Оглавление


Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Характеристика Новых Индустриальных Стран…………………….4                                

1.1.          Основные черты экономического развития…………………………….4

1.2.         Теория «стаи летящих гусей»……………………………………………8

1.3.         Положительный опыт НИС……………………………………………..10

Глава 2.  Экономика стран Юго-Восточной Азии……………………………15

2.1. Особенности экономического развития стран Юго-Восточной Азии….15

2.2. Сингапур – один из «азиатских тигров»………………………………….19

            2.2.1. Финансовый кризис 2003 года. ВТО об экономике страны

            2.2.2. Экономика Сингапура сегодня

Глава 3.  Экономика стран Латинской Америки…………………………….24

3.1. Особенности экономического развития стран Латинской Америки…..24

3.2. Мексика – страна-лидер региона…………………………………………25

            3.2.1. Экономическая история Мексики………………….….…….…25

            3.2.2. Экономическая ситуация в стране сегодня……………………28

Заключение……………………………………………………………………..33

Список литературы…………………………………………………………….36

Приложения…………………………………………………………………….37


Введение


        Новые индустриальные страны – это феномен, который все больше и больше удивляет мировую общественность, вызывает восторг у экономистов и аналитиков разных стран. Такой феноменальный и резкий экономический подъем по праву назвали «восточно-азиатским экономическим чудом».

      Актуальность выбранной мною темы очевидна, ведь в последние годы новости о новых успехах, о недавнем кризисе и о других экономических событиях в данном регионе не исчезают с первых полос газет.

      Целью моей курсовой работы является выяснение влияния и роли новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки на мировую экономику. Задачи же курсовой:

     -  ознакомиться с основными чертами экономик НИС;

-         выяснить причины столь быстрого подъема;

-         подробно изучить особенности экономического развития стран Юго-Восточной Азии, а также Латинской Америки;

-         проанализировать современную экономическую ситуацию в Сингапуре и Мексике.

      В последние годы появилось огромное количество литературы, посвященной «восточно-азиатскому чуду», странам тихоокеанского пояса и модернизации азиатских экономик. В своей работе я знакомлюсь с наибольшим числом различных источников информации, посвященных данной теме, начиная от монографий (Родионова И.А. Промышленность мира: территориальные сдвиги во второй половине XX века, М. 2004; Поляков Г.Б., Маркова А.Н.  История мировой экономики, М. 2003) и журнальных статей (Осипова М. Сингапур в интерсетях финансовых рынков //Азия и Африка сегодня №6, 2004; Яковлев А., Гончар К. Положительный опыт НИС // Ведомости № 185 (1225) от 11 октября 2006) и заканчивая информацией из Internet (Факультет международного бизнеса ОмГУ  Страноведческий каталог «Econrus».  


Глава 1.   Характеристика Новых Индустриальных стран

1.1. Основные черты экономического развития НИС Азии и Латинской  Америки

      В ходе мирового промышленного развития из общей массы государств выделилась группа новых индустриальных стран

        Более высокие темпы хозяйственного развития для этих стран характерны в   70—80-е годы XX в. Сейчас темпы экономического роста большинства НИС значи­тельно превышают аналогичные показатели не только разви­вающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран.                          Они заняли особое положение в мировом хозяйстве и составили новую самостоя­тельную группу.                                                                                                                     

        К НИС относят четыре «малых дракона» Азии: Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг. НИС Латинской Америки представлены Аргентиной, Бразилией, Мексикой. Все перечисленные страны — это НИС «первой волны», или «первого поколения».

        Ко второму поколению причисляют: Малайзию, Таиланд, Индию, Чили. Третье поколение включает Кипр, Тунис, Турцию, Индо­незию. К четвертому поколению относят Филиппины, южные про­винции Китая и др.

        По классификации ООН, к НИС относятся Аргентина, Бразилия, Мексика, Южная Корея, Тайвань, Гонконг (с 1 июля 1997 г. — Сянган —  юрисдикция КНР), Сингапур.[1]

        Общим в развитии  НИС Азии и Латинской Америки были высокие темпы роста, которые достигались за счет высокой нормы накопления, ис­пользования современных технологий, высокой производитель­ности труда.

        Новые индустриальные страны обладают только им прису­щими чертами. Ведущей отраслью почти всех НИС стала обра­батывающая промышленность, ориентированная на экспорт. У 15 стран товары обрабатывающей промышленности превышают 50% их экспорта.

        В экономическом развитии НИС наблюдаются тенденции, присущие зрелой капиталистической экономике: идет процесс концентрации производства и капитала, формируется финан­совый капитал. В наиболее развитых странах (Южной Корее, Тайване, Сингапуре, Бразилии, Мексике, Аргентине) сформи­ровались ТНК.

        Уровень ВВП соответствует таким промышленно развитым странам, как  Греция, Португалия. Южную Корею и Тайвань уже сейчас вполне можно перевести в разряд индустриально раз­витых государств.

        Хотя для НИС Азии и Латинской Америки характерны высокие макропоказатели, их не относят к развитым странам, так как НИС не соответствуют последней группе по таким критериям, как: уровень и качество жизни населения, уровень образования населения, продолжительность жизни, социальные показатели, продолжительность рабочей недели и ряд других (см. Приложение 3).

        Причинами экономического роста НИС послужили:

1) выгодное географическое положение;

2) наличие дешевой рабочей силы;

3) крупные вложения иностранного капитала, и прежде всего США, Японии, ФРГ;

4) опережающее развитие внешнеэкономических отношений;

5) активная роль ТНК (около 80 % всех средств было вложено в НИС).

        Малайзию, Таиланд, Аргентину, Бразилию причисляют к «новым индустриально-аграрным странам», так как наряду с развитой промышленностью они имеют современ­ную базу сельскохозяйственного производства и являются круп­ными мировыми экспортерами соответствующей продукции. Так, Бразилия один из крупнейших в мире производителей (около 3 млн. т в год) и экспортеров кофе, сахарного тростника, какао- бобов, бананов и апельсинов, сизаля; другие важные экспортные культуры - соя, хлопчатник, табак, кукуруза. В Малайзии  основой сельского хозяйства является производство натурального каучука, пальмового масла (одно из ведущих мест в мире), какао-бобов, ананасов, перца. Основная продовольственная культура — рис.

        Для всех перечисленных стран характерно присутствие  ино­странного капитала в экономике, причем его доля наиболее значительна в более развитых НИС. Более высокий уровень развития является следствием использования иностранных ин­вестиций в национальной экономике. Так, иностранные кредиты и займы, 70% которых составляли инвестиции США за 20 лет, с 1950 по 1970 гг. увеличились с 0,6 млрд. долл. до 28 млрд. НИС удалось показать пример стремительного экономиче­ского возвышения над основной массой развивающихся госу­дарств.

        По производству отдельных видов промышленной про­дукции, в том числе и наукоемких ее видов, НИС вышли на ведущие позиции в капиталистической экономике.    

        Исходя из вышесказанного, НИС можно причислить к груп­пе стран, находящихся в промежуточной зоне между развитыми и развивающимися странами. Это обстоятельство позволяет со­хранять целостность мировой хозяйственной системы.

      Основными критериями, по которым государства относят к НИС, являются:

• размер ВВП на душу населения; Гонконг (Сянган) и Сингапур в конце 90-х занимают 4-е и 5-е место в мире по доходам на душу населения. К 2010 году в КНР прогнозируется удвоение ВВП, который в 2003 году составил 1 трлн. долларов. ВВП на душу населения в Бразилии=2680 $ в год, в Малайзии = 2490 в год

• среднегодовые темпы прироста ВВП. Так, например, Тайвань за период с 1952 по 1993гг. увеличил объем ВВП в 170 раз (при росте населения в 2,5 раза).  

