Оглавление
1. Коммуникативные барьеры: понятие, виды.. 3
1.1. Понятие коммуникативных барьеров, их классификации. 3
1.2. Основные виды барьеров речевого общения. 4
2. Психологические барьеры как основные “человеческие” барьеры коммуникации 7
2.1. Природа психологических барьеров и их функции. 7
2.2. Психологические барьеры в оценке известных психологов и социологов. 8
Список использованной литературы.. 13
1. Коммуникативные барьеры: понятие, виды
1.1. Понятие коммуникативных барьеров, их классификации
Под коммуникативным барьером обычно понимается “все то, что препятствует эффективному общению и блокирует его”[1]. В таком определении фактически ставиться ставится знак равенства между самим психологическим барьерами факторами его возникновения, отождествляются явления и причина его порождающие. В другом случае под барьером понимаются такие психические процессы, свойства или даже состояния человека в целом, которые консервируют скрытый эмоционально- интеллектуальный потенциал его активности. Здесь понятие барьера соотноситься с его функциями.
Проблема коммуникативных барьеров очень важна, поскольку неудачная коммуникация может быть чревата серьезными неприятностями для ее участников по той простой причине, что переданная информация была принята не полностью, в искаженном виде или не принята вовсе.
Одно из глубочайших заблуждений состоит в том, что люди думают, будто достаточно высказать свою мысль, чтобы другие должным образом ее восприняли. В основе такого заблуждения лежит предположение, согласно которому переданное сообщение достигает своего адресата без каких-либо изменений. В действительности часто получается не так: одни говорят одно, а другие их слушают и понимают совсем иное. Происходит это потому, что все сообщения подвергаются воздействию многочисленных шумов и помех, в том числе психологических, значительно снижающих результативность коммуникации.
Учесть всю совокупность зашумляющих факторов практически невозможно – они слишком разнообразны. Поэтому имеют место самые разные попытки систематизации коммуникативных барьеров.
Так, Шепель выделяет шесть наиболее явных барьеров:
◊ дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение;
◊ инерция включенности, т.е. озабоченности слушателя иными проблемами;
◊ антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность;
◊ языковой барьер – существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта;
◊ профессиональное неприятие – некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;
◊ неприятие имиджа коммуникатора.
В литературе по психологии и коммуникативистике принято выделять четыре типа барьеров:
◊ фонетический – невыразительная быстрая или медленная речь, речь – скороговорка, акцент, речь с большим количеством звуков – паразитов и т.п.;
◊ семантический – различие в системах значений слов;
◊ стилистический – несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического состояния партнера по общению;
◊ логический – сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений[2].
Данные классификации довольно точно, хотя и недостаточно полно, представляют различные группы факторов, препятствующих эффективной коммуникации. В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главное действующее лицо любого коммуникативного акта.
1.2. Основные виды барьеров речевого общения
Можно выделить три вида барьеров коммуникации:
1) барьеры, обусловленные факторами среды;
2) технические барьеры;
3) “человеческие” барьеры коммуникации.
К первой группе относятся характеристики внешней среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации:
- акустические помехи – шум в помещении или за окном, ремонтные
работы, хлопанье дверей, звонки телефона и т.д. Их негативное влияние усиливается, если в помещении плохая акустика, а собеседник говорит слишком тихо или шепотом;
- отвлекающая окружающая обстановка – яркое солнце или, наоборот, тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном, картины, портреты, т.е. все то, что способно отвлечь внимание собеседников;
- температурные условия – слишком холодно или слишком жарко в помещении;
- погодные условия – дождь, ветер, высокое или низкое давление и т.д.
Для обозначения технических барьеров чаще всего используется понятие “шумы”, введенное в научный оборот автором математической теории связи (коммуникации) К. Шенноном. Оно ассоциировалось с технологическими проблемами (например c плохой телефонной связью или помехами в радиоэфире) и означало возмущения, не являющиеся частью сообщения, передаваемого источником. В современной коммуникативистике это понятие имеет более широкое значение, близкое по смыслу к коммуникативному барьеру, и включает все, что искажает (прерывает) передаваемый сигнал и в результате влияет на сообщение в целом.
На первый взгляд может показаться, что в мире современных технологий (спутниковой связи, компьютерной коммуникации, мобильных телефонов и др.) коммуникативные проблемы окончательно решены. В действительности новые технологии обеспечивают лишь новыми средствами связи, которые более компактны, действуют быстрее, надежнее, информации передают больше. Однако качество осуществляемой с их помощью коммуникации по-прежнему определяется самими людьми. Большинство барьеров коммуникации обусловлено человеком, ибо коммуникативные барьеры – это в первую очередь барьеры понимания людьми друг друга.
Как уже было отмечено, главная причина возникновения коммуникативных барьеров – сам человек. “Человеческие” барьеры коммуникации можно разделить на социокультурные и психофизиологические.
Социокультурные барьеры делятся на социальные и культурные. Говоря о социальных барьерах, стоит отметить, что если взаимодействующие лица имеют сходные социальные характеристики и, следовательно, сходный социальный опыт, то это значительно облегчает их взаимопонимание. Напротив, если взаимодействующие лица имеют разные социальные характеристики и разный социальный опыт, их взаимопонимание может быть существенно осложнено.
