Оглавление

1. Понятие переговоров. Приемы  ведения переговорного процесса. 3

1.1. Психотехнологии выработки альтернативы.. 3

1.2. Психология манипулятивного мастерства на переговорах. 5

1.3. Обман как психологический феномен переговорного процесса. 6

2. Особенности национальных стилей ведения переговоров. 9

2.1. Западная культура ведения переговоров. 10

2.2. Восточная культура ведения переговоров. 13

Список литературы.. 17

 

1. Понятие переговоров. Приемы  ведения переговорного процесса

        Переговоры - специфический вид межличностного взаимодействия сторон, вид совместной деятель­ности, ориентированный на разрешение споров или организацию сотрудничества, и предполагающей совместное принятие решения, оформленного письменным соглашением ил и договором.

        Переговоры - это сложный процесс. Он включает в себя; поиск соглашения между людьми, имеющими различные интересы; об­суждение различий в позициях сторон для принятия приемлемого решения; дискуссию между двумя или более сторонами для пре­одоления несовместимых целей; обмен уступками; продолжитель­ное общение между сторонами с различающимися и пересекаю­щимися интересами, в ходе которого они либо достигают согласия или не достигают его в зависимости от ожидаемых ими последст­вий.

       

1.1. Психотехнологии выработки альтернативы


        Переговорная практика создала высокоэффективные психотехнологии выработки  альтернативы. К их числу относятся следующие.

- Четырехшаговая круговая система выработки альтернативы по Фишеру-Юри. Разработку вариантов решения обсуждаемой проблемы существенно облегчает алгоритм, предложенный американскими специалистами по переговорам  Р. Фишером и У. Юри.

        Основной смысл данной системы - увеличение числа вариантов ни основе постоянного движения между конкретным и общим.

Авторы полагают, что задача нахождения вариантов требу четыре разных способа мышления, которые одновременно представляют собой и конкретные шаги по выработке альтернативы проблема - анализ - подходы - рекомендации (идеи) к действию. Эти шаги следующие: первый - думать об определенной проблеме о реальной ситуации, требующей разрешения; второй - постановки диагноза, описание ситуации, описание проблемы, анализ примерных причин ее появления; третий - размышление по поводу того, что должно быть сделано; четвертый - выработка точных и эффективных рекомендаций.

- Мозговой штурм. Процедура его проведения ориентирована на  коллективную   выработку альтернативного  предложения.  По сути своей метод "мозгового штурма" или, как его еще называю "мозговой атаки", означает нечто иное, как спонтанную генерацию идей.

        Один из способов "мозгового штурма" состоит в том, что каждый из участников друг за другом устно предлагает по возможности максимальное число вариантов решения проблемы. Все они записываются, например, на доске, так, чтобы эти варианты были хорошо видны всем участникам процедуры.

        Важнейшее условие использования этого метода - предложенные варианты не должны обсуждаться сразу же, по мере их посту­пления. Никакой первоначальной критики, даже если предложение представляется фантастическим, не допускается.

        Очень полезно суметь провести "мозговой штурм" с партнер­ской стороной.

        - Метаплан. Особой формой выработки альтернативы является та, в которой сочетаются мозговая атака, анализ конкретной ситуации и дискуссия. Процедура проводится в шесть этапов. На первом этапе все участники переговорного процесса с одной или обеих сторон выявляют список вероятных решений переговорной проблемы. На втором - вся группа обсуждает предложения по решению проблемы, классифицирует и распределяет их по степени значимости. На третьем - вся группа разделяется на более мелкие подгруппы, в которых обсуждаются причинно-следственные связи между возможными вариантами решения проблемы. Обсуждение заканчивается выдвижением минимального количества версий для решения проблемы. На четвертом - опять собирается вся группа и заслушиваются представители подгрупп, аргументирующих свой набор версий по решению проблемы. На пятом - группа вновь разделяется на подгруппы. Формулируется предложение об окончательном выборе альтернативы. На шестом этапе вновь собирается вся группа, которая обсуждает предложения подгрупп и принимает окончательную, единственную альтернативу решения проблемы с учетом наиболее оптимальных условий ее реализации.[1]


1.2. Психология манипулятивного мастерства на переговорах

        Степень успешности манипуляции на переговорах в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия насколько манипулятор гибок, искусен в их использовании.