      Высокие темпы роста в 90-е годы демонстрируют Южная Корея-8%, Сингапур - около 8%,Малайзия-более 9% в год (см. Приложение 1).

• удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (бо­лее 20%);

• объем экспорта промышленных изделий и их доля в об­щем вывозе.

• объем прямых зарубежных инвестиций. В первую половину 80-х прямые инвестиции в экономику НИС достигли 42% прямых капитальных вложений в развивающиеся страны. Ведущие инвесторы- США, Япония

      В зависимости от уровня дохода на душу населения НИС можно разделить следующим образом:

• с высоким уровнем дохода (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг: бо­лее 9 тыс. долл. в год);

• со средним уровнем дохода (Малайзия, Таиланд, Индоне­зия, Филиппины, Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили: 750 долл.-8,5 тыс. долл. в год);

• с низким уровнем дохода ( Индия: менее 750 долл. в год).[2]

      Причиной выделения НИС в отдельную группу стало тесное экономическое сотрудничество развитых государств с НИС. Новые индустриальные страны должны были увеличить экономический потенциал развитых стран, предоставить им дополнительную базу для развития капитала.

      В 70-е годы отмечался процесс пере­мещения из стран Запада в развивающиеся страны трудоинтенсивных производств по изготовлению деталей и узлов, отдель­ных изделий электронной аппаратуры бытового назначения, химических препаратов с последующим их экспортом. Это было связано с желанием ТНК повысить конкурентоспособ­ность своей продукции за счет дешевой рабочей силы, снизить отрицательное воздействие ряда производств на окружающую среду в своих странах.

      Процесс индустриализации был усилен за счет проводи­мой НИС политики, направленной на формирование меха­низма соединения науки и производства и образование ком­плекса НИОКР.

      Индустриализацию НИС можно разделить на четыре этапа:

1) развитие импортозамещающих отраслей;

 На этом этапе (середина — конец 50-х годов) ставилась задача развития отраслей промышленности, призванных замес­тить своей продукцией импорт аналогичных товаров из-за рубе­жа. Реализация этой политики давала возможность сэкономить значительные валютные средства и насытить внутренний рынок основными потребительскими товарами.

2) создание экспортного потенциала и базовых отраслей;

      Начало второго этапа — конец 60-х годов. Политика экс­портной ориентации имела принципиальные различия в ази­атских и латиноамериканских НИС. В странах Азии создава­лись преимущественно трудоемкие предприятия по выпуску массовой потребительской продукции. Латиноамериканские страны основной упор сделали на развитие капиталоемких, высокотехнологичных отраслей преимущественно в обрабаты­вающей и добывающей промышленности.

3) развитие наукоемких отраслей;

 Переход к развитию наукоемких отраслей и создание собственной научно-исследова­тельской базы начался в конце 70-х - начале 80-х годов. Ос­новная черта этого этапа — постепенный рост государственных и частных ассигнований на развитие НИОКР.

4) интеграция НИС в мировое хозяйство.

В НИС практически нет отраслей, где бы в той или иной форме не присутствовал иностранный капитал.

       В последнее десятилетие усилились структурные сдвиги в экономике НИС, что ведет к постепенному сближению их с передовыми промышленно развитыми государствами и вместе с тем к быстрому расширению экономической пропасти между ними и основным массивом развивающихся стран. Хотя в НИС проживает менее 1/8 всего населения развивающихся стран, там создается свыше 2/5 его совокупной промышленной и ва­ловой продукции.


1.2. Теория «стаи летящих гусей»

      Как уже отмечалось, первым данную теорию сформулировал японский экономист Канаме Акамацу. Согласно этой доктрине, страны постепенно движутся к технологическому развитию, следуя примеру стран, находящихся непосредственно перед ними в процессе развития. Целью этой политики также является индустриализация экономики. Однако она достигается не путем замещения импорта отечественным производством при помощи внешнеторговых ограничений и дискриминации импорта, а путем наращивания экспортного потенциала страны. В какой-то мере модель "летящих гусей" можно рассматривать как естественный результат воздействия рыночных сил: экономики с избытком рабочих рук и нехваткой капитала на международном рынке становятся конкурентоспособны в трудоемких секторах. Но по мере того как сбережения и образование создают резерв капитала и квалифицированной рабочей силы, вырастают более капиталоемкие и требующие более высокой квалификации секторы промышленности, а, следовательно, повышается уровень конкурентоспособности всей экономики.

      В сравнении трех  моделей развития есть одно достаточно любопытное обстоятельство. Если определяющим институтом для доктрины "большого скачка" являлась государственная собственность в промышленности, а для доктрины "замены импорта" - частная собственность, опирающаяся на протекционизм, то для модели "летящих гусей" необходима экспортная платформа. Идея экспортной платформы состоит в том, чтобы создать в экономике анклав, открытый для иностранных инвесторов и интегрированный в глобальную экономику, свободный от проблем инфраструктуры, безопасности, господства закона и торговой политики, которые обременяют остальную экономику. В странах Азии было создано несколько вариантов такой экспортной платформы, включая экспортно-промышленные зоны, таможенное хранение, специальные экономические зоны и систему возврата таможенных пошлин. И правительства поддерживали эти институты макроэкономической политикой, стимулируя экспорт трудоемкой продукции, особенно с помощью соответствующих обменных курсов.

      Однако и данная модель не лишена своих негативных сторон. Глобализация экономической жизни, жесткие правила мирового разделения труда, ограниченность рынков сбыта, стремление получать наибольшую прибыль за счет экспорта высокотехнологичной продукции и перенасыщение этой продукцией рынков сбыта, естественная конкуренция стран-экспортеров - вот неполный перечень причин, ограничивающих абсолютную ценность данной модели. До тех пор пока экономика и финансовая сфера стран "догоняющего развития" оставались относительно закрытыми, а национальная валюта не являлась свободно конвертируемой, перепады на мировом рынке не оказывали существенного влияния на эти страны. Как только произошло открытие экономики, а национальная валюта оказалась "привязанной" к твердым валютам развитых стран, так национальный рынок попал под воздействие конъюнктуры мирового рынка. С учетом же того обстоятельства, что в качестве основы "догоняющего развития" принимается стратегия экспортной ориентации, зависимость от основных мировых рынков - США, Японии и Европейского союза - становится еще более значительной, поскольку замедление темпов экономического развития в этих странах и необходимость противодействия потенциальным конкурентам затрудняют сохранение высокого уровня экспорта для них. Данные ограничители объективны, но это не означает, что они непреодолимы.


1.3. Положительный опыт НИС

      Традиционно считается, что целью экономической политики должно быть улучшение инвестиционного климата. Но институциональные реформы требуют долгого времени. Опыт новых индустриальных стран показывает, что в условиях несовершенства рыночных механизмов двигаться нужно по крайней мере в двух направлениях: снижать издержки выхода предприятий на новые рынки и уменьшать прямые риски новых проектов.

      Такие действия нужны, когда бизнес рассматривает риски инноваций как чрезмерные. Инновационная активность российских предприятий пока остается на низком уровне, поэтому поддержка инноваций должна стать одним из приоритетов правительства.

      Для выработки механизмов такой поддержки можно использовать успешный опыт новых индустриальных стран, которым удалось серьезно продвинуться в развитии инновационной активности и повышении конкурентоспособности национальных экономик, несмотря на не очень благоприятный экономический климат, сопротивление традиционных институтов и недостаток ресурсов. В числе таких стран Чили, Мексика, Израиль и Южная Корея.

