СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общие положения о банкротстве предприятия…………………………4
§1.1. Несостоятельность (банкротство): содержание, формирование нормативной базы……………………………………………………………………4
§1.2. Институт банкротства………………………………………………………..10
§1.3. Признаки банкротства………………………………………………………..12
Глава 2. Процедуры банкротства…………………………………………………15
§2.1. Наблюдение…………………………………………………………………...15
§2.2. Финансовое оздоровление…………………………………………………...18
§2.3. Внешнее управление……………………………………………………........20
§2.4. Конкурсное производство…………………………………………………...24
§2.5. Мировое соглашение………………………………………………………....28
Заключение………………………………………………………………………...30
Список использованной литературы…………………………………………..31
Введение
В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.
Тема данной курсовой работы – «Банкротство или ликвидация предприятия» – актуальна в силу того, что, во-первых, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских юридических лиц следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению российского рынка, во-вторых, с проблемой банкротства юридических лиц юристам приходится с каждым днем сталкиваться все чаще, а литературы, подробно освещающей данный вопрос, пока недостаточно.
Целью данной работы является описать сущность банкротства предприятия.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. показываются общие положения о банкротстве предприятия;
2. описываются процедуры банкротства;
Работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения и Списка использованной литературы.
В Главе 1 – Общие положения о банкротстве предприятия – решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показываются общие положения о банкротстве предприятия.
В Главе 2 – Процедуры банкротства – решается вторая из промежуточных задач, а именно: описываются процедуры банкротства.
В Заключении делаются основные выводы по работе.
Глава 1. Общие положения о банкротстве предприятия
§1.1. Несостоятельность (банкротство): содержание, формирование нормативной базы
Своими корнями институт несостоятельности уходит в далекое прошлое. Первые отголоски конкурсных отношений можно обнаружить в римском праве. Поскольку у древних отсутствовали развитые хозяйственные и имущественные связи, а также механизм оценки имущества, обеспечение обязательств в то время носило личностный характер: «...чтобы добыть кредит, плебею оставалось только заложить себя и детей в кабалу кредиторов». 1
Устав, состоящий из двух частей: «Для купцов и другого звания торговых людей, имеющих право обязываться векселями» и «Для дворян и чиновников», выделял три вида несостоятельности: несчастную, неосторожную и злостную, содержал новые нормы о порядке признания недействительными некоторых сделок, совершенных банкротом, регламентировал последствия несостоятельности, состоящие в лишении банкрота большинства прав. Устав о банкротах широко применялся на практике, но в процессе его применения были выявлены «разные неудобства и недостатки, в отвращение коих было принято решение создать новый Устав». 2
После революции понятие несостоятельности в российском праве отсутствовало, однако в период НЭПа судам приходилось рассматривать иски, связанные с несостоятельностью должников, пользуясь при этом нормами Устава 1832 г. Во избежание таких недоразумений в ряд статей Гражданского Кодекса 1922 г. о залоге, поручительстве, займе, было введено понятие несостоятельности, но отсутствие механизма применения данных норм не дало никакого положительного результата.
Переход страны в условия рыночной экономики и интенсивное развитие предпринимательской деятельности потребовали принятия законодательной базы, защищающей интересы участников экономического оборота от последствий систематического неисполнения недобросовестной стороной принятых на себя обязательств. Уже 1 марта 1993 г., в день вступления закона в силу, в арбитражные суды было подано большое количество заявлений от кредиторов с одинаковыми исковыми требованиями: «прошу признать предприятие банкротом...» Динамика дел этой категории выглядит следующим образом: в 1993 году было рассмотрено не многим более 100 дел; в 1994 г. – 240 дел; в 1995 г. – 1.108 дел; в 1996 г. – 2.618 дел; 1 в 1997 г. – 4.320 дел. Число должников, ежегодно признаваемых несостоятельными (банкротами), увеличилось за этот период с 50 в 1993 году до 2.200 в 1997 году. В 1997 году в отношении 850 организаций арбитражными судами были применены реорганизационные процедуры.
Практика применения закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» с первых шагов показала его несовершенство, значительные пробелы. Отсутствие механизма реализации создавало определенные трудности в его исполнении. Так, например, в соответствии с п.1 ст.6 закона РФ от 19.11.92 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» прежде чем подать иск в арбитражный суд, кредитор обязан направить должнику заказной почтой извещение с уведомлением о вручении.
Тем не менее это не самый большой камень преткновения, содержащийся в данном законе, поскольку из этой ситуации еще можно было найти выход, обратившись в органы прокуратуры или налоговой инспекции с просьбой предъявить иск в арбитражный суд о ликвидации должника в связи с неоднократными нарушениями законодательства (осуществление деятельности без соответствующей лицензии, не предоставление бухгалтерской отчетности и т.д.). Стоит рассмотреть более существенные, на мой взгляд, недостатки закона 1992 г. Во-первых, как отмечают большинство авторов статей, посвященных анализу российского закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», такие как В. Витрянский, П. Баренбони, С. Петрова, «само понятие и признаки банкротства, которыми оперировал прежний закон, не отвечают современным представлением об имущественном обороте и требованиям, предъявляемым к его участникам». 1 В соответствии с п.1 ст.1 закона под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Во-вторых, закон 1992 г., в отличие от ныне действующего законодательства, не подразделял хозяйствующих субъектов - должников на различные категории: юридическое лицо и индивидуальный предприниматель; торговое предприятие и фермерское хозяйство; промышленное предприятие и кредитная организация. Одинаковыми были признаки и процедуры банкротства для таких должников, хотя совершенно очевидно, насколько различными будут последствия их применения. 2 В-третьих в законе о банкротстве 1992 года практически не содержались нормы, детально регламентирующие процессуальные отношения по разрешению споров о несостоятельности и Арбитражным судам при рассмотрении дела приходилось согласно ст. 3 закона обращаться к нормам Арбитражного Процессуального Кодекса, который в свою очередь детально регулировал только исковое производство. Но ведь дело о банкротстве, по сути, не является экономическим спором в общепринятом значении этого слова. Кредитор вправе выбрать между предъявлением обычного иска о взыскании задолженности или подать заявление о возбуждении дела о несостоятельности.
