ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СЕРПУХОВСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО




                                                                                     ФАКУЛЬТЕТ: Финансово-кредитный

                                                                  КАФЕДРА      Философии






КОНТРОЛЬНАЯ     РАБОТА №2

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Философия»

Тема №28: «Философия морали»

 

                                                               Исполнитель:                          

                                                               Специальность                     

                                                               Курс                                          

                                                               Группа                                                                  

     № зачетной книжки                                 

                                                               Руководитель:                         

                                                                                                                                     












г. Серпухов

2007

Содержание


Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1

1. Происхождение, сущность и основные функции морали. . . . . . . . . . .2

2. Исторические типы морали. Моральный прогресс человечества. . . . 6

3. Нравственная атмосфера современного общества. . . . . . . . . . . . . . . .10

          Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15








Введение

 Человек – существо общественное. Потому что непременным условием «допуска» в жизнь общества является процесс социализации индивида, то есть освоения им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры. А также потому что современное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающее теснейшую взаимозависимость людей. Вот эта-то общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и является объективной основой морали - ведущего духовного регулятора жизни общества.

 В течение самой длительной эпохи человеческой истории (доисторической) – поступок оценивали по его последствиям: о поступке «в себе», о его истоках не рассуждали, - успех и неуспех имел обратную силу и побуждал людей думать о поступках хорошо или дурно. Этот период можно назвать доморальным периодом в истории человечества. За последние же десять тысяч лет на значительных пространствах земной поверхности шаг за шагом пришли к тому, чтобы о ценностях поступка судить не по его последствиям, а по его истокам, - в целом это великое событие, знаменовавшее заметное утончение взгляда и меры, - продолжавшееся неосознанное действие господствующих аристократических ценностей, веры в «происхождение», призрак периода, который в более узком смысле слова можно назвать моральным, - первый опыт самосознания был осуществлен.




1. Происхождение, сущность и основные функции морали

Общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни,  является объективной основой морали - ведущего духовного регулятора жизни общества.

Под моралью обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип поведения человека, признаваемый обществом, как оптимальный на данный исторический момент.

Мораль (от латинского moralis – нравственный) – древнейшая форма общественного сознания, которая зародилась еще в первобытном обществе, социальный институт, выполняющий функции регулирования поведения человека.[1] Особенность ее состоит в том, что моральные принципы, нормы и правила, которыми люди руководствуются в своей жизнедеятельности, принимают форму безличностного ко всему, но ни от кого не исходящего поведения. Причем выполнение их – внутренняя потребность человека, контролируемая общественным мнением. Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай», что «прилично», что делает возможной совместную жизнь людей. Мораль носит исторический характер, развивается вместе с общественными отношениями.

Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, по большей части стихийно. Они возникают из многолетней массовой житейской практики поведения людей, становясь неким образцом только в том случае, если общество интуитивно осознает их несомненную пользу общему единству. Поэтому мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества.

Требования к индивиду в моральном сознании принимают различные формы:

- нормы поведения (не лги, почитай старших и т.д.);

- моральные ценности (справедливость, гуманизм, честность);

- ценностные ориентации;

- морально-психологические механизмы самоконтроля личности  

  (долг, совесть).

Все это является элементами структуры нравственного сознания. Система учений о морали и нравственности называется этикой (от греч. еthos – обычай, нравственность).  Нравственное сознание имеет ряд особенностей:

·        всеобъемлющий характер морали;

·        внеинституциональность морали;

·        императивность морали.

Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. Эта особенность связана со спецификой требований и оценок морали, заключающейся во всеобщем, всечеловеческом характере, то есть каждый человек независимо от пола, возраста и профессии, должен оставаться человеком постоянно.

Внеинституциональность морали означает, что в отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) она не является сферой организованной деятельности людей, то есть в обществе не существует таких организаций и учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали.

Еще одна особенностей -  императивность морали – состоит в том, что большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности, а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), то есть носит форму императива, прямого и безусловного повеления.

