Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение. 3

1. Понятие и структура государственного механизма. 4

2. Система государственных органов. 8

2.1. Универсальные принципы построения системы государственных органов  11

2.2. Виды государственных органов. 12

3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. 14

4. Государственная служба. 17

Заключение. 21

Список литературы.. 22

 

Введение

Природа государства, его организация и функционирование всегда занимали и продолжают занимать одно из ведущих мест среди проблем, изучаемых с позиций различных подходов отечественной и зарубежной наукой, как прошлого, так и современности. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в нашей стране стала постепенно формироваться новая Российская государственность, основой которой является идея правового государства, приверженность демократии и общечеловеческим ценностям. Однако, проблема оптимальной организации и эффективной деятельности государственного механизма РФ не утратила своей актуальности.

В научной литературе уже обращалось внимание на многообразие понимания механизма государства, анализировались его организация и функционирование, структура, принципы построения в России и зарубежных странах, однако проблема выработки единого определения данного института в отечественной юридической науке до настоящего времени не решена. Дискуссия о точности формулировок этого понятия в России берет свое начало в середине прошлого века. Механизм государства употребляется наряду с термином "государственный аппарат", однако, лучше определяется суть этого явления не в статике, а в движении. Само понятие механизма государства определяется как "функционирование, действие органов государства", что выражается в определенных способах, принципах функционирования системы государственных органов (государственного аппарата), во взаимосвязи и взаимодействии между собой его отдельных частей.

Целью данной работы является рассмотрение государственного механизма.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

-       Раскрыть понятие и структуру государственного механизма;

-       Охарактеризовать систему органов государственной власти;

-       Выделить основы организации и деятельности государственного аппарата;

-       Рассмотреть государственную службу.

1. Понятие и структура государственного механизма

Вопрос об определении понятия государственного механизма РФ, его сущности, структуры, принципов формирования и функционирования до настоящего времени является проблемным, представляя определенную сложность, что можно объяснить не только с учетом субъективного фактора, заключающегося в неодинаковом восприятии разными субъектами государственности, но и учитывая объективный характер многоаспектности, многогранности самого института государства и государственно-правовых явлений в различные исторические эпохи.

Государственная деятельность не должна носить стихийный характер. Только функционирование специальной системы органов и учреждений, входящих в государственный механизм, позволяет организованно и эффективно реализовывать задачи и функции государства, его предназначение в обществе. Государственный механизм является важным и необходимым атрибутом любого государства, его «материальной субстанцией» и «физическим воплощением государственной власти».

Дискуссия о точности формулировок этого понятия в России берет свое начало в середине прошлого века. Как отмечает М.К.Искакова, к началу 50-х годов ХХ столетия в СССР механизм государства понимался в широком и узком смыслах[1]. В узком смысле он считался тождественным и исчерпывался понятием аппарата государственной власти, а в широком – политической системы общества. По мнению Л.Л.Григоряна такая концепция являлась естественным продуктом сталинизма и служила своеобразным теоретическим обоснованием огосударствления всех сфер общественной жизни. В настоящее время подобная широкая трактовка государственного механизма как политической системы общества в современной юридической науке полностью утрачена, и большинство ученых, правоведов, политологов оправдано отказались от нее.

До настоящего времени одними из самых распространенных концепций понимания механизма государства в юридической науке являются узкий и широкий подход в аспекте соотношения терминов «механизм государства» и «государственный аппарат». Узкий подход базируется на взглядах советских правоведов 60-х-80-х гг. ХХв. о тождественности государственного механизма и аппарата, но без классового их обоснования. В частности, по мнению Л.И.Спиридонова механизм государства – это система его органов, «посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции». Данную точку зрения об идентичности понятий «механизм государства» и «государственный аппарат» разделяют Н.И.Матузов, В.И.Новоселов, В.Н.Хропонюк и ряд других. В частности, М.И.Байтин считает, что в теории государства и права понятие государственного аппарата в широком смысле адекватно понятию государственного механизма. При этом широкая трактовка государственного аппарата означает, что в него включаются все, а не только исполнительные органы власти, узкая - основывается на утверждении В.И.Ленина, что под государственным аппаратом «разумеется, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество». Таким образом, узкая трактовка понятия государственного аппарата не охватывает законодательные и судебные органы государства.