        Манипуляция - это всегда четко осознаваемая её субъектом акция. Манипулятивное мастерство реализуется в двух процессуальных стадиях: в стадии подготовки и в стадии манипулятивной атаки.[2] В рамках подготовительного периода осуществляются следующие манипулятивные процедуры.

      -  Контекстуальное оформление. Общение всегда происходит где-то   когда-то,  при  каких-то обстоятельствах и  как-то.  Контекстуальное оформление предполагает организацию условий воздействия таким образом, чтобы обеспечить успех манипуляции. Манипулятор должен   проконтролировать  внешние переменные действия: физические условия, культурный и социальный контексты.

      - Выбор мишени воздействия. В соответствии со своими наме­рениями и представлениями о партнерах манипулятор должен более или менее отчетливо осознавать, какого рода воздействие он собирается осуществить в том или ином случае. Ведь каждое такое воздействие   предполагает   некоторое   изменение   адресата,   что должно соответствовать интересам манипулятора. Все такие изменения имеют определенную локализацию в психическом мире адресата. Эта определенность и фиксируется понятием "мишень воздействия".

        Мишень психологического воздействия - это те психические структуры, на которые оказывает влияние манипулятор и которые изменяются в направлении, соответствующем цели воздействие.

      - Установление контакта. Всякое межличностное взаимодей­ствие предполагает вступление общающихся сторон в контакт. Этот психологический феномен имеет многоаспектную характе­ристику. Контакты бывают сенсорными, эмоциональными, знаковыми, духовными и др.

        В рамках манипулятивной атаки осуществляется управление следующими факторами.

        - Межличностное пространство. Специфика психологического пространства находит свое выражение в понятиях "дистанция", "пристройка".

        Дистанция - степень удаленности партнеров друг от друга, определяемая наличием межличностных преград, стоящих на пути сближения людей. В качестве преграды могут выступать: внешне физические барьеры, когда они играют роль эквивалентов психологических преград; смысловые: недопонимание или непонимание; духовные: разные системы ценностей и взглядов, убеждений.

        Пристройка. Вертикальная составляющая психологического пространства взаимодействия. Отражает взаимное "расположение партнеров по общению.

 -  Инициатива.   Начальный   момент  управления процессом взаимодействия со стороны одного из партнеров. Выступая ини­циатором некоторого события, партнер берет на себя ответствен­ность за него.

1.3. Обман как психологический феномен переговорного процесса

        Обман как тактика ведения переговоров включает широкий на­бор средств: от небольших искажений фактов до выходящих за пределы всяких правил бесчестности и лжи.

        Чтобы эффективно действовать в ходе переговоров, ставить це­ли и добиваться результата, удовлетворял, свои желания и даже лелеять собственные надежды, участнику необходимо хорошо ориентироваться в данной тактике. Для этого ему нужна достаточ­но точная информация о самом себе, а также о том, что его окру­жает - о людях, событиях, явлениях. Далеко не всегда исчерпы­вающей информацией на этот счет участник переговоров распола­гает. В таких случаях он обычно склонен подавлять сомнения, при­знавать за правду малую толику информации, которая может и не быть таковой.

        Все люди время от времени прибегают к обману: сознательному или несознательному, в корыстных целях или ради собственного  удовольствия могут обманывать других.

        Большинство людей делает различие между «святой ложью» и серьезным обманом.  Людей побуждает лгать не только желание щадить свои или чужие чувства. Они прибегают к обману по ряду причин. Для большинства из них это просто способ поведения в кризисной ситуации как глобального, так и мелкого масштаба.

        Поводы для лжи, допускаемой в ходе переговоров следующие: ложь как самозащита,  ложь как часть служебных обязанностей, ложь как лояльность,

ложь как способ оттянуть время.

