Содержание
61. Классификация и структура аппаратных средств ИТ. 2
61. Начисление сдельной заработной платы по каждому работнику по каждому цеху при индивидуальном наряде. 26
1. Определение участка учета и его задачи. 26
2. Формирование входной информации. 27
3. Разработка алгоритма расчета. 28
4. Разработка выходной информации. 28
Заключение. 29
Список литературы.. 30
61. Классификация и структура аппаратных средств ИТ
Материнская плата
Материнская плата – единственный компонент ПК, который всегда содержится в компьютере. Именно она несет основные функции по объединению абсолютно всех компонентов ПК в согласованно работающее устройство.
Материнская плата – это не просто конструктивный элемент; как правило, именно ее функциональность определяет «мощность» компьютера. В ее состав входят все базовые компоненты, которые обеспечивают работу остальных подсистем ПК. Самыми главными из которых являются
так называемый «чипсет»;
BIOS;
набор системных шин;
разъем процессора;
ряд других (вспомогательных) подсистем, которые обеспечивают удобство и функциональность конкретной материнской платы: подсистема электропитания, подсистема мониторинга физических и электрических параметров и т.д.
Что такое Chipset?
Chip Set - набор микросхем. Это одна или несколько микросхем, специально разработанных для "обвязки" микропроцессора. Они содержат в себе контроллеры прерываний, прямого доступа к памяти, таймеры, систему управления памятью и шиной - все те компоненты, которые в целом и обеспечивают согласованную работу всех аппаратных средств ПК. Обычно в одну из микросхем набора входят также часы реального времени с CMOS-памятью и иногда - клавиатурный контроллер, однако эти блоки могут присутствовать и в виде отдельных чипов. В последних разработках в состав микросхем наборов для интегрированных плат стали включаться и контроллеры внешних устройств, а так же подсистемы мониторинга физических параметров.
Что такое BIOS?
Это Basic Input/Output System - базовая система ввода/вывода, зашитая в ПЗУ («постоянное запоминающее устройство» - отсюда и название ROM BIOS). Она представляет собой набор программ проверки и обслуживания аппаратуры компьютера, и выполняет роль посредника между DOS и аппаратурой. BIOS получает управление при включении и сбросе (reset) системной платы, тестирует саму плату и основные блоки компьютера (как правило – лишь наличие) - видеоадаптер, клавиатуру, контроллеры дисков и портов ввода/вывода, настраивает Chipset платы и запускает загрузку операционной системы. При работе под DOS/Windows BIOS управляет основными устройствами, при работе под OS/2, UNIX, Window 9x/NT/2000/XP BIOS практически не используется, выполняя лишь начальную проверку оборудования и настройку чипсета.
ISA, PCI, PCMCIA, USB, AGP, ACPI
Все перечисленные стандарты – это аппаратные, программные или комбинированные комплексы, объединяющие в единую, согласованно работающую систему аппаратные составляющие любого ПК.
ISA (Industry Standard Architecture - архитектура промышленного стандарта) - основная шина на компьютерах типа PC AT (другое название - AT-Bus). Является расширением XT-Bus, разрядность - 16/24 (16 Мб), тактовая частота - 8 МГц, предельная пропускная способность - 5.55 Мб/с. Конструктив - 62-контактный разъем XT-Bus с прилегающим к нему 36-контактным разъемом расширения.
PCI (Peripheral Component Interconnect - соединение внешних компонент) – шина периферийных устройств. Не совместима ни с какими другими, разрядность - 32/32 (расширенный вариант - 64/64), тактовая частота - до 33 МГц (PCI 2.1 - до 66 МГц), пропускная способность - до 132 Мб/с (264 Мб/с для 32/32 на 66 МГц и 528 Мб/с для 64/64 на 66 МГц), поддержка Bus Mastering и автоконфигурации. Самая популярная шина в настоящее время, используется также на других, «не ПиСи», платформах. 64-разрядный разъем имеет дополнительную 64-контактную секцию с собственным ключом.
PCMCIA (Personal Computer Memory Card International Association - ассоциация производителей плат памяти для персональных компьютеров) - внешняя шина компьютеров класса NoteBook. Современное название модуля PCMCIA - PC Card. Предельно проста, разрядность - 16/26 (адресное пространство - 64 Мб), поддерживает автоконфигурацию, возможно подключение и отключение устройства в процессе работы компьютера (то есть без отключения питания компьютера). Конструктив - миниатюрный 68-контактный разъем. Контакты питания сделаны более длинными, что позволяет вставлять и вынимать карту при включенном питании компьютера.
USB (Universal Serial Bus - универсальная последовательная магистраль) - современный интерфейс для подключения различных внешних устройств. Предусматривает подключение до 127 внешних устройств к одному USB-каналу (по принципу общей шины), реализации обычно имеют по два канала на контроллер. Обмен по интерфейсу - пакетный, скорость обмена – от 12 Мбит/с в версии 1.0 до 480 Мбит/с в версии 2.0.
AGP (Accelerated Graphics Port - ускоренный графический порт) - интерфейс для подключения видеоадаптера к отдельной магистрали AGP, имеющей выход непосредственно на системную память. В системной памяти размещаются преимущественно текстуры трехмерных объектов, требующие быстрого доступа со стороны как процессора, так и видеоадаптера. Интерфейс выполнен в виде отдельного разъема, в который устанавливается AGP-видеоадаптер.
ACPI (Advanced Configuration Power Interface - интерфейс расширенной конфигурации по питанию) - предложенная Microsoft единая система управления питанием для всех компьютеров, наподобие используемой в NoteBook. В частности, позволяет предусмотрено сохранение состояния системы перед отключением питания, с последующим его восстановлением без полной перезагрузки.
Что такое кэш?
Cache (запас) в контексте терминов материнской платы обозначает быстродействующую буферную память между процессором и основной памятью. Кэш служит для частичной компенсации разницы в скорости процессора и основной памяти – там хранятся наиболее часто используемые данные. Когда процессор первый раз обращается к ячейке памяти, ее содержимое параллельно копируется в кэш, и в случае повторного обращения в скором времени может быть с гораздо большей скоростью выбрано из малого, но очень быстродействующего кэша, чем из относительно медленной основной памяти.