Сторонники второго подхода – широкого – включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим в этих взглядах является то, что проводится различие между государственным механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое по объему понятие.

По данному вопросу существуют три наиболее распространенные точки зрения[2]:

1) механизм государства - это система государственных органов (понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны);

2) механизм государства - это совокупность не только органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных), но и государственных организаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных и иных), а также так называемых «материальных придатков» (армии, правоохранительных органов, исправительно-трудовых учреждений и других);

3) механизм государства – это функционирование, действие органов государства, их динамика.

Нельзя не учитывать тот факт, что в настоящее время в России утвердился и продолжает формироваться новый тип государственного механизма.

Применительно к структуре современного государственного механизма РФ важнейшими такими элементами являются государственные органы, организованные и функционирующие с учетом ряда принципов, наиболее значимым структурообразующим из которых является закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей. От уровня развития законодательных, исполнительных и судебных органов, четкости целей и задач их деятельности, компетенции, взаимодействия между собой и ряда других факторов в значительной мере зависит эффективность всего механизма государства. Таким образом, структурно мы выделяем в механизме современного Российского государства совокупность государственных органов (государственный аппарат) в его широком значении (а не только как совокупность органов исполнительной власти), однако, вслед за сторонниками третьего подхода предлагаем рассматривать их в динамике. Действительно, любой механизм подразумевает динамичную систему элементов. Однако, считаем важным подчеркнуть, что механизм есть система в действии, а не «действие системы». В связи с этим, мы полагаем, что более точным было бы определять механизм государства не как «действие органов государства», а как систему государственных органов (государственный аппарат) в динамике, то есть в действии, в процессе осуществления государственной власти, функционировании и во взаимодействии.

Каждый государственный орган выполняет определенные задачи, является «приводным ремнем» общего государственного механизма, в котором все органы действуют согласовано. В итоге этот особый «живой организм» непрерывно находится в движении, в развитии. Однако, механизм современного Российского государства – это не простое механическое соединение, суммирование его отдельных элементов, а их четко организованная и упорядоченная система, где изменение одного элемента ведет к изменению системы в целом, так как все части находятся во взаимодействии между собой.

Структура механизма государства – это его внутреннее строение, порядок расположения составляющих его элементов, их соотношение между собой. Она указывает, из чего складывается государственный механизм, какова субординация его составных частей и т.п. Мы исходим из того, что по своей структуре механизм государства – это целостная общая система, которая состоит из ряда частных подсистем, находящихся в динамике. Термин «система» греческого происхождения и означает в переводе «целое, составленное из частей; соединение» и определяется как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. На данных положениях базируется системный подход как направление в методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что требует раскрытия их целостности, выявления их элементов, а также взаимодействия системы со средой. С данным подходом тесно связан функциональный метод, который используется в науке для выделения в системах составляющих структурных частей, элементов с точки зрения их назначения, роли, функций, многочисленных типов связей между ними, взаимовлияния. Мы считаем, что на основе сочетания вышеуказанных методов допустимо использовать системно-функциональный подход к изучению структуры механизма государства РФ. В рамках взгляда на понятие государственного механизма как динамичной, функционирующей системы государственных органов его структура должна рассматриваться в неразрывной связи с деятельностью его элементов, с учетом взаимодействия между ними.

Системно-функциональный анализ механизма современного Российского государства означает неразрывное сочетание, единство следующих аспектов[3]:

-       определение места и роли в нем образующих его элементов - государственных органов - системный аспект;

-       изучение их назначения, анализ выполняемых функций и направлений взаимодействия между собой - функциональный аспект.

При таком подходе механизм государства предстает не просто как функционирующая система государственных органов, а как совокупность взаимодействующих подсистем, осуществляющих государственную власть и функционирующих в рамках целостной системы аппарата государства.


