Содержание







1. Конституционные основы формирования гражданского общества в России  3

2. Правовое положение средств массовой информации. 10

3. Порядок прекращения полномочий Президента РФ. Составить структурную схему импичмента Президента РФ.. 13

Список литературы.. 17


1. Конституционные основы формирования гражданского общества в России

Гражданское общество - это, прежде всего общество экономической свободы, в котором экономическая свобода человека как необходимое условие реальной его свободы во всех сферах жизни обеспечивается приоритетом рыночной экономики.

Рынок создает богатство и процветание общества, а тем самым и эффективную защиту слабых и обездоленных. Рынок добивается того, чтобы человек, работающий на себя, тем самым больше и лучше работал на всех. Рынок увеличивает разницу имущественного положения людей, но ведет вперед от равенства нищеты и безделья. Общество стремится обеспечивать справедливое вознаграждение за наемный труд, не допуская чьей-либо государственной или частной экономической и производственной монополии. Развивая экономическую и предпринимательскую активность, обеспечивая справедливые условия налогообложения, общество и государство не допускают возникновения экономических условий, влекущих умаление прав и унижение достоинства человека. Государство, за исключением чрезвычайных обстоятельств, угрожающих людям и обществу, не имеет право посягать на чью-либо свободу, в том числе свободу экономическую.[1]

Гражданское общество можно определить как целостную общественную систему, характеризующуюся развитостью рыночных отношений, наличием социальных классов и слоев, имеющих собственные, независимые от государства источники существования; экономической свободой производителей, демократичностью политических, социальных и личных свобод граждан, демократизмом политической власти верховенством права во всех областях общественной деятельности, включая государственную.

В России предпосылки возникновения институтов гражданского общества появились на рубеже 60-х годов XIX в.- начала XX в. И лишь в последнее десятилетие XX в. Россия возобновила свой трудный путь к гражданскому обществу, причем становление институтов такого общества осложняется глубоким экономическим и социальным кризисом, являющимся мощнейшим фактором дестабилизации общественной жизни, низким уровнем гражданской культуры населения, бюрократизацией госаппарата, криминализацией основных сфер государственной и экономической деятельности. Вплоть до начала радикальных экономических реформ (январь 1992 г.) в России сохранялся в почти неизменном виде полный контроль государства над экономикой и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и в сфере услуг.

Для понимания процессов формирования в России гражданского общества имеет важное значение учет того обстоятельства, что в современном российском обществе произошла резкая поляризация социальных сил. Полюса социальной структуры общества ныне образуют высший и низший классы, разделенные социальной прослойкой, а также нарождающийся средний класс.

Россия возникла и существует как многонациональное государство. Вот почему проблемы национальной политики составляют важнейший компонент социальной политики, процессов, ведущих к формированию гражданского общества. Такая политика должна исходить из тщательного и своевременного учета, разработки согласованных механизмов реализации национально-специфических интересов всех этнических общностей и граждан в социально-экономическом развитии страны. Национальная политика настоятельно требует реализации следующих принципов:

-       многонациональное единство Российского государства и его народов и граждан;

-       равные права национальностей при различных видах мирного, конституционного самоопределения народов с обязательным условием сохранения целостности и единства Российской государственности;

-       безусловное уважение прав и свобод человека, в том \числе и национальных, независимо от социального положения и территории проживания;

-       гарантированное обеспечение свободы, национальной самобытности и безопасности, включая свободу социального, культурного, языкового, образовательного, религиозного существования и развития, всех национально-этнических общностей и граждан страны;

-       равные возможности при равноправии и равенстве полномочий всех субъектов Российской Федерации;

-       государственная поддержка малочисленных народов, сохранение их культуры, языков, традиций и среды обитания;

-       создание международных гарантий защиты прав и свобод россиян, проживающих за рубежом.[2]

Проведению социально выверенной и обоснованной политики в области национальных отношений могли бы способствовать разработка и принятие в качестве законодательного акта Государственной программы национального возрождения и межнационального сотрудничества.