 Сущность морали не может быть выражена путем четкого выделения особой сферы деятельности человека (как в науке, искусстве, и т.д.), но мораль исполняет своеобразную социальную роль и имеет некоторые функции. Среди множества выполняемых моралью функций в основном принято считать следующие:

·        регулятивная;

·        оценочно – императивная;

·        познавательная;

·        воспитательная.

Регулятивная – главная функция морали. Потому что мораль выступает, прежде всего, как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. Этот способ специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно-природные регуляторы уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и др.). Формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную свободу человека от естественных условий существования.

По мере своего развития общество изобрело много других способов общественных отношений: правовой, административный, технический. Но моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Это происходит потому, что  моральный способ регуляции не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т.д., а также потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидом соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой часть его духовного мира, насколько они встроены в механизм мотивации его поведения. Поэтому такой регулятор самый надежный из всех возможных.

Другая функция морали, также выражающая ее сущность -  оценочно – императивная. Суть этой функции в том, что нравственное освоение человеком действительности предполагает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». С помощью этих основных категорий морали и дается оценка любому проявлению общественной жизни. Из утвержденной оценки разных фактов вытекает соответствующее повеление (императив) индивиду: поступай таким-то конкретным образом, так как это добро, и наоборот, воздерживайся от конкретных поступков, потому что это зло. Сформулированные на основе однозначных оценок императивы направляют нравственное поведение человека.

Познавательная функция морали во многом производна от оценочной, с известной долей условности. Историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человеком наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Конечный результат этого поиска выражается в виде моральной оценки тех или других социальных образований. Моральное возмущение или одобрение каким-либо стилем поведения часто является самым верным показателем того, что та или иная форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание, или наоборот, выражает собой непривычный, но перспективный новый уклад жизни.

Воспитательная функция заключается в том, что мораль, обосновывая идеалы и образцы поведения. Формирует нравственный облик личности.

Мораль также выполняет и множество других функций:

·        ориентирующую;

·        прогностическую;

·        коммуникативную и другие.

Все вместе эти функции и определяют социальную роль морали.


2. Исторические типы морали

Моральный прогресс человечества

Любая мораль обусловлена социально – исторически. Ее конкретный       облик в разные эпохи определяется многими факторами:

·        типом материального производства;

·        характером социального расслоения;

·        состоянием государственно-правовой регуляции;

·        условий общения;

·        средства коммуникации;

·        системой принятых обществом ценностей и т.д.

Иными словами, качественно разнородные типы сообщества вызывают появление различных типов моральных систем. Каждый из них своеобразен, неповторим, несет на себе печать своего исторического времени.

Например, первобытную мораль отличают такие черты, как непосредственный коллективизм, взаимная поддержка, уравнительное равенство. По своей сути это даже не мораль в полном смысле этого понятия, так как принятые в родовом обществе нормы поведения не обособились в качестве самостоятельной формы сознания, не отделились от фактического поведения людей в качестве некоего идеального образца. Первобытный человек полностью растворен в роде, он еще не сформировался как личность и, поэтому строгое соблюдение им, установленных обычаем норм является результатом не свободного морального выбора, а только естественно – родовой необходимости. Этот период можно назвать доморальным периодом

 в истории человечества: об императиве «Познай себя!» не имели еще понятия.[2]

Мораль в подлинном смысле этого слова появляется лишь в классовом обществе. Растущая производственная мощь общества, разделение труда, появление частной собственности на средства производства и его продукты разрывают естественно – родовую связь индивидов, обособляют, отчуждают их друг от друга, лишают общественную жизнь устойчивости и обозримости. При этом разделение труда, а также возникновение больших и малых государственных образований связывают людей друг с другом даже прочнее, чем родовая община. Эта связь уже другая – опосредованная, вещная, отчужденная. В такой ситуации жесткие правила родовой жизни теряют свой смысл. Человек обретает относительную самостоятельность, расширяется свобода выбора, появляется нравственный горизонт. В этот период происходит понимание того, что правила поведения, задаются не только внешней необходимостью, но и создаются самим человеком, то есть правила - есть результат сознательного выбора. В этот период был осуществлен первый опыт самопознания.

