Содержание:


Задание № 1  3

Задание № 2  8

Задание № 3  21

Задание № 4  23

Список используемой литературы    26



Вариант № 2

Задание № 1

 

Производственно-экономические процессы в здравоохранении.

Факторы производства и их использование в экономике здравоохранения.


Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни и здравоохранения. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.

Общество представляет собой совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития теми или другими экономическими отношениями, определяющими все другие общественные отношения. Экономическая жизнь общества состоит из разнообразных явлений и процессов, сущность которых следует искать в общественном производстве. Понятие "экономика здравоохранения" часто используется для характеристики общественного производства. Существуют разные подходы к определению содержания экономики здравоохранения. Во-первых, экономика здравоохранения рассматривается как совокупность отраслей и видов материального производства и непроизводственной сферы. В ней создаются блага и услуги, без которых человеческое общество не может существовать и развиваться. Во-вторых, с экономикой здравоохранения обычно ассоциируется совокупность экономических отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Эти отношения образуют экономический базис общества, над которым располагается идеологическая и политическая надстройка. В-третьих, под экономикой здравоохранения понимается отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений. В-четвертых, исследователи имеют в виду экономику здравоохранения, когда выделяют микро- и макроэкономический уровни производства и интерэкономику. Микроэкономика выступает как обособленное производство или предприятие по производству медицинских услуг, макроэкономика предстает как национальная экономика, интерэкономика характеризует закономерности возникновения и развития мирового хозяйства. В-пятых, выделяют различные формы экономики: рыночную, смешанную и др. Экономика рассматривается как хозяйство района, страны, группы стран или всего мира (мировое хозяйство).

В отличие от экономического способа производства, выражающего единство производительных сил и производственных отношений, технологический способ производства медицинских услуг связан со сферой действия производительных сил.

Технологический способ производства медицинских услуг представляет собой средства труда в единстве с материалами, технологиями, энергией, информацией и организацией производства. Именно от того, какие средства труда используются для производства, различают экономические формации.

В основе технологического способа производства лежит техника, в развитии которой выделяют три основных этапа: инструментализацию, механизацию, автоматизацию.

Первый этап основан на примитивных орудиях труда, связанных только с ручным трудом. Этот этап производства и развития техники условно можно назвать инструментально-ручным. Второй этап можно назвать машинным, механизированным, а третий — преимущественно автоматизированным.

Прогресс производительных сил общества (техническая основа всего общественного прогресса) включает четыре этапа:

1) естественно-технический (средствами труда служили только органы тела работника, которые он дополнял палкой, камнем, костью). Этот этап соответствует возникновению и первоначальным стадиям становления первобытно общинного способа производства;

2) технический (связан с использованием огня и изготовлением орудий труда из металлов — меди, бронзы, железа). Он охватывает период высшего развития и разложения первобытнообщинного способа производства, рабовладельческий и феодальный способы производства;

3) научно-технический (возник в недрах феодализма и стал массовым при капитализме). Этот этап характеризуется техническим и промышленным переворотом, связанным с возникновением машинного производства и применением науки в производстве;

4) научно-техническая революция (начало относится к 50-м гг. XX в.). На этом этапе возникло автоматизированное производство, началось превращение науки в непосредственную производительную силу общества.

В настоящее время выделяется технологический подход. Он присущ для теории Ростоу «Стадии экономического роста» . В основе стадии лежит процесс производства медицинских услуг и индивидуальная экономика. Согласно этой теории экономику любой страны можно отнести к одной из 5 стадий экономического роста. Наиболее развитые страны прошли все 5 стадий:

- традиционное общество до 17 в. Ручная техника преобладает в средствах производства, низкая производительность труда

- переходное общество 17-18 в. Развитие ремесла, науки. Рынка. Повышение эффективности производства

- Сдвига. Быстрое развитие отдельных сфер народного хозяйства, в т.ч. здравоохранения.

- Зрелости. Во всех отраслях преобладает машинное производство, повышение эффект производства.

- Высокого массового потребления. Развитие НТР. Изобилие потребительских товаров Высокий уровень потребления, жизни. Высокие темпы экономического роста.

- Стадия «Век поиска нового качества»

Технологический подход представляет собой средства труда в единстве с материалами, технологиями, энергией, информацией и организацией производства. В основе лежит развитие техники. В развитие которой выделяют три этапа:

А) инструментализация (ручной труд).

