МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ  ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал в г. Орле)



                                                  Факультет «Учетно-статистический»

         Кафедра «Бухгалтерского учета и анализа

                                                           хозяйственной деятельности»

         


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



По дисциплине:   БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО


На тему: «Формирование современных профессий бухгалтера и аудитора».


                                        

                                       


                                                                                  

                                                                                          Выполнила студентка


                                 4 курса, второго высшего образования, л.д. №07УБД60924

                                                             

                                                                                          Парамонова О. В.


                                                                                          Руководитель

                                                               

                                                                                          ст. пр. Кузина Н. В.







 

Орел

2008

1. Формирование современных профессий бухгалтера и аудитора.


Развитие бухгалтерии и самой профессии бухгалтера неразрывно свя­заны с эволюцией самого человечества, его отношения ко всем процессам жизнедеятельности, возникновением торгового обмена, торговли не только натуральными продуктами и ремесленными, но и услугами (так называемой интеллектуальной собственностью). На всем протяжении развития человече­ства бухгалтерский учет подвергался определенным изменениям форм, до­полнениям методов, приводился к единой системе требований и норм. Рабо­та, связанная с учетом постепенно выделялась в особую область деятельно­сти. На протяжении довольно долгого времени роль бухгалтера сводилась к подсчету и учету вверенного ему имущества [1, с.11].

В средневековье главными объектами учета стали наличные денежные средства и расчетные документы (векселя, закладные и т.д.). Учет кассовых операций требовал соответствующего контроля. Потребность повышения качества контроля привела к возникновению двойной записи – одного из основных принципов современного бухгалтерского учета. Сущность  метода двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах.

Научная разработка двойной записи хозяйственных оборотов и раз­ных способов его применения начинается в конце средних веков, когда в Италии активизировалась жизнь общества и снова стали процветать тор­говля и промышленность, в банках стали появляться и изучаться новые формы счетов. К записям стали применяться новые подходы, подсказан­ные практикой и рекомендованные учеными.

К концу XV ве­ка двойная запись достигла такой степени развития, что обратила на себя внимание известного математика своего времени Луки Пачоли — профессора математики в университетах Венеции, Перуджи и Рима. В 1494 году он опубликовал "Трактат о счетах и записях", из которого явствует, что ве­нецианские купцы делали записи в трех книгах: черновой, журнале и главной, не считая копировальной книги и инвентарной, которая содержала подробный перечень активного и пассивного имущества. Следует отметить, что уже в то время существовал обычай предъявлять коммерческие книги для регистрации или скрепы печатью, причем книги должны были быть подписаны и счетоводом [1, с.13].

Вскоре после этого прозвучало слово «бухгалтер». Бухгалтер происходит от немецкого: Buch – книга, halter – держатель, что в переводе означает «регистратор хозяйственных операций, или ответственный за организацию и правильное прочтение учетных данных». Бухгалтер — это специалист, обла­дающий специальными навыками и имеющий соответствующее образование.

Термин «бухгалтер» появился в XV в. Как гласит исторический факт, первым должностным лицом, получившим звание бухгалтера, был Христофор Штехер — делопроизводитель Инсбрукской счетной палаты. В Германии до 1498 г. лица, занимав­шиеся ведением счетных книг, назывались писцами. С этого вре­мени термины «бухгалтер» и «бухгалтерия» стали вытеснять старые названия и постепенно распространяться повсюду. В России они вошли в обиход только в XVIII в. при осуществлении реформ Пет­ром I, в период возникновения торговых компаний, заводов, фаб­рик. Счетоводству уделялось в то время соответствующее внимание, однако квалифицированных людей, умеющих правильно и грамот­но вести бухгалтерские книги, было мало. Неслучайно поэтому лицом, первым получившим в России звание бухгалтера, был гол­ландский купец Тиммерман, который приказом Коммерц-коллегии от 11 сентября 1732 г. был назначен главным бухгалтером Петер­бургской таможни [2, с.16].

