Содержание
Введение. 3
1. Особенности инвестирования социальной сферы.. 5
2. Источники инвестирования проектов в здравоохранении. 8
2.1 Бюджетное финансирование инвестиций. 8
2.2. Бюджет – как источник инвестирования проектов в здравоохранении. 9
2.3 Внебюджетные источники инвестирования здравоохранения. 13
Заключение. 16
Список литературы.. 18
Введение
Система финансирования обеспечения инвестиционного процесса складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования. К последним относятся: бюджетный, кредитный, самофинансирования, а также комбинированный. За научными названиями этих методов в реальной жизни стоят различные субъекты рынка: различные фондовые биржи, коммерческие банки, бюджеты всех уровней, предприятия. Все они могут выступать инвесторами.
Финансирование инвестиционного процесса социальной сферы, к которой относится здравоохранение, обладает своими специфическими особенностями. Сущность государственной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения страны.
Разработка и реализация государственной инвестиционной политики осуществляются на основе концепции социально-экономического развития страны и включают:
- определение приоритетов, целей и задач инвестиционной политики, т.е. формирование инвестиционной стратегии;
- разработку комплекса мероприятий по инвестированию;
- определение потребности в инвестиционных ресурсах;
- поиск и выбор источников инвестиций;
- формирование инвестиционных возможностей и мер по их расширению.
Одним из важнейших вопросов осуществления государственной инвестиционной политики является ее ресурсное, в частности, финансовое обеспечение, что особенно актуально в условиях дефицита бюджетных инвестиций.
Цель данной работы – рассмотреть источники инвестирования проектов в здравоохранении.
1. Особенности инвестирования социальной сферы
Развитие социальной сферы невозможно без осуществления в нее инвестиций, которые маловероятны, если в законодательном порядке для них не будет создан режим содействия и благоприятствования.
Разные потребители инвестиций (государственные и частные предприятия), разные источники инвестиций (средства бюджета и собственные средства частных инвесторов), разное происхождение инвестиций (отечественные и иностранные инвесторы), разные цели и формы инвестирования (на кредитной основе и путем вкладов в основной капитал рецепиента) — все это исключает возможность создать благоприятный режим инвестиционной деятельности в социальной сфере с помощью однородных правовых механизмов, то есть в рамках и средствами какой-либо одной отрасли законодательства. Этим объясняется многочисленность и разнообразие правовых норм и актов российского законодательства, регулирующих инвестиции и инвестиционный процесс.
В современных условиях актуальное значение приобретают вопросы влияния инвестиций на социальную политику государства. Взаимосвязь инвестиций и социального фактора развития государства проявляется в следующем:
- во-первых, в реализации социальных программ, прямо или косвенно связанных с укреплением экономических основ государства, количественными и качественными показателями производства мобилизационных и трудовых ресурсов;
- во-вторых, в осуществлении программ социальной защиты граждан России.[1]
Проблема инвестирования социальной сферы в современных условиях приобретает важное значение по ряду причин:
Во-первых, качественное улучшение социальной инфраструктуры способно стабилизировать демографическую ситуацию.
Во-вторых, социальная инфраструктура, наряду с возможностями занятости населения в промышленности и других отраслях, предотвращает миграцию населения, сохраняет социальный климат, сложившийся в конкретном поселении, а наоборот, ее отсутствие или прекращение часто предопределяет решение жителей об отъезде.
В-третьих, инвестирование, а значит, и развитие объектов социальной инфраструктуры обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, что чрезвычайно важно в условиях безработицы, способствует снижению нерациональной миграционной подвижности населения.
Главной целью социально-экономической политики Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения и здоровья, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных традиций, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В связи с этим безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Такого рода инвестиции направляются:
-на создание условий для реализации гражданами своих прав на образование;
-улучшение состояния здоровья;
-создание эффективного цивилизованного рынка труда;
-развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны;
-усиление адресности социальной поддержки населения.
Однако они возможны только в результате коренной модернизации экономики, экономической политики, нацеленной на создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Ключевым направлением должно стать создание финансовой инфраструктуры, способной трансформировать сбережения населения в инвестиции.
Основой инвестирования социальной сферы в условиях становления рынка является долевое финансирование:
- капиталовложения из федерального бюджета;
- капиталовложения бюджетов субъектов федерации;
- средства муниципальных органов;
- средства из фондов, формируемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, общественными организациями непосредственно в районах и селах.[2]
Инвестирование социальной сферы осуществляется прежде всего государством за счет бюджета. Проблема эффективного использования ограниченных финансовых ресурсов бюджета, которые могут быть направлены на снижение риска в личном потреблении, стоит сегодня в России достаточно остро. Ее решение во многом определяется:
-выбором приоритетных областей, особенно настоятельно требующих интенсивного финансирования;
-региональной политикой; применением принципа смешанного финансирования.
