Содержание

Введение. 3

Глава I Понятие экспорта, импорта и их регулирования. 4

1.1 Необходимость экспорта и импорта. 4

1.2 Понятие регулирования экспорта и импорта товаров. 8

1.3 Способы государственного регулирования. 9

Глава II.     Механизмы регулирования экспорта и импорта. 14

2.1 Государственная политика регулирования внешнеэкономической деятельности. 14

2.2 Контроль за экспортом и импортом. 28

2.3 Таможенные формальности. 31

Заключение. 34

Список литературы.. 37

Введение

Мировой рынок находится за пределами конкретной страны и ба­зируется на внешней торговле. Тот, кто желает иметь вещи, которых нет в собственной стране, должен приобрести их за рубежом. Но это можно сделать лишь тогда, когда сам можешь предложить что-то нуж­ное. Иначе у торговца с другой страны не появится желания с тобой торговать. У России огромные запасы газа, которых слишком много для внутреннего потребления в стране. Поэтому Россия отправляет газ в Германию, Италию и другие страны, которые в нем очень нуждают­ся. Другие страны ввозят в Россию те товары, которые необходимы ей. Таким образом, обе стороны оказываются в выгоде. Ведь природный газ, как и другие полезные ископаемые, только тогда чего-то стоят, если они кому-то нужны, и кто-то готов за них заплатить. Мировая торгов­ля превращает мертвую собственность в богатство определенной на­ции, поскольку залежи полезных ископаемых становятся товарами. Примером может служить высокий спрос на нефть, превративший ког­да-то нищие страны в богатые. Самое необходимое сырье может ле­жать в земле до тех пор, пока не станет необходимым для экономики.

Целью курсовой работы является углубленное изучение регулирования экспорта и импорта товара.

Задачей работы будет рассмотрение следующих вопросов:

1.     Необходимость экспорта и импорта;

2.     Сущность регулирования;

3.     Политика государства в регулировании экспорта и импорта;

4.     Контроль экспорта и импорта.

Глава I Понятие экспорта, импорта и их регулирования.

1.1 Необходимость экспорта и импорта.

Основным внешним признаком существования мирового рынка является международная торговля, которая представляет собой совокупность экспорта и импорта товаров всех стран и одновременно выступает основной формой международных экономических связей. Это важнейшее направление внешнеэкономической политики, цели которой вытекают из общих задач страны. Как и на любом рынке, основными субъектами мирового рынка являются продавцы (экспортеры) и покупатели (импортеры). Термины "экспорт" и "импорт" обычно используются для обозначения движения товаров. Под экс­портом понимается продажа товаров за рубежом, произведенных на национальной территории. Это - объективная потребность развития экономики любой страны. Под импортом понимается закупка това­ров у хозяйствующих субъектов и ввоз их из-за рубежа.[1]

Стимулы к экспорту товаров:

-         использование избыточных мощностей,

-          снижение себестоимости единицы изделия;

-         повышение прибыльности;

-         стремление продлить жизнь производимых товаров;

-         уменьшение риска сбыта и др.

Стимулы к импорту товаров:

-          более дешевые поставки товаров;

-         расширение ассортимента;

-          снижение риска нарушения поставок товаров.

Неравномерность экономического развития как стран, так и от­дельных отраслей внутри различных стран, продукцию которых за­частую невозможно реализовать на внутреннем рынке, заставляет стра­ны обмениваться друг с другом. Как известно, рост производства фак­тически не знает границ, а емкость внутреннего рынка ограничена платежеспособностью населения. Выход предложения товаров за пре­делы платежеспособного спроса означает снижение прибыльности производства. В этом случае производители вынуждены искать ры­нок сбыта своей продукции за пределами национальных границ. Для многих стран внешняя торговля является важнейшим условием раз­вития национальной экономики. Об этом свидетельствуют данные о доле экспорта и импорта товаров и у слуг в ВВП ведущих стран мира в 2004г.(табл. 1)

Как показывают приведенные данные, для таких стран, как Бель­гия, Ирландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Дания, Канада вне­шний рынок является важнейшим условием нормального функцио­нирования национальной экономики. Что же касается США и Япо­нии, то для них характерен емкий внутренний рынок.

Выбор товаров, которые страна собирается производить, зависит от того, чем для этого необходимо пожертвовать, поскольку ресурсы, которые придется потратить на создание определенных товаров, уже нельзя будет использовать для производства других товаров. Госу­дарство стоит перед выбором, как лучше распорядиться имеющимися ресурсами (вмененные издержки). Многие отрасли промышленности развитых стран могут существовать лишь благодаря своей ориентации на мировой рынок. Это относится, прежде всего, к таким отрас­лям как электроника, судостроение, химическая промышленность, автомобилестроение и др. И если раньше основным условием вывоза товаров за границы было поддержание равновесия внешнеторгового баланса, то в настоящее время он рассматривается как фактор эконо­мического роста. Современная дорогостоящая техника предполага­ет высокие затраты на ее создание и окупает себя лишь при изготовле­нии продукции в больших объемах. Для нее внутренние рынки оказы­ваются узкими.

Доля экспорта и

Таблица 1. Импорта товаров и услуг в ВВП ведущих стран мира (2004г.)

Страна

ВВЦ, млрд. допл

Экспорт, млрд, долл.

Доля в ВВП, %

млрд, долл.

ВВП, %

1. Австралия

348,7

95,6

98,6

28,4

2. Австрия

233,3

68,7

29,4

74,8

32,1

3. Бельгия

269,2

157,9

58,6

149,1

55,4

4. Британия

1106,1

311,8

28,2

320,8

29,0

5. Германия

2414,2

645,2

26,7

566,0

23,4

6. Дания

173,3

64,4

37,2

57,1

32,9

7. Испания

559,2

132,6

23,7

132,5

23,7

8. Ирландия

61,0

42,6

69,8

31,7

51,7

9. Исландия

7,0

1,8

25,7

1,6

22,8

10. Италия

1090,0

300,5

27,6

254,7

23,4

11. Канада

565,6

211,6

37,4

197,6

34,9

12. Люксембург

16,8

нд

нд

нд

нд

13. Нидерланды

395,3

220,7

55,8

200,3

50,7

14. Н.Зеландия

57,8

17,8

30,8

17,2

29,8

15. Норвегия

146,1

62,1

42,5

55,7

38,1

16. США

7245,8

749,8

10,3

890,2

12,3

17. Финляндия

125,0

47,8

38,2

37,6

30,1

18. Франция

1538,1

365,3

23,8

334,3

21,7

19. Швейцария

303,9

93,6

30,8

92,5

30,4

20. Швеция

229,2

94,6

41,3

80,4

35,1

21. Япония

5110

494,5

9,7

419,9

8,2

Международное разделение труда, наличие неравномерного рас­пределения ресурсов предполагает, что ни одна нация не имеет возможности изготавливать абсолютно все на высоком уровне. Каждая страна нуждается в товарах извне.

