Содержание
Введение. 3
1. Экономическая сущность государственного кредита и его значение. 4
2. Формы государственного кредита РФ и их краткая характеристика. 7
3. Управление государственным долгом. 9
Заключение. 13
Список литературы.. 15
Введение
Государственный кредит является вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Государство, выступая, как заемщик, привлекает денежные средства у кредитных организаций, иностранных государств или частных лиц в целях пополнения бюджета при его дефиците. В этом случае государственный кредит выступает как способ финансирования дефицита государственного бюджета.
Реже государство выступает как кредитор, предоставляя деньги взаймы. Результатом такого рода отношений является сокращение количества денег, которыми располагает государство. Если же государство выступает как гарант, т.е. берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение обязательств третьими лицами, то количество денежных средств, которыми располагает государство, не меняется.
Будучи элементом государственных финансов, государственный кредит соединяет в себе черты финансовой и кредитной категории и представляет собой важное звено финансовой системы, обслуживающее, прежде всего централизованные фонды денежных средств.
Государственный кредит предоставляется на возвратной, платной, срочной основе, имеет целевой характер и материальное обеспечение. Все эти характеристики роднят его с традиционными видами банковского и коммерческого кредита. Однако государственный кредит имеет ряд особенностей, которые будут рассмотрены в данной работе.
Цель данной работы – рассмотреть экономическую сущность государственного кредита, формы, а также управление государственным долгом.
1. Экономическая сущность государственного кредита и его значение
Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами – физические и юридические лица.[1]
Аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетного дефицита, что отличает его от банковского и коммерческого кредита.
Денежные средства, привлекаемые на основе государственного кредита, формируются в основном за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения и юридических лиц, не предназначенных для текущего потребления, путем распространения государственных ценных бумаг. Средства, изъятые государством взаймы, направляются на общегосударственные нужды и обезличиваются в общей сумме общегосударственных доходов. Погашение государственных займов и выплата процентов по ним также производятся из бюджета.
Характерная черта государственного кредита – непроизводительное использование государством мобилизованных путем займов средств. Эти средства расходуются в основном на содержание чиновьничьего аппарата, армии, а также на экономические и социальные цели.[2]
Временно давая государству дополнительные доходы займы в конечном счете влекут за собой рост государственных расходов, т.к. по ним выплачиваются проценты и погашения.
Кредит как экономическую категорию отличают три основных принципа: срочность, возвратность и платность.[3]
Отличие государственного кредита от банковского заключается в следующем:[4]
1) предоставляется главным образом на покрытие дефицита бюджета, в то время как банковский кредит предоставляется для финансирования текущих нужд хозяйствующих субъектов;
2) привлекая средства хозяйствующих субъектов и граждан, государственный кредит выступает как вторичное перераспределение национального дохода;
3) обеспечивается всем имуществом, находящимся в собственности государства, составляющем государственную казну, поэтому государственный кредит является более надежным для кредиторов видом кредитования;
4) не имеет строго целевого характера использования, тогда как средства, заимствованные у кредитных организаций, могут быть использованы только на определенные цели;
5) сокращает количество денег в обращении. Банковский кредит может, наоборот, быть причиной появления избыточной денежной массы;
6) погашение государственного кредита осуществляется за счет налогов или новых займов. Для банковского кредита источником погашения являются денежные средства хозяйствующих субъектов;
7) находит свое непосредственное выражение в формировании внутреннего и внешнего долга.
Основные функции государственного кредита – фискальная и регулирующая. Посредством фискальной функции осуществляется формирование централизованного денежного фонда и в доход государства поступают дополнительные средства. Эти средства могут быть использованы как для финансирования расходов государства, так и для погашения дефицита бюджета.
Посредством фискальной функции денежные ресурсы перераспределяются между федеральным бюджетом, международными финансово-кредитными организациями, юридическими и физическими лицами, а также бюджетами разных уровней.
Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство тем самым воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капитала, на производство и занятость.