С начального этапа рыночного реформирования экономики России основной формой участия государства в роли непосредственного инвестора являются целевые инвестиционные программы. Важнейшими из них являются программы социальной направленности.
2. Источники инвестирования проектов в здравоохранении
2.1 Бюджетное финансирование инвестиций
Бюджетному финансированию присущ ряд принципов:
- получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат;
-целевой характер использования бюджетных ресурсов;
-предоставление бюджетных средств стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.
Достижение максимального эффекта при минимальных затратах выражается в том, что бюджетные средства должны предоставляться лишь в том случае, если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность.
Целевой характер использования бюджетных ресурсов заключается в том, что финансирование конкретных целевых программ здравоохранения осуществляется после утверждения бюджета на соответствующий год, тем самым обеспечивается контроль за расходованием ресурсов по ранее определенным направлениям.
Совершенствование федерального бюджетного инвестирования связано с поиском новых рациональных путей использования финансовых ресурсов, предназначенных на капиталовложения. К числу таких направлений можно отнести следующие[3]:
• совершенствование механизма принятия и реализации федеральных программ. Это направление предполагает совершенствование порядка проведения конкурсного отбора;
• уточнение прав и обязанностей сторон, участвующих в разработке и реализации программы, включая ее финансирование;
• сертификацию программ и государственные гарантии инвесторам;
• широкое применение при бюджетном финансировании инвестиций налоговых и других льгот в сочетании с системой мер государственного контроля и действенных санкций;
• объединение соответствующих частей федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и иных, ныне разрозненных капиталовложений в рамках фонда регионального развития (ФРР);
• ограничение сферы применения безвозвратного финансирования инвестиций за счет средств федерального бюджета при расширении возможностей предоставления бюджетных ассигнований на возвратной основе и ряд других мероприятий.
Основной проблемой бюджетного финансирования инвестиций на сегодняшний день остается неурегулирование проблемы обеспечения выполнения государственных обязательств по инвестиционным проектам и другим программам, продолжительность реализации которых превышает финансовый год. При формировании бюджета перечень таких обязательств каждый раз подвергается ревизии, часто на основе субъективных критериев.[4]
2.2. Бюджет – как источник инвестирования проектов в здравоохранении
Анализируя различные постановления и распоряжения Правительства РФ, можно сделать вывод, что основным источником инвестирования проектов в здравоохранении являются бюджетные средства. При этом инвестиционная политика в здравоохранении направлена на развитие материально-технической базы государственной системы здравоохранения, обеспечивающее повышение эффективности ее использования. С этой целью необходимо установить правила оснащения государственных медицинских организаций медицинским оборудованием, его применения и обновления, а также порядок согласования с вышестоящими органами исполнительной власти решений об инвестициях в здравоохранение на строительство новых объектов здравоохранения, реконструкцию и приобретение дорогостоящего оборудования за счет средств соответствующих бюджетов.
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их реализации.
Повышению эффективности использования государственных финансовых ресурсов будет способствовать концентрация лимитов государственных инвестиций на объектах высокой степени строительной готовности, а также реализация федеральных целевых программ, направленных на борьбу с такими заболеваниями, как туберкулез, СПИД, инфекционные заболевания, сахарный диабет, артериальная гипертония, онкологические заболевания, а также программ поддержки материнства и детства.[5]
Анализируя государственные целевые инвестиционные проекты в здравоохранение такие как:
- "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)";[6]
- "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации";[7]
- "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты", "Одаренные дети", "Развитие всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан", "Дети Севера", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Дети Чернобыля", "Безопасное материнство",[8]
можно отметить, что государственные инвестиции в объекты здравоохранения рассредоточены по различным госзаказчикам и программам. Существующая система инвестирования затрудняет координацию инвестиционных потоков и оценку эффективности капвложений.
Основная часть инвестиций в объекты здравоохранения осуществляется вне целевых программ. Включение соответствующих инвестиций в состав расходов федерального бюджета происходит на этапе рассмотрения проекта закона о федеральном бюджете в Государственной Думе.
