Радиационно-экологическая

обстановка на школьной  территории.





Выполнил: учащаяся 10 – А класса

                   средней школы № 288.

                   Рыкова Елена

Научный руководитель: Куташова Т.А.













г. Заозерск

2003-2004 г.

Содержание

 


Содержание ………………………………………………….


I.          

Актуальность темы в наше время…………………………..


II.       

Цели и задачи работы……………………………………….


III.   

Введение в тему………………………………………..........


IV.   

Основная  часть работы……………………………………..



1.      Методы экологических исследований……………………………



2.      Выбор технических средств исследовательского контроля……………………………………………………..................



3.      Выполнение измерений и полученные результаты……………...



4.      Выводы……………………………………………………………..


V.      

Заключение…………………………………………………...


VI.   

Понятия и определения……………………………………...


VII.        

Используемая литература……………………………...........


































I.                 Актуальность темы в наше время.


«В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная. Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй. Да и нет между ними пропасти».

Д.С.Лихачев

 

Экология – жизненно важная для человека наука, изучающая его непосредственное природное окружение. Человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонию в жизнь. Это желание стало особенно острым лишь сравнительно недавно, после того как сделались очень заметными последствия неразумной хозяйственной деятельности, приводящие к разрушению природной среды. А это в конечном итоге оказало неблагоприятное влияние на самого человека. Как проницательно заметил французский географ Элизе Реклю: «…человек создаёт окружающую среду по своему образу и подобию».

Доказано, что использование человеком природных богатств при полном незнании законов природы часто приводит к тяжёлым, непоправимым последствиям. И международный опыт, и опыт нашей страны дают немало печальных примеров. Одним из них является судьба Аральского моря, погибшего по вине людей, слишком поздно осознавших угрозу, которая подстерегла их самих вследствие неразумного использования водных богатств рек Сырдарья и Амударья. Все знают о серьёзной опасности, которая нависла над обитателями и качеством вод таких крупных водоёмов, как Байкал, Ладожское озеро, Волга. Учёные констатируют, что угрозе загрязнения подвергается большинство водоёмов страны. Загрязнена атмосфера и нарушены условия жизни в большинстве крупных городов и вокруг них. Огромные территории стали опасны для проживания людей в результате Чернобыльской катастрофы.

Из-за экологической безграмотности или в погоне за сиюминутной выгодой многие не хотят задумываться о будущем, главное для них – получить побольше  сегодня. Людей не тревожит, что рано или поздно природа предъявит им свой счёт. И расплата может быть очень тяжёлой. Уже сейчас в некоторых районах нашей страны жители обеспокоены даже не столько охраной природы, сколько восстановлением нормальных условий жизни. Но, чтобы восстановить природную среду, необходимо знать законы, по которым она живёт и развивается.

Радиоактивность – особый тип окружающей среды, так сказать неотъемлемая характеристика  окружающей среды (фоновая радиация), которая существовала и до появления человека на Земле. Проблема радиоактивного загрязнения биосферы возникла из-за того, что человеческая деятельность привнесла в окружающую среду новые источники радиации, прежде всего ядерную энергетику. Долгое время на фоновую (природную) радиацию не обращали внимание как на существующую. В пользу последнего тезиса приводили обычно довод успешного развития жизни на Земле, несмотря на постоянное воздействие природных излучающих источников. Однако сейчас учёные считают, что даже, казалось бы, безвредная фоновая радиация недооценена по своей опасности для живых существ примерно в 100 –1000 раз! Отсюда понятна тревога специалистов по поводу возрастающего уровня радиоактивных загрязнений, обусловленных деятельностью человека.

Мне также небезразлична эта тема, которую я считаю достаточно актуальной на сегодняшний день.   Жизнь и деятельность нашего небольшого города неразрывно связана с Военно-морским флотом, в частности, с флотом атомным. Конечно, существуют специальные структуры, обеспечивающие радиационную, радиоэкологическую безопасность жителей нашего города. Однако, мне кажется,  что каждому  интересно, в какой  среде он живет, является ли данная среда приемлемой для нас и нашего будущего поколения. В своей работе я попыталась «прикоснуться» к этой огромной проблеме, произвести свои практические исследования на небольшой территории - школьной. Исходя из этого я выбрала тему своего исследовательского проекта: «Радиационно-экологическая обстановка на школьной территории».