На современном этапе в России профессиональная деятельность бухгалтеров осуществляется во всех сферах народного хозяйства и направлена на профессиональное обслуживание функционирования хозяйствующих субъектов всех правовых форм собственности, сферы госбюджета и внебюджетных институциональных структур.

В условиях рыночной экономики изменились роль и функции бухгалтерской службы. За последние несколько лет появилось большое количество фактов хозяйственной деятельности, отраже­ние которых в бухгалтерской отчетности, а также порядок их веде­ния в текущем учете не предусматривались [2, с.18].

Любого руководителя интересует финансо­вое состояние организации, финансовое планирование, инвестиционная деятельность. Это означает, что финансово-бухгалтерская подготовка касается всех работников аппарата управления и в пер­вую очередь бухгалтеров и руководителей любого субъекта хозяйст­вования.

Современные профессии бухгалтера. Сегодня бухгалтерский учет сформировал интересную, творческую и престижную профес­сию. Лица, имеющие ее, специализируются по следующим областям:

•  финансовый и управленческий учет;

•  независимая бухгалтерская деятельность;

•  финансовое управление (менеджмент);

•  экономические экспертизы (финансовые, бухгалтерские и др.);

•  бюджетный учет;

•  преподавательская,  научно-исследовательская  или  управлен­ческая деятельность в перечисленных выше сферах.

Главный бухгалтер, бухгалтер в области финансового и управлен­ческого учета работает по найму в организациях различных форм собственности. Благодаря широкому, всестороннему и глубокому взгляду на все стороны деятельности организации бухгалтер оказыва­ет большое влияние на принятие управленческих решений [2, с.19].

Основополагающие признаки, характеризующие статус главно­го бухгалтера, установлены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (ст. 7). Этим же документом регулируются общие основания юридической ответственности главного бухгалтера, определяемые задачами и функциями, возложенными на него Законом. Так, он несет ответственность:

•  за формирование учетной политики;

•  ведение бухгалтерского учета;

•  своевременное представление полной и достоверной бухгал­терской отчетности;

•  контроль за соответствием фактов хозяйственной деятельно­сти действующему законодательству и пресечение незаконных действий исполнительных лиц;

•  сохранность бухгалтерских документов, оформление и переда­чу их в установленном порядке в архив.

Основная задача бухгалтера по финансовому учету заключается в сборе, подготовке, систематизации и обобщении учетной информа­ции, обеспечивающей бухгалтерское оформление и регистрацию фактов хозяйственной деятельности, их стоимостное измерение, текущую группировку и составление финансовой отчетности. Обязанностью бухгалтера является соблюдение норм финансового и налогового законода­тельства.

Задачей бухгалтера по управленческому учету является обеспече­ние руководства организации информацией, необходимой для при­нятия управленческих решений.

Главные бухгалтеры, бухгалтеры по финансовому и управленче­скому учету должны подтверждать свою профессиональную компе­тентность и подготовку путем прохождения аттестации на получе­ние квалификационного аттестата профессионального бухгалтера [2, с.20].

Независимая бухгалтерская деятельность предполагает работу бухгал­тера по предоставлению своих услуг. Сфера такой независимой деятель­ности охватывает предоставление платных услуг по проведению ауди­торских проверок, налогообложению, опенке активов организации, собственности, недвижимости, управленческому консультированию и др. Однако для осуществления такой деятельности необходимо наличие лицензии и соответствующею сертификата, подтверждающего профес­сиональные качества аудитора, оценщика, финансового менеджера.

В крупнейших многопрофильных организациях, построенных но западному типу, для управления финансовой деятельностью вводятся должности финансовых менеджеров, контролеров, казна­чеев. Это высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями в области финансов и бухгалтерского учета, кредитования и ценообразования, налогового законодательства, биржевой и инве­стиционной деятельности и др. [2, с.21].