Посредством государственного кредита государство может уменьшить количество денег в обращении. Это происходит в том случае, когда государство размещает свои займы среди различных групп населения или хозяйствующих субъектов. Размещая свои займы, государство снижает платежеспособный спрос населения. При этом, если заемные средства государство использует в производительных целях, происходит абсолютное сокращение наличной денежной массы. Если заемные средства будут использоваться на выплату заработной платы, количество наличных денег останется без изменения. Если же государственные заимствования финансируются за счет привлечения накоплений хозяйствующих субъектов, а полученные денежные средства направляются на выплаты населению, количество денег в обращении в этом случае возрастает.
Государство, выступая на финансовом рынке в качестве заемщика и увеличивая спрос на кредитные ресурсы, способствует росту ссудного капитала.
Положительное воздействие на производство и занятость государственные займы могут оказывать, если за счет дополнительных доходов государство начинает предъявлять больший спрос на товары национальных производителей.
В целом воздействие размещения и погашения государственных долговых обязательств во многом зависит от того, каким образом оформлены государственные долги. В зависимости от форм и инструментов государственной задолженности, структуры кредиторов, сроков обращения и процентного дохода, государством могут быть решены самые разнообразные задачи кредитно-денежной политики.
2. Формы государственного кредита РФ и их краткая характеристика
Государственный кредит подразделяется на внешние и внутренние заимствования.
Внешний государственный долг есть совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам. Различают текущий внешний долг данного года, который надо вернуть в нынешнем году, и общий государственный внешний долг (накопленный), который предстоит вернуть в текущем и последующие годы.[5]
Государственные внешние заимствования Российской Федерации используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.
Внутренний заем – долговое государственное обязательство по государственным ценным бумагам, выпущенным на внутренний рынок. Внутренний заем образует внутренний государственный долг.
Внутренний государственный долг – внутренняя задолженность государства хозяйствующим субъектам и населению в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов.
Государственный кредит подразделяется на долгосрочный и краткосрочный. Первый выражается в выпуске государственных займов, подлежащих погашению по истечению многих лет, второй – в выпуске казначейских векселей, подлежащих погашению через один или несколько месяцев.[6]
В системе кредитных отношений внутренний государственный кредит выступает в следующих формах:
1. государственные займы;
2. обращение части вкладов населения в государственные займы;
3. заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;
4. казначейские ссуды;
5. гарантированные займы.
Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др. Государственные внутренние займы классифицируют по нескольким признакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:
а) центральным правительством;
б) республиканскими правительствами;
в) местными органами власти.
По срокам погашения займы делятся на:
а) краткосрочные займы - срок погашения до 1 года;
б) среднесрочные займы - срок погашения до 5 лет;
в) долгосрочные займы - срок погашения более 5 лет.
По методу размещения займы подразделяют на:
а) добровольные займы;
б) займы размещенные по подписке;
в) принудительные займы.
В зависимости от обращения на рынке государственные займы делятся на:
а) рыночные;
б) нерыночные.
В зависимости от обеспеченности государственные займы делятся на:
а) закладные;
б) беззакладные.
По форме выплаты дохода государственные займы делятся на:
а) выигрышные;
б) процентные;
в) с нулевым купоном.
По условиям погашения государственные займы делятся на:
а) займы с правом досрочного погашения;
б) без права досрочного погашения.
По способам погашения выделяют государственные займы:
а) погашаемы единовременно;
б) погашаемые по частям.
Таким образом, посредством форм государственного кредита можно воздействовать на экономические процессы страны.
3. Управление государственным долгом
Система управления государственным долгом представляет собой взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование государственного долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны. Основными целями управления государственным долгом Российской Федерации являются:
- сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
- сокращение, стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации;
- обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме по как можно более низкой стоимости на средне- и долгосрочную перспективу.
Управление государственным долгом является составной частью бюджетной политики. В свою очередь, бюджетная политика является составной частью социально-экономической политики государства.
Основные параметры и приоритеты бюджетной политики устанавливаются в бюджетных посланиях Президента, прогнозах социально-экономического развития страны, Основных направлениях бюджетной и налоговой политики и иных документах, на основе которых составляется и утверждается федеральный бюджет.
Система управления государственным долгом непосредственно связана с бюджетным процессом, поскольку долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно влияет на формирование бюджетной политики. С учетом этого политика в области управления государственным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса.
Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.
Соотношение расходов на обслуживание государственного долга к доходам федерального бюджета у Российской Федерации является высоким по сравнению со странами с сопоставимым уровнем экономического развития.