II.             Цель и задачи работы.


Цели:


1.      Исследовать радиоэкологическую обстановку на школьной территории. Наблюдать за тенденциями ее изменений.

2. Воспитать любовь к природе России, своего края, чувство ответственности каждого за экологическую ситуацию.


Задачи:


  1. Понять актуальность проблемы радиоэкологической обстановки.
  2. Научиться пользоваться дозиметрическим прибором.
  3. Получить объективные результаты измерений радиационного фона на небольшой территории.
  4. Уметь анализировать материалы по экологии своего края, свои личные наблюдения, использовать при этом полученные экологические знания.
  5. Уметь мыслить глобально, рассматривать биосферу как глобальную экосистему, пригодную для жизни.
  6. Видение будущего человечества с учётом современного состояния экологической ситуации. Применение экологических знаний в деле охраны природы.

III.         Введение в тему.


Среда – это окружающий нас материальный мир, мир живой и неживой природы. Элементы окружающей среды, оказывающие определенное воздействие на организмы, называют экологическими факторами.

Многообразные экологические факторы подразделяются на три большие группы - абиотические, биотические и антропогенные факторы.  

Абиотическими факторами называются все элементы неживой природы, влияющие на организм. Среди них наиболее важными являются свет, температура, влажность воздух, минеральные соли, радиация и другие. Часто их объединяют в группы факторов: климатические, почвенные, орографические, геологические и другие.

В природе трудно отделить действие одного абиотического фактора от другого, организмы всегда испытывают их совместное влияние. Однако для удобства изучения абиотические факторы обычно рассматривают по отдельности.

Одним из очень сильных абиотических экологических факторов в жизни природы и человека является радиация. Она приобрела особое значение в настоящее время, когда широко стала использоваться ядерная энергия.

Высвобождение ядерной энергии происходит при ядерных реакциях. В отличие от химических реакций здесь не только высвобождается энергия, но и меняются сами атомы в результате расщепления ядра или ядерного синтеза. Когда ядро урана или другого тяжёлого элемента делится (расщепляется), образуются ядра более лёгких атомов – йода, цезия, стронция, кобальта и ещё примерно 30 других. Все они представляют собой нестабильные изотопы. Их называют радиоактивными веществами (от лат. Radius – «луч»), радиоизотопами или радионуклидами. В стабильное состояние радиоизотопы переходят, испуская элементарные частицы и высокоэнергетическое радиоактивное излучение.

Радиоактивное излучение при взаимодействии с веществом вызывает ионизацию составляющих его атомов и молекул. При ионизации атомы и молекулы облучённого вещества становятся ионами. Излучение идёт с выделением очень высокой кинетической энергии, способной выбивать электроны из атомов и присоединять их к другим атомам с образованием пар положительных и отрицательных ионов. С процесса ионизации начинается воздействие радиации на вещество организма, вызывая в нём серьёзные изменения.

Открытие в конце второй мировой войны всесокрушающей энергетики атома привело к активной разработке и испытаниям ядерного оружия в мире. Это обусловило появления новых проблем жизненной важности – хранение ядерного оружия, а затем и уничтожение атомных вооружений по договоренности между ядерными державами.

Параллельно с этим происходило активное сокращение природных энергоресурсов на Земле. Всё более усиливающийся в эпоху научно – технического прогресса спрос на энергию для разных типов производств привёл к созданию атомных электростанций. Таким образом, к 1970-м годам на нашей планете образуется новый, очень мощный экологический фактор – ионизирующее излучение. В настоящее время интенсивность его значительно повысилось, а радиоактивное загрязнение приняло глобальный характер.

