СОДЕРЖАНИЕ


Вопрос 1. 3

Вопрос 2. 4

Вопрос 3. 5

Вопрос 4. 5

Вопрос 5. 7

Вопрос 6. 8

Вопрос 7. 10

Вопрос 8. 10

Вопрос 9. 10

Вопрос 10. 11

Заключение. 12

Список литературы.. 14

















Контрольная  работа № 00 по дисциплине «Юридическая психология» код (ЮП 00)

Игровая ситуация. Из мест лишения свободы совершил побег осужденный Н., ранее неоднократно судимый за грабежи и разбойные нападения, 27 лет, лидер организованной преступной группы. После побега Н. совершил очередное преступление - с целью получения выкупа, похитил жену генерального директора ИЧП «Нара». Сотрудники уголовного розыска и РУБОП определили местонахождения преступника и 3-х других членов ОПГ. В начале операции был захвачен один бандит. Однако Н. заявил, что в случае активных действий сотрудников РУБОП он убьет заложницу. В свою очередь он потребовал деньги, вертолет, оружие, наркотики.

Задание. Вы находитесь в составе опергруппы в качестве психолога. Опираясь на полученные психологические знания, свой жизненный опыт, литературные источники, Вы должны дать психологическое обоснование деятельности РУБОП и обеспечить операцию по освобождению заложницы и задержанию преступников. Индивидуально-психологические особенности Н., других бандитов и заложницы можете составить по своему усмотрению.

Для полного и правильного выполнения контрольной работы Вам надлежит последовательно ответить на следующие вопросы.

Вопрос 1.

Что составляет предмет юридической психологии? Под каким ракурсом Вы будете исследовать личности преступников? Какие теоретические положения психологии Вам необходимо знать для этого?

Юридическая психология (от латинского "juris" — право) изучает проявление и использование психических закономер­ностей, психологических знаний в сфере правового регулиро­вания и юридической деятельности. Юридическая психология исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциар­ной деятельности на основе учета психологических факторов.

Исследование личности преступников будет осуществляться при помощи синтеза психологических и юридических знаний. Необходимо знать основы криминальной психологии – систему психологических, генетических и социальных факторов детерминации криминального поведения, психологию личности преступника, психологические особенности отдельных категорий преступников, а также психологию преступного деяния.

Вопрос 2.

Составьте предполагаемый психологический портрет Н. Под влиянием каких факторов сформировалась его криминальная направленность? Дайте оценку содержанию его личности и всем психическим свойствам: характеру, темпераменту, способностям, направленности. Опишите особенности криминальной мотивации, присущей Н. Сделайте вывод и оцените социальную опасность Н. Какие методы юридической психологии Вы использовали для составления портрета?

Основной психологической особенностью преступника явля­ется его десоциализованность, деформация его социально цен­ностных ориентаций, антиобщественные установки и асоциаль­ные стереотипы поведения, сформированные в условиях крайне пониженного социального контроля и дефектов в механизме реали­зации права.

Методы структурного анализа, методы качественного (факторного) анализа, биографический метод, метод обобщения независимых характеристик.

Вопрос 3.

Какие психологические трудности Вы ожидаете встретить при решении поставленной задачи? Какими личностными качествами Вам необходимо обладать для эффективной работы?

Противодействие задержанных лиц, а также главаря банды. Компетентность, грамотность в подходе, осторожность, умение располагать к себе любого человека,  рассудительность, объективность.

Вопрос 4.


Дайте психологическую характеристику организованной преступной группы, возглавляемой Н. Опишите предполагаемые индивидуальные особенности его сообщников. Какие нормы, ценности, правила взаимоотношений господствуют в этой ОПГ? Какие социальные роли в ней играют Н., его сообщники? В чем сила и в чем состоят уязвимые места ОПГ?

Организованная преступность — функционирование ус­тойчивых социально организованных преступных групп, имею­щих материальную базу и коррумпированные связи с власт­ными структурами в целях незаконного обогащения и само­защиты от социального контроля.

Субъект организованной преступности целенаправленно де­формирует социальные структуры, приспосабливает их к своей преступной деятельности, коррумпирует хозяйственные и пра­воохранительные органы.

Отличительной особенностью организованной преступности является ее повышенная опасность. Организованная преступность наносит ущерб устоям государ­ственного управления, существенно влияет на массовое пра­восознание, подрывает возможности функционирования пра­вового государства, цивилизованных экономических отноше­ний.

Различаются примитивные, среднеорганизованные и высо­коорганизованные преступные группы.

Данную группу можно отнести к примитивно организованной Примитивно организованные преступные группы имеют в своем составе не более 10 человек. По внутригрупповой струк­туре коммуникации они относятся к типу фронтальной коммуникации (главарь — участники).

Социальные роли – лидер и исполнители - участники.

Организованная преступность — основная угроза благопо­лучию общества. Она несет угрозу социализации подрастающе­го поколения, подрывает устои общества, подрывает экономику общества.

