Содержание
Календарный план-график. 4
Характеристика. 5
1. Бюджет Российской Федерации. 6
1.1. Сущность бюджета и бюджетной системы Новосибирской области. 6
1.2. Состав и структура доходов и расходов бюджета Новосибирской области 7
1.3. Порядок составления, рассмотрения и утверждения городского бюджета 14
2. Бюджетный учет. 15
2.1. Бюджетное учреждение, его производственная характеристика. 15
2.2. Учет финансирования денежных средств и расходов. 22
2.3. Учет расходов по оплату труда. 24
2.4. Учет основных средств и материалов. 26
3. Анализ исполнения смет бюджетных учреждений. 31
3.1. Содержание и задачи анализа исполнения смет. 31
3.2.Анализ фонда заработной платы.. 32
3.4. Анализ фактических расходов. 32
3.5.Анализ состояния и движения основных средств. 35
3.6. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности. 35
4. Контроль и ревизия целевого использования основных средств. 37
Список использованной литературы.. 50
Календарный план-график
Наименование |
Кол-во дней (план) |
Кол-во дней (факт) |
1.Изучение нормативной документации и данных бюджета |
6 |
7 |
2.Изучение общей характеристики школы №116 |
1 |
1 |
3.Изучение систему бухгалтерского учета объекта исследование |
3 |
3 |
4. анализ показателей объекта исследования |
1 |
1 |
5. Написание отчета |
4 |
3 |
Характеристика
Практикант: ______________________________________________________
проходил производственную практику
с « » _____________200 __ г. по « » ________ 200__г.
Проходил практику в школе №116
При прохождении производственной практики ___________________ показал(а) следующие качества:
- высокую ориентированность на эффективную работу;
- хорошие профессиональные знания и навыки в работе;
- высокое качество выполнения заданий;
- стремление к освоению новых профессиональных знаний, навыков;
- доброжелательность;
- чувство ответственности;
- позитивное взаимоотношение с сотрудниками коллектива;
- умение применять знания на практике.
Приобрёл следующие профессиональные навыки:
- выработки управленческих решений в области привлечения рабочей силы, организации труда;
- выработки управленческих решений в области оценки, развития, мотивации и стимулирования персонала
Наименование организации: средняя общеобразовательная школа № 116
Директор школы: ____________________________________
1. Бюджет Российской Федерации
1.1. Сущность бюджета и бюджетной системы Новосибирской области
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и функций государства и местного самоуправления.
Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система России состоит из трех уровней.
I. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
II. Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
III. Местные бюджеты.
Государственная бюджетная система РФ состоит из 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, а также около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).
Вообще принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы:
· принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной политикой, единым бюджетным процессом;
· принцип гласности требует обязательного опубликования утвержденных бюджетов в СМИ;
· принцип реальности утверждает необходимость правдивости всех бюджетных показателей;
· принцип самостоятельности определяется наличием у бюджетов всех уровней собственных источников доходов и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
1.2. Состав и структура доходов и расходов бюджета Новосибирской области
В доходной части бюджета в 2004 году основные поступления рассчитывали получить по платежам по подоходному налогу (17,5%), а также по налогу на прибыль (10,3%). Областные власти также рассчитывали на получение дотаций из федерального бюджета в размере 4 млрд. рублей. Как заявил губернатор Виктор Толоконский, нет причин для того, чтобы федеральный центр отказал Новосибирской области, более того, по словам губернатора, он приложит все усилия для того, чтобы даже увеличить сумму трансфертов из федерального бюджета.
Намерения губернатора вполне объяснимы. В связи с изменениями в Налоговом кодексе, а также решением правительства повысить уровень заработной платы работникам бюджетной сферы, региональным властям придется не только усилить работу по собираемости налогов, но и добиться расположения федерального центра. Причем последнее является для регионов сложной задачей, так как правительство уже объявило о том, что оно пока не намерено помогать субъектам федераций.
Если провести анализ фактического поступления доходов в областной бюджет в динамике (Приложение 1), то можно отметить, что доля налоговых поступлений по отношению к предыдущему периоду повышается: в 2003 году – на 20%, в 2004 году – на 26%.
Основное увеличение налоговых поступлений происходит за счет увеличения поступления налога на прибыль.
Таблица 1.1
Структура доходов бюджета Новосибирской области в 2004 гг.
Виды доходов |
2002 |
2003 |
2004 |
|||
Тыс.руб |
В % |
Тыс.руб |
В % |
Тыс.руб |
В % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
3188461 |
62,1 |
3856135 |
37,2 |
4856007 |
43,97 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
373455 |
7,3 |
669604 |
6,5 |
295532 |
2,68 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ |
1555966 |
30,3 |
3448180 |
33,3 |
4269397 |
38,66 |
ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ |
17629 |
0,3 |
2382932 |
23,0 |
1442985 |
13,06 |
ДОХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
- |
- |
- |
- |
268867,9 |
2,43 |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
5135511 |
100,0 |
10356851 |
100,0 |
11044773 |
100,00 |
В результате структура доходов областного бюджета изменилась кардинальным образом.
Так, в 2003 году доходы целевых бюджетных фондов стали составлять 23% в структуре доходов против 0,3% в 2002г., в 2004 году – 13,06%.
Также в 2004 году повысилась доля налоговых доходов до 44% в общей массе поступлений, и доля безвозмездных перечислений – 38,6% против 33 и 30% в 2003 и в 2002 гг. соответственно. Помимо вышеназванных источников поступлений в 2004 выделяются доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности – 2,4%.
Структура налоговых поступлений, представленная в таблице 2.3 и на рисунках 2.1 – 2.3, наглядно демонстрирует рост удельного веса налога на прибыль с 47% в 2002 году до 60% в 2004, налога на совокупный доход (около 7% в 2004 году), платежей за пользование природными ресурсами.
Доля налога на имущество изменяется незначительно, а доля налогов на товары и услуги резко снизилась за счет НДС, о чем уже говорилось выше.
Таблица 1.2.
Структура налоговых поступлений в бюджет Новосибирской области за 2002 – 2004 гг
наименование налога |
2002 |
2003 |
2004 |
|||
Тыс.руб. |
В % |
Тыс.руб. |
В % |
Тыс.руб. |
В % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
3188461 |
100 |
3856135 |
100 |
4856007 |
100 |
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ (ДОХОД),ПРИРОСТ КАПИТАЛА |
1499121 |
47,02 |
2265803 |
58,76 |
2922905 |
60,19 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ. ЛИЦЕНЗИОННЫЕ И РЕГИСТРАЦИОННЫЕ СБОРЫ |
1164539 |
36,52 |
740356 |
19,20 |
702204 |
14,46 |
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД |
126499 |
3,97 |
242917 |
6,30 |
336682 |
6,93 |
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО |
338639 |
10,62 |
497753 |
12,91 |
631089 |
13,00 |
ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
58101 |
1,82 |
106083 |
2,75 |
264043 |
5,44 |
ПРОЧИЕ НАЛОГИ, ПОШЛИНЫ И СБОРЫ |
1562 |
0,05 |
3223 |
0,08 |
-916 |
-0,02 |
|
Рис. 1.1. Структура налоговых поступлений в бюджет Новосибирской области в 2004 году.
Что касается безвозмездных перечислений, то их динамика за рассматриваемый период представлена в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Анализ безвозмездных перечислений в бюджет Новосибирской области за 2002 – 2004 гг.
поступления |
2002 |
2003 |
2004 |
|||
тыс.руб. |
в % к предыд.году |
тыс.руб. |
В % к предыд.году |
тыс.руб. |
в % к предыд.году |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ОТ БЮДЖЕТОВ ДРУГИХ УРОВНЕЙ |
1555966 |
100 |
3418180 |
219,68 |
4269397 |
124,90 |
Дотации |
- |
- |
211053 |
- |
358111 |
169,68 |
Субвенции |
15000 |
100 |
1175796 |
7838,64 |
657050 |
55,88 |
Средства, полученные по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти |
479536 |
100 |
35593 |
7,42 |
235372 |
661,29 |
Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности |
- |
- |
- |
- |
2673514 |
- |
Субсидии |
- |
- |
- |
- |
345350 |
- |
Трансферты |
1061430 |
100 |
1996738 |
188,12 |
- |
- |
Прочие безвозмездные поступления |
- |
- |
29000 |
- |
- |
- |
Как показывают данные таблицы, безвозмездные перечисления в 2003 году увеличились по сравнению с 2002 годом более чем в два раза, главным образом за счет поступления дотаций и субвенций, а также увеличения трансфертов. В 2004 году безвозмездные перечисления увеличились еще на 25% за счет средств, полученных по взаимным расчетам, в том числе компенсаций дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также получения дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и субсидий.
