Тема I. Психология как часть философии и естествознания

Позиция 1. Античная психология


№ 1. (стр. 28)

Отличие учений в том, что по Гераклиту Душа есть бессмертное состояние, начало, родственное огненной стихии, она рождается из водного состояния и в него же возвращается. Между состоянием огненности и влажности есть множество переходов. А по Демокриту же, Душа есть материальное и смертное состояние, которое представляет собой совокупность атомов, движущее начало, орган ощущения и мышления.

По Гераклиту Душа и есть «огонь космический», который проходит определенные стадии своего развития. Демокрит определяет Душу тоже как огненное качество, но смертное и временное.


№ 2. (стр. 28)

Основной метод нахождения истины для Сократа - диалог. Знание - это не механическая передача знаний от человека к человеку. Истина должна родиться в человеке, только тогда она будет его убеждением. Истина рождается в диалоге (коммуникации). Алгоритм ведения продуктивного спора, предложенный Сократом:

1. сомнения - вступая в диалог, Сократ говорил "я знаю, что я ничего не знаю", т.е., что у собеседников нет знаний о предмете, о котором будет идти речь,

2. ирония над знанием человека,

3. "майевтика" - метод, помогающий собеседнику "родить" истину. Сократ помогал человеку самому "дойти до истины",

4. индукция от фактов к общим положениям,

5. "дифиниция" - окончательное определение исследуемого предмета.

Методом Сократа была диалектика как искусство спора.

Центральными проблемами философии Сократа были проблемы этики, нравственности. Сократ ценил добро, благо, мужество, справедливость. Основа добродетели по Сократу - знания, т.е. человек совершает неблагие деяния, т.к. не знает о том, что они неблагие.

В вопросах этики Сократ развивал проблему рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания. Эта позиция Сократа называется этический рационализм.


№ 3. ( стр.29)

Демонстративная геометрия представляла собой основной раздел греческой математики и оказала сильное воздействие на греческую философию.

Греки считали, что их математические теоремы были выражениями вечных неоспоримых истин, а геометрические формы воплощают в себе абсолютную красоту. Геометрия считалась совершенным соединением логического и прекрасного, и поэтому ей приписывалось божественное происхождение. Отсюда и афоризм Платона: «Бог – есть геометр».

№ 4. (стр. 29)

Психология Платона

Учение о Душе Аристотеля

Душа человека состоит, говорит Платон, из трех частей: разумной, аффективной или эмоциональной и вожделеющей. Это сочетание в каждом случае не равномерное. Если преобладает разумная часть души, то человек – философ, если эмоциональная, он – воин, а если вожделеющая, то – земледелец или ремесленник.


Аристотель несколько видоизменил теорию Платона. У Аристотеля идея не оторвана от вещи, а у Платона - да. Материя - потенциальная возможность возникновения многообразия вещей. Материя инертна. Чтобы вещь стала действительна, ей нужно придать форму (эйдос). Форма - это сущность вещи. Каждая вещь имеет причину происхождения и целевое предназначение. Причины вещей (любая вещь обязана своим существованием четырем причинам): 1. материальная (из чего); 2. формальная (форма); 3. деятельная (мастер); 4. целевая (ради чего).



№ 5. (стр. 30)

1. Греки под "psycho" понимали движущее начало всех вещей. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Всё рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии).

2. Софистами в истории психологического познания был открыт новый объект - отношения между людьми с использованием средств, доказывающих любое положение, независимо от его достоверности.

3. Стоики объявили вредными любые аффекты, усматривая в них порчу разума. Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений, способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять своё предназначение, свой долг.

4. Врачи Александрийского научного центра Герофил и Эразистрат установили анатомо-физиологические различия между чувствительными нервами, идущими от органов чувств (глаза, уши, кожа и др.) к мозгу и двигательными волокнами, идущими от мозга к мышцам.

Древние греки выдвинули идею об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы (проблема психического в материальном мире). Во-вторых, определили психику как форму жизни (психобиологическая проблема). В-третьих, поставили душевную деятельность в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой (психогностическая проблема).


Позиция 2. Психологические учения XVII века

№ 1. (стр. 31)

Произошёл поворот в понятии о душе. Предметом психологии стало сознание. Рационалисты полагали, что машина тела и занятое собственными мыслями, идеями и желаниями сознание - это две независимые друг от друга сущности. Вопрос о взаимодействии души и тела поглотил на столетия интеллектуальную энергию множества умов. Лейбниц ввёл в оборот понятие бессознательной психики. Зависимость психики от телесных воздействий - это иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Однако божественная мудрость сказывается в том, что между ними существует предустановленная гармония. они подобно паре часов, которые всегда показывают одно и тоже время, так как запущены с величайшей точностью.

Гоббс предложил за основу познания принять опыт. Эмпирическая психология, возникшая в эпоху просвещения, отстаивала идею возникновения мира духовного из мира физического, она представляла наделённого психикой "человека-машину" как продукт внешних воздействий и естественной истории. Была выдвинута идея о том, что каждое общество проходит последовательно через три эпохи: богов, героев и людей. С именем Д.Вико связано представление о надындивидуальной духовной силе, свойственной народу в целом и составляющей первооснову культуры и истории.

№ 2. (стр. 32)

Учение Декарта. Под рассудком Декарт понимает специальную деятельность, направленную на построение и применение суждений, умозаключений, доказательств, на выстраивание "бесчисленного множества систем", нахождение доводов, аргументов или опровержений. Мышление по существу отождествляется с "интеллектом", пониманием, обозначающим высшую разумную способность познания. Интеллект как разумная способность и как орудие познания включает в себя разнообразные возможности и потенции: он снабжает нас, — опираясь на помощь здравого смысла, рассудка, рассуждения, доказательства, вывода частного из общего (дедукции), рефлексии. Именно интеллект возводит на высшую ступень рационального постижения те правила метода, которыми оперирует любой здравомыслящий человек.

Учение Локка. Не существует никаких врожденных идей и принципов, ни теоретических, ни практических. Все наше знание основывается на опыте. Идеи, которые возникают на основе внешнего опыта, т. е. путем воздействия окружающего мира на чувственные органы, Локк называет сенситивными или чувственными идеями. Идеи, которые возникают на основе наблюдения, “которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления”, Локк определяет как рефлексии. Рефлексия вторична и возникает на основе чувственного опыта. Подобным определением рефлексии Локк преодолевает дуализм Декарта, способствует развитию эмпирической психологии.

Г. Лейбниц, отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.


№ 3. (стр. 32)

Противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Решение этой проблемы Декартом: на физиологическом уровне наличие органа души в теле; на психологическом уровне – введение понятия «страсти».


