Содержание:
1. Алгоритмизация задач бухгалтерского учета. 3
1.1. Определение участка учета и его задачи. 3
1.2.Формирование входной информации. 7
1.3. Разработка алгоритма расчета. 16
1.4. Разработка выходной информации. 22
2. Информационные технологии в бухгалтерском учете. 24
Список использованной литературы: 32
1. Алгоритмизация задач бухгалтерского учета.
1.1. Определение участка учета и его задачи.
В условиях рыночной экономики предприятия ищут новые модели оплаты труда, ломающие уравниловку и дающие простор развитию личной материальной заинтересованности. Однако прежде чем сконструировать механизм оплаты труда в новых условиях, нужно определить, что же такое заработная плата, ибо многие экономисты и практики настойчиво доказывают, что вместо понятия “зарплата” следует употреблять понятие “трудовой доход”.
Более обстоятельно необходимо выявить суть и свойства экономической категории “зарплата” в изменившихся условиях. Определение заработной платы как доли общественного продукта (совокупного общественного продукта, национального дохода и т.п. ), распределяемого по труду между отдельными работниками, противоречит рынку.
Здесь доказывается только источник заработной платы, к тому не совсем конкретно называется этот источник. Кроме того - заработная плата распределяется только по количеству и качеству труда. Но ее размеры зависят и от фактического трудового вклада работника, от конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия. Далее, не учитываются изменения в отношениях собственности. Разгосударствление и приватизации.[ 1, с.27-30 ].
И, наконец, определение заработной платы, как части совокупного общественного труда. Национального дохода, которые формируются на уровне общества, затушевывает связь заработной платы с непосредственным источником ее формирования, с общими результатами работы трудового коллектива.
С учетом выше указанного, рассматриваемую категорию можно определить следующим образом. Заработная плата - это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (чистую продукцию), зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.[ 3, с. 64-69 ].
Определим сущность заработной платы. Большую часть доходов потребителей составляет заработная плата. Поэтому она оказывает определяющее влияние на величину спроса потребительских товаров и уровень их цен. В экономической теории существует две основных концепции определения природы заработной платы:
а) заработная плата есть цена труда. Ее величина и динамика формируются под воздействием рыночных факторов и в первую очередь спроса и предложения;
б) заработная плата - это денежное выражение стоимости товара “рабочая сила” или “превращенная форма стоимости товара рабочая сила”. Ее величина определяется условиями производства и рыночными факторами - спросом и предложением, под влиянием которых происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы.
В условиях рыночной экономики существуют две формы оплаты труда – сдельная и повременная. При сдельной форме заработок работника определяется по сдельным расценкам на единицу продукции. При повременной форме заработок работника определяется по тарифной ставке или по окладу за фактически отработанное время. Выбор той или другой формы оплаты труда обычно обуславливается особенностями технологии и организации производства, обеспечения качества продукции, форм организации труда и обеспечения рабочей силой. Главным признаком размежевания двух форм оплаты труда является возможность количественного измерения производительности труда как отношения объема продукции в натуральном выражении к затратам рабочего времени. Именно такая возможность лежит в основе сдельной оплаты. При повременной оплате речь может идти лишь об оценке эффективности труда как соотношения стоимостных измерителей результатов и затрат. [ 2, c.39 ].
Кроме того, встречаются и комбинированные повременно – сдельные формы оплаты труда. Объединяющим моментом в интеграции обеих форм на основе их взаимного обогащения является положение о том, что уровень зарплаты прямо зависит от степени эффективизации труда и в то же время является ее существенным стимулирующим фактором.
Современная тенденция неуклонного сокращения сферы применения сдельной формы оплаты труда в условиях новых технологий и освоения рыночных отношений вызывает необходимость создания систем платы труда, базирующихся на повременной форме с необходимым экономическим обоснованием использования рабочего времени по критериям производительности, эффективности или доходности труда, в зависимости от выполняемых работником функций и работ. В условиях рыночных отношений организация заработной платы на предприятии призвана обеспечивать решение двуединой задачи:
- гарантировать оплату труда каждому работнику в соответствии с результатами его труда и стоимостью рабочей силы на рынке труда;
- обеспечить работодателю (независимо от того, кто выступает в качестве такового- государство, акционерное общество, частное лицо, кооператив или кто-либо другой) достижение в процессе производства такого результата, который позволил бы ему (после реализации продукции на рынке товаров) возместить затраты и получить прибыль.
Тем самым через организацию заработной платы достигается необходимый компромисс между интересами работодателя и работника, способствующий развитию отношений социального партнерства между двумя движущими силами рыночной экономики.
Главным требованием к организации заработной платы на предприятии, отвечающими как интересам работника, так и интересам работодателя, являются обеспечение необходимого роста заработной платы при снижении ее затрат на единицу продукции и повышение оплаты труда каждого работника по мере роста эффективности деятельности предприятия в целом. Соблюдение этих требований при разработке конкретного механизма оплаты труда побуждает руководителей, специалистов предприятия в максимальной степени использовать имеющиеся научные, технические, организационно-экономические и социальные резервы повышения эффективности производства.[ 2, c.423-507 ].
Реализация этих требований на практике может сопровождаться определенными трудностями, вполне оправданными, однако, самой целью: создать работодателям необходимые предпосылки для роста массы прибыли и уровня рентабельности, а для трудящихся обеспечить постоянный рост доходов и в конечном счете повышение покупательной способности рубля.
Поскольку при организации заработной платы на предприятии затрагиваются интересы работодателей и работников, главным условием их гармонического сочетания является наличие у сторон равных прав в решении вопросов оплаты труда. И хотя формально такое равенство провозглашено и уже нашло отражение в целом ряде нормативных актов законодательной и исполнительной власти, для реального обеспечения равноправия сторон необходимо преодолеть сложившуюся за долгие годы хозяйствования в условиях административно-командной системы видимость участия профсоюзов в решении совместно с администрацией многих вопросов трудовых взаимоотношений, в том числе и вопросов оплаты труда.
Целью работы является учет организации оплаты труда на конкретном предприятии, проверка достоверности учета расчетов, соблюдение правильности учета в соответствии с законодательством и методика аудиторской проверки по оплате труда.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
ü рассмотреть заработную плату как экономическую категорию;
ü ознакомиться с существующими формами и типами оплаты труда;
ü рассмотреть основные требования к организации оплаты труда;