      Благодаря созданию Фонда Чили и системы “институтов развития” Чили удавалось в течение последних 20 лет обеспечивать 6%-ный среднегодовой темп роста ВВП при одновременном расширении несырьевого экспорта. Израиль с помощью программ развития венчурной индустрии и поддержки высокотехнологичных компаний смог из страны с военно-аграрной экономикой превратиться в один из центров глобальной новой экономики. Южная Корея благодаря пересмотру своей промышленной политики и адаптации ее к новым условиям сумела в короткие сроки преодолеть последствия кризиса 1997–2000 гг. и вернуться на траекторию устойчивого роста.

      Недостаток прямой господдержки в том, что она может способствовать коррупции. Как пишет известный экономист Дани Родрик, на одну Корею, к сожалению, приходится много Заиров. В 1970–1980-е гг. развивающиеся страны продемонстрировали, что в условиях несовершенных рыночных и общественных институтов адресная господдержка часто ведет к выбору неэффективных проектов, которые приносят прибыль узкому кругу заинтересованных лиц – в ущерб всей экономике и обществу. Эти широко известные “провалы государства” объясняют традиционное недоверие либеральных экономистов к промышленной политике и ее инструментам.

      Опыт новых индустриальных стран показывает, что, хотя риски “провалов” нельзя полностью устранить, их можно уменьшить. Анализ этого опыта позволяет выделить принципы, на которых нужно строить политику стимулирования инноваций.

1. Стремление дать пример инновационного роста. Средства, выделяемые правительством, могут стать катализатором инновационных процессов, если в результате успеха первых проектов бизнес убедится, что “это возможно”. Таким катализатором для венчурной индустрии в Израиле стала правительственная программа Yozma с общим объемом финансирования в $100 млн. Спустя семь лет после начала ее реализации в Израиле действовало свыше 100 венчурных фондов, в управлении у которых находилось около $10 млрд.

2. Существенное софинансирование проектов при сохранении управления в руках бизнеса. В Чили и Израиле уровень государственного софинансирования составляет около 40%. Во всех случаях проекты управлялись самим бизнесом или специализированными посредническими организациями. При этом попытки избыточной регламентации обычно вели к провалу. Так случилось с израильской программой Inbal, предоставлявшей частным венчурным инвестфондам госгарантии. Учтя негативный опыт, правительство Израиля в рамках новой программы Yozma объявило о приватизации пакетов акций в создаваемых инвестфондах. Последующее развитие показало, что этот шаг создал стимулы для быстрого роста капитализации фондов Yozma.

3. Децентрализация господдержки. Правительства одновременно используют различные каналы поддержки инновационной активности. Такое многообразие уменьшает риски “провалов государства”, делая возможным расширение поддержки эффективных программ при свертывании неудачных.

4. Сохранение старых инновационных институтов. При всей возможной неэффективности существующих институтов они выполняют определенные функции, и их радикальное разрушение может негативно отразиться на инновациях. Пример адаптации старых институтов к новым условиям – эволюция чилийской госкорпорации CORFO, которая за 65 лет своего существования претерпела три серьезные трансформации и тем не менее по-прежнему играет большую роль в стимулировании инноваций.

5. Формирование доверия к новым институтам через личную репутацию управляющих. Для успеха любой политики важно доверие к ней со стороны тех, кому она адресована. Особенно острой проблема доверия становится, когда среди экономических агентов преобладают негативные ожидания в отношении правительства. Считается, что доверие к новым институтам может быть обеспечено лишь за счет прозрачности их деятельности. Однако соблюдение требований прозрачности связано с большими издержками. В этом случае доверие к новым институтам может достигаться за счет включения в состав их органов управления представителей государства и бизнеса, которые пользуются уважением в обществе и деловой среде.

6. Важным механизмом повышения эффективности “институтов развития” является регулярная внешняя оценка реализуемых программ. Такая оценка, проводившаяся в Чили и в Израиле с привлечением международных экспертов, позволила определить общеэкономический эффект этих программ и соотнести его с затратами правительства.

7. Реализация поддержки через бизнес-посредников. Чиновники, как правило, не обладают достаточной квалификацией для того, чтобы оценить качество представляемых проектов. Кроме того, прямые контакты c представителями бизнеса увеличивают риск коррупции. Для уменьшения подобных рисков целесообразна передача функции господдержки частным посредникам. В Чили программы поддержки инноваций реализуют не ведомства, а 21 независимое агентство, большинство из которых – частные неприбыльные корпорации, работающие по контракту с правительством.

8. Предоставление услуг вместо денег. Стимулы к извлечению ренты из взаимодействия с государством ограничиваются, когда предприятиям вместо денег предоставляются услуги: обучение персонала, содействие сертификации продукции, предоставление научно-технической информации и результатов научных исследований, осуществленных за счет бюджета, аренда площадей на льготных условиях. Пример такой поддержки – программа содействия сертификации предприятий малого и среднего бизнеса в Чили по стандартам ISO-9000. Правительство финансировало 50% расходов на прохождение сертификации, вторую половину оплачивала компания, обратившаяся за поддержкой. Результатом программы стало снижение барьеров выхода предприятий на внешние рынки, что способствовало повышению конкурентоспособности экономики Чили.

9. Поддержка кооперации и взаимного обучения. Ограниченность финансовых ресурсов подталкивает правительства к оказанию поддержки не индивидуальным предприятиям, а их группам или отраслевым ассоциациям. CORFO поддерживает групповые поездки за рубеж чилийских менеджеров, софинансирует создание частных центров передачи технологий. В Бразилии госагентство CODEVASF помогало сельхозпроизводителям в решении общих проблем: уничтожение фруктовой мухи, диверсификация продукции, установление и выполнение стандартов качества. Правительство Кореи помогает малым инновационными компаниями использовать оборудование крупных корпораций и государственных исследовательских институтов. [3]

Глава 2.   Экономика стран Юго-Восточной Азии

2.1. Особенности экономического развития стран Юго-Восточной Азии

     

      В основе интенсивного экономического роста в ряде стран Юго-Восточной Азии лежали следующие особенности хозяйственного развития:

высокий уровень сбережений и инвестиций; экспортная ориентация экономики; высокая конкурентоспособность в связи с относительно низкими ставками заработной платы; значительный приток иностранных прямых и портфельных инвестиций в силу относительной либерализации рынков капиталов; благоприятные институциональные факторы становления "рыночно ориентированной" экономики.

      Ряд долгосрочных тенденций экономического, институционального и политического развития стран Юго-Восточной Азии фактически предопределил кризисные явления в экономике и финансовой системе этих стран в конце 90-х годов. Разразившийся кризис характеризовался сложным переплетением традиционных циклических факторов со специфическими процессами индустриализации и финансового развития стран рассматриваемого региона.

      Развитие кризисных явлений в странах "второго и третьего эшелонов" промышленного развития в особенно острых формах обнаруживается в финансовой сфере. Вместе с тем, такие финансовые кризисы, как свидетельствует опыт последних десятилетий, неизменно развертываются при резком снижении темпов роста промышленного производства (или прямого падения абсолютных масштабов производства). В основе таких кризисов лежат прежде всего внутренние конфликты того типа индустриализации, который получил распространение в странах Юго-восточной Азии.

      В развитии экономических циклов особую роль всегда играли "ведущие" отрасли. В новых индустриальных странах роль ведущих отраслей циклического подъема играли прежде всего экспортные отрасли, в особенности, электроника и автомобильная промышленность. В движении этих отраслей отчетливо прослеживались черты "догоняющего цикла жизни продукта" (catching-up product cycle). Сочетание ряда благоприятных факторов вплоть до середины 90-х годов обеспечивало особую продолжительность и интенсивность промышленного подъема в рассматриваемых странах. В последнее время, однако, на первый план стали выдвигаться внутренние конфликты, присущие рассматриваемым формам индустриализации.