Из трёх видов ионизирующего излучения, важны с точки зрения экологии, два (альфа- и бета-частицы) являются корпускулярным излучением, передающим свою энергию всему, с чем сталкивается. Альфа-частицы состоят из двух нейтронов и двух протонов (это ядра атома гелия).   Альфа-частицы сравнительно крупные (движутся медленнее других) и не проникают глубоко. Так, роговой слой кожи останавливает эти частицы, но при этом кожа получает сильную локальную ионизацию. Бета-частицы – это быстрые электроны, проникающие в глубь кожи, тканей. Они вызывают там плотное распределение ионизации и, обладая меньшей массой и более высокой скоростью, имеют больший, чем альфа-частицы, пробег в тканях. Например, пробег в тканях бета-частицы радиоактивного фосфора-32 равняется 8мм, а бета-частицы радиоактивного калия-40 обладает пробегом в 19мм, что почти в 600 раз больше, чем у альфа-частиц близкой энергии (С.П. Ландау-Тылкина, 1974). Третий вид излучения – электромагнитное (или гамма-излучение, или рентгеновское излучение). Оно проникает в облучаемый организм очень глубоко, может пронизывать тело человека. Это излучение иногда не оказывает на организм существенного воздействия, но чаще вызывает ионизацию на большом участке тканей, обуславливая лучевую болезнь (Рисунок №1).

Ионизирующее излучение всех типов оказывает большое повреждение  и даже губительное действие на организмы. Мирное использование атомной энергии и массовые испытания атомного оружия привели к выпадению на поверхность Земли большого количества вредных для здоровья людей и других живых организмов радиоактивных изотопов. Сегодня известно большое количество фактов загрязнения окружающей среды радиоактивными осадками в разных областях земного шара. Это свидетельство того, что ионизирующая радиация стала ощутимым экологическим фактором для всего живого населения планеты.

Наибольшую опасность представляют  долгоживущие радионуклиды стронция и цезия. Выпадая из атмосферы, они включаются в биогеохимические циклы круговорота веществ, перемещаются в пространстве и во времени, становятся новыми компонентами химического состава почвы, то есть приобретают статус природных факторов. В миграции стронция и цезия большую роль играют органические вещества, образующиеся при разложении растительных и животных остатков (Рисунок № 2).

Наземная растительность – первый экран, задерживающий выпадающие из атмосферы радиоактивные осадки. Источником поступления радионуклидов в растения может быть и почва, куда они попадают из воздуха или грунтовых вод, текущих от мест захоронения радиоактивных отходов. Одни радионуклиды (фосфор-32, калий-40, кальций-46)вовлекаются в процессы обмена веществ, другие (стронций-90, цезий-137) откладываются в органах растений.

Поглощенные растениями радионуклиды медленно выводятся из растительной ткани. Многие растения накапливают в своём теле и на его поверхности значительные концентрации радионуклидов. Например, очень мощными концентратами (накопителями) являются все виды ряски, сфагновые мхи, лишайники. Водоплавающие птицы, питаясь ряской, накапливают в своём организме радиоактивные вещества до концентраций, вызывающих их гибель (Рисунок № 3).

Способность растений накапливать в своих органах радионуклиды представляет большую опасность для человека. Это хорошо изучено на примере известной в радиоэкологии цепи питания «лишайник – олень – человек». В тундрах Евразии и Америки общий фон радиации не больше, чем в других районах Земли, однако в организмах северных народов, особенно кочевников-оленеводов, содержания стронция и цезия повышено по сравнению с их содержанием у жителей других районов. Это объясняется тем, что олени, составляющие важную долю в питании людей Севера, большую часть года кормятся исключительно лишайниками, собирая этот корм с большой площади (Рисунок № 4).

У растений действию ионизирующих излучений в наибольшей степени подвержен хромосомный аппарат ядра, что ведёт к нарушению формообразовательных и обменных процессов. Особенно чувствительны к облучению быстро делящиеся клетки верхушечных меристем (образовательных тканей), в которых нарушается процесс митоза: останавливается деление, появляются уродливые формы роста, замедляется развитие, что в конечном итоге приводит к гибели растения.

При облучении у большинства животных повреждаются зародыши. Стерильность возникает не только у животных, но и у человека, повышается частота мутаций и уродств.

Поражающее действие ионизирующего излучения проявляется не сразу. Лучевая болезнь развивается постепенно, даже при дозе, приводящей к гибели. Летальной дозой обычно характеризуют радиочувствительность организмов и видов (Таблица 1).