В раннеклассовом обществе моральный человек – это некий набор добродетелей: мудрости, мужества, справедливости, умеренности, правдивости, дружелюбия и т. д. Моральность в этот период понималась как совершенство, то есть нечто такое к чему должен стремиться человек.  В итоге мораль превратилась  в совокупность абстрактных норм. Мораль активно противостояла реально практикуемым нравам, поэтому постоянно оставалась на недосягаемой высоте.  

. Между понятиями «мораль» и «нравственность» существует различие. Под моралью понимают специфическую форму общественного сознания, которая концентрирует в себе высокие идеалы и строгие императивы поведения. В понятие «нравственность» выкладывается другой смысл: это принципы реального, практичного поведения людей, в которых строгость высокоморальных правил изрядно смягчена.

 Мораль, таким образом, «воспаряет в небеса», отрывается от реальных нравов, источник ее происхождения выносится в потусторонние сферы. Моральные нормы и правила начинают интерпретироваться как прямые заповеди Бога (не убий, не укради, не прелюбодействуй и т.д.)

Религиозное обрамление морали характерно для  эпохи Средневековья, феодализма, которая охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XVI вв. Также другими отличительными чертами морали этого времени признают ее сословно – корпоративный характер, ритуализованно – этикетную форму поведения, применение отношения отцов и детей в качестве универсального ценностного шаблона.

Мораль буржуазной эпохи  - совсем другая. Прежде всего, она светская и всемирная, то есть не признающая никаких территориальных, национальных, религиозных и других границ и делений.  Условно ее можно назвать исторически первой универсальной (претендующей на общечеловеческий масштаб) системой морали. Мораль этого периода отличает резко выраженная индивидуалистическая направленность нравов, их немалый эгоистический характер, то есть стремление человека самостоятельно реализовать себя за счет другого человека. Смысловым стержнем моральных систем буржуазной эпохи признается навязанный философией Просвещения культ разума. В то время считали, что только разум с его принципиально неограниченными возможностями в состоянии преодолеть анархию зла, сковать своей активностью, соединить хаотичные устремления людей в некое гармоничное целое.[3]

Свои основные черты этот тип морали сохранил и поныне. Хотя за прошедшие триста лет он все-таки эволюционировал. Эволюция эта выразилась:

·        в значительном увеличении степени моральной свободы;

·        в возрастании терпимости общества к многообразным различиям людей;

·        в растущем уважении к индивидуальности каждого человека и т.д.

В XX веке возник еще одни тип морали – социалистический. Замысел создателей этого типа успешно вписывался в теорию морали: если нравы людей, в конечном счете, определяются материальными условиями их жизни, то, следовательно, чтобы породить мораль, нужно, прежде всего, изменить эти условия. Это и было сделано самым радикальным образом. Были перестроены отношения собственности, производства, политики, права и т.д. Также изменились и нравы. Ценности коллективизма, интернационализма, идеология всеобщего равенства стали внутренними убеждениями множества людей, реальными регуляторами их поведения. Но, несмотря на все усилия государственного и идеологического аппарата, реальная, практическая нравственность так и не смогла дотянуться до «официальной морали».

Каждой эпохе присущ свой тип морали, следовательно, мораль развивается. Любые изменения в материальных отношениях порождают новую направленность интересов людей. Существующие моральные нормы перестают соответствовать их новым интересам и оптимально регулировать общественные отношения. Их выполнение не дает уже желаемого результата. В таких условиях меняется практическое массовое поведение людей, игнорирующих существующие моральные нормы; складываются новые отношения – и все это фиксируется общественным сознанием в виде новых норм. Таким образом, суть механизма морального прогресса заключается в том, что практика поведения находит оптимальные образцы, которые затем оформляются в виде моральных кодексов.

