Содержание
Введение. 3
Глава I Понятие экспорта, импорта и их регулирования. 4
1.1 Необходимость экспорта и импорта. 4
1.2 Понятие регулирования экспорта и импорта товаров. 8
1.3 Способы государственного регулирования. 9
Глава II. Механизмы регулирования экспорта и импорта. 14
2.1 Государственная политика регулирования внешнеэкономической деятельности. 14
2.2 Контроль за экспортом и импортом. 28
2.3 Таможенные формальности. 31
Заключение. 34
Список литературы.. 37
Введение
Мировой рынок находится за пределами конкретной страны и базируется на внешней торговле. Тот, кто желает иметь вещи, которых нет в собственной стране, должен приобрести их за рубежом. Но это можно сделать лишь тогда, когда сам можешь предложить что-то нужное. Иначе у торговца с другой страны не появится желания с тобой торговать. У России огромные запасы газа, которых слишком много для внутреннего потребления в стране. Поэтому Россия отправляет газ в Германию, Италию и другие страны, которые в нем очень нуждаются. Другие страны ввозят в Россию те товары, которые необходимы ей. Таким образом, обе стороны оказываются в выгоде. Ведь природный газ, как и другие полезные ископаемые, только тогда чего-то стоят, если они кому-то нужны, и кто-то готов за них заплатить. Мировая торговля превращает мертвую собственность в богатство определенной нации, поскольку залежи полезных ископаемых становятся товарами. Примером может служить высокий спрос на нефть, превративший когда-то нищие страны в богатые. Самое необходимое сырье может лежать в земле до тех пор, пока не станет необходимым для экономики.
Целью курсовой работы является углубленное изучение регулирования экспорта и импорта товара.
Задачей работы будет рассмотрение следующих вопросов:
1. Необходимость экспорта и импорта;
2. Сущность регулирования;
3. Политика государства в регулировании экспорта и импорта;
4. Контроль экспорта и импорта.
Глава I Понятие экспорта, импорта и их регулирования.
1.1 Необходимость экспорта и импорта.
Основным внешним признаком существования мирового рынка является международная торговля, которая представляет собой совокупность экспорта и импорта товаров всех стран и одновременно выступает основной формой международных экономических связей. Это важнейшее направление внешнеэкономической политики, цели которой вытекают из общих задач страны. Как и на любом рынке, основными субъектами мирового рынка являются продавцы (экспортеры) и покупатели (импортеры). Термины "экспорт" и "импорт" обычно используются для обозначения движения товаров. Под экспортом понимается продажа товаров за рубежом, произведенных на национальной территории. Это - объективная потребность развития экономики любой страны. Под импортом понимается закупка товаров у хозяйствующих субъектов и ввоз их из-за рубежа.[1]
Стимулы к экспорту товаров:
- использование избыточных мощностей,
- снижение себестоимости единицы изделия;
- повышение прибыльности;
- стремление продлить жизнь производимых товаров;
- уменьшение риска сбыта и др.
Стимулы к импорту товаров:
- более дешевые поставки товаров;
- расширение ассортимента;
- снижение риска нарушения поставок товаров.
Неравномерность экономического развития как стран, так и отдельных отраслей внутри различных стран, продукцию которых зачастую невозможно реализовать на внутреннем рынке, заставляет страны обмениваться друг с другом. Как известно, рост производства фактически не знает границ, а емкость внутреннего рынка ограничена платежеспособностью населения. Выход предложения товаров за пределы платежеспособного спроса означает снижение прибыльности производства. В этом случае производители вынуждены искать рынок сбыта своей продукции за пределами национальных границ. Для многих стран внешняя торговля является важнейшим условием развития национальной экономики. Об этом свидетельствуют данные о доле экспорта и импорта товаров и у слуг в ВВП ведущих стран мира в 2004г.(табл. 1)
Как показывают приведенные данные, для таких стран, как Бельгия, Ирландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Дания, Канада внешний рынок является важнейшим условием нормального функционирования национальной экономики. Что же касается США и Японии, то для них характерен емкий внутренний рынок.
Выбор товаров, которые страна собирается производить, зависит от того, чем для этого необходимо пожертвовать, поскольку ресурсы, которые придется потратить на создание определенных товаров, уже нельзя будет использовать для производства других товаров. Государство стоит перед выбором, как лучше распорядиться имеющимися ресурсами (вмененные издержки). Многие отрасли промышленности развитых стран могут существовать лишь благодаря своей ориентации на мировой рынок. Это относится, прежде всего, к таким отраслям как электроника, судостроение, химическая промышленность, автомобилестроение и др. И если раньше основным условием вывоза товаров за границы было поддержание равновесия внешнеторгового баланса, то в настоящее время он рассматривается как фактор экономического роста. Современная дорогостоящая техника предполагает высокие затраты на ее создание и окупает себя лишь при изготовлении продукции в больших объемах. Для нее внутренние рынки оказываются узкими.
Доля экспорта и
Таблица 1. Импорта товаров и услуг в ВВП ведущих стран мира (2004г.)
Страна |
ВВЦ, млрд. допл |
Экспорт, млрд, долл. |
Доля в ВВП, % |
млрд, долл. |
ВВП, % |
1. Австралия |
348,7 |
95,6 |
98,6 |
28,4 |
|
2. Австрия |
233,3 |
68,7 |
29,4 |
74,8 |
32,1 |
3. Бельгия |
269,2 |
157,9 |
58,6 |
149,1 |
55,4 |
4. Британия |
1106,1 |
311,8 |
28,2 |
320,8 |
29,0 |
5. Германия |
2414,2 |
645,2 |
26,7 |
566,0 |
23,4 |
6. Дания |
173,3 |
64,4 |
37,2 |
57,1 |
32,9 |
7. Испания |
559,2 |
132,6 |
23,7 |
132,5 |
23,7 |
8. Ирландия |
61,0 |
42,6 |
69,8 |
31,7 |
51,7 |
9. Исландия |
7,0 |
1,8 |
25,7 |
1,6 |
22,8 |
10. Италия |
1090,0 |
300,5 |
27,6 |
254,7 |
23,4 |
11. Канада |
565,6 |
211,6 |
37,4 |
197,6 |
34,9 |
12. Люксембург |
16,8 |
нд |
нд |
нд |
нд |
13. Нидерланды |
395,3 |
220,7 |
55,8 |
200,3 |
50,7 |
14. Н.Зеландия |
57,8 |
17,8 |
30,8 |
17,2 |
29,8 |
15. Норвегия |
146,1 |
62,1 |
42,5 |
55,7 |
38,1 |
16. США |
7245,8 |
749,8 |
10,3 |
890,2 |
12,3 |
17. Финляндия |
125,0 |
47,8 |
38,2 |
37,6 |
30,1 |
18. Франция |
1538,1 |
365,3 |
23,8 |
334,3 |
21,7 |
19. Швейцария |
303,9 |
93,6 |
30,8 |
92,5 |
30,4 |
20. Швеция |
229,2 |
94,6 |
41,3 |
80,4 |
35,1 |
21. Япония |
5110 |
494,5 |
9,7 |
419,9 |
8,2 |
Международное разделение труда, наличие неравномерного распределения ресурсов предполагает, что ни одна нация не имеет возможности изготавливать абсолютно все на высоком уровне. Каждая страна нуждается в товарах извне.