Импорт позволяет обеспечивать население продуктами питания, которые не может дать собственная земля, ползать сырье, отсутству­ющее в данной стране, закупать более совершенное зарубежное обору­дование. Он поддерживает конкуренцию, способствует совершенство­ванию собственных предприятий. Тем не менее, он несет в себе опреде­ленную опасность для национальной экономики, поскольку угрожает развитию определенных отраслей, а значит, и уровню занятости.[2]

Ввоз и вывоз изделий для большинства стран является основным источником международных доходов и расходов. Особенно бурное развитие международной торговли наблюдается в 90-е годы. Об этом свидетельствуют данные об увеличении мирового экспорта:

Подобная тенденция говорит об углуб­ляющемся международном разделении тру­да и развитии специализации и кооперации производства. Рост объемов международ­ной торговли связан с такими факторами как изменение структуры энергетического баланса, индустриализация сельского хо­зяйства и увеличение спроса на средства труда, а также преобразования в развива­ющихся и постсоциалистических странах.

1.2 Понятие регулирования экспорта и импорта товаров.

В условиях рыночных отношений совокупность экономических функций государства реализуется через механизм государственного регулирования, который представляет собой вмешательство адми­нистративных органов в предпринимательскую деятельность путем использования различных форм и методов преимущественно эко­номического характера.

Целевое значение государственного регулирования как рыночной категории условно можно выразить формулой:

Кmax + Mmin = Э

где Кmax — максимальный уровень конкуренции на рынке;

Мmin — минимальная степень влияния на состояние активности рынка;

Э — оптимальное соотношение и сочетание конкурентного и организующего фактора в рыночном механизме.

Государственное регулирование занимает «верхний ярус» в мо­дели современного механизма рынка. Основной предпосылкой ста­новления этого процесса послужила высокая степень зрелости ин­дустриальной рыночной системы в странах Запада и необходи­мость ее регламентации с целью устранения монополизма, по­скольку монополия кроме упорядоченности несет в себе консерва­тивную, антисоциальную направленность, исключающую конку­ренцию.

Главной причиной развития средств производства (автомати­зация технологических процессов, роботизация, использование биотехнологии) и качественных изменений в квалификации ра­бочей силы (квалификационное усложнение и повышение роли научного интеллектуального труда) становится демонополизация системы экономических отношений с ее инструментами и инсти­тутами.

Получила повсеместное распространение акционерная форма взаимоотношений множества самостоятельных, независимых то­варопроизводителей, изменившая многие процессы — развитие организационных форм собственности и производственной систе­мы, долгосрочных кооперационных связей, управление крупными комплексами и т.д. Однако их конкурентное поведение отличается суверенными, обособленными, часто несогласованными, во многом непредсказуемыми действиями, направленными на обес­печение собственных интересов. Здесь и проявилась необходи­мость и роль государственного регулирования всей совокупности экономических функций в целях упорядоченности поведения и оп­ределенного единообразия действий на рынке.[3]

Государственное регулирование g международной практике имело место и до Первой мировой войны, в период, когда конкурентоспо­собность национального капитала на мировом рынке обеспечива­лась через налоговые льготы посредством мер внешнеторговой по­литики. Также отмечается эпизодический характер государственного вмешательства в сферу экономики по поводу регулирования потребления сырья и продовольствия и введения трудовой повинности во время войны. Качественно новый этап в развитии меха­низма государственного регулирования в западных странах обозна­чился после Второй мировой войны.

1.3 Способы государственного регулирования.

Современной практике известно множество способов государст­венного регулирования — долгосрочное прогнозирование и средне­срочное индикативное планирование, краткосрочное оператив­ное, которые обеспечиваются с помощью экономических инстру­ментов, мер кредитного и фискального характера, административ­ных и организационно-правовых форм, демонополизации рыноч­ной конкуренции.

Долгосрочное государственное регулирование обеспечивается путем прогнозирования, программирования и стратегического планирования экономики и преследует главным образом цели фор­мирования стратегии и приоритетов в развитии национальных от­раслей, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной про­дукции и вписаться в мировой рынок; интенсификации экономи­ческого роста; структурной перестройки и модернизации нацио­нального хозяйства; решения социальных проблем.

Использование методов долгосрочного регулирования харак­терно для многих стран с развитой экономикой. Его результаты фокусируются в экономической политике государства, что позво­ляет в сравнительно короткие сроки добиться высокой степени развитости и завоевания прочных позиций на мировом рынке в качестве ведущих экспортеров по многим товарным позициям. Так, объем экспорта основных лидеров мировой торговли состав­ляет: США — 14,5%, Германии — 11%, Японии - 8% мирового товарооборота. За последнее десятилетие доля промышленно раз­витых стран в объеме мирового экспорта приблизилась к 70%, а среднегодовой рост составил 9%. Причем объем продаж на миро­вом рынке отдельных видов машинотехнической продукции у ос­новных стран-продуцентов превышает 40% (США) — 65% (Япо­ния).

Ведущие страны-экспортеры в мировой торговле представлены в табл. 2. Таблица 2. Объем экспорта промышленно развитых стран и Poccии в мировой торговле.

Страны-экспортеры

Стоимость экспорта (ФОБ), млрд долл.

2000 г.

2001 г.

2002г.

2003г.

2004 г.

Сум

ма

До

ля, %

Сум

ма

До

ля,%

Сум

ма

До

ля,%

Сум

ма

До

ля, %

Сум

ма

До

ля,%

Мировой экспорт

4477

100

5363

100

5556

100

5751

100

6211

100

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленно-развитые страны

2900

64,8

3336

69,0

3519»

70,2

3681*

71,0

4348*

70,0

США

513

11,4

571,9

11,8

-

-

688,9

12.6

' —

-

Япония

397

8,9

432,1

8,9

-

•-

421,1

7,7

 —

-

Германия

419

9,4

453

9,4

-

511,7

9,4

-

-

Франция

236

5,3

249,7

5,1

-

-

287,8

5,3

-

' -

Великобритания

204

4,6

213,8

4,4

-

280,1

5,1

-

-

Россия

66,8

1,5

77,8

1,5

87,6

1,6

86,1

1,5

71,3

1,6

Эволюцию механизма государственного регулирования и этапы его становления можно Проследить на примерах отдельных госу­дарств.

Так, во Франции, где в развитии процессов регулирования про­слеживаются три этапа, принципиальную роль сыграло долгосроч­ное прогнозирование экономики, изменение целей которого отра­жало общие направления перемен в экономической стратегии го­сударства.

Идея прогнозирования заключалась в выборе приоритетных на­правлений развития — определении базового экономического сек­тора, технологии производства и рынков сбыта.