Установлены три показателя для оценки удовлетворительной структуры баланса предприятия: коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными средствами; коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. «Ценность критерий в определенных экономических ориентирах состояла главным образом в оценке состояния предприятия, которые полезно знать при решении судьбы хозяйствующего субъекта». 1 Поскольку они не утратили своего значения и на сегодняшний день стоит рассмотреть содержание этих коэффициентов. Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления (утраты) платежеспособности. Изучая вопрос становления института банкротства в России нельзя обойти вниманием и такой орган как Федеральное управление по делам о несостоятельности (ФУДН), созданное Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 1993 № 926. 2 при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом.
В ходе реформирования государственного аппарата Управление получило не только новое название - Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, но и статус самостоятельного федерального органа исполнительной власти. К основным задачам этого органа было отнесено: проведение государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности предприятий, представление интересов государства при решении вопросов, связанных с возбуждением производства по делу о несостоятельности предприятий и принятием решений о проведении санации государственных предприятий, оказание помощи предприятиям, имеющим признаки банкротства и т.д. Указом Президента от 22 декабря 1993 № 2264 «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий» Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению поручено представлять от имени государства интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности в отношении федеральных государственных предприятий, а также организаций, в капитале которых есть доля РФ. Постановлением Правительства от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» служба наделена полномочиями выступать от имени государства, как кредитора, при решении вопросов о банкротстве предприятий, вне зависимости от организационно-правовой формы в случае неисполнения ими обязательств по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды. Попытка реформирования института несостоятельности (банкротства) и приведения его в соответствие с требованиями времени была предпринята в 1995 году, когда был подготовлен проект нового федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Несмотря на то, что в декабре 1995 года этот проект был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, работы над этим проектом были приостановлены. К тому имелись две причины: появление альтернативного законопроекта (на 70 процентов повторяющего текст прежнего), а также принятие Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) банков и иных кредитных организаций», в качестве совершенно самостоятельного проекта, никак не связанного с проектом общего закона о несостоятельности (банкротстве). 1 После многократных обсуждений этих проектов, специалистами был выработан новый проект закона, который и был принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года, одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года и подписан Президентом Российской Федерации 8 января 1998 года. В соответствии с п.1. статьи 185 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» вступает в силу с 1 марта 1998 года. Новый закон регулирует весь спектр отношений, возникающих в связи с банкротством. Прежде всего, в нем определяются критерии и признаки банкротства, основания применения к должнику соответствующих процедур. Специфической чертой закона является включение в него не только норм материального права, но и большое количество норм процессуального характера, в частности требования к заявлению о признании банкротом, о подсудности дел, о видах процессуальных документов и т.д. Согласно статьи 65 Гражданского Кодекса РФ банкротом может быть признано юридическое лицо, коммерческая организация, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда. Исходя из положений Кодекса некоммерческие организации могут образовываться в организационно-правовых формах не только, предусмотренных ГК РФ, но и другими законами. Так Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» уже дополнил их перечень двумя новыми формами: некоммерческим партнерством и автономной некоммерческой организацией. Сравнив, например, такие две организационно-правовые формы как благотворительный фонд и автономную некоммерческую организацию, можно сделать вывод, что по всем существенным юридическим параметрам они совпадают. На сегодняшний день в юридической литературе неоднократно поднимается вопрос: что такое несостоятельность и что такое банкротство, являются ли они синонимами или нет. На этот счет существуют различные точки зрения. Интересна и позиция С.Э. Жилинского, который помимо указанных понятий оперирует еще и таким понятием, как неплатежеспособность, выстраивая все три в определенную цепочку. «Все начинается с неплатежеспособности. Если она оказывается вовсе непосильной для должника и последний теряет всякую возможность рассчитаться с кредиторами, то такой неплательщик тем самым приобретает новое качество - становится несостоятельным. Третье и завершающее качество не тернистом пути незадачливо предпринимателя – банкрот. Им его наделяет арбитражный суд». 1
§1.2. Институт банкротства