      По мере увеличения производства все отчетливей ощущались границы возможного роста нормы накопления и экстенсивного использования сравнительно дешевой слабообученной рабочей силы. Так, длительный процесс роста нормы накопления (измеряемой отношением совокупной суммы капиталовложений к валовому внутреннему продукту), наблюдавшийся с начала 50-х годов практически во всех странах - "тиграх" Юго-Восточной Азии, к середине 80-х годов стал постепенно выдыхаться. В 90-е годы в этих странах отчетливо обнаружилась тенденция к снижению показателей рентабельности.

      Исчерпание возможностей данного типа экстенсивного промышленного развития стало проявляться в резком снижении темпов роста производительности труда и эффективности капиталовложений. Дело в том, что в сложившейся системе валютного регулирования денежные единицы "тигров" по существу оказались привязанными к доллару США (тогда как в их экономических связях гораздо большую роль играла Япония). Подобная система особенно успешно функционировала в ситуации, когда курс доллара США к японской йене снижался.

      Среди особенностей индустриализации новых индустриальных стран особенно выделялась чрезвычайно высокая доля иностранного капитала в финансировании инвестиций. Это уменьшало устойчивость процессов индустриального развития.

      Приток долгосрочного иностранного капитала в эти страны, в т.ч. прямых инвестиций, был велик, но не достаточен, чтобы уменьшить разрыв между нормой сбережений (от 20% ВВП на Филиппинах до 35% в Таиланде) и нормой инвестиций (40% в среднем в регионе). В результате потребность в финансировании покрывалась краткосрочными кредитами.

      При циклических подъемах всегда происходила "трансформация" части краткосрочных ссуд (вкладов) в среднесрочные и долгосрочные инвестиции. В качестве институтов, обеспечивающих возможность такой "трасформации", обычно выступают банки и другие финансовые посредники. В новых индустриальных странах эти процессы в последнее время приобрели особый размах, что усиливало "хрупкость" их финансово-банковских систем.

      Быстрый уход из страны этих "горячих денег" может резко подорвать всю хозяйственную активность в стране. Особенность краткосрочных внешних займов заключается также в том, что национальный кредитор в последней инстанции не может вмешиваться, если возник кризис доверия. Поэтому, если доверие нарушено, то возникает замкнутый круг девальваций, массовых банкротств, атак на валюту, новых девальваций и т.д.

      Ко второй половине 90-х годов проблемы нарастания краткосрочного внешнего долга обнаружились с особой отчетливостью. Так, по данным Банка Международных Расчетов (BIS), к концу 1996 года внешний долг с дюрацией менее одного года в Таиланде составлял около 120% от резервов в иностранной валюте, а в Южной Корее и Индонезии - около 200%.

      Опыт развития валютно-финансовых кризисов в странах Центральной и Латинской Америки, а также в азиатских странах свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев кризису предшествовал интенсивный приток иностранного капитала. Высокая доля иностранного капитала в финансировании инвестиций создает высокий риск возникновения кризиса в случае его оттока из страны.

      Отток иностранного капитала дестабилизирует национальную валютную систему и подрывает национальный рынок ценных бумаг.

      При анализе состояния финансовой системы "азиатских тигров" необходимо выделить целый ряд особенностей: общую неразвитость финансовой системы, а в институциональном плане - ее особенный упор на банковский сектор. В большинстве этих стран практически отсутствуют такие элементы обеспечения устойчивости финансовой системы как национальное страхование депозитов, централизованное выделение "проблемных" финансовых учреждений и надзор за ними и т.п. Сравнительно небольшую роль играют так называемые устойчивые консервативные инвесторы (национальные), прежде всего негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.

      Нестабильности системы способствовали и распространенные в новых индустриальных странах  многочисленные барьеры, ограничивавшие доступ иностранного капитала к прямому контролю над местными фирмами; в таких условиях большая часть вложений иностранных инвесторов носила портфельный характер.

      Вместе с тем, недостаточное развитие рыночных отношений, многочисленные проявления административного произвола в банковской сфере еще более ослабляли устойчивость финансовой системы.

      Медленное развитие рынков ценных бумаг приводило к тому, что частные капиталы притекали в "страны-тигры" как правило в форме не прямых инвестиций, а займов, предоставляемых местным банкам (особенно наглядно эту закономерность можно было проследить в Таиланде и Индонезии). В результате иностранные инвесторы по существу полностью делегировали местным финансовым посредникам ответственность за выбор конечных заемщиков и их контроль. Между тем, компетентность банковского менеджмента оказалась ограниченной, банковский надзор в рассматриваемых странах - слабый.

      Таким образом, преобладание в финансовых системах новых индустриальных стран Азии банковского кредитования, отражавшее неразвитость рынков ценных бумаг и практическое отсутствие рынков частных облигаций, стало важнейшим фактором, увеличивающим нестабильность финансовой системы.

      Уязвимость экономики стран-"тигров" усиливалась также недостаточной "прозрачностью" их финансовых рынков, а также широким распространением нерыночных методов ведения хозяйственных операций: речь идет о "неформальных деловых отношениях", непотизме и коррупции.

      Другой проблемой, связанной с функционированием рынка облигаций в развивающихся странах, оказывается оценка рейтингов кредитоспособности. В большинстве стран Восточной Азии в настоящее время существуют рейтинговые агентства. Однако их эффективность в предоставлении своевременной и точной информации, как правило, недостаточно высока. Тем самым еще более сужались возможности использования антикризисного инструментария (целенаправленная денежно-кредитная или валютная политика, санация банковской системы и др.).

      Немаловажным фактором, который ограничивает возможности маневра правительства в условиях кризиса, является его зависимость от мощных финансово-промышленных группировок, поскольку принятие решительных стабилизационных мер грозит лоббистским группам значительными потерями. Именно такая ситуация свойственна для авторитарных и полуавторитарных режимов "азиатских тигров".


2.2. Сингапур – один из «азиатских тигров»

2.2.1.Финансовый кризис 2003 года. ВТО об экономике Сингапура


      Сингапур - наиболее развитое в экономическом отношении государство Юго-Восточной Азии. Вместе с Тайванем, Гонконгом и Республикой Корея он занимает прочные позиции в ряду “новых индустриальных стран” (НИС).

Сингапур - крупный региональный и международный центр торговли, финансов, маркетинга, услуг и разработок новейших технологий, важнейший транспортный и коммуникационный узел ЮВА (см. Приложение 2).

      Также в 2003 году экономика Сингапура оказалась в кризисном состоянии из-за продолжающегося сокращения общемирового спроса на электронику. В конце августа Economist Intelligence Unit изменил свой прогноз роста сингапурского ВВП со скромных 0,5% до отрицательных -1,2%. Спад (а во втором квартале 2003 года экономика города-государства сократилась на 10,7%) был вызван самым сильным с 1985 года сокращением экспорта. Например, в июле поставки электроники на рынок США (одного из важнейших торговых партнеров Сингапура) сократились на 26%. Для Сингапура, 60% валютных поступлений которого обеспечивает экспорт электроники, это оказалось настоящей катастрофой.

      В первую очередь от спада пострадал промышленный сектор, ориентированный преимущественно на потребителей в США, Тайване и Японии, но рост безработицы и снижение реальных доходов населения оказывают негативное воздействие и на сектор услуг, на который сейчас приходится три четверти ВВП страны. Снижение деловой активности в Юго-Восточной Азии в целом уменьшает привлекательность Сингапура как регионального центра финансовых и транспортных услуг.

      Правительство страны приняло ряд мер, аналогичных принятым в кризисные 1997-2001 годы, которые улучшили положение сингапурских компаний. Совокупное налоговое бремя было снижено на 1,2 млрд долларов, а правительство профинансировало ряд инфраструктурных проектов и переобучение рабочих. Однако из-за чрезмерной зависимости экономики Сингапура от внешней конъюнктуры (экспорт составляет 178% ВВП страны) эти меры, как считают многие эксперты, не оказали должного воздействия на экономическую ситуацию. 