2. Система государственных органов

Под государственным органом (или органом государства) понимают структурно обособленную часть государственного аппарата (в широком смысле слова), которая обладает государственно-властными полномочиями по осуществлению определенных функций государства и располагает для этого организационно-правовыми и материально-финансовыми возможностями[4].

Органы государственной власти - важнейшая часть этого механизма, выравнивающая, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.

Каждый орган государственной власти имеет свою особую структуру и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющая функции государства. Таким образом, орган государственной власти - это составная, относительно обособленная и самостоятельная часть государственного механизма, которая участвует в осуществлении функций государства, действует от имени государства и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет установленную государством структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.

Орган государственной власти для реализации задач и функций государственной власти Российской Федерации наделяется государством определенными правовыми и материально-финансовыми средствами

Орган государственной власти для реализации задач и функций государственной власти Российской Федерации наделяется государством определенными правовыми и материально-финансовыми средствами.

Конституционно-правовой статус органа государственной власти характеризуется рядом основных черт, которые отличают его от множества других органов, организаций, учреждений, которые могут входить в механизм государственной власти, но органами государственной власти не являются. Прежде всего, орган государственной власти устанавливается только государством и в особом порядке. Он создается в соответствии с нормами Конституции, законами или другими нормативными правовыми актами. Это означает, что вне установленного порядка образования органа государственной власти он не может быть создан и функционировать. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

На федеральном уровне государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство РФ и суды РФ. Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ. Вместе с тем Конституция устанавливает, что образование этих органов должно осуществляться в соответствии со специально принятыми законами, поскольку в Конституции невозможно предусмотреть все детали и особенности формирования и функционирования органов государственной власти. Через соответствующие конституции, уставы и законы образуются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для органа государственной власти характерно то, что он создается для осуществления задач государственной власти, осуществления деятельности российского государства. Так, например, Федеральное собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации, Президент является главой государства, а Правительство осуществляет исполнительные функции. Задачи и функции органов государственной власти субъектов РФ определяются их Конституциями, уставами и другими законодательными актами.

Признаком органа государственной власти являются его властные полномочия. Это означает, что его решения носят общеобязательный характер, и для их осуществления при необходимости может быть использовано государственное принуждение. Органы государственной власти издают нормативные правовые акты, которыми устанавливается порядок использования гражданами, общественными организациями и должностными лицами своих прав и выполнение обязанностей и регулирование отношений между государством и гражданином в установленной сфере государственной жизни.

Государственный орган имеет определенные права, которые выступают для него и в качестве обязанностей, имеет четко установленную сферу применения этих прав, пределы их территориального использования. Установлено это для того, чтобы орган государственной власти не выходил за рамки своей компетенции и не присваивал себе полномочий других органов государственной власти.

2.1. Универсальные принципы построения системы государственных органов

Можно выделить ряд универсальных принципов, в соответствии с которыми строится и действует система государственных органов: законность, иерархичность, взаимодействие различных органов, их самостоятельность[5]. Кроме указанных универсальных принципов, в отдельных группах стран в некоторые исторические периоды в основе построения и деятельности всей системы государственных органов могут также лежать локальные принципы: народовластие, разделение власти, абсолютное верховенство единоличного главы государства и т.д.

Законность. Принцип законности – один из важнейших принципов построения и функционирования системы государственных органов. Он проявляется, прежде всего, в том, что государственные органы во всей своей деятельности опираются на санкционированные или изданные государством нормы и должны неукоснительно следовать им.

Иерархичность. Иерархичность представляет собой одно из свойств любой системы. Однако для системы государственных органов иерархичность имеет особое значение, поскольку для характеристики любого государственного органа важно, какое место он занимает среди других органов. С этим связаны функции и компетенция каждого органа.

Взаимодействие различных органов. Данный принцип тесно связан с предыдущим, так как иерархичность предполагает, что государственные органы находятся в определенных взаимоотношениях. Без постоянного взаимодействия система государственных органов не сможет функционировать как единое целое, как система.

Самостоятельность отдельных органов. Каждый из органов в системе обладает собственными функциями и статусом, хотя и действует во взаимосвязи с другими органами. Самостоятельность отдельных органов не упраздняется тем, что они могут формироваться другими органами. Однако при этом, естественно, органы, формирующие другие органы, получают в свое распоряжение определенные рычаги воздействия на формируемые органы.