Выступление любого предпринимателя в гражданском обороте предполагает доверие к нему и осуществляемым им действиям. Особенно это относится к юридическим лицам, поскольку контрагент и тем самым потенциальный кредитор знает, что по общему правилу тот, кто стоит за юридическим лицом (собственник имущества, учредитель, участник), нести ответственность за его действия не будет. В этой связи законодатель предусматривает необходимые меры, направленные на то, чтобы риск кредиторов юридического лица оказался наименьшим. Данной цели служит, в частности, включенный в 1992 году в российское право институт несостоятельности (банкротства). У указанного института есть и своя, специальная задача. Она состоит в том, что, коль скоро потери кредиторов оказались неизбежными, эти потери должны быть распределены между ними наиболее справедливым образом. Банкротство служит одним из оснований для ликвидации юридического лица. Процедура, связанная с ликвидацией по указанному основанию, может применяться только в отношении определенных юридических лиц. В это число входят прежде всего те, кто отнесен п. 2 ст. 50 ГК к коммерческим организациям, то есть хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным предприятиям. Наряду с ними могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и некоторые некоммерческие организации. Имеются в виду потребительские кооперативы и благотворительные организации либо иные фонды (далее в тексте по отношению ко всем этим юридическим лицам используется термин «предприятия»). Казенные предприятия обладают одновременно признаками, присущими и коммерческим, и некоммерческим организациям. Учитывая, что за действия казенных предприятий несет субсидиарную ответственность собственник (Российская Федерация), признано невозможным применение к ним процедуры банкротства. Банкротом признается юридическое лицо, которое не в состоянии удовлетворить требования кредиторов в связи с тем, что его обязательства превысили стоимость принадлежащего ему имущества и соответственно структура его баланса оказалась неудовлетворительной. Закон от 19 ноября 1992 года формализовал это общее требование, признав, что речь идет о случаях, когда предприятие приостановило текущие платежи, при этом не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев с момента наступления срока исполнения соответствующих обязательств. Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 года N 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий», изданное в развитие Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий», устанавливает систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособного предприятия. Эта система включает три коэффициента: «текущей ликвидности», «обеспеченности собственными средствами» и «восстановления (утраты) платежеспособности». Первый из них характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременность погашения срочных обязательств предприятием. Второй - наличие у предприятия собственных оборотных средств для его финансовой устойчивости, а третий - наличие или отсутствие возможности восстановить неплатежеспособность в течение определенного времени. При этом названы контрольные размеры первых двух коэффициентов. В принципе если хотя бы один из коэффициентов окажется ниже указанной величины, это может служить основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако окончательный вывод зависит от учета третьего по счету коэффициента. Это объясняется тем, что при определенных его значениях, указанных в постановлении от 20 мая 1994 года, предприятие может быть признано платежеспособным или по крайней мере имеющим реальную возможность восстановить свою платежеспособность, если даже первый или второй коэффициенты либо оба вместе отклонились от контрольных значений.
§1.3. Признаки банкротства
Для начала познакомимся с некоторыми определениями.
Итак, что же такое несостоятельность или банкротство? В соответствии с Законом о банкротстве - это неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Неспособность должника удовлетворить требования кредитора должна быть признана арбитражным судом.
При этом под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию. 1
А обязательные платежи - это налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Кто же такие кредиторы? Это лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. В состав кредиторов входят уполномоченные органы и конкурсные кредиторы.
Напомним, что основным признаком банкротства является следующее обстоятельство. Юридическое лицо не рассчиталось с кредитором по обязательству, срок оплаты по которому наступил три месяца назад. При этом задолженность перед юридическим лицом превышает 100 000 руб., а перед гражданином - 10 000 руб.
Если у организации появились признаки банкротства, то ее руководитель должен сообщить об этом учредителям. Учредители в свою очередь обязаны принять меры, чтобы восстановить платежеспособность организации и не допустить ее банкротства. Такие меры называются досудебная санация.
В рамках мер по предупреждению банкротства организации может быть предоставлена финансовая помощь. Ее могут предоставить учредители должника, кредиторы или третьи лица в размере, который необходим для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и для восстановления платежеспособности должника.
Вся задолженность должника перед кредиторами делится на две группы.
В первую группу включаются денежные обязательства и обязательные платежи, которые возникли до подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Суммы этих обязательств будут включены в реестр требований кредиторов.
Ко второй группе относятся денежные обязательства и обязательные платежи, которые возникли уже после подачи такого заявления. Эти текущие платежи не включаются в реестр требований кредиторов.
Из чего же складываются денежные обязательства должника?
Во-первых, это:
- задолженность за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;
- суммы займов с учетом процентов, подлежащих уплате должником;
- задолженность, возникшая в результате необоснованного обогащения должника;
- задолженность по возмещению вреда имуществу кредиторов.
При определении признаков банкротства не учитываются пени и штрафы, проценты за просрочку платежей, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства.
Размер обязательных платежей определяется также без учета штрафов, пеней и других финансовых санкций.
Пример:
В марте 2005 года инспекция федеральной налоговой службы обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом ООО «Факел». В заявлении ИФНС указала, что организация имеет задолженность по налогам в сумме 110 000 руб., просроченную более чем на три месяца.
Изучив документы, приложенные к иску, арбитражный суд установил, что данная задолженность состоит из:
- недоимки в размере 80 000 руб.;
- пеней в размере 20 000 руб.;
- штрафных санкций в размере 10 000 руб.
Так как пени и штрафы не учитываются в составе задолженности при определении признаков банкротства, то задолженность считается равной 80 000 руб. Таким образом, сумма налогового долга в этом случае меньше величины задолженности, необходимой для признания ООО «Факел» банкротом (80 000 руб. < 100 000 руб.).
Поэтому арбитражный суд не стал рассматривать иск налоговой инспекции о признании ООО «Факел» банкротом.