Для реализации этих целей на начальном послевоенном этапе во Франции был принят план модернизации и реконструкции эконо­мики — «план Моне» (1946 г.), которым предусматривалось использование методов дирижизма, т.е. жесткой разрешительной системы государственного финансирования инвестиций.

Превратившись с помощью национализации наиболее крупных банков в основного банкира, государство изыскивало также и дру­гие возможности накопления, аккумулируя в своих руках средства населения путем создания крупных фондов сбережений (депозитно-сберегательные кассы, кассы взаимопомощи и др.) для выбо­рочного финансирования капиталовложений, обеспечения «не­рентабельных» инфраструктурных инвестиций, содействия обнов­лению основного капитала.

К середине 50-х «.Франция отказалась от дирижизма и пере­шла на индикативное планирование. Последнее получило широкое развитие и в других странах.[4]

Среднесрочное государственное регулирование реализуется через индикативное планирование, направленное на координирование позиций государства и частного сектора. В его рамках правительст­во, определяя цели по приоритетным отраслям, намечает на каж­дые 3-5 лет необходимые объемы промышленной продукции, раз­меры капиталовложений и желаемые темпы роста. Затем в плано­вых комиссиях с участием ведущих компаний разрабатываются конкретные программы развития отдельных сфер, которые объеди­няются в общую государственную программу. С недавнего времен стали заключаться правительственные контракты с крупнейшими частными фирмами.

Индикативный план носит рекомендательный характер, но пред­усматривает для участвующих в его выполнении предприниматель­ских структур различные привилегии — льготный кредит и налоги, преференциальные экспортные цены и др. Для частного сектора борьба за выполнение плана — это борьба за высокую норму при­были.

Индикативный принцип регулирования экономики сохраняет­ся; в 1993 г. закончился очередной этап реализации десятой (после «плана Моне») государственной индикативной программы. Совре­менный этап государственного регулирования во Франции пред­ставляет собой в основной стратегическое планирование в общеевропейских масштабах, направленное преимущественно на регио­нальное развитие.

Краткосрочное государственное регулирование имеет гибкий оперативный характер. Это меры государства, направленные на преодоление кризисов, инфляции, а также на защиту интересов внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей. Ос­новными инструментами краткосрочного регулирования служат налоги, цены, а также квоты, лицензии и тарифы. Система гибкого государственного регулирования наиболее развита в Японии.

Экономические методы, используемые в механизме государст­венного регулирования, предполагают косвенное воздействие (ры­ночное, опосредствованное актом купли-продажи, т.е. основанное на обмене эквивалентов) на внутрихозяйственные экономические процессы, и прежде всего в сфере производства, где формируется товарное предложение. Они реализуются в первую очередь через финансово-кредитную и банковскую сферы экономики посредст­вом изменения ставки процента, скидок и субсидий, а кроме того — налоговой системы, ценового механизма, таможенных инструмен­тов, системы страхования и стимулирования экспортного произ­водства. Экономические методы в зарубежной практике государст­венного регулирования базируются на законодательной основе.

Наряду с экономическими методами международной практике известно также прямое административное вмешательство в эконо­мику в рамках краткосрочного регулирования, основанное на нор­мативных актах правительства или управленческих решениях (ис­ключающее отношения эквивалентности).

Помимо этого в отдельно взятых странах (с переходной эконо­микой) имеет место регулирование, основанное на командно-ад­министративной распределительной системе хозяйствования. В основе его — использование контрольных цифр и заданий, гос­заказов, лимитирование кредитов и депозитов, система государст­венного кредитования, в том числе в иностранной валюте, исполь­зование льгот и фиксированных цен на сырье и продовольствие. Правомерность действий вытекает из административных указов, решений и постановлений.

Глава II. Механизмы регулирования экспорта и импорта.

2.1 Государственная политика регулирования внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая политика государства — это целенаправлен­ная и комплексная программа действий законодательной и исполни­тельной властей по развитию и повышению эффективности внешнеэ­кономических связей, реализуемая как во внутренней финансово-производственной сфере через' инвестиционную, таможенную и нало­говую политику, так и в сфере внешнего обмена путем повышения коммерческой эффективности экспортных, импортных, валютных и иных внешнеэкономических операций.

Очевидно, что основными задачами законодательной власти явля­ется разработка и принятие необходимой и достаточной договорно-правовой базы для нормальной деятельности всех субъектов ВЭД, а исполнительной власти — практическая работа по реализаций ВЭП через организационные структуры ВЭД и контроль за надлежащим исполнением правовых норм ведения ВЭД всеми ее участниками. Причем формирование и совершенствование организационных структур, через которые практически осуществляется ВЭД, само по себе является важным и эффективным элементом ВЭП государства.

Формирование ВЭП должно осуществляться на основе глубокого анализа и максимально полного учета целого ряда важнейших факто­ров: блока внутренних социальных, экономических и правовых фак­торов, а также блока внешних факторов.

К группе основных внутренних факторов следует отнести:

•уровень развития и структуру производительных сил страны;

•состояние природных ресурсов и климатические условия;

•количественный и структурный баланс внутреннего производст­ва и потребления или, другими словами, количественную и структур­ную характеристику внутреннего рынка;

•валютно-финансовое положение страны;

•количественный и профессиональный состав экономически ак­тивного населения.

Анализ перечисленных внутренних факторов дает необходимые основания и исходные данные для формирования самых общих прин­ципов ВЭП по следующим структурным направлениям:

•экспортная политика, включая нормы, регулирующие экономи­ческое и техническое сотрудничество с зарубежными странами;

•импортная политика;

•валютное регулирование;

•принципы внутреннего финансирования экспортных и импорт­ных операций;

•регулирование внешнего финансирования экспортных и им­портных операций и иностранных инвестиций;

•регулирование российских инвестиций за рубежом.

С учетом перечисленных выше внутренних факторов формируется ВЭП самого общего уровня, обусловленная общенациональными ин­тересами страны. Можно выделить ВЭП государства еще двух уровней:[5]

•регионального уровня, когда общие принципы ВЭЛ корректи­руются и дополняются с учетом конкретных правовых и экономичес­ких условий взаимодействия РФ с региональными политическими и экономическими интеграционными группами или экономическими союзами стран: СНГ, ЕС, АТЭС и др. Разработка ВЭП этого уровня должна вестись с учетом международной политической и экономичес­кой ситуации, а также обязательств государства, вытекающих из учас­тия его в международных соглашениях и договорах;

•странового уровня, когда учитываются особенности всего ком­плекса взаимоотношений с каждой конкретной страной, т.е. вся сово­купность внешних факторов, а именно: взаимодополняемость эконо­мики РФ и экономики рассматриваемой страны; уровень развития производительных сил страны и их структура; экономическая и соци­ально-политическая ситуация в стране; объем и структура внутренне­го производства и потребления; состояние платежного баланса рас­сматриваемой страны; особенности финансово-кредитных отноше­ний РФ с этой страной; особенности правового регулирования ВЭД страны (режим ВЭД), включая наличие обязательств, вытекающих из ее участия в международных соглашениях и договорах.