Импорт позволяет обеспечивать население продуктами питания, которые не может дать собственная земля, ползать сырье, отсутствующее в данной стране, закупать более совершенное зарубежное оборудование. Он поддерживает конкуренцию, способствует совершенствованию собственных предприятий. Тем не менее, он несет в себе определенную опасность для национальной экономики, поскольку угрожает развитию определенных отраслей, а значит, и уровню занятости.[2]
Ввоз и вывоз изделий для большинства стран является основным источником международных доходов и расходов. Особенно бурное развитие международной торговли наблюдается в 90-е годы. Об этом свидетельствуют данные об увеличении мирового экспорта:
Подобная тенденция говорит об углубляющемся международном разделении труда и развитии специализации и кооперации производства. Рост объемов международной торговли связан с такими факторами как изменение структуры энергетического баланса, индустриализация сельского хозяйства и увеличение спроса на средства труда, а также преобразования в развивающихся и постсоциалистических странах.
1.2 Понятие регулирования экспорта и импорта товаров.
В условиях рыночных отношений совокупность экономических функций государства реализуется через механизм государственного регулирования, который представляет собой вмешательство административных органов в предпринимательскую деятельность путем использования различных форм и методов преимущественно экономического характера.
Целевое значение государственного регулирования как рыночной категории условно можно выразить формулой:
Кmax + Mmin = Э
где Кmax — максимальный уровень конкуренции на рынке;
Мmin — минимальная степень влияния на состояние активности рынка;
Э — оптимальное соотношение и сочетание конкурентного и организующего фактора в рыночном механизме.
Государственное регулирование занимает «верхний ярус» в модели современного механизма рынка. Основной предпосылкой становления этого процесса послужила высокая степень зрелости индустриальной рыночной системы в странах Запада и необходимость ее регламентации с целью устранения монополизма, поскольку монополия кроме упорядоченности несет в себе консервативную, антисоциальную направленность, исключающую конкуренцию.
Главной причиной развития средств производства (автоматизация технологических процессов, роботизация, использование биотехнологии) и качественных изменений в квалификации рабочей силы (квалификационное усложнение и повышение роли научного интеллектуального труда) становится демонополизация системы экономических отношений с ее инструментами и институтами.
Получила повсеместное распространение акционерная форма взаимоотношений множества самостоятельных, независимых товаропроизводителей, изменившая многие процессы — развитие организационных форм собственности и производственной системы, долгосрочных кооперационных связей, управление крупными комплексами и т.д. Однако их конкурентное поведение отличается суверенными, обособленными, часто несогласованными, во многом непредсказуемыми действиями, направленными на обеспечение собственных интересов. Здесь и проявилась необходимость и роль государственного регулирования всей совокупности экономических функций в целях упорядоченности поведения и определенного единообразия действий на рынке.[3]
Государственное регулирование g международной практике имело место и до Первой мировой войны, в период, когда конкурентоспособность национального капитала на мировом рынке обеспечивалась через налоговые льготы посредством мер внешнеторговой политики. Также отмечается эпизодический характер государственного вмешательства в сферу экономики по поводу регулирования потребления сырья и продовольствия и введения трудовой повинности во время войны. Качественно новый этап в развитии механизма государственного регулирования в западных странах обозначился после Второй мировой войны.
1.3 Способы государственного регулирования.
Современной практике известно множество способов государственного регулирования — долгосрочное прогнозирование и среднесрочное индикативное планирование, краткосрочное оперативное, которые обеспечиваются с помощью экономических инструментов, мер кредитного и фискального характера, административных и организационно-правовых форм, демонополизации рыночной конкуренции.
Долгосрочное государственное регулирование обеспечивается путем прогнозирования, программирования и стратегического планирования экономики и преследует главным образом цели формирования стратегии и приоритетов в развитии национальных отраслей, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и вписаться в мировой рынок; интенсификации экономического роста; структурной перестройки и модернизации национального хозяйства; решения социальных проблем.
Использование методов долгосрочного регулирования характерно для многих стран с развитой экономикой. Его результаты фокусируются в экономической политике государства, что позволяет в сравнительно короткие сроки добиться высокой степени развитости и завоевания прочных позиций на мировом рынке в качестве ведущих экспортеров по многим товарным позициям. Так, объем экспорта основных лидеров мировой торговли составляет: США — 14,5%, Германии — 11%, Японии - 8% мирового товарооборота. За последнее десятилетие доля промышленно развитых стран в объеме мирового экспорта приблизилась к 70%, а среднегодовой рост составил 9%. Причем объем продаж на мировом рынке отдельных видов машинотехнической продукции у основных стран-продуцентов превышает 40% (США) — 65% (Япония).
Ведущие страны-экспортеры в мировой торговле представлены в табл. 2. Таблица 2. Объем экспорта промышленно развитых стран и Poccии в мировой торговле.