Б) механизация (использование машин).

В) автоматизация (роботы).

Факторы производства – экономические ресурсы, используемые в процессе производства материальных благ: земля, труд, капитал, предпринимательские способности.

Что касается земли и предпринимательских способностей, то это довольно сложный вопрос, так как в здравоохранении нет четкого определения земли и предпринимательских способностей. Эти понятия скорее оказываются общепринятыми для экономической сферы производства. Поэтому поговорим о труде и капитале.

Фактор производства – труд – представлен врачами, медсестрами, фармакологами и др., т.е. всеми теми, кто имеет непосредственное отношение к профессиональной деятельности в области медицины.

Но унизительный уровень оплаты труда медицинских работников имеет тенденцию к сближению с границей бедности и вдвое ниже прожиточного минимума трудоспособного населения; затронуты междолжностные соотношения в оплате труда, если средняя заработная плата почти всех категорий работников области (врача, медицинской сестры, младшей медицинской сестры) уравнивается с минимальной. Отсутствие реальных механизмов обеспечения правовой, социально-экономической защищенности снизила уровень общественного признания профессий медика, унизила его достоинство, обесценила его работу, а нищее финансирование медицинских учреждений поставило под реальную угрозу здоровье и жизнь граждан России.

Ежегодно возрастает общая заболеваемость среди медиков, угроза профессионального заражения опасными инфекционными болезнями. Практически каждый третий медик группы риска инфицирован вирусом гепатита «В», механизм распространения которого идентичен с ВИЧ-инфекцией. Возрастает заболеваемость туберкулезом.

Почти половина медицинского оснащения устарела, не отвечает требованиям современности, несет прямую угрозу здоровью и жизни работников здравоохранения.

С каждым годом состояние дел в области здравоохранения ухудшается; разница в оплате труда работников здравоохранения и работников промышленности увеличивается, разрушается система здравоохранения, в особенности в сельской местности; утвержденные Правительством целевые программы не финансируются в полном объеме, и поэтому не выполняются.[1]

Что же касается капитала (финансирования) отрасли здравоохранения, то тут тоже нет ничего хорошего.

Финансирование здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней, средств медицинского страхования (прежде всего — обязательного), средств целевых фондов развития здравоохранения. Это основные источники финансового обеспечения здравоохранения. Существуют еще и дополнительные источники: доходы по ценным бумагам, кредиты банков, благотворительная деятельность и т. д. Очень важным в мировой практике организации здравоохранения является вопрос о том, какова доля валового внутреннего продукта, направляемая на эти цели.

Для учреждений здравоохранения установлены некоторые льготы в области налогообложения. Так, реализация медицинских услуг, предусмотренных перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г., не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. В этот перечень включены услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, а также услуги, оказываемые в санаторно-курортных учреждениях, и т. д.[2]

Задание № 2

 

Способы оплаты медицинских услуг

Проблема адекватности оплаты медицинских услуг, несмотря на свою многолетнюю историю, и сегодня привлекает к себе пристальное внимание специалистов во всех странах мира: только за последние пять лет в системе библиографического описания MEDLINE зарегистрировано более 200 работ, посвященных этой тематике, не говоря уже о более отдаленном периоде.

Актуальность ее определяется тем обстоятельством, что метод оплаты, в сущности, является наиболее сильным инструментом управления качеством медицинской помощи, ибо обращается к главному интересу медицинского учреждения как хозяйствующего субъекта - конечной экономической выгоде. (Не вдаваясь в обсуждение, достойное отдельной дискуссии, необходимо только отметить, что не следует смешивать стратегическую цель государственного медицинского учреждения как некоммерческой организации - оказание максимально эффективной медицинской помощи, и тактическую задачу покрытия доходами расходов на производство услуги как условие возможности функционирования любого субъекта экономики, в том числе и некоммерческого, в достижении его цели).

Для всего российского здравоохранения остро стоит вопрос повышения эффективности использования ресурсов.

Одним из действенных механизмов повышения эффективности использования ресурсов является система оплаты медицинской помощи.

Влияние системы оплаты на эффективность регионального здравоохранения многоаспектно.

Во-первых, эффективная система оплаты медицинских услуг содействует обеспечению предсказуемости расходов на здравоохранение, т.е. обеспечению соответствия обязательств государства его финансовым возможностям. Эта проблема в настоящее время является центральной, она  решена не полностью, что приводит к росту социальной напряженности в обществе ввиду снижения финансовой доступности медицинской помощи.