Результаты анализа всех перечисленных факторов позволяют сформировать реально обоснованную внешнеэкономическую полити­ку по отношению к рассматриваемой стране, т.е. адаптировать общие принципы ВЭП к условиям взаимодействия РФ с конкретной стра­ной.

2.2. Основные средства государственного регулирования ВЭД и реализации ВЭП

Основные средства государственного регулирования ВЭД и реали­зации ВЭП можно подразделить на три группы:

1)международные договоры и соглашения о торгово-экономичес­ком сотрудничестве;

2) экономические средства регулирования;

3) неэкономические или административные средства регулирова­ния. Международные договоры и соглашения

Одним из эффективных средств государственного регулирования ВЭД являются двусторонние и многосторонние международные дого­воры и соглашения; в первом случае они подписываются с отдельны­ми странами, а во втором — с группой стран или интеграционной группировкой. В конце 80-х гг. Советский Союз имел около ста меж­правительственных двусторонних соглашений о торгово-экономичес­ком сотрудничестве и платежах с зарубежными странами.

В настоящее время одной из важнейших задач Правительства РФ остается совершенствование договорно-правовой базы торгово-эко­номических отношений страны исходя из решения о преемственности России в отношении прав и исполнения обязательств по международ­ным договорам Советского Союза. В последние годы Минторгом, МИД России и другими причастными ведомствами проводилась ак­тивная работа по анализу условий международных договоров СССР с целью их адаптации к современным возможностям и потребностям страны, а также разработке новых российских международных согла­шений, призванных регулировать торгово-экономические связи РФ с зарубежными странами.

Как и ранее, международные договоры РФ о торговле, платежных отношениях, транспортном обеспечении товарооборота и проч. оста­ются одним из важнейших средств государственного регулирования ВЭД и реализации ВЭП России во взаимоотношениях с другими госу­дарствами, поскольку в этих соглашениях фиксируются как основные общеэкономические принципы российской ВЭП, так и ее особеннос­ти на регионально-страновом уровне, что фактически представляет собой правовую основу для Организации двусторонних ВЭС со стра­ной — партнером по данному соглашению.

В соглашениях находят отражение все условия, которые страны — партнеры по данному соглашении) предоставляют друг другу на вза­имной основе и которые определяют правовые особенности их взаи­моотношений во внешнеэкономической сфере. Прежде всего фикси­руется взаимное предоставление режима наибольшего благоприятство­вания (РНБ).

Этот режим понимается как комплекс предоставляемых товарам и. услугам на таможенной территории первой страны условий (уровень таможенных пошлин, внутреннее налогообложение, административ­ное регулирование и др.), которые должны быть не хуже условий, предоставляемых любой другой третьей стране. Фиксируются также и общепринятые в мировой практике изъятия из РНБ, а именно — ус­ловия, вытекающие из участия любой из сторон в соглашениях о свободной торговле или о таможенном союзе, о приграничной торговле и в Общей системе преференций.

Если взаимоотношения сторон находятся на достаточно высоком уровне, то может быть предусмотрено применение национального режима, т.е. иностранным товарам и услугам предоставляются на тамо­женной территории принимающей страны такие же условия (уровень налогообложения, процедура регистрации, транспортное обеспечение и проч.), как и для национальных товаров и услуг.

Важным элементом соглашений являются платежные условия, оп­ределяющие технологию расчетов за взаимопоставляемые товары и услуги. Может быть зафиксирована валюта цен контрактов, валюта платежа, а также меры по избежанию возможных потерь при измене­нии курса валюты платежа.

Одной из составных частей соглашения могут быть транспортные условия, т.е. условия транспортного обеспечения взаимного товаро­оборота. Если платежные или транспортные условия соглашений представляют собой достаточно сложный комплекс вопросов, то они могут быть вынесены за рамки основного соглашения о торгово-эко­номическом сотрудничестве и оформлены в виде отдельных соглаше­ний.[6]

Среди основных условий двусторонних соглашений имеется также Пункт о статусе Торгового представительства РФ в стране-партнере, предусматривающий его экстерриториальность, возможность исполь­зования шифровальной связи, дипломатической почты и другие усло­вия. В соглашении указывается срок его действия и условия продле­ния и денонсации (уведомления о расторжении).

Соглашения с рассмотренной или близкой к ней структурой под­писаны и регулируют торгово-экономические отношения Российской Федерации на двусторонней основе практически со всеми промышленно развитыми странами, с большинством развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Латинской Америки.

Примером многостороннего соглашения может служить подпи­санное в 1994 г. и вступившее в силу с 1 декабря 1997 г. после ратифи­кации всеми странами — членами ЕС Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и Европейским Союзом. Соглашение яви­лось итогом многолетних сложных переговоров, в ходе которых Рос­сии удалось добиться почти равноправных условий сотрудничества. Однако, несмотря на все усилия российской стороны, не удалось до­стичь договоренности об использовании во взаимоотношениях РФ-ЕС всего комплекса правил и норм ВТО.

Более того, Соглашение содержит ряд фактически дискриминаци­онных по отношению к российской стороне условий, касающихся главным образом решения вопросов допуска российских товаров и услуг на европейский рынок.

Особое сопротивление со стороны ЕС Россия испытывает при ре­шении вопросов допуска на рынок высоких технологий стран — чле­нов ЕС отечественной космической техники, ядерного топлива и др., а также свободы передвижения рабочей силы.

Экономические средства государственного регулирования ВЭД

Федеральным законом «О государственном регулировании внеш­неторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ деклариро­ван приоритет экономических мер государственного регулирования этого вида деятельности. К основным формам экономического регу­лирования экспортных и импортных операций в условиях рыночной экономики следует отнести таможенно-тарифное регулирование, внутреннее налогообложение, а также регулирование обменного курса национальной денежной единицы. Однако решающая роль в органи­зации государственного регулирования внешнеторговых операций принадлежит таможенным тарифам.

Переход в основном к экономическим методам регулирования ВЭД потребовал более глубокой проработки таможенного законода­тельства РФ. Первым законом, имеющим прямое отношение к государственному регулированию ВЭД в новых условиях с использовани­ем таможенно-тарифных средств, является Закон РФ «О таможенном тарифе». Поскольку этот Закон не является актом прямого действия, его практическое исполнение регулируется дополнительными норма­тивными документами ГТК России.

Закон устанавливает порядок формирования и применения тамо­женного тарифа — важного инструмента ВЭП страны и государствен­ного регулирования соответствующих секторов внутреннего рынка РФ в его взаимодействии с мировым рынком, а также правила обло­жения пошлинами товаров, пересекающих таможенную границу РФ.