3. Нравственная атмосфера современного общества

Смысл и содержание истории человечества на протяжении последних веков определяли идеи прогресса, капиталистический тип хозяйствования, научно – технический прогресс, идея демократии. Именно они привели мир к сегодняшнему состоянию, создали современную цивилизацию, и все ее высшие достижения. Но одновременно в недрах этого мира, и опять же под влиянием перечисленных идей, зрели нравы нынешних глобальных проблем. Именно неспособность человечества справиться с собственным величием, с собственными достижениями, с полученными в его распоряжение технологиями, неспособность сохранить фильтр морали и нравственности в политике и экономике, привела к рождению внутри современной цивилизации «монстра самоуничтожения».

Вознесение на пьедестал понятия индивида, частного интереса, пользы-выгоды и частного блага становятся основополагающими. Нынешний глобализм не имеет никакой идеологии и цели, кроме возведения данных принципов в абсолют. Понятие рынка как центральное для современного общества приписывает логике хаотичных экономических взаимодействий ценностный смысл, когда возникает представление об объективной «невидимой руке», ведущей всех людей, все страны и народы к богатству и процветанию, взаимному согласию.

К сожалению, логика современного мира такова, что даже за несколько минут до крушения мироздания или непосредственно в момент глобальной катастрофы всегда найдется кто-то, кто воплотит в полной мере принципы функционирования современного общества и, будет использовать ситуацию для «максимизации прибыли».

В мировую историю сегодня входят народы и цивилизации, которые обладают совершенно иной системой ценностей и не приемлют навязывания им чуждой морали и правил поведения. Которые не знают, что такое «мировая» глобальная война, и более того, считают войну благом.

Всемирное антиглобалистское движение, международный терроризм, «мировое подполье» - вот те признаки будущего, с которыми уже сегодня так сложно вести борьбу и которые наполняют мир  новым, не всегда понятным, и все чаще чрезвычайно опасным содержанием.

Если обратиться к прошлому, когда не было Интернета, телевидения и радиовещания, когда роль средств массовой информации выполняло эпистолярное наследие старших поколений. То можно увидеть, что духовный облик человека XIX – XX веков определялся выдающимися творениями отечественной литературы: от древних летописей до высокохудожественных произведений XIX века, которые несли в себе высокий нравственный потенциал. Человек того времени воспитывался православными писателями.

 Внутренний мир сегодняшнего человека, особенно молодежи, в большинстве случаев формируется рекламными и развлекательными передачами. Многие люди перестают читать, увлекаются легкой, не побуждающей к размышлению информацией, теряя вместе с тем чувство реальности окружающего их мира.

Как следствие этого, в современном мире происходит девальвация слова, из жизни вытесняются основные моральные понятия, которые формируют внутреннюю атмосферу общества:

·        ответственность;

·         долг;

·         моральные понятия;

·         чадолюбие;

·         воздержание;

·         подвиг и жертвенность.

Таким образом, нравственные понятия перестают оказывать значимое влияние на становление принципов отношения детей и подростков к окружающим людям и социуму в целом.

Современное человеческое общество склонно забывать, что подлинной свободой является не вседозволенность, не произвол в осуществлении своих порочных желаний, а ничем не стесняемая возможность в реализации личностью своего духовного достоинства. Настоящая свобода должна базироваться на нравственных принципах.

Наше современное общество, подталкиваемое средствами массовой информации, выдвигает на первый план потребительские идеалы:

·        культ комфорта;

·        жажда удовольствий;

·        стремление «взять от жизни все».

 Все эти сегодняшние идеалы способствуют смещению нравственных оценок в человеческом сознании.

