СОДЕРЖАНИЕ


Ситуация 1. 3

Ситуация 2. 4

Ситуация 3. 5

Ситуация 4. 6

Ситуация 5. 7

Список литературы.. 9























Сборник практических заданий по дисциплине «Юридическая психология» код (ЮП-93)

Ситуация 1.


Свидетель, столкнувшийся с подозреваемым в лифте, испытывает трудности в описании его словесного портрета. Сотрудник милиции настаивает на том, чтобы он хоть что-нибудь вспомнил и рассказал. Ваши действия?


Решение

Одна из основных задач допроса — выявить объективную чувственную первооснову по субъективным свидетель­ским описаниям. Для этого необходимы активное взаимодейст­вие следователя с допрашиваемым лицом, оказание ему мнемической помощи. Ни в коем случае нельзя настаивать на том, чтобы лицо хоть что-нибудь припомнило. Оказывая психологическое давление на допрашиваемого, тем самым сотрудник еще больше усугубляет положение.

Мнемическая помощь — содействие восстановлению в па­мяти допрашиваемого лица забытого им материала — сложная деятельность, требующая психологической квалифицированно­сти сотрудника. Мнемическая помощь может легко перейти грань процессуальной дозволенности и оказаться средством внуше­ния, средством запрещенного законом вымогательства показа­ний. Квалифицированная же мнемическая помощь допрашивае­мому лицу может стать решающим средством получения досто­верной информации. Она основана на оживлении смысловых и пространственно-временных связей, ассоциаций.

Оживление ассоциаций по смежности, сходству, контра­сту, логическим связям явлений, по структурно-функциональ­ной объединенности — основные приемы мнемической помощи. Исход расследования часто зависит от правильного воспроизве­дения допрашиваемым лицом какого-либо ключевого обстоятель­ства — времени встречи с определенным лицом, момента соверше­ния события, временного промежутка между событиями и др.

Следует учитывать, что в зависимости от типа высшей нерв­ной деятельности у допрашиваемого лица могут возникать раз­личные временные затруднения в припоминании. Если допра­шиваемое лицо находится в состоянии перевозбуждения, допрос следует прервать или отложить, учитывая возможность возникновения в последующем явления реминисценции — более пол­ное и точное воспроизведение после снятия возбуждения, утом­ления или интерференции (противодействия) какой-либо другой текущей деятельности. В памяти человека всегда хранится не­измеримо больше информации, чем он может воспроизвести в данный момент.

Ситуация 2.

        Для уточнения времени, когда была совершена кража вещей из квартиры, допросили свидетельницу 65-ти лет, ко­торая в это время находилась на лавочке у подъезда. Она показала, что хозяин квартиры ушел около 30 минут назад, а через 5 минут после него воры вынесли ценные вещи. На вопрос, сколько времени продолжался допрос, свидетельница ответила, что допрос длился около 20 минут, хотя все следственные действия продолжались не более 5 минут. Сотруд­ник милиции решил, что у свидетельницы искажено восприятие времени и пренебрег ее показаниями.

Ваше решение?

Решение

        

Обязанность свидетеля — дача правдивых показаний. Что же такое правдивые показания? В юридической литературе не­редко встречаются утверждения, что правдивые показания — это такое сообщение лица об обстоятельствах преступления, ко­торое соответствует объективной реальности... Между тем по­казания могут быть правдивыми, но не соответствовать дейст­вительности, не быть истинными. Люди в отражении событий могут заблуждаться, их отражение действительности в силу ряда причин может быть ошибочным. И это так называемое добросо­вестное заблуждение не может караться законом. Свидетель не обязан доказывать правдивость, а тем более истинность своих показаний. Следователь же должен, используя проверочные дей­ствия, удостовериться в истинности полученных показаний.

Свидетельские показания несут в себе субъективный отпе­чаток. Они могут быть неполными, неточными и даже неадек­ватными действительности. Оценка показаний — одна из основ­ных профессиональных обязанностей следователя. Отдельные показания могут быть неожиданными, выходящими за рамки здравого смысла, но и они должны быть приняты во внимание. Таким образом, сотрудник милиции не должен был пренебрегать показаниями пожилой свидетельницы, а также внести их в протокол.

Ситуация 3.


Пьяный С. беспричинно приставал к гражданам, нецензурно выражался. Встретив Иванову, находившуюся на 7-ом месяце беременности, он оскорбил ее, когда она попыталась что-то сказать ему в ответ, сильно ударил. Муж Ивановой, увидев это, поднял с земли арматурный прут и ударил им С. по голове, от чего С. скончался. Расследуя это дело, сле­дователь обратился к эксперту с вопросом: "В каком эмоциональном состоянии находился муж Ивановой?

Ваше решение?