Процессор
Процессор (микропроцессор) - это «сердце» компьютера.
В технической литературе, пресс-релизах, а также в предварительных анонсах разработчиков и производителей нередко используются кодовые наименования процессоров и их архитектур. Однако после официального объявления эти же изделия становятся известны уже под другими именами. При этом из маркетинговых соображений процессорам, созданным по разной технологии и имеющим отличия в архитектуре своих ядер, часто присваиваются одинаковые имена. Такое положение вещей дезорганизует не только начинающих пользователей, но нередко и специалистов.
Оперативная память
Основная часть этого материала посвящена Dynamic RAM (DRAM), применяемой на сегодняшний день в подавляющей части систем. По сравнению с SRAM (Static RAM), применяемой в кеше второго уровня, это - более дешевое решение, однако DRAM работает несколько медленнее из-за необходимости периодического обновления содержимого памяти во избежание потери информации. В настоящее время существуют следующие разновидности DRAM: Fast Page Mode (FPM) и Extended Data Out (EDO), отличающиеся способом доступа к данным и взаимодействием с центральным процессором. Более продвинутыми и технологичными являются Burst EDO (BEDO), Synchronous DRAM (SDRAM), Video RAM (VRAM), Window RAM (WRAM), Synchronous Graphics RAM (SGRAM) и RAMBUS RAM, SDRAM и DDR SDRAM.
В этот список не попали Static RAM (SRAM) и Read Only Memory (ROM). SRAM не нуждается в периодическом обновлении содержимого и применяется в кеше. ROM используется в основном для хранения BIOS, где информация должна сохраняться и при выключенном питании, что и позволяет этот тип памяти. ROM включает в себя также PROM, EPROM, EEPROM и FLASH ROM. Память типа EEPROM и FLASH ROM используется в системах BIOS и может быть обновлена при помощи утилит, поставляемых производителем.
Печатные платы для модулей памяти
Современные печатные платы состоят из нескольких слоев. Сигналы, питание и масса разведены по разным слоям для защиты и разделения. Стандартные печатные платы имеют четыре слоя, однако отдельные производители плат памяти (например, NEC, Samsung, Century, Unigen и Micron) используют шестислойные печатные платы. Пока идут споры, действительно ли это лучше, теория говорит, что два дополнительных слоя улучшает разделение линий данных, уменьшает возможность возникновения шумов и перетекания сигнала между линиями.
Модули памяти
Многие думают, что модули памяти, которые они приобретают, произведены такими производителями полупроводников как Texas Instruments, Micron, NEC, Samsung, Toshiba, Motorola и т.д., чья маркировка стоит на чипах. Иногда это так, но существует множество производителей модулей памяти, которые сами чипов не производят. Вместо этого они приобретают компоненты для производства модулей памяти либо у производителей, либо у посредников. Случается, такие сборщики приклеивают наклейки на готовые модули для своей идентификации. Хотя нередко можно встретить модули вообще без опознавательных знаков, они сделаны третьими производителями.
Крупные производители модулей памяти имеют контракты с производителями чипов для получения высококачественных микросхем класса А. Обычно имя производителя микросхемы остается, однако некоторые производители модулей памяти имеют специальные договоренности, по которым производители микросхем наносят их маркировку вместо своей. Это - фабричная перемаркировка, никак не сказывающаяся на качестве чипа.
Модули памяти могут быть выполнены в виде SIPP (Single In-line Pin Package), SIMM (Single In-line Memory Module), DIMM (Dual In-line Memory Module) или SO DIMM (Small Outline DIMM). Наиболее употребительны сегодня модули DIMM. SO DIMM чаще используется в ноутбуках. Выводы (контакты) модулей памяти могут быть позолочены или с оловянным покрытием в зависимости от материала, из которого выполнен слот для памяти. Для лучшей совместимости следует стремиться использовать модули памяти и слоты с покрытием из одинакового материала.
Видеоподсистема
Устройство, которое называется видеоадаптером, есть в каждом компьютере. В виде устройства, интегрированного в системную плату, либо в качестве самостоятельного компонента. Главная функция, выполняемая видеокартой, - преобразование полученной от центрального процессора информации и команд в формат, который воспринимается электроникой монитора, для создания изображения на экране. Монитор обычно является неотъемлемой частью любой системы, с помощью которого пользователь получает визуальную информацию.
Таким образом, связку видеоадаптера и монитора можно назвать видеоподсистемой компьютера.
То, как эти компоненты справляются со своей работой, и в каком виде пользователь получает видеоинформацию, включая графику, текст, живое видео, влияет на производительность как самого пользователя и его здоровье, так и на производительность всего компьютера в целом.
Видеокарты
Прежде чем стать изображением на мониторе, двоичные цифровые данные обрабатываются центральным процессором, затем через шину данных направляются в видеоадаптер, где они обрабатываются и преобразуются в аналоговые данные и уже после этого направляются в монитор и формируют изображение. Сначала данные в цифровом виде из шины попадают в видеопроцессор, где они начинают обрабатываться. После этого обработанные цифровые данные направляются в видеопамять, где создается образ изображения, которое должно быть выведено на дисплее. Затем, все еще в цифровом формате, данные, образующие образ, передаются в RAMDAC, где они конвертируются в аналоговый вид, после чего передаются в монитор, на котором выводится требуемое изображение.
Самым распространенным на сегодняшний день методом оптимизации работы видеоадаптеров является применение повышенной тактовой частоты, на которой работает графический процессор, видеопамять и RAMDAC, что позволяет увеличить скорость обмена информацией между компонентами платы.
Несколько лет назад графические процессоры работали с тактовой частотой, значения которой не превышали скорости работы шины системной памяти на материнской плате. Теперь ситуация изменилась: например, видеопроцессоры и видеопамять (DDR II) работают на тактовой частоте до 1GHz, а RAMDAC – до 600МГц.
Мониторы
Понятно, что критериев, определяющих правильный выбор монитора, очень много. Более того, для разных целей выбираются разные мониторы. Стоимость мониторов может очень существенно отличаться, их возможности и технические параметры тоже различны.