Высокой радиоустойчивостью обладают многие высшие растения. Интересно, что наименее устойчивой среди них оказалась сосна (Одум, 1986). У животных раньше всего реагирует на облучение нервная система и кровь. В зависимости от дозы и длительности ионизирующего излучения биологическое действие радионуклидов необязательно может быть летальным, но всегда остаются последствия – слабеют защитные силы организма по отношению к инфекциям, наблюдается появление опухолей, гибель половых клеток, бесплодие и другие патологии. Экспериментальных данных в этой области накопилось очень много.

Действие ионизирующих излучений на организмы стало предметом специальной научной дисциплины – радиобиологии, иногда называемой радиоэкологией.

Ионизирующее излучение не только результат человеческой деятельности. Оно присутствует в природе Земли как естественный радиационный фон. Этот фон складывается из космического излучения и излучения природных радиоактивных веществ, находящихся в поверхностных слоях земной коры.

Космическое излучение по своей энергии в миллиарды раз больше, чем энергия частиц, получаемая в мощных атомных установках – ускорителях. Но энергия космического излучения при прохождении через атмосферу падает, состав частиц космических лучей меняется. Меняется и их биологическое воздействие.

Также непрерывно на живые организмы действует излучение естественных радиоактивных веществ. В природе существует около 50 радиоактивных изотопов различных химических элементов. У большинства из них ядра атомов неустойчивые и, самопроизвольно распадаясь, испускают ионизирующие излучение. Например, в природном кальции 0,785% его состава занимает радиоактивный изотоп кальций-48. остальной природный кальций представлен стабильными устойчивыми изотопами. Такие химические природные элементы, как уран, торий, радий, полоний, совсем не имеют стабильных изотопов, они полностью радиоактивные.

Концентрация естественных радиоактивных веществ различна в разных местах на Земле.  Более высокая – в горах, в горных породах (особенно в граните), в районах залегания урановых руд. Несколько ниже концентрация на равнинах и очень низкая на поверхности крупных естественных водоёмов и в глубине вод.

Естественный радиоактивный фон привычен для живых организмов нашей планеты. В месте с тем в местах повышенной естественной радиации у организмов наблюдается более высокий уровень радиочувствительности. А большое разнообразие видов в этих районах, видимо, обусловлено мутациями.

Ионизирующие облучение, хотя и невидимое, неощущаемое рецепторами большинства живых организмов, тем не менее непрерывно воздействует на всё население Земли, на всю биосферу. Значение этого фактора ещё до конца не раскрыто, хотя опыты с ядерными веществами, испытания ядерного вооружения, катастрофы на АЭС дали человечеству огромный фактический материал, свидетельствующий о губительном действии радиации.

Таким образом, возможные проблемы радиоэкологической обстановки нам понятны и решение их представляет достаточный интерес даже для школьника старших классов. Для достижения основной цели моей работы необходимо оперировать конкретными достоверными цифрами. С этой целью необходимо определить метод моего исследования.


IV.        Основная часть работы.


1.     Методы экологических исследований.


Методы исследований – это пути и способы изучения экологических явлений. Методы экологических исследований подразделяются на полевые и лабораторные (Рисунок 5).

Полевые методы имеют для экологии первостепенное значение, так как позволяют представить общую картину развития природы в конкретных условиях того или иного региона. Полевые методы, в свою очередь, бывают маршрутные, стационарные и экспериментальные.

Маршрутные методы используются, главным образом, для выяснения наличия на исследуемой территории экологических объектов, их разнообразия и встречаемости. Основными приёмами маршрутных методов являются:

§  прямое наблюдение;

§  оценка состояния;

§  измерение;

§  описание;

§  составление схем, карт и инвентаризационных списков исследуемых объектов.

Описательные методы применяются:

§  при регистрации основных особенностей изучаемых объектов; при прямом наблюдении;

§  при картировании экологических явлений;

§  при инвентаризации ценных природных объектов.

Но применение описательных методов в стационарном исследовании выступает одним из ключевых в экологическом мониторинге.

Мониторинг (от лат. Monitor – «тот, кто напоминает, предупреждает») подразумевает многоцелевую информационную систему, в задачи которой входит наблюдение, а также оценка и прогноз состояния природной среды с целью предупреждения возникающих критических ситуаций, вредных или опасных для здоровья людей, благополучия других живых существ, их сообществ, природных и созданных человеком объектов.