Для обеспечения скоординированной инвестиционной политики целесообразно сконцентрировать инвестиции в здравоохранение в рамках единой федеральной инвестиционной программы (подпрограммы) в области здравоохранения, госзаказчиком которой будет один орган – Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Одновременно необходимо добиться существенного сокращения числа объектов здравоохранения, инвестируемых в рамках непрограммной части. Это создаст благоприятные институциональные условия для повышения обоснованности и обеспечения системности инвестиционных проектов и их соответствия стратегическим приоритетам развития системы здравоохранения, определяемым Правительством РФ. Такие стратегические приоритеты сформулированы в Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 5.11.1997 №1387.
Объединение всех объектов инвестиций в рамках одной целевой программы (подпрограммы) создаст условия для проведения комплексного анализа единой, целостной системы здравоохранения страны, состоящей из федеральной и региональных подсистем, а также позволит осуществлять комплексное планирование инвестиций в единую национальную систему здравоохранения. Предлагаемое объединение создаст условия для применения современных методов оценки социально-экономической эффективности инвестиционных проектов в здравоохранении, повысит прозрачность принимаемых решений, ослабит влияние на них политических факторов и уменьшит возможности лоббирования, ведущего к экономически не-эффективному использованию ресурсов.
Целесообразно финансировать за счет федеральных инвестиций объекты только федерального, межрегионального и регионального значения, обеспечивающие предоставление медицинской помощи третичного уровня. Капитальные расходы на финансирование муниципальных объектов здравоохранения, в особенности общего профиля, предоставляющих медицинскую помощь вторичного и первичного уровней (центральные районные больницы, участковые и районные больницы, амбулатории), должны производиться из средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Источником недостающих средств для осуществления таких расходов должны выступать средства Фонда поддержки субъектов РФ.
Необходимо повысить обоснованность планирования капитальных расходов на здравоохранение из бюджетов всех уровней. Объемы инвестиций в объекты территориальных систем здравоохранения должны жестко увязываться с уровнями социально-экономического развития регионов, заболеваемости, ресурсной обеспеченности региональных систем здравоохранения и интенсивностью использования их ресурсов. С этой целью предлагается установить обязательность получения заключений вышестоящих органов исполнительной власти на проекты решений об инвестициях в здравоохранение (строительство новых объектов здравоохранения и приобретение дорогостоящего оборудования) за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Это соответствует зарубежной практике: во многих странах действует разрешительная система закупки дорогостоящего оборудования и строительства новых объектов здравоохранения.
Следует законодательно закрепить за Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Минфином РФ право, а на органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления возложить обязанность согласовывать с указанными министерствами все инвестиционные решения, связанные с развитием высокотехнологичных видов медицинской помощи, в том числе решения о закупке дорогостоящего оборудования, цена которого превышает 500 тыс. долларов США за единицу оборудования.
Для повышения обоснованности бюджетных расходов на приобретение медицинского оборудования следует разработать и утвердить совместным приказом Министерства здравоохранения и социального развития, Минфина РФ и Федерального фонда ОМС нормативы оснащенности медицинских организаций.
2.3 Внебюджетные источники инвестирования здравоохранения
Инвестиции – долгосрочные вложения средств в целях создания новых и модернизации действующих предприятий, освоение новейших технологий и техники, увеличения производства, получения прибыли.[9]
Инвестиции в социальную сферу - это вложения в здравоохранение, просвещение и образование, благоустройство и озеленение, развитие физкультуры и спорта, организацию молодежного досуга, реализацию различных социальных программ и т.д.
Такие инвестиции нацелены, прежде всего, не на экономический эффект в виде дохода, прибыли инвесторов, а на достижение социального результата, который, в конечном итоге, выражается в улучшении качества жизни населения муниципального образования. Эта особенность накладывает определенную специфику на методы обоснования и реализации инвестиционных проектов.
Оценка эффективности при обосновании инвестиционных проектов в здравоохранении предполагает не только определение состава и размера затрат и круга последствий, результатов, к которым они приводят, но и решения задачи сопоставления показателей, имеющих различное измерение (например, стоимостное и натуральное).
Однако ограниченность бюджетных ресурсов для нужд развития социальной сферы выдвигает необходимость привлечения альтернативных источников инвестиций. Так, наряду с традиционными, в качестве существенных источников инвестирования в данную сферу можно рассматривать благотворительную деятельность, а также возможность привлечения средств независимых фондов развития, в том числе международных.
В современном мире благотворительная деятельность является важной частью гражданских инициатив, направленных на решение социальных проблем. Формы проявления благотворительности различны: от финансовых пожертвований до непосредственного участия в выполнении общественных работ (волонтерство).