        Полуправда - это частичная правда, не вся правда о том, что партнера по переговорам интересует, сообщение, которое является неправдой, хотя и содержит некоторую верную информацию. Полуправда - это неполная и часто не вполне точная передача ин­формации партнеру по переговорам.

        Ложь помо­гает сберечь материальное добро, она же в состоянии его и приум­ножить. Цель лжи - сознательно ввести другого человека в заблуждение, используя для этого все­возможные способы общения и взаимодействия с ним. Ложь имеет свои степени: человеку лгут так, чтобы он верил без всяких оговорок; так, чтобы добиться от него согласия; так, чтобы он воспринял простую идею о вере.

        Обман - это ложное сообщение, способное ввести в заблужде­ние того, "кому оно адресовано. Обман - это безнравственная форма защиты собственных интересов. При этом создается видимость соблюдения нравственных и других социальных норм, принципов честности, справедливости, юридических законов, что как бы удваивает обман.

        Виды обманов: дезинформация, кривотолки, подтасовка фактов, слухи, доносы, фабрикация событий, шантаж, оговоры, клевета, розыгрыш, угроза, утаивание фактов, манипуляция.[3]

        Выпячивание одних сторон и замалчивание других - типичный способ дезинформации, который может иметь и благую цель. Умалчивают о том, что собеседник не в состоянии понять и о том, он способен использовать во вред.

        Обычно обман возможен тогда, когда другой человек верит. Он верит полученной информации или собеседнику. Только в этом случае ложная информация усваивается и способна вызвать соот­ветствующий поступок.      Построение доверительных отношений между обманщиком и его жертвой имеет ряд специфических особенностей. Например, обманщик вызвал доверие у партнера и позволил ему надеяться на то, что он не использует его доверие. Доверие жертвы к своему обманщику означает, что последний как бы никогда не станет причинять ей боль сознательно, намеренно, и она ему, в свою очередь, же. Доверие, означает свободу быть самим собой. Это становится возможным только тогда, когда жертва, с которой обманщик строит доверительные отношения, сознательно откажется судить и оценивать его поступки каждый раз заново. Доверие жертвы означает - стабильность. У обманщика всегда есть определенное мнение во взаимоотношениях с ней. Это значит, что завтрашнее ее поведе­ние будет таким же, каким оно было вчера. Доверие означает пре­данность в отношениях. Для разных жертв доверие может означать разные стороны отношений: безопасность, близость, облегчение, надежность, тепло, ясность,   недвусмысленность,  умиротворенность,  освобождение, точность отношений.

        Особо следует отметить две следующие функции обмана.

-         «Воодушевляющая». Это намеренная дезинформация субъекта с целью вызвать у него прилив сил, повышенную уверенность в себе, веру в возможности достижения трудной цели, мобилизующий эффект.

-         «Обещающая». Это полуобман, целевая информация для того, чтобы посулить блага, внушить надежду на осуществление заветных чаяний, сокровенных желаний, достичь особо значимых целей.

        Обобщая, можно сказать, что на переговорах приходится лгать и надо уметь это делать. Хотя это трудно и непонятно для тех, лгать не привык. Они считают возможным просто промолчать. Действительно, на практике встречаются вопросы, красноречивым ответом на которые будет лишь молчание. С другой стороны, существует общепринятая точка зрения на то, что давать ложную информацию людям, ставящим вопросы, на которые они не имеют права, - значит осуществлять правомерную защиту.

        Один из важнейших выводов сказанного состоит в том, что не следует доверять партнеру, если нет для этого причин. Если появилось ощущение, что партнер врет, надо не стесняться обидеть его, недоверием и проверять его факты. Мягко ли это будет делаться, или жестко, но делать это необходимо. Если факт лжи устанавливается, то нет необходимости называть партнера лжецом. Переговоры с ним продолжаются, но уже без доверия. Обязательная проверка фактов снизит и стимул к обману, и вероятность оказаться обманутым.