Страны-экспортеры |
Стоимость экспорта (ФОБ), млрд долл. |
|||||||||
|
|
2002г. |
2003г. |
|
||||||
Сум ма |
До ля, % |
Сум ма |
До ля,% |
Сум ма |
До ля,% |
Сум ма |
До ля, % |
Сум ма |
До ля,% |
|
Мировой экспорт |
4477 |
100 |
5363 |
100 |
5556 |
100 |
5751 |
100 |
6211 |
100 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Промышленно-развитые страны |
2900 |
64,8 |
3336 |
69,0 |
3519» |
70,2 |
3681* |
71,0 |
4348* |
70,0 |
США |
513 |
11,4 |
571,9 |
11,8 |
- |
- |
688,9 |
12.6 |
' — |
- |
Япония |
397 |
8,9 |
432,1 |
8,9 |
- |
•- |
421,1 |
7,7 |
— |
- |
Германия |
419 |
9,4 |
453 |
9,4 |
— |
- |
511,7 |
9,4 |
- |
- |
Франция |
236 |
5,3 |
249,7 |
5,1 |
- |
- |
287,8 |
5,3 |
- |
' - |
Великобритания |
204 |
4,6 |
213,8 |
4,4 |
— |
- |
280,1 |
5,1 |
- |
- |
Россия |
66,8 |
1,5 |
77,8 |
1,5 |
87,6 |
1,6 |
86,1 |
1,5 |
71,3 |
1,6 |
Эволюцию механизма государственного регулирования и этапы его становления можно Проследить на примерах отдельных государств.
Так, во Франции, где в развитии процессов регулирования прослеживаются три этапа, принципиальную роль сыграло долгосрочное прогнозирование экономики, изменение целей которого отражало общие направления перемен в экономической стратегии государства.
Идея прогнозирования заключалась в выборе приоритетных направлений развития — определении базового экономического сектора, технологии производства и рынков сбыта.
Для реализации этих целей
на начальном послевоенном этапе во Франции был принят план модернизации и
реконструкции экономики — «план Моне» (
Превратившись с помощью национализации наиболее крупных банков в основного банкира, государство изыскивало также и другие возможности накопления, аккумулируя в своих руках средства населения путем создания крупных фондов сбережений (депозитно-сберегательные кассы, кассы взаимопомощи и др.) для выборочного финансирования капиталовложений, обеспечения «нерентабельных» инфраструктурных инвестиций, содействия обновлению основного капитала.
К середине 50-х «.Франция отказалась от дирижизма и перешла на индикативное планирование. Последнее получило широкое развитие и в других странах.[4]
Среднесрочное государственное регулирование реализуется через индикативное планирование, направленное на координирование позиций государства и частного сектора. В его рамках правительство, определяя цели по приоритетным отраслям, намечает на каждые 3-5 лет необходимые объемы промышленной продукции, размеры капиталовложений и желаемые темпы роста. Затем в плановых комиссиях с участием ведущих компаний разрабатываются конкретные программы развития отдельных сфер, которые объединяются в общую государственную программу. С недавнего времен стали заключаться правительственные контракты с крупнейшими частными фирмами.
Индикативный план носит рекомендательный характер, но предусматривает для участвующих в его выполнении предпринимательских структур различные привилегии — льготный кредит и налоги, преференциальные экспортные цены и др. Для частного сектора борьба за выполнение плана — это борьба за высокую норму прибыли.
Индикативный принцип
регулирования экономики сохраняется; в
Краткосрочное государственное регулирование имеет гибкий оперативный характер. Это меры государства, направленные на преодоление кризисов, инфляции, а также на защиту интересов внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей. Основными инструментами краткосрочного регулирования служат налоги, цены, а также квоты, лицензии и тарифы. Система гибкого государственного регулирования наиболее развита в Японии.
Экономические методы, используемые в механизме государственного регулирования, предполагают косвенное воздействие (рыночное, опосредствованное актом купли-продажи, т.е. основанное на обмене эквивалентов) на внутрихозяйственные экономические процессы, и прежде всего в сфере производства, где формируется товарное предложение. Они реализуются в первую очередь через финансово-кредитную и банковскую сферы экономики посредством изменения ставки процента, скидок и субсидий, а кроме того — налоговой системы, ценового механизма, таможенных инструментов, системы страхования и стимулирования экспортного производства. Экономические методы в зарубежной практике государственного регулирования базируются на законодательной основе.
Наряду с экономическими методами международной практике известно также прямое административное вмешательство в экономику в рамках краткосрочного регулирования, основанное на нормативных актах правительства или управленческих решениях (исключающее отношения эквивалентности).
Помимо этого в отдельно взятых странах (с переходной экономикой) имеет место регулирование, основанное на командно-административной распределительной системе хозяйствования. В основе его — использование контрольных цифр и заданий, госзаказов, лимитирование кредитов и депозитов, система государственного кредитования, в том числе в иностранной валюте, использование льгот и фиксированных цен на сырье и продовольствие. Правомерность действий вытекает из административных указов, решений и постановлений.
Глава II. Механизмы регулирования экспорта и импорта.
2.1 Государственная политика регулирования внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая политика государства — это целенаправленная и комплексная программа действий законодательной и исполнительной властей по развитию и повышению эффективности внешнеэкономических связей, реализуемая как во внутренней финансово-производственной сфере через' инвестиционную, таможенную и налоговую политику, так и в сфере внешнего обмена путем повышения коммерческой эффективности экспортных, импортных, валютных и иных внешнеэкономических операций.
Очевидно, что основными задачами законодательной власти является разработка и принятие необходимой и достаточной договорно-правовой базы для нормальной деятельности всех субъектов ВЭД, а исполнительной власти — практическая работа по реализаций ВЭП через организационные структуры ВЭД и контроль за надлежащим исполнением правовых норм ведения ВЭД всеми ее участниками. Причем формирование и совершенствование организационных структур, через которые практически осуществляется ВЭД, само по себе является важным и эффективным элементом ВЭП государства.
Формирование ВЭП должно осуществляться на основе глубокого анализа и максимально полного учета целого ряда важнейших факторов: блока внутренних социальных, экономических и правовых факторов, а также блока внешних факторов.
К группе основных внутренних факторов следует отнести:
•уровень развития и структуру производительных сил страны;
•состояние природных ресурсов и климатические условия;
•количественный и структурный баланс внутреннего производства и потребления или, другими словами, количественную и структурную характеристику внутреннего рынка;
•валютно-финансовое положение страны;
•количественный и профессиональный состав экономически активного населения.