Сегодняшняя культурно – нравственная среда, в которой формируется и подрастающее поколение, оставляет все меньше места духовности, нравственным ценностям. Эта тревожная тенденция ставит перед каждым человеком нелегкую задачу  - возвратиться к духовным, культурным и нравственным ценностям.  

Новый век вступает в свои права жестко и жестоко, предъявляя мировой цивилизации новые этические, экономические, технологические, экологические, демографические и культурные вызовы. Явление терроризма на авансцену мировой истории стало лишь символическим средоточием этих вызовов и нового качества развития мира, только подчеркнуло, насколько близко к краю пропасти подошел мир, с каким злом и с какой темной силой хаоса и разрушения сегодня столкнулось общество.

Человечество подошло к такому этапу в развитии цивилизации, когда будущее придется завоевывать. Человечеству необходимо выйти на принципиально новый уровень своего развития, обрести смысл Бытия и новую Культуру Мира, Культуру Жизни. Сотворение мира – это сегодня самая главная и самая достойная задача и цель для всех людей, для всего человечества.

Заключение

Поскольку человек общественное существо, то есть должен жить в обществе. Поэтому, во-первых, непременным условием «допуска» в жизнь общества является процесс социализации индивида (освоения им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры). А во-вторых, потому, что современное индустриальное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающего теснейшую взаимозависимость людей. Эта общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, является объективной основой морали.

Мораль, как древнейшая форма общественного сознания, выполняет функцию регулирования поведения человека. Ее особенность заключается в том, что моральные принципы, нормы и правила, которыми люди руководствуются в своей жизнедеятельности, принимают форму безличностного ко всему, но ни от кого не исходящего поведения. Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай», что «прилично», что делает возможной совместную жизнь людей.

Мораль носит исторический характер, развивается вместе с общественными отношениями, поэтому в различные исторические эпохи возникали и развивались различные типы морали. Первобытный период в истории человечества условно можно назвать «доморальным» периодом, так как первобытный человек был полностью растворен в роде и не сформировался как личность. Мораль раннеклассового периода – это добродетельный, мужественный, мудрый человек. Средневековая мораль характеризуется религиозным обрамлением морали. Буржуазная эпоха принесла с собой новый вид морали – светская мораль (нерелигиозная или малорелигиозная) и всемирная, то есть не признающая никаких территориальных, национальных, религиозных и прочих границ и делений. В известном смысле ее можно назвать исторически первой универсальной системой морали. Мораль XX века – социалистическая (ценность коллективизма, интернационализма и др.)

Мораль – как система регуляции общественного поведения выполняет множество функций: регулятивную, оценочно – императивную, познавательную, воспитательную, ориентирующую, прогностическую, коммуникативную и др. Все эти функции определяют сущность морали.

Несмотря на то, что общество изобрело множество других способов регуляции общественных отношений, однако, моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным,  по сей день. Как составная часть индивидуального микрокосма, мораль является одним из тех моментов, которые определяют для личности картину мира.






     




 


 

Список использованной литературы

1. Гурина М. Философия. – М., 1998. С. 244 – 286.

2. Гусейнов А.А., Апресян Г.Г. Этика. – М., 1998.

3. Гусейнов А., Иррлитц Г., Краткая история этики. – М., 1987.

4. Кузнецов В.Г. и др. Философия. – М.: Инфра – М, 1999. С. 445–461.

5. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество.  

    Культура. – М.: Политиздат, 1991. – С. 355-374.

6. Назаретян А.П. Историческая эволюция морали: Прогресс или 

    регресс?// Вопросы философии. 1992, №3.

7. Поупкин Р., Стролл А. Философия. – М., - СПб., 1997. – С. 18-100.

  8. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону.

     Феникс, 1996.

  9. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко,

      проф. В.П. Ратникова, - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – С.

      483 – 492.


 







































































[1] Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. Феникс, 1996. – С. 45.

[2]  Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – С. 355.


[3] Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова, - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – С. 489.