При рассмотрении выполнении бюджета по расходам постатейно можно отметить следующее.
Фактические расходы на государственное и местное самоуправление на всем рассматриваемом периоде составляют около 80 плановых; расходы на правоохранительную деятельность примерно совпадают с планом, лишь в 2004 году они составили 77%. Ярко выраженную тенденцию к превышению факта над планом имеют расходы на сельское хозяйство: от 94% в 2002 году до 168% в 2004 г. То же можно сказать и о расходах на жилищно-коммунальное хозяйство: от 68% в 2002 году до 151% в 2004 году, и расходах на средства массовой информации – от 86 до 116% в 2002 и в 2004 году соответственно.
Расходы на промышленность, энергетику и строительство в 2002 году составляли 55%, в 2004 году – 85%, однако в 2003 году - 119%.
На стабильно низком уровне находятся расходы на охрану окружающей среды – 44% в 2002 году, и около 60% в 2003-2004 гг.
Расходы на развитие рыночной инфраструктуры значительно превысили плановые лишь в 2004 году – на 40%.
На мой взгляд, относительно неблагоприятной тенденцией является то, что фактические расходы на образование и здравоохранение значительно ниже плановых и имеют дальнейшую тенденцию к снижению – от 90% до 80% в образовании, и от 152% до 76% в здравоохранении в 2002 и в 2004 годах соответственно.
Расходы на социальную политику примерно соответствуют плановым показателям.
Существенно изменились расходы на обслуживание государственного долга. Если в 2002 году они составляли лишь 50% от плановых, то в 2004 году этот показатель был уже на уровне 107%.
Финансовая помощь бюджетам других уровней находится примерно на одном и том же уровне – 100 – 110%.
Рассмотрим фактически произведенные расходы в динамике за 2002 – 2004 гг. (приложение 2).
На протяжении всего рассматриваемого периода структура расходов НСО практически неизменна.
Наибольший удельный вес в ней занимает финансовая помощь бюджетам других уровней – около 40% в 2002 и в 2004 гг. и около 30% в 2003г.
Далее идут в 2003 – 2004 гг. целевые бюджетные фонды (26 и 11% соответственно).
Расходы на социальную политику, здравоохранение составляют около 10% в структуре расходов; расходы на государственное управление, правоохранительную деятельность, образование – от 3 до 5%; расходы на сельское хозяйство – 5-6%.
Если в абсолютном отношении расходы на обслуживание государственного долга значительно увеличиваются, то в структуре расходов они имеют тенденцию к снижению – от 5% в 2002 году до 3% в 2003 – 2004 гг.
Все остальные расходы составляют менее 3% в структуре расходов Новосибирской области.
1.3. Порядок составления, рассмотрения и утверждения городского бюджета
Рассмотрение и утверждение бюджетов осуществляется в законодательных органах: в Федеральном Собрании (парламенте) РФ, законодательных (представительных) органах субъектов РФ и органах местного самоуправления.
Порядок и условия представления проекта местных бюджетов соответствующему законодательному (представительному) органу власти субъектов Федерации и органу местного самоуправления, рассмотрение проектов бюджетов, утверждение их устанавливаются Положением о бюджетном процессе на территории данного субъекта РФ и местного органа самостоятельно в соответствии с Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ и других субъектов РФ; местных органов самоуправления» (от 15 апреля 1993 г.).
2. Бюджетный учет
2.1. Бюджетное учреждение, его производственная характеристика.
Муниципальное учреждение народного образования – средняя общеобразовательная школа № 116 находится в г. Новосибирске по адресу ул. Александра Невского 11(в дальнейшем Школа)
Школа действует в соответствии с Основами Законодательства Российской Федерации «Об образовании», Гражданским Кодексом Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования Российской Федерации и актами органов местного самоуправления и уставом Школы.
Учредителем Школы и собственником закрепленного за ним имущества является муниципалитет г. Новосибирска в лице администрации города.
Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой полностью за счет средств местного бюджета на основе сметы, внебюджетных источников.
Школа является юридическим лицом, находящимся в ведении отдела образования администрации города Новосибирска, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета, в том числе бюджетный счет, счет по поручениям, счет специальных средств, субсчета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и с наименованием собственника имущества, штампы и бланки.
В своей деятельности Школа реализует следующие цели:
Реализация принципов государственной политики в области общего и дополнительного образования в пределах своей,
Принятие мер, направленных на развитие системы образования города, превращения ее в приоритетную сферу, эффективно действующую в социально-экономических условиях рыночного хозяйствования,
Осуществление координационной работы в образовательной деятельности с другими государственными, профессиональными и общественными структурами для удовлетворения образовательных запросов жителей города,
Осуществление законодательства РФ об образовании, соблюдение государственных образовательных стандартов и нормативов в образовательных учреждениях, выполнением порядка аттестации педагогических кадров,
На основе целей для Школы разработаны следующие задачи:
Обеспечение реализации федеральных, региональных и городских программ развития образования,
Создание необходимых условий для реализации прав граждан в области образования, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, их социально-правовую защиту,
Обеспечение выполнения стандартов и нормативов, анализ и экспертная оценка деятельности образовательных учреждений,.
Школа решает стоящие перед ней задачи в соответствии с регламентом отдела образования администраций районов города.
В соответствии с основными задачами управление осуществляет следующие функции:
Разрабатывает программы обучения в системы общего образования, вносит их на согласование в комитет образования Администрации города ,
реализует меры по организации исполнения правовых актов органов управления образования города с целью удовлетворения образовательных потребностей населения города,
Осуществляет деятельность по проведению государственно-общественной политики в области образования, исполняя законодательство по соблюдению санитарно-гигиенических условий пребывания детей в образовательных учреждениях, за обеспечением охраны здоровья, жизни обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений.
Разрабатывает сметы в части расходов на образование, планы капитального строительства и реконструкции Школы ,
Разрабатывает Устав Школы, согласовывает его с отделом образования города, департаментом муниципальной собственности и финансовым Департаментом.
Осуществляет подбор кандидатур на должность педагогического состава, согласовывает их с отделом образования города , представляет данные о кандидатах в комиссию по кадровому обеспечению. Осуществляет аттестацию педагогических кадров.
Подготавливает документы для представления в установленном порядке работников Школы к государственным наградам и присвоению почетных званий, поощряет обучающихся и воспитанников,
Рассматривает в установленном порядке письма, заявления, жалобы граждан, обеспечивает выполнение их обоснованных просьб, законных требований, принимает меры к устранению недостатков в деятельности Школы и др.
Помимо основных видов деятельности Школа осуществляет виды предпринимательской деятельности, согласованные с отделом образования, утвержденные главой города.
Структура образовательного учреждения:
Младшие классы 1-4
Средние классы 5-8
Старшие классы 9-11
Реализация общих обучающих программ программы, включая и дополнительное образование, проходит в рамках общего педагогического процесса, осуществляется по следующей структуре:
с помощью организованного обучения в форме занятий;
в совместной деятельности педагога с детьми вне занятий, в свободной непринужденной форме;
в самостоятельной деятельности детей в созданной воспитателями предметной развивающей среде.
Дополнительные образовательные услуги предлагаются в виде кружковых занятий, которые проводятся во второй половине дня (“Ритмика”, “Изобразительная деятельность”, «Мягкая игрушка», «Театральная студия», «Английский язык» и другие).