Анализ перечисленных внутренних факторов дает необходимые основания и исходные данные для формирования самых общих принципов ВЭП по следующим структурным направлениям:
•экспортная политика, включая нормы, регулирующие экономическое и техническое сотрудничество с зарубежными странами;
•импортная политика;
•валютное регулирование;
•принципы внутреннего финансирования экспортных и импортных операций;
•регулирование внешнего финансирования экспортных и импортных операций и иностранных инвестиций;
•регулирование российских инвестиций за рубежом.
С учетом перечисленных выше внутренних факторов формируется ВЭП самого общего уровня, обусловленная общенациональными интересами страны. Можно выделить ВЭП государства еще двух уровней:[5]
•регионального уровня, когда общие принципы ВЭЛ корректируются и дополняются с учетом конкретных правовых и экономических условий взаимодействия РФ с региональными политическими и экономическими интеграционными группами или экономическими союзами стран: СНГ, ЕС, АТЭС и др. Разработка ВЭП этого уровня должна вестись с учетом международной политической и экономической ситуации, а также обязательств государства, вытекающих из участия его в международных соглашениях и договорах;
•странового уровня, когда учитываются особенности всего комплекса взаимоотношений с каждой конкретной страной, т.е. вся совокупность внешних факторов, а именно: взаимодополняемость экономики РФ и экономики рассматриваемой страны; уровень развития производительных сил страны и их структура; экономическая и социально-политическая ситуация в стране; объем и структура внутреннего производства и потребления; состояние платежного баланса рассматриваемой страны; особенности финансово-кредитных отношений РФ с этой страной; особенности правового регулирования ВЭД страны (режим ВЭД), включая наличие обязательств, вытекающих из ее участия в международных соглашениях и договорах.
Результаты анализа всех перечисленных факторов позволяют сформировать реально обоснованную внешнеэкономическую политику по отношению к рассматриваемой стране, т.е. адаптировать общие принципы ВЭП к условиям взаимодействия РФ с конкретной страной.
2.2. Основные средства государственного регулирования ВЭД и реализации ВЭП
Основные средства государственного регулирования ВЭД и реализации ВЭП можно подразделить на три группы:
1)международные договоры и соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве;
2) экономические средства регулирования;
3) неэкономические или административные средства регулирования. Международные договоры и соглашения
Одним из эффективных средств государственного регулирования ВЭД являются двусторонние и многосторонние международные договоры и соглашения; в первом случае они подписываются с отдельными странами, а во втором — с группой стран или интеграционной группировкой. В конце 80-х гг. Советский Союз имел около ста межправительственных двусторонних соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве и платежах с зарубежными странами.
В настоящее время одной из важнейших задач Правительства РФ остается совершенствование договорно-правовой базы торгово-экономических отношений страны исходя из решения о преемственности России в отношении прав и исполнения обязательств по международным договорам Советского Союза. В последние годы Минторгом, МИД России и другими причастными ведомствами проводилась активная работа по анализу условий международных договоров СССР с целью их адаптации к современным возможностям и потребностям страны, а также разработке новых российских международных соглашений, призванных регулировать торгово-экономические связи РФ с зарубежными странами.
Как и ранее, международные договоры РФ о торговле, платежных отношениях, транспортном обеспечении товарооборота и проч. остаются одним из важнейших средств государственного регулирования ВЭД и реализации ВЭП России во взаимоотношениях с другими государствами, поскольку в этих соглашениях фиксируются как основные общеэкономические принципы российской ВЭП, так и ее особенности на регионально-страновом уровне, что фактически представляет собой правовую основу для Организации двусторонних ВЭС со страной — партнером по данному соглашению.
В соглашениях находят отражение все условия, которые страны — партнеры по данному соглашении) предоставляют друг другу на взаимной основе и которые определяют правовые особенности их взаимоотношений во внешнеэкономической сфере. Прежде всего фиксируется взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ).
Этот режим понимается как комплекс предоставляемых товарам и. услугам на таможенной территории первой страны условий (уровень таможенных пошлин, внутреннее налогообложение, административное регулирование и др.), которые должны быть не хуже условий, предоставляемых любой другой третьей стране. Фиксируются также и общепринятые в мировой практике изъятия из РНБ, а именно — условия, вытекающие из участия любой из сторон в соглашениях о свободной торговле или о таможенном союзе, о приграничной торговле и в Общей системе преференций.
Если взаимоотношения сторон находятся на достаточно высоком уровне, то может быть предусмотрено применение национального режима, т.е. иностранным товарам и услугам предоставляются на таможенной территории принимающей страны такие же условия (уровень налогообложения, процедура регистрации, транспортное обеспечение и проч.), как и для национальных товаров и услуг.
Важным элементом соглашений являются платежные условия, определяющие технологию расчетов за взаимопоставляемые товары и услуги. Может быть зафиксирована валюта цен контрактов, валюта платежа, а также меры по избежанию возможных потерь при изменении курса валюты платежа.
Одной из составных частей соглашения могут быть транспортные условия, т.е. условия транспортного обеспечения взаимного товарооборота. Если платежные или транспортные условия соглашений представляют собой достаточно сложный комплекс вопросов, то они могут быть вынесены за рамки основного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и оформлены в виде отдельных соглашений.[6]
Среди основных условий двусторонних соглашений имеется также Пункт о статусе Торгового представительства РФ в стране-партнере, предусматривающий его экстерриториальность, возможность использования шифровальной связи, дипломатической почты и другие условия. В соглашении указывается срок его действия и условия продления и денонсации (уведомления о расторжении).
Соглашения с рассмотренной или близкой к ней структурой подписаны и регулируют торгово-экономические отношения Российской Федерации на двусторонней основе практически со всеми промышленно развитыми странами, с большинством развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Латинской Америки.
Примером многостороннего
соглашения может служить подписанное в
Более того, Соглашение содержит ряд фактически дискриминационных по отношению к российской стороне условий, касающихся главным образом решения вопросов допуска российских товаров и услуг на европейский рынок.
Особое сопротивление со стороны ЕС Россия испытывает при решении вопросов допуска на рынок высоких технологий стран — членов ЕС отечественной космической техники, ядерного топлива и др., а также свободы передвижения рабочей силы.