Утвержденная всенародным голосованием в декабре 1993 г. Конституция Российской Федерации характеризует государство как правовое (п.1 ст.1) и одновременно ни разу не упоминает о существовании в стране гражданского общества. Между тем уже давно стало общим местом в теоретических воззрениях представление о том, что правовое государство мыслимо лишь в паре с гражданским обществом и без последнего превращается в декорацию. Как совершенно правильно подчеркивает В. Рац, рыночное хозяйство можно отнести к самодостаточным, однако в отличие от него правовое государство, как бы его ни трактовать - как противовес гражданскому обществу или как орган последнего ("ночной страж") - немыслимо как "отдельно взятое". Все попытки "учредить" его посредством законов и указов заранее обречены на неудачу. В этом легко убедиться, фиксируя бесконечные нарушения властями предержащими собственных законов и Конституции".

Органичная связь правового государства с гражданским обществом не ограничивается, естественно, едиными истоками их происхождения, общими предпосылками их генезиса. Правовое государство и функционировать, развиваться, решать свои задачи может исключительно лишь в рамках гражданского общества и никакого иного. Общество первично по отношению к государству, его конституции, институтам, принципам и пр. и оно, даже в значительной мере огосударствленное, как это имеет место быть в условиях тоталитарно-диктаторского строя, не говоря уже об обществе гражданском, не является подсистемой - государства.

Методологически правильное понимание соотношения государства, включая всю его правовую систему во главе с Конституцией, с обществом позволяет корректно подойти к истолкованию воздействия государства, его власти на социальную структуру общества, жизнедеятельные процессы в нем происходящие.

Прежде всего, власть служит мощным средством упорядочения социальных отношений. Она необходима для осуществления взаимодействия социальных субъектов, поскольку именно с помощью власти устанавливаются или, наоборот, ломаются границы, пределы их взаимодействия. Власть - это та сила, которая усиливает и дополняет уже действующие силы самоорганизации, саморегуляции и самоуправления.

Смысл властного воздействия на поведение людей, как отмечает А. И. Демидов, "состоит в употреблении волевого, целенаправленного принуждения для обеспечения реализации тех возможностей, которые соответствуют интересам доминирующих в обществе социальных групп. Таким образом, власть выполняет регулирующую роль в отношениях между различными, зачастую противоположными тенденциями в общественной жизни, помогая реализации одних тенденций и блокируя другие".

В условиях постепенного перехода, как это имеет место в России, от многолетнего тоталитаризма к режиму политической демократии стали с неизбежностью доминировать два процесса. Один -разгосударствление и деполитизация различных сфер общественной жизни. Другой - сбалансированное, взаимоограниченное сотрудничество государственных и негосударственных организаций и движений, становление подлинной многопартийности, широкой сети массовых общественных организаций, самостоятельных форм, различных каналов воздействия на власть и проводимую ею политику, форм самоуправления и народовластия. Иными словами, процесс становления гражданского общества - это одновременно и возрастание плюрализма действующих в нем политических сил, поскольку для того, чтобы демократия была действенной, нужен плюрализм гражданского общества.

Политическая жизнь России в самое последнее время дает примеры образования и функционирования учреждений, которые с полным на то основанием могут быть отнесены к институтам гражданского общества и которые являются самостоятельными и независимыми по отношению к государственной власти. Так, учредительной конференцией общественного движения "Кузбасский угольный конгресс", состоявшейся в г. Кемерово 26 ноября 1996г., принят устав конгресса, в котором целью конгресса провозглашено: консолидация усилий и координация деятельности членов конгресса "по предотвращению остановки и разрушения угольной отрасли экономики страны". Для этого, согласно устава, конгресс будет принимать участие во всех возможных формах политической деятельности: в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, лоббировать выгодные угольщикам решения в органах государственной власти, а также заниматься хозяйственной деятельностью. Кузбасский угольный конгресс планирует войти в состав конгресса общероссийского.10 В мае 1996 г. в г. Екатеринбурге инициативной группой в составе губернатора Свердловской области, генеральных директоров ряда предприятий, руководителей банковских структур и др. был подготовлен и проведен Первый российский экономический форум. Целью форума было объединение предпринимательских и управленческих кругов, руководителей субъектов Российской Федерации, всех инициативных граждан в интересах продолжения развития рыночных реформ, придания им большей устойчивости и социальной направленности, развития многоукладное экономики. Результатом работы Российского экономического форума было создание нового общественного объединения "Движение за социально-экономический прогресс России", призванного консолидировать здоровые силы общества на основе конструктивного диалога с органами государственной власти, содействовать социально-экономическим преобразованиям в стране. Форум высказался также за создание Национального социально-экономического совета, включающего представителей федеральной и региональных администраций, Федерального собрания, министерств и ведомств, предпринимателей, банкиров, промышленников, ученых. Предлагается, чтобы Совет был наделен правом внесения предложений по вопросам экономики в правительство и другие органы исполнительной власти с обязательным их рассмотрением.