ЭЛТ
Сегодня самый распространенный тип мониторов - это CRT (Cathode Ray Tube)-мониторы. Как видно из названия, в основе всех подобных мониторов лежит катодно-лучевая трубка, но это дословный перевод, технически правильно говорить "электронно-лучевая трубка" (ЭЛТ). Используемая в этом типе мониторов технология была создана много лет назад и первоначально создавалась в качестве специального инструментария для измерения переменного тока, проще говоря, для осциллографа. Развитие этой технологии, применительно к созданию мониторов, за последние годы привело к производству все больших по размеру экранов с высоким качеством и при низкой стоимости. Сегодня найти в магазине 14" монитор очень сложно, а ведь года три-четыре назад это был стандарт. Сегодня стандартными являются 15" мониторы, и наблюдается явная тенденция в сторону 17" экранов. Скоро 17" мониторы станут стандартным устройством, особенно в свете существенного снижения цен на них, а на горизонте уже 19" мониторы и более.
CRT- или ЭЛТ-монитор имеет стеклянную трубку, внутри которой вакуум, т.е. весь воздух удален. С фронтальной стороны внутренняя часть стекла трубки покрыта люминофором (Luminofor). В качестве люминофоров для цветных ЭЛТ используются довольно сложные составы на основе редкоземельных металлов - иттрия, эрбия и т.п. Люминофор - это вещество, которое испускает свет при бомбардировке его заряженными частицами. Заметим, что иногда люминофор называют фосфором, но это не верно, т.к. люминофор, используемый в покрытии CRT, ничего не имеет общего с фосфором. Более того, фосфор "светится" в результате взаимодействия с кислородом воздуха при окислении до P2O5 и мало по времени (кстати, белый фосфор - сильный яд). Для создания изображения в CRT-мониторе используется электронная пушка, которая испускает поток электронов сквозь металлическую маску или решетку на внутреннюю поверхность стеклянного экрана монитора, которая покрыта разноцветными люминофорными точками. Поток электронов на пути к фронтальной части трубки проходит через модулятор интенсивности и ускоряющую систему, работающие по принципу разности потенциалов. В результате, электроны приобретают большую энергию, часть из которой расходуется на свечение люминофора. Электроны попадают на люминофорный слой, после чего энергия электронов преобразуется в свет, т.е. поток электронов заставляет точки люминофора светиться. Эти светящиеся точки люминофора формируют изображение, которое вы видите на вашем мониторе. Как правило, в цветном CRT-мониторе используются три электронные пушки, в отличие от одной пушки, применяемой в монохромных мониторах, которые сейчас практически не производятся и мало кому интересны.
Все мы знаем или слышали о том, что наши глаза реагируют на основные цвета: красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue) и на их комбинации, которые создают бесконечное число цветов.
Люминофорный слой, покрывающий фронтальную часть электронно-лучевой трубки, состоит из очень маленьких элементов (настолько маленьких, что человеческий глаз их не всегда может различить). Эти люминофорные элементы воспроизводят основные цвета, фактически имеются три типа разноцветных частиц, чьи цвета соответствуют основным цветам RGB (отсюда и название группы из люминофорных элементов – триады).
Люминофор начинает светиться, как было сказано выше, под воздействием ускоренных электронов, которые создаются тремя электронными пушками. Каждая из трех пушек соответствует одному из основных цветов и посылает пучок электронов на различные частицы люминофор, чье свечение основными цветами с различной интенсивностью комбинируется, и, в результате, формируется изображение с требуемым цветом. Например, если активировать красную, зеленую и синюю люминофорные частицы, то их комбинация сформирует белый цвет.
Для управления электронно-лучевой трубкой необходима и управляющая электроника, качество которой во многом определяет и качество монитора. Кстати, именно разница в качестве управляющей электроники, создаваемой разными производителями, является одним из критериев, определяющих разницу между мониторами с одинаковой электронно-лучевой трубкой. Итак, повторимся: каждая пушка излучает электронный луч (или поток, или пучок), который влияет на люминофорные элементы разного цвета (зеленого, красного или синего). Понятно, что электронный луч, предназначенный для красных люминофорных элементов, не должен влиять на люминофор зеленого или синего цвета. Чтобы добиться такого действия используется специальная маска, чья структура зависит от типа кинескопов от разных производителей, обеспечивающая дискретность (растровость) изображения.
LCD
LCD (Liquid Crystal Display, жидкокристаллические мониторы) сделаны из вещества, которое находится в жидком состоянии, но при этом обладает некоторыми свойствами, присущими кристаллическим телам. Фактически, это жидкости, обладающие анизотропией свойств (в частности, оптических), связанных с упорядоченностью в ориентации молекул. Жидкие кристаллы были открыты давным-давно, но изначально они использовались для других целей. Молекулы жидких кристаллов под воздействием электричества могут изменять свою ориентацию и вследствие этого изменять свойства светового луча проходящего сквозь них. Основываясь на этом открытии и в результате дальнейших исследований, стало возможным обнаружить связь между повышением электрического напряжения и изменением ориентации молекул кристаллов для обеспечения создания изображения. Первое свое применение жидкие кристаллы нашли в дисплеях для калькуляторов и в кварцевых часах, а затем их стали использовать в мониторах для портативных компьютеров. Сегодня, в результате прогресса в этой области, начинают получать все большее распространение LCD-мониторы для настольных компьютеров.
