ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Контрольная работа

по дисциплине «маркетинг»

на тему

«Программа маркетинга в системе бизнес - планирования»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Ковров

2005

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…….3

1.     Значение и содержание бизнес – плана на предприятии……………..4

2.     Связь бизнес – плана с программой маркетинга в хозяйственной деятельности предприятия………………………………………….....10

Заключение…………………………………………………………………….13

Список, используемой литературы…………………………………………..15

Введение

Любое коммерческое мероприятие принято начинать с составления бизнес – плана. Такие планы нужны всем: банкам и спонсорам, у которых предприниматель собирается брать кредиты для понимания своего дела; сотрудникам уже действующей фирмы для понимания целей, задач и перспектив развития предприятия; самому предпринимателю, для того чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их на целесообразность и реалистичность.

Начиная новый бизнес или реконструируя действующее предприятие, главный вопрос, который интересует предпринимателя, это потребности рынка. Сами же потребности со временем изменяются, трансформируются требования к качеству и функциональным возможностям товаров. Такое динамическое положение на рынке необходимо учитывать при разработке нового товара, организации и финансировании его производства. Проще говоря, перед началом каждого нового периода совершенствования производства, расширения видов деятельности и номенклатуры товаров необходимо ответить на вопрос: стоит ли вкладывать деньги и затрачивать усилия на конкретную деятельность? Инструментом решения этой проблемы служит бизнес – план. Его разработка позволяет согласовывать возможности предприятия с потребностями рынка на определенный период.

Изучение бизнес – плана в условиях рынка опирается на знание основных функциональных дисциплин управления предприятием: маркетинговой, производственной, коммерческой, финансовой. Главное отличие содержание данного курса состоит в разработке комплексного плана действий, обеспечивающих достижение установленных с помощью маркетинговых исследований и стратегического анализа целей. При этом все запланированные мероприятия сбалансированы с финансовыми, временными и кадровыми ресурсами. План представляет деятельность в будущем, и поэтому предприниматель анализирует проблемы и сопровождающие их риски, с которыми придется столкнуться в последующие периоды. Определение способов и методов управления рисками удорожает проект, но вместе с тем увеличивает вероятность его реализации в запланированные сроки и с намеченными затратами. 

 

Значение и  содержание бизнес – плана на предприятии

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят ближнюю и дальнюю перспективы своего развития. Начало деятельности предприятия предваряет важный документ – предпринимательский бизнес - план. [6] Бизнес – план  - это аналитический документ для планирования предпринимательской деятельности, в нем описываются все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализируются все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяют способы решения этих проблем. Правильно составленный бизнес – план, в конечном счете, отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно прибыть? [1]

Разработка бизнес – плана необходима для решения следующих задач:

·     четкой формулировки целей предприятия, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения;

·     разработки взаимосвязанных производственных, маркетинговых и организационных программ, обеспечивающих достижение поставленных действий;

·     определения необходимых объемов финансирования и поиска его источников;

·     выявления трудностей и проблем, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта;

·     организации системы контроля за ходом осуществления проекта;

·     подготовки развернутого обоснования, необходимого для привлечения инвесторов к финансированию проекта.

Анализ первых пяти направлений использования бизнес - плана свидетельствует о том, что он необходим предпринимателю даже в случае, если участие стороннего капитала в проекте не предполагается.

Далее необходима детальная проработка всех вопросов, связанных с конкретными мерами, которые предстоит реализовать в сфере производства, маркетинга и организационных структур управления. Это нужно и авторам проекта для оценки реальных возможностей воплощения их идей, и инвесторам, которые вряд ли рискнут своими средствами, не имея надежных гарантий осуществимости проекта.

Разработка бизнес – планов позволяет решить еще одну задачу – прогнозировать различные сценарии развития событий и выявить препятствия, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. С одной стороны, это позволяет подготовить варианты действий по их преодолению, а с другой, - убедить инвестора в том, что разработчики проекта мыслят реальными категориями и готовы к преодолению трудностей.

Выполнение всех этих требований возможно лишь при определенной структуре и логике построения бизнес – плана.[5] Его структура и содержание строго не регламентированы. Наиболее предпочтительным можно считать бизнес – план, включающий семь разделов (рис.1)

рис 1.