Правовое государство играет роль социального регулятора функционирования гражданского общества, определяя нормы и границы его автономии. Обслуживая потребности саморегулирующегося общества и тем самым обеспечивая режим господства в обществе права, правовое государство создает надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы общественной жизнедеятельности, защищает интересы производителей и потребителей социальных благ.

Господство в обществе права - это, безусловно, важнейшая функциональная характеристика правового государства в условиях гражданского общества, хотя справедливости ради надо отметить, что нежелательно и даже недопустимо вмешательство государства в саморегулирующиеся процессы общественной жизнедеятельности. Правовое государство как правовая форма организации и деятельности политической власти и ее взаимоотношений с личностями как субъектами права, обладает такими основными признаками:

-       гарантированность свободы личности, ее основных прав и интересов;

-       взаимная ответственность государства и личности;

-       господство права во всех сферах общественной жизни и верховенство закона, выражающего правовые принципы общества;

-       подчинение закону самого государства, всех его органов и должностных лиц;

-       разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;

-       эффективная форма контроля за осуществлением законов.

В политической системе гражданского общества государство (политическая, государственная власть - это сущность государства) представляет собой тот стержневой элемент, вокруг которого концентрируются другие элементы политической системы. Если партии, общественные организации, объединения, институты, движения и др. призваны представлять интересы и позиции отдельных социальных слоев, групп и иных категорий граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес, является основным механизмом формирования и реализации власти, субъектом и гарантом суверенитета, верховенства закона.

Правовое государство обеспечивает политическую поддержку гражданского общества. В самой основе этого государства заложена установка на достижение стабильности, устойчивости социальных отношений. Лишь при исчерпании всех возможных путей к согласию и согласованию правовое государство вправе прибегнуть к легитимному насилию.

В России предстоит формирование правовой государственности, базирующейся на приоритете права, способной к социальному партнерству в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных социальных групп и общностей при реальном плюрализме в обществе. Этому может способствовать рождение новых форм массовой политической деятельности, появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений. Процесс этот возможен лишь на путях преодоления традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, стабилизации общества, на основе гражданского мира с соблюдением конституционных гарантий. Все это должно сопровождаться формированием новой ментальности российского общества, опирающегося на лучшие достижения отечественной и мировой цивилизации.


2. Правовое положение средств массовой информации

В Федеральном законе РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. информация лаконично понимается как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2).

Разновидностью информации является массовая информация.

В Федеральном законе РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. массовая информация понимается как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, а к средствам массовой информации Закон относит периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации (ст. 2).[3]

Средства массовой информации призваны осуществлять: поиск; получение; передачу; производство; распространение информации.

При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи.

То, что СМИ - большая общественная сила и серьезное орудие власти, не вызывает никаких сомнений. И особое значение они приобрели в современном обществе с развитием технических средств коммуникации, в частности телевидения. Однако их место и роль в государственно-организованном обществе зависят от характера этой организации.

В обществе обязательно должны существовать государственные СМИ. Без этого государство не сможет даже выполнить свою конституционную обязанность по опубликованию законодательных актов. Государственными являются СМИ, которые учреждены государственным органом (Федеральный Закон РФ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" от 15 декабря 1994 г., ст. 3). Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации, чтобы не допускать усиления одной из них и разбалансированности государственного механизма.

Деятельность СМИ в Российской Федерации в основном регулируют следующие нормативно-правовые акты:

-       Конституция РФ (ст. 29 и др.).