Благотворительность представляет собой добровольные бескорыстные пожертвования физическими и юридическими лицами (благотворителями) средств приобретателям (благополучателям) материальной, финансовой, организационной и иной благотворительной помощи. Специфическими формами благотворительности является меценатство и спонсорство.
Под меценатством понимается добровольная бескорыстная деятельность физических лиц по материальной, финансовой и иной поддержке благополучателей.
Спонсорство представляет собой добровольное бесприбыльное участие физических и юридических лиц по материальной поддержке благотворительной деятельности с целью популяризации своего имени (названия), торговой марки.
Благотворительная деятельность в интересах общества или отдельных категорий лиц может осуществляться различными благотворительными организациями, в том числе создаваемыми в форме фондов.
Фонд - это некоммерческая организация, создаваемая в определенных общественно полезных целях путем объединения имущественных взносов. Учредителями фонда могут быть физические и юридические лица.
Благотворительные пожертвования организаций могут осуществляться в следующих формах:[10]
- бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
- бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
- бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями - юридическими лицами.
Заключение
Главной целью социально-экономической политики Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения и здоровья, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных традиций, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В связи с этим безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека.
Обобщая итоги по материалу, изложенному в данной работе, можно констатировать, что основным источником инвестирования проектов в здравоохранение являются бюджетные средства. При этом инвестирование проектов осуществляется в рамках принятых государственных целевых программ. Инвестиционная политика в здравоохранении направлена на развитие материально-технической базы государственной системы здравоохранения, обеспечивающее повышение эффективности ее использования.
С начального этапа рыночного реформирования экономики России основной формой участия государства в роли непосредственного инвестора являются целевые инвестиционные программы. Важнейшими из них являются программы социальной направленности.
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их реализации.
Для реализации утвержденных инвестиционных проектов привлекаются бюджетные средства всех уровней: федерального, регионального, местного, средств обязательного медицинского страхования.
Целевой характер использования бюджетных ресурсов заключается в том, что финансирование конкретных целевых программ здравоохранения осуществляется после утверждения бюджета на соответствующий год, тем самым обеспечивается контроль за расходованием ресурсов по ранее определенным направлениям.
Основной проблемой бюджетного финансирования инвестиций на сегодняшний день остается неурегулирование проблемы обеспечения выполнения государственных обязательств по инвестиционным проектам и другим программам, продолжительность реализации которых превышает финансовый год. При формировании бюджета перечень таких обязательств каждый раз подвергается ревизии, часто на основе субъективных критериев.
Список литературы
1. Президент РФ. Бюджетное послание Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2005 году» 12 июля 2004 года
2. Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2001 г. N 790 «О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)"
3. Постановление Правительства РФ от 17 июля 2001 г. N 540 «О федеральной целевой программе "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации"
4. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2000 г. N 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы
5. Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу» (2002-2004 годы)
6. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебное пособие. – Москва; издательство ЮНИТИ, 2002
7. Лукасевич И.Я. Инвестиционная деятельность (методы, модели, техника вычислений): Учебное пособие для вузов. – М.: Финансы, Издательское объединение ЮНИТИ, 1998
8. Раткин Л. Инвестирование в здравоохранение и социальную сферу - взаимосвязанные проблемы российской экономики // Инвестиции в России. - 2004. - N 9. - С. 15-20.
9. Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.
10. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Е.В. Тишина. - М.: РИЦ "Муниципальная власть"
11. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебное пособие / под ред. Чл.-корр. АМИР Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 1999
[1] Лукасевич И.Я. Инвестиционная деятельность (методы, модели, техника вычислений): Учебное пособие для вузов. – М.: Финансы, Издательское объединение ЮНИТИ, 1998. – с. 139.
[2] Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебное пособие / под ред. Чл.-корр. АМИР Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 1999. – с. 314.
[3]Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000, с. 83.
[4]Президент РФ. Бюджетное послание Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2005 году» 12 июля 2004 года
[5]Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу» (2002-2004 годы)
[6]Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2001 г. N 790 «О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)"
[7]Постановление Правительства РФ от 17 июля 2001 г. N 540 «О федеральной целевой программе "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации"
[8]Постановление Правительства РФ от 25 августа 2000 г. N 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы
[9] Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебное пособие. – Москва; издательство ЮНИТИ, 2002.-С.495.
[10]Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Е.В. Тишина. - М.: РИЦ "Муниципальная власть" , 2001. – с. 78