Содержание


Введение …………………………………………………………………………..3

1. Образ древа как мифологический символ………………………………….....5

2. Обзор работ по образу дерева в лирике С.Есенина…………………………..7

3. Образы деревьев в лирике С.А.Есенина………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………..14

Список используемой литературы…………………………………………........15

























Введение


Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, прочно вошло в нашу литературу. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.

В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в "узком промежутке" старых чувств и воззрений. И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина - "половодье" самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях - отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сергей Есенин, прежде всего - певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них "русский дух", в них "Русью пахнет". Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока. Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия: "Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий". Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим.

«Моя лирика, - не без гордости говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве". Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных, Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных, - писал поэт. Такие строки, на наш взгляд, могут родиться только в душе истинного художника, для которого Родина - это жизнь.

В творчестве поэта можно выделить множество тем, мотивов, образов.

Мы рассмотрим «древесные мотивы» в лирике С.А.Есенина, предметом нашего исследования является образ дерева в его творчестве.

Цель данной работы: раскрыть особенности изображения образа дерева, показать эволюцию его развития в лирике Есенина.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

·                  рассмотреть особенности изображения дерева в мифологии;

·                  дать анализ некоторых литературоведческих работ по лирике С.А.Есенина;

·                  остановится на центральных образах «древесной лирики» С.А.Есенина.





















1.Образ древа как мифологический символ


Очень важным показателям стиля в есенинской поэтической системе является образ: «Не я выдумал этот образ, - писал поэт в 1924 году, - он развил его и положил основным камнем в своих стихах». Для Есенина и человек, и зверь, и дерево – «личность как живое». Для него не существует четких образных граней между человеком и зверем, зверем и растением. Листья тополя – новая зеленая кожа, белое цветение черемухи – кружевная накидка на плечах девушки. В стихотворениях поэта мы наблюдаем оживотновление растений, напр.:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленькой матке

Зеленое вымя сосет

(Там, где капустные грядки, 1910г.)

Как мы видим, в данном стихотворении клененочек сравнивается с теленком, иногда поэт сравнивает осеннюю чащу то с рыжей кобылой, то с рыжим стадом волов, вербы – с журавлями.

Образ дерева, природы  проходит через все творчество С. Есенина. Природа – всеобъемлющая, главная стихия лирики поэта. Многие стихи раннего С.Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы ("Матушка в Купальницу…", "Не жалею, не зову, не плачу…"). Поэт постоянно обращается к природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем прошлом, настоящем и будущем. В его стихах она живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется.

Природа у Есенина антропоморфна: березки уподобляются девушкам, клен – подвыпившему сторожу, лирическому герою. Образ природы строится на ассоциациях из деревенского крестьянского быта, а мир человека раскрывается обычно через ассоциации с жизнью природы.

Одухотворение, очеловечивание природы свойственно народной поэзии. «Древний человек почти не знал неодушевленных предметов, - отмечает А. Афанасьев, - всюду находил он разум, и чувство, и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались те загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья».

Центральным, всеобъемлющим понятием поэтических воззрений славян, согласно, А. Афанасьеву, является образ мирового древа или "древа жизни", олицетворяющий собой мировую гармонию, единство всего сущего. Таков этот образ в народной поэзии, таков он и в поэтике Есенина, вот почему в центре многих стихотворений С. Есенина оказался образ дерева.

Поэт с детских лет впитал в себя это народное мировосприятие, можно сказать, что оно образовало его поэтическую индивидуальность.

«Все от древа – вот религия мысли нашего народа… Древо – жизнь. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного дерева и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей рук тень-добродетель»,- писал С. Есенин в своем поэтико-философском трактате «Ключи Марии».

В древних мифах образ дерева был многозначен.

Древо, в частности, символизировало жизнь и смерть (цветущее или сухое), древние представления о вселенной (верх – небо, низ – подземное царство, середина – земля), древо в целом могло сопоставляться с человеком (голова – вершина, уходящая в небо, ноги – корни, ощущающие крепость в земле, раскинутые руки, подобно ветвям, обнимают мир вокруг). Итак, древо – мифологический символ, обозначающий вселенную, гармонию вселенной.

Впрочем, для Есенина уподобление человека дереву больше, чем «религия мысли»: он не просто веровал в существование узловой завязи человека с миром природы, он сам себя чувствовал частью этой природы.

Есенинский мотив «древесного романа», выделенный М. Эпштейном, восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе. Опираясь на традиционный троп «человек-растение», Есенин создает «древесный роман»,  герои которого – клен, березы и ивы.

Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы – «стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол, косы», у клена – «нога, голова».

Так и хочется руки сомкнуть

Над древесными бедрами ив.

(Я по первому снегу бреду, 1917 г. ),

 

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

(Зеленая прическа, 1918 г.)


Я не скоро, не скоро вернусь !

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

(Я покинул родимый дом, 1918 г.)