Позиция 3. Психология XVIII века




№ 1. (стр. 35)

В образе "статуи", которая поначалу не обладает ничем, кроме способности ощущать, была предпринята попытка опровергнуть учение Декарта о врожденных идеях.. Стоит ей, однако, получить извне первое ощущение, хотя бы самое примитивное (например, обонятельное), как начинает действовать вся психическая механика. Как только один запах сменяется другим, сознание готово получить все то, что Декарт относил на счет врожденных идей, а Локк – рефлексии. Сильное ощущение порождает внимание; сравнение одного ощущения с другим становится функциональным актом, который определяет дальнейшую умственную работу, и т. д.


№ 2. (стр. 35)

Методологические источники ассоцианизма: ньютоновская механика и учение об ассоциациях Локка.

Гартли  объяснил психический мир человека. Вибрация внешнего эфира посредством вибраций нервов вызывают вибрации мозгового вещества, которые переходят в вибрации мышц. Параллельно с этим в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические "спутники" вибраций - от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Всё это происходит на основе закона ассоциаций. Гартли считал. что психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов путём ассоциаций смежности элементов во времени.

В концепции Беркли реальность, постигаемая посредством ощущений, отождествлялась с самими этими ощущениями. В своем конкретно-психологическом анализе зрительного восприятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав, в частности, на участие осязательных ощущений в построении образа трехмерного пространства (при двухмерности образа на сетчатке).

По Юму опыт – единственный объект познания. Состав опыта: впечатления (ощущения, эмоции, идеи). Ассоциации – не продукт причинной связи вещей, а сами связи – продукт оссоциации. Учение о причинности, по мнению Юма, – не более, чем продукт веры в то, что за одним впечатлением (признаваемым причиной) появится другое (принимаемое за следствие). На деле же это прочная ассоциация представлений, возникшая в опыте субъекта. Да и сам субъект – это всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений.


№ 3. (стр. 36)

Основными изменениями в идеи рефлекторного поведения были следующие.

Психологами (Галлером, Прохазкой) сформировалось понятие о биологическом назначении структуры рефлекторного поведения, а не механическом, как это считалось ранее.

Была принята пригодность системы рефлекторного поведения для анализа всех уровней психической деятельности.

Введено понятие о превалирующей функции чувствования (активное участие психики в регуляции поведения).


Позиция 4. Психология в первой половине XIXвека


№ 1. (стр. 38)

И. Прохазка, Ф. Мажанди и а Ч. Белл объяснили механизм связи нервов через так называемую рефлекторную дугу, возбуждение одного плеча которой закономерно и неотвратимо приводит в действие другое плечо, порождая мышечную реакцию. Наряду с научным (для физиологии) и практическим (для медицины) это открытие имело важное методологическое значение. Оно опытным путем доказывало зависимость функций организма, касающихся его поведения во внешней среде, от телесного субстрата, а не от сознания (или души) как особой бестелесной сущности.

Второе открытие, которое подрывало версию о существовании души, было сделано при изучении органов чувств, их нервных окончаний. Оказалось, что какими бы стимулами на эти нервы ни воздействовать, результатом будет один и тот же специфический для каждого из них эффект. (Например, любое раздражение зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек света.)

На этом основании немецкий физиолог Иоганнес Мюллер  сформулировал "закон специфической энергии органов чувств": никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань не обладает.  Австрийский анатом Франц Галль предложил "карту головного мозга", согласно которой различные способности "размещены" в определенных участках мозга. Это, по мнению Галля, влияет на форму черепа и позволяет, ощупывая его, определять по "шишкам", насколько развиты у данного индивида ум, память и другие функции. Френология, при всей ее фантастичности, побудила к экспериментальному изучению локализации психических функций в головном мозге.


№ 2. (стр. 38)

Критика закона „специфических энергий органов чувств“ И.Мюллера  прозвучала именно за подтверждение факта субъективности ощущений. Хотя факт зависимости ощущения от того органа, который получает импульс энергии, вряд ли можно опровергнуть. А как же иначе, если качество ощущения воспринимается лишь в центральной зоне анализатора, а всякое воздействие, независимо от характера импульса, преобразуется в электро-химический ток по нерву. Все многообразие модальностей ощущений возникает на основе либо электро-магнитных импульсов (свет, тепло, вкус, запахи), либо механических вибраций (звуки, осязание). Многобразие чувств определяется сложностью субъекта, а не многообразием воздействующих стимулов. Богатство наших чувств определяется проблемами регуляции нашей деятельности.


№ 3. (стр. 39)

Французский физиолог и врач П. Флуранс (1794-1867), не отступая от учения о мозге как органе мысли, показал, что френология не выдерживает экспериментальной проверки. Используя методику удаления отдельных участков центральной нервной системы, а в ряде случаев воздействуя на центры наркотиками, Флуранс пришел к выводу, что основные психические процессы – восприятие, интеллект, воля – являются продуктом головного мозга как целостного органа. Мозжечок координирует движения, в продолговатом мозгу находится "жизненный узел", с четверохолмием связано зрение, функция спинного мозга состоит в проведении по нервам возбуждения. Работы Флуранса сыграли важную роль в разрушении созданной френологией мифологической картины работы мозга.

№ 4. (стр. 39)

Т.Браун  продвинул учение об ассоциациях: ввел вторичные законы ассоциации – учение о дополнительных факторах. объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других.

Мышление проанализировал как процесс решения задачи = выбор одной из ассоциаций, вызываемых предъявлением этой задачи.

Развил учение об ощущениях: выделил из осязания ощущение тепла-холода, а также мускульное чувство и указал на его значение для формирования чувства уверенности в существовании предметов внешнего мира. он оторвал душевные явления от материальной основы и постулировал их подчиненность собственным, внутренним законам, которые открываются только в самонаблюдении.

Только основания ассоциаций (простых внушений) лежат в мозгу, остальные связи представляют собой операции духа и называются относительными внушениями. В качестве метода признавал только самонаблюдение. Всякое сложное душевное явление он сводил к сумме составляющих его более простых. Познание трактовал механистически.

Потребности он понимал биологизированно и относил вместе с ощущениями и чувствами удовольствия-неудовольствия к области чувственных процессов. Разделял потребности на два рода чувствований: ощущение неудовольствия + желание предмета, снимающего это неудовольствие. То есть уничтожалась специфика потребностей как особых психических состояний.


№ 5. (стр. )

Изучение органов чувств, нервно-мышечной системы, коры головного мозга имело анатомическую направленность (т.е. психическое соотносилось со строением различных частей организма). Однако обращение к этим органам сталкивало с необходимостью осмыслить эффекты их деятельности. Эффекты же относились к области психического (сознания). Поэтому естествоиспытатель вынужден был перейти на почву психологии. Черпать же в психологии анатомофизиолог мог только ту информацию, которую она (психология) к этому времени наработала.