На базе образовательного учреждения можно получить платные образовательные услуги:
обучение английскому языку (возраст 7-17 лет)
обучение компьютерной грамоте (возраст 10-17 лет)
обучение по программе «Азбука бизнеса»
Порядок приема учащихся :
В школу принимаются дети в возрасте от 6 до 17 лет при наличии свободных мест, по заявлению родителей, и медицинских документов..
Режим работы Школы:
Школа работает в режиме шестидневной рабочей недели с 7.30 до 18.00
Порядок предоставления платных образовательных услуг:
Платные образовательные услуги предоставляются по желанию родителей.
Управление образовательным процессом:
Управление Школой строится на принципах единоначалия и самоуправления.
С детьми работают специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог.
Материально-техническое обеспечение:
Школа имеет 25 классных помещения, кабинет психологической разгрузки, методический кабинет, живой уголок, медицинский кабинет, бассейн, 2 спортивных зала, большие благоустроенные участки с верандами для прогулок детей.
Все помещения имеют центральное отопление, централизованное холодное и горячее водоснабжение, канализацию. Имущество Школой закреплено на праве оперативного управления. Имущество Учреждения является муниципальной собственностью муниципального образования г. Новосибирска.
Источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых средств, является:
Основные средства по остаточной стоимости на сумму: 34 854 383 рублей тридцать четыре миллиона восемьсот пятьдесят четыре тысячи триста восемьдесят три рубля) по состоянию на 01.01.05 г., в том числе здания, сооружения, оборудование,
Имущество, приобретенное за счет финансовых средств Учреждения, в том числе за счет доходов, получаемых от хозяйственной деятельности,
Бюджетные ассигнования от отдела образования администрации города Новосибирска,
Внебюджетные средства,
Доход, полученный от платных видов хозяйственной деятельности, разрешенной Учреждению,
Безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования юридических лиц и граждан,
Иные источники, в соответствии в Законодательством Российской Федерации.
Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, предусмотренные уставом, поступают в распоряжение Школы. Имущество приобретенное за счет указанных средств является муниципальной собственностью и закрепляется за Школой на праве оперативного управления.
Органом управления Школы является его руководитель – директор, подотчетный собственнику имущества, по представлению отдела образования администрации города, назначается и освобождается от должности начальником отдела образования города.
Директор руководит деятельностью Школы на принципах единоначалия, на основе законодательства Российской Федерации, законов Хабаровского края и актов исполнительно-распорядительных органов края и местного самоуправления, по вопросам цели и предмета деятельности Школа руководствуется приказами и распоряжениями отдела образования города:
действует от имени Школы без доверенности,
организует и отвечает за работу,
подписывает договоры, соглашения,
выдает доверенности от имени Школы,
издает административные и кадровые приказы, обязательные для исполнения в учреждении и его обособленных подразделениях,
осуществляет прием, увольнение работников, наложение дисциплинарных взысканий и поощрений, заключает трудовые договоры, контракты,
утверждает штатное расписание, структуру и сметы, правила трудового внутреннего распорядка,
назначает и освобождает от должности заместителей главного врача,
подписывает от имени администрации Школы коллективный трудовой договор и несет предусмотренную законом ответственность за его неисполнение или уклонение от заключение договора,
приносит ходатайства учредителю о внесении изменений или (и) дополнений в Устав,
согласовывает в отделе образования администрации города время отпусков, командировок и кандидатуры работника на место руководителя Школы на время своего отсутствия,
самостоятельно определяет численность, квалификационный и штатный составы,
делегирует приказом часть своих полномочий заведующему учебной частью.
Организационная структура средней общеобразовательной школы № 116 выглядит следующим образом
Рис. 2.1. ОСУ средней школы № 116
При написании работы возникла необходимость ознакомления с основными нормативными документами, которые определяют методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях Российской Федерации.
Средняя общеобразовательная школа № 116 при ведении бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности пользуется основными нормативными документами, среди которых наиболее важными являются Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, отечественные стандарты по бухгалтерскому учету и отчетности (ПБУ/1 – ПБУ/10) и Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете.
При выполнении данной работы представилось целесообразным изучить и проанализировать основы ведения бухгалтерского учета бюджетных организаций и учреждений.
2.2. Учет финансирования денежных средств и расходов
Для осуществления своей деятельности бюджетные учреждения используют различные виды средств, как материальные, так и денежные, которыми их должен обеспечивать в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица.
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы износа основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования; точное определение результатов при ликвидации основных средств.
При учете основных средств бухгалтерия Школы пользоваться следующими нормативными документами:
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г №129 – ФЗ
Гражданский кодекс РФ. Часть I и II.
Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом МФ РФ от 26.12 94г №170
Положение по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций. Приложение к письму МФ СССР от 07.05.1976г. №30.
Работникам школы выдаются из кассы наличные деньги (авансы) под отчет на хозяйственные, операционные, представительские и командировочные расходы. Учреждение выдает наличные деньги под отчет в размерах и на сроки, предусмотренные директором Школы по согласованию с банком, осуществляющим его кассовое обслуживание. (не более 10000 рублей одному юридическому лицу)
Лица, получившие наличные деньги под отчет обязаны не позднее трех рабочих дней со дня возвращения из командировки или восьми дней со дня выдачи на хозяйственные расходы обязаны предъявить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах и провести окончательный расчет по ним. К авансовому отчету прикладываются оправдательные документы (чеки, справки, квитанции и т.д.), подтверждающие правильность произведенных расходов.
Учет расчетов с подотчетными лицами осуществляется на одноименном счете 16.
На суммы выданных авансов подотчетным лицам делается бухгалтерская запись:
Дт 160 «Расчеты с подотчетными лицами»
Кт 120 «Касса» или соответствующих счетов 09-12
На суммы фактических расходов, произведенных подотчетными лицами согласно утвержденным авансовым отчетам, составляется проводка:
Дт 200 (220,223,225) «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия» или соответствующих счетов 06, 07, 12, 18, 21.
Кт 160 «Расчеты с подотчетными лицами».
Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведется по каждому подотчетному лицу, сумме выданного аванса и суммам произведенных расходов, а также неиспользованным авансам в м/о 8 – накопительные ведомости по расчетам с подотчетными лицами ф. 386.
2.3. Учет расходов по оплату труда
В Школе с этой целью используется счет 18. Счет 18 подразделяется на субсчета:
180 «Расчеты по оплате труда»;
181 «Расчеты по стипендиям»;
183 «Расчеты с работниками по безналичным перечислениям на счета по вкладам в кредитные организации»;
184 «Расчеты с работниками по безналичным перечислениям взносов по договорам добровольного страхования»;
185 «Расчеты с членами профсоюзов по безналичным перечислениям сумм членских профсоюзных взносов»;
187 « Расчеты по исполнительным и другим документам, прочие расчеты»;
188 «Расчеты с военнослужащими по денежному довольствию и прочим выплатам»;
189 «Другие расчеты за выполненные работы».
Так, на субсчете 180 учитываются расчеты с работниками Школы , состоящими и не состоящими в списочном составе по всем видам заработной платы, премиям, пособиям по беременности и родам и т.п.
Документами для начисления заработной платы являются: приказ руководителя учреждения о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с учрежденными штатами и ставками заработной платы, табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы ф. 421, другие документы.
Расчеты с работниками при уходе в отпуск или увольнении производятся в записке-расчете о предоставлении отпуска (увольнении) ф. 425. Начисленные суммы по этим расчетам записываются в расчетную ведомость, открытую на текущий месяц. В тех случаях, когда разовые расчеты по заработной плате при уходе в отпуск и увольнении не совпадают с составлением общего расчета, выплаты производятся по платежной ведомости на выдачу аванса, заработной платы ф. 329 или расходным кассовым ордерам. Начисленные и выплаченные суммы по этим расчетам включаются в расчетно-платежную ведомость текущего месяца. При этом по графе «Сумма к выдаче» против данной фамилии делается прочерк, а выплаченная сумма записывается в графе «Выплаты в межрасчетный период».
Для получения сведений о заработной плате работающего ведется карточка-справка ф. 417.