 

2. Обзор работ по образу дерева в лирике С.Есенина


В литературе предмета существует несколько точек зрения относительно эволюции развития этого образа и его значения в творчестве поэта. Остановимся на работах некоторых исследователей творчества С.А.Есенина.

Юшин П.Ф., рассматривая тему природы в творчестве Есенина, подчеркивает связь лирики с фольклором, проводит параллель между жизнью природы и жизнью человека. Исследователь считает, что использование фольклорных образов в их традиционной эмоциональной окрашенности позволяет выражать внутренний мир человека. К числу наиболее распространенных в устном народном творчестве образов с устойчивым символическим значением он относит иву, вербу, ракиту, калину, рябину, березу, ворона, кукушку, дерево, как символ человеческой жизни. Проанализируем некоторые из этих образов. Образ ивы, вербы, ракиты ассоциируется чаще всего с печалью, грустью, напр.:

В этой могиле под скромными ивами

Спит он, зарытый землей,

…спит он, а ивы над ним наклонилися,

Свесили ветви кругом,

Точно в раздумье они погрузилися

Думают думы о нем…

Склоненная над прудом или водами реки ива-символ постоянной грусти. За ней устойчиво закреплен эпитет «плакучая». Калина и рябина ассоциируются с судьбой женщины, с горечью жизни. Опадающие с дерева листья – чаще всего знак прошедшей и угасающей жизни. Стройная береза может выступать символом девушки или олицетворять страну «березового ситца» - Россию. Срубленное дерево – насильственно и безвременно погибшая или загубленная жизнь. Увядающий и падающий лист дерева – угасающая жизнь, напр.:

 Ах, увял головы моей куст

Скоро мне без листвы холодеть

Листья падают, листья падают

Стонет ветер,

Протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит мой друг?

Помимо этого Юшин говорит об эволюции данного образа в лирике Есенина. Если в раннем творчестве поэтический образ прост и прозрачен, напр.:

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе…

(Сыплет черемуха снегом, 1910г.)

 

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

(Вот уж вечер. Роса, 1910г.)

Образы природы в данном стихотворении вызывают ощущение радости, тепла родного дома.

То в более поздний период творчества этот образ символичен. Напр., в пьесе «Пугачев» появляются такие строки:

Около Самары с пробитой башкой ольха,

Капая желтым мозгом,

Прихрамывает по дороге.

Словно слепец, от ватаги своей отстав,

С гнусной и хриплой дрожью

В рваную шапку вороньего гнезда

Просит она на пропитанье

У проезжих и у прохожих.

Но никто не бросает даже камня.

В испуге крестясь на звезду,

Все считают, что это страшное знамение,

Предвещающее беду.

Что-то будет.

Что-то должно случиться.

Говорят, наступит глад и мор.

В данном стихотворении чувствуются трагические мотивы, предвещающие неудачный исход предпринятого Пугачевым дела. Образ зловещей осени сопровождает каждое действие восставших.

З.Паперный считает, что образы природы и образ поэта совпадают, напр.:

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге…

В этом дереве поэт видит свое детство и самого себя.

…и я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож…

(Я покинул родимый дом, 1918г.)

 

Образы природы, по мнению Паперного, у Есенина – это его воплотившееся мировосприятие, отношение к жизни, настроение. А.Михайлов, ссылаясь на исследования А.Афанасьева (Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1869.с.320) также соотносит образ автора и образ дерева: как дерево шумит листвою, так человек говорит словами, отсюда слова представляются листом древесным, ср.:

…Как дерево роняет тихо листья,

   Так я роняю грустные слова…

(Отговорила роща золотая, 1924г.)

А.Марченко рассматривает поэзию Есенина о природе, выделяя своего рода эстетизированность (окультуренность) пейзажа, что подчеркивается наличием особой приметы – многозначительной, повторяющейся подробности – образа дерева. Для раннего Есенина дерево, прежде всего яркое зеленое пятно, неважно какое дерево – ива, клен, береза – вписано в ландшафт, колорит и настроение от этого не меняется: у дерева нет характера. Ива может быть кроткой, ср.:

…и вызванивают в четки ивы – кроткие монашки…

(Край любимый! Сердцу снятся, 1914г.)

В некоторых стихотворениях она появляется в пейзаже отнюдь не в молитвенном, напр.:

Снова я вижу знакомый обрыв

с красною глиной и сучьями ив

Позднее из зеленой толпы Есенин выделит самое золотое в русской осени дерево – клен – за то, что «головой» на него похож. Клен – это двойник лирического героя, близнец. Здесь нужно отметить, что образ клена является любимым для Есенина. Он сопутствует ему на протяжении всего творческого пути и оттеняет различные состояния поэта.

Значение образа становится сложнее: этот образ выступает как своего рода иносказательный автопортрет:

По осеннему кычет сова

Над раздольем дорожной рани.

Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет.

Полевое, степное «ку-гу»;

Здравствуй, мать голубая осина!

Скоро месяц, купаясь в снегу,

Сядет в редкие кудри сына.