Джеймс Милль вернулся к представлению о том, что сознание – это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциации. Всякий опыт состоит, в конечном счете, из простейших элементов (ощущений), образующих идеи (сперва простые, затем все более сложные). Ассоциация трактовалась как ключ ко всем человеческим феноменам и проблемам.

Гербарт исходил из того, что наш внутренний мир весьма относительно связан с миром внешним, поэтому говорить об отражении, особенно отражении адекватном, передающем основные свойства окружающих вещей, невозможно.


Тема II. Программы построения психологии как самостоятельной науки (вторая половина XIX века)

Позиция 5. Психология как наука о непосредственном опыте (В. Вундт)

№1. (стр. 43)

От Вундта принято вести родословную психологии как самостоятельной дисциплины. С внедрением в психологию эксперимента открывается первая глава ее летописи в качестве самостоятельной науки. Именно благодаря эксперименту поиск причинных связей и зависимостей в психологии приобрел твердую почву. Наметилась перспектива математически точной формулировки реальных (а не воображаемых, как у Гербарта) психологических закономерностей. Вундт сыграл важную роль в консолидации сообщества исследователей, ставших психологами-профессионалами. Дискуссии по поводу его теоретических позиций, перспектив применения экспериментальных методов, понимания предмета психологии и многих других ее проблем стимулировали появление концепций и направлений, обогативших психологию новыми научными представлениями.

Опыт радикально изменил критерии научности психологического знания. К нему стали предъявляться требования воспроизводимости в условиях, которые могут быть вновь созданы любым другим исследователем. Объективность, повторяемость, проверяемость становятся критериями достоверности психологического факта и основанием для его отнесения в разряд научных.


Позиция 6. Психология как учение об интенциональных актах сознания (Ф. Брентано)

№ 2. (стр. 44)

Брентано выделял свойства сознания: активность, без которой потенциальное не может стать актуальным, и объективность. Предмет психологии – это действия, которые производит субъект (акты представления, суждения и эмоциональной оценки), чтобы превратить нечто в объект сознания. Функционализм Брентано: исходное понятие – не элемент сознания, а «акт», понимаемый как функция субъекта, выраженная в его направленности на объект. Главный метод – наблюдение процессов сознания в их естественном течении.


Позиция 7. Психология как учение о происхождении психической деятельности (И.М. Сеченов)


№3. (стр. 44)

Сеченов стремился понять процесс чувственного восприятия, пытался перенести психологические явления со стороны способа их совершения на физиологическую почву.

Особое внимание Сеченов уделял анализу физиологической сущности открытого им темного, мутного, тягучего мышечного чувства. Причем если в «Рефлексах головного мозга». Сеченов еще только указывал на этот вид мышечной чувствительности, то в работе «Физиология нервной системы», он уже четко определил физиологическое значение мышечного чувства. Он утверждал, что оно вместе с кожными и зрительными ощущениями служит, как говорится, главнейшими руководителями сознания в деле координации движений. 


№4 (стр. 45)

Сеченов определял декартовский “рефлекс” не более как ответную реакцию на возбуждение рецепторов, информация от которых поступает в центры спинного и головного мозга. В мозге полученная информация анализируется, затем формируется “приказ”, который передается на эффекторы, или исполнительные органы. Таким образом, впервые был поставлен вопрос о рефлекторном характере психической деятельности человека и о рефлексах его мозга. Указывалось также, что любая рефлекторная реакция в организме в конце концов завершается двигательным актом.

В основе невольных (непроизвольных) движений, указывал Сеченов, лежит прежде всего отражательный механизм, усиливающий или задерживающий рефлексы. Произвольные движения не имеют чувственного возбуждения. Психическим развитием человека управляет внешняя среда за счет способности органов чувств воспринимать ее влияния в виде ощущений, анализа их в пространстве и времени, сочетания или группировки в центральной нервной системе. Сеченов говорил, что рефлекс лежит и в основе памяти. Это означает, что все произвольные (сознательные) движения в строгом смысле отраженные, т. е. рефлекторные. Мысль, - по Сеченову, - есть первые две трети психологического рефлекса.


Тема III. Основные научные направления зарубежной психологии в XX в.

Позиция 8. Структурная школа


№ 1. (стр. 53)

Программа структурализма В.Вундтаопределяла его на поиск строительного материала психики и ее структуры.

Первым против программы Вундта выступил австрийский психолог Ф.Брентано, основатель учения о психических функциях. Интенциональный акт (направленность психики на объект), по Брентано, работает не с элементами-аспектами, а с функциями-процессами. Глава функционалистов США У.Джеймс утверждал, что психика - это не «цепочка элементов», а нерасчлененный «поток сознания». Привычный для структуралистов принцип отражения (движение информации от объекта к субъекту) следует дополнить принципом проецирования (движение информации от субъекта к объекту). Тогда страдающий статичностью соционический структурализм рано или поздно приобретет более деятельную форму. Судя с этих позиций, функция - это не столько инструмент обработки поступивших на нее порций информации, сколько интенциональный генератор смысла, упорядочивающий внешний мир согласно своей специфичности.


№ 2. (стр. 53)

Интроспекция как метод исследования подвергался неоднократно критике, т.к. ведущие психологи того времени считали, что этот метод ограничивает познающего содержанием его сознания, закрывая выход в сферу объективного. Понимание не тождественно и рациональному познанию в понятиях: описательная психология обязана выяснить невозможность того, чтобы переживания были возведены в понятия. Понять - значит оценить субъективные переживания как осмысленные, включить субъективные переживания в более широкие смысловые связи, которые определяют их. Эти связи находятся вне субъекта, в духовной культуре, воплощенной в искусстве, религии, морали, праве.


Позиция 9. Вюрцбургская школа



№ 1. (стр. 54)

Это означало, что мышление представляет собой психический процесс, закономерности которого не сводятся ни в законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Своеобразие мышления объяснялось тем, что ассоциации отбираются в соответствии с тенденциями, создаваемыми принятой испытуемым задачей. Организующая роль признавалась за предваряющей поиск решения установкой, которую одни представители вюрцбургской школы считали 'установкой сознания', другие - неосознаваемым актом {поскольку она скрыта от интроспекции} В противовес общепринятым в то время воззрениям вюрцбургская школа пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты {умственные действия и независимые от чувственных образов значения, смыслы}. Поэтому специфику концепции вюрцбургской школы обычно усматривают в том, что она ввела в психологию понятие о безобразном мышлении. Процесс мышления трактовался ею как смена операций, иногда приобретающих аффективную напряженность (чувство неуверенности, сомнения и др.). При этом, однако, мышление без образов ('чистое' мышление) неправомерно противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической деятельности игнорировалась.