Удержания из сумм начисленной оплаты труда списывают с кредита соответствующих счетов в дебет счета 18 “Расчеты с рабочими и служащими и стипендиатами”.
Выдачу сумм заработной платы и пособий оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 18 “Расчеты с рабочими и служащими и стипендиатами”
Кредит счета 12”Касса”
Не полученная в срок заработная плата оформляется бухгалтерской записью:
Дебет счета 18 “Расчет с работниками и служащими и стипендиатами”
Кредит счета 17 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”, субсчет 177 “Расчеты с депонентами”.
Остатки не выданной в срок заработной платы по истечении 3 дней должны быть сданы в банк на бюджетный текущий счет.
2.4. Учет основных средств и материалов
Учет основных средств в Школе ведется на счете 01 «Основные средства», который подразделяется на субсчета:
01 «Здания»
013 «Машины и оборудование»
016 «Инструменты, производственный (включая принадлежности) и хозяйственный инвентарь»
019 «Прочие основные средства»
Учет основных средств, принадлежащих Школе , а также приобретенных за счет средств от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений, ведется на инвентарных карточках ф. ОС-6 бюдж.; ОС-8, ОС-9 и раздельных оборотных ведомостях по основным средствам ф. 326.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая приказом Директора Школы. Для оформления приёмки комиссия составляет в одном экземпляре акт приемки – передачи основных средств (Ф.ОС - 1) на каждый объект в отдельности. В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткая характеристика объекта, первоначальная стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств. К акту прилагают техническую документацию, и на основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств.
Суммы, вырученные от разборки отдельных объектов основных средств, за исключением уплаченных в бюджет установленных законодательством налогов, остаются в распоряжении учреждений, а по зданиям и сооружениям перечисляются в доход соответствующего бюджета.
Оприходование приобретенных основных средств оформляется следующей бухгалтерской проводкой: Дебет счета 01 «Основные средства».
Кредит счетов: 15 «Расчеты с поставщиками, подрядчиками и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги», 16 «Расчеты с подотчетными лицами», 17 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 09 «Текущие счета по федеральному бюджету», 10 «Текущие счета по республиканским и местным бюджетам»,11 «Текущие средства по внебюджетным средствам», 13 «Прочие денежные средства».
На начало 2005 года по балансу исполнения сметы доходов и расходов сумма основных средств составила 23289040 рублей, в «Журнале-главная» сумма по субсчетам на 01.01.05 составила:
01 «Здания» - 19256408 рублей,
013 «Машины и оборудование» 3796901 рублей,
016 «Инструменты» 178225 рублей,
019 «Прочие основные средства» 57506 рублей.
Сумма износа на начало года по балансу 10445589 рубле, в журнале главная на субсчете 020 «Износ основных средств» - 10445589 рублей, а на счете 250 «Фонд в основных средствах» на начало года – 12843541 рублей (остаточная стоимость).
Далее по балансу исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам сумма на начало 2001 года по основным средствам составила 211744 рублей (сч. 010/2 – 019/2). Сумма износа (сч. 020/2) – 127698, и фонд в основных средствах (сч. 250/2) –84046 рублей.
Так как в 2000 году утверждена новая инструкция №107-н, с 1 июня 2000 года в Школе произошло разделение основных средств, которые были приобретены за счет бюджетных и внебюжетных средств:
Источник финансирования бюджетные средства:
010/1 «Здания» – 19256408 рублей
013/1 «Машины и оборудование» - 3449325 рублей
016/1 «Инструменты» - 178225 рублей
019/1 «Прочие основные средства» - 57506 рублей
020/1 «Износ основных средств - 10202974 рублей
250/1 «Фонд в основных средствах» - 12738490 рублей
Источник финансирования – предпринимательская деятельность:
013/2 «Машины и оборудование» - 54859 рублей
020/2 «Износ основных средств - 3327 рублей
250/2 «Фонд в основных средствах» - 51532 рублей
Источник финансирования – целевые средства:
013/3 «Машины и оборудование» - 472809 рублей
020/3 «Износ основных средств - 124371 рублей
250/3 «Фонд в основных средствах» - 348438 рублей.
Классификация материалов Школы положена в основу их учета по синтетическим счетам. Для учета материальных запасов предназначены счета:
03 «Изделия и продукция»;
04 «Оборудование, строительные материалы и материалы для научных исследований»;
05 «Молодняк животных и животных на откорме»;
06 «Материалы и продукты питания»;
07 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы».
Остановимся более подробно н счетах 06 и 07, которые используются в Школе.
На счете 06 «Материалы и продукты питания » учитывают материалы и продукты питания по их предметной характеристике независимо от статьи расходов бюджетной классификации, за счет которой они приобретались.
Счет 06 «Материалы и продукты питания» подразделяется на субсчета:
061 «Продукты питания»
062 «Медикаменты и перевязочные материалы»
063 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности»
064 «Тара»;
На субсчете 061 «Продукты питания» учитываются продукты питания в Школе, поскольку в смете предусмотрена статья «Расходы на питание».
Учет поступления продуктов питания ведется в накопительной ведомости по приходу продуктов питания ф.300. Ведомость составляется по каждому материально-ответственному лицу отдельно. Записи в ней производят отдельно на основании первичных документов в количественном и суммовом выражении. По окончании месяца в ведомости подводятся итоги.
Параллельно с бухгалтером приход продуктов ведет материально-ответственное лицо в книге складского учета в. М/о17 только по наименованиям, сортам, количеству.
Согласно приказа директора Школы раз в месяц бухгалтерия осуществляет контроль за поступлением и расходованием материальных ценностей, находящихся на складе, а также производят сверку данных по учету материалов с записями, ведущимися на складе и по результатам составляется акт.
Для отражения всего прихода по продуктам в конце каждого месяца составляется мемориальный ордер №11.
За счет средств бюджета составляется м/о 11/1, а за счет средств целевых ассигнований м/о 11/3 .
Приход продуктов от поставщиков::
Дт 061/1, 063/3 Продукты питания
Кт 178/1, 178/3 Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами
Приход тара
Дт 066/1, 066/3 Тара
Кт 178/1, 178/3 Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами
Если тара невозвратная, то ее списывают:
Дт 200/1, 200/3 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия» по ст. 3 «хозяйственные расходы»
Кт 066/1, 066/3 «Тара»
Также в счетах-фактурах поставщики выделяют транспортные расходы:
Дт. 200, 225 «Расходы по целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия».
Кт 178/1, 178/3 Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы по мере их приобретения отражаются по дебету субсчета 070 и кредиту соответствующих счетов учета денежных средств и расчетов (09,10,11,16,17).
На субсчете 071 «МБП в эксплуатации» учитываются малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации.
На субсчете 072 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь на складе» учитываются указанные предметы в с выделением на отдельные группы по их наименованиям, количеству и материально ответственным лицам в книге Ф.М-17.
Указанные предметы мягкого инвентаря маркируются специальным штампом несмываемой краской.
Порядок учета белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви установлен ведомственными инструкциями Министерства здравоохранения РФ.
Белье, постельные принадлежности и другие предметы по мере их приобретения отражаются по дебету субсчета 072 и кредиту соответствующих субсчетов учета денежных средств и расчетов.
Раз в год, по приказу Директора Школы , проводится годовая инвентаризация всего имущества и денежных средств. Раз в месяц проводится внезапная ревизия кассовых остатков. Для проведения инвентаризации создана комиссия в составе председателя и членов комиссии, в состав которых входят: главного бухгалтера, Зав. Учебной частью, бухгалтеров, зам. АХЧ.
3. Анализ исполнения смет бюджетных учреждений
3.1. Содержание и задачи анализа исполнения смет
В соответствии с законодательством об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства по утвержденным сметным расходам.
В смете бюджетного учреждения отражаются объем и целевое направление затрат, связанных с их производственной деятельностью в течение определенного календарного периода (квартала, года). Смета затрат научного учреждения регулирует размещение собственных средств и эффективность их использования по видам ресурсов и месту расходования. В процессе анализа учитываются особенности содержания смет в бюджетных и научных учреждениях, обусловленные различиями в сущности расходов и в порядке их формирования.