1 Цели и задачи

 предпринимательской сделки

 

 

 

                   2 Обобщенное резюме, основанные параметры и

показатели бизнес - плана

 

3 Характеристики продуктов, товаров, услуг,

предоставляемых предпринимателем потребителю

 

4 Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса,

объема продаж

 

 

5 План (программа) действий

и организационные меры

 

6 Ресурсное обеспечение сделки

7 Эффективность сделки

 

Раздел 1. «Цели и задачи предпринимательской сделки» - это центральный раздел бизнес – плана.

Главная цель предпринимательского бизнеса – получение прибыли. Планируя намеченную сделку, следует, прежде всего, определить, на какую сумму прибыли можно рассчитывать, и убедиться в том, что проект вообще способен принести желаемую прибыль.

При первоначальной оценке необходимо также учесть, что сумма получаемой прибыли должна быть существенно выше той, которую мог бы получить предприниматель, помещая затрачиваемые денежные средства на то же время в Сберегательный банк. Иначе просто есть смысл свести дело к этой простейшей финансовой сделке.

Наряду с главной, определяющей целью в поле зрения составителей бизнес – плана должны находиться и другие цели и задачи: социальные, повышение статуса предприятия, специальные цели и задачи; особые задачи предпринимательства, в частности благотворительность.

Раздел 2. «Обобщенное резюме, основанные параметры и показатели бизнес – плана» - это сводный раздел, в нем представлены основные идеи и содержание плана в миниатюре. Он создается и уточняется по мере проработки плана, а завершается лишь после составления бизнес – плана в целом.

В сводном разделе представлены: генеральная цель проекта (сделки); краткая характеристика предпринимательского продукта, конечного результата намеченного плана и их отличительные особенности; пути и способы достижения поставленных целей; сроки осуществления проекта (сделки); затраты, связанные с его реализацией; ожидаемая эффективность и результативность; область использования результатов.

Показатели обобщенного резюме: общие сводные показатели (объемы производства и реализации продукции и услуг, выручка, собственные и заемные средства, прибыль, рентабельность); специальные показатели (качество реализуемых товаров и услуг, их отличительные свойства, приспособленность к особым вкусам и запросам потребителя, срок окупаемости вложений, низкая степень риска, гарантированность получения планируемого результата).

Раздел 3. «Характеристики продуктов, товаров, услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю»  - в этом разделе должны быть зафиксированы: наглядные данные, позволяющие с требуемой полнотой «осязать» предпринимательский продукт или его характеристики; данные о регионах, группах населения, организациях, которые станут покупателями и потребителями товара; данные о динамики ожидаемого потребления товара по временным периодам с учетом факторов, влияющих на изменение потребностей в данном товаре; прогноз цен, по которым предполагается реализовать продукт предпринимательской  деятельности.

Раздел 4. «Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объема продаж» - непосредственное продолжение изучения потребностей и прогнозирования цен. Раздел предопределяет объемы производства и продаж товаров по временным периодам реализации предпринимательского проекта.

Исследование, анализ, оценка рынка в процессе подготовки бизнес – плана опираются, с одной стороны, на предложения, т.е. носят прогностический характер, а с другой, - на предварительную договоренность с потенциальным покупателем или с торговыми, сбытовыми организациями.

Наряду с расчетно-аналитической оценкой рынка сбыта бизнес – план должен предусматривать способы активизации рынка посредством маркетинговой и других видов деятельности.

При разработке этого раздела необходимо также учитывать наличие других предпринимателей, знать конкурентов, их возможности, способности и ценовую политику. С этой целью работа над бизнес – планом должна включать корректировку прогнозируемого объема продаж  с учетом конкуренции.

Раздел 5. «План (программа) действий и организационные меры» - содержание раздела во многом зависит от вида предпринимательской деятельности (производственная, коммерческая, финансовая). Программа предпринимательских действий обычно включает:

·        маркетинговые усилия (реклама, определения рынка сбыта, контакты с потребителем, учет его запросов);

·        осуществление производства продукции (в случае производственного предпринимательства);

·        закупку, хранение, транспортировку, реализацию товаров (в особенности применительно к коммерческому предпринимательству);

·        обслуживание покупателя в процессе продажи товара и после продажи.