В соответствии с разделом I Закона основными целями таможен­ного тарифа являются:

•оптимизация товарной структуры импортных поставок в РФ;

•поддержание экономически обоснованного соотношения стои­мостного и физического объемов экспорта и импорта, валютных по­ступлений и расходов на территории РФ;

•создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров и услуг в РФ;

•защита экономики РФ от негативного воздействия иностранной конкуренции;

•содействие созданию условий для эффективной интеграции РФ в мировую хозяйственную систему.

Закон дает толкование общепринятых в мировой практике терми­нов, определений и условий, являющихся основой всей системы та­рифного регулирования экспорта и импорта: таможенная территория и таможенная граница; товар, перемещаемый через таможенную тер­риторию страны; лица, осуществляющие такое перемещение; тамо­женная стоимость товара и таможенные пошлины; декларанты и др. (ст. 5 Закона). В статьях 6-т-IV определены виды экспортных и им­портных пошлин в отношении товаров, вывозимых с таможенной тер­ритории России и ввозимых в нее, объясняется процедура их приме­нения.

Особую важность имеют разделы III и IV Закона, где излагается методика определения и применения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ, и страны их происхождения. Важность этих понятий определяется тем, что таможенная стоимость товара яв­ляется базой для расчетов всех видов таможенных пошлин, платежей, налоговых сборов и применения иных мер государственного регули­рования ВЭД. Значимость правового определения страны происхож­дения (а не только страны вывоза) товара обусловливается тем, что от него зависит уровень таможенного обложения импортируемых това­ров.

В ст. 3 Закона говорится, что «ставки таможенных пошлин явля­ются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, пере­мещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделки и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоя­щим Законом». Суть этого положения состоит в том, что с момента вступления Закона в силу (с 1.07.93 г.) экспортный тариф становился одноколонным, т.е. со второй половины 1993 г. была ликвидирована вторая «бартерная» колонка тарифов, применявшихся в 1992 г. — пер­вой половине 1993 г. при товарообменных операциях (тарифы этой колонки были выше ставок базовой колонки сначала на 15%, позд­нее — на 30 и, наконец, на 50%).[7]

В этой же статье предусмотрено, что импортные пошлины оплачи­ваются не только юридическими, но и физическими лицами, если то-, вары ввозятся в количествах, предполагающих их использование в производственной или коммерческой деятельности,

И наконец, о льготах тарифного обложения (раздел VI). В Законе определены виды таможенных льгот (преференций), которые могут предоставляться российским экспортерам и импортерам в следующих формах:

•освобождение от оплаты пошлины;

•снижение ставки пошлины;

•установление тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товара;

•возврат ранее уплаченной пошлины.

Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства России.

Структура и кодификация таможенного тарифа построены в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования то­варов (в России — Товарная номенклатура ВЭД, или ТН ВЭД).

Со второй половины 1996 г. и до начала 1999 г. российский экс­порт осуществлялся практически беспошлинно, однако с января 1999 г. на ряд товаров, в основном энергоносители, были введены экс­портные специфические пошлины.

Структура импортного тарифа более сложная. Формально импорт­ный тариф, как и экспортный, является одноколонным, содержащим лишь базисную колонку (базисный уровень таможенного обложения). Базисный таможенный тариф взимается с товаров, импортируемых из стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Однако фактически используются еще два уровня импортных та­моженных тарифов: с удвоенной величиной таможенного тарифа — для товаров из стран, не пользующихся РНБ, и уменьшенных на 25%, по сравнению с базисным — для продукции обрабатывающей про­мышленности, импортируемой из развивающихся стран в соответст­вии с Общей системой преференций (ОСП), принятой на основании решения ЮНКТАД. Товары, поступающие из наименее развитых стран (по данным ООН, в настоящее время в эту мировую подсистему, входят 48 государств), полностью освобождены от таможенного обло­жения.

Таможенные пошлины в зависимости от метода их расчета подраз­деляются на следующие виды:

•адвалорные (от лат. выражения ad valorem — по стоимости), оп­ределяемые в процентном исчислении от таможенной стоимости то­вара;

•специфические, назначаемые в евро за единицу измерения това­ра (массы, длины, объема и т.д.);

•смешанные или комбинированные т.е. состоящие из того или иного сочетания первых двух видов.

Имеются также специальные виды таможенных пошлин: анти­демпинговые и компенсационные, применяемые для защиты нацио­нального производства от импорта товаров по неоправданно низким (демпинговым) ценам или произведенных с использованием государ­ственного субсидирования. Преференциальные пошлины используются при необходимости поощрения импорта в страну каких-либо товаров, а сезонные — для защиты национального сельскохозяйст­венного производства в определенные периоды сельскохозяйствен­ного года.

Внутренние налоги также являются весьма эффективным средством регулирования экспортных и импортных операций. В настоящее время основной формой внутреннего налогообложения экспортных и импортных операций является налог на добавленную стоимость (НДС), величина, которого заметно влияет на уровень внутренних им­портных, а также экспортных цен. В частности, при экспорте россий­ских товаров в страны дальнего зарубежья НДС с экспортного товара не взимается, а при экспорте в ближнее зарубежье экспорт облагается НДС в размере, эквивалентном уровню НДС в стране-импортере. Ве­личина НДС в настоящее время составляет 20% практически на все товары, за исключением продовольственных, на которые НДС уста­новлен в размере 10%.

К экономическим средствам регулирования ВЭД можно отнести и государственное регулирование курса национальной валюты. Ма­нипулируя курсом национальной валюты по отношению к тем или иным иностранным валютам, можно достаточно эффективно влиять на объемы, динамику и географические направления ВЭД. Так, сни­жение курса национальной валюты по отношению к валюте, в кото­рой формируются валютные поступления от экспортных операций, дает преимущество экспортерам за счет соответствующей увеличе­ния эквивалентной денежной массы в национальных денежных еди­ницах. И наоборот, повышение курса национальной валюты по от­ношению к иностранным валютам облегчает деятельность импорте­ров, повышая коммерческую эффективность импортных операций за счет сокращения затрат национальной .валюты на закупку иностран­ной валюты.

Неэкономические средства регулирования ВЭД

Несмотря на декларируемый приоритет экономических методов регулирования ВЭД, полностью перейти на эти средства на данном этапе экономических реформ невозможно по следующим причинам:

* нерешенности главного социально-политического и экономического вопроса современной жизни страны — вопроса о праве собст­венности на средства производства, включая собственность на землю и недра. Запутанность и противоречивость процессов разгосударст­вления и приватизации госпредприятий привели к тому, что, хотя во ВЭД участвуют субъекты разных форм собственности, фактически основная масса товаров, вовлеченных во внешнеторговый оборот, явля­ется государственными ресурсами, произведенными на госпредпри­ятиях или извлеченными из недр, являющихся общенациональной собственностью. Участие частного капитала сводится в основном к перераспределению и реализации на внешнем рынке произведенной продукции. Это главное противоречие современной социально-экономической жизни страны является причиной громадных экономи­ческих потерь;

• значительной доли государственного сектора в российской эко­номике, вследствие чего распределение продукции не всегда осущест­вляется только из соображений экономической эффективности и целесообразности, а принимаются во внимание также доводы социаль­но-политические, вопросы государственной безопасности.