Экономические средства государственного регулирования ВЭД
Федеральным законом «О
государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября
Переход в основном к экономическим методам регулирования ВЭД потребовал более глубокой проработки таможенного законодательства РФ. Первым законом, имеющим прямое отношение к государственному регулированию ВЭД в новых условиях с использованием таможенно-тарифных средств, является Закон РФ «О таможенном тарифе». Поскольку этот Закон не является актом прямого действия, его практическое исполнение регулируется дополнительными нормативными документами ГТК России.
Закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа — важного инструмента ВЭП страны и государственного регулирования соответствующих секторов внутреннего рынка РФ в его взаимодействии с мировым рынком, а также правила обложения пошлинами товаров, пересекающих таможенную границу РФ.
В соответствии с разделом I Закона основными целями таможенного тарифа являются:
•оптимизация товарной структуры импортных поставок в РФ;
•поддержание экономически обоснованного соотношения стоимостного и физического объемов экспорта и импорта, валютных поступлений и расходов на территории РФ;
•создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров и услуг в РФ;
•защита экономики РФ от негативного воздействия иностранной конкуренции;
•содействие созданию условий для эффективной интеграции РФ в мировую хозяйственную систему.
Закон дает толкование общепринятых в мировой практике терминов, определений и условий, являющихся основой всей системы тарифного регулирования экспорта и импорта: таможенная территория и таможенная граница; товар, перемещаемый через таможенную территорию страны; лица, осуществляющие такое перемещение; таможенная стоимость товара и таможенные пошлины; декларанты и др. (ст. 5 Закона). В статьях 6-т-IV определены виды экспортных и импортных пошлин в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории России и ввозимых в нее, объясняется процедура их применения.
Особую важность имеют разделы III и IV Закона, где излагается методика определения и применения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ, и страны их происхождения. Важность этих понятий определяется тем, что таможенная стоимость товара является базой для расчетов всех видов таможенных пошлин, платежей, налоговых сборов и применения иных мер государственного регулирования ВЭД. Значимость правового определения страны происхождения (а не только страны вывоза) товара обусловливается тем, что от него зависит уровень таможенного обложения импортируемых товаров.
В ст. 3 Закона говорится,
что «ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в
зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов
сделки и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим
Законом». Суть этого положения состоит в том, что с момента вступления Закона в
силу (с 1.07.93 г.) экспортный тариф становился одноколонным, т.е. со второй
половины
В этой же статье предусмотрено, что импортные пошлины оплачиваются не только юридическими, но и физическими лицами, если то-, вары ввозятся в количествах, предполагающих их использование в производственной или коммерческой деятельности,
И наконец, о льготах тарифного обложения (раздел VI). В Законе определены виды таможенных льгот (преференций), которые могут предоставляться российским экспортерам и импортерам в следующих формах:
•освобождение от оплаты пошлины;
•снижение ставки пошлины;
•установление тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товара;
•возврат ранее уплаченной пошлины.
Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства России.
Структура и кодификация таможенного тарифа построены в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (в России — Товарная номенклатура ВЭД, или ТН ВЭД).
Со второй половины
Структура импортного тарифа более сложная. Формально импортный тариф, как и экспортный, является одноколонным, содержащим лишь базисную колонку (базисный уровень таможенного обложения). Базисный таможенный тариф взимается с товаров, импортируемых из стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Однако фактически используются еще два уровня импортных таможенных тарифов: с удвоенной величиной таможенного тарифа — для товаров из стран, не пользующихся РНБ, и уменьшенных на 25%, по сравнению с базисным — для продукции обрабатывающей промышленности, импортируемой из развивающихся стран в соответствии с Общей системой преференций (ОСП), принятой на основании решения ЮНКТАД. Товары, поступающие из наименее развитых стран (по данным ООН, в настоящее время в эту мировую подсистему, входят 48 государств), полностью освобождены от таможенного обложения.
Таможенные пошлины в зависимости от метода их расчета подразделяются на следующие виды:
•адвалорные (от лат. выражения ad valorem — по стоимости), определяемые в процентном исчислении от таможенной стоимости товара;
•специфические, назначаемые в евро за единицу измерения товара (массы, длины, объема и т.д.);
•смешанные или комбинированные т.е. состоящие из того или иного сочетания первых двух видов.
Имеются также специальные виды таможенных пошлин: антидемпинговые и компенсационные, применяемые для защиты национального производства от импорта товаров по неоправданно низким (демпинговым) ценам или произведенных с использованием государственного субсидирования. Преференциальные пошлины используются при необходимости поощрения импорта в страну каких-либо товаров, а сезонные — для защиты национального сельскохозяйственного производства в определенные периоды сельскохозяйственного года.
Внутренние налоги также являются весьма эффективным средством регулирования экспортных и импортных операций. В настоящее время основной формой внутреннего налогообложения экспортных и импортных операций является налог на добавленную стоимость (НДС), величина, которого заметно влияет на уровень внутренних импортных, а также экспортных цен. В частности, при экспорте российских товаров в страны дальнего зарубежья НДС с экспортного товара не взимается, а при экспорте в ближнее зарубежье экспорт облагается НДС в размере, эквивалентном уровню НДС в стране-импортере. Величина НДС в настоящее время составляет 20% практически на все товары, за исключением продовольственных, на которые НДС установлен в размере 10%.
К экономическим средствам регулирования ВЭД можно отнести и государственное регулирование курса национальной валюты. Манипулируя курсом национальной валюты по отношению к тем или иным иностранным валютам, можно достаточно эффективно влиять на объемы, динамику и географические направления ВЭД. Так, снижение курса национальной валюты по отношению к валюте, в которой формируются валютные поступления от экспортных операций, дает преимущество экспортерам за счет соответствующей увеличения эквивалентной денежной массы в национальных денежных единицах. И наоборот, повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам облегчает деятельность импортеров, повышая коммерческую эффективность импортных операций за счет сокращения затрат национальной .валюты на закупку иностранной валюты.