Организационные меры составляют неотъемлемую часть программы действий и включают: способы управления реализацией бизнес – плана; организационные структуры управления проектом; методы координации действий исполнителей, а также меры по установлению специальных форм оплаты труда, стимулирования, подбора и подготовки кадров, учета, контроля и др.

Раздел 6. «Ресурсное обеспечение сделки» - содержит сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для осуществления предпринимательского проекта, об источниках и способах получения ресурсов.

Ресурсное обеспечение охватывает: материальные ресурсы (материалы, полуфабрикаты, сырье, энергия, здания, оборудование и др.); трудовые, финансовые (текущие денежные средства, капиталовложения, кредиты, ценные бумаги); информационные ресурсы (статистическая, научно-техническая информация).

Раздел 7. «Эффективность сделки» - это завершающий раздел бизнес – плана. В нем приводится сводная характеристика эффективности предпринимательской сделки. В числе сводных показателей эффективности к основным относятся прибыль и рентабельность сделки. Кроме того, учитывается социальная и научно-техническая эффективность (получение новых научных результатов).

Необходимо также обратить внимание на оформление бизнес – плана. Качество бумаги, печати, папки, крепления листов, т.е. его внешний вид может произвести на читающего документы определенное впечатление. Безукоризненно написанный, напечатанный без ошибок документ должен демонстрировать уверенность в успехе и вызывать доверие. [6]

 обобщенного резюме: общие сводные показатели (объемы производства и реализации продукции и услуг, о плана и их отличительные особенности; пути и способы достижения

Связь бизнес – плана с программой маркетинга в хозяйственной деятельности предприятия.

Начало работ над бизнес – планом связано с проведением маркетинговых исследований. Во-первых, необходимо оценить текущее состояние предприятия. Во-вторых, анализ внутреннего положения предприятия дополняется изучением состояния окружающей маркетинговой среды, которое должно охарактеризовать положение на рынке, оценить действие различных конъюнктурообразающих факторов и т.д.  [5] Для этого необходимо составить план маркетинга для удобства маркетингового исследования рынка.

План маркетинга детально раскрывает политику в области торговли и обслуживания, цен, рекламную стратегию, что позволяет достигнуть планируемых объемов продаж и занять соответствующее место на рынке. Выбор маркетинговый стратегии является определяющим на всех стадиях бизнеса – от появления продукции на рынке до его продажи и послепродажного обслуживания. Он состоит из:

·        генеральной маркетинговой стратегии фирмы (предприятия), которая может быть достигнута путем исследования и оценки рынка;

·        ценовой политики;

·        тактики продаж, где рассматриваются способы, которые будут применяться для продажи и доставки товара;

·        обслуживания и гарантии, если фирма собирается выпускать продукцию, требующую сервисного и гарантийного обслуживания;

·        рекламы, это необходимо для привлечения внимания к товару.[3]

Маркетинговое исследование, в результате которого происходит оценка потенциальной суммы продаж, т.е. части рынка, которую необходимо завоевать. И соответственно на максимальную сумму реализации, на которую можно рассчитывать. Также можно определить примерное количество клиентов, на которое можно рассчитывать за месяц. [1] Конечной целью любого маркетингового исследования является формирование оптимальной стратегии и тактики действий с учетом реально сложившихся и вероятных в перспективе, с одной стороны, комплекса, условий и факторов рынка, а с другой  - возможностей, потенциала и претензий фирмы – субъекта рынка. Это делается для снижения уровня неопределенности  информации и для оптимизации рыночной концепции, стратегии и тактики поведения фирмы на рынке.

Исследование рынка включает в себя комплекс маркетинговых проблемных блоков, среди которых: структура, состояние и перспективы развития рынка в целом, а также его основных составляющих: спроса, предложения и механизмов их уравновешивания, балансирования. Среди этих механизмов – товарный ассортимент, ценообразование, коммуникационная деятельность, товародвижение.

Как следует из сказанного ранее, маркетинговое исследование – это системный сбор, упорядочивание и анализ данных о различных маркетинговых проблемах, включая параметры и тенденции развития рынка, его возможные реакции на те или иные маркетинговые поступки, а также проблемы рыночного развития предприятия и управление маркетингом; это отправной пункт формирования стратегии маркетинга.