Напомню, что арбитражный суд возбуждает дело о банкротстве только при условии, что долг предприятия юридическому лицу составляет не менее 100 000 руб., а долг гражданину - не менее 10 000 руб. Размер задолженности определяется на дату, когда в арбитражный суд было подано заявление о признании должника банкротом. 1
Кроме того, заявитель должен быть уверен в том, что должник не может исполнить свое денежное обязательство.
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения должника - юридического лица или по месту жительства гражданина на основании АПК РФ.
Процесс банкротства состоит из отдельных процедур. При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
Глава 2. Процедуры банкротства
§2.1 Наблюдение
Для российского законодательства, введение наблюдения в процесс банкротства является совершенно новой процедурой. Как отмечает О. Никитина: «Ее смысл состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (т.е. в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме), а введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволит установить платежеспособность должника и сохранить его имущество. Кроме того, процедура наблюдения является разумным компромиссом между соблюдением интересов организации-должника и кредиторов». 1 С момента введения процедуры наблюдения законом (статья 57) устанавливается особый порядок предъявления имущественных требований к должнику, в частности:
Кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке (п.4 ст. 11). Предъявление требований производится в течение месяца со дня вынесения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, путем направления временному управляющему документов, подтверждающих наличие задолженности. Рассмотрев указанные требования, временный управляющий составляет реестр кредиторов и направляет им уведомления о результатах. При рассмотрении данного вопроса следует особо заострить внимание на том моменте, что в случае если должник не представит в арбитражный суд в недельный срок своих возражений по выставленным кредитором требованиям, то данные требования будут признаны установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, как они представлены внешним управляющим (п.3 ст. 63). 2 Запрещается удовлетворение требований участника – юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников. Поскольку участники юридического лица не признаются законом о банкротстве кредиторами, удовлетворение их требований производится после удовлетворения требований кредиторов из оставшегося имущества. Временным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов (п.1 ст.19 Закона). Для осуществления своих полномочий временному управляющему необходимо получение в государственном органе Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению соответствующей лицензии. Требование о наличии лицензии у арбитражного управляющего - новое в нашем законодательстве. Положения о лицензировании вводятся с 1 марта 1999 года. «До этого времени, при рассмотрении выдвинутых кандидатур целесообразно ориентироваться на лиц, имеющих аттестат специалиста по антикризисному управлению. Вместе с тем не исключена возможность назначения арбитражного управляющего из числа сотрудников государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению». 1 Полномочия временного управляющего прекращаются с момента принятия арбитражным судом одного из решений: о введении внешнего управления и назначения внешнего управляющего; о признании должника банкротом и открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего; об утверждении мирового соглашения; об отказе в признании должника банкротом. Для осуществления своих функций временный управляющий пользуется предоставленными правами и несет возложенные на него обязанности. Данному лицу, как одному из видов арбитражных управляющих, предоставлены общие права, предусмотренные частью 1 статьи 20 ныне действующего закона, такие как: созыв собрания кредиторов и комитета кредиторов; обращение в арбитражный суд, в случаях, предусмотренных законом; получение вознаграждения; право привлекать специалистов; право подавать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении своих обязанностей. Данными правами пользуются любая категория арбитражных управляющих, участвующих в процессе банкротства.
Поскольку первостепенной задачей указанного лица является защита интересов кредиторов и сохранение имущества должника, основным правом является право предъявления в арбитражный суд от своего имени требования о признании сделок недействительными, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных законом о банкротстве. Иск о признании сделок недействительными осуществляется по общим основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом РФ. Во втором случае идет речь, о том, что сделки, совершенные должником без согласия временного управляющего противоречат действующему законодательству, в частности закону о банкротстве, и по сему признаются ничтожными в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ. Обязанности временного управляющего определены в статье 61 закона, где первостепенное место занимает обязанность по проведению финансового состояния должника. Кредиторы обладают числом голосов пропорционально сумме требований. Решение принимается простым большинством голосов от общего числа присутствующих голосов. Собрание кредиторов, в отличие от закона о банкротстве 1992 г., определявшего кворум, правомочно независимо от числа представленных на нем голосов при условии, что все кредиторы были надлежащее уведомлены о проведении собрания (статья 12 закона). На первом собрании кредиторов принимается одно из решений, совершенно по-разному определяющих судьбу должника: о введении внешнего управления и обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством. При этом принимается решение о количественном и персональном составе кредиторов; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании и об открытии конкурсного производства.
§2.2. Финансовое оздоровление
Финансовое оздоровление - это процедура банкротства, которая применяется к должнику для восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Как правило, финансовое оздоровление может быть введено на срок не более чем 2 года.
Вводится финансовое оздоровление арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. В определении суда о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться график погашения задолженности утвержденный судом.
Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления суд утверждает административного управляющего.
Вводить или не вводить такую стадию банкротства, как финансовое оздоровление, решает собрание кредиторов. С ходатайством о введении финансового оздоровления на собрании может выступить сам должник, его учредители, а также иные лица, указанные в Законе о банкротстве.
В том, чтобы было введено финансовое оздоровление, в первую очередь заинтересован сам должник. Ведь в ходе этой процедуры продолжают действовать органы управления должника, хотя и с определенными ограничениями.
Кроме того, введение финансового оздоровления дает реальный шанс избежать банкротства. Иначе говоря, в таком случае дело не будет доведено до конкурсного производства и продажи имущества должника.