К преимуществам LCD-мониторов можно отнести то, что они действительно плоские в буквальном смысле этого слова, а создаваемое на их экранах изображение отличается четкостью и насыщенностью цветов. Отсутствие искажений на экране и массы других проблем, свойственных традиционным CRT-мониторам. Добавим, что потребляемая и рассеиваемая мощность у LCD-мониторов существенно ниже, чем у CRT-мониторов. Ниже мы приводим сводную таблицу сравнения LCD-мониторов с активной матрицей и CRT-мониторов:
Параметры |
Active Matrix LCD monitor |
CRT monitor |
Разрешение |
Одно разрешение с фиксированным размером пикселей. Оптимально можно использовать только в этом разрешении; в зависимости от поддерживаемых функций расширения или компрессии можно использовать более высокое или более низкое разрешение, но они не оптимальны. |
Поддерживаются различные разрешения. При всех поддерживаемых разрешениях монитор можно использовать оптимальным образом. Ограничение накладывается только приемлемостью частоты регенерации. |
Частота регенерации |
Оптимальная частота 60-75 Гц, чего достаточно для отсутствия мерцания. |
Только при частотах свыше 75 Гц отсутствует явно заметное мерцание. |
Точность отображения цвета |
Поддерживается True Color и имитируется требуемая цветовая температура. |
Поддерживается True Color и при этом на рынке имеется масса устройств калибровки цвета, что является несомненным плюсом. |
Формирование изображения |
Изображение формируется пикселями, число которых зависят только от конкретного разрешения LCD-панели. Шаг пикселей зависит только от размера самих пикселей, но не от расстояния между ними. Каждый пиксель формируется индивидуально, что обеспечивает великолепную фокусировку, ясность и четкость. Изображение получается более целостным и гладким. |
Пиксели формируются группой точек (триады) или полосок. Шаг точки или линии зависит от расстояния между точками или линиями одного цвета. В результате, четкость и ясность изображения сильно зависит от размера шага точки или шага линии и от качества CRT. |
Угол обзора |
В настоящее время стандартным является угол обзора 120o и выше; с дальнейшим развитием технологий следует ожидать увеличения угла обзора. |
Отличный обзор под любым углом. |
Энергопотребление и излучения |
Практически никаких опасных электромагнитных излучений нет. Уровень потребления энергии примерно на 70% ниже, чем у стандартных CRT-мониторов. |
Всегда присутствует электромагнитное излучение, однако его уровень зависит от того, соответствует ли CRT какому-либо стандарту безопасности. Потребление энергии в рабочем состоянии на уровне 80 Вт. |
Интерфейс монитора |
Цифровой интерфейс, однако большинство LCD-мониторов имеют встроенный аналоговый интерфейс для подключения к наиболее распространенным аналоговым выходам видеоадаптеров. |
Аналоговый интерфейс. |
Сфера применения |
Стандартный дисплей для мобильных систем. В последнее время начинает завоевывать место и в качестве монитора для настольных компьютеров. Идеально подходит в качестве дисплея для компьютеров, т.е. для работы в Интернет, с текстовыми процессорами и т.д. |
Стандартный монитор для настольных компьютеров. Крайне редко используются в мобильном виде. Идеально подходит для отображения видео и анимации. |
Носители информации
Жесткие диски
Технологии Жестких Дисков: Общие термины
IDE (Integrated Drive Electronics)
Встроенная Электроника Диска - любой диск со встроенным контроллером. Это означает, что большинство схем по управлению диском встроено в "IDE Диск", а не в контроллер. Многие из нас считают, что любой ATA диск должен быть "IDE Диск".
ATA (Advanced Technology Attachment)
Технология Улучшенного Соединения. ATA диски - подкласс IDE дисков, которые используют шлейф с 40 или 80 контактами. Серия интерфейсов и протоколов, используемых для организации доступа к жестким дискам в компьютерах. Часто ATA сопоставляют (даже если это и неправильно) с IDE (ATA диск = IDE диск).
PIO Mode (Programmed I/O Mode)
Программируемый ввод/вывод. Определяет режим ввода/вывода для установленного ATA диска. Говоря проще, это означает скорость работы шины. Более высокий режим PIO, обеспечивает более быструю шину. Это понятие вышло из употребления при появлении UDMA.
DMA (Direct Memory Access)
Прямой Доступ к Памяти. Открывает доступ к памяти напрямую, не загружая центральный процессор. Это ускоряет работу устройства, передачу данных, и снимает значимую часть нагрузки с процессора.
Areal Density
Плотность Размещения. Измеряется в байт/квадратный дюйм. Чем плотность размещения больше, тем больше байт считает головка диска в секунду, т.е. тем больше скорость передачи. Это параметр указывает на то, как расположена информация на "блинах" диска. Чем больше плотность размещения, тем больше информации вместиться на "блин". Плотность размещения часто проверяется при покупке диска, и важна не менее, чем скорость вращения диска. А большая плотность означает больший объем жесткого диска, и большую скорость передачи.
Rotational Speed
Скорость вращения. Обычно, измеряется в оборотах в минуту (rpm - revolutions per minute). Для большинства существующих жестких дисков она составляет от 4200 rpm до 15000 rpm. Стандартный высокопроизводительный IDE диск работает на частоте вращения диска 7200 rpm. Скорость вращения - основная характеристика производительности диска. К примеру, если производительность какого-нибудь диска принять за константу, а затем увеличить скорость вращения, к примеру, вдвое, производительность также увеличится вдвое. Обычно высокая скорость вращения означает высокую производительность - эта основная характеристика, на которую стоит обратить внимание при покупке.
Seek time
Время поиска. Означает, сколько времени тратится на поиск дорожки диска. Эту характеристику часто не правильно толкуют. К примеру, часто компании публикуют данные, о своих дисках, как - время поиска дорожки диска (которое составляет 1-4 мс) и как - среднее время доступа к информации на диске (которое составляет 6-13 мс). Как правило, все диски, даже разных производителей, с примерно одинаковой ценой имеют также одинаковое время поиска (различия около миллисекунды), следовательно, не стоит делать выбор в пользу какого-нибудь производителя только по этому параметру.
MTBF (Mean Time Between Failure)
Время работы диска. Означает, как долго диск способен работать. Этот параметр игнорируется, т.к. обычно он намного превосходит все разумные пределы использования диска - ведь к этому времени, до которого доживет ваш диск, он будет абсолютным "тормозом".
Cache
Кэш. Место, буфер, через которое проходит информация между диском и ее конечным назначением. Большой кэш всегда означает большую производительность, но из-за дороговизны кэша во многих случаях его занижают. В некоторых случаях преимущество большого кэша сказывается больше на цене, чем на производительности. Поэтому не переплачивайте за кэш, если прирост производительности незначителен. Скорость вращения и плотность размещения играют большую роль в производительности жесткого диска.
A/V (Audio/Video).