№ 2. (стр. 55)

Французский психолог Бюрлу, считавший, что "задачи, будучи подлинными логическими тенденциями, функционируют, подобно любой тенденции, в силу полученного человеком воспитания и упражнений".

Советский психолог Л.С. Выготский отметил, "...что не задача и заключающиеся в ней целевые представления сами но себе определяют и регулируют все течения процесса, а некоторый новый фактор", оставленный вюрцбуржцами без внимания.

Голландский психолог Ван де Хейр справедливо замечает, что после введения понятия "задача", заключающего в себе идею цели, "все еще остается открытым вопрос о том, что же заставляет задачу "двигаться" в сторону правильного, релевантного вывода и как это получается, что ассоциации приводят к ответам, которые являются верными с логической точки зрения".


Позиция 10. Функционализм


№ 1. (стр. 56)

Функционализм возник на американской почве. Одной из предпосылок его возникновения была дарвиновская теория эволюции, овладевшая умами как в Европе, так и в Америке в конце XIX в. Учение Ч. Дарвина радикально изменило представление о месте человека в природе. Для психологов теория эволюции послужила источником захватывающих вопросов:

Имеют ли человеческие психические процессы эволюционную историю?

Сходны ли человеческие способности, такие, например, как способность учиться на опыте, с аналогичными способностями животных?

Каково приспособительное значение различных способностей человека?

Ответ на эти вопросы и попытался дать функционализм.

Функционализм стремился определить функции психических процессов. Для их изучения применялись как объективные, так и субъективные методы; считалось, что полезные сведения могут быть получены при изучении и человека, и животных. Кроме того, функционализм тяготел к исследованию жизненных проблем, изучению психики и поведения в реальных ситуациях. Подчеркивалось, что психические процессы являются непрерывными, длящимися, и искусственная их остановка и расчленение, как это предлагалось в структурализме, не ведет к получению полезных данных.

Благодаря функционализму, сфера интересов психологии расширилась: стали изучаться дети и душевнобольные, а также животные (шимпанзе, собаки), изучение которых методами интроспекции было невозможно.

№ 2. (стр. 57)

Самооценка = успех/притязания. То есть самооценка определяется соотношением успехов и притязаний, что указывает на два пути повышения самооценки – через увеличение успехов или через уменьшение уровня притязаний. По Джемсу  «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Человек может осознанно выбирать свои жизненные цели, может более осознанно подходить и к своим успехам или неудачам. Так, спортсмен в случае проигрыша для поддержания позитивной самооценки может прибегнуть к рационализации, каким-то образом объяснив свои поражения, может снизить уровень своих притязаний, а может принять решение уйти из большого спорта и заняться другим видом деятельности, например, стать тренером.


№ 3. (стр. 57)

Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и селективно, избирательно, в нем всегда происходит принятие и отклонение, выбор одних предметов или их параметров и отвержение других. Изучая работу сознания, функционалисты приходят к открытию двух основных его детерминант – внимания и привычки. Среди функций сознания различили две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные функции состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание.


Позиция 11. Бихевиоризм и необихевиоризм


№ 1. (стр. 59)

Кризис, углубившийся в психологии на грани прошлого и нынешнего столетия, породил живучие вульгарно-материалистические взгляды. Он приходит к заключению, что все эти термины могут быть исключены из описания деятельности человека, этими терминами старая психология, продолжала пользоваться потому, что эта старая психология, начавшаяся с Вундта, выросла из философии, а философия, в свою очередь, из религии. Другими словами, этими терминами пользовались потому, что вся психология ко времени возникновения бихевиоризма была виталистической. Сознание и его подразделения являются, поэтому, не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить в замаскированной, правда, форме – старое религиозное понятие "души".

Крупные успехи новой биологии радикально меняли воззрения на все жизненные функции организма, в том числе психические. Восприятие и память, навыки и мышление, установка и чувства трактовались теперь как своего рода "инструменты", позволяющие организму эффективно "орудовать" в жизненных ситуациях. Рушилось представление о сознании как особом замкнутом ми ре, изолированном острове духа. Вместе с тем новая биология направляла на изучение психики с точки зрения ее развития. Тем самым радикально расширялась зона познания объектов, недоступных для интроспективного анализа (поведение животных, детей, психически больных). Крах исходных представлений о предмете и методах психологии становился все более очевидным. Глубокие преобразования испытывал категориальный аппарат психологии. Напомним об его основных блоках: психический образ, психическое действие, психическое отношение, мотив, личность. На заре научной психологии, как мы помним, исходным элементом психики считались показания органов чувств – ощущения. Что касается психического действия, то и его категориальный статус изменился. В прежний период оно относилось к разряду внутренних, духовных актов субъекта. Однако успехи в применении объективного метода к изучению отношений между организмом и средой доказали, что область психики включает также внешнее телесное действие.


№ 2. (стр. 60)

Закон ассоциативного сдвига состоит в том, что если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию.


№ 3. (стр. 60)

«Спасение» психологии от распада на школы выражалось в попытках преодолеть упрощенную трактовку поведения по схеме "стимул - реакция" за счет введения внутренних процессов, развертывающихся в организме под влиянием стимула и влияющих на реакцию. Убежденный в сложности детерминации поведения, Толмен различал пять основных независимых причин поведения: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение, возраст. Поведение - это функция этих переменных. Вместе с тем, между этими независимыми переменными и результирующим ответным поведением - зависимой наблюдаемой переменной - Толмен ввел набор ненаблюдаемых факторов, обозначенных им как промежуточные переменные. Именно они связывают между собой стимулирующую ситуацию и наблюдаемую реакцию. Тем самым формула классического бихевиоризма должна была быть преобразована из S - R (стимул - реакция), в формулу S - O - R, где "О" включает в себя все, что связано с организмом. Скиннер полагал, что обращение к физиологии бесполезно для изучения механизмов поведения. Б. Скиннер сделал попытку объединить категорию действия с категорией мотивации. Было введено понятие о «третьей переменной» - подкреплении.


Позиция 12. Гештальтпсихология


№ 1. (стр. 62)

Первые попытки синтеза бихевиоризма и гештальтпсихологии были осуществлены в 20-е годы ХХ в. Кларком Халлом и Эдвардом Чейсом Толменом. Одной из причин разрыва с классическим бихевиоризмом было отрицание пассивности организма во внешней среде. Халл и Толмен выдвинули принцип активности организма во внешней среде.