 

2. Особенности национальных стилей ведения переговоров

        Любой народ имеет свои обычаи, традиции, свою культуру, особенности государственного и политического устройства. Это оказывает определенное влияние на ведение переговоров. Нацио­нальный стиль отражает наиболее распространенные особенности ведения переговоров, которые не всегда бывают характерны для всех представителей страны. Это скорее возможные типы поведе­ния на переговорах.

        Выделяют три наиболее крупные группы факторов, опреде­ляющих особенности национального стиля ведения переговоров.[4] Первая группа связана с механизмами выработки решения. Это - степень свободы и самостоятельности руководителя на перегово­рах, которые связаны с принятием решения, степень его зависимо­сти от инструкций, спускаемых ему вышестоящим руководством, жесткость самих инструкции. Вторая - связана с ценностными ориентациями, идеологическими и религиозными установками, особенностями восприятия и мышления. На национальный стиль ведения переговоров влияют, например, различия в приоритетах между фактической стороной дела, с одной стороны, и этическими нормами, - с другой. Третья группа - это особенности поведения на переговорах, наиболее характерные тактические приемы, обыч­но применяемые представителями той или иной культуры.

        К другим особенностям национального стиля ведения перего­воров можно отнести специфику языка невербальной стороны об­щения в ходе переговоров, а также сильное или, напротив, слабое влияние уровня контекста в вербальной составляющей перегово­ров. Вместе с тем полезно принимать во внимание тот факт, что под национальными подразумеваются стили, характерные скорее для стран, чем для национальностей. В последние годы в мире имеет место интенсификация переговоров, при известном размывании национальных границ. Происхо­дит взаимное проникновение национальных стилей в практику переговоров.

2.1. Западная культура ведения переговоров

Американский стиль

        Принято считать, что американцы оказали значительное влияние на различные стили ведения переговоров во всем мире.

        Американский стиль ведения переговоров отличает высокий профессионализм.   Американцы   практически   всегда  достаточно компетентны в предмете переговоров. На переговорах с ними полезно помнить, что американцы очень искренние и горячие патриоты своей страны. Даже при всем цинизме их прагматизма ("В Бога мы веруем - остальное налич­ными") любой американец помнит, что он является неотъемлемой частью своей страны.

        Вопрос о том, как достичь той или иной цели, для американс­ких участников переговоров является ключевым, основным. Для них характерны крайний прагматизм, доходящий до утилитаризма, пренебрежение к традициям, сила данного слова, тщательность в проработке организации любого дела, тщательность анализа, скрупулезная проверка исполнения, большое внимание к мелочам, краткость и ясность высказываний, выраженный конструктивизм,

        При решении любой проблемы они стремятся обсудить не только общие подходы, но и все детали, связанные с реализацией соглашения. Они производят впечатление слишком напористых и даже агрессивных или просто грубых партнеров. Это их традиционный стиль, а не выражение своего отношения к партнеру. Их обычной манерой является проявление дружелюбия, за ко­торым ничего особенного не стоит - результаты переговоров будут зависеть исключительно от того, насколько выгодно или невыгод­но для них обсуждаемое предложение. Обращение за помощью действует на американцев отрицатель­но, так как они считают, что это возможно только в том случае, если все, что можно сделать без партнера, подготовлено и просчи­тано. Они не привыкли жаловаться сами и равнодушно восприни­мают жалобы своих партнеров на реалии жизни, полагая, что "это Ваши проблемы и Вам их решать". Всякие  непредвиденные обстоятельства американцы  воспринимают крайне негативно. Они приучены все просчитывать, учитывать долю риска.


Английский стиль

        В мире считается, что английские участники переговоров, как и их американские коллеги, одни из самых квалифицированных. Их отличает очень высокий профессиональный уровень. Они умеют тщательно анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг, со­ставлять краткосрочные и среднесрочные прогнозы, но уступают американским по части долгосрочных прогнозов, где помимо эко­номических факторов огромное значение имеют социальные, по­литические и общемировые факторы.

        Это вышколенные эрудированные профи, имеющие высочай­шую подготовку. Они наблюдательные психологи (со­циальная психология - один из важнейших предметов в программе обучения), не приемлют фальши и некомпетентности.