      До 2003 года в стране сохранялся достаточно высокий уровень стабильности. Но рост валового внутреннего продукта Сингапура в первом квартале 2003 года снизился на 11 процентов по сравнению с 10-процентным ростом в последнем квартале 2002 года, сообщает Bloomberg. [4]

      Ведущий экономист министерства торговли промышленности этого островного государства Тан Кон Ям заявил, что во втором квартале 2003 года был зафиксирован отрицательный рост, что может втянуть экономику Сингапура в "техническую рецессию".

      Сводный индекс, учитывающий основные экономические показатели и предсказывающий деловую активность на три квартала вперед, снизился по сравнению с четвертым кварталом 2002 года на 1,6 процента.

      Именно послужило тревожным сигналом для остальных стран Азиатского региона, чья экономика во многом зависит от объемов экспорта в США. Так, уровень безработицы в сентябре поднялся до 4,5 %.  Тем временем в сентябре наблюдалось снижение объема ВВП на 1,5 %. Это произошло впервые за много лет. Все это во многом связано с общемировым финансовым кризисом и крайне нестабильной ситуации в других странах Юго-Восточной Азии.

2.2.2. Экономика Сингапура сегодня

      Необходимость форсированного экономического развития требовала создания политической стабильности и благоприятного инвестиционного климата как главных условий привлечения национального частного и особенно – иностранного капитала, которому в экономических планах правительства Сингапура отводилась важнейшая роль. В настоящее время Сингапур занимает лидирующие позиции по различным индексам, характеризующим благоприятность страны для иностранных капиталовложений. Так, он занимает последнее место по индексу непрозрачности, что прямо отражается на получении страной прямых иностранных инвестиций. Сингапур – второе наиболее прибыльное место для инвесторов в мире, после Швейцарии, и наименее коррумпированная страна в мире. Согласно данным Палаты международных торгов Сингапура, по объему инвестиций в экономику страны за последние 8 лет Сингапур входит в первую десятку стран мирового сообщества.

В 2003 году Сингапур привлек прямых иностранных инвестиций на 202 млрд. долл., эта сумма увеличилась за 4 года в 20 раз. Портфельные инвестиции составили более 6 млрд. долл.

Основными провайдерами ПИИ являются США (особенно в производственный сектор) (18%), Нидерланды (16,7%), Япония (14%), Швейцария (7,4%), Великобритания (7%), Каймановы острова (4%), Германия (3%), Гонконг (2,89%), Малайзия (2,8%). Большая часть инвестиций поступает в сектор финансовых и страховых услуг (37%) и в обрабатывающую промышленность (36%).

В последние годы из реципиента Сингапур превратился в активного инвестиционного донора.  Сингапур занимает 4-е место в мире по объему торговли иностранной валютой, 5-е место – по операциям с деривативами и 9-е место – по размерам кредитования за границей. Здесь находятся филиалы 70 из 100 крупнейших банков мира. Характерно, что большинство банков и других предприятий в Сингапуре являются иностранными. Совокупные активы рынка азиатских долларов в 2003 году составили 509 млрд. долл. (рост – почти 5% в год, за 15 лет активы увеличились в 3 раза).

В 2003 году рост ВВП составил 3,8%, прогноз на 2006 год – 4,9%. В Сингапуре находятся отделения свыше 3,5 тыс. ведущих компаний мира, более 120 ТНК имеют здесь свои региональные представительства. Рабочий рынок страны насчитывает 612 тыс. иностранцев. Их доля выросла с 16 до 29% за 1990-2002 годы. Внешнеторговое сальдо страны положительно: импорт составил 113 млрд. долл., экспорт – 127 млрд. долл. Рост внешней торговли в 2003 году составил 9,6% (474 млрд. долл.).

Основными партнерами по экспорту Сингапура являются: Малайзия (15,8%), США (13,3%), ЕС (13,3%), Гонконг, (10,0%), Китай (7,0%), Япония (6,7%), Тайвань (4,8%), Таиланд (4,3%), Южная Корея (4,2%), Австралия (3,2%). Партнеры по импорту: Малайзия (16,8%), США (13,9%), ЕС (12,5%), Япония (12,0%), Китай (8,7%), Тайвань (5,1%), Таиланд (4,3%), Южная Корея (3,9%), Саудовская Аравия (3,1%), Гонконг, (2,4%).[5]  Сингапур особенно выделяется как центр электротехнической и электронной промышленности. Вместе с тем Сингапур – самый крупный центр судостроения и судоремонта на всем пути от берегов Японии до портов Западной Европы. С конца 60-х годов Сингапур стал центром деятельности многочисленных иностранных компаний, ведущих поиски нефти на континентальном шельфе ЮВА и морях Индонезийского архипелага. В Сингапуре размещаются конторы и склады этих компаний.


Глава 3. Экономика стран Латинской Америки

3.1. Особенности экономического развития стран Латинской Америки

В настоящее  время внимание мирового сообщества привлечено бурным развитием "новых индустриальных стран" Азии, Африки  и  Латинской Америки. 

Несмотря на значительный разрыв в уровне социально-экономического развития от стран Азии и Африки, латиноамериканские государства имеют с ними ряд общих черт.

 Во-первых, для абсолютного большинства из них характерен низкий уровень развития производительных сил.  И хотя  современная  эпоха  характеризуется распространением научно-технической  революции, но  в  таких  странах, как  Гаити,  Гватемала, Сальвадор, Боливия, Эквадор, её влияние совсем не ощущается.

 Промышленный переворот проходит в этих странах очень  медленно. Большая часть населения сконцентрирована в деревне и занята примитивным ручным трудом.

 Во-вторых, широко распространены, прежде всего, в сельском хозяйстве, докапиталистические  отношения. Не только уже в названых странах, но и в таких,  как Мексика и Бразилия,

где капитализм  в  последние два десятилетия развивается очень интенсивно, в деревне распространены полуфеодальные отношения.

 В-третьих, основные отрасли  стран   латиноамериканского региона  находятся под сильным контролем со стороны иностранного капитала. Ведь в Латинской Америке сосредоточено: - около 20 %  общих запасов руд цветных металлов;

 - более 80 %  ниобия;

 - более 40 %  бериллия, меди и серебра;

       - более 30 %  сурьмы  и графита;

 - более 20 %  железных руд, бокситов, олова и серы от                           общемировых запасов.[6]

      Однако не  все  латиноамериканские страны прошедшие два десятилетия характеризовались заметным  прогрессом. Не  смотря на общность исторических судеб, схожесть социально-экономических условий развития стран региона, между ними существуют значительные различия.  За исключением Кубы, строящей социализм. Никарагуа, осуществляющей глубокие прогрессивные  преобразования, все латиноамериканские страны развиваются по капиталистическому пути. Из них три страны - Бразилия, Мексика и Аргентина - значительно  превзошли  другие  страны  по уровню развития промышленности, по зрелости капиталистических  отношений. Прогрессивные  изменения  в  отраслевой  структуре экономики этих стран способствовали еще большему упрочению их позиций в  региональном промышленном производстве.