Халл создал теорию, названную “теорией навыков”. Она основана на биологических потребностях организма. В классическую пару Стимул-Реакция он ввел еще одно звено - “промежуточные переменные”. получилась формула С-О-Р. Эти промежуточные переменные могут быть разнообразными, они зависят от наследственности особи ( для человека - индивидуума), от физиологического состояния, прошлого опыта, от природы стимула.   В основе промежуточных переменных лежит стремление к устойчивому состоянию организма, то есть к поддержанию гомеостаза. Так же Халл ввел представление о “стремлении к цели”. Это стремление формируется потребностями, причем интенсивность этого стремления неодинакова на разных этапах достижения цели.

Толмен  провозгласил  теорию, согласно которой ведущую роль в стремлении к цели играет “познавательный фактор”. Путь к цели, по Толмену - это заучивание последовательности стимулов.


№ 2. (стр. 63)

По мнению гештальтпсихологов, предметы, из которых состоит окружающая нас Среда, воспринимаются не в виде отдельных элементов,которые должны интегрироваться либо сознанием (менталисты), либо механизмами образования условных связей (Бихевиористы), а виде целостных образов.  Уже в основных понятиях гештальтпсихологии видно противоречие с бихевиоризмом, который отрицал образ, признавал лишь элементы движения.

Сущность борьбы двух школ, бихевиоризма и ГП, это решение проблемы части и целого. Гештальтпсихологами была опровергнута идея “сложения элементов” при создании целостного образа. В основе взаимодействия организма со средой лежит проблемная ситуация. Сам процесс решения этой ситуации - четкое формирование образа. Проблемная ситуация переструктурируется и перецентрируется в процессе накопления информации. Части начинают восприниматься в других соотношениях. Как только образ сформировался, то есть произошло выделение главного в виде фигуры и второстепенные детали предстали в виде фона,  осуществился инсайт.


№ 3. (стр. 63)

В опытах М.Вертгеймера по восприятию было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты), не разлагаемые на сенсорные первоэлементы, т.е. психические образы - это не комплексы ощущений. Прогрессивное значение гештальтпсихологии состояло в преодолении ею "атомизма" в психологии - представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений. В исследованиях гештальпсихологов было открыто более ста закономерностей зрительного восприятия: апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека), взаимодействие фигуры и фона, целостность и структурность восприятия, прегнантность (стремление к простоте и упорядоченности восприятия), константность восприятия (постоянство образа предмета несмотря на изменение условий его восприятия), феномен "близости" (тенденция к объединению элементов, смежных во времени и пространстве), феномен "замыкания" (тенденции к заполнению пробелов между элементами воспринимаемой фигуры). Адаптивные формы поведения объяснялись универсальным понятием "инсайта" (от англ. "insight" - озарение) - внезапным схватыванием отношений при решении проблемных задач. Но, к сожалению, гештальтисты пытались объяснить сознание, исходя из него самого. Хотя гештальтизм как таковой уступил место другим направлениям психологии, его вкладом в эту науку никак не следует пренебрегать.

Многие концепции, выдвинутые гештальтпсихологами, вошли в различные разделы психологии - от изучения восприятия до динамики групп (сама группа-это тоже некое целое, отличное от простой суммы входящих в нее индивидуумов).


Позиция 13. Фрейдизм и психоаналитическое движение


№ 1. (стр. 65)

Психоанализ в его классической форме был основан 3. Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, когда намечалась ломка традиционных представлений о психической жизни человека, методах и границах познания психической. реальности, ставшей объектом пристального внимания и споров философов, психологов, физиологов, неврологов. Из всего многообразия проблем, связанных с осмыслением психической реальности, можно выделить две главные, от правильного понимания которых во многом зависело решение всех остальных. Это, во-первых, проблема содержания психической реальности и, как более частный аспект ее, вопрос о правомерности сведения психики к сознанию; во-вторых, проблема метода исследования собственно психических явлений.



№ 2. (стр. 65)

Наиболее доступным и, пожалуй, единственным методом познания внутрипсихических явлений на протяжении многих столетий оставался метод интроспективного видения человека, основанный на способности и умении субъекта проникнуть в существо своих внутренних переживаний. Взгляд на возможность познания человека обусловливался состоянием естественнонаучного знания, которое не позволяло при исследовании психических процессов использовать методы точных наук.

Успехи развития естествознания в XIX столетии заставили теоретиков усомниться в эффективности и надежности интроспективного изучения внутреннего мира человека и поверить в плодотворность использования естественнонаучных методов при анализе психической деятельности.

Метод "описательной" и "объяснительной психологии" органически переплетаются между собой в учении Фрейда, образуя своеобразный метод психоаналитического исследования человеческой природы, особый подход к анализу человека.


№ 3. (стр. 66)

Логотерапия (от греч. logos – слово и therapeia – забота, уход, лечение) — психотерапевтическая стратегия, разработанная В. Франклом, основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни. Если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация, проявляющаяся в неврозах. В рамках логотерапии ставится задача помощи человеку в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера. В рамках логотерапии также был разработан метод парадоксальной интенции, ориентированный на лечение фобий и навязчивых состояний, и метод дерефлексии, предназначенный для лечения сексуальных неврозов.


Позиция 14. «Теория поля» (К. Левин и его школа)


№ 1. (стр. 67)

Принцип разрядки мотивационного напряжения объединял многие психологические школы. Он лежал в основе и бихевиористской концепции, и психоанализа Фрейда с его представлением о присущем каждому организму "квантуме" – стремящейся рас сеяться психической энергии.

Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе "организм-среда". Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого. Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределенной константы, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми (например, экспериментатором, который предлагает индивиду выполнить задание). Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус. Она не сводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал.


№ 2. (стр. 68)

Аналогии К. Левина имели слишком "офизиченный" характер, что дало возможность его противникам обвинять теорию в механицизме и отсутствии экспериментальных подтверждений. Фактически К. Левин описывал поведение личности в поле психологических сил, аналогично движению зарядов различной валентности. Эти заряды рассматривались статически, что не позволяло объяснять сложные формы взаимодействия человека и среды.

Идея «поля» порождена идеей электрического или магнитного поля, которая, в свою очередь, изначально являлась метафорой. Поле как целое также изменяется в результате включения в него чего-то нового. Ранние Гештальт-психологи активно использовали эту физическую научную метафору, поскольку они, с одной стороны, были завязаны на феноменологию восприятия, с другой стороны - стремились быть признанными «официальной» наукой в ситуации интенсивного академического давления. Они использовали метафору электрического поля для того, чтобы объяснить, например, их «закон прегнантности (Pragnanz)».