        Организованная преступная группа отличается общностью преступных интересов и умысла, устойчивыми внутригрупповыми связями и ролевой дифференциацией. Этот специализиро­ванный социально-психологический механизм усугубляет пре­ступную деятельность. И в этом — повышенная общественная опасность преступной группы.

Для членов преступной группы характерна высокая само­идентификация личности с группой. Личность, как правило, всецело принимает преступную направленность группы, разде­ляет мотивы ее действий.

В преступной группе усилен групповой контроль над дей­ствиями ее членов. Чем сплоченнее и организованнее преступ­ная группа, тем больше общественная опасность — преступные действия отличаются повышенной интенсивностью.

Преступная группа предписывает общий преступный стиль по­ведения, конкретные преступные действия в определенных ситуа­циях, диктует антисоциальные стандарты поведения. Личность стре­мится оправдать ожидания группы, осуществлять престижные для данной группы действия, подчинять свое поведение требованиям группы.

Существенное влияние на поведение преступной группы ока­зывает лидер группы. Он инициирует, планирует и организует групповые действия, намечает способы их выполнения и др.


Вопрос 5.

Охарактеризуйте процесс общения. Какие социально-психологические явления могли возникнуть в процессе общения сотрудников РУБОП с захваченным бандитом? Что такое коммуникативная компетентность в общении юриста? Опишите избранную Вами тактику и способы ведения допроса члена ОПГ, захваченного в начале операции.

Процесс общения должен происходить в спокойной обстановке без вмешательства посторонних лиц. Необходимо предвидеть возможность противодействия захваченного  бандита. Коммуникативная компетентность – система приемов оптимизации и эффективности отношений между общающимися лицами.

Тактика проведения допроса:

1) устанавливается первичный контакт с допрашиваемым; ему объясняются цель и правовое основание вызова; удостове­ряется личность допрашиваемого;

2) допрашиваемому лицу разъясняются его процессуальные права и обязанности.

3) устанавливаются сведения о личности допрашиваемого и его взаимоотношениях с другими проходящими по делу лицами. Диагностируется психическое состояние допрашиваемого, его эмоционально-волевые установки, прогнозируется возможное раз­витие межличностного взаимодействия.


       

Вопрос 6.

Какие способы обмана применял задержанный? По каким признакам Вы определяли ложность его показаний? Как Вы определили тактические приемы обмана, используемые допрашиваемым? Какие именно приемы обмана он применял?

Диагностика и преодоление ложных показаний — цент­ральная проблема допроса и расследования в целом. Универ­сальных методов психодиагностики лжи не существует. Нет "пробного камня" истины, особых средств экспресс-диагности­ки лжи. Не являются надежными индикаторами лжи и психосо­матические реакции — тремор (дрожание) конечностей, частота дыхания, пересыхание полости рта, сужение или расширение сосудов, выражающихся в побледнении или покраснении кожи лица. Не удается диагностировать ложь и по признакам речи — паузам, интонациям, лексическим особенностям.

Однако ложь не "явление в себе", она распознаваема. В сознании лжеца конкурируют два очага возбуждения — сфера чувственно бедных ложных конструкций и тормозимый субъек­том, но непроизвольно функционирующий интенсивный очаг живых образных представлений подлинного события.

Ложь — средство управления поведением людей путем их дезинформации. Лицо, противодействующее следствию и даю­щее заведомо ложные показания, вступает со следователем в позиционное противоборство, прогнозирует возможные действия следователя, пытается рефлексивно управлять его деятельно­стью. Лжец оценивает, как его ложные показания будут приниматься, оцениваться и использоваться следователем. При активной, "творческой" лжи лжец стремится создать псевдомо­дель события, состыковать его элементы, выдумать причинно-следственные связи, привязать их к определенным месту и вре­мени.

Ряд повторных детализирующих вопросов неизбежно при­водит к вариациям вымысла, расстыкованности отдельных уз­лов этой псевдомодели. Чем меньше правды в показаниях, тем успешнее они изобличаются.

Сложнее те случаи, когда подследственное лицо, хорошо зна­ющее обстоятельства дела, вводит в подлинную модель события лишь отдельные ложные детали. Однако даже единственная вы­мышленная деталь события не может быть охвачена сознанием лгущего во всем многообразии ее проявлений. При повторных до­просах эта деталь будет обрастать наспех придуманными осо­бенностями, вызывать усиленную охранительную реакцию, психо­соматические реакции.

Процесс лжи связан со "сшибкой" тормозных и возбуди­тельных процессов, психологическим "раздвоением личности" (что в просторечии называется "нечистой совестью"), формиро­ванием в сознании лгущего лица системы охранительных "барь­еров" и т. д. Однако позиции лгущего всегда уязвимы. (Так, заявив о том, что ему ничего не известно о расследуемом собы­тии, человек, как минимум, должен указать, где он находился во время совершенного преступления. И здесь неизбежно по­следует новое утверждение, ложность которого, в конце концов, может быть обнаружена.)