3.2. Мексика  –  страна–лидер региона

3.2.1. Экономическая история Мексики

      Будучи в течение 300 лет испанской колонией, Мексика являлась для Испании дешевым источником сырья и рынком сбыта товаров. Экономика базировалась в основном на выращивании кукурузы, бобовых, чилийского красного перца и разведении крупного рогатого скота для внутреннего потребления, на добыче серебра и другого минерального сырья, а также выращивании табака на экспорт. В конце 19 в. диктатор Порфирио Диас (правил в 1876-1910) использовал расточительные финансовые стимулы, чтобы привлечь иностранных инвесторов, которые приступили к освоению месторождений нефти Мексики и построили железные дороги, шоссе, портовые сооружения, телеграфные линии и системы линий электропередач. Это вызвало бурное экономическое развитие и рост среднего класса, который возмущался предоставлением иностранцам более благоприятных условий. Движение за возвращение земли крестьянам и против экономического господства иностранцев привело к вспышке революции 1910, которая свергла Диаса. Новое правительство предприняло активные действия по "мексиканизации" экономики. Во время Второй мировой войны правительство приступило к созданию отечественной промышленности для замены импорта (ICI).[7] Такая политика правительства вызвала "экономическое чудо", которое проявилось в высоких темпах экономического роста.

Ситуация в экономике Мексики в начале 1970-х годов стала улучшаться благодаря открытию "Петролеос мехиканос" ("Пемекс"), государственной нефтяной компанией, крупных нефтяных месторождений в Табаско, Чьяпас и в заливе Кампече, однако вскоре оказалась неспособной обслуживать огромный внешний долг, когда цены на нефть начали падать в период экономического спада 1981-1982. Экстренные займы, предоставленные США и международными финансовыми организациями, сопровождавшиеся резким обесцениванием песо и политикой строгой экономии, спасли страну от банкротства.       Убедившись, что проведение политики поощрения отечественного производства с целью замещения импорта будет сдерживать развитие страны, президент Мигель де ла Мадрид Уртадо (1982-1988) приступил к реформе, направленной на устранение протекционистских барьеров.  В 1988 заключение соглашения о свободной торговле между США и Канадой побудило Салинаса выработать аналогичное соглашение, которое бы включило Мексику. Переговоры, длившиеся более года, привели к созданию Северо-Американского соглашения о свободной торговле. НАФТА вступило в действие с 1 января 1994.  Еще до вступления в должность 1 декабря 1994 будущий президент Эрнесто Седильо Понсе де Леон обещал "обеспечить защиту" мелкого бизнеса, компаний средних размеров и крестьян, которые не могли конкурировать с более эффективно работающими корпорациями США и


Канады. Еще до того, как новый президент приступил к исполнению своих обещаний, он столкнулся с ситуацией экономического спада. Раздутый торговый дефицит, огромный внешний долг и увеличение денежной массы привели к обесцениванию песо. В конце декабря 1994 Седильо обнародовал планы по ограничению роста зарплат, урезанию государственных расходов и расширению участия частного капитала в экономике Мексики. Период оздоровления мексиканской экономики продолжался недолго, и вскоре цены на нефть начали падать. Дефицит в поступлениях вынудил министра финансов урезать государственные расходы трижды в течение года и существенно сократить бюджет 2001.


3.2.2. Экономическая ситуация в стране сегодня

      В экономическом отношении Мексика – одна из наиболее крупных и развитых стран Латинской Америки. По добыче нефти страна занимает одно из первых мест в мире. Долгое время нефть составляла около 80% всего экспорта страны. Ведущими отраслями промышленности традиционно считаются – нефтяная, горнодобывающая, текстильная и строительная. Наряду с Бразилией и Аргентиной, Мексика образует «большую тройку» латиноамериканских индустриальных лидеров. Начиная с 2002 года, когда была разработана и, утверждена Программа экономического развития страны на 2003-2006г г., состояние экономики Мексики характеризовалось значительным увеличением темпов ее развития.

      Внешней торговле в Мексике  всегда  придавалось  большое значение.  Она  является одним из главных источников получения иностранной валюты,  на   которую  приобретается  оборудование, необходимое для развития промышленности, и сырье.

      Промышленность Мексики  в  1980  -  1981гг.  развивалась высокими  темпам.  Быстро  росли добыча нефти,  производство в отраслях нефтехимического комплекса,  цементной промышленности и машиностроения.

Мексика первой        в        капиталистическом       мире национализировала нефтяную промышленность,  экспроприировав   в 1938 г.  имущество 17 иностранных компаний. Оно было передано в руки государственной организации  “  Петролес  мехиканос  “   ( Пемекс  ).  “  Пемекс  “   является  стержнем  государственного сектора  экономики,   а   нефтяная    и   нефтеперерабатывающая промышленность  превратилась  в   важнейшую  отрасль экономики, доходы  от   которой  идут   на   развитие    других   отраслей, инфраструктуры и сельского хозяйства.

      Характерной особенностью   внешнеторгового    оборота  на протяжении длительного времени являлось хроническое превышения импорта над экспортом. Структура импорта  свидетельствует  о  том,  что   страна         покупает   в  основном   машинное    оборудование,   сырье   для          промышленности,     в    отдельные    годы    продовольствие   и          потребительские   товары.  Помими  США   крупными    импортероми мексиканской продукции являются Испания, Япония, ФРГ, Бразилия и другие.

В 1980г.  экспорт увеличился до 15.3 миллиардов доллоров и из них 10 миллиардов приходится на нефть.

      В целом в 2003 г. все макроэкономические показатели характеризовались высоким динамизмом. Однако к концу года отмечалось некоторое снижение темпов экономического роста, вызванное в основном политическими причинами, а также замедлением экономического развития США, зависимость Мексики, от которых очень велика. Мексика завершила 2003 г. с инфляцией в 7,6%. Необходимо отметить, что прошедшее шестилетие было первым в истории страны за последние 30 лет, в течение которого отмечалось постоянное снижение роста цен на товары и услуги. Правительством страны в последние годы большое внимание уделялось проблеме внешнего долга. Внешний долг в 2003 г. составил 162,7 млрд. долл. (в 1995 г. – 165,5 млрд. долл.). В 2003 г. Мексика четко придерживалась прежней позиции – в срок, а по возможности досрочно, погашать свои международные обязательства. Реализация Мексикой такой политики заслужила одобрение со стороны международных финансовых организаций, а также утвердила общественное мнение о стране, как о надежном, платежеспособном партнере. Выплаты внешнего долга в 2003 г. составили 50,8 млрд. долл. Динамичное развитие внешней торговли является решающим фактором экономического роста страны. Мексика активно продолжает проводить политику, направленную на укрепление авторитета страны на международной арене, создание благоприятных условий для развития внешнеэкономических связей. Начатая в стране с конца 80 гг. кампания по либерализации экономики и торговли продолжала реализовываться правительством и в 2002 годы. Основным направлением развития внешнеэкономических связей оставалась практика заключения соглашений о свободной торговле с различными странами и регионами. В 2002 г. завершились переговоры и были подписаны соглашения с ЕС (март), Израилем (март), странами «Сев. треугольника» (Гватемалой, Гондурасом и Сальвадором) (июнь), а также Европейской ассоциацией свободной торговли (Швейцарией, Норвегией, Исландией и Лихтенштейном) (нояб.). Таким образом, сейчас Мексика имеет подобные соглашения с 28 странами мира. Тем не менее, в последнее время все чаще звучат нарекания в адрес правительства по поводу чрезмерного количества заключаемых соглашений о свободной торговле.

Так 2004 г. характеризовался стабильным ростом внешнеторгового оборота. За год экспорт страны увеличился на 20,4% и составил 166,4 млрд. долл. На динамику экспорта значительное влияние оказало увеличение мировых цен на нефть, стоимость экспорта которой возросла в этот период на 65%. Импорт увеличился на 22,9% и достиг уровня 174,4 млрд. долл. Однако, несмотря на значительный рост товарооборота, правительство выражало беспокойство по поводу увеличения в 2004 г. дефицита торгового баланса. Так в 2004 г. он составил 8,022 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 2001 г. на 43,7%. Этот показатель является самым высоким за последние 6 лет и превышает планируемый уровень на 2 млрд. долл. В предыдущие годы дефицит варьировался в пределах от 5 до 7 млрд. долл.[8] 

Начиная с 2002 г. правительством был принят ряд программ в поддержку предприятий-экспортеров, в первую очередь, мелких и средних. Несмотря на увеличение количества фирм-экспортеров почти на 1,5 тыс., более 60% операций по экспорту по-прежнему концентрируются в руках 300 крупнейших компаний. Необходимо уделять первостепенное значение и оказывать всестороннюю поддержку именно малому и среднему бизнесу страны. В 2004 г. основными торговыми партнерами Мексики оставались США и Канада, страны Латинской Америки и Европейского Союза.