Этот параметр означает, что диск оптимизирован для профессиональной обработки аудио/видео изображений. Т.к. они имеют большой объем, создается необходимость в последовательном, продолжительном чтении или записи, что приводит к увеличению температуры диска и в дальнейшем может привести к сбою. Как правило, для этого требуется также большой объем кэш-памяти. В настоящее время практически все современные диски оптимизированы таким образом, но не помечаются.
Типы жестких дисков: от IDE до Fiber Channel
Широко распространена ошибка в названии жестких дисков: под IDE подразумевают ATA. Это происходит из-за того, что контроллер IDE встроен в сам жесткий диск ATA. ATA это интерфейс (как и SCSI), который использует контроллер IDE.
В настоящее время практически все используют Ultra DMA, но многие пользователи наверное еще помнят использование жестких дисков "mode 3" или "mode 4". Это были ATA-2 диски, которые использовали PIO mode 3 или mode 4. Ниже представлена таблица эволюции интерфейса ATA начиная с 1993 г.
Тип интерфейса |
Скорость шины |
Год |
ATA-2 PIO 3 |
13.3Mб/с |
1993 |
ATA-2 PIO 4 |
16.6Mб/с |
1994 |
UDMA/33 |
33.3Mб/с |
1997 |
UDMA/66 |
66.6Mб/с |
1999 |
UDMA/100 |
100Мб/с |
2000 |
UDMA/133 |
133Мб/c |
2002 |
Интерфейсы
При покупке жесткого диска вам сперва необходимо определиться какой интерфейс будет у вашего диска. Может быть это будет IDE диск? А как на счет SCSI, IEEE 1394, USB? Интерфейсы различаются по скорости, цене, длине кабеля, гибкости и по многим другим факторам. Из чего следует, что было бы разумно дать описание интерфейсам жестких дисков.
UDMA
По мере того как технологии по производству дисков становились лучше и плотность размещения возрастала более чем на 20% за год, появилась потребность в новом стандарте-интерфейсе передачи данных. Такой, который позволит разместить два устройства на одном ATA шлейфе, что бы загрузка была минимальной. Скорости передачи 16,6Мб/с определенно не хватало и Quantum разработал стандарт Ultra-ATA/33 (UDMA/33), увеличив пропускную способность вдвое. Для того, чтобы достичь такого эффекта сигнал остался прежним, но данные передавались как по нарастающему, так и по заднему фронту импульса, а не как прежде только по нарастающему. Далее, по мере развития технологий, применяемых в дисках, появились стандарты ATA/66/100/133.
IDE/ATA
IDE - так обозначается типа диска, который использует интерфейс ATA. IDE - не дорогая электроника, которая использует ATA для подключения c помощью параллельного шлейфа, и создана для подключения устройств внутри компьютера. Т.е. для подключения внешнего или переносного устройства к компьютеру он плохо подходит: шлейф как правило имеет только 2 разъема и, по нашему опыту не более двух футов (один метр) длиной. Конечно же существуют и длинные шлейфы с большим количеством разъемов, но мы бы не рекомендовали пользоваться такими.
Как уже говорилось, ATA канал поддерживает до двух устройств - "master" и "slave". Обычно жесткий диск используется первым, и называется "master", "slave" используется для вторичного устройства, например, CD-ROM. По такому кабелю за один рабочий такт может работать только одно устройство, поэтому использование "slave"-устройства не рекомендуется. На современных материнских платах существует два разъема для подключения IDE устройств, поэтому мы рекомендуем установить жесткий диск как "master" на одном разъеме, а CD-ROM, или DVD-ROM как "master" на втором.
В настоящее время доступны три основных варианта IDE дисков: это ATA/33, ATA/66, и ATA/100 (или UDMA/33, UDMA/66, UDMA/100). Цифра в этой записи означает пиковое (максимальное) пропускную способность, измеряемую в Мб/с. ATA/66 и ATA/100 требуют специальный 80-контактнцый разъем для работы в полную силу (такой кабель обычно поставляется с материнской платой, поддерживающей такие режимы). Если же такой кабель не поставляется, то такие диски работают как через интерфейс ATA/33 и скорость передачи не превышает 33 Мб/с. Как уже говорилось выше, эти варианты так же называют как UDMA. Но, с другой стороны, неправильно приравнивать под одно значение такие понятия, как UDMA, ATA и IDE.
Все IDE диски ДОЛЖНЫ работать со всеми вариантами ATA. Т.е. любой ATA/100 диск будет работать с контроллером ATA/33, а диск ATA/33 - с контроллером ATA/100. Сигнал будет подаваться на уровне компонента низшего класса. В вышеописанном примере оба диска будут работать на ATA/33, это значит они будут передавать данные со скоростью 33Мб/с. Не исключено, что вы можете столкнуться с проблемой несовместимости IDE, когда определенный диск не будет работать с определенным шлейфом, или когда два диска от разных производителей не будут работать на одном канале IDE, но такого рода проблемы редкость в наше время.
Различие между производительностью ATA/33, 66 и 100, как правило, очень малы. На сегодняшний день не существует дисков ATA/100, способных работать со скоростью 66 Мб/с, и очень мало дисков, полностью использующих частоту ATA/33. Только дисковый кэш может улучшить частоту работы диска, при этом работа диска увеличивается, но не намного.
Главный недостаток дисков IDE: они не считаются профессиональными, т.е. диски для SCSI всегда быстрее. К примеру, можно приобрести IDE диск с 7200 об/мин, который является быстрейшим IDE диском… но для SCSI доступен диск с 15000 об/мин, который, все же, быстрее. Еще один недостаток - это относительно низкое значение MTBF у IDE, чем у SCSI.
Немного о перспективах. Жизнь ATA продлится при широком распространении последовательного ATA (Serial ATA). Этот интерфейс будет использовать только два провода (один для приема, другой для передачи) для обмена данными со скоростью 1.5 Гб/с и быстрее. Это более, чем в два раза быстрее, нежели у сегодняшних ATA/100 дисков! Недостаток - на один канал может быть помещено только одно устройство, но и он легко решаем - введением дополнительных каналов.
SCSI
SCSI - это стандартный интерфейс для жестких дисков, которые чаще всего устанавливаются на рабочие станции и сервера. Диски с этим интерфейсом более дорогие, чем IDE. Это параллельный интерфейс, по которому обмен данных происходит быстрее, который поддерживает больше устройств и может работать на больших расстояниях (до 12 метров в известных SCSI устройствах), а также является многозадачным.