Перед финансовым менеджером стоят многочисленные задачи, связанные с управлением оборотным капиталом, определением оп­тимальной его величины и структуры, управлением дебиторской и кредиторской задолженностью, оценкой эффективности инвестици­онных проектов с учетом рисков, связанных с их осуществлением, анализом хозяйственной деятельности, финансовым контролем. Финансовый менеджер несет ответственность за качество анализа финансовых проблем, выработку рекомендаций руководству коммерческих организаций.

Должностные обязанности контролеров и казначеев зависят от содержания учетной политики организации.

Функции контролера имеют внутренний характер и заключают­ся в ведении учетной документации, отслеживании документообо­рота и контроле финансовых результатов по прошлой и текущей деятельности. В сущности, контро­лер является бухгалтером компании. Он занимается составлением промежуточной отчетности, налоговых деклараций, годовой бухгал­терской отчетности.

Деятельность казначея направлена на решение глобальных во­просов по обеспечению финансовой устойчивости организаций. Он формирует структуру основного и оборотного капитала, проводит оценку затрат на капитал, управляет денежным оборотом, привле­кает краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы, организует расчеты с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчи­ками  [2, с.22].

Бухгалтер, работающий в области экспертной деятельности, является лицом, обладающим специальными знаниями и привле­каемым органами расследования, судом и иными государственны­ми (арбитраж) и общественными (третейский суд) органами для проведения экономических экспертиз. В их составе можно выде­лить: финансовые, бухгалтерские, налоговые и другие подвиды экспертиз, содержание которых определяется предметом эксперт­ного исследования.

  Бухгалтеры, работающие в организациях, применяющих бюджет­ный учет, сталкиваются с тем, что, с одной стороны, он является частью системы бухгалтерского учета в целом, а с другой — характе­ризуется наличием специальной нормативной базы. Организация бухгалтерского учета бюджетных организаций в подавляющем боль­шинстве учреждений базируется на централизованных принципах его ведения с учетом воздействия рыночных условий, недостаточности бюджетного финансирования, а также с использованием внебюджет­ных источников на их содержание [2, с.22].

Современный этап развития бюджетного учета предполагает объединение двух его традиционных секторов (учета исполнения бюджетов и учета в самих бюджетных учреждениях) и переход к единому плану счетов. На основе данных бюджетного учета, а сле­довательно, и учета в каждом отдельном бюджетном учреждении будет  формироваться   баланс   государства.   Это  даст  возможность представлять информацию внутренним  и  внешним  пользователям, на качественно новой основе.

Бухгалтеры, занимающиеся педагогической деятельностью, на­правляют свои усилия на подготовку специалистов в области бух­галтерского учета. Сегодня в России сложилась фундаментальная школа подготовки бухгалтеров. Многие вузы готовят бухгалтеров, обеспечи­вая потребности конкретных отраслей и регионов.

 Среди официальных документов, регулирующих профессио­нальную деятельность бухгалтеров как в России, так и за рубежом, следует отметить Кодекс этики бухгалтера, на основании которого Международной федерацией бухгалтеров разработаны нормы этики бухгалтера. При разработке основных положений Кодекса Между­народная федерация бухгалтеров исходила из того, что цели и фун­даментальные принципы действительны для всех профессиональ­ных бухгалтеров [2, с.23].

Независимо от сферы его деятельности бухгалтер должен вла­деть определенными профессиональными навыками, быть привер­женным общему Кодексу ценностей и принципов повеления, осознавать свой долг не только перед конкретной организацией, но и перед всем обществом в целом [2, с.24].

Профессия аудитора тесно связана с бухгалтерской. Впервые бух­галтеры-аудиторы появились в Великобритании примерно в середине ХIХ в. Закон о британских компаниях, принятый в 1862 г., уже пред­писывал в обязательном порядке проверку счетов компаний спе­циалистами по бухгалтерскому учету и финансовому контролю по меньшей мере один раз в год. Аудиторство возникло и в других наиболее развитых капиталистических странах, где происходил бурный процесс концентрации и централизации производства и капитала [3, с.13].