Мониторинг включает в себя:

§  контроль за загрязнением почвы, водной и воздушной среды различными отходами (бытовыми и от предприятий);

§  за накоплением тяжёлых металлов, химических веществ, радионуклидов, попаданием их в пищевые цепи.

Мониторинг также используется для:

§  выявления видового разнообразия в естественных биогеоценозах;

§  спасения редких, исчезающих биологических видов на нашей планете;

§  уточнения системы приоритетов при охране крупных природных комплексов;

§  принятия решений по использованию естественных территорий под строительство дорог, поселений, предприятий.

При проведении мониторинга наряду с биологическими методами используются физические, химические, географические, вплоть до космических (например, зондирование с искусственных спутников, космических кораблей и пр.).

В последнее время особенно распространёнными стали химические методы, применение которых позволяет определить качественное состояние окружающей среды (воды, почвы, воздуха и т.п.).

Для решения основных задач моей работы наиболее доступным является использование маршрутного метода исследовательского контроля с применением специальных приборов (аппаратов).


2.     Выбор технических средств исследовательского контроля.


В настоящее время существует множество технических средств контроля  радиоэкологического состояния окружающей среды. Это приборы, предназначенные для:

§  прямого измерения мощности дозы гамма-излучения в воздухе;

§  измерения удельной активности почвы (грунта);

§  измерения объемной активности воды, воздуха;

§  спектрометрические комплексы и аппаратура для расширенного измерения качественного и количественного содержания радионуклидов.

Наиболее доступными для меня техническими средствами являются приборы, предназначенные для прямого измерения мощности дозы гамма-излучения в воздухе. Они позволяют получить достоверную информацию на текущий момент времени, непосредственно при проведении исследований, не требуют длительной специальной подготовки.


Дозиметр бытовой «БЕЛЛА».


Дозиметр бытовой «БЕЛЛА» предназначен для оценки мощности дозы гамма-излучения в диапазоне 0,10-99,9 мкЗв/ч (микрозиверт в час) или 10-9999 мкР/ч (микрорентген в час). Время измерения – 40 секунд. Измерение возобновляется автоматически через каждые 40 секунд или после нажатия кнопки оператором.


Прибор сцинтилляционный геологоразведочный СРП-68-01.


Прибор сцинтилляционный геологоразведочный СРП-68-01 предназначен для поиска радиоактивных руд по их гамма-излучению и для радиометрической съемки местности.

СРП-68-01 позволяет проводить измерения мощности экспозиционной дозы гамма-излучения в пределах от 0 до 30 мкЗв/ч или от 0 до 3000 мкР/ч. Время измерения 5 сек.


Принцип работы приборов основан на преобразовании физической информации в электрические сигналы с последующим измерением их параметров. Функцию преобразователя физических величин выполняют:

§  в дозиметре «Белла» - счетчик излучения,

§  в СРП-68-01 – сцинтилляционный детектор, состоящий из кристалла NaI(Tl).

Положительные и отрицательные качества каждого из приборов сведены в Таблицу 2.

Из таблицы видно, что несмотря на значительно более крупные габариты, СРП-68-01 более чувствителен, обладает временем измерения в 8 раз меньшим, чем бытовой дозиметр.


3.     Выполнение измерений, получение результатов.

Исследования проводились маршрутным методом на школьной территории. Для этого периметр вокруг основного здания учебного корпуса школы был разбит на точки с дискретностью 10 шагов. Схема пешего маршрута показана на Рисунке 6. Кроме того, с учетом изменения ландшафта и растительности на территории, были выбраны точки (1,8,10,16) для измерений вне периметра.

Измерения проводились приборами СРП-68-01 и дозиметром «Белла» в каждой точке на высоте 0,1 и 1,5 метров от поверхности земли. Для получения результатов, позволяющих отследить возможные изменения обстановки, измерения проводились дважды в период 3-х суток, в разное время дня.

Полученные результаты измерений экспозиционной мощности дозы гамма-излучения сведены в Таблицу 3. График сравнительных значений показан на Рисунке 7.


4.                Выводы.

1. Цель работы достигнута: проведено исследование радиоэкологической обстановки на школьной территории, наблюдения за тенденциями ее изменения.