Указанные причины, а также имеющиеся различия между миро­выми и внутренними ценами (как по структуре, так и по абсолютным уровням), дефицит многих товаров (сырьевых, продовольственных и др.) на внутреннем рынке обусловливают необходимость применения неэкономических средств и методов регулирования ВЭД. К неэкономическим методам следует отнести количественные ог­раничения, а также сертификацию, технические нормы и стандарты и dip. В практике используются следующие основные формы количест­венных ограничений:

запрет экспорта того или иного товара для исправления баланса производства и потребления на внутреннем рынке;

запрет импорта для защиты интересов внутреннего производства я облегчения платежного баланса;

контингентирование и квотирование, применяемые в настоящее время только при поставках по государственным заказам;

лицензирование поставок вооружения, товаров двойного приме­нения, наркотических средств, ядерных материалов и оборудования, драгоценных металлов и других товаров особого назначения.

В принципе система квотирования и лицензирования экспорта пол­ностью отменена Указом Президента РФ от 23 мая ,1994 г. № 1007 «Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт». Однако постановление Правительства РФ от 1 июля v 1994 г. №758 «О мерах по совершенствованию государственного регу­лирования экспорта товаров и услуг» предусматривает сохранение квотирования и лицензирования по ряду важных статей российского экспорта, объединенных по следующим признакам:

товары, по которым сохраняется особый порядок экспорта, а именно: оборудование, материалы, научно-техническая информация и прочие товары так называемого двойного применения, а также ядер­ные материалы, оборудование и установки; шифровальное оборудова­ние и шифры; наркотические средства; вооружение и военная техни­ка; драгоценные металлы и камни и другие товары особого назначе­ния;

товары, экспорт которых регулируется международными обяза­тельствами РФ, т.е. так называемые обязательства по «добровольно­му» ограничению экспорта: прокат черных металлов (Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС), алюминий необработанный (по­становление Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. № 143), нитрат аммония (Решение КЕС от 13 апреля 1994 г. № 93/293/ЕС), карбид кремния (Регламент КЕС от 12 апреля 1994 г. № 821/94) и др. По су­ществу, сохранение системы квот и лицензий на эти товары вызвано не желанием российского правительства создать административный барьер на пути их экспорта, а позицией ЕС, защищающего свой рынок от российских товаров.

Одним из средств нетарифного регулирования экспортных и им­портных операций является также сертификация экспортируемой и импортируемой продукции, причем в нашей практике следует выде­лить следующие ее основные виды: сертификация соответствия или качества и сертификация происхождения товара.

Сертификат соответствия на промышленную продукцию и обору­дование выдается Государственным комитетом по стандартизации и метрологии РФ (Госстандарт РФ) или его территориальными органа­ми — центрами стандартизации и метрологии на основании контроля качества и испытаний продукции, выполненных в системе Госстан­дарта РФ или в аккредитованных при нем специализированных лабо­раториях.[8]

Сертификаты соответствия на пищевкусовую продукцию, лекарст­венные средства и другую аналогичную продукцию выдаются на осно­вании заключения Департамента санитарии и эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ (Госэпидемнадзор РФ), Департамента ветеринарного контроля Министерства сельского хо­зяйства Российской Федерации (Минсельхоз РФ) или Государствен­ной инспекции карантина растений при Минсельхозе РФ.

Сертификат подтверждает соответствие фактических характерис­тик импортируемой продукции техническим и качественным пара­метрам, декларируемым зарубежным поставщиком, и предъявляется импортером в таможенные органы при оформлении импорта.

Сертификация качества продукции в международных торгово-эко­номических отношениях выполняет функции защиты прав потребителей и производственных структур своей страны (при импорте).

2.2 Контроль за экспортом и импортом.

Составной частью нетарифного ограничения выступает система контроля за экспортом и импортом. Основной целью системы экс­портного контроля (называемой «особый порядок экспорта») явля­ется защита государственных интересов России в условиях включе­ния в сферу ВЭД конверсии оборонной промышленности и соблюдения международных обязательств по нераспространению особо опасных видов оружия массового уничтожения1.

Перечень товаров, на которые распространяется особый поря­док экспорта, достаточно велик (более 300 позиций). В первую группу входят военная техника, вооружение, а также изделия для их производства; работы, выполняемые в сфере военно-технического сотрудничества, ядерные материалы, технология и оборудование; военная технология и научно-техническая информация; наркоти­ческие и психотропные средства.

Во вторую группу товаров, имеющих «двойное назначение», включаются материалы и оборудование, применяемые в создании ракетного, ядерного, химического и бактериологического оружия (например, металлические сплавы, различные возбудители заболе­ваний).

Экспортный контроль предусматривает также цели защиты на­циональных ценностей. Этим объясняется существование третьей группы товаров, в состав которой включены драгоценные природ­ные камни, изделия из них и отходы их обработки; лекарственное сырье животного и растительного происхождения; коллекционные материалы по минералогии и информация о недрах и месторожде­ниях важнейших видов природного сырья.

Обеспечением единого государственного экспортного контроля занимаются Комиссия по экспортному контролю (КЭК) при Пра­вительстве Российской Федерации и Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ФСВЭК). Обращения субъектов ВЭД о выдаче заключения о возможности экспорта кон­кретного вида продукции, подпадающей под экспортный кон­троль, и вся необходимая документация направляются в ФСВЭК. Контроль за экспортом товаров я услуг предусматривает подго­товку и выдачу заключений о возможности такого экспорта, лицен­зирование и таможенное оформление. Для получения заключения о возможности экспорта участники ВЭД направляют, в ФСВЭК следующие документы: заявление, копию контракта и договора между изготовителем и экспортером (в случае участия посредника), обязательство импортера, заверенное государственным органом страны его местонахождения, о неприменении покупаемого товара (услуги) в военных целях. Все эти документы рассматриваются затем в КЭК.

Обязательными реквизитами! такого экспортного контракта должны быть: сведения о конечном пользователе и цель использо­вания им экспортной продукции, обязательство импортера (чаще всего посредника) не реимпортировать товар в военных целях, а также запись о праве экспортера на осуществление проверок ис­пользования продукции по заявленному назначению.

Дополнительные документы, представляемые для получения разрешения на реэкспорт, предполагают заверенную копию кон­тракта зарубежного импортера с третьим лицом и импортный сер­тификат, подтверждающий обязательства импортера.