Наиболее очевидными среди культурных барьеров являются лингвистические и семантические барьеры. Они возникают из-за языковых различий: люди могут общаться на разных языках; они могут говорить на одном языке, но не понимать друг друга из-за различий лексиконов – богатых у одних и ограниченных у других, из-за несовпадения тезаурусов – лингвистического смыслового наполнения произносимых слов.
Одной из важнейших особенностей коммуникации является то, что она осуществляется через различные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, хеморецепцию (обоняние, вкус), терморецепцию (чувство тепла и холода). Поэтому барьеры могут возникать вследствии каких-либо физиологических нарушений: нарушений артикуляции (нарушения логопедического характера – заикание, картавость и т.п.), нарушений фониатрического характера, связанных с голосовым аппаратом (афония, дисфония – полная или частичная потеря голоса вследствие, например, простудных заболеваний или ввиду несмыкания голосовых связок), глухоты, полной или частичной потери зрения, потери чувствительности кожи и т.д.
2. Психологические барьеры как основные “человеческие” барьеры коммуникации
2.1. Природа психологических барьеров и их функции
Психологические барьеры общения по своей природе могут быть продуктом как безличных механизмов социально-психологического взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влияния личностных индивидуальных особенностей партнеров по общению. Примером первых могут служить стереотипы восприятия партнера по общению. Выполняя функцию средства психологической защиты индивида от перегрузки эмоциональной информацией, стереотип выступает в роли социально-психологического барьера на пути адекватного восприятия партнера по общению в качестве уникальной индивидуальности. Примером вторых могут быть индивидуальные, прежде всего характерологические, особенности личности. Так, интровертированность часто оказывается социально-психологическим барьером в ситуации, которая требует быстрого психологического переключения внимания с одного контакта на другой.
Кроме перечисленных, к наиболее распространенным формам психологического барьера относится нервное напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву, скованности мысли, неспособности решить даже простые задачи, к провалам памяти, неадекватности восприятия и реагирования на действия других людей, речевым аномалиям и т.п. В качестве психологических барьеров могут выступать некоторые психические состояния (индифферентность, безразличие, апатия и даже депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, излишняя застенчивость, повышенная впечатлительность, стыдливость).
Психологические барьеры выполняют две основные функции:
1) функцию психологического препятствия, мешающего общению с другими людьми, оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды. Причины возникновения такого рода препятствий усматривается обычно в особенностях либо ситуации, либо сообщения, либо личностных характеристик коммуникатора и реципиента;
2) функцию психологической защиты, которая способствует повышению уровня психологической защищенности личности, ее автономности, обособляющей личность в общности и обеспечивающей ей относительную независимость и индивидуальность.
Вследствие такой функциональной амбивалентности психологических коммуникативных барьеров неоднозначна и проблема их преодоления. В самом деле, попытка раскрепостить человека в общении с другими людьми может обернуться его психологической беззащитностью перед теми факторами, которые породили эти барьеры. Поэтому устранение психологических барьеров, мешающих эффективному общению, должно сопровождаться введением соответствующих психологических компенсаторных механизмов, обеспечивающих контроль человеком своего психического состояния и ситуации общения, своевременную релаксацию или, наоборот, целенаправленную активность.
2.2. Психологические барьеры в оценке известных психологов и социологов
На способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики. В современной общей психологии и социальной психологии большое влияние уделяется проблеме затрудненного общения. В отечественной социальной психологии задача содержательного анализа затруднительного поведения наиболее последовательно решается Б. Д. Парыгиным. Рассматривая психологический барьер как “такое состояние или свойство индивида, которое консервирует резервы его духовно-психического потенциала или тормозит их реализацию в процессе его жизнедеятельности”[3], он распространяет психологические барьеры на всю систему человеческих коммуникаций – межличностные отношения, отношения между личностью и общностью, между различными общностями. Как самостоятельные Парыгин выделяет социально-психологические барьеры деятельности, которые могут дифференцироваться по видам последней: это могут быть психологические барьеры познавательной, трудовой, управленческой, рекреативной, творческой, экономической, политической, правовой и духовно-нравственной деятельности, а также социально-психологические барьеры общения, столь же многообразные, как и само общение между людьми.
Постановка проблемы психологических барьеров осуществляется автором в русле разрабатываемой им идеи опосредованности психической деятельности человека, в соответствии с которой решается вопрос о природе и функциях психологических барьеров. Психологические барьеры понимаются Парыгиным как распространяющиеся не только на отношение человека к предмету труда, но и на всю систему его коммуникаций. В этом случае психологические барьеры выполняют две альтернативные по своему характеру функции: с одной системы, система психологических барьеров способствует повышению уровня психологической защищенности личности по отношению к все возрастающей психической напряженности, с другой стороны, нейтрализует такой мощный резервуар тонизации и стимуляции эмоциональной активности индивида, каким является сфера его непосредственного общения. ”Есть основания утверждать, - отмечает Парыгин, - что по своей природе психологический барьер представляет собой устойчивую установку или психический настрой личности, фиксированный уже на достигнутом результате, который тормозит уже дальнейшую мобилизацию и использование духовного потенциала человека”[4].