2. В результате исследований, личных наблюдений получены объективные результаты измерений радиационного фона на небольшой территории.

3. Средний гамма-фон на школьной территории 20 и 23 октября 2003 г. составил 10,3 мкР/ч (0,103 мкЗв/ч) и 9,925 мкР/ч (0,099 мкЗв/ч) соответственно, что не превышает средний природный гамма-фон, установленный на территории Кольского полуострова (25 мкР/ч). Заметных тенденций к изменению уровней гамма-излучения не обнаружено. Однако подмечено, что в местах с выходом твердых пород (точки 10,16) фон колеблется в пределах 11-15 мкР/ч, на почвах с растительностью (точка 1,8) (трава, кустарник) фон уменьшался до 8-10 мкР/ч.

4. Воздействие в пределах школьной территории такого абиотического фактора, как радиация можно считать «нормальным».


V.             ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Человеческая деятельность привнесла в окружающую среду новые источники радиации, прежде всего ядерную энергетику, в результате чего возникла проблема радиоактивного загрязнения биосферы.

Наиболее страшным абиотическим фактором, оказывающим негативное влияние на живые организмы является радиационное загрязнение.

Проблема радиоактивного загрязнения возникла в 1945г. после взрыва атомных бомб, сброшенных американцами на японские города Хиросиму и Нагасаки. До 1962г. все ядерные державы производили испытания ядерного оружия в атмосфере, что вызвало глобальное   радиоактивное загрязнение. Большую опасность представляют собой аварии на атомных электростанциях, из которых последняя (Чернобыльская в 1986г.) послужила причиной радиоактивного загрязнения обширных территорий Украины, Белоруссии и России.

Многие радиоактивные изотопы имеют длительный период полураспада. Особенно опасны стронций-90 вследствие своей близости к кальцию и  цезий-137, сходный с калием. Накапливаясь в костях и мышцах пораженных организмов, они служат источником радиоактивного облучения тканей.

Попав внутрь организма, радиоактивные атомы излучают радиацию, разрушающую живые клетки или, по крайней мере, ослабляющую их защиту против всевозможных болезней.

Применение ионизирующего излучения в мирных целях – в медицине, сельском хозяйстве, промышленности, экологическом мониторинге и т.д. – состоит только в начальной фазе.

В своей исследовательской работе мне удалось получить объективные результаты измерений только одного из факторов воздействия радиации на живые организмы. Для этого мне пришлось не только теоретически осознать актуальность проблемы радиоэкологии, но и научиться пользоваться дозиметрическим прибором, провести личные практические наблюдения, проанализировать полученные данные, оценить настоящее состояние биосферы как глобальной экосистемы, пригодной для жизни.

В настоящее время вся биосфера находится под усиливающимся давлением разнообразной деятельности человека, поэтому так актуальна проблема контроля радиоэкологической обстановки, введение природоохранительных мероприятий в случае ее изменений.


VI.        ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.


активность радиоактивного вещества – мера количества радионуклида, выраженная числом ядерных превращений в единицу времени;

альфа-излучение – излучение частиц (корпускул), возникающее при радиоактивном распаде ядер или при ядерных реакциях, представляет собой поток тяжелых заряженных частиц (ядра атомов гелия), имеющих высокую ионизирующую и малую проникающую способность;

безопасность населения радиационная – состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;

бета-излучение - излучение частиц (корпускул), возникающее при взаимодействии фотонов с веществом; представляет собой поток электронов (позитронов), имеющих малую ионизирующую и большую (в сравнении с альфа-излучением) проникающую способность;

гамма-излучение – электромагнитное излучение, испускаемое при ядерных превращениях;

доза излучения (экспозиционная) – величина, характеризующая поле гамма-излучения в данном месте;

естественный радиационный  фон  - доза излучения,  создаваемая    космическим  излучением  и  излучением  природных   радионуклидов,   естественно   распределенных   в   земле,  воде,  воздухе,  других    элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;

ионизирующее излучение  -  излучение,  которое  создается  при     радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных    частиц  в  веществе  и  образует при взаимодействии со средой ионы    разных знаков;

источник ионизирующего излучения – радиоактивное вещество или устройство, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение;