С точки зрения торговли наиболее важными для Мексики являются связи с Германией, на которую приходится 35% всего торгового оборота страны с ЕС. Значительно отстают Испания (12,5%), Франция (11,5%), Италия (11,4%) и Великобритания (11%). Из других западноевропейских государств выделяется Швейцария (80% оборота среди стран-не членов ЕС).

      Экономическая активность в Мексике увеличилась в декабре на 4.4% по сравнению с прошлым годом, что указывает на значительный рост в течение всего года, вызванный большим спросом на мексиканские товары со стороны США и покупательским бумом внутри страны. В 2006 году суммарные иностранные инвестиции в экономику Мексики составили $16.6 млрд, что на 46% больше, чем в предыдущем, относительно неуспешном, 2003 году.[9]

       Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, международном разделении труда и в интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. Однако основными из них являются следующие: уровень и динамика движения национальной экономики, степень ее открытости и вовлеченности в международное разделение труда, прогрессивность и развитость внешнеэкономических связей, умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом направлении. Мексика является одной из сверхиндустриальных стран Латинской Америки. Добыча полезных ископаемых всегда играла значительную роль в истории мексиканской экономики. Издавна в стране ведется добыча серебра, да и сейчас Мексика остается мировым лидером в этой отрасли. С открытием месторождений золота, цинка, свинца, кадмия, ртути, магния, добыча серебра уже уходит на второй план. В начале 20 в. были обнаружены залежи железной руды.

Начиная с 1970-х годов добыча нефти выходит на первый план в мексиканской экономике. Основой мексиканской экономики является нефтяная промышленность. По добыче нефти страна занимает одно из первых мест в мире. Долгое время нефть составляла около 80% процентов всего экспорта страны. Ежегодно компания «Petroleos Mexicanos (Pemex)», самая большая нефтедобывающая компания Латинской Америки, поставляет на рынок несколько сотен миллиардов баррелей нефти ежегодно. Создана система трубопроводов для транспортировки нефти и газа в США. Являясь крупным поставщиком нефти, Мексика играет, несомненно, важную роль на нефтяном рынке. Машиностроительный сектор специализируется на производстве автомобилей и грузовиков. Предприятия текстильная промышленности расположены во многих мексиканских городах, но наиболее крупные – в Пуэбло и Гвадалахаре, и более новые в Сьюдад-Хуарес и Торреоне. Программа развития промышленности в приграничных районах Мексики привела к созданию высокотехничных производств электронных компонентов для компьютеров и телевидения в городах Тихуана и Сьюдад-Хуарес.       Сельское хозяйство остается наиболее узким местом в экономике Мексики. Однако производство кофе и сахарного тростника таково, что удовлетворяется внутренний спрос и есть возможность экспортировать излишки. Следует так же отметить, что Мексика является одним из ведущих производителей ванили в мире.       В сфере услуг, безусловно, лидирует туризм. По приносимым доходам он занимает второе место после торговли нефтью и газом. Туристы посещают в основном район Мехико и полуостров Юкатан, где в древности находились государства майя и ацтеков. Пользуются популярностью и пляжи Мексиканского залива и тихоокеанского побережья. Правительство вложило значительные средства в развитие туристической инфраструктуры в этом районе. Всемирно известными курортами с 1960-х годов стали Акапулько, Пуэрто-Вальярта, Масатлан, Косумель. Основной поток туристов составляют американцы. В 1997 г. туризм принес стране 164 млн. дол. США.[10] Сложный рельеф страны, климатические условия и развивающийся характер экономики длительное время препятствовали Мексике в создании единой транспортной инфраструктуры. Однако, Мексика одной из первых стран Латинской Америки стала строить железные дороги, в наши дни вся железнодорожная сеть находится в руках государства. Таким образом, Мексика оказывает определенное влияние на международное разделение труда и на интеграционные процессы в международных экономических отношениях, поскольку в течение значительного периода времени, по существу, была активной участницей международных отношений.


 

Заключение

       Новые индустриальные страны - особая группа стран и территорий, которая образовалась в результате распада мировой колониальной системы. К ним относятся: Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Бразилия, Мексика, Аргентина. К некоторым из них применяют термин “территория”: например, Тайвань – часть Китая, незаконно отторгнутая от него гоминдановским режимом; Гонконг до 1997 г. сохранял  статус британской колонии.

      Сильная дифференциация наблюдается в самой группе НИС: латиноамериканские НИС (исключая Бразилию) обладают более мощным экономическим потенциалом по сравнению с НИС Азии.

      В 80-е годы ощутимо возросло влияние НИС на динамику, структуру, географическое направление мировой торговли, а также на экспортно-импортные операции с отдельными капиталистическими государствами. НИС становятся ощутимым фактором, воздействующими на состояние внутренней экономики ведущих капиталистических стран.

      Несмотря на значительный разрыв в уровне социально-экономического развития от стран Азии и Африки, латиноамериканские государства имеют с ними ряд общих черт.

 Во-первых, для абсолютного большинства из них характерен низкий уровень развития производительных сил.  И хотя  современная  эпоха  характеризуется распространением научно-технической  революции, но  в  таких  странах, как  Гаити,  Гватемала, Сальвадор, Боливия, Эквадор, её влияние совсем не ощущается.

 Промышленный переворот проходит в этих странах очень  медленно. Большая часть населения сконцентрирована в деревне и занята примитивным ручным трудом.

Во-вторых, широко распространены, прежде всего, в сельском хозяйстве, докапиталистические  отношения. Не только уже в названых странах, но и в таких,  как Мексика и Бразилия, где капитализм  в  последние два десятилетия развивается очень интенсивно, в деревне распространены полуфеодальные отношения.

 В- третьих, основные отрасли  стран   латиноамериканского региона  находятся под сильным контролем со стороны иностранного капитала.

Что же касается «азиатского тигра» Сингапура, то в настоящее время он занимает лидирующие позиции по различным индексам, характеризующим благоприятность страны для иностранных капиталовложений. Так, он занимает последнее место по индексу непрозрачности, что прямо отражается на получении страной прямых иностранных инвестиций. Сингапур – второе наиболее прибыльное место для инвесторов в мире, после Швейцарии, и наименее коррумпированная страна в мире. Согласно данным Палаты международных торгов Сингапура, по объему инвестиций в экономику страны за последние 8 лет Сингапур входит в первую десятку стран мирового сообщества.

      Сингапур занимает 4-е место в мире по объему торговли иностранной валютой, 5-е место – по операциям с деривативами и 9-е место – по размерам кредитования за границей. Здесь находятся филиалы 70 из 100 крупнейших банков мира. Характерно, что большинство банков и других предприятий в Сингапуре являются иностранными. В 2003 году рост ВВП составил 3,8%, в 2006 году – 4,9%.В Сингапуре находятся отделения свыше 3,5 тыс. ведущих компаний мира, более 120 ТНК имеют здесь свои региональные представительства.

  Сингапур особенно выделяется как центр электротехнической и электронной промышленности. Вместе с тем Сингапур – самый крупный центр судостроения и судоремонта на всем пути от берегов Японии до портов Западной Европы.