-       Законы РФ: "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г.; О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О средствах массовой информации" от 13 января 1995 г.; "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" от 13 января 1995 г.; "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г.; "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 г.; "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г.; "О рекламе" от 14 июня 1995 г.; "О связи" от 7 июля 2003 года;

-       Указы Президента РФ "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" от 31 декабря 1993 г. и "О Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации" от 31 декабря 1993 г., а также другие нормативно-правовые акты Российской Федерации.[4]

Статья 29 Конституции РФ каждому гарантирует свободу мысли и слова (ч. 1), право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4), а также гарантирует свободу массовой информации (ч. 5). Свобода слова есть юридическая возможность индивида (человека и гражданина) беспрепятственно выражать свои мысли и мнения. Эти мысли могут выражаться устно, письменно, в том числе и с помощью средств массовой информации. Носителем данной свободы является индивид. Под свободой массовой информации понимается юридическая возможность беспрепятственно (без ограничений) распространять средствами массовой информации при помощи специальных технических систем и устройств сведения, адекватно отражающие процессы общественного бытия, предназначенные для неопределенного круга лиц. Носителем данной свободы являются средства массовой информации. Таким образом, различие этих свобод в том, что свободу слова реализует индивид, а свободу массовой информации - независимые средства массовой информации.

Проф. А.В. Малько подчеркивает самостоятельность конституционного права гражданина на информацию. Впервые на международном уровне о праве на информацию было сказано в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека и в принципе воспроизведено в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ: "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". По мнению проф. Малько, право гражданина на информацию состоит из целого ряда юридических возможностей и включает в себя следующие правомочия:

1) право на беспрепятственное ознакомление с любым законом, с любым нормативно-правовым актом;

2) право знать о создании и функционировании всех конкретных информационных систем, которые в какой-либо степени затрагивают сферу личной жизни гражданина;

3) право давать согласие на сбор личностной информации;

4) право проверять достоверность такой информации;

5) право доступа к ней;

6) право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды;

7) право на достоверную финансовую информацию; и др.

Автор справедливо указывает на необходимость принятия специального Закона "О праве на информацию".

Какими вообще, в принципе, могут быть взаимоотношения государства и СМИ? Думается, что СМИ и государство взаимодействуют по следующим направлениям:

-       природа государства определяет в целом положение СМИ в обществе. Это хорошо видно на примере тоталитарного государства;

-       государство и в демократическом обществе создает нормативно-правовую базу деятельности СМИ, определяет правовое положение каждой из их разновидностей;

-       государство может иметь свои собственные, государственные СМИ, которые в обществе, основанном на принципе политического плюрализма, функционируют наряду с другими, негосударственными СМИ;

-       государство не вмешивается в конкретную деятельность независимых СМИ;

-       государство в целях защиты информационных прав граждан, интересов государства и разрешения конфликтов между различными СМИ может создавать специальные органы. В Российской Федерации таким органом является Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, которая в системе государственных органов занимает особое место и не входит в систему федеральных судов РФ.


3. Порядок прекращения полномочий Президента РФ. Составить структурную схему импичмента Президента РФ

В Конституции указаны 3 случая законного досрочного прекращения исполнения полномочий Президента.

1. Отставка, под которой понимается добровольный уход с поста с подписанием заявления, извещающего об оставлении должности. В этом случае обязанности Президента временно принимает на себя Председатель Правительства. Уход в отставку должен иметь окончательный характер: Президент уже не может отозвать заявление об отставке и вернуться к исполнению обязанностей.[5] С момента объявления отставки самим Президентом его полномочия автоматически досрочно прекращаются. Такой случай имел место в российской государственной практике, когда Президент Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999 г. объявил о своей отставке, и исполнение его полномочий временно было возложено на Председателя Правительства В. В. Путина.

2. Прекращение исполнения полномочий по состоянию здоровья. Здесь возможны два варианта.

А) Президент серьезно болен, но находится в ясном уме и способен самостоятельно принять взвешенное решение. Тогда при стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять свои полномочия Президент прекращает их исполнение, что по сути представляет собой ту же отставку, но с указанием конкретного основания.

Б) Возможны ситуации, когда Президент не в состоянии сам принять решение (он находится в бессознательном состоянии или есть основания сомневаться в ясности его ума и способности принимать обоснованные решения). В этом случае для решения вопроса с досрочном прекращении полномочий требуется специальное авторитетное медицинское заключение.