источник ионизирующего излучения техногенный – источник излучения, специально созданный для его полезного применения или являющийся побочным продуктом этой деятельности;

нуклид – вид атомов с данным числом протонов и нейтронов в ядре;

облучение – воздействие на человека ионизирующего излучения;

облучение природное – облучение, которое обусловлено природными источниками излучения;

радиационная безопасность   населения  (далее  -  радиационная   безопасность)  -  состояние  защищенности  настоящего  и  будущего    поколений   людей   от   вредного   для  их  здоровья  воздействия     ионизирующего излучения;

радионуклид – радиоактивный нуклид;

техногенно измененный    радиационный   фон   -   естественный    радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;


VII.    Литература


1. И.Н. Пономарёва «Экология», Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2001.

2. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник  учебник по экологии 10-11 класс, Москва «Дрофа», 2000.

3. С.Б. Шустов, Л.В. Шустова «Химические основы экологии», Москва, «Просвещение», 1995.

4. Приборы сцинтилляционные геологоразведочные СРП-68, техническое описание и инструкция по эксплуатации.

5. Приборы сцинтилляционные геологоразведочные СРП-88Н, паспорт.




































Рисунок 1













































Рисунок 2






























Рисунок 3

Средние коэффициенты накопления радиоизотопов

различными группами гидробионтов.

(по Т.К. Горышиной)

 

Группы гидробионтов:

1-животные; 2-высшие растения;

3-одноклеточные водоросли; 4-нитчатые водоросли.

 


Надпись: Методы исследованияНадпись: ПРИЕМЫНадпись: Ø	прямое наблюдение;
Ø	оценка состояния;
Ø	измерение;
Ø	описание;
Ø	составление схем, карт и инвентаризационных списков исследуемых объектов.

Надпись: ЭкспериментальныеНадпись: СтационарныеНадпись: МаршрутныеНадпись: ПолевыеНадпись: ЛабораторныеРисунок 5






























Таблица 2



Сравнительные характеристики приборов





«Белла»

СРП-68-01

Диапазон измерения

10-9999 мкР/ч

0 до 3000 мкР/ч

Чувствительность

-

от 10 мкР/ч

+

от 0 мкР/ч

Габариты

+

-

Показывающий прибор

+

дисплей на ЖК

-

стрелочный прибор

Время измерения

-

40 сек.

+

5 сек.










Таблица 3

Результаты измерений мощности экспозиционной дозы гамма-излучения.

Дата:   Время:

№ точки

измерения

Мощность дозы гамма-излучения, мкР/ч

«Белла»

СРП-68-01

Н=0,1 м

Н=1,5 м

Н=0,1 м

Н=1,5 м

1.      

<10

<10

6

5

2.      

11

12

11

11

3.      

<10

<10

6

2

4.      

<10

<10

7

8

5.      

12

12

14

12

6.      

17

15

15

15

7.      

11

10

10

8

8.      

<10

<10

9

8

9.      

11

11

11

11

10.            

13

15

14

12

11.            

15

12

14

13

12.            

<10

<10

9

7

13.            

15

16

15

15

14.            

15

15

14

14

15.            

<10

<10

8

6

16.            

14

12

13

12

17.            

<10

<10

9

7

18.            

<10

<10

8

8

19.            

13

12

12

11

20.            

12

12

11

11

Продолжение Таблицы 3

Дата:        Время:

№ точки

измерения

Мощность дозы гамма-излучения, мкР/ч

«Белла»

СРП-68-01

Н=0,1 м

Н=1,5 м

Н=0,1 м

Н=1,5 м

1.      

<10

<10

8

5

2.      

10

11

11

11

3.      

<10

<10

7

4

4.      

<10

<10

5

8

5.      

14

10

15

11

6.      

15

13

13

11

7.      

11

10

10

9

8.      

<10

<10

9

9

9.      

11

11

11

11

10.            

13

15

14

14

11.            

14

12

13

10

12.            

<10

<10

11

8

13.            

15

16

15

10

14.            

15

15

11

13

15.            

<10

<10

7

3

16.            

13

13

10

12

17.            

<10

<10

11

5

18.            

<10

<10

7

7

19.            

14

11

14

10

20.            

13

15

11

11