      Мексика, страна-лидер в своем регионе, по-прежнему не изменила приоритетов в экономике: это один из крупнейших мировых поставщиков нефти. Долгое время нефть составляла около 80% всего экспорта страны. Ведущими отраслями промышленности считаются – нефтяная, горнодобывающая, текстильная и строительная.       Наряду с Бразилией и Аргентиной, Мексика образует «большую тройку» латиноамериканских индустриальных лидеров.

      Мексика активно продолжает проводить политику, направленную на укрепление авторитета страны на международной арене, создание благоприятных условий для развития внешнеэкономических связей. Основными торговыми партнерами страны остаются США и Канада, страны Латинской Америки и Европейского Союза.

      Таким образом, опыт новых индустриальных стран показывает, что в условиях несовершенства рыночных механизмов двигаться нужно по крайней мере в двух направлениях: снижать издержки выхода предприятий на новые рынки и уменьшать прямые риски новых проектов.

      Для выработки механизмов такой поддержки можно использовать успешный опыт новых индустриальных стран, которым удалось серьезно продвинуться в развитии инновационной активности и повышении конкурентоспособности национальных экономик, несмотря на не очень благоприятный экономический климат, сопротивление традиционных институтов и недостаток ресурсов.

Список литературы

1. Лаврова С.Б., Каледина Н.В.  Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны, М. 2004

2. Поляков Г.Б., Маркова А.Н.  История мировой экономики, М. 2003

3. Родионова И.А. Промышленность мира: территориальные сдвиги во второй половине XX века, М. 2004 

4. Вагнадзе Г.Н. Азия и Россия: экономические связи в 2002 году // Ежегодный справочник 2003

5. Гребенщиков Э. Сингапур: марафон без финиша //Человек и труд   №1, 2004

6. Губанов С. Глубинные проблемы инвестиционных процессов // Вопросы экономики №8, 2003

7. Гуревич Э.М. Интеграция по-сингапурски //Азия и Африка 2003

8. Гуревич Э.М. Сингапур: идеология успеха //Юго-Восточная Азия: идеология и религия, М.: Институт востоковедения РАН, 2003

9.  Литвинов П.И. Юго-восточный кризис // Эксперт, 17 сентября 2003

10. Лихачев Д.Г. Экономика Мексики // МЭиМО №7, 2005

11. Осипова М. Сингапур в интерсетях финансовых рынков //Азия и Африка сегодня №6, 2004

 12. Штерн М.Н. Экономика Сингапура страдает от падения спроса на                    электронику // Деловая пресса № 39, 18 сентября 2003

13. Яковлев А., Гончар К. Положительный опыт НИС // Ведомости № 185                      (1225) от 11 октября 2006

14. Факультет международного бизнеса ОмГУ  Страноведческий каталог

«Econrus»   http://catalog.fmb.ru/singapore8.shtml 

15. Сайт министерства труда и промышленности Сингапура  http://www.mti.gov.sg.

       Приложения

                                                                                                   Приложение 1

Темпы роста ВВП ( % )

Темпы роста ВВП %

1994

1995

1996

1997

2000

2001

2002*

2003*

Респ. Корея

8,3

8,9

6,8

5,0

-6,7

10,7

7,5

6,0

Сингапур

11,2

8,4

7,5

8,0

1,5

5,4

5,9

6,2

Тайвань (Китай)

7,1

6,4

6,1

6,7

4,6

5,7

6,3

6,2

Малайзия

9,2

9,8

10,0

7,5

-7,5

5,4

6,0

6,1

Таиланд

9,0

8,9

5,9

-1,8

-10,4

4,1

4,5

4,6





                                                                                                   Приложение 2


Торговля услугами


Страны

Экспорт

Млрд    $

%    от экспорта(импорта) услуг

Изменение в % к прошлому году

2002

1990-2002

2000

2001

2002

1

2

3

4

5

6

Латинская Америка

60

7

7

0

12

Мексика

13

6

6

-3

15

Азия

304

9

-13

4

13

Китай(с Гонконгом)

30

18

-3

-1

25

Гонконг

43

9

-6

4

14

Индонезия, Р. Корея, Малайзия, Таиланд, Филиппины

66

10

-22

0

7

Импорт

1

2

3

4

5

6

Латинская Америка

72

8

4

-5

13

Мексика

16

5

7

10

18

Азия

359

7

-11

5

7

Китай (с Гонконгом)

35

24

-5

16

14

Гонконг

24

8

1

-1

3

Индонезия, Р. Корея, Малайзия, Таиланд, Филиппины


85


11


-25


4


15

                               

  Приложение 3

Макроэкономические показатели




Таиланд

Малайзия

Филиппины

Индонезия

Сингапур

Тайвань

Гонконг

Южн. Корея

Текущий курс валюты к доллару (4)

Внешний долг (5)

Валютные резервы (6)

Экспорт в % от ВНП(7)

Бюджетный дефицит(8)

Сбережения (9)

Инвестиции (10)

)

47,8

(25,91)

51,5

6,3

31,2

2,4

35,9

42,8

83,9

3,84

(2,49)

41,4

4,1

80,7

-0,5

41,7

43,0

97,0

40,12

(26,35)

59,9

4,7

24,3

-0,2

37,0

36,1

102,5

9075

(2399)

59,9

4,7

24,3

-0,2

37,0

36,1

102,5

1,66

(1,41)

8,8

6,8

132,2

7,5

50,6

31,5

160,6

32,97

(27,51)

11,0

10,4

42,6

-6,2

25,4

21,4

118,7

7,74

(7,75)

20,8

3,1

114,5

1,2

33,7

32,6

103,4

1570

(867,8)

30,2

2,6

27,4

-0,5

36,1

36,2

99,7

ВВП на душу населения (11)

Население (12)

Уровень грамотности

Продолжительность жизни (13)

7 104

60,8

93,5

69,5

8 865

21,2

83

71,2

2 681

73,3

94,4

67

3 740

200,0

83,2

63,5

20 987

3,1

77

91

20 987

21,6

95

74,6

22 310

6,4

92

79

10 656

45,9

97,9

71,5

Характеристики социально-экономического развития стран Юго-Восточной Азии

Примечания: (1) темпы роста ВВП, Китай - изменение ВНП, (2) в % ВВП, кроме Китая - в % ВНП, (3) в % от активного населения, (7) оценка за 2003 год, кроме Японии и Китая - за 2006 год, (8,9,10) 2003год, в % от ВВП, (11) в паритетных долларах 1994 г., (12) за 204 год, в млн., (13) за 2006 год.






 


 






[1] Поляков Г.Б., Маркова А.Н.  История мировой экономики, М. 2003 – с. 94

[2] Поляков Г.Б., Маркова А.Н.  История мировой экономики, М. 2003 – с. 114

[3] Яковлев А., Гончар К. Положительный опыт НИС // Ведомости № 185  (1225) от 11 октября 2006 – с. 9


[4] Литвинов П.И. Юго-восточный кризис // Эксперт, 17 сентября 2003 – с. 27

[5] Факультет международного бизнеса ОмГУ  Страноведческий каталог «Econrus»   http://catalog.fmb.ru/singapore8.shtml   


[6] Лихачев Д.Г. Экономика Мексики // МЭиМО №7, 2005  - с. 42

[7]Вагнадзе Г.Н. Азия и Россия: экономические связи в 2002 году // Ежегодный справочник 2003 – с. 71

[8] Губанов С. Глубинные проблемы инвестиционных процессов // Вопросы экономики №8, 2003 – с. 21

[9]Факультет международного бизнеса ОмГУ  Страноведческий каталог «Econrus»   http://catalog.fmb.ru/singapore8.shtml  

 

[10] Родионова И.А. Промышленность мира: территориальные сдвиги во второй половине XX века, М. 2004  - с. 63