2.2. Виды государственных органов

Можно выделить несколько критериев, согласно которым провести классификацию государственных органов.

Так, в соответствии с количественным составом государственные органы можно подразделить на коллегиальные и единоличные.. Коллегиальные органы отличаются тем, что в их состав входит несколько членов (встречаются, хотя и редко, органы, состоящие лишь из двух членов), которые совместно и только совместно выносят решения и несут за них коллективную ответственность (хотя при определенных обстоятельствах может встать вопрос о различной мере ответственности каждого из членов коллегиального органа). Единоличный же государственный орган состоит из одного лица, которое само принимает решения и несет за них всю полноту ответственности. При этом наличие при каком-либо единоличном органе совещательного или вспомогательно-технического органа (секретариата или канцелярии, например) не превращает сам государственный орган в коллегиальный. Ведь насколько хорошо не был бы проработан и подготовлен вопрос в совещательном или вспомогательно-техническом органе, окончательное решение (равно как и ответственность за него) остается за самим единоличным государственным органом.

По способу формирования государственные органы могут быть выборными, наследственными, назначаемыми, формируемыми по должности, по жребию а также путем кооптации. Встречаются смешанные способы формирования государственных органов.

Выборные органы могут создаваться в результате голосования непосредственно граждан (подданных), лиц, специально избранных гражданами (подданными), или членов какого-либо уже существующего коллегиального органа (или нескольких органов).

В зависимости от территории, в пределах которой действует тот или иной государственный орган, органы подразделяются на центральные и местные. В федеративных государствах наряду с этим органы делятся на общефедеральные (федеральные) и органы отдельных субъектов федерации (штатов, провинций, кантонов и т.п.). В федеративных государствах по отношению к местным органам, создаваемым в административно-территориальных единицах, на которые делится территория субъектов федерации, центральными выступают и общефедеральные органы, действие которых распространяется на всю федерацию, и органы субъектов федерации, действие которых распространяется на всю территорию данного субъекта федерации.

По характеру компетенции выделяются следующие виды государственных органов: органы власти, административные органы, органы правосудия, органы контроля, органы обороны[6].

Органы власти занимают в системе органов любого государства главенствующее положение, играют ведущую роль. Они принимают наиболее важные решения в рамках своей компетенции, определяют основные направления политики. Органы власти в некоторых странах могут подразделяться на высшие и местные (в федерациях высшие органы создаются и на общефедеральном уровне, и на уровне отдельных субъектов федерации). В деятельности высших органов власти реализуется государственный суверенитет.

Административные органы занимаются управленческой и распорядительной деятельностью. Они исполняют решения органов власти, каждодневно занимаясь текущими вопросами в рамках, очерченных органами власти. По характеру компетенции административные органы, в свою очередь, подразделяются на органы общей компетенции, отраслевые и межотраслевые органы.

Органы правосудия создаются с целью восстановления нарушенного права, в ходе чего возникает необходимость толкования юридических норм. В ведении органов правосудия находятся, главным образом, вопросы правоприменения, хотя, как уже отмечалось, в результате правоприменительной деятельности судов могут появляться новые нормы в виде судебных прецедентов, либо правовым нормам может быть дано общеобязательное (т.е., по существу, нормативное) толкование. Это, естественно, не означает, что все правоприменение отдано исключительно в руки органов правосудия. С правоприменением связана деятельность всех органов государства и отдельных граждан. Однако в случае возникновения каких-либо разногласий в связи с применением норм права последнее слово остается за судебными органами.

Еще одним видом государственных органов являются органы обороны. В их задачу входит охрана границ, разведка и контрразведка, готовность вооруженным путем защитить суверенитет и территориальную целостность страны от посягательств извне.