№ 3. (стр. 68)

Между влюбленными людьми есть контакт глаз, обмен словами или мимикой по отношению друг к другу, если есть начало коммуникации, пространство между ними начинает оживать.

Контакт организует поле, и возникает совместная реальность. Взаимоотношения начинают приобретать форму. Когда они начинают, поле или общая реальность бесформенна и недифференцированна. По мере взаимодействия поле приобретает структуру. Первые несколько шагов – прецедент. Эта частичка аналогична тому, как если бы художник – абстракционист нанес один мазок краски на чистый холст. С этого начинается структура поля, организуется та самая реальность. Следующий мазок будет находиться уже во взаимодействии с любимой девушкой. И, по мере нанесения художником новых мазков, возможности сделать что-либо совершенно разное уменьшаются. Есть уже меньше степеней свободы. Поле приобрело форму, оно Гештальтировалось.

По мере того, как поле между двумя влюбленными становится более дифференцированным, более организованным и структурированным, разворачиваются новые события, и тогда уже само поле определяет, что будет дальше. Творческие возможности художника, влюбленного теперь уже частично зависят от предыдущих событий. Принцип применим достаточно широко: мы формируем нашу жизнь, свои отношения, дом, карьеру, характер, работу, и, в свою очередь, они формируют нас. Чем жестче конфигурация поля, тем сложнее становится изменить существующий паттерн и сделать что-нибудь новое, выходящее за рамки. Нам всем знакома сила привычки и ужасная трудность, сопровождающая процесс изменения сложившейся конфигурации, закрепленного Гештальта.



Позиция 15. Учение о стадиальном развитии интеллекта (Ж. Пиаже и женевская школа)


№ 1. (стр. 69)

Пиаже пришел в психологию потому, что в ней скрестились его биологические, философские и логические интересы. В молодости под влиянием А. Бергсона для него открылась новая сторона проблемы познания -- возможность его биологического объяснения. Пиаже считал, что эта задача не может быть решена непосредственно, путем рассуждения, так как между биологией и теорией; познания существует разрыв, заполнить который может психология, а не философия, как думал А. Бергсон. Исходя из перспективы создания генетической эпистемологии -- науки о происхождении и развитии научного знания, Пиаже перевел традиционные вопросы теории познания в область детской психологии и приступил к ихэкспериментальному решению


№ 2. (стр.70)

Пиаже разработал новый метод психологического исследования -- метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению. Этот метод чрезвычайно трудный. Важнейший исходный принцип исследования для Пиаже состоит в том, чтобы рассматривать ребенка как существо, которое ассимилирует вещи, отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре.

Пиаже разработал специальный логико-математический аппарат: были введены понятия «операция», «обратимость операций мышления».

Развитие детского мышления рассматривалось как переход от эгоцентризма к логико-математическим структурам.

Стадии интеллектуального развития, согласно Пиаже, можно рассматривать как стадии психического развития в целом. Пиаже изучал разные психические функции (память, восприятие, аффекты) на каждом уровне развития, но все психические функции рассматривал в их отношении к интеллекту. В. отличие от других классификаций психического развития ребенка в центре систем Пиаже стоял интеллект. Развитие других психических функций всех этапах подчинено интеллекту и определяется им.


№ 3. (стр. 70)

 В будущей работе для меня бы пригодилось то извлечение из теории Пиаже, что этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребе нок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и является логическое мышление.

В процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к окружающему миру. При этом адаптация является не пассивным процессом, а активным взаимодействием организма со средой. Эта активность – необходимое условие развития, так как схема, считает Пиаже, не дается в готовом виде при рождении, нет ее и в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия со средой, или, как писал Пиаже, "схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия с объектом".

Исследование этапов развития мышления – важная мысль при работе с детьми и при консультировании взрослых по родственным связям.


Позиция 16. Когнитивная психология


№ 1. (стр. 71)

Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Бродбент, С. Стернберг). При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная память и долговременная память (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон). Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер). При таком более широком подходе когнитивная психология. включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллекту алистических или менталистских позиций {Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор).


Как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений когнитивная психология не оправдала возлагавшихся на нее надежд, поскольку ее представителям не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе.


№ 2. (стр. 72)

Поскольку исходным принципом когнитивной психологии было то, что поведение человека детерминировано его сознанием, встал реальный вопрос о том, как согласовать все побуждения человеческого проявления в единой системе. Ибо в противном случае одно и то же психическое явление, например, восприятие, в рамках экологического подхода описывается и изучается как функция проксимальной стимуляции; в рамках информационного - как прием, хранение, переработка и использование информации; в рамках деятельностного подхода - как построение субъектом предметного образа действительности и т.п.


Позиция 17. Гуманистическая психология


№ 1. (стр. 74)

Достижение самоактуализации по Роджерсу заключается в том, что человек должен актуализировать свою личность, живя в согласии со своей внутренней сущностью. Это скорее вопрос раскрытия своего истинного "Я", чем его создания, "вы можете стать лишь тем, чем ваш природный потенциал позволяет вам стать, и ничем иным".

Маслоу, предложив теорию мотивации, указал, что лишь после того как физиологические потребности, потребности в безопасности и защищенности, потребность в любви и чувстве принадлежности и потребности в самоуважении - принятии и уважение своего "я" в восполнении дефицита" удовлетворены, высший потенциал человека может быть реализован. Это и есть самоактуализация по Маслоу.


№ 2. (стр. 75)

Недирективная, или клиент-центрированная, терапия, разработанная Карлом Роджерсом, оказала значительное влияние на психотерапию благодаря тому, что представляла собой радикальный отход от теории и практики психоанализа, позволяя индивидууму самому определять путь к своему выздоровлению и наиболее полному выражению себя. При таком подходе психотерапевт принимает на себя роль консультанта, а не руководящей инстанции, и предлагает клиенту в процессе его принятия как личности, честность (открытость) и понимание, что позволяет последнему устранить социальные преграды на пути собственного роста. Именно клиент, а не терапевт наделен интуицией, касающейся его собственного роста. Теория личности Роджерса предполагает наличие "феноменального поля", составляющего опыт всей жизни индивида. Одной из областей этого поля является "Я", включающее отношение к себе и другим людям и сформированные на основе этого отношения ценности. "Я" постоянно оценивает различные области феноменального поля и является наиболее здоровым тогда, когда находится в соответствии с "идеальным Я", то есть когда "Я", каким оно хотело бы быть, максимально совпадает с тем, каково оно есть.