Чтобы перейти к такой стадии, как финансовое оздоровление, должнику надо разработать план мероприятий по этому направлению и график погашения задолженности. В этих документах необходимо указать, как и в какие сроки будут погашаться требования кредиторов. Здесь же нужно определить, за счет каких источников должник собирается гасить задолженность.
Кроме того, для исполнения должником обязательств по графику погашения задолженности необходимо обеспечение. В качестве обеспечения может выступить залог (ипотека), банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия, поручительство и т.д. Лица, которые предоставляют обеспечение, несут ответственность за неисполнение должником обязательств. Размер этой ответственности определяется стоимостью имущества и имущественных прав, которые они предоставили в качестве обеспечения.
Если в качестве обеспечения выступает банковская гарантия, то бенефициаром признается временный или административный управляющий, который подписал соглашение в интересах кредиторов. Необходимо помнить о том, что обеспечение продолжает действовать и после завершения процедуры финансового оздоровления. После того, как арбитражный суд вынес определение о введении финансового оздоровления, на предприятии - должнике происходит следующее. Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, предъявляются к должнику только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве. Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям. Исключение составляют исполнительные документы, которые выданы на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда. Запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая).
§2.3. Внешнее управление
Процедура внешнего управления не является для нашего законодательства новой, но с момента ее появления в российском законодательстве она претерпела значительные изменения. Впервые данная процедура появилась в Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур». Еще одним документом, предшествующим Закону о банкротстве 1992 г. было распоряжение Госкомимущества РФ от 5 ноября 1992 г. № 717-р «Об утверждении типового положения о проведении конкурса по продаже предприятия-банкрота и его имущества». 1
По результатам финансового оздоровления арбитражный суд может принять решение о введении внешнего управления. Внешнее управление - это процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Оно вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов не более, чем на 18 месяцев. Этот срок может быть продлен арбитражным судом еще на 6 месяцев или же сокращен по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего.
Срок внешнего управления продлевается по решению общего собрания кредиторов.
Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. Поэтому в том случае, если со дня введения финансового оздоровления прошло уже 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.
Для проведения внешнего управления арбитражным судом утверждается внешний управляющий. С момента введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя организации - должника (он отстраняется от должности), и управление делами возлагается на внешнего управляющего.
С 1 февраля 2002 года вступил в силу Трудовой кодекс РФ. Статья 278 Трудового кодекса РФ разрешает расторгнуть договор с руководителем предприятия - должника по причине его отстранения от занимаемой должности. Отметим, что за время с момента отстранения руководителя до расторжения с ним трудового договора, заработная плата ему не выплачивается (ст.76 Трудового кодекса РФ).
Прежнее руководство компанией в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязано передать ему бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы, а также все материальные ценности.
После того, как на предприятии введено внешнее управление, на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления, объявляется мораторий.
Мораторий - это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.
Иными словами требования кредиторов, включенных в реестр, откладываются на период проведения внешнего управления.
В течение срока действия моратория приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям и иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке. В то же время организации - должнику придется выплачивать долги по исполнительным документам, которые выданы на основании решения суда до введения внешнего управления:
- о взыскании задолженности по заработной плате;
- о выплате вознаграждений по авторским договорам;
- об истребовании имущества из чужого незаконного владения;
- о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;
- о возмещении морального вреда;
- о взыскании задолженности по текущим платежам.
Мораторий не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда. Пени и штрафы за неисполнение обязательств начисляются только по текущим денежным обязательствам и обязательным платежам, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом. На требования кредиторов, которые были установлены на момент введения внешнего управления, пени начислять не надо. В то же время, пункт 2 статьи 95 Закона о банкротстве требует начислять на такие обязательства проценты. Проценты на суммы требований кредиторов каждой очереди начисляются с момента введения внешнего управления.
Пример
Арбитражный суд 21 апреля 2003 года на основании решения собрания кредиторов ЗАО «Фемида» ввел на данном предприятии внешнее управление. По состоянию на 21 апреля 2003 года ЗАО «Фемида» должно: поставщикам - 2 250 000 руб.; своим работникам - 100 000 руб.; федеральному бюджету - 450 000 руб.; региональному бюджету - 110 000 руб. С 21 апреля вводится мораторий на удовлетворение требований поставщиков. С этого числа прекращается начисление неустоек (пеней, штрафов). Зато начисляются проценты на эту задолженность по ставке 18% (действующая ставка рефинансирования ЦБ РФ). За апрель 2003 года бухгалтер ЗАО «Фемида» начислил проценты в размере: 2 250 000 руб. х 18% : 365 дн. х 10 дн. = 11 096 руб. На удовлетворение требований других должников мораторий не вводится. Задолженность перед работниками в апреле была погашена в сумме 50 000 руб.
Что касается платежей в бюджет, то внешний управляющий ЗАО «Фемида» подал в Минфин России заявление о предоставлении отсрочки уплаты федеральных налогов. До конца апреля предприятие не перечисляло денег в бюджет, а Минфин России еще не принял решения об отсрочке. Поэтому в апреле 2003 года за время действия внешнего управления следует начислить пени за просрочку платежей в бюджет. Размер пеней равен:
(450 000 руб. + 110 000 руб.) х 18% : 300 дн. х 10 дн. = 3360 руб.