Экспорт подконтрольных товаров осуществляется только при наличии разовых лицензий, которые выдаются МТ РФ на основа­нии заключения КЭК, и в соответствии с требованиями Закона РФ «О государственной тайне». Таможенное оформление таких экс* портных операций производится в обычном порядке.

Государственный контроль усиливается и по другим специфи­ческим группам товаров. По стратегически важным (но невоен­ным) товарам в качестве мер по усилению контроля за экспортом создана Единая автоматизированная система, объединяющая уси­лия МТ РФ, ГТК, Центрального банка России и ФСВЭК в целях обеспечения полного и своевременного поступления валютной выручки на счета российских предприятий-экспортеров, поскольку около 80% российского экспорта приходится на сырьевые товары, из них 90% — топливно-энергетические.

Единая автоматизированная система контроля объединила в общий комплекс существовавшие прежде схемы регулирования ВЭД: информацию о спецэкспортерах и действующих льготах, кво­тах и лицензиях, о тендерах по межправительственным поставкам и исполненным контрактам, статистику по ВЭД. Дальнейшая ее эксплуатация позволит обеспечить контроль:

•за распределением региональных и отраслевых экспортных квот, в том числе в порядке аукционной продажи сертификатов и проведения конкурсных торгов;

•за выдачей лицензий под установленные квоты и использова­ние для экспорта только официально полученных непогашенных лицензий; •за регистрацией экспортных контрактов и недопущением экс­порта по демпинговым ценам;

•за прохождением товаров через таможенную границу и за со­ответствием специфики вывозимого товара, обозначенного в лицензии, грузовой таможенной декларации;

•за возвращением (репатриацией) на спецсчета уполномочен­ных банков валютной выручки за экспорт стратегического сырья.

Некоторые особенности имеет контроль за экспортом россий­ских культурных ценностей: они могут быть вывезены только на ос­новании свидетельства правительственного органа (Министерства по культуре) или его уполномоченных организаций с оплатой экс­портной пошлины в размере 100% оценочной стоимости, указан­ной в свидетельстве.

Контроль за импортными поставками обеспечивается путем обя­зательной сертификации ввозимых товаров, требующих подтверж­дения их безопасности. В перечень данных товаров включены в ос­новном продукты питания, табак, воющие и чистящие средства, ветеринарные вакцины, отдельные виды жидкого топлива, смазоч­ные масла и другие позиции.

Мерами нетарифного ограничения внешнеторговой деятель­ности следует также считать льготы, предоставляемые только в со­ответствии с Законами «О таможенном тарифе», «Q налоге на до­бавленную стоимость», «Об акцизах» и Таможенным кодексом России.

2.3 Таможенные формальности.

Таможенные формальности, как метод нетарифного ограниче­ния, предполагают определенную последовательность таможен­ных процедур, связанных с экспортом (импортом) груза и его обра­боткой в условиях различных таможенных режимов, требования к оформлению таможенных документов, а также правила перемеще­ния товаров физическими лицами через таможенную границу. Та­моженные правила и процедуры базируются прежде всего на положениях Таможенного кодекса РФ и нормативных актов ГТК Рос­сии и включают такие действия, как досмотр товаров, осмотр транспортных средств, проверку представленных документов, ус­тановление страны происхождения товара, исчисление таможен­ных пошлин, пересчет таможенной стоимости ввозимого товара, наконец — взимание таможенных платежей.

К примеру, правила перемещения товаров для физических лиц установлены ГТК и предусматривают условия прохождения через таможню и связанные с ними таможенные платежи, в зависимости от характера товара, его количества, частоты и порядка вывоза и ввоза, а также определение количественных параметров и способа их оформления и т.п.

Алгоритм таможенных процедур при экспортных и импортных поставках базируется на основных положениях Таможенного ко­декса. В частности, последовательность таможенных процедур экс­портной поставки включает более десяти позиций, каждая из кото­рых требует подтверждения соответствующими документами кон­кретного оформления.

Алгоритм осуществления таможенных процедур в России при экспорте (импорте) груза, разработанный таможенными органами ГТК России.

Эти процедуры включают прежде всего подготовку документов об экспортере (свидетельство о регистрации коммерческой органи­зации на территории России, устав и договор, справка о рублевом и валютном счете), пакета товаросопроводительных документов на груз (контракт, счет-фактура, справка о безопасности груза, вете­ринарная или фитосправка, лицензия, паспорт сделки, декларация о таможенной стоимости), документов на подтверждение транс­портного средства, его типа, класса, вида (марка автомобиля с ука­занием государственного номера и знака, удостоверение водителя и техпаспорта или тип железнодорожного вагона, или контейнера с уточнением номера и целостности запорных устройств; вид и класс плавсредства с наименованием порта приписки и подтверж­дением пригодности для данного груза). Набор перечисленных до­кументов вместе с оформленной декларацией передается предста­вителям таможни в месте таможенного оформления, которым может быть таможенный пост, таможня, региональное таможенное управление. Однако до этого момента перевозчик (экспортер, им­портер или декларант) должны уведомить таможенный орган о пересечении им таможенной границы. Такое уведомление реги­стрируется, назначается место и время прибытия товара и транс­портного средства, его перемещающего, для осуществления даль­нейшего таможенного оформления.

Этот порядок не распространяется на морские, речные и воз­душные суда, пересекающие таможенную территорию без останов­ки в портах или аэропортах, следуя к месту назначения.

После подачи уведомления перевозчик обязан доставить груз, транспортное средство и перечисленные выше документы и вру­чить таможенному органу в течение 30 мин с момента прибытия. Затем следует процедура проверки их со стороны таможенных ор­ганов и принятие декларации при отсутствии претензий к перевоз­чику либо таможенного досмотра груза.

По завершении процедуры декларирования производится опла­та таможенных пошлин, налогов и сборов. Процедура таможенного оформления завершается выпуском товара с таможенной террито­рии в рамках того таможенного режима, что был заявлен перевоз­чиком или владельцем товара.[9]

Заключение

Повышение экономической эффективности внешней торговли главным образом через облагораживание товарной структуры экспор­та и оптимизацию импорта остается одной из самых актуальных и сложных проблем развития внешнеэкономических связей России. Возможность изменения сырьевой направленности экспорта и повышения в нем доли готовых изделий, прежде всего машин, оборудо­вания и другой наукоемкой продукции, подтверждается наличием в стране громадного научно-технического и промышленного потенциа­ла, а также высококвалифицированных трудовых ресурсов всех уров­ней. Однако решение этой проблемы требует больших объемов инвес­тиций и значительных временных затрат. Очевидно также, что обяза­тельным условием является и эффективная государственная поддерж­ка экспорта.