Расходы бюджетных учреждений формируются за счет ассигнований, выделяемых из государственного бюджета, на безвозвратной и безвозмездной основе в объеме и по направлению в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой. Исполнение сметы бюджетного учреждения состоит в открытии бюджетных кредитов или перечислении бюджетных средств учреждению, в использовании учреждением открытых бюджетных кредитов или перечисленных средств, а также в расходовании их на нужды учреждения по принятым в смете нормам расхода. Поэтому показателями исполнения сметы выступают: суммы, утвержденные по смете, суммы открытых кредитов или перечисленных средств, кассовые и фактические расходы. При этом расходы группируются согласно бюджетной квалификации по разделам, параграфам и статьям.
Содержание анализа исполнения смет бюджетных и научных учреждений позволяет определить его основные задачи. К ним относятся:
· оценка соблюдения сметных назначений в целом по отдельным статьям и экономическим элементам затрат;
· характеристика состава и структуры расходов, а также их изменения;
· определение факторов отклонения фактических расходов от предусмотренных в сметах;
· выявление резервов повышения эффективности использования ресурсов бюджетных и научных учреждений.
Задачи анализа конкретизируются в ходе изучения расходов по отдельным их видам и направлениям.
3.2.Анализ фонда заработной платы
Согласно смете в 2004 году расходы на оплату труда составляли 284556 руб.
Фактически расходы на оплату труда составили 253056 руб., что ниже планового уровня на 31500 руб.
3.4. Анализ фактических расходов
Форма 2 «Отчет об исполнении сметы расходов» содержит данные об исполнении сметы расходов бюджетной организации. Форма 2 составляется по разделам, главам и параграфами в разрезе статейбюджетной классификации.
Нами проведен анализ данных отчета об исполнении сметы расходов Школы № 116 (табл. 3.1)
Таблица 3.1
Анализ данных отчета об исполнении сметы расходов
Наименование показателя |
Код строки |
Утверждено по смете на год |
Фактические расходы |
Изменения |
|
Руб. |
% |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Оплата труда государственных слежащих |
010 |
721272 |
667706 |
-53566 |
-7,42 |
2.Начисления на оплату труда |
130 |
284556 |
253056 |
-31500 |
11,07% |
3.Оплата коммунальных услуг |
400 |
22000 |
908363 |
886363 |
4028,92 |
4.Трансферы населению |
580 |
306950 |
272077 |
-34873 |
-11,36 |
Всего: |
|
111334778 |
2098576 |
-763798 |
|
Как следует из данных отчета об исполнении сметы расходов в графе 4 «Утверждено по смете на год» по строке 880 показана годовая сумма 1334778 рублей, утвержденная по смете с учетом изменений, оформленных в установленном порядке. В том числе: на оплату труда государственных служащих – 721272 рубля, начисления на оплату труда – 284556 рублей, на оплату коммунальных услуг – 22000 рублей, трансферты населению (стипендии) – 306950 рублей.
Графа 5 в годовом отчете не заполняется.
В графе 6 «Профинансировано в текущем году» формы 2 отчета отражена сумма 1334778 рублей, которая была перечислена Школе на текущие бюджетные счета.
По строке 880 графы 7 «Кассовые расходы» проставлена сумма 1210144 рублей. Эта сумма показывает сколько средств было выбрано в отчетном периоде с текущего счета по бюджету. Разница между поступившими средствами и кассовыми расходами показывает остаток средств в сумме 124634 рубля на конец отчетного периода по текущему счету Школы, что подтверждается данными по строке 140 баланса исполнения сметы расходов.
В графе 8 «Фактические расходы» показываются суммы фактических расходов Школы по показателям. Всего эти расходы составили 2107156 рублей, в том числе: на оплату труда – 667706 рублей, начисления на оплату труда составили – 250430 рублей, расходы по оплате коммунальных услуг – 908363, трансферты населению составили 272077 рублей.
И в графе 9 «Остатки финансирования на 01.01.2000г.» отражены суммы остатков бюджетных средств на текущем бюджетном счете на конец отчетного периода. Как было указано выше, эта сумма составляет 124634 рубля.
Форма 2 заполняется на основании данных соответствующих регистров учета кассовых и фактических расходов.
Данные об исполнении смет расходов бюджетной организации и баланса исполнения сметы расходов показываются нарастающим итогом с начала года в рублях или тысячах рублей.
Учреждения, предприятия и организации, получающие средства федерального бюджета от органов федерального казначейства, представляют не позднее 5 числа следующего за отчетным месяцем отчет по форме 2 в орган федерального казначейства, от которого получено финансирование. Второй экземпляр отчета по форме 2 в эти же сроки представляется своему вышестоящему органу.
В данном случае общеобразовательная средняя школа № 11представляет сшитый пакет документов в Отдел образования г. Новосибирска и городское Казначейство. Для достоверности представляемого в Казначейство отчета Школе необходимо заверить в банке остаток средств на текущем бюджетном счете на конец отчетного периода, либо представить к отчету ксерокопию выписки из лицевого счета текущего бюджетного счета на 1-е число следующего за отчетным месяца.
3.5.Анализ состояния и движения основных средств
На начало 2005 года по балансу исполнения сметы доходов и расходов сумма основных средств составила 23289040 рублей, в «Журнале-главная» сумма по субсчетам на 01.01.05 составила:
02 «Здания» - 19256408 рублей,
013 «Машины и оборудование» 3796901 рублей,
016 «Инструменты» 178225 рублей,
019 «Прочие основные средства» 57506 рублей.
Сумма износа на начало года по балансу 10445589 рублей.
Коэффициент изношенности основных средств: 10445589 / 23289040 = 0,44
Сумма основных средств на начало года: 23306269 руб.
Поступило основных средств: 17560 руб.
Выбыло основных средств: 34789 руб.
Сумма основных средств на конец года: 23289040 руб.
Рассчитаем коэффициенты движения основных средств:
Коэффициент поступления: 17560 / 23306269 * 100% = 0,075%
Коэффициент выбытия: 34789 / 23306269 * 100% = 0,149%
Необходимо отметить, что в настоящее время Школа обеспечена основными средствами в полном объеме с удовлетворительным коэффициентом изношенности, но при этом наблюдается негативная тенденция превышения выбытия основных средств над их поступлением, что приводит к старению фонда основных средств.
3.6. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
Основными кредиторами предприятия являются:
Персонал: 19478 руб.
Поставщики: 78674 руб.
Задолженность по коммунальным услугам: 14769 руб.
Общая сумма задолженности: 112921 руб.
Основными кредиторам школы №116 являются:
Муниципалитет г. Новосибирска: 94327
Подотчетные лица: 1125
Итого задолженность: 95452 руб.
4. Контроль и ревизия целевого использования основных средств
Расходы денежных средств проверяет казначейство.
Порядок проведения проверок по использованию средств федерального бюджета.
1. Общее положение.
2. Подготовка к проверке.
3. Порядок проведения проверки.
4. Оформление результатов проверки.
5. Отчётность по материалам проверки.
6. Ревизия оплаты труда государственных служащих.
7. Ревизия начисления на оплату труда.
8. Ревизия приобретения предметов снабжения и расходных материалов.
9. Ревизия стипендий, продуктов питания.
10. Ревизия командировок и служебных специалистов.
11. Ревизия оплаты транспортных услуг.
12. Ревизия оплаты услуг связи.
13. Ревизия оплаты коммунальных услуг.
14. Ревизия капитального строительства и капитального ремонта.
15. Порядок расчёта штрафных санкций.
16. Передача материалов проверки в отдел федерального казначейства.
Порядок оформления предложений и уведомлений.
Основной задачей проверок целевого использования средств Федерального бюджета является укрепление финансовой дисциплины предприятий, учреждений, организаций, т.е. получателей средств Федерального бюджета. Проверяющий обязан руководствоваться действующим законодательством, а так же приказами и инструкциями Главного управления федерального казначейства и другими нормативными актами, доводить до руководства проверяемой организации предложения по устранению выявленных в результате проверки нарушений, а так же осуществлять контроль за их устранением.