Узкая шина SCSI имеет 8 адресов, а широкая шина имеет 16 адресов. Сам контроллер резервирует один адрес, а остальные 15(7) доступны для устройств. Чем выше адрес у устройства, тем выше приоритет устройства, следовательно, благодаря этому каждое устройство имеет свой приоритет доступа к шине. Это позволяет более корректно настроить систему, но и вызывает некоторые сложности для неподготовленных пользователей.
Почему же UDMA со своей довольно неплохой пропускной способностью - 66Мб/с не может тягаться со SCSI. Одно из важных отличий SCSI от IDE - эффективность пропускной способности SCSI, которая была достигнута увеличением тактовых частот и небольшим изменением протокола.
Тип диска |
Скорость шины (Мб/с) |
Кол-во адресов |
Макс. Кол-во устройств |
SCSI-1 (узкий) |
5 |
8 |
8 |
Fast SCSI (узкий) |
10 |
8 |
8 |
Fast Wide SCSI (широкий) |
20 |
16 |
16 |
Ultra SCSI (узкий) |
20 |
8 |
8 |
Wide Ultra SCSI (широкий) |
40 |
16 |
16 |
Ultra2 SCSI (узкий) |
40 |
8 |
8 |
Wide Ultra2 SCSI (широкий) |
80 |
16 |
16 |
Ultra3 SCSI (широкий) |
160 |
16 |
16 |
Fibre Channel
Оптический канал - это интерфейс, сильно отличающийся от IDE и SCSI. Его устройство напоминает устройство Ethernet и InfiniBand. Этот интерфейс в одинаковой мере предназначен для жестких дисков, для сети, и для другой периферии. Оптический канал часто используется для присоединения SCSI RAID (или просто RAID) к сети рабочих станций, или серверов.
Оптический канал на сегодняшний момент имеет реальную скорость 100 Мб/с и выше, но его теоретическая скорость составляет 1.06 Гб/с. Несколько компаний предлагают оптические каналы следующего поколения, со скоростью 2.12 Гб/с. Некоторые из супер-современных высококачественных решений на оптическом канале (кстати, даже самый слабый оптический канал является высококачественным и профессиональным решением) на рынке используют множество оптических каналов как один, за счет чего достигается большая пропускная способность.
USB
USB 1 (Universal Serial Bus) - Универсальная Последовательная Шина - это распространенная на ПК шина для внешних устройств. В высокоскоростном варианте скорость составляет 12 Мбит/с, и 1.5 Мбит/с в низкоскоростном. При использовании высокоскоростного варианта, максимальная длина кабеля 5 метров, и только 3 метра при низкоскоростном. Пока что у USB не хватает скорости для работы с основным жестким диском, но ее вполне хватает для второстепенного, CD-R, сканеров, сети, и др. устройств.
Один USB канал поддерживает 127 устройств, используя USB хабы. USB использует контроллер "master", так что любой сигнал от одного устройства другому, скажем, от USB жесткого диска до USB CD-R, должен пройти через контроллер на компьютере, а затем до необходимого устройства. Это значительно уменьшает скорость. Кроме того, через USB не может быть подключено более одного компьютера, хотя два компьютера могут быть связаны через специальное устройство - USB мост.
USB также высоко подключаемый стандарт, т.е. можно подключать устройства, не выключая компьютер. Несмотря на это, поддержка этого стандарта ОС не столь хорошее. К примеру, под Windows 2000 каждая подключаемая мышь должна быть с драйвером. Будущее USB называется…. USB 2.0. Скорость увеличилась до 480 Мбит/с, а этого вполне достаточно для подключения как основного жесткого диска, так и второстепенного.
Выбор интерфейса
Если вы покупаете компьютер для дома, или офиса, интерфейс IDE будет для вас оптимален как по цене, так и по скорости. USB - это хороший выбор при использовании внешнего CD-R, или сканера. IEEE 1394 хорош для простого и быстрого соединения внешнего жесткого диска к вашему компьютеру, или ноутбуку. Если же вам нужна рабочая станция, производительность которой сильно зависит от скорости жесткого диска, особенно при использовании RAID, то SCSI подойдет как нельзя лучше. Если же есть несколько рабочих станций, нуждающихся в одновременном доступе на высокой скорости к одному жесткому диску, то оптический канал вам подойдет лучше всего. При использовании RAID в этом случае, можно выбрать RAID как на оптическом канале, так и на SCSI RAID. Ну а для серверов, традиционно, лучшим выбором является SCSI. Для вспомогательного сервера подойдет даже IDE.
RAID
RAID (Redundant Array of Inexpensive Disks) - матрица независимых дисковых накопителей с избыточностью. RAID используется для увеличения надежности и увеличения скорости. Основные способы использования: RAID 0, 1, и 0+1. RAID 0 использует два жестких диска одновременно, осуществляет чтение и запись одновременно с обоих дисков. При этом возрастает производительность. RAID 1 тоже использует два диска, но данные из первого дика просто дублируются на втором через секунду. Это обеспечивает высокую надежность системы, ведь при повреждении одного диска, второй остается рабочим, и данные не теряются. RAID 0+1 использует четыре диска, первые два работают как и RAID 0, вторые - как RAID 1, т.е. дублируют. Существуют и другие варианты использования RAID, различным образом увеличивая надежность, к примеру, сравнение данных на дисках для проверки их сохранности.
Для машины, ориентированной на домашнее или рабочее пользование со средней производительностью, жесткий диск - 7200rpm с 2Мб кэша и ATA/66 или более быстрым интерфейсом даст неплохую производительность за сравнительно небольшие деньги. Вы, конечно можете сэкономить на диске с 5400 оборотами, но могу сказать с уверенностью - вы от этого не выиграете. Диски со SCSI интерфейсом дадут больше производительности, но, опять же, обойдутся гораздо дороже, нежели ATA.