Под стать этому клену и его березка. Она тоже живая, Есенин одел ее в «холщевый сарафан», запутал в ее «золотистые косы» «лунный гребень» и заставил ее босоногую ревновать к барышне-черемухе, к ее холодной свежести и недолгой, но притягательной красоте.

Таким образом, рассмотрев работы, посвященные творчеству С.Есенина, мы можем сделать следующие выводы: образ дерева является ключевым в лирике поэта, постоянно развивается, наполняется символическим смыслом.

Каждый исследователь по своему подходит к анализу этого образа в лирике Есенина. Как мы видим, единого мнения по этому вопросу нет.

3.Образы деревьев в лирике С.Есенина

Как мы уже отмечали, в поэзии С.Есенина можно встретить образы различных деревьев

Из рассмотренных 339 стихотворений С. Есенина в 199 стихотворениях есть упоминание того или иного дерева.

Береза наиболее часто становится героиней его произведений – 47. Далее идут ель (17), клен (15), черемуха, ива, сосна (14), липа (11), тополь, осина(10), рябина (9), верба (8), яблоня (7), сирень (6), ракита (5), калина (4), дуб (3), ветла (3), ольха и кедр (1).

Самые сюжетно протяженные, самые значимые в поэзии Есенина это все же березы и клен.

Береза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах береза часто служила «майским деревом», символом весны.

Клен, в отличие от других деревьев, не имеет столь определенного, сформированного образного ядра в русской поэзии. В фольклорных традициях, связанных с древними языческими ритуалами, он не играл значительной роли. Поэтические воззрения на него в русской классической литературе в основном складываются в 20 веке и поэтому еще не приобрели ясных очертаний.

Образ клена наиболее сформирован в поэзии С. Есенина, где он выступает как своего рода лирический герой «древесного романа». Клен – это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку. Отсюда и мотив уподобления, то первичное сходство, из которого развился образ лирического героя.

Клен или явор в этнологических преданиях славян дерево, в которое превращен человек ("заклят"). С.Есенин также антропоморфизирует клен, он предстает как человек со всеми присущими ему душевными состояниями и периодами жизни. В стихотворении «Клен ты мой опавший…» (1925 г.) лирический герой подобен клену своей разудалостью, он проводит параллель между собой и кленом:

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Даже не всегда понятно о ком идет речь в этом стихотворении - о человеке или дереве.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом…

Хвойные деревья передают иное настроение и несут иной смысл, чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, но скорее таинственное молчание, оцепенение, погруженность в себя.

Сосны и ели представляют собой часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царит глушь, сумрак, тишина. Несменяемая зелень вызывает ассоциации хвойных деревьев с вечным покоем, глубоким сном, над которым не властно время, круговорот природы.

Эти деревья упоминаются в таких стихотворениях 1914 года, как  «Не ветры осыпают пущи…», «Сохнет стаявшая глина», «Чую радуницу божью…», " Ус", "Туча кружево в роще связала." (1915 г.).

В стихотворении Есенина «Пороша» (1914 г.)  главная  героиня – сосна выступает как "старушка":

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку…

Лес, где живет  героиня, сказочный, волшебный, тоже живой, как и она.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна…



Заключение


Таким образом, проанализировав работы, посвященные творчеству С.А.Есенина, рассмотрев стихотворения, где встречаются образы деревьев, мы опираемся на точку зрения П.Ф. Юшина. Действительно, стихи Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ древа в поэзии Есенина предстает в том же значении, что и в народной поэзии. Авторский мотив «древесного романа» восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе, опирается на традиционный троп «человек – растение».

Рисуя природу, поэт вводит в рассказ описание человеческого быта, праздников, которые так или иначе связаны с животным и растительным миром. Есенин как бы переплетает эти два мира, создает один гармоничный и взаимопроникающий мир. Он часто прибегает к приему олицетворения. Природа-это не застывший пейзажный фон : она горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она любимый герой поэта.


Список используемой литературы


1.               Башков В.П. Путешествия на родину С.Есенина. М., «Просвещение», 1991.

2.               В мире Есенина. Сборник статей, М., «Советский писатель», 1986.

3.               Марченко А.М. Поэтический мир Есенина, М., «Современный писатель», 1989.

4.               Прокушев Ю. С.Есенин. Образ. Стихи. Эпоха., М., «Современник», 1986.

5.               Русская литература XX века. под редакцией В.А. Агеносова-М. «Дрофа», 1996.

6.               Русская литература. Большой учебный справочник, М., «Дрофа», 1999.

7.               Сергей Есенин. Собрание сочинений в трех томах. Том 1. М., «Правда», 1970г.

8.               Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

9.               Словарь русской литературы. Под ред. М.Г.Уртминцевой. Н. Новгород, 1997.

10.          Хализев В.Е. Теория литературы, М., «Высшая школа», 2004.

11.          Юшин П.Ф. Сергей Есенин. М., 1956.