        Еще в период учебы они получают солидную теоретическую и практическую подготовку по вопросам стратегии и тактики веде­ния коммерческих переговоров.

Для англичан, участвующих в переговорах, характерен выра­женный конъюнктурный подход к делу, процессуальный эмпи­ризм. Замечено, что они проявляют завидную напористость, когда дело идет о сиюминутной выгоде, о заключении сделок, принося  немедленную прибыль, и очень неохотно идут на вложения.         Они в меньшей степени уделяют внимание вопросам подготов­ки к переговорам. Подходят к ним с большей долей прагматизма, полагая, что в зависимости от позиции партнера на самих перего­ворах и будет найдено наилучшее решение. При этом они доста­точно гибки. Охотно отвечают на инициативу противоположной Стороны. Традиционным для них является умение избегать острых углов. Вместе с тем переговоры с английскими партнерами пред­полагают тщательную подготовку и согласование. Импровизаций они обычно не приемлют.

        Переговоры ведутся с привлечением фактического, справочно­го и статистического материала. Просчитывается каждая позиция. Степень детализации заключаемых соглашений очень высока. Строго фиксируется каждая деталь, каждый параметр будущего соглашения.

        Англия - страна классического консерватизма. В ее образе жизни огромное значение придается ритуалам, строго соблюдае­мым, и традициям, имеющим многовековую историю. Считается, что англичане выработали определенный ритуал переговорного общения, которого тщательно придерживаются. Так, например, если это коммерческие переговоры, то, прежде чем приступить к ним, полезно хотя бы в общих чертах выяснить фирменную структуру рынка того или иного товара, примерный уровень цен.

         Для англичан характерно начинать переговоры с обсуждения отвлеченных проблем, таких, как погода, спорт, дети. В отличие от американцев, предпочитающих на переговорах «брать быка за рога» с англичанами лучше всего начинать переговоры не с предмета суждения, а с чисто житейских проблем. Чисто человеческие факторы имеют для них весьма большое значение. Они очень гордятся своей страной. Как и французам, итальянцам очень импонирует то внимание, которое их партнеры проявляют к истории и культуре их страны.[5]

2.2. Восточная культура ведения переговоров

        Для представителей Востока характерен высокий уровень влия­ния контекста на переговорный процесс. Здесь значение контекста бывает столь велико, что способно менять смысл сказанного чуть ли не на противоположный. У многих восточных народов правила приличия требуют доста­точно долгой предварительной беседы, в которой партнеры выска­зывают свое почтение друг другу, прежде чем приступать непо­средственно к теме переговоров.


Китайский стиль

        Китайская сторона на переговорах стремится четко разграни­чить отдельные этапы процесса: первоначальное уточнение пози­ций, их обсуждение, заключительный этап. На начальном этапе большое внимание они уделяют внешнему виду своих партнеров, их манере поведения. На основании полученного представления они пытаются определить статус каждого из участников и в даль­нейшем четко ориентируются на участников с более высоким ста­тусом, как официальным, так и неофициальным.

        В делегации партнера китайцы выделяют тех ее представите­лей, которые выражают симпатии их стороне. Именно через этих людей они стараются впоследствии оказать свое влияние на пози­цию противоположной стороны. Большое значение для них имеет так называемый "дух дружбы" на переговорах, важное значение они придают налаживанию неформальных отношений с партнерами, проявляют гостеприимство, радушие и искренний интерес, нередко личный.

        Их делегация обычно очень многочисленна, поскольку имеет в своем составе большое количество экспертов по всем вопросам повестки дня переговоров.

        Что касается коммерческих переговоров с китайскими партнерами, то они включают технический и коммерческий этапы.

        Обычно же китайская сторона первой "открывает карты", первой высказывает свою точку зрения, первой делает предложение и т. д. Китайцы никогда не принимают решений без доскональной изучения всех аспектов и последствий предполагаемых соглаше­ний. По наиболее важным вопросам решения принимаются коллегиально, с многочисленными согласованиями на всех уровнях. Одобрение достигнутых договоренностей со стороны центра практически обязательно.