Размер
40 ГБ будет более чем достаточно для обычного домашнего пользователя, как минимум на несколько лет вперед. Если вы коллекционируете MP3'шки, видео, или другие файлы, которые периодически скачиваются вами из Интернета, то вам лучше поискать диск емкостью 60-120ГБ. Если же занимаетесь сложным, многоступенчатым редактированием видео, то вам не помешает приобрести второй диск большой емкостью, как правило у него меньше оборотов, чем у ведущего диска. Если же ничего сверхъестественного с видео вы не делаете, то вам понадобится как минимум диск 120ГБ, а идеальным приобретением будет диск емкостью 160-200ГБ, которые значительно облегчит работу и условия работы.
Связь компьютера с «внешним миром»
Модем
Modem - модем (MOdulator-DEModalator модулятор-демодулятор). Устройство, которое преобразует цифровые сигналы компьютера в аналоговые сигналы для дальнейшей передачи по телефонным линиям, а затем осуществляет обратное преобразование. Как работает модем
Модем представляет собой устройство, имеющее, с внешней точки зрения, цифровой интерфейс c компьютером (обычно последовательный порт RS-232) и аналоговый интерфейс с каналом связи (телефонной линией) - разъем для телефонного кабеля (RJ-12). "Внутри" модем представляет собой микрокомпьютер с достаточно мощным процессором (иногда несколькими), постоянной и оперативной памятью, и аналоговой частью, ответственной за сопряжение модема с телефонной сетью - устройство набора номера, усилитель, АЦП и ЦАП - Аналого-Цифровой и Цифро-Аналоговый Преобразователи, ответственные за преобразование сигнала из аналоговой формы (непрерывный сигнал-напряжение) в цифровую (отдельные отсчеты сигнала, дискретизованные по времени и квантованные по напряжению), и наоборот, соответственно. Практически все современные модемы производят обработку информации в цифровой форме, без сколь-либо сложной аналоговой предобработки, так как это позволяет добиться высокой стабильности и в значительной степени упростить разработку и анализ алгоритмов. При этом обычно частота дискретизации (скорость следования отдельных отсчетов оцифрованного сигнала) находится в пределах 7-12 тысяч отсчетов в секунду (килоГерц, kHz). Теоретически, частота дискретизации должна быть как минимум в два раза выше максимальной частоты сигнала, для того, чтобы сигнал был представим отдельными отсчетами без потерь. Количество уровней квантования для ЦАП и АЦП современных модемов достигает десятков тысяч. Обычно, поскольку с "цифровой стороны" ЦАП и АЦП пишутся или читаются в виде числа, говорят о количестве разрядов у ЦАП/АЦП, т.е., количестве разрядов двоичного числа, требуемого для представления всех возможных уровней, например, 16-разрядный АЦП может распознавать 65536 уровней, обозначаемых числами от -32768 до +32767.
Давайте посмотрим на это устройство вот с какой стороны: понятно, что его задача - пересылать информацию с одного компьютера на другой. В случае работы в Интернете - с компьютера клиента на компьютер провайдера, и наоборот. Дабы упростить себе жизнь, будем пока считать, что модем выполняет всего одну, примитивную функцию - модулятора-демодулятора цифрового сигнала (кстати, именно отсюда и взялось сокращение - модем). Будем считать, что он уже набрал номер, установил соединение, начал передавать и принимать данные, и нам интересен пока лишь процесс, как байты информации идут от удаленной стороны к нам, и наоборот. Как же это происходит?
Теперь краткое резюме всего изложенного.
Параметры канала (линии), предоставляемого нам, характеризуются центром и шириной полосы пропускания (в норме - 300-3400 герц), уровнем шумов и искажений, и максимальным уровнем сигнала, еще пропускаемого без заметных искажений. Сигнал/шум - это характеристика того, как сигнал прошел через канал, и что получилось на приемном конце.
Параметры сигнала модема характеризуются центром и шириной спектра (частота несущей плюс и минус половина символьной скорости), и глубиной модуляции, то есть числом возможных градаций состояний сигнала.
Параметры канала ограничивают в принципе скорость передачи информации с одной стороны, а модем работает тем лучше и тем быстрее ее передает, чем полнее он занимает канал, и чем ближе параметры генерируемого им сигнала совпадают с возможностями, предоставляемыми каналом.
Кроме предыдущего пункта, важное значение имеют помехи: при прочих равных условиях, они вынуждают модем делать передаваемые символы более грубыми, и передавать их более длительное время, то есть снижать в результате скорость передачи информации.
Запомните на будущее две простые формулы: 1. Символьная скорость умноженная на глубину модуляции есть битовая скорость. 2. Ширина канала, потребная для передачи сигнала, равна символьной скорости, при этом центр полосы пропускания канала равен частоте несущей.
NIC - Network Interface card
Сеть Ethernet (созданана фирмой Xerox в 1976 году, имеет шинную топологию, использует CSMA для управления трафиком в главной линии связи). Стандарт организации локальных сетей (ЛВС), описанный в спецификациях IEEE и других организаций. IEEE 802.3. Ethernet использует полосу 10 Mbps и метод доступа к среде CSMA/CD. Наиболее популярной реализацией Ethernet является 10Base-T. Развитием технологии Ethernet является Fast Ethernet (100 Мбит/сек).
Заключение
Развитие электронной промышленности осуществляется такими быстрыми темпами, что буквально через один год сегодняшнее "чудо техники" становится морально устаревшим. Однако принципы устройства компьютера остаются неизменными еще с того момента, как знаменитый математик Джон фон Нейман в 1945 году подготовил доклад об устройстве и функционировании универсальных вычислительных устройств.
К тому же, каждый пользователь, эксплуатирующий персональный компьютер, знает круг задач, для решения которых он использует компьютер, следовательно, и 10 лет назад приобретенная "286-я машина", исправно работающая, удовлетворяющая запросы того или иного специалиста, является незаменимым его помощником в повседневном труде.
61. Начисление сдельной заработной платы по каждому работнику по каждому цеху при индивидуальном наряде
1. Определение участка учета и его задачи
Заработная плата - это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (чистую продукцию), зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.