Перестройка товарной структуры экспорта путем последователь­ного увеличения в ней доли продукции повышенного уровня перера­ботки приобрела особую актуальность в связи с фактическим исчерпа­нием возможностей экстенсивного развития экспорта, т.е. увеличения физических объемов его в части основных и традиционных товаров российского экспорта. Только поддержание уровня добычи энергоно­сителей и других сырьевых экспортных товаров с каждым годом тре­бует все больших капиталовложений. Больших дополнительных за­трат требует также восстановление и дальнейшее развитие внешнеэ­кономической инфраструктуры: газо- и нефтепроводов, морских тер­миналов и др.

В последние годы существования СССР заметно повысилась кон­курентоспособность продукции ряда ведущих машиностроительных отраслей: авиакосмического комплекса, энергомашиностроения, в том числе атомного, и др. Крупными партиями поставлялись на внешние рынки российские автомобили, металлорежущие станки, дорожно-строительная техника, комплектное оборудование и проч., что говорит о сохраняющихся предпосылках развития экспорта машино-технической продукции. Советский Союз оказывал содействие в стро­ительстве большого количества предприятий в Китае, восточноевро­пейских и ряде развивающихся стран. В настоящее время эти пред­приятия нуждаются в модернизации, для чего снова привлекаются российские поставщики оборудования и специалисты» что, в свою очередь, является важным импульсом для расширения экспорта машинотехнической продукции и инжиниринговых услуг. Значительный потенциал развития экспорта заложен в военно-промышленном комплексе страны, использующем в производстве самые современные технологии и продукция которого пользуется широким признанием на мировом рынке. Высокий технический уро­вень производства ВПК подтвержден, в том числе, и результатами участия его предприятий во Всемирном салоне изобретений, науч­ных исследований и промышленных инноваций в Брюсселе «Эври­ка—1994», где российские разработчики подучили 47 золотых, 22 се­ребряные и 19 бронзовых медалей. Конечно, поддержание высокого научно-технического уровня производства ВПК и финансирование программ его конверсии также требует значительных капиталовложе­ний и времени.

Очевидно, что экономическое положение России в настоящее время не дает оснований рассчитывать на возможность выделения из государственного бюджета необходимых для технического перевоору­жения отечественного производства средств в течение ближайших не­скольких лет. А частный капитал, как российский, так и зарубежный, пока не проявляет реальной заинтересованности в более или менее масштабных инвестициях в российские производственные отрасли. Это означает, что в ближайшие 5—7 лет основой российских экспорт­ных ресурсов, а следовательно, и основным источником валютных по­ступлений в страну, как и ранее, будут являться энергоносители и дру­гие виды промышленного сырья.

Конечно, для этого имеются реальные возможности: Россия обла­дает громадными природными ресурсами, как невозобновляемыми, так и возобновляемыми, и объективно входит в весьма малочислен­ную группу «самодостаточных» в экономических аспектах государств (Китай, Индия, США, Бразилия и Россия). Прежде всего это огром­ная и разнообразная по климатическим зонам территория. Площадь территории, приходящаяся на душу населения, составляет в России 11,5 га, в то время как в США — 3,35, в Китае — 0,76, а в Японии — всего 0,29 га. На территории страны размещены 28% разведанных ми­ровых запасов природного газа, 12% нефти, 12% каменного угля, 26% алмазов, 22% никеля, 14% железной руды, 55% апатитов, около Ц лесных угодий мира и т.д. Россия .занимает второе место в мире по запасам водных ресурсов, пашни и пастбищ.

Вместе с тем следует признать, что мы до сих пор используем эти естественные богатства далеко не лучшим образом: неоправданно ве­лика в структуре экспорта сырых, необработанных видов полез­ных ископаемых. В связи с этим имеются большие возможности зна­чительного увеличения экономической эффективности национально­го экспорта и объемов валютных поступлений.[10]

Список литературы

1.                Горбунов А.Р. Оффшорный бизнес и управление компаниями за рубежом. М, 2002- 235 с.

2.                Долан Э.Д., Кэмпбелл К.Д., Кемпбелл Р.Д. Деньги, банковское дело и денеж­но-кредитная политика / Пер. с англ. М.; 2003 - 456с.

3.                Дэниеле Д.Д., Радеба Л .X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции / Пер. с англ., М., 2003 – 235 с.

4.                Киреев А.П. Международная экономика: В 2-х ч. М.: Международные отно­шения. 2003, - 254 с.

5.                Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика / Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 2003, - 159 с.

6.                Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. М., 2002, - 235 с.

7.                Максимова Л.М., НосковаИЛ. Международные экономические отношения. М.: Банки и биржи, 2001, - 354 с.

8.                Международные банки и страховые компании в мире капитала. М.: Мысль, 2003, - 315 с.

9.                Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М., 2003, - 159 с.

10.           Международная торговля: финансовые операции, страхование и другие ус­луги / Пер.с англ. Киев: Торгово-издательское бюро BHV, 2002, - 235 с.

11.           Международные финансовые рынки. Новосибирск, 2003, - 98 с.

12.           Международные экономические отношения: Учебник под ред Николаева Г.Н. М., 2003, - 235 с.

13.           Ревинский И.А. Деньги - банки - финансовые рынки. Новосибирск,  - 356 с.

14.           Семенов А.С. Междунпродные экономические отношения. М.:Гардарика,  М.;  - 159 с.

15.           Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: Инфра-М,  - 159 с..

16.           Тьюлз Р., Брэдли Э., Тьюлз Т. Фондовый рынок / Пер. с англ. М.: Инфра-М, 2002, - 235 с.

17.           Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика /Пер. с англ. М.: Дело, 205 с.

18.           Хазбулатов Р.И. Мировая экономика. М.: ИНСАН, 2003, - 258 с.

19.           Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: АКАЛИС, 2003, - 456 с.


[1] Горбунов А.Р. Оффшорный бизнес и управление компаниями за рубежом. М, 2002- 235 с.

[2] Горбунов А.Р. Оффшорный бизнес и управление компаниями за рубежом. М, 2002- 235 с.

[3] Горбунов А.Р. Оффшорный бизнес и управление компаниями за рубежом. М, 2002- 235 с.

[4] Долан Э.Д., Кэмпбелл К.Д., Кемпбелл Р.Д. Деньги, банковское дело и денеж­но-кредитная политика / Пер. с англ. М.; 2003 - 456с.

[5] Долан Э.Д., Кэмпбелл К.Д., Кемпбелл Р.Д. Деньги, банковское дело и денеж­но-кредитная политика / Пер. с англ. М.; 2003 - 456с.

[6] Международные экономические отношения: Учебник под ред Николаева Г.Н. М., 2003, - 235 с.

[7] Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: Инфра-М,  - 159 с..

[8] Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: Инфра-М,  - 159 с..

[9] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика /Пер. с англ. М.: Дело, 205 с.

[10] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика /Пер. с англ. М.: Дело, 205 с.