Если состояние здоровья лишь временно не позволяет Президенту выполнять свои обязанности, то их исполняет Председатель Правительства до того момента, пока Президент не сможет взять их на себя. Например, когда Президенту Ельцину предстояло перенести операцию на сердце, он 19 сентября 1996 г. издал Указ “О временном исполнении обязанностей Президента российской Федерации”. Указ установил, что в связи с предстоящей Президенту хирургической операцией, в целях обеспечения условий непрерывного осуществления государственной власти и в соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции “временное исполнение обязанностей Президента РФ осуществляется Председателем Правительства РФ В. С. Черномырдиным в полном объеме, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и таким ядерным оружием”. Обеспечение деятельности временно исполняющего обязанности Президента осуществляется в установленном порядке Администрацией Президента.

3. Отрешение Президента от должности. Действующая Конституция значительно сузила такие основания, сделав отрешение Президента практически невыполнимым. Ст. 93 называет в качестве оснований лишь государственную измену или совершение иного тяжкого преступления. В Конституции описана и процедура отрешения. Для ее осуществления необходимо выполнение нескольких условий. Предложение о выдвижении обвинения вносится депутатами Государственной Думы, причем инициатива должна исходить не менее, чем от одной трети депутатов. Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, вменяемого в вину Президенту. Затем, в соответствии с регламентом палаты, предложение о выдвижении обвинения направляется на заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой и призванной оценить соблюдение процедурных правил и фактическую обоснованность обвинения. В состав комиссии входят председатель, заместитель председателя и 13 членов из всех фракций и депутатских групп. Решение о выдвижении обвинения принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов. Обвинение Государственной Думы должно быть подтверждено заключением Верховного Суда о наличии в действиях Президента признаков состава преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ст. 93, п. 1).

Решение об отрешении Президента от должности принимает Совет Федерации так же двумя третями голосов от общего числа членов в течение 3 месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения. Если в этот срок Совет Федерации не вынесет соответствующего решения, обвинение считается отклоненным. Таким образом, в процедуре отрешения Президента от должности совместно участвуют наиболее компетентные в этом вопросе органы – обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд, Конституционный Суд – что является гарантией защиты Президента от произвола отдельных органов власти.

Импичмент представляет собой очень сильное средство воздействия на Президента со стороны парламента, направленное на предупреждение злоупотреблений властью и нарушения Конституции главой государства. Отрешение Президента от должности автоматически влечет за собой прекращение исполнения им полномочий. Президент теряет при этом свою неприкосновенность и может быть привлечен к уголовной ответственности в обычном порядке. Существуют некоторые ограничения его полномочий: он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. Эти ограничения обусловлены тем, что исполняющий обязанности не избирается всенародно, в отличие от Президента.[6]

Выборы нового Президента должны быть проведены не позднее 3 месяцев после досрочного прекращения полномочий Президента.

 

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система Гарант.

2.     Закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года N 2124-1 (ред. от 02.03.98). – Справочная система Гарант.

3.     Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»  от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003). – Справочная система Гарант.

4.     Федеральный Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 года N 7-ФЗ. – Справочная система Гарант.

5.     Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 года N 108-ФЗ (ред. от 18.06.2001). – Справочная система Гарант.

6.     Федеральный закон «О связи» от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ. – Справочная система Гарант.

7.     Указ президента РФ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г. N 2334. – Справочная система Гарант.

8.     Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 2003.

9.     Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2004.

10.           Конституционное право России, Кутафин, Козлова. - М.: Дрофа, 2003.

11.           Куликов В.И. Конституционное право РФ. М.: Высшая школа, 2003.

12.           Авакьян С. А. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ: проблемы, требующие юридического решения // Законодательство. – 1999. - № 3. – С. 87-97.



[1] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997.- С. 380.

[2] Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 151.

[3] Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 457.

[4] Куликов В.И. Конституционное право РФ. М.: Высшая школа, 2003. – с. 294.

[5] Авакьян. С. А. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ: проблемы, требующие юридического решения // Законодательство. – 1999. - № 3. – С. 87.

[6] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997.- С. 253.