        Большое значение китайская сторона придает выполнению дос­тигнутых соглашений. На этой стадии переговорного процесса они способны оказывать достаточно серьезное давление.


Японский стиль

        Особенности национальной японской культуры и системы вос­питания оказывают влияние и на процесс ведения ими переговоров. Так, если японец сказал, например, что будет в назначенном месте в определенный час, то можно быть абсолютно уверенным, что он появится там за две минуты до назначенного времени. Именно на такой предельной точности и обязательности основаны, переговорная практика японцев и их деловое общение.

        Японцы очень серьезно относятся к переговорам и считают, что чем больше времени затрачено на них, тем лучше, поскольку сто­роны лучше узнали друг друга, обсудили возможно больше дета­лей будущих соглашений. Во время официальных переговоров японская сторона стремится избегать столкновений позиций. Для нее не характерны особые подвижки в позиции или значительные изменения в тактике ведения переговоров.     

        Для японцев характерно стремление позитивно отвечать своим партнерам, если те делают им большие уступки. Уступки со сторо­ны партнеров по переговорам поднимают их в глазах японцев. Они рассматривают это как проявление уважения к себе. Практически  всегда это означает, что партнер, пошедший на уступки в одном вопросе, может рассчитывать на встречную уступку в другом.

        В переговорах с японцами следует помнить, что они избегают говорить слово "нет". Свое несогласие они выражают улыбкой. Даже отказываясь от второй чашки чая, японец вместо привычного для западника "благодарю Вас, нет" употребляет выражение, до­словно означающее "мне уже и так прекрасно".[6]

        Японцы всячески демонстрируют все свое внимание, слушая собеседника. Европейцы нередко интерпретируют эту манеру Японцев как выражение согласия с излагаемой точкой зрения. Характерной чертой японского стиля ведения переговоров является их высокая чувствительность к общественному мнению. Японцы придают большое значение тому, чтобы переговоры велись между людьми, имеющими равное положение в деловом мире или в обществе в целом. При встречах на переговорах необходимо быть очень пунктуальными.

        Тщательное обсуждение малозначащих деталей японской сто­роной означает на самом деле ее серьезное отношение к предмету переговоров. Японцы не спешат переходить к главному вопросу предмета переговоров, пока не будет хорошо подготовлена для этого почва.

        Специалисты отмечают практическую бесполезность применения угроз против японской стороны. Однако сами японцы на переговорах с более слабым партнером могут прибегать и к угрозам. Механизм принятия решения у японцев отличается высокой степенью сложности согласований  и утверждений, что нередко ведет к затягиванию переговоров.

        В Японии большое значение придается консенсусу среди всех участников переговоров, в том числе и своей делегации. Японские участники переговоров уделяют много внимания развитию личных отношений с партнерами.

         


Список литературы


1.     Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.

2.     Гришина И. В. Давайте договоримся. - СПб., 1992.

3.      Зарайский Д. А.  Управление чужим поведением. Технология психологического влияния. - Дубна, 1997.

4.     Кузин Ф. А. Делайте бизнес красиво. - М, 1995.

5.     Лебедева М. М. Вам предстоят переговоры. - М, 1993

6.     Мокшанцев Р.И. Психология переговоров. - М, 2002

7.     Панасюк А. Ю. Как победить в споре или искусство убеждать. - М., 1998.

8.     Шейное В. П. Как управлять другими. Как управлять собой. - Минск, 1997.

9.     Фаст Д. Язык тела. Как понять иностранца без слов, /Пер. с англ..- М., 2001




[1] Мокшанцев Р.И. Психология переговоров, М. 2002

[2]Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.

[3] Зарайский Д. А.  Управление чужим поведением. Технология психологического влияния. - Дубна, 1997.

[4]Гришина И. В. Давайте договоримся. - СПб., 1992

[5] Мокшанцев Р.И. Психология переговоров. - М, 2002

[6] Кузин Ф. А. Делайте бизнес красиво. - М, 1995