В бухгалтерском учете ЗАО «Фемида» сделаны следующие записи: Дебет 91-2 Кредит 60 - 11 096 руб. - начислены проценты на задолженность перед поставщиками за апрель 2003 года; Дебет 70 Кредит 50 - 50 000 руб. - погашена часть задолженности перед работниками; Дебет 99 Кредит 68 - 3360 руб. - начислены пени за просрочку платежей в бюджет. Рассчитывая налог на прибыль за апрель, бухгалтер должен уменьшить облагаемую базу только на 11 096 руб. 20 мая 2003 года Минфин России принял решение о предоставлении ЗАО «Фемида» отсрочки по уплате федеральных налогов. До этого момента предприятие не перечисляло денег в бюджет. Поэтому, за период с 1 по 20 мая следует также начислить пени на задолженность по налогам: (450 000 руб. + 110 000 руб.) х 18% : 300 дн. х 20 дн. = 6720 руб. Начиная с 21 мая 2003 года пени на задолженность перед федеральным бюджетом начислять не надо, однако на нее необходимо начислить проценты. Их сумма за май 2003 года составит: 450 000 руб. х 18% х 1/2 : 365 дн. х 11 дн. = 1220 руб. Так как отсрочки по налогам в региональный бюджет ЗАО «Фемида» не получило, то на сумму задолженности следует начислить пени: 110 000 руб. х 18% : 300 дн. х 11 дн. = 726 руб. Кроме того, в мае были начислены проценты на задолженность перед поставщиками: 2 250 000 руб. х 18% : 365 дн. х 31 дн. = 34 397 руб. Кроме того, в мае была полностью погашена задолженность перед работниками по заработной плате. В бухгалтерском учете ЗАО «Фемида» в мае 2003 года были сделаны такие проводки: Дебет 99 Кредит 68 - 7446 руб. (6720 руб. + 726 руб.) - начислены пени за просрочку платежей в бюджет; Дебет 91-2 Кредит 68 - 35 617 руб. (1220 руб. + 34 397 руб.) - начислены проценты; Дебет 70 Кредит 50 - 50 000 руб. - погашена задолженность перед работниками. Сумма процентов уменьшает налогооблагаемую прибыль за май 2003 года. В ходе внешнего управления кредиторы вправе в любой момент предъявить свои требования к должнику. Для этого им следует обратиться в арбитражный суд, который выносит определение: включать или не включать в реестр требований кредиторов задолженность и в каком размере.
§2.4. Конкурсное производство
Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях удовлетворения требований кредиторов (пункт 10 статьи 2 закона), также как и судебная санация, не является новой для российского законодательства.
Начальным моментом открытия конкурсного производства является принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Данное решение может быть вынесено только при условии установления признаков банкротства, предусмотренных статьей 3 закона.
Одним из важных моментов нового закона является законодательное закрепление продолжительности срока проведения конкурсного производства: основного - 1 год и дополнительного - 6 месяцев, но в случае необходимости и при наличии веских оснований арбитражный суд вправе продлить указанные сроки. Многие юристы (В.Витрянский, О. Никитина, В. Петрова и др.) отмечают практическое значение данной нормы. Ранее действующий закон не содержал подобных ограничительных сроков, что позволяло конкурсным управляющим растягивать ликвидационную процедуру на долгие годы, получая при этом довольно высокое вознаграждение.
Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено в самом решении.
Решение арбитражного суда должно содержать информацию о назначении конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий является одной из ключевых фигур, действующих с момента назначения до завершения конкурсного производства.
Требования, предъявляемые к кандидатуре конкурсного управляющего и порядок его назначения аналогичные требованиям, установленным законом к кандидатуре внешнего управляющего.
Характер осуществляемых функций и возложенных задач определяет и полномочия конкурсного управляющего.
С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все права и обязанности руководителя должника.
Свойственные только конкурсному управляющему в ликвидационном производстве специфические функции, указаны в пункте 3 статьи 101 закона:
1. Проведение инвентаризации и оценки имущества должника. «Анализ финансового состояния необходим для формирования конкурсной массы, что в свою очередь решает в значительной мере судьбу имущественных интересов кредиторов». 1 Для осуществления указанной деятельности конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника.
2. Анализ финансового состояния должника.
3. Предъявление к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требований о ее взыскании. С этой целью конкурсный управляющий предъявляет иски в судебные органы. Также конкурсному управляющему предоставлено право предъявлять требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством РФ несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства.
4. Направление уведомления работникам должника о предстоящем увольнении в соответствии с требованиями Кодекса законов о труде.
5. Заявление в установленном порядке возражения по предъявляемым к должнику требованиям кредиторов.
6. Заявление отказа от исполнения договоров должника, но не позднее чем в трехмесячный срок с момента своего назначения.
7. Принятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.
8. Передача на хранение в уполномоченные органы документов должника, подлежащих обязательному хранению.
При осуществлении своих прав и обязанностей конкурсный управляющий должен действовать разумно и добросовестно с учетом интересов должника и его кредиторов. Для пресечения возможных злоупотреблений со стороны конкурсного управляющего, контроль за его деятельностью возложен на собрание или комитет кредиторов. Новый закон, учитывая опыт применения предыдущего закона о банкротстве, вводит норму, устанавливающую механизм контроля. Не реже одного раза в месяц управляющий представляет органу контроля отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе, а также иную информацию. Стоит также отметить, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей арбитражный суд по ходатайству собрания или комитета кредиторов может отстранить управляющего от исполнения им своих обязанностей и назначить нового.