№ 3. (стр. 75)

Олпорт подчеркивал значение роста, или становления, как направленного на достижение целей, - такой предмет, как цели, в значительной степени игнорировался традиционной психологией. Олпорт утверждал, что психология придает основное значение групповым нормам и другим статистическим показателям ("номотетическому") и в значительной степени упускает из вида индивидуальный опыт ("идиографическое"). Из фразы «Скажи, как ты представляешь свое будущее, и я скажу, кто ты» определена зависимость между тем, какие цели ставит человек перед собой, как их достигает и тем, какой образ он может себе создать исходя из индивидуального опыта развития.


Тема IV. Основные научные направления отечественной психологии в XX веке

Позиция 18. Состояние психологической науки в предреволюционные годы (начало XX века)


№ 1. (стр.81)

Дискуссии подвергались следующие области исследований. Самое глубокое и наглядное противоречие в области теории личности. С одной стороны, существуют и развиваются представления о строении личности, элементами которого выступают так называемые черты или свойства личности, отображающие объективную устойчивость в поведении людей и его нормативную социальную оценку. представители другого методологического направления, использующего иной набор целей и средств описания, называют рассмотренный подход коллекционерским, низводящим высокое понятие личности до суммы признаков-качеств.

Споры находили выражение в разногласиях между исследовательскими центрами, между школами прикладных исследований и школами умозрительного анализа проблем личности. В отношении частных научных вопросов проявлялись такие же разноречия.


№ 2. (стр.81)

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову. Его главная заслуга состоит в создании в России в 1912 г. при философском факультете Московского университета Психологического института, ставшего крупнейшим центром научных исследований.

Челпанов акцентировал необходимость разделения психологии на две части: эмпирическую, выступающую в качестве естественнонаучной дисциплины, и социальную, базирующуюся на социокультурной традиции. Основания для такого разделения действительно существовали, и Челпанов, опираясь на труды Русского Географического общества, видел их, в частности, в том, что в России уже давно сложились предпосылки для построения "коллективной психологии" или "социальной психологии". Социальную психологию он признавал той частью психологии, которая обязана базироваться на принципах нового мировоззрения, в то время как эмпирическая психология, оставаясь естественнонаучной дисциплиной, вообще не должна быть связана с каким-либо философским обоснованием сущности человека, в том числе и с марксистским


Позиция 19. Развитие психологии в первые послереволюционные годы

№ 1. (стр.82)

В этот период берет свое начало развитие учения Павлова об "экспериментальных неврозах". Интересы Павлова устремляются к анализу движущих сил поведения, его мотивов. В научном плане выделение Павловым рефлекса цели означало включение принципа мотивационной активности в детерминистскую схему анализа поведения.

Павлов разрабатывал учение о высшей нервной деятельности. Глубокое проникновение в динамику корковых процессов позволило Ивану Петровичу показать, что в основе явлений сна и гипноза лежит процесс внутреннего торможения, широко иррадиировавший по коре мозга и спустившийся в подкорковые образования. С представлением об аналитической и синтетической деятельности коры мозга, Павлов представлял всю кору полушарий как совокупность анализаторов.

Он выдвинул учение о двух сигнальных системах действительности: первой – общей у человека и животных, и воспринимающей непосредственное воздействие, сигналы внешней среды, и второй – свойственной только человеку, речевой системе.

Характерной чертой павловского учения является связь с практикой. Физиология всегда представлялась Так, он впервые достиг длительного сохранения жизни собак после перерезания обоих блуждающих нервов, разработал способы борьбы с последствиями потери больших количеств желудочного сока, разработал приемы воспроизведения экспериментальных неврозов и их излечения.


№ 2. (стр. 83)

Представление о доминанте как общем принципе работы нервных центров так же, как и сам этот термин, было введено Ухтомским в 1923 году. Под доминантой он понимал господствующий очаг возбуждения, который, с одной стороны, накапливает импульсы, идущие в нервную систему, а с другой одновременно подавляет активность других центров, которые как бы отдают свою энергию господствующему центру, т.е. доминанте. В психологическом плане доминанта является нечем иным, как мотивационным потенциалом поведения.

Механизмом доминанты Ухтомский объяснял широкий спектр психических актов: внимание (его направленность на определенные объекты, сосредоточенность на них и избирательность), предметный характер мышления (вычленение из множества раздражителей среды отдельных комплексов, каждый из которых воспринимается организмом как определенный реальный объект в его отличиях от других). Это "разделение среды на предметы" Ухтомский трактовал как процесс, состоящий из трех стадий: укрепление наличной доминанты, выделение только тех раздражителей, которые являются для организма биологически интересными, установление адекватной связи между доминантой (как внутренним состоянием) и комплексом внешних раздражителей.


Позиция 20. Психология в 20-40-е гг.


№ 1. (стр. 84)

Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев, по мнению ведущих ученых, не рассматривал сознание как основной объект исследования.

Говоря о значении рефлексологии, Бехтерев подчеркивал, что научнообъясняющая функция, содержащаяся в понятии рефлекса, основана на предпосылках механической и биологической причинности.  Таким образом, Бехтерев стремился объяснить суть психических процессов сугубо механическими законами.

Также, исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не наследуемом характере рефлексов.



№ 2. (стр. 85)

Предпосылками запрета педологии в СССР являлся факт неравенства детей, проявлявшегося в их внешнем виде, одежде, культуре поведения, взаимоотношениях с учителями, материальными возможностями в школах советского союза, из-за чего происходили регулярные конфликты и беспорядки. Неверно понятое педологами постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) об организации в крупных городах специальных школ "для дефективных детей и тех учащихся, которые систематически нарушают школьную дисциплину... и отрицательно влияют... на остальных учащихся", обернулось им запретом на их деятельность. Приняв партийную установку за сигнал к активным действиям, педологи ошиблись. Считалось, что педологи "залезают во внутренние дела семьи и роются в гряз­ном белье", а их деятельность приводит к конфликтам. Он подчеркнул, что после запрещения требовать от родителей дан­ных о социальном происхождении ребенка и отмены других всевозможных справок такие действия можно считать "грубым нарушением советских законов по форме, а по существу издевательством и вредней­шей антигосударственной и антиобществен­ной практикой". В дальнейшем, педологам разъяснялось, что педология является лже­наукой, а деятельность педологов вредной и опасной.


№ 3. (стр. 85)

Знак (слово) – "психологическое орудие", посредством которого строится сознание. Оно привносило в психологию восходящее к Марксу объяснение специфики человеческого общения с миром. Специфика заключается в том, что общение опосредовано орудиями труда. Они изменяют внешнюю природу и в силу этого – самого человека. Речевой знак, согласно Выготскому, это также своего рода орудие. Но особое орудие. Оно направлено не на внешний мир, а на внутренний мир человека и преобразует его. Ведь прежде чем человек начинает оперировать словами, у него уже имеется доречевое психическое содержание. Этому "материалу", полученному от более ранних уровней психического развития (элементарных функций), психологическое орудие придает качественно новое строение. И тогда возникают высшие психические функции, а с ними вступают в действие законы культурного развития сознания, качественно иного, чем "натуральное", природное развитие психики (какое наблюдается, например, у животных).