  Возникшая в разных странах аудиторская профессия получила самые различные названия: например, в США бухгалтер-ревизор называется общественным бухгалтером, во Франции — бухгалтер-эксперт или комиссар по счетам, в Германии — контролер хозяй­ства, контролер книг и т.д. Прав­да, наряду с аудиторами, занимающимися проверкой бухгалтерс­ких отчетов и балансов, существует и такая категория аудиторов, как консультанты по вопросам налогообложения [3, с.14].

В России первые попытки создания института аудита были предприняты еще Петром I. Здесь необходимо отметить, что аудит времен Петра I сильно отличался от сегодняшнего понимания сущности аудиторской деятельности. Должность аудитора тогда в России совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводи­теля, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли при­сяжными бухгалтерами [3, с.14].

Профессия аудитора в России реально получила свое развитие не так давно — в 90-е гг. XX в. Как определяет ст. 3 Федерально­го закона РФ № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г., аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и име­ющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или лица, привлекаемого ауди­торской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуще­ствляющего свою деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятель­ность, оказывать сопутствующие аудиту услуги, но не может осуще­ствлять иные виды предпринимательской деятельности [3, с.15].

Среди аудиторов выделяется категория внутренних аудиторов. Под внутренним аудитом понимается организованная экономи­ческим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними докумен­тами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономичес­кого субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) вне­шние аудиторы [3, с.15].

Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) соб­ственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; призвана содействовать оптимизации дея­тельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

К функциям внутреннего аудита относят:

а) проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;

б) проверки бухгалтерской и оперативной информации, вклю­чая экспертизу средств и способов, используемых для идентифи­кации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остат­ков по бухгалтерским счетам;

в) проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

г) проверки деятельности различных звеньев управления;

д)  оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных процедур в филиалах, структур­ных подразделениях экономического субъекта;

е)  проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;

ж) работу над специальными проектами и контроль за отдель­ными элементами структуры внутреннего контроля;

з) оценку используемого экономическим субъектом программ­ного обеспечения;

и) специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;

к) разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффек­тивности управления.

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственни­кам и независим от руководителей проверяемых филиалов эконо­мического субъекта, структурных подразделений, органов внут­реннего контроля и т.п. [3, с.16].


2. Составление приказа об учетной политике на примере ООО «Элементная мебель и комплекты столярные».


Дополнительное условие для выполнения контрольной работы:

Организация в своей структуре имеет филиалы и представительства (Приложения 1,2).


3. Практическая ситуация.

Вариант 4.

ООО «Золотинка» является производителем ювелирных изделий. В сентябре 200Хг. им реализована партия ювелирных изделий организации розничной торговли по договорной стоимости 64 000 руб. (в том числе НДС). Фактическая себестоимость реализованной продукции составляет 35 000 руб. В следующем месяце вся продукция из-за выявленного брака возвращена ООО «Золотинка». Драгоценный металл, содержащийся в бракованной продукции, оприходован в качестве лома по стоимости его возможного использования - 20 000 руб. Отразить операции в учете ООО «Золотинка» со ссылками на требования нормативных документов, действующих в бухгал­терском и налоговом учете, при условии, что в соответствии с учетной политикой для цели налогового учета потери от брака учитываются в составе прямых расходов.

Решение:


Выручка от реализации продукции является доходом от обычных видов деятельности и отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка", в корреспонденции с дебетом счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в размере договорной стоимости (п. п. 5, 6, 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н; Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Фактическая себестоимость реализованной продукции списывается с кредита счета 43 "Готовая продукция" в дебет счета 90, субсчет 90-2 "Себестоимость продаж".

Операции по реализации продукции на территории РФ признаются объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Налоговая база при реализации продукции определяется как стоимость этой продукции, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, без включения в нее НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Сумма НДС (9763 руб.), причитающаяся к получению от покупателя и уплате в бюджет, отражается по дебету счета 90, субсчет 90-3 "Налог на добавленную стоимость", в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" (Инструкция по применению Плана счетов).