3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Термин "государственный аппарат" в отечественном государствоведении употребляется в двух значениях. В широком смысле под "государственным аппаратом" понимается вся система органов государства и должностных лиц. И, как считается в литературе, в этом случае понятие "государственный аппарат" равно по объему понятию "механизм государства". Вместе с тем, думается, что для обозначения всей системы органов государства и должностных лиц термин "механизм государства", несмотря на его традиционность, не очень подходит: "механизм" есть совокупность динамических закономерностей, последовательно обусловливающих функционирование или развитие того или иного явления, и это понятие в большей степени подходит для характеристики динамики государства - закономерностей работы его частей, тех или иных подсистем, их взаимодействия друг с другом, общих закономерностей функционирования государства[7].

В узком смысле под "государственным аппаратом" понимается подсистема органов государственного управления - исполнительно-распорядительный (профессионально-управленческий, "чиновничий") аппарат.

Наряду с органами государственного управления (органами исполнительной государственной власти) в системе органов государства выделяют законодательные (представительные) органы государственной власти, судебные органы (органы судебной государственной власти), органы прокуратуры. Иногда в самостоятельную группу выделяют "силовые" органы: армию, полицию, органы безопасности и т. п. Правильнее, видимо, их включать в государственный аппарат (систему органов государственного управления).

Следует иметь в виду, что система органов государства - это еще не все государство. В целом государство состоит из государственных организаций. К государственным же организациям относятся:

-       органы государства;

-       государственные учреждения;

-       государственные предприятия.

Государственные учреждения и государственные предприятия выступают как самостоятельные подразделения государства. При этом, однако, администрации этих предприятий и учреждений включаются в общую систему государственных органов.

Нужно обратить внимание на то, что в систему органов государства не входят органы местного самоуправления.

Наряду с государственными органами выделяют должностных лиц государства. "Должностное лицо" - это не некое физическое лицо, а "индивидуальный" элемент государства, своего рода "индивидуальный орган", который занимает свое место в системе органов государства, имеет свою компетенцию. "Должностное лицо" можно понимать как ячейку в системе государства, которую на тот или иной период времени может занимать то или иное физическое лицо, по своим качествам соответствующее данной должности. Высшее должностное лицо России - Президент.

Для государственного органа характерны следующие признаки[8]:

-       государственный орган, как и государство в целом, есть определенное социальное, то есть общественное образование;

-       государственный орган есть элемент государства;

-       государственный орган представляет собой целостное образование -систему, имеющую свой состав (совокупность элементов - подразделений государственного органа) и свою структуру (способ связи элементов), то есть то, что, собственно, и делает государственный орган организацией;

-       государственный орган есть разновидность государственной организации;

-       от других государственных организаций государственный орган отличает то, что он наделен государственно-властными полномочиями;

-       каждый государственный орган имеет свою, установленную законом, компетенцию (круг ведения), в рамках которой он и должен действовать;

-       в рамках своей компетенции государственный орган выступает от имени государства;

-       каждый государственный орган имеет свои функции.

Под принципами организации и деятельности государственного аппарата в литературе понимают наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования[9].

Говоря о принципах формирования и деятельности государственного аппарата, следует вести речь о них применительно ко всей системе органов государства. К таким принципам в литературе относят:

-       принцип приоритета прав человека;

-       принцип законности и конституционности в организации и деятельности государственного аппарата;

-       принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

-       принцип профессионализма государственных служащих, включающий требование профессиональной этики;

-       принцип гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах;

-       принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деятельности государственного аппарата, выражающиеся в подчиненности и подотчетности нижестоящего органа вышестоящему;

-       принцип координации в деятельности государственных органов, выражающийся в их взаимодействии "по горизонтали";

-       принцип сочетания коллегиальности и единоначалия,

-       принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата.


4. Государственная служба

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий[10]:

-       Российской Федерации;

-       федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных;

-       субъектов Российской Федерации;

-       органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

-       лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

-       лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.

Система государственной службы включает в себя следующие  виды государственной службы:

-       государственная гражданская служба;

-       военная служба;

-       правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения  изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской

Федерации. Правовое регулирование  государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц,  замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной  государственной гражданской службы  по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий  государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности  субъекта Российской Федерации. Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на  воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам  присваиваются специальные звания и классные чины.

Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета[11]. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.


Заключение

В ходе проделанной работы был рассмотрен государственный механизм.

Были решены такие задачи как:

-       Раскрыто понятие и структура государственного механизма;

-       Охарактеризована система органов государственной власти;

-       Выделены основы организации и деятельности государственного аппарата;

-       Рассмотрена государственная служба.

Государственный аппарат представляет собой взятые в единстве все государственные органы - законодательные, исполнительные, судебные, создаваемые в установленном законом порядке, обладающие определенной структурой, наделенные компетенцией, которые в отдельности выполняют собственные функции в определенной сфере, но в целом – обладая властными полномочиями, обеспечивают реализацию функций и задач всего государства, действуя при этом от имени государства. Механизм государства РФ внутренне един.

Таким образом, в проделанной работе,  решению проблемы выработки единого подхода понимания механизма современного Российского государства способствует определение его как совокупности государственных органов в динамике, в процессе функционирования и во взаимодействии между собой. С учетом системно-функционального подхода в структуре механизма государства РФ можно выделить совокупность взаимодействующих подсистем государственных органов, осуществляющих государственную власть и образующих государственный аппарат. Исследование вопросов сущности, понятия, структуры, назначения государственного механизма РФ, анализ направлений взаимодействия между государственными органами имеют существенное значение для юридической науки и практики, так как содействуют повышению уровня эффективности функционирования механизма государства РФ в целом и отдельных его составляющих.



Список литературы

1.            Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003). – Справочная система гарант.

2.            Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2003.

3.            Григорян Л. Л. Теоретические и конституционные основы механизма Советского государства. - М.: Наука, 2003.

4.            Игнатов В.Г. Менеджмент в органах власти: Учеб. Пособ. – Ростов-на-Дону.: Март, 2001.

5.            Искакова М. К. Механизм Советского общенародного государства. – Саратов: Эолия, 2004.

6.            История теории государства. Учебник для вузов. / Под ред. Орлова А.С. – М.: Инфра-М, 2002.

7.            Комаров С.А.Государство в политической системе общества. // Общая теория государства и права. Академический курс в 2-томах. / Отв. ред. проф. М.Н.Марченко. Том 1 Теория государства. - М.: Лада, 2003.

8.            Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004.

9.            Система государственного управления: Учеб. Пособ. / под ред. Т.Г.Морозовой. – М.: Финстатинформ, 2004.

10.       Смирнов А. Н. Государственное управление в России в XX веке. - М.: Наука, 2002.

11.       Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М.: Знак, 2002.

12.       Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – Саратов: Юником «+», 2004.

13.       Хропонюк В. Н. Теория государства и права. - М.: Наука, 2003.

14.       Байтин М. И. Механизм современного Российского государства. // Правоведение. - № 3. - 1996. - стр. 4 - 20.


[1] Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2003. – с. 125.

[2] Комаров С.А.Государство в политической системе общества. // Общая теория государства и права. Академический курс в 2-томах. / Отв. ред. проф. М.Н.Марченко. Том 1 Теория государства. - М.: Лада, 2003. – с. 96.

[3] Игнатов В.Г. Менеджмент в органах власти: Учеб. Пособ. – Ростов-на-Дону.: Март, 2001. – с. 108.

[4] Хропонюк В. Н. Теория государства и права. - М.: Наука, 2003. – с. 175.

[5] Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004. – с. 203.

[6] Система государственного управления: Учеб. Пособ. / под ред. Т.Г.Морозовой. – М.: Финстатинформ, 2004. – с. 174.

[7] Комаров С.А.Государство в политической системе общества. // Общая теория государства и права. Академический курс в 2-томах. / Отв. ред. проф. М.Н.Марченко. Том 1 Теория государства. - М.: Лада, 2003. – с. 285.

[8] Смирнов А. Н. Государственное управление в России в XX веке. - М.: Наука, 2002. – с. 266.

[9] Хропонюк В. Н. Теория государства и права. - М.: Наука, 2003. – с. 173.

[10] Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003). – Справочная система гарант. – статья 1.

[11] Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003). – Справочная система гарант. – статья 7.