Во-вторых, система оплаты влияет на структуру медицинской помощи, т.е. на соотношение между различными ее видами, прежде всего между амбулаторно-поликлинической и стационарной. Эффективная система оплаты способствует сдвигу обоснованных объемов помощи на более дешевый амбулаторный этап, что позволяет увеличить объем и качество оказания медицинских услуг за счет перераспределения средств, направляемых на здравоохранение.

В-третьих, система оплаты влияет на микроэффективность медицинских организаций, т.е. на эффективность деятельности производителей медицинских услуг.[3]

В России действует система оплаты медицинской помощи, переход к которой был осуществлен в результате осознанного выбора эффективных методов оплаты амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи. Оценка и выбор системы оплаты проводились экспертами, представляющими интересы всех экономических агентов, участвующих в процессе производства и оплаты медицинских услуг, с использованием формализованной технологии принятия решений.

Этапы выбора включали:

1.     Анализ действующие системы оплаты медицинских услуг, выявление ее сильных и слабых сторон;

2.     разработку критериев оценки систем оплаты;

3.     оценку значимости каждого критерия;

4.     разработку перечня альтернативных систем оплаты;

5.     оценку каждой предложенной альтернативы, начиная с действующей, с использованием выбранных критериев и формализованной методики формирования обобщенного показателя оценки;

6.     выбор оптимального варианта системы оплаты.

Оплата деятельности амбулаторно-поликлинического звена проводится на основе подушевого норматива за комплексную амбулаторно-поликлиническую услугу. Это означает, что поликлиника получает за каждого прикрепившегося пациента подушевой норматив финансирования, в который включаются расходы на ее собственную деятельность и внешние консультации и обследования. Из средств поликлиники производится оплата за амбулаторные услуги, которые были оказаны прикреплённым гражданам в других медицинских учреждениях.

Вся медико-экономическая информация о получении услуг в других медицинских учреждениях поступает участковому врачу по месту прикрепления. Расчёт за услуги проводит страховщик по поручению поликлиники после проверки поликлиникой реестров на оказанные услуги.

Каждой поликлинике устанавливается норматив объема стационарной помощи для направления пациентов. Страховщик ведет мониторинг за потоками пациентов по каждой поликлинике, поощряя за достижение установленных показателей. Источник поощрений — риск-фонд.

Риск-фонд выделяется в структуре подушевого норматива финансирования страховщиков. Средства риск-фонда рассчитываются исходя из планируемого перемещения объёмов стационарных видов помощи на амбулаторно-поликлинический этап. То есть риск-фонд формируется на этапе планирования на основе расчетной экономии от оптимизации структуры оказания медицинской помощи.

Риск-фонд является частью резерва оплаты медицинских услуг страховой медицинской организации.

Из средств риск-фонда:

оплачиваются медицинские услуги с использованием стационарозамещающих технологий;

стимулируется расширение лечебно-профилактической деятельности первичного звена;

оплачиваются в обоснованных случаях сверхплановые объемы стационарной помощи.

Таким образом, доля риск-фонда в составе подушевого норматива финансирования страховщиков является целевым показателем повышения структурной эффективности здравоохранения за счет перемещения части объемов стационарной помощи на амбулаторный этап и снижения потребности в госпитализации благодаря более активной работе амбулаторного звена.

Оплата стационарозамещающих технологий осуществляется из риск-фонда ретроспективно – по фактическому числу случаев, с учетом соблюдения норматива стационарной помощи.

В составе риск-фонда выделен один процент для стимулирования поликлиник за эффективную лечебно-профилактическую работу, обеспечивающую повышение качественных показателей работы в соответствии с результатами, определяемыми на основе модели оценки эффективности работы поликлиники.

Стационарная помощь оплачивается на основе согласованных объемов. Это делает для стационара наиболее выгодным выполнение объемов помощи, установленных заданиями на реализацию государственных гарантий по оказанию населению бесплатной медицинской помощи.

Объемы стационарной помощи сверх установленных заданиями оплачиваются по пониженным тарифам.

Система оплаты создает для первичного звена амбулаторно-поликлинической помощи следующие стимулы:

·                            заинтересованность звена в сохранении здоровья прикрепившегося населения и снижении частоты и тяжести обострений для хронических больных;

·                            заинтересованность звена в увеличении объема собственной деятельности и сокращении необоснованных направлений к узким специалистам и в стационар;

·                            заинтересованность в рациональном расходовании собственных ресурсов, в первую очередь – параклинических услуг.