Покупатель вправе отказаться от исполнения договора, вернуть некачественную продукцию и потребовать возврата уплаченной за продукцию денежной суммы (п. 2 ст. 475 Гражданского кодекса РФ). Возврат бракованной продукции отражается сторнировочными записями по счетам, на которых ранее были отражены операции по реализации этой продукции.

Так, организация производит сторнировочные записи по дебету счета 62 в корреспонденции с кредитом счета 90, субсчет 90-1, и по дебету счета 90, субсчет 90-2, в корреспонденции с кредитом счета 43.

Сторнируется также сумма НДС, начисленная с выручки от реализации продукции, возвращенной покупателем.

В регистрах налогового учета организация также делает корректирующие записи, связанные с возвратом продукции покупателем.

Фактическая себестоимость возвращенной и полностью забракованной продукции списывается с кредита счета 43 "Готовая продукция" в дебет счета 28 "Брак в производстве". Драгоценный металл, содержащийся в забракованной продукции, пригодный для дальнейшего использования, приходуется в качестве лома по стоимости его возможного использования (в качестве сырья) по дебету счета 10 "Материалы", субсчет 10-1 "Сырье и материалы", в корреспонденции с кредитом счета 28 "Брак в производстве" (Инструкция по применению Плана счетов) <1>.

Стоимость потерь от брака, относимая в дебет счета 20 "Основное производство" с кредита счета 28 «Брак в производстве», равна стоимости окончательного брака (по фактической себестоимости) за минусом стоимости лома и признается для целей бухгалтерского учета расходом по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н; Инструкция по применению Плана счетов).


Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный    документ

Признана выручка от      реализации продукции    

62

90-1

64 000

Накладная   на отпуск   продукции  

Списана фактическая      себестоимость            реализованной продукции 

90-2

43

35 000

Бухгалтерская справка   

Начислен НДС с выручки от реализации продукции    

90-3

68

9 763

Счет-фактура 

Бухгалтерские записи, связанные с возвратом          продукции покупателем

СТОРНО          Выручка от реализации    возвращенной продукции  

62

90-1

64 000

Накладная   на возврат  

СТОРНО          Фактическая себестоимость возвращенной продукции  

90-2

43

35 000

Бухгалтерская справка   

СТОРНО          Сумма НДС по возвращенной продукции <2>          

90-3

68

9 763

Бухгалтерская справка-расчет

Списана на потери от     брака стоимость          окончательно             забракованной продукции 

28

43

35 000

Акт о браке, Бухгалтерская справка   

Драгоценный металл,      содержащийся в           забракованной продукции, принят к учету в качестве лома по цене возможного  использования <1>       

10-1

28

20 000

Приходный ордер, Бухгалтерская справка-расчет

Списаны потери от брака  на расходы основного     производства             (35 000 - 20 000) <3> 

20

28

15 000

Акт о браке, Бухгалтерская справка-расчет


--------------------------------

<1> Лом ювелирных изделий учитывается организациями по наименованию драгоценных металлов, виду лома, массе лома и в стоимостном выражении, а также по количеству изделий (п. 8 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731; п. 6.5 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н).

<2> Вычет данной суммы НДС производится в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом продукции или отказом от продукции, но не позднее одного года с момента возврата или отказа (п. 4 ст. 172 НК РФ).

Сумма НДС, принимаемая к вычету, отражается в графе 4 строки 270 разд. 2.1 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (возмещению из бюджета)" Налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 28.12.2005 N 163н.

<3> Для целей налогообложения прибыли потери от брака относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией при удовлетворении критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ (пп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При этом отметим, что в зависимости от учетной политики для целей налогового учета потери от брака организация может учитывать либо в составе прямых расходов, либо в составе косвенных (п. 1 ст. 318 НК РФ).
















             

Список литературы:


1. Бреславцева Н.А., Медведева О.В, Нор-Аверян Г.Г Бухгалтерское дело:  Учеб. Пособие. – М.: Приор-издат, 2004.

     2. Бухгалтерское дело: Учеб. Пособие для вузов / Под. ред. проф. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006

     3. Климова М.А. Бухгалтерское дело: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2004.