Необходимо помнить, что после опубликования конкурсным управляющим сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ» и в официальном издании органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, требования кредиторов могут быть предъявлены только путем обращения в установленный срок к конкурсному управляющему, но никак не путем обращения в суд. «Надо иметь в виду, что под предъявленными требованиями кредиторов понимаются требования всех кредиторов, предъявленные к должнику в деле о банкротстве с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, в том числе и на стадии внешнего управления и конкурсного производства. При этом требования, предъявленные в процедурах наблюдения или внешнего управления, не должны повторно предъявляться во внешнем управлении или в конкурсном производстве. Видимо, предъявленными можно признать также требования граждан, по которым арбитражным судам направлены судебными приставами-исполнителями исполнительные листы».
Введение каких-либо иных последствий, связанных с открытием конкурсного производства, для должника законом не допускается.
Сведения о принятии арбитражным судом решения об объявлении должника банкротом и об открытии конкурсного производства, должны быть направлены конкурсным управляющим в «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и в официальное издание государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Публикация производится за счет средств должника. Публикация имеет целью известить всех кредиторов о ликвидации предприятия для предъявления должнику имеющихся у них претензий и поэтому должна содержать: наименование арбитражного суда, рассматривающего дело о несостоятельности предприятия-должника, наименование и место нахождения предприятия-должника, дату принятия решения арбитражным судом, обращение к кредиторам с предложением предъявить имеющиеся у них претензии, срок предъявления претензий (два месяца со дня публикации), сведения о конкурсном управляющем. 1 После того как сформирована конкурсная масса, произведена инвентаризация и оценка имущества, конкурсный управляющий представляет собранию или комитету кредиторов возможные варианты продажи имущества должника, которое выносит решение о начале продажи, ее форме и начальной цене имущества. Эта важнейшая стадия конкурсного производства, поскольку нередко от нее в решающей степени зависят результаты всей рассматриваемой процедуры банкротства. Продажа имущества должника, как правило, производится на открытых торгах. Что же касается имущества должника, являющегося ограниченно обороноспособным, то оно может быть продано только на закрытых торгах. В случае если имущество не было продано на первых торгах, закон допускает их повторное проведение или реализацию имущества на основании договора купли-продажи, заключенного без проведения торгов. Кроме того, конкурсный управляющий вправе выставить на открытых торгах права требования должника.
§2.5. Мировое соглашение.
Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок. Его суть состоит в окончании процесса путем мирного урегулирования спора, т.е. достижения определенности в отношениях между сторонами на основе свободного волеизъявления самих сторон. 1
Заключение мирового соглашения между должником и кредиторами допускается на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, в том числе и после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.
Сторонами мирового соглашения являются должник и конкурсные кредиторы. В отличие от предыдущего закона, настоящий допускает участие в мировом соглашении третьих лиц. К ним закон относит лиц, которые принимают на себя обязательства должника либо обеспечивают их исполнение (например, поручитель). Права и обязанности этих лиц предусматриваются мировым соглашением.
Решение о заключение мирового соглашения от имени должника принимается в период наблюдения руководителем должника, в период внешнего управления - внешним управляющим, а в период конкурсного производства – конкурсным управляющим.
Решение о заключение мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов. Указанное решение считается принятым при одновременном соблюдении двух условий: во-первых, оно должно быть принято большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и во-вторых - единогласное принятие решения со стороны кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом. Необходимо дать ответ на вопрос: «Кто же участвует в собрании кредиторов при вынесении данного решения?» Поскольку мировое соглашение в соответствии со статьей 123 нового закона может быть заключено только после полного погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди, что соответственно прекращает обязательства должника, то кредиторы первой и второй очереди перестают быть кредиторами по денежным обязательствам и их участие в собрании недопустимо. Что же касается кредиторов четвертой очереди, то они, также как и кредиторы первой очереди, в силу статьи 12 закона о банкротстве не являются участниками собрания кредиторов с правом голоса (за исключением первого собрания в период наблюдения) и, соответственно, не принимают участия в собрании. Стоит упомянуть, что в соответствии со статьей 58 Конституции РФ уплата установленных законом налогов и сборов является конституционной обязанностью каждого, и предметом мирового соглашения не могут быть какие-либо условия, допускающие полный отказ от исполнения этой обязанности. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в собрании кредиторов при решении вопроса о заключении мирового соглашения участвуют только кредиторы третьей и пятой очередей.
«В целях защиты прав конкурсных кредиторов, не принимавших участия в голосовании, а также голосовавших против заключения мирового соглашения, статья 122 закона устанавливает императивную норму, согласно которой содержащиеся в мировом соглашении условия удовлетворения требований конкурсных кредиторов должны быть равными для каждой очереди вне зависимости от выраженного в голосовании отношения к мировому соглашению». 1
О дате рассмотрения мирового соглашения арбитражный суд извещает стороны. Однако неявка надлежаще извещенных лиц не препятствует рассмотрению дела.
Со дня утверждения арбитражным судом мирового соглашения оно вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении.
Заключение
Действующее законодательство четко определяет понятие несостоятельности. Юридическое лицо может быть признано банкротом в случае неспособности удовлетворить требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Указанная процедура вводится арбитражным судом в течение 3 месяцев с момента принятия заявления о банкротстве с целью обеспечения сохранности имущества должника и решения вопроса о возможности восстановления платежеспособности должника на основе финансового анализа его состояния.