Стереотипные, заученные ложные показания выдают себя косной неизменностью, тогда как образные представления име­ют соответствующую динамику. Одна и та же стереотипная ре­чевая формулировка в показаниях нескольких лиц — как пра­вило, свидетельство сговора о даче ложных показаний. Лгущий утрирует свое "незнание", это также изобличает его. Кроме того, лгущего всегда подстерегает незнание хода расследова­ния, имеющегося объема доказательств.


Вопрос 7.

Дайте оценку эмоционального состояния членов ОПТ и заложницы. Что такое фрустрация? Оцените степень фрустрации членов ОПТ. Какие эмоциональные реакции возможны у бандитов и заложницы, исходя из их предполагаемых личностных качеств?

Фрустрация — конфликтное эмоциональное состояние, вы­званное непреодолимыми для данного индивида трудностями, препятствиями к достижению цели, крушением планов, крахом надежд, переживание крупной неудачи. Самая высокая степень фрустрации у заложницы. У бандитов могут проявиться импульсивные преступные действия. У заложницы может наблюдаться «стокгольмский синдром».

Вопрос 8.

Какие психологические особенности имеют переговоры с преступниками по освобождению заложников? Как, на Ваш взгляд, проходили эти переговоры в данной игровой ситуации? В чем их особенности, трудности? Какие средства психологического воздействия Вы применяли?

Главная сложность состоит в том, что главарь – устойчивый преступник, лицо, привычное к наиболее общественно опасной форме поведения. На мой взгляд в данной игровой ситуации переговоры прошли успешно.

Вопрос 9.

На основе психологических характеристик Н., членов возглавляемой им ОПГ, заложницы, а также исходя из возможных трудностей и своих личностных качеств, составьте план психологических мероприятий по освобождению заложницы и задержанию преступников.

Психологический план состоит  в переговорах с преступником; если же данный план не имеет должного влияния, то освобождение заложницы и захват преступников необходимо будет проводить  штурмом.

Вопрос 10.

Обоснуйте предполагаемый результат Ваших действий и действий сотрудников РУБОП. Каким образом Вам удалось устранить «стокгольмский синдром», возникший у заложницы? Сделайте общие выводы по контрольной работе.

При правильных вышеперечисленных действиях результат должен быть положительный. «Стокгольмский синдром» был устранен после продолжительной реабилитационной беседы.

Заключение


Резкое возрастание уровня организованной преступности привело к формированию нового типа современного преступ­ника. Членам среднеорганизованной и высокоорганизованной преступных групп наряду с традиционными особенностями, при­сущими насильственно-корыстному типу преступника (включен­ность в криминальную субкультуру), свойственны достаточно высокая образованность, знание основ экономики, права, тамо­женных установлений, некоторых технологических процессов, общая ориентация в ценности отдельных предметов культуры и искусства. Многие способы совершения ими преступных деяний связаны с использованием новейшей техники. "Отмывание" за рубежом денег, добытых преступным путем, требует знания ино­странных языков, основ банковского дела и международного права. Международные криминальные контакты значительно расширяют возможности их преступной деятельности и ее со­крытия. Резкое возрастание интеллектуального потенциала уча­стников организованных преступных групп усиливает их общественную опасность. Две трети из них составляет моло­дежь в возрасте от 18 до 30 лет. Каждый пятый руководитель этих групп имеет высшее или среднее образование. Они отлича­ются высокими организаторскими и прогностическими способ­ностями, хорошо развитым аналитическим интеллектом. При­держиваясь уголовных традиций и имея огромные материально-технические возможности, они представляют собой грозную антиобщественную силу. Хорошо овладевая средствами соци­ально-положительной мимикрии, они умело маскируют свою преступную деятельность, которая приобретает длящийся харак­тер, эффективно используют правовую пробельность отдельных уголовно-правовых норм. Законы об уголовной ответственности квартирных воров и расхитителей собственности не представля­ют для них никакой опасности. Наиболее общественно опасные разработчики стратегии организованных преступлений никак не охватываются уголовным правом. Вне сферы уголовно-правового наказания остаются и промежуточные звенья преступной ор­ганизации. Не урегулирован правовой статус и тех, кто был во­влечен в преступную организацию путем насилия.

Вместе с модернизацией общества модернизируется и пре­ступный мир. Отстают лишь законодательные и правоохрани­тельные органы, призванные бороться с этим миром.












Список литературы


1.                Андрасюк В. Т. Психология  и педагогика в деятельности  ОВД. – Киев: Сад, 1990. – 390 с.

2.                Васильев В. Л. Юридическая психология. - Спб.: Питер, 2003. – 688 с.

3.                Глазырин Ф. В. Психология следственных действий. – Волгоград: Волга, 1983. – 420 с.

4.                Еникеев М. И. Юридическая психология. – М.: Просвещение, 2002. – 501 с.

5.                Чалдин Р. Психология влияния. – СПб. : Питер, 2001. – 572 с.

6.                Шейнов В. П. Психология и этика  делового контакта. - Минск, 1997. – 180 с.