Неэкономические средства регулирования ВЭД
Несмотря на декларируемый приоритет экономических методов регулирования ВЭД, полностью перейти на эти средства на данном этапе экономических реформ невозможно по следующим причинам:
* нерешенности главного социально-политического и экономического вопроса современной жизни страны — вопроса о праве собственности на средства производства, включая собственность на землю и недра. Запутанность и противоречивость процессов разгосударствления и приватизации госпредприятий привели к тому, что, хотя во ВЭД участвуют субъекты разных форм собственности, фактически основная масса товаров, вовлеченных во внешнеторговый оборот, является государственными ресурсами, произведенными на госпредприятиях или извлеченными из недр, являющихся общенациональной собственностью. Участие частного капитала сводится в основном к перераспределению и реализации на внешнем рынке произведенной продукции. Это главное противоречие современной социально-экономической жизни страны является причиной громадных экономических потерь;
• значительной доли государственного сектора в российской экономике, вследствие чего распределение продукции не всегда осуществляется только из соображений экономической эффективности и целесообразности, а принимаются во внимание также доводы социально-политические, вопросы государственной безопасности.
Указанные причины, а также имеющиеся различия между мировыми и внутренними ценами (как по структуре, так и по абсолютным уровням), дефицит многих товаров (сырьевых, продовольственных и др.) на внутреннем рынке обусловливают необходимость применения неэкономических средств и методов регулирования ВЭД. К неэкономическим методам следует отнести количественные ограничения, а также сертификацию, технические нормы и стандарты и dip. В практике используются следующие основные формы количественных ограничений:
запрет экспорта того или иного товара для исправления баланса производства и потребления на внутреннем рынке;
запрет импорта для защиты интересов внутреннего производства я облегчения платежного баланса;
контингентирование и квотирование, применяемые в настоящее время только при поставках по государственным заказам;
лицензирование поставок вооружения, товаров двойного применения, наркотических средств, ядерных материалов и оборудования, драгоценных металлов и других товаров особого назначения.
В принципе система квотирования и лицензирования экспорта полностью
отменена Указом Президента РФ от 23 мая
товары, по которым сохраняется особый порядок экспорта, а именно: оборудование, материалы, научно-техническая информация и прочие товары так называемого двойного применения, а также ядерные материалы, оборудование и установки; шифровальное оборудование и шифры; наркотические средства; вооружение и военная техника; драгоценные металлы и камни и другие товары особого назначения;
товары, экспорт которых
регулируется международными обязательствами РФ, т.е. так называемые
обязательства по «добровольному» ограничению экспорта: прокат черных металлов
(Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС), алюминий необработанный (постановление
Правительства РФ от 24 февраля
Одним из средств нетарифного регулирования экспортных и импортных операций является также сертификация экспортируемой и импортируемой продукции, причем в нашей практике следует выделить следующие ее основные виды: сертификация соответствия или качества и сертификация происхождения товара.
Сертификат соответствия на промышленную продукцию и оборудование выдается Государственным комитетом по стандартизации и метрологии РФ (Госстандарт РФ) или его территориальными органами — центрами стандартизации и метрологии на основании контроля качества и испытаний продукции, выполненных в системе Госстандарта РФ или в аккредитованных при нем специализированных лабораториях.[8]
Сертификаты соответствия на пищевкусовую продукцию, лекарственные средства и другую аналогичную продукцию выдаются на основании заключения Департамента санитарии и эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ (Госэпидемнадзор РФ), Департамента ветеринарного контроля Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз РФ) или Государственной инспекции карантина растений при Минсельхозе РФ.
Сертификат подтверждает соответствие фактических характеристик импортируемой продукции техническим и качественным параметрам, декларируемым зарубежным поставщиком, и предъявляется импортером в таможенные органы при оформлении импорта.
Сертификация качества продукции в международных торгово-экономических отношениях выполняет функции защиты прав потребителей и производственных структур своей страны (при импорте).
2.2 Контроль за экспортом и импортом.
Составной частью нетарифного ограничения выступает система контроля за экспортом и импортом. Основной целью системы экспортного контроля (называемой «особый порядок экспорта») является защита государственных интересов России в условиях включения в сферу ВЭД конверсии оборонной промышленности и соблюдения международных обязательств по нераспространению особо опасных видов оружия массового уничтожения1.
Перечень товаров, на которые распространяется особый порядок экспорта, достаточно велик (более 300 позиций). В первую группу входят военная техника, вооружение, а также изделия для их производства; работы, выполняемые в сфере военно-технического сотрудничества, ядерные материалы, технология и оборудование; военная технология и научно-техническая информация; наркотические и психотропные средства.
Во вторую группу товаров, имеющих «двойное назначение», включаются материалы и оборудование, применяемые в создании ракетного, ядерного, химического и бактериологического оружия (например, металлические сплавы, различные возбудители заболеваний).
Экспортный контроль предусматривает также цели защиты национальных ценностей. Этим объясняется существование третьей группы товаров, в состав которой включены драгоценные природные камни, изделия из них и отходы их обработки; лекарственное сырье животного и растительного происхождения; коллекционные материалы по минералогии и информация о недрах и месторождениях важнейших видов природного сырья.
Обеспечением единого государственного экспортного контроля занимаются Комиссия по экспортному контролю (КЭК) при Правительстве Российской Федерации и Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ФСВЭК). Обращения субъектов ВЭД о выдаче заключения о возможности экспорта конкретного вида продукции, подпадающей под экспортный контроль, и вся необходимая документация направляются в ФСВЭК. Контроль за экспортом товаров я услуг предусматривает подготовку и выдачу заключений о возможности такого экспорта, лицензирование и таможенное оформление. Для получения заключения о возможности экспорта участники ВЭД направляют, в ФСВЭК следующие документы: заявление, копию контракта и договора между изготовителем и экспортером (в случае участия посредника), обязательство импортера, заверенное государственным органом страны его местонахождения, о неприменении покупаемого товара (услуги) в военных целях. Все эти документы рассматриваются затем в КЭК.
Обязательными реквизитами! такого экспортного контракта должны быть: сведения о конечном пользователе и цель использования им экспортной продукции, обязательство импортера (чаще всего посредника) не реимпортировать товар в военных целях, а также запись о праве экспортера на осуществление проверок использования продукции по заявленному назначению.
Дополнительные документы, представляемые для получения разрешения на реэкспорт, предполагают заверенную копию контракта зарубежного импортера с третьим лицом и импортный сертификат, подтверждающий обязательства импортера.
Экспорт подконтрольных товаров осуществляется только при наличии разовых лицензий, которые выдаются МТ РФ на основании заключения КЭК, и в соответствии с требованиями Закона РФ «О государственной тайне». Таможенное оформление таких экс* портных операций производится в обычном порядке.
Государственный контроль усиливается и по другим специфическим группам товаров. По стратегически важным (но невоенным) товарам в качестве мер по усилению контроля за экспортом создана Единая автоматизированная система, объединяющая усилия МТ РФ, ГТК, Центрального банка России и ФСВЭК в целях обеспечения полного и своевременного поступления валютной выручки на счета российских предприятий-экспортеров, поскольку около 80% российского экспорта приходится на сырьевые товары, из них 90% — топливно-энергетические.
Единая автоматизированная система контроля объединила в общий комплекс существовавшие прежде схемы регулирования ВЭД: информацию о спецэкспортерах и действующих льготах, квотах и лицензиях, о тендерах по межправительственным поставкам и исполненным контрактам, статистику по ВЭД. Дальнейшая ее эксплуатация позволит обеспечить контроль:
•за распределением региональных и отраслевых экспортных квот, в том числе в порядке аукционной продажи сертификатов и проведения конкурсных торгов;
•за выдачей лицензий под установленные квоты и использование для экспорта только официально полученных непогашенных лицензий; •за регистрацией экспортных контрактов и недопущением экспорта по демпинговым ценам;
•за прохождением товаров через таможенную границу и за соответствием специфики вывозимого товара, обозначенного в лицензии, грузовой таможенной декларации;
•за возвращением (репатриацией) на спецсчета уполномоченных банков валютной выручки за экспорт стратегического сырья.
Некоторые особенности имеет контроль за экспортом российских культурных ценностей: они могут быть вывезены только на основании свидетельства правительственного органа (Министерства по культуре) или его уполномоченных организаций с оплатой экспортной пошлины в размере 100% оценочной стоимости, указанной в свидетельстве.
Контроль за импортными поставками обеспечивается путем обязательной сертификации ввозимых товаров, требующих подтверждения их безопасности. В перечень данных товаров включены в основном продукты питания, табак, воющие и чистящие средства, ветеринарные вакцины, отдельные виды жидкого топлива, смазочные масла и другие позиции.
Мерами нетарифного ограничения внешнеторговой деятельности следует также считать льготы, предоставляемые только в соответствии с Законами «О таможенном тарифе», «Q налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и Таможенным кодексом России.
2.3 Таможенные формальности.
Таможенные формальности, как метод нетарифного ограничения, предполагают определенную последовательность таможенных процедур, связанных с экспортом (импортом) груза и его обработкой в условиях различных таможенных режимов, требования к оформлению таможенных документов, а также правила перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу. Таможенные правила и процедуры базируются прежде всего на положениях Таможенного кодекса РФ и нормативных актов ГТК России и включают такие действия, как досмотр товаров, осмотр транспортных средств, проверку представленных документов, установление страны происхождения товара, исчисление таможенных пошлин, пересчет таможенной стоимости ввозимого товара, наконец — взимание таможенных платежей.
К примеру, правила перемещения товаров для физических лиц установлены ГТК и предусматривают условия прохождения через таможню и связанные с ними таможенные платежи, в зависимости от характера товара, его количества, частоты и порядка вывоза и ввоза, а также определение количественных параметров и способа их оформления и т.п.
Алгоритм таможенных процедур при экспортных и импортных поставках базируется на основных положениях Таможенного кодекса. В частности, последовательность таможенных процедур экспортной поставки включает более десяти позиций, каждая из которых требует подтверждения соответствующими документами конкретного оформления.
Алгоритм осуществления таможенных процедур в России при экспорте (импорте) груза, разработанный таможенными органами ГТК России.
Эти процедуры включают прежде всего подготовку документов об экспортере (свидетельство о регистрации коммерческой организации на территории России, устав и договор, справка о рублевом и валютном счете), пакета товаросопроводительных документов на груз (контракт, счет-фактура, справка о безопасности груза, ветеринарная или фитосправка, лицензия, паспорт сделки, декларация о таможенной стоимости), документов на подтверждение транспортного средства, его типа, класса, вида (марка автомобиля с указанием государственного номера и знака, удостоверение водителя и техпаспорта или тип железнодорожного вагона, или контейнера с уточнением номера и целостности запорных устройств; вид и класс плавсредства с наименованием порта приписки и подтверждением пригодности для данного груза). Набор перечисленных документов вместе с оформленной декларацией передается представителям таможни в месте таможенного оформления, которым может быть таможенный пост, таможня, региональное таможенное управление. Однако до этого момента перевозчик (экспортер, импортер или декларант) должны уведомить таможенный орган о пересечении им таможенной границы. Такое уведомление регистрируется, назначается место и время прибытия товара и транспортного средства, его перемещающего, для осуществления дальнейшего таможенного оформления.
Этот порядок не распространяется на морские, речные и воздушные суда, пересекающие таможенную территорию без остановки в портах или аэропортах, следуя к месту назначения.
После подачи уведомления перевозчик обязан доставить груз, транспортное средство и перечисленные выше документы и вручить таможенному органу в течение 30 мин с момента прибытия. Затем следует процедура проверки их со стороны таможенных органов и принятие декларации при отсутствии претензий к перевозчику либо таможенного досмотра груза.
По завершении процедуры декларирования производится оплата таможенных пошлин, налогов и сборов. Процедура таможенного оформления завершается выпуском товара с таможенной территории в рамках того таможенного режима, что был заявлен перевозчиком или владельцем товара.[9]
Заключение
Повышение экономической эффективности внешней торговли главным образом через облагораживание товарной структуры экспорта и оптимизацию импорта остается одной из самых актуальных и сложных проблем развития внешнеэкономических связей России. Возможность изменения сырьевой направленности экспорта и повышения в нем доли готовых изделий, прежде всего машин, оборудования и другой наукоемкой продукции, подтверждается наличием в стране громадного научно-технического и промышленного потенциала, а также высококвалифицированных трудовых ресурсов всех уровней. Однако решение этой проблемы требует больших объемов инвестиций и значительных временных затрат. Очевидно также, что обязательным условием является и эффективная государственная поддержка экспорта.
Перестройка товарной структуры экспорта путем последовательного увеличения в ней доли продукции повышенного уровня переработки приобрела особую актуальность в связи с фактическим исчерпанием возможностей экстенсивного развития экспорта, т.е. увеличения физических объемов его в части основных и традиционных товаров российского экспорта. Только поддержание уровня добычи энергоносителей и других сырьевых экспортных товаров с каждым годом требует все больших капиталовложений. Больших дополнительных затрат требует также восстановление и дальнейшее развитие внешнеэкономической инфраструктуры: газо- и нефтепроводов, морских терминалов и др.
В последние годы существования СССР заметно повысилась конкурентоспособность продукции ряда ведущих машиностроительных отраслей: авиакосмического комплекса, энергомашиностроения, в том числе атомного, и др. Крупными партиями поставлялись на внешние рынки российские автомобили, металлорежущие станки, дорожно-строительная техника, комплектное оборудование и проч., что говорит о сохраняющихся предпосылках развития экспорта машино-технической продукции. Советский Союз оказывал содействие в строительстве большого количества предприятий в Китае, восточноевропейских и ряде развивающихся стран. В настоящее время эти предприятия нуждаются в модернизации, для чего снова привлекаются российские поставщики оборудования и специалисты» что, в свою очередь, является важным импульсом для расширения экспорта машинотехнической продукции и инжиниринговых услуг. Значительный потенциал развития экспорта заложен в военно-промышленном комплексе страны, использующем в производстве самые современные технологии и продукция которого пользуется широким признанием на мировом рынке. Высокий технический уровень производства ВПК подтвержден, в том числе, и результатами участия его предприятий во Всемирном салоне изобретений, научных исследований и промышленных инноваций в Брюсселе «Эврика—1994», где российские разработчики подучили 47 золотых, 22 серебряные и 19 бронзовых медалей. Конечно, поддержание высокого научно-технического уровня производства ВПК и финансирование программ его конверсии также требует значительных капиталовложений и времени.
Очевидно, что экономическое положение России в настоящее время не дает оснований рассчитывать на возможность выделения из государственного бюджета необходимых для технического перевооружения отечественного производства средств в течение ближайших нескольких лет. А частный капитал, как российский, так и зарубежный, пока не проявляет реальной заинтересованности в более или менее масштабных инвестициях в российские производственные отрасли. Это означает, что в ближайшие 5—7 лет основой российских экспортных ресурсов, а следовательно, и основным источником валютных поступлений в страну, как и ранее, будут являться энергоносители и другие виды промышленного сырья.
Конечно, для этого
имеются реальные возможности: Россия обладает громадными природными ресурсами,
как невозобновляемыми, так и возобновляемыми, и объективно входит в весьма
малочисленную группу «самодостаточных» в экономических аспектах государств
(Китай, Индия, США, Бразилия и Россия). Прежде всего это огромная и
разнообразная по климатическим зонам территория. Площадь территории,
приходящаяся на душу населения, составляет в России
Вместе с тем следует признать, что мы до сих пор используем эти естественные богатства далеко не лучшим образом: неоправданно велика в структуре экспорта сырых, необработанных видов полезных ископаемых. В связи с этим имеются большие возможности значительного увеличения экономической эффективности национального экспорта и объемов валютных поступлений.[10]
Список литературы
1. Горбунов А.Р. Оффшорный бизнес и управление компаниями за рубежом. М, 2002- 235 с.
2. Долан Э.Д., Кэмпбелл К.Д., Кемпбелл Р.Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. М.; 2003 - 456с.
3. Дэниеле Д.Д., Радеба Л .X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции / Пер. с англ., М., 2003 – 235 с.
4. Киреев А.П. Международная экономика: В 2-х ч. М.: Международные отношения. 2003, - 254 с.
5. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика / Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 2003, - 159 с.
6. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. М., 2002, - 235 с.
7. Максимова Л.М., НосковаИЛ. Международные экономические отношения. М.: Банки и биржи, 2001, - 354 с.
8. Международные банки и страховые компании в мире капитала. М.: Мысль, 2003, - 315 с.
9. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М., 2003, - 159 с.
10. Международная торговля: финансовые операции, страхование и другие услуги / Пер.с англ. Киев: Торгово-издательское бюро BHV, 2002, - 235 с.
11. Международные финансовые рынки. Новосибирск, 2003, - 98 с.
12. Международные экономические отношения: Учебник под ред Николаева Г.Н. М., 2003, - 235 с.
13. Ревинский И.А. Деньги - банки - финансовые рынки. Новосибирск, - 356 с.
14. Семенов А.С. Междунпродные экономические отношения. М.:Гардарика, М.; - 159 с.
15. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: Инфра-М, - 159 с..
16. Тьюлз Р., Брэдли Э., Тьюлз Т. Фондовый рынок / Пер. с англ. М.: Инфра-М, 2002, - 235 с.
17. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика /Пер. с англ. М.: Дело, 205 с.
18. Хазбулатов Р.И. Мировая экономика. М.: ИНСАН, 2003, - 258 с.
19. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: АКАЛИС, 2003, - 456 с.
[1] Горбунов А.Р. Оффшорный бизнес и управление компаниями за рубежом. М, 2002- 235 с.
[2] Горбунов А.Р. Оффшорный бизнес и управление компаниями за рубежом. М, 2002- 235 с.
[3] Горбунов А.Р. Оффшорный бизнес и управление компаниями за рубежом. М, 2002- 235 с.
[4] Долан Э.Д., Кэмпбелл К.Д., Кемпбелл Р.Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. М.; 2003 - 456с.
[5] Долан Э.Д., Кэмпбелл К.Д., Кемпбелл Р.Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. М.; 2003 - 456с.
[6] Международные экономические отношения: Учебник под ред Николаева Г.Н. М., 2003, - 235 с.
[7] Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: Инфра-М, - 159 с..
[8] Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: Инфра-М, - 159 с..
[9] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика /Пер. с англ. М.: Дело, 205 с.
[10] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика /Пер. с англ. М.: Дело, 205 с.