Федеральное казначейство проверяет кассовые расходы и фактические расходы. Фактические суммы фактических затрат произведённых организацией (200201.203).
До проведения проверки предлагается провести подготовительную работу:
1. Определение целей и сроков проведения проверки;
2. Ознакомление с материалами предыдущей проверки;
3. Ознакомление с отчётными данными по состоянию на начало текущего года и на последнюю дату;
4. Сбор информации об объектах финансирования бюджетополучателя;
5. Составление программы проверки;
6. Оформление поручения на проведение проверки.
Программа проверки должна быть утверждена начальником отдела и руководителем сектора. До завершения подготовительной работы проверяющий обязан уведомить по телефону руководителя проверяемого учреждения о предстоящей проверке и согласовать день выхода на проверку.
При прибытии на место проверки, проверяющий обязан представиться руководителю учреждения и ознакомить его с программой проверки. Проверка должна проходить в тесном взаимодействии с Главным бухгалтером учреждения. Проверка начинается с ознакомления с документами, определяются направление деятельности учреждения (устав) и источники финансирования.
Проверяющему так же необходимо ознакомиться с приказом об учётной политике, которая утверждается руководителем учреждения.
Проверке подлежат:
1. Приказы и штатное расписание;
2. Смета расходов;
3. Банковские и кассовые документы;
4. Регистры бухгалтерского учёта;
5. Книга или карточки учёта кассовых и фактических расходов;
6. Книга текущих счетов и расчётов;
7. Отчёты и другие документы, содержащие информацию о расходах средств Федерального бюджета.
При проверке поступления средств Федерального бюджета необходимо учитывать, что все средства Федерального бюджета носят строго целевой характер, поэтому целевое назначение выделенных из Федерального бюджета средств всегда можно установить на основе документов на перечисление этих средств (Платёжные поручения).
При осуществлении проверок в учреждении следует определять объём правомочий их руководителей по использованию бюджетных средств. Согласно инструкции № н средства Федерального бюджета и средства внебюджетной деятельности подлежат раздельному счёту.
При проверке правильности составления и исполнения сметы необходимо учитывать:
- смета является основным плановым документом, определяет направление поквартального объёма и целевые средства, выделенные из фондов;
- смета должна быть подписана Главным бухгалтером и утверждена высшим органом. К смете прилагаются расчёты или копии договоров, счетов.
При анализе сметы необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1. Не допускается ли завышение норм при планировании расходов;
2. Имеются ли случаи использования средств по отдельным кодам сметы;
3. Допускается ли расходование средств сверх сметы или перераспределение сметных назначений между кодами.
Экономия по смете бюджетного учреждения определяется как разница между общей суммой сметного назначения и суммой кассовых расходов за год (за исключением экономии расходов на питание и медикаменты). Порядок завершения очередного финансового года использование сэкономленных средств Федерального бюджета ежегодно доводится приказом Министерства Финансов РФ. При проверке расходования средств Федерального бюджета необходимо:
Руководствоваться Федеральным законом о бухгалтерском учёте от 21.11.1996 года, инструкцией по бухгалтерскому учёту в бюджетном учреждении № 1074, инструкцией № 18 «О порядке ведения кассовых операций» и других нормативных документов.
При анализе кассовых расходов необходимо проверить карточки аналитического учёта кассовых расходов, а также первичные документы (банк, касса). При этом записи восстановленных сумм должны производиться с теми кодами, по которым ранее был произведён расход. При анализе фактических расходов проверяются карточки аналитического учёта Ф 294, первичные документы и регистры 200-180 № 5 и 200-160 № 8.
Проанализировать разницу между кассовыми и фактическими расходами. В случае их несоответствия объяснить причины возникающего расхождения.
При выявлении фактов не елевого использования необходимо принять во внимание следующее:
- бесспорное списание средств по обязательным платежам и во внебюджетные фонды не относится к целевому использованию;
- расходование средств, при отсутствии оправдательных документов или неправильном оформлении, классифицируется как не целевое.
Перечисление бюджетных средств с одного счёта на другой допускается с разрешения федерального казначейства в следующих случаях:
- при перечислении с одного бюджетного счёта на другой бюджетный счёт, а так же между лицевыми счетами в целях восстановления ранее произведенных расходов;
- при восстановлении расходов ранее совершенных за счёт собственных средств;
- при перечислении с бюджетного на расчётный счёт в случаях возмещения расходов по переданным ранее материальным ценностям или оказанным услугам за счёт внебюджетных средств.
Проверке подлежат:
- приказы по учреждению о зачислении, увольнении или перемещении сотрудника, о премировании, оказании материальной помощи и т.д.;
- табель учёта рабочего времени, тарификационные списки;
- расчётно-платёжные ведомости и другие документы, являющиеся основанием для начисления заработной платы.
В ходе проверки необходимо проверить:
- соответствие ведомственных документов, определяющих порядок расходования средств на оплату труда, действующим нормативным актам;
- проверить правильность выплаты заработной платы в соответствии с тарифными списками, установленными окладами, надбавками, выборочно за определённый период по отдельному структурному подразделению;
- проверить обоснованность и правильность оплаты за замещение, а так же по трудовым договорам и за совместительство;
- проверить, выборочно, правильность расчёта оплаты отпусков и продолжительность отпусков;
- проверить правильность оформления платёжных ведомостей, наличие на них резолюций руководителя и Главного бухгалтера;
- в случае депонирования организации заработной платы проверить обоснованность зачисления сумм на депонент. Законность снятия с депонента (расходный ордер).
Основные нарушения:
- предоставление ссуд физическим лицам без соответствующих документов или при отсутствии финансирования на эти цели;
- выдача досрочных или завышенных авансов физическому лицу, а так же без последующего их зачёта;
- средства перечислены на депозитные счета;
- погашение задолженности прошлого года средствами текущего года;
- выплата заработной платы сотрудникам, содержание которым осуществляется за счёт внебюджетных средств, а так же оплата трудовых соглашений с работниками, состоящими в штате организации;
- оплата расходов по перечислению алиментов или заработной платы за счёт средств организации;
- выплата заработной платы сотрудникам, содержание которым осуществляется за счёт внебюджетных средств, а так же оплата трудовых соглашений с работниками, состоящими в штате организации;
- оплата расходов по перечислению алиментов или заработной платы за счёт средств организации;
- выплата заработной платы сотруднику, работающему одновременно совместителем за совмещаемую работу в период нахождения в командировке;
- необоснованное завышение районных коэффициентов согласно Постановления Правительства РФ от 31.05.1995 г. № 534 распространяется на учреждения, финансируемые из Федерального бюджета (районный коэффициент – 20%);
- начисление излишних или необоснованных доплат;
- использование бюджетных средств, предполагаемых для выплаты заработной платы на коммерческие услуги, ГСМ, оплату налогов и т.д.
Код 110300
Проверке подлежат банковские, кассовые документы, авансовые отчёты на приобретение товарно-материальных ценностей, книга учёта, доверенности и другие документы. В ходе проверки необходимо:
1. проверить соответствие произведённых расходов выделенным ассигнованиям;
2. проверить правильность планирования ассигнований на хозяйственные нужды;
3. проверить целесообразность приобретения и расходования средств;
4. проверить полноту оприходования товарно-материальных средств;
5. проверить правильность списания в расход, в том числе обязательное наличие акта с подписями постоянно действующей комиссии;
6. проверить правильность ведения книги учёта. Списания компьютерной, вычислительной, аудио-видео аппаратуры должно осуществляться с разрешения вышестоящего органа управления, в ведении которого находится учреждение.
Основные нарушения:
- расходование средств сверх норм установленных Министерством Финансов РФ;
- неправомерное списание средств без подтверждающих документов или неправильно оформленных документов;
- приобретение расходных материалов, не предусмотренных сметой финансирования;
- оплата расходов на размещение рекламы не по основной деятельности за счёт бюджетных средств;
- нарушение порядка работы с авансовыми отчётами.