·                            Для стационарного сектора обеспечивается:

·                            заинтересованность в оптимизации объема стационарной помощи за счет снижения числа необоснованных госпитализаций;

·                            заинтересованность в снижении длительности пребывания пациента в стационаре;

·                            заинтересованность в эффективном расходовании своих ресурсов.

Для обеспечения эффективности необходимо постоянно управлять системой оплаты медицинской помощи. Территориальный фонд ОМС проводит мониторинг выполнения требований к системе оплаты, установленных Положением о порядке оплаты медицинских услуг в системе ОМС Кемеровской области, принимает меры к страховщикам, нарушающим Положение, анализирует действенность системы оплаты.

Система оплаты постоянно совершенствуется на основе предложений заинтересованных сторон.

Для страховщиков система оплаты – это основной инструмент воздействия на структурную эффективность системы оказания медицинской помощи.

Использование эффективной системы оплаты способствовало оптимизации структуры затрат на оказание медицинской помощи в системе ОМС.[4]

В практике используются несколько способов оплаты медицинских услуг:

1. Обязательное медицинское страхование (ОМС). В случае, если пациент заключил договор обязательного медицинского страхования, ему могут быть оказаны услуги в рамках прейскуранта услуг ОМС, утверждаемом Минздравом.

2. Добровольное медицинское страхование (ДМС). Если пациент заключил договор добровольного медицинского страхования, ему могут быть оказаны услуги в рамках прейскуранта услуг ДМС. Это прейскурант содержит гораздо больший список процедур. Если в учреждение поступает больной, имеющий договор ДМС, сотрудники регистратуры должны обратиться в соответствующую страховую компанию и получить список услуг, который может быть оказан данному пациенту.

3. Оплата наличными. В случае, если клиент не имеет договора медицинского страхования, либо желает получить услугу, выходящую за его рамки, он может оплатить проведение процедуры наличными. Оплата производится по прейскуранту услуг ДМС.

Выбор метода оплаты медицинской помощи в стационаре более сложен по сравнению с амбулаторными услугами в силу значительности объемов циркулирующих средств: небольшие колебания показателя, избираемого критерием для начисления сумм оплаты, могут вызвать существенные изменения в итоговом финансовом потоке, способные привести к выраженному убытку или прибыли. Безусловно, стремление управлять количеством этих средств будет отражаться на качестве оказываемых медицинских услуг.

После введения обязательного медицинского страхования появилась официальная регламентация возможностей выбора. Основным нормативным документом, непосредственно посвященным этой проблеме, является приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 18 октября 1993 года б/н "Методические рекомендации по выбору способа и организации оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации". В этом документе анализируются положительные и отрицательные стороны каждого из возможных методов расчетов между субъектами за предоставленные медицинские услуги, а также предлагается путь выбора оптимального способа. В частности, оплата стационарной медицинской помощи в системе медицинского страхования может осуществляться в рамках пяти возможных вариантов:

а) финансирование стационара по смете расходов на основе договора под согласованные объемы помощи (количество пролеченных больных, количество операций и т.д.)

б) оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам)

в) оплата услуг стационара по числу фактически проведенных пациентом койко-дней в отделении стационара (возможно раздельное финансирование койко-дня и не вошедших в его стоимость операций, сложных исследований, манипуляций)

г) оплата услуг стационара по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении

д) оплата услуг стационара за законченный случай госпитализации по тарифам, дифференцированным в соответствии с принятой классификацией (клинико-статистические группы, медико-экономические стандарты и т.п.).

Детальный экономико-управленческий анализ каждого из этих способов показывает, что ни один из них не отвечает комплексу требований, обусловленных сегодняшней действительностью в системе организации здравоохранения:

·                     усиление материальной заинтересованности медицинского учреждения в качественном оказании медицинской помощи;

·                     минимизация затрат на госпитализацию при сохранении должного современного уровня оказания медицинской помощи - удовлетворение принципу необходимой достаточности;

·                     экономическое стимулирование сокращения сроков госпитализации как совокупного фактора стоимости медицинской помощи;

·                     унификация тарифов с целью обеспечения возможности автоматизированной обработки счетов и планирования деятельности медицинских учреждений и органов управления здравоохранением.