В условиях рыночной экономики существуют две формы оплаты труда – сдельная и повременная. При сдельной форме заработок работника определяется по сдельным расценкам на единицу продукции. При повременной форме заработок работника определяется по тарифной ставке или по окладу за фактически отработанное время. Выбор той или другой формы оплаты труда обычно обуславливается особенностями технологии и организации производства, обеспечения качества продукции, форм организации труда и обеспечения рабочей силой. Главным признаком размежевания двух форм оплаты труда является возможность количественного измерения производительности труда как отношения объема продукции в натуральном выражении к затратам рабочего времени. Именно такая возможность лежит в основе сдельной оплаты. При повременной оплате речь может идти лишь об оценке эффективности труда как соотношения стоимостных измерителей результатов и затрат.
Кроме того, встречаются и комбинированные повременно – сдельные формы оплаты труда. Объединяющим моментом в интеграции обеих форм на основе их взаимного обогащения является положение о том, что уровень зарплаты прямо зависит от степени эффективизации труда и в то же время является ее существенным стимулирующим фактором.
Задачи участка учета:
- гарантировать оплату труда каждому работнику в соответствии с результатами его труда и стоимостью рабочей силы на рынке труда;
- обеспечить работодателю (независимо от того, кто выступает в качестве такового- государство, акционерное общество, частное лицо, кооператив или кто-либо другой) достижение в процессе производства такого результата, который позволил бы ему (после реализации продукции на рынке товаров) возместить затраты и получить прибыль.
Тем самым через организацию заработной платы достигается необходимый компромисс между интересами работодателя и работника, способствующий развитию отношений социального партнерства между двумя движущими силами рыночной экономики.
В данной работе рассматривается сдельная форма оплаты труда при индивидуальном наряде, которая позволяет внедрить персонифицированный подход, учитывающий способности и эффективность работы каждого работника, а также варьировать загруженность между работниками.
2. Формирование входной информации
Каждому работнику при приеме на работу присваивается табельный номер, который в дальнейшем проставляется на всех документах по учету личного состава, выработки и заработной платы. В случаях увольнения или перевода работника на другую работу, его табельный номер, как правило, не может присваиваться другому работнику в течении одного-двух лет.
Другими первичными документами является личная карточка работника и штатное расписание. В данной работе используются упрощенные данные из таких документов. Так, каждый работник имеет ФИО, табельный номер, принадлежность к цеху, коэффициент разрядности.
В книге «Расчетная ведомость» 3 листа. На первом листе указаны тарифы оплаты за единицу работы в соответствии с разрядной сеткой и окладом за нормированную единицу выработки. На третьем листе – исходные данные о работниках с указанием их разрядов, а также таблица с указанием количества работников в разных цехах.
3. Разработка алгоритма расчета
Унифицированная форма № Т-49 «Расчетно-платежная ведомость», применяется для расчета и выплаты заработной платы всем категориям работающих. Рекомендована для средних и малых организаций. При составлении этой формы допускается не заполнять другие расчетные и платежные ведомости. Составляется в одном экземпляре в бухгалтерии. Начисление заработной платы производится на основании данных первичных документов по учету выработки, фактически отработанного времени, листков на доплату и других документов Одновременно производится расчет всех удержаний из суммы заработной платы и определяется сумма, подлежащая к выплате.
На втором листе – собственно расчетная ведомость. Если на листе тарифов изменить ставки – то они автоматически изменятся в листе расчетной ведомости. Точно так же изменятся фамилии и табельные номера в ведомости, если их поменять на листе исходных данных. Это реализовано с помощью механизма ссылок на ячейки.
На листе расчетной ведомости вводятся данные об объемах индивидуальных нарядов (в единицах работ). При помощи кнопки «Рассчитать» происходит начисление зарплаты в соответствии с разрядом работника и его объемом наряда, а также подсчет итоговой суммы заработной платы.
Расчет реализован в процедуре CB_Click() с помощью VBA.
Суммирование начислений производится как отдельно по каждому цеху, так и по всему предприятию в целом.
4. Разработка выходной информации
Выходная информация размещается на том же листе, что и входная – второй лист книги «Расчетная ведомость». Это производится для наглядности. В соответствии с условиями задачи суммы начислений по цеху выводятся под списком работников цеха, а общая сумма начислений – в нижней части ведомости.
Заключение
Задачей данной работы являлось составление документа в среде Microsoft Excel, включающего в себя программы, написанные на языке Microsoft Visual Basic, решающей поставленную задачу, а именно – автоматизацию начисления сдельной заработной платы работникам по цехам при индивидуальном наряде.
Если говорить о среде написания программ для решения поставленных задач - Microsoft Visual Basic for Application – то это сочетание одного из самых простых языков программирования и всех вычислительных возможностей такой многогранной системы как Excel. С помощью VBA можно легко и быстро создавать разнообразные приложения даже не являясь специалистом в области программирования. VBA содержит относительно мощную графическую среду, позволяющую наглядно конструировать экранные формы и управляющие элементы.
Структура книги Excel «Расчетная ведомость».
В книге «Расчетная ведомость» 3 листа. На первом листе указаны тарифы оплаты за единицу работы в соответствии с разрядной сеткой и окладом за нормированную единицу выработки. На третьем листе – исходные данные о работниках с указанием их разрядов, а также таблица с указанием количества работников в разных цехах. На втором листе – собственно расчетная ведомость. Если на листе тарифов изменить ставки – то они автоматически изменятся в листе расчетной ведомости. Точно так же изменятся фамилии и табельные номера в ведомости, если их поменять на листе исходных данных. Это реализовано с помощью механизма ссылок на ячейки.
На листе расчетной ведомости вводятся данные об объемах индивидуальных нарядов (в единицах работ). При помощи кнопки «Рассчитать» происходит начисление зарплаты в соответствии с разрядом работника и его объемом наряда, а также подсчет итоговой суммы заработной платы.
Список литературы
1. Р. Персон. “Excel для Windows´98”. /“BHV – Санкт-Петербург”. -Москва, Санкт-Петербург, Дюссельдорф, Киев. 1999 г.
2. А. Левин. “Самоучитель работы на компьютере”./ “НОЛИДЖ” – М.: 1999г.
3. http://vbstreets.ru – Форум программирования на Visual Basic.
4. Microsoft Visual Basic for Application – справочная система.
5. «Устройство мультимедийного компьютера» СПб: «Питер», 2001, 512 с.