Код 110320
Проверке подлежат приказы и другие документы, определяющие порядок начисления стипендий, выплаты на питание учащихся, обеспечение продовольствием, расчётно-материальные ведомости, сметы и другие документы. В ходе проверки необходимо проверить соответствие выплат стипендий, сумм пособий на питание по утверждённым спискам, приказам, нормативным документам, проверить расход экономии средств образовавшихся в результате невыплаты стипендий части студентов или учащихся по итогам сессии.
Основные нарушения по коду 110320 (стипендии) и 110330 (продукты питания):
- необоснованный расход на выплату стипендий;
- выплата стипендий за счёт средств Федерального бюджета студентам, обучающимся на платной основе (письмо Министерства Финансов от 05.09.95 г. о контроле платных услуг);
- задержка стипендий до нескольких месяцев из-за временного отвлечения средств на другие цели;
- начисление заработной платы сотрудникам столовой за счёт средств, поступивших по коду 110330.
Код 110400.
Проверке подлежат приказы на командировки, сметные назначения на командировочные авансовые отчёты и другие документы. В ходе проверки необходимо руководствоваться инструкцией № 62 от 1988 г. и письма с изменениями и дополнениями.
Проверить соответствие произведённых учреждением затрат по возмещению расходов на пользование постельными принадлежностями.
Основные нарушения:
- оплата командировочных расходов сверх действующих норм, а так же возмещение расходов неподтверждённые соответствующими документами;
- нарушение сроков сдачи авансовых отчётов;
- оплата командировочных расходов по командировке, связанная с выполнением обязанностей по совместительству.
Код 110500 Оплата транспортных услуг
Проверке подлежат – материальный отчёт №13 накопительная ведомость по расходным материалам, путевые листы, автопрогон, отчёты на приобретение ГСМ или запасные части, акты или реестры на списание бензина и другие документы. В ходе проверки необходимо проверить соответствие фактического расхода ГСМ по нормам, которые утверждены Министерством транспорта, срок действия установлен от 01.97 до 01. 2002 года, выявить наличие и достоверность копий чеков или талонов на заправку автотранспорта. Проверить путевые листы, пробег, маршрут, регистрацию путевых листов в журнале учёта путевых листов, контроль показаний спидометра, сроки сдачи путевых листов.
Основные нарушения по коду 110500:
- завышение норм расхода топлива, установленных на 100 км. Пробега;
- несоответствие показаний спидометра указанным в путевых листах фактическим его показаниям;
- списание ГСМ по путевым листам, выданным водителям для работы в выходные дни, при отсутствии приказа руководителя о выходе на работу в выходные дни;
-излишнее списание ГСМ вследствие оформления 2 путевых листов с одинаковым регламентом работы 1 водителю на разные автомашины без документального его подтверждения;
- содержание за счёт организации транспорта, принадлежащего вышестоящей организации;
- выплата комиссии за использование личного автотранспорта для служебных целей сверх норм расходов (письмо Министерства финансов от 09.08.96 г.);
- списание запасных частей или их замена без учёта соответствующих норм при отсутствии акта постоянно действующей комиссии;
- возмещение расходов по аварии, возникшей в результате ДТП за счёт средств сметы бюджетной организации. Возмещение убытков производится за счёт водителя, страховой организации и прочих участников ДТП.
Код 110600. Оплата услуг связи.
По коду 110600 подлежат проверке:
Договоры по услугам связи, счета фактуры, банковские документы на оплату услуг связи (выписки лицевых счетов из казначейства и прилагаемые к нему первичные документы) и другие документы.
В ходе проверки необходимо:
1. ознакомиться с документами устанавливающими телефоны по оплате;
2. проверить правильность оплаты по договору о предоставлении услуг связи;
3. проверить полноту возмещения личных междугородних переговоров. Все неоплаченные на момент проверки личные переговоры должны быть погашены в ходе проверки через кассу;
4. проанализировать соответствие заключенных договоров сметным назначениям;
5. проанализировать картотеку по оплате услуг связи и междугородних переговоров.
Основные нарушения по коду 110600:
- нарушение порядка в восстановлении сумм произведённых расходов по личным междугородним переговорам (не через кассу на другие счета);
- оплата междугородних переговоров, относящихся к внебюджетной деятельности.
Оплата коммунальных услуг код 110700.
Проверке подлежат договоры на аренду помещений, отопление , освещение, водоснабжение, канализация. Счета-фактуры и выписки из лицевых счетов банка и приложенные к нему первичные документы на оплату коммунальных услуг и другие документы. В ходе проверки необходимо проверить расценки, соответствие сметным назначениям, выявить причины дебиторской и кредиторской задолженности и собрать информацию о мерах по их устранению.
Основные нарушения по коду 110700:
1. зачисление сумм оплаты коммунальных услуг, вносимых арендаторами или сотрудниками организации на счёт 110. Указанные суммы подлежат записи на бюджетный счёт для восстановления кассовых расходов по данной статье;
2. оплата в конце года по бестоварным счетам, а так же с последующим возвратом данных сумм в новом году;
3. допускается оплата коммунальных услуг по помещениям не являющихся Федеральной собственностью;
4. не перечисление в доход Федерального бюджета суммы арендных платежей, получаемых от сдачи в аренду помещений, находящихся в федеральной собственности.
Капитальное строительство и капитальный ремонт код 240300.
Проверке подлежат:
Проектно-сметная документация, договоры подряда, справки на выплату стоимости строительно-монтажных работ справка Ф. № 3, счета на приобретение строительных материалов, акты приёма и сдачи выполненных работ Ф. № 2 и другие документы. В ходе проверки необходимо проверить соответствие предъявленной к оплате справки Ф. 3 по смете и фактическим данным. Произвести контрольные замеры с привлечением специалиста по капитальному ремонту.
Основные нарушения:
1. перечисление бюджетных средств по выставленным счетам за товарно-материальные ценности без последующего их получения;
2. выдача авансов не отработанных в дальнейшем в срок, установленный договором подряда;
3. приобретение оборудования не предусмотренное сметной документацией;
4. выполнение объёма работ не предусмотренное сметой;
5. завышение R пересчёта сметной стоимости объекта, а так же завышение лимитных затрат по строительству объекта;
6. отсутствие отдельной сметы, согласованной с заказчиком. А так же сметы на нераспределённые работы и затраты заказчика;
7. завышение R за стеснённые условия труда, завышение суммы налогов, включаемых в общую сумму затрат, завышение авнсовых платежей;
8. зачисление бюджетных средств на депозитные вклады коммерческих банков и на оказание финансовой помощи коммерческим структурам.
Оформление и реализация материалов проверки.
По окончании проверки на основании представленных организаций документов по фактам выявленных нарушений проверяющим оформляется акт по результатам проверки. Если нет нарушений, составляется справка.
Преамбула акта (шапка) должна содержать информацию общего характера: основание для проверки (поручение, задание, план ревизии); место проверки (все реквизиты организации), проверяемый период учреждения; фамилии и должности проверяющих; цели проверки; дата начала и окончания проверки.
Акт должен содержать следующую информацию:
1. объект финансирования (наименование объёма финансирования от сметы, основания для определения годового лимита);
2. порядок финансирования (номера счетов, реквизиты банка или организации федерального казначейства);
3. перечень документов, подвергающихся сплошной или выборочной проверке;
4. порядок расходования средств Федерального бюджета за проверяемый период с расшифровкой по кодам, с указанием сумм использования бюджетных средств;
5. краткая классификация нарушений по однородным видам;
6. краткое описание вида нарушения с указанием итоговой суммы и с приведением наиболее характерного примера;
7. полное и подробное описание всех нарушений с конкретизацией по ним. Оформляется в виде приложения к акту в форме таблиц. К указанному перечню прилагается расчёт начисления штрафных санкций. Все приложения должны быть подписаны проверяющим и главным бухгалтером проверяемого учреждения.
Результаты проверки излагаются в акте только на основе проверки данных по фактам выявленных нарушений с соблюдением принципа объективности, а так же ясности и точности изложения. Подписи проверяющих располагаются слева, подписи руководства проверяемой организации справа. Акт и приложения к нему составляются в трёх экземплярах. На первом экземпляре акта ставится отметка о его принятии за подписью должностного лица проверяемого учреждения. При возникновении разногласий по акту проверки со стороны проверяемого учреждения руководством учреждения составляется ряд разногласий. Проверяющими назначается место и время совместного рассмотрения материалов проверки, о чём извещается руководство учреждения.