На протяжении нескольких лет предпринимались всевозможные и многократные попытки решить проблему поиска оптимального варианта в рамках названного комплекса, но на основе только отдельных его критериев. В итоге, к настоящему времени это привело лишь к тому, что тарифы на медицинские услуги в стационарах города, утверждаемые ежемесячно, занимают около 30 листов. При этом выделяется более 400 профилей и услуг, причем многие из них имеют разную стоимость в различных стационарах. Очевидно, что столь сложная система не позволяет ни планировать и рассчитывать затраты на оказание медицинской помощи, ни осуществлять реальное оперативное управление ресурсами отрасли.

В связи с этим активно, но безуспешно предпринимались попытки изменения всей тарифной политики в системе обязательного медицинского страхования. К сожалению, трудно осознаваемым и не для всех очевидным является то обстоятельство, что в системе обязательного медицинского страхования не может быть разных тарифов на однопрофильные услуги. Одна и та же услуга должна стоить одинаково, вне зависимости от того, где ее оказывают, поскольку всем гражданам Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" гарантируются равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Основной проблемой в решении этого вопроса было отсутствие единых подходов к расчету тарифов. Но благодаря принятым осенью 1998 года Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью (постановление правительства Российской Федерации от 11.09.98 N1096) и Методическим рекомендациям по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 октября 1998 года N2510/9200-98-39 и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 19 ноября 1998 года N4634/41) (далее - Методические рекомендации, 1998) появились единые отправные точки при расчетах тарифов. Ими являются нормативы стоимости медицинской помощи с учетом относительных коэффициентов стоимости, одного койко-дня госпитализации и индексов-дефляторов.

На этой основе была разработана предлагаемая методика, позволяющая рассчитывать тарифы на стационарную медицинскую помощь и отвечающая в полной мере всему, без исключения, комплексу вышеназванных экономико-управленческих требований.

Принципиально она построена на параболической зависимости тарифа на медицинскую услугу от длительности госпитализации и стоимости одного койко-дня:

T = (- ax2 + bx + c)*Id (1),

где Т - тариф на медицинские услуги в стационаре (руб); а - региональный коэффициент (поясной индекс - например, для районов Чукотки индекс в среднем равен 3,0, для Санкт-Петербурга -1,0); х - длительность госпитализации (абсолютное число дней, проведенных пациентом в стационаре, но не более расчетного срока средней длительности одной госпитализяции); b - стоимость одного койко-дня госпитализации, рассчитанная в соответствии с Методическими рекомендациями (руб); с - значение то же, что и коэффициента b (руб); Id - индекс-дефлятор (публикуется ежеквартально в "Российской газете", каждого 20 числа следующего месяца за отчетным кварталом, ИРИП).

Математически сущность данной методики заключается в том, что функция "Тариф" (Т) от "Длительности госпитализации" (х) является классической параболической функцией, рассчитываемой на участке от х = 0 до х = 30. В случае превышения фактической длительностью госпитализации 30-дневного рубежа используется тариф, рассчитанный для х = 30, то есть при достижении точки "30" участок параболы диаграммы 1 переходит в плато.

Сопоставление позволяет заключить, что предлагаемый способ, оцененный по критериям, принятым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, имеет минимальное количество недостатков (1) при наибольшем числе достоинств (6), и является единственным, у которого достоинства вообще преобладают.

В заключение необходимо отметить, что использование данной методики возможно только в системе обязательного медицинского страхования и категорически не может применяться в отношении тех видов медицинской помощи, которые подлежат финансированию за счет бюджетов всех уровней. [5]

Таблица 2.

Сравнительная характеристика методов оплаты медицинских услуг в стационарах


Критерий оценки метода

Способ оплаты услуг

По смете расходов

По фактическим расходам

По среднему койко-дню

По профилю отделения

По законченному случаю

Предлагаемая методика


ДОСТОИНСТВА

1

Заинтересованность в оказании оптимального объема медицинской помощи и обеспечении качества:








Стимулирование увеличения объема услуг каждому пациенту


+






Сокращение сроков лечения




+

+

+

2

Возможность прогнозирования общего объема финансирования медицинской помощи

+





+

3

Рациональное использование и контроль за потреблением ресурсов:








Ограничение общих расходов на медицинскую помощь

+





+


Сокращение расходов страховщика на веление дела и оплату медицинской помощи

+


+

+


+


Сокращение объема обрабатываемой экономической информации

+


+

+


+


Предоставление детальной информации об объеме и структуре услуг


+





4

Формирование экономического интереса медицинских работников:








Прямая зависимость дохода от объема деятельности


+

+

+

+

+


Косвенное влияние на доход (через организацию оптимальной системы оплаты труда)

+







НЕДОСТАТКИ

1

Отсутствие стимулов к оказанию оптимального объема медицинской помощи и обеспечению качества лечения:








Превышение оптимального объема оказываемых медицинских услуг


+






Удлинение сроков госпитализации

+


+





Необоснованное сокращение объемов медицинской помощи

+


+

+

+

+


Необоснованное изменение структуры обслуживаемых больных



+

+



2

Трудности планирования общего объема расходов


+





3

Нерациональное использование ресурсов и сложность организации контроля за их потреблением:








Отсутствие стимула к ограничению общих расходов


+

+

+

+



Отсутствие стимулов к интенсификации деятельности стационара

+







Большой объем обрабатываемой экономической и статистической информации


+



+



Сложность обеспечения контроля за реальным объемом оказанной медицинской помощи

+


+

+




Недостаточная информационная база для анализа деятельности

+


+

+




Общее число достоинств

5

3

3

4

2

6


Общее число недостатков

5

4

6

5

3

1


Достоинства минус недостатки

0

-1

-3

-1

-1

5






Задание № 3


Определение экономических потерь от простоя коек в стационаре (составить условие задачи, привести алгоритм решения, проанализировать полученные результаты)


Необходимо рассчитать экономические потери от простоя коек в стационаре по профилю "кардиология для взрослых" в течение 15 дней в одном из стационаров Санкт-Петербурга.

Исходные данные:

а - региональный коэффициент для Санкт-Петербурга = 1,0;

х - длительность госпитализации = 15 дней;

b - стоимость одного койко-дня госпитализации по профилю "кардиология для взрослых" в стационаре городского уровня для Санкт-Петербурга, рассчитанная в соответствии с Методическими рекомендациями = 86,85 руб;

с - значение то же, что и коэффициента b, т.е. стоимость одного койко-дня госпитализации по профилю "кардиология для взрослых" в стационаре городского уровня для Санкт-Петербурга, рассчитанная в соответствии с Методическими рекомендациями = 86,85 руб;

Id - цепной индекс-дефлятор за 2003 год, 2004 год и 1 кв. 2005 года = 1.

Решение:

В данной задаче под потерями от простоя коек подразумевается стоимость этих коек, если бы они были заняты. Поэтому решение задачи сводится к нахождению стоимости коек в стационаре во время их эксплуатации, т.е. к нахождению тарифа на медицинские услуги в стационаре.

Выше было сказано, что зависимость тарифа на медицинскую услугу от длительности госпитализации и стоимости одного койко-дня построена на параболической зависимости.

T = (- ax2 + bx + c)*Id,

где Т - тариф на медицинские услуги в стационаре (руб); а - региональный коэффициент (поясной индекс - например, для районов Чукотки индекс в среднем равен 3,0, для Санкт-Петербурга -1,0); х - длительность госпитализации (абсолютное число дней, проведенных пациентом в стационаре, но не более расчетного срока средней длительности одной госпитализяции); b - стоимость одного койко-дня госпитализации, рассчитанная в соответствии с Методическими рекомендациями (руб); с - значение то же, что и коэффициента b (руб); Id - индекс-дефлятор (публикуется ежеквартально в "Российской газете", каждого 20 числа следующего месяца за отчетным кварталом, ИРИП).

Подставляя указанные имеющиеся данные в формулу, имеем:

Т = (- 1*152 + 86,85*15 + 86,85)*1 = 1164,6 (руб.).

Эта сумма и будет являться потерей от простоя коек в стационаре.





Задание № 4


Ценообразование медицинских услуг

(составить 10 – 15 тестовых заданий с единственно верным (неверным) ответом).


1.                           Какое из нижеперечисленных определений относится к понятию «цена»:

А) Цена – это денежное выражение стоимости единицы товара.

Б) Цена – экономический показатель, характеризующий стоимость товара, выраженный как в натуральной, так и в денежной форме.

В) Цена – плата за покупку товара или услуги.


2.                           К какому разделу экономических наук чаще всего относят ценообразование:

А) Маркетинг,

Б) Менеджмент,

В) Экономическая теория.