Решение

Действие Иванова можно квалифицировать как аффективное действие - действие, направляемое и регу­лируемое определенным эмоциональным состоянием субъекта. Аффект — временная непатологическая дезориентация со­знания, его "сужение", вызванное внезапным сверхсильным эмо­циональным воздействием, сопровождающееся интенсивными им­пульсивными действиями и функциональными изменениями эн­докринной системы: конфликтное эмоциональное состояние, вы­званное острым противоречием действительности личностным позициям индивида. Аффект возникает в критических обстоя­тельствах при неспособности субъекта найти адекватный выход из острой, неординарной ситуации. Аффектогенный образ доми­нирует над всей психической деятельностью индивида, блоки­рует все не связанные с ним процессы и связывает "аварийные" способы поведения (агрессия, бегство, оцепенение), сложившие­ся в процессе биологической эволюции. В данном случае  аффект (сильное душевное волнение) рассматривается как обстоятельство, смяг­чающее ответственность и влияющее на квалификацию пре­ступления, так как это состояние было спровоцировано непра­вомерными действиями потерпевшего.

Ситуация 4.


Гр. П. была известна несдержанным и сварливым характером. Ссорясь с родными и близкими, а также соседями, она кричала на весь дом, что ее все обижают, заставляют жить в нечеловеческих условиях, не ценят и не любят. Ок­ружающие и особенно родные старались ей не перечить. Когда в их квартиру поселилась соседка, решительно не по­терпевшая подобного обращения, ссоры между нею и гр. П. стали постоянными. В очередной раз ссора вспыхнула из-за того, что гр. П. высказала подозрение, что соседка крадет из ее кухонного шкафа продукты. После взаимных ос­корблений гр. П. перешла к угрозам физического воздействия, а когда соседка заявила, что не боится, ударила ее ско­вородкой по голове. Соседка упала, а гр. П., выбежав на улицу, стала громко кричать, что ее избили, рвала на себе волосы и плакала.

Дайте оценку индивидуально-психологическим особенностям гр. П.


Решение

Индивидуально-психологические особенности гр. П.: отличается по­вышенной раздражительностью, постоянной психической напря­женностью, взрывной эмоциональной реактивностью, доходящей до неадекватных приступов ярости. Характерны повы­шенная требовательность к окружающим, крайний эгоизм и се­бялюбие, недоверчивость и подозрительность. Часто впада­ет в состояние дисфории — злобной тоски. Упряма, неу­живчива, конфликтна, мелочно придирчива и властна. В об­щении груба, а в гневе — крайне агрессивна, способна нано­сить жестокие побои.  Аффективное поведение происходит на фоне суженного сознания. В некоторых случаях злобность и эксплозивность (взрывчатость) смещается в сторону застойных влечений.

Ситуация 5.


В юридическом коллективе, где ожидается реорганизация и сокращение штата сотрудников, образовались несколь­ко противоположно направленных микрогрупп. Часть из них самоустранилась от исполнения своей профессиональной деятельности, встала на путь неповиновения, занялась поиском нового места работы. Указания руководства эта часть исполняла без всякой инициативы, в своем кругу позволяла критиковать руководство. Требования внутреннего распо­рядка в целом соблюдались. Появилось несколько серьезных конфликтов между сотрудниками, причем эти конфликты все чаще переходили из области служебной деятельности в область межличностных отношений. Эффективность со­вместной юридической деятельности резко снизилась. Стали проявляться отдельные случаи нарушения трудовой дис­циплины и попыток неповиновения руководству. Во главе отрицательно настроенных микрогрупп оказались опытные, но уже предпенсионного возраста юристы.

Ваши действия?


Решение

В данном коллективе произошло столкновение противоположно направленных интересов, целей, желаний и позиций взаимодействующих субъ­ектов. Данная ситуация может привести к затяжному конфликту. Конфликт начинается с инцидента, когда одна из сторон предпринимает действия, ущемляющие интересы другой сторо­ны; развитие конфликта характеризу­ется следующими стадиями: инцидент — постепенное усиление конфликта за счет накопления опыта борьбы — возрастание количества проблем — повышение конфликтной активности уча­стников — ужесточение противоборства — вовлечение в кон­фликт новых участников — дезорганизация поведения участ­ников конфликта в случае, если конфликт деструктивен. Но конфликт может быть и конструктивным, содействующим поис­ку продуктивного разрешения проблем.

Также в данном коллективе  наблюдается межгрупповая дискриминация – заниженная оценка членами  группы деятельности других социальных групп, приводящих к враждебности в межгрупповых отношениях.


















Список литературы


1.     Андрасюк В. Т. Психология  и педагогика в деятельности  ОВД. – Киев: Сад, 1990. – 390 с.

2.     Васильев В. Л. Юридическая психология. - Спб.: Питер, 2003. – 688 с.

3.     Глазырин Ф. В. Психология следственных действий. – Волгоград: Волга, 1983. – 420 с.

4.     Еникеев М. И. Юридическая психология. – М.: Просвещение, 2002. – 501 с.

5.     Чалдин Р. Психология влияния. – СПб. : Питер, 2001. – 572 с.

6.     Шейнов В. П. Психология и этика  делового контакта. - Минск, 1997. – 180 с.