Позиция 21. Московская психологическая школа


№ 1. (стр. 87)

В педагогической практике идея опосредствованности психических процессов Л.С. Выготского и понятие интериоризации проявляются в разведении представлений о подлежащем усвоению предметном материале и о том метапредметном содержании, которое не просто усваивается, а интериоризуется, становясь компонентом психической организации индивида. Иными словами, в программное содержание учебных предметов и дисциплин должны включаться не только знания как таковые, но и психологически обоснованные знаковые структуры, соответствующие определенному возрастному периоду Развития ребенка. Это означает необходимость глубокой психологизации учебных программ и педагогического процесса в целом.


№ 2. (стр. 87)

В представлениях А.Н.Леонтьева о структуре сознания достаточно ярко отразились особенности его методологической ориентации на марксизм. Значительная разработанность этого вопроса свидетельствует об опоре на структурные характеристики сознания в ущерб динамическим в его теории сознания (возможно, одной из причин явилась задача выявления общих корней индивидуального и общественного сознания для разработки марксистского принципа общественной обусловленности индивидуального сознания).

А.Н.Леонтьев при характеристике структуры сознания выделял три образующие - значение, личностный смысл и чувственную ткань.  А.Н. Леонтьев, говоря о структуре сознания, выделяет,  во-первых, «образ мира, воспринимаемый нами как мир». Второй подсистемой сознания является то, что «обладает бытийными  (и поддающимися объективному анализу) характеристиками по отношению к сознанию в смысле индивидуально-психологической реальности». Третья подсистема осуществляет «соотнесение образа мира со смысловой сферой личности».  Далее, существует система механизмов, «выполняющих работу по соотнесению, упорядочению, иерархизации, и, в случае необходимости, перестройке мотивационно-ценностно-смысловой сферы личности. И пятая подсистема - рефлексия.


№ 3. (стр. 88)

Анализ предметных и умственных действий, а также операций, входящих в эти действия, стал предметом теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина.

К числу независимых характеристик (параметров) действия относятся: форма, обобщенность, развернутость и освоенность (автоматизированность, быстрота и др.). Форма действия характеризует уровень присвоенности действия субъектом, меру интериоризации действия. Различают четыре основные формы действия: материальную (материализованную), перцептивную, внешнеречевую и умственную. Действие в процессе своего формирования претерпевает несколько различных форм.

При выполнении ориентировочной части действия субъект опирается на ориентировочную основу действия (ООД). Варьирование ООД по этим трем признакам определяет разные ее типы. В итоге сложилась оригинальная концепция учения. На основе типов ориентировочных основ действий П.Я. Гальпериным выделено три типа учения каждый из которых характеризуется:

-         своей ориентировкой в предмете;

-         своим ходом процесса учения, качеством его результатов;

-         отношением детей к процессу и предмету учения;

-         развивающим эффектом.


Позиция 22. ленинградская психологическая школа


№ 1. (стр. 90)

В концепции В.Н.Мясищева подчеркивается обусловленность характера отношений данной личности, как ее индивидуальным жизненным опытом, так и влиянием общественно-исторического опыта. Отношения человека могут изменяться тем или иным образом под воздействием объективных изменений в его жизни.

В подходе В.Н.Мясищева особо акцентируется системный ха­рактер отношений человека: «Психологические отношения чело­века в развернутом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта си­стема вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его пере­живания». В.Н.Мясищевым также подчеркивается на­личие «субординации» в целостной структуре отношений личности.


№ 2. (стр. 90)

Человеку в целом, как индивиду и личности, соответствует лишь сенсорно-перцептивная организация как единая система анализаторов всех без исключения модальностей, включенная в свою очередь в общую структуру человеческого развития.

Сенсорно-перцептивная организация человека влияет на его развитие в том смысле, что данный комплекс способен быть задействованным в максимальной степени при таковой необходимости и способен при этом усиливать уровень ментально-чувственного восприятия человека. При этом задействованы все анализаторы сенсорно-прецептивного комплекса человека, управляемого большими полушариями головного мозга.


№ 3. (стр. 91)


Ананьев так определяет индивидуальность: единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Развивая теорию интегральной индивидуальности, были выделины следующие ее системы и подсистемы:

1.            Система индивидуальных свойств организма:

-       биохимические;

-       общесоматические;

-       свойства нервной системы (нейродинамические).

2.            Система индивидуальных психических свойств:

-       психодинамические (свойства темперамента);

-       психические свойства личности.

3.            Система социально-психологических индивидуальных свойств:

-       социальные роли в социальной группе и коллективе;

-       социальные роли в социально-исторических общностях.

Таким образом, в ходе развития психологического знания было сформировано понимание индивидуальности как интегральной характеристики человека, подразумевающей иерархическое соотношение его свойств. Индивид - субъект деятельности - личность – индивидуальность.


Позиция 23. Грузинская психологическая школа

№ 1. (стр. 92)

Узнадзе считает ненужным понятие бессознательного, так как внутренняя структура и сущность его остается нераскрытой и толкуется по аналогии с сознательными процессами. Узнадзе считал, что, зная функции, выполняемые бессознательным психическим, мы можем определить и форму его существования.

Согласно учению Узнадзе, сфера действия бессознательного психического настолько широка, что она лежит в основе всей активности человека, как внутренней, так и внешней. Концепция Узнадзе служит выяснению путей формирования структуры и функций этого бессознательного. В субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние - установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации, направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения. Таким образом, согласно взглядам Узнадзе и его учеников, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.


№ 2. (стр. 92)

Это были иллюзии типа иллюзий Фехнера, Шарпантье и т. д. Были найдены аналоги этих иллюзий и в других модальностях и сферах. Таковыми являются иллюзии давления, слуха, освещения, количества, иллюзия веса-объема, противоположная иллюзии Шарпантье, и т. д. Было показано, что в иллюзиях веса (Фехнер) и других сходных с ними эффект вызван предварительно созданной установкой, которая находится между стимулом и реакцией и является конститутивным фактором активности, развернутой в эксперименте.

Путем применения оригинального экспериментального метода фиксированной установки были выявлены такие важные характеристики установки, как возбудимость, диффузность, статичность, динамичность, стабильность и многие другие. Опыты, проведенные в состоянии гипноза, выявили такой существенный признак установки, как ее бессознательность, факты иррадиации и генерализации установки подтвердили ее центральную и целостную природу.