3.                           Каких видов цен не существует в здравоохранении:

А) Низкие,

Б) Экспериментальные,

В) Продажные.


4.                           Какие виды ценообразования не имеют место на рынке медицинских услуг:

А) Снятие «сливок»,

Б) Престижная цена,

В) Цена по договоренности.


5.                           Что будет происходить, если в медицинском ценообразовании применять закон спроса и предложения:

А) доход врачей будет увеличиваться с сокращением спроса на медицинские услуги

Б) уровень доходов врачей будет зависеть от заболеваемости и потребности на медицинские услуги

В) у врачей не возникнет желание поддерживать спрос на достаточно высоком уровне, так как от этого не будет зависеть их финансовое положение.


6.                           Недостаточная возможность объяснить формирование цен на основе спроса и предложения побудило экономистов начать поиск объективной основы цен, то есть центра, к которому они тяготеют, непосредственно в свойствах самого товара. Какие виды товаров не относятся к объективным основам цен:

А) Товары – полезные вещи, полезные услуги,

Б) Товары – продукты производства, изготовление которых требует определенного количества труда, затрачиваемого на их производство.

В) Товары – все, что предназначено для продажи.


7.                           Что в себя включает теория полезности?

А) Чем полезнее продукт для человека, тем выше должна быть его стоимость и цена.

Б) Товары – продукты производства, изготовление которых требует определенного количества труда, затрачиваемого на их производство.

В) Цена является денежным выражением стоимости.


8.                           Что в себя не включает теория трудовой стоимости:

А) Чем полезнее продукт для человека, тем выше должна быть его стоимость и цена.

Б) Теория трудовой стоимости использует следующие основные экономические категории, взаимосвязанные друг с другом: общественно необходимые затраты, цена, издержки производства, рыночная стоимость, рыночная цена и т.д.

В) Цена является денежным выражением стоимости.


9.                           Что в себя включает теория издержек производства:

А) цены на медицинские услуги включают цену затрачиваемых на ее осуществление ресурсов (рабочей силы, лекарственных средств, материалов, оборудования и т.д.)

Б) Теория издержек производства использует следующие основные экономические категории, взаимосвязанные друг с другом: общественно необходимые затраты, цена, издержки производства, рыночная стоимость, рыночная цена и т.д.

В) Чем полезнее продукт для человека, тем выше должна быть его стоимость и цена.

10.                      Какая теория является наиболее предпочтительной для здравоохранения:

А) Теория издержек производства,

Б) Теория полезности,

В) Теория трудовой стоимости.





Список используемой литературы


1.                          Алексеева В. М., Костродымов Н. Н., Морозов В. П. Маркетинг в здравоохранении // Экономика и инновационные процессы в здравоохранении: Учебное пособие / Под ред. В. З. Кучеренко. — М., 2002. — С. 169—206.

2.                          Винокуров Б. Л. Технологии медицинского страхования. — Сочи, 2003. — 238 с.

3.                          Вишняков Н. И. (ред.). Экспертиза нетрудоспособности в здравоохранении: Учебно-методическое пособие. — СПб, 1995. — 39 с.

4.                          Гринина О. В., Паначина М. И. Социально-гигиеническое изучение семьи больного: Методические указания. — М., 1978. — 41 с.

5.                          Журавлева К. И. Статистика в здравоохранении. — М.: Медицина, 2004. — 176 с.

6.                          Журавлева К. И., Лучкевич В. С. Организация санитарно-эпидемиологической службы: Учебно-методическое пособие. — Л., 1999. — 68 с.

7.                          http://www.medtrust.ru/pls/medpravo/orgzdravRF/finance/index.html



[1] Винокуров Б. Л. Технологии медицинского страхования. — Сочи, 2003. — 238 с.

[2] http://www.medtrust.ru/pls/medpravo/orgzdravRF/finance/index.html

[3] Журавлева К. И. Статистика в здравоохранении. — М.: Медицина, 2004. — 176 с.

[4] Журавлева К. И., Лучкевич В. С. Организация санитарно-эпидемиологической службы: Учебно-методическое пособие. — Л., 1999. — 68 с.

[5] Алексеева В. М., Костродымов Н. Н., Морозов В. П. Маркетинг в здравоохранении // Экономика и инновационные процессы в здравоохранении: Учебное пособие / Под ред. В. З. Кучеренко. — М., 1994. — С. 169—206.