Исследования рынка интересуют, как правило, конечные потребители и другие покупатели товаров и услуг, имеющих у них предпочтения и возможности, активность и потенциал конкурирующих фирм, других субъектов инфраструктуры рынка и окружающей маркетинговой среды, включая действующие на рынке «правила игры». [2]

На основе указанных исследований выявляются потенциальные возможности, которые могут быть использованы в качестве базы для разработки стратегии развития. В результате делается окончательный выбор варианта стратегического развития.

Принятый проект содержит основную цель, которую предстоит реализовать. Исходя из этого определяются задачи и направления развития отдельных структурных подразделений и служб.

По мере осуществления запланированных мероприятий бизнес – план используется для:

организации контроля за ходом его исполнения на основе сравнения планов и фактических показателей;

внесения в него при наличии отклонений необходимых коррективов;

разработки на его основе планов дальнейшего развития предприятия.

Наличие тесной связи между подготовкой бизнес – плана и уровнем маркетинговой  деятельности на предприятии затрудняет составление бизнес – плана. Основная трудность заключается в проблемах получения необходимой первичной и вторичной маркетинговой информации, ее надежности, отсутствии опыта у предприятий в самостоятельном проведении рыночных исследований и недостаточном уровне развития индустрии маркетинговых услуг. Поэтому именно на эти работы уходят значительная часть времени. Как отмечено, решению проблемы будет способствовать организация на предприятиях постоянной службы по комплексному изучению и анализу маркетинговой среды.

 Следующая трудность связана с отсутствием навыка планирования мероприятий комплекса маркетинга.  Если в разработке производственных планов у нас накоплен значительный опыт, то этого нельзя сказать о разработке ценовой политики, планировании и организации сбыта и системы ФОССИТИС (Формирования Спроса и Стимулирование Сбыта). Еще одна сложность составления бизнес – плана связана с развитием инфляционных процессов. Проблемы здесь возникают при перспективном планировании цен,  уровня себестоимости и рентабельности, необходимых при разработке бизнес – планов. На практике данные проблемы могут решаться путем использования цен на фиксированный момент времени или же применения в расчетах твердых валют с пересчетом их на рубли по текущему курсу (что становится более распространенным в последнее время).

Однако следует надеяться, что по мере развития рыночных реформ будет расти потребность в грамотной подготовке  бизнес – планов и начнут формироваться необходимые для этого условия и накапливаться соответствующий опыт.[5]

 

Заключение.

Итак, из данной работы мы узнали, что:

1.     В условиях рыночной экономики эффективная деятельность предприятия, организации, фирмы в значительной степени зависит от разработки оптимального плана развития.

2.     Важным документом, предваряющим начало деятельности предприятия, служит предпринимательский бизнес – план. Его содержание и структура строго не регламентированы, однако имеются разделы, которое наиболее предпочтительно в него включать.

3.     В условиях рыночной экономики маркетинговая стратегия определяет деятельность предприятия по разработке, производству и сбыту продукции в соответствии со спросом на нее.

4.     Успех на рынке может быть достигнут только в том случае, если предприятия изучает рынок, спрос, вкусы и желания потребителей, выпускает товары, пользующиеся спросом, воздействует на рынок и спрос в своих интересах. Предприятия в этом случае придерживаются философии маркетинга, которая помогает разработать эффективную маркетинговую стратегию. Выделяют следующие маркетинговые философии: продуктивную, производственную, сбытовую и философию потребительского спроса.[6]

 

 

 

 

 

 

 

Список, используемой литературы.

1.     Баринов В.А. Бизнес -  планирование: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2004 – 272с.

2.     Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. – М.: ИКФ Омега – Л, 2002 – 565с.

3.     Бизнес – план. Методические материалы. Под ред.Колесниковой Н.А., Миронова А.Д. – М.: Финансы и статистика, 2002 – 256с.

4.     Бизнес – планирование: Учебник/ Под ред. Попова В.М. и Ляпунова С.И.. – М.: Финансы и статистика, 2003 – 672с.

5.     Маркетинг: Учебник/ Под ред. Романова А.Н. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995 – 560с

6.     Экономика организаций (предприятий): Учебник/ Под ред.проф. Горфинкеля В.Я., проф. Швандара В.А. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003 – 431с.