В этой связи ситуация в области государственного долга будет находить отражение в финансовой и фискальной политике государства в ближайшем будущем, а также в возможностях страны по привлечению средств на международном рынке в целях финансирования расходов бюджета, в том числе по обслуживанию и погашению государственного долга.
Текущая ситуация в области государственных заимствований характеризуется проведением достаточно взвешенной политики в области внешних и внутренних заимствовании, а также переходом к применению методов активного управления долгом с целью сокращения расходов на его обслуживание.
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:[7]
-основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
- объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
- объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства (правительства, центрального банка, министерства финансов и других государственных органов) по погашению внешних и внутренних займов, организации выплаты доходов (процентов) по ним, изменению условии и сроков ранее выпушенных займов, размещению новых долговых обязательств. К мероприятиям по управлению государственным долгом относятся: политика рефинансирования, конверсия займов, консолидация, аннулирование и унифицирование займов.[8]
Конверсия займа — изменение доходности займа путем снижения или повышения процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
Консолидация займа — изменение государством сроков действия ранее выпущенных займов.
Унифицирование займов — обмен нескольких ранее выпушенных займов на один новый. Аннулирование — полный отказ государства от своих долговых обязательств внутри страны. Такой метод управления государственным долгом применяется крайне редко.
С точки зрения материально-вещественного содержания государственный долг выступает как сумма долговых обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Таким образом, можно сделать вывод, что государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
Заключение
На основании изложенного материала в соответствии с поставленной целью можно отметить наиболее существенные моменты при раскрытии темы «Государственный кредит».
1) Государственный кредит отвечает принципам срочности, возвратности и платности, что также характерно для банковского и коммерческого кредита. Основное отличие заключается в том, что государственный кредит покрывает дефицит государственного бюджета, в то время как банковский и коммерческий кредит предоставляется на финансирование текущих нужд хозяйствующих субъектов. Кроме того, государственный кредит не имеет строго целевого характера использования, тогда как средства, заимствованные у кредитных организаций, могут быть использованы только на определенные цели.
2) Основная сущность государственного кредита заключается в совокупности экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти).
3) Основные функции государственного кредита – фискальная и регулирующая. Посредством фискальной функции осуществляется формирование централизованного денежного фонда и в доход государства поступают дополнительные средства.
Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство тем самым воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капитала, на производство и занятость.
4) Государственный кредит подразделяется на долгосрочный и краткосрочный. Первый выражается в выпуске государственных займов, подлежащих погашению по истечению многих лет, второй – в выпуске казначейских векселей, подлежащих погашению через один или несколько месяцев.
5) Государственный кредит порождает государственный долг, который подразделяется на внешний и внутренний, управление которым осуществляется правительством России.
Управление государственным долгом является составной частью бюджетной политики и представляет собой совокупность мероприятий государства (правительства, центрального банка, министерства финансов и других государственных органов) по погашению внешних и внутренних займов, организации выплаты доходов (процентов) по ним, изменению условии и сроков ранее выпушенных займов, размещению новых долговых обязательств.
Основными целями управления государственным долгом Российской Федерации являются:
- сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
- сокращение, стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации;
- обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме по как можно более низкой стоимости на средне- и долгосрочную перспективу.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ
2. Боровкова В.А., Мурашова С.В. Основы теории финансов и кредита. – СПб: Питер, 2004
3. Деньги, кредит, банки / Под ред Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2003
4. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2003
5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003.
6. Современный финансово-кредитный словарь / Под ред. М. Г. Лапусты, П.С. Никольского. - М.:ИНФРА-М, 2002
7. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003
[1]Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003.-с. 128
[2]Деньги, кредит, банки / Под ред Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2003. -с. 171
[3]Боровкова В.А., Мурашова С.В. Основы теории финансов и кредита. – СПб: Питер, 2004. – с. 133
[4]Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2003. – с. 176
[5]Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 54
[6]Деньги, кредит, банки / Под ред Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2003. -с. 171
[7]Бюджетный кодекс РФ, ст. 98
[8]Современный финансово-кредитный словарь/Под ред. М. Г. Лапусты, П.С. Никольского. - М.:ИНФРА-М, 2002, с.488