Процедуре внешнего управления в новом законе посвящено 27 статей. Здесь бы хотелось отметить, что восстановлению платежеспособности должника будет способствовать введение моратория на удовлетворения требований кредиторов, означающего не только приостановление исполнения всех судебных решений и иных исполнительных документов, но и прекращение начисления всевозможных пеней, штрафов и экономических санкций. Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях удовлетворения требований кредиторов. Целью формирования конкурсной массы и проведения инвентаризации имущества является его продажа на открытых торгах, и как результат проведение расчетов с кредиторами в порядке и очередности, установленной статьей Закона о банкротстве. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. При достижении договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки или рассрочки платежей оформляется мировое соглашение. Единственным существенным условием для его заключения является удовлетворение требований кредиторов первой и второй очереди. Арбитражный управляющий – в это понятие законом объединены временный управляющий, внешний управляющий и конкурсный управляющий.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – М., Юридическая литература, 1993 г.
2. Европейская конвенция 1990 г. «О некоторых международных аспектах банкротства».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. //Сборник федеральных и конституционных законов, 1995 г. Выпуск № 2.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26 января 1996 г. г. // СЗ РФ, 1996 г. № 5, ст.410.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 апреля 1995 г. // Сборник федеральных и конституционных законов, 1995 г. № 10.
6. Федеральный закон от 8.02.98 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // «Российская газета» от 20.01.98 г., № 10, от 21.01.98 г., № 11.
7. Письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 25 апреля 1995 года № С1-7/ОП –237 по обзору практики, применения Арбитражными судами Законодательства о несостоятельности (банкротства). // Вестник Арбитражного Суда РФ. 1995 № 8. Обзор применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» 1997 г. №10.
Литература:
1. Андреева Т. О подведомственности дел арбитражным судам //Хозяйство и право 1997г., № 8, № 9.
2. Бунич П. Новый Закон о банкротстве: шансов для спасения больше //Экономика и жизнь. Январь, 1998 г.№ 4.
3. Весенева З. Н. Знакомьтесь – Закон о банкротстве // Аргументы и факты. 2004 г. № 3.
4. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998 г., № 2.
5. Викторов И. Надзор за исполнением законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Законность, 1998 г. № 1.
6. Гражданское право, часть 1: Учебник /Под ред. Сергеева А.П. и Толстого Ю. К. – М., Проспект, 1998 г.
7. Добровольский А. А. Свод общеимперских положений о торговой и неторговой несостоятельности. М. 1914.
8. Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. – М., Норма-Инфра, 1998 г
9. Зинченко С., Лапач В., Газарьян Б. Банкротство: Законодательство и правоприменительная практика //Хозяйство и право, 1996 г. № 5
10. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» //Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1998 г. № 4-9.
11. Курбангалеева О.А. Как ликвидировать предприятие? – «Вершина», М., 2003 г.
12. Малышев К. И. Исторический очерк конкурсного процесса. С-Пб., 1871.
13. Никитина О. Банкротство под наблюдением //Бизнес-адвокат. 2003 г. № 14.
14. Никитина О.А. Процедура наблюдения //Специальное приложение к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. № 4.
15. Малышев А. Семинар посвященный Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» в Иркутске. //Вестник Высшего Арбитражного суда РФ, 1998 г. 3 9.
16. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 24 марта 1998 г. дело № 2702/96 //Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1998 г. № 5.
17. Предеин С. И дольше века длится банкротство //Восточно-Сибирская правда, 1998 г. № 72.
18. Телюкина М. Соотношение понятий «несостоятельности» и «банкротства» // Юрист, 1997, № 12.
19. Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве России: традиции и перспективы //Российская юстиция, 1998 г. № 10.
1 Малышев К. И. Исторический очерк конкурсного процесса. С-Пб., 1871. С. 238.
2 Добровольский А. А. Свод общеимперских положений о торговой и неторговой несостоятельности. М. 1914. С. 156.
1 Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Специальное приложение к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1998. № 2. С. 79.
1 Витрянский В. В. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве). //Хозяйство и право.1998. №3. С. 54.
2 Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве). //Специальное приложение к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1998. № 2. С. 81.
1 Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. – М., Норма-Инфра, 1998 г. С. 583.
2 «О федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом» //САПП, 1993, № 39, ст.39.
1 Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве). //Специальное приложение к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998. №2. С. 83.
1 Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. – М., Норма-Инфра, 1998 г. С. 591.
1 Курбангалеева О.А. Как ликвидировать предприятие? – «Вершина», М., 2003 г. С. 18.
1 Курбангалеева О.А. Как ликвидировать предприятие? – «Вершина», М., 2003 г. С. 23.
1 Никитина О. Банкротство под наблюдением //Бизнес-адвокат. 2003 г. № 14 С. 4
2 Никитина О.А. Процедура наблюдения //Специальное приложение к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. № 4. С. 109-110.
1 Весенева З. Н. Знакомьтесь – Закон о банкротстве // Аргументы и факты. 2004 г. № 3.
1 Куртис Б. Мастер, Эдвин В. Паксон. Принципиальные различия законов о банкротстве США и Российской Федерации. //Бизнес-ревью. 1993 г. № 7 С. 10.
1 Никитина О. Конкурсное производство. //Бизнес – адвокат. 2003. № 14. С. 5.
1 Никитина О. Конкурсное производство. //Бизнес – адвокат. 2003. № 14. С. 7.
1 Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» //Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ 1998. № 9. С. 90.
1 Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» //Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1998. № 9. С. 93.