению в полном объеме. Никто не вправе отсрочить, приостановить или прекратить его исполнение кроме как судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания и в случаях, установленных КоАП (ст.31.5-31.7).

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении является обязательным как для органов государственной власти, должностных лиц, так и для граждан и юридических лиц, на которых данным постановлением наложено административное наказание.

Литература


1.     Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2003

2.     ФЗ РФ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. // СЗ РФ. 2002. № 1 ч. 1. Ст. 2.

3.     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1

4.     Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М.: Статут, 2000.

5.     Административное право (Общая часть) / Под ред. В. П. Сальникова. СПб.: Мир, 2000

6.     Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М.: БЕК, 2002.

7.     Алехин А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право РФ. Учебник. М.: БЕК, 1999.

8.     Общая теория права. Т1, Алексеев С. С., Москва, 1981.

9.     Севрюгин В. Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. - Тюмень: ТВШ МВД РФ, ТГУ, 1994

10.            Советское административное право. Части Общая и Особенная: Учебник под ред. Еропкина М. И., - Киев, 1978.

11.            Советское административное право: Учебник под ред. Василенкова П. Т. - М.: Юрид. лит., 1991


[1] Административное право России. Москва. НОРМА – ИНФРА М.2000.

[2] Севрюгин В. Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. - Тюмень: ТВШ МВД РФ, ТГУ, 1994


[3] Административное право Российской Федерации. Изд. А. П. Алехин


[4] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ


[5] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

[6] Административное право Российской Федерации. Изд. А. П. Алехин


[7] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ


[8] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ


[9] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ


[10] Бахрах Д.Н. Административная ответственность. М., 1999. С. 80