Проверяющий должен осуществить повторный анализ фактов, выявленных нарушений, изложенных в акте проверки, а также объяснительные документы проверяемого учреждения и дать по ним письменные заключения в течение 5 дней. Одновременно с актом проверки и приложений к нему проверяющим оформляются предложения по акту. Должностными лицами, проверяющего учреждения, принявших акт пометки с указанием даты о принятии.
5. Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 17.07.98 г. // http://www.budgetrf.ru
3. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений: Федеральный закон Российской Федерации от 20.08.2004 г. N120-ФЗ // www.openbudget.ru
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ // www.openbudget.ru
5. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов по экон. и сервис. специальностям /И.Г. Акперов, И.Ф. Коноплева, С.П. Головач. - М.: Финансы и статистика, 2002.- 351с.
6. Александров А.В. Межбюджетные отношения: практика становления эффективной системы на региональном уровне /А. В. Александров, Д. А. Яковенко; Самар. гильдия финансистов, Поволж. ин-т повышения квалификации финансовых работников. - Самара: Самар. территор. ин-т проф. бухгалтеров, 2003.- 79с.
7. Арменский А.Е. Управление финансами в государственных органах исполнительной власти /А.Е. Арменский; Рос. акад. естеств. наук. - М.: Мобиле, 2003.- 405с.
8. Балахничева Л.Н. Организация исполнения бюджета: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2001. – 96с.
9. Бетин О.И. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями в Российской Федерации /О.И. Бетин. - М.: Финансы и статистика, 2002.- 255с.
10. Богачева О.В. Анализ региональных различий в бюджетном обеспечении субъектов Российской Федерации и механизмов их финансовой поддержки // Экономист. - 2001. – №6 - С. 57-66
11. Бюджетная система России: Учеб. для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 550с.
12. Бюджетная система и учет в России: (Учеб.-метод. пособие) /][Под общ. ред. Герасимова В.М. и др.]; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М.: Мысль, 2002.- 238 с.
13. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. – М.: Перспектива, ИНФРА-М, 1998. – 222с.
14. Бюджетный федерализм: современные проблемы и тенденции развития: Материалы науч.-практ. конф., Москва (5-6 дек. 2000 г.) /[Отв. ред. Родионова В.М.]. - М.: ФА, 2002.- 123 с.
15. Бюджетный федерализм в России: становление и развитие: Сб. докл. на науч.-практ. конф. "Перспективы развития бюджет. федерализма в России и др. странах СНГ" (18-19 июня 2001 г.) /"Перспективы развития бюджетного федерализма в России и других странах СНГ", науч.-практическая конф. (2001; Москва). - М.: ТЕИС, 2002.- 169 с.
16. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации / П. И. Вахрин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2004.- 342с.
17. Герасимов Б.И., Дьякова О.В. Региональная экономика: качество казначейского исполнения бюджета по расходам / Под науч. ред. д.э.н. Б.И. Герасимова. – Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2001. – 140с.
18. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. – 340с.
19. Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики, № 1, 2004
20. К равновесию уровней государственной власти // Экономика России: XXI век. - №12 // http:// www.ruseconomy.ru/nomer12_200306/ ec34.html
21. Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в субъекте РФ: Монография. – М.: Изд-во Российской экономической академии, 2000. – 152с.
22. Колесов А.С. Межбюджетные отношения и пути совершенствования // Финансы. - 2002. - № 2. - С. 3-7
23. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. Постатейный /А.Н. Козырин, Р.Е. Артюхин, А.С. Емельянов, Д.Л. Комягин; Под ред. Козырина А.Н.. - М.: Экар, 2002.- 667с.
24. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм /Ю.А. Крохина; Под ред. Химичевой Н.И.; Рос. акад. наук. Сарат. фил. Ин-та государства и права РАН. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2002.- 455с.
25. Кушхов О.И. Управление доходами и расходами регионального бюджета – СПб.: Изд-во «Нестор», 2002. – 124с.
26. Максимов А.В. Концепция межбюджетных отношений субъекта федерации России /А.В. Максимов; Рост. гос. экон. ун-т. - Ростов н/Д, 2001.- 21с.
27. Морозова Г.В., Соломко И.Н. Региональные бюджеты в условиях бюджетного федерализма /Г.В. Морозова; Хабаров. гос. акад. экономики и права. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2002.- 191с.
28. Иванова Н.Г. Региональная бюджетная политика: теория, законодательство, практика /Н.Г. Иванова; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб.: СПбГУЭФ, 2002.- 167с.
29. Оптимизация расходов региональных бюджетов / Под ред. А.М. Лаврова и В.В. Климанова. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 96с.
30. Опыт и перспективы реализации программ реформирования региональных финансов: Материалы Всероссийского совещания (Чебоксары, 6-8 февраля 2003 г.). – Чебоксары: РГУП «ИПК Чувашия», 2003. – 248с.
31. Осипова А.А., Соломко И.М. Бюджетный процесс в Российской Федерации: региональный аспект /А.А. Осипова; Хабар. гос. акад. экономики и права. - Хабаровск, 2002.- 192с.
32. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: Учеб. пособие /Г. Б. Поляк. - М.; М.: Вуз. учеб.; ВЗФЭИ, 2003.- 478с.
33. Преображенский Б.Г. Межбюджетные отношения в мировой и российской практике /Б. Г. Преображенский, И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский; [Воронеж. межрегион. ин-т обществ. наук]. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003.- 159с.
34. Прусак М.М. Стратегия региона: инвестиции в экономику // Финансы. - 2005. - № 1. - С. 6-9
35. Региональный бюджет: тенденции и перспективы развития / С.А. Агапцов, С.П. Сазонов, Л.В. Перекрестова и др. – Волгоград: Изд-во Вол ГУ, 2002. – 166с.
36. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2002. – 620с.
37. Роль бюджета в формировании и использовании финансовых ресурсов России / Под ред. Г.Я. Шаховой. – Научно-исследовательский институт Министерства финансов Российской Федерации. – М., 2000. – 139с.
38. Романов А.А. Межбюджетные отношения и формирование доходов территориальных бюджетов. // Финансы. - 2004. - № 9. - С. 10-14
39. Сидорова К.Т. Бюджетная система Российской Федерации: Теорет. курс: Кн. акад. авториз. излож. /К.Т. Сидорова; Моск. экстер. гуманит. ун-т. - М.: МЭГУ, 2002.- 159с.
40. Татаркин А.И. Бюджетный федерализм и его роль в формировании и развитии системы межбюджетных отношений /А.И. Татаркин; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние. Ин-т экономики. - Екатеринбург, 2002.- 189с.
41. Трейвиш А.И. Новые тенденции в развитии регионов России и их асимметрия // Экономист. – 2004. - №7. – С.50-51
42. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: [Учеб. пособие для экон. вузов] /В. Д. Фетисов. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2003.- 366с.
43. Филиппович А.В. Региональная политика в области налогообложения: связь налоговой нагрузки с экономическим ростом // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2003. - № 2. - С. 12-18
44. Финансы России. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2002. – 301с.
45. Фомин Д.В. Разработка критериев оценки расходных потребностей бюджетополучателей: [Доклад /Фомин Д. В., Сучкова А. А.]; Центр фискал. политики. - М.: Academia, 2003.- 49с.
46. Фролова Н.К. Региональные проблемы финансово-экономической стабилизации: Монография. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2002. – 136с.
47. Чернов С.Н. Бюджетные права и обязанности субъектов Российской Федерации // http://openbudget.karelia.ru/books/conf4doc/43.htm
48. Шинкаренко П. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами в РФ // Проблемы теории и практики управления. – 2003. - №1. // www.ptpu.ru
49. Ширяев В. Новые инструменты управления бюджетным процессом в регионе // Экономист. - 2003. - № 6. - С. 52-59
50. http://www.minfin.ru
.