В другом случае психологический барьер определяется посредством указания на его основные функции. соответствии с этим под психологическим барьером понимают “ такие процессы , свойства или даже состояния человека в целом, которые консервируют скрытый эмоционально - интеллектуальный потенциал его активности.”
Так в определении предлагаемом В.Ф.Галыгиным , установление области локализации психологического барьера осуществляется посредством указания на функции и причины его возникновения. Барьер - “это психологическое препятствие мешающее оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды, вызванное либо особенностями ситуации , либо особенностями личности”[5]. При этом причины возникновения такого рода препятствий усматривается либо в особенностях сообщения , либо в особенностях личностных характеристик коммуникатора и реципента.
В формировании обобщенного понятия о феномене затрудненности общения немаловажное значение приобретает представление о генезисе психологических барьеров Обособление индивидов в пределах общности “мы” объясняется действием механизма противопоставления другой общности - “ они”, который и выступает в данном случае в качестве психологического барьера по отношению к какому либо воздействию на эту общность извне.
В соответствии с этим различаются барьеры нескольких видов. С одной стороны выделяются барьеры, защищающие автономию личности, обособляющие личность в общности, обеспечивающие ей относительную независимость и индивидуальность. С другой стороны, выделяются барьеры, сохраняющие общность, ограждающие ее от внешних воздействий. Так если в первом случае психологическим барьером является внушительная сила коллективных представлений, ценностей, символов, норм и действий, то во втором- система ценностных ориентаций и предпочтений, которые личность выдвигает на пути унифицированного давления общности.
Психологический барьер, по определению А.А.Рояк, это своеобразный социально - психологический феномен, который проявляется как некоторый результат переживания личностью трудностей общения. Разделяя точку зрения Леонтьева о существовании операциональной и мотивационной сторон деятельности и выбрав в качестве модели исследования игровую деятельность ребенка, автор выделяет по трудности два типа общения - мотивационное и операциональное. В соответствии с этим и решается вопрос о генезисе психологических барьеров.
Наблюдающаяся на первых этапах процесса общения актуализация отношений индивидов друг к другу в понятия социальной перцепции обуславливает возможность зарождения трудностей общения ,связанных с эффектом первого впечатления, шаблонами, стереотипами, установками межличностного восприятия и прочее. Своеобразным психологическим барьером на пути беспрепятственного общения может явиться механизм идентификации, действующий в ситуации межличностного восприятия. Но поскольку духовное богатство, своеобразие и специфичность каждой личности имеют тенденцию к постоянному развитию и усложнению поскольку ни одна личность со всей своей неповторимостью и уникальностью не может быть уподоблена во всем своем многообразии другой личностью, столь же неповторимой и уникальной. Идентификация, осуществляемая через уподобление, из эффективного в прошлом средства превращается в шаблон , тормоз , психологический барьер межличностного общения.
Любой из социально - психологических механизмов восприятия человека человеком - стереотипизация, идеализация, проецирование и прочее - в ситуации непосредственного межличностного общения может сыграть двоякую роль. Так, например неверно составленное первое впечатление о партнере по общению может способствовать актуализации неадекватного эталона или стереотипа восприятия, в результате чего появляются так называемые “ барьеры стереотипизации” и коммуникативный процесс с самого начала оказывается затрудненным.
Следовательно, невозможность достижения взаимного понимания между участниками общения, являясь одной из причин появления коммуникативных затруднений, обусловлена отсутствием следующих факторов :адекватного образа партнера, адекватной ориентировки в собеседнике, способности принятия роли партнера по общению ;способности моделирования внутреннего мира личности на основе внешних признаков; способности к интракоммуникации, овладению ее механизмами;пониманию мотивов поведения партнера; понимания мотивов поведения партнера;психологической совместимости коммуникантов; общности ситуационного контекста.
Трудности общения - это жестко блокирующие межличностную коммуникацию психологические барьеры, возникающие при выпадении из общей структуры коммуникативного процесса того или иного структурного элемента.
Список использованной литературы
1) Василик М.В. Основы теории коммуникации. – М.: ”Фокус”, 1998. – 194 с.
2) Клюев Е.П. Речевая коммуникация. – М.: “Успех”, 1999. – 186 с.
3) Мокшанцев Р.И. Психология переговоров. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 352 с.
4) Почепцов Г.Г. «Теория коммуникации», С-Пб: “Высшее образование”,
2001. – 234 с.
5) Шарков Ф.И. Теория коммуникации. – М.: “Дело”, 2001. – 312 с.
[1] Почепцов Г.Г. «Теория коммуникации», С-Пб: “Высшее образование”,
2001. – 234 с.
[2] Клюев Е.П. Речевая коммуникация. – М.: “Успех”, 1999. – 186 с.
[3] Шарков Ф.И. Теория коммуникации. – М.: “Дело”, 2001. – 312 с.
[4] Там же
[5] Василик М.В. Основы теории коммуникации. – М.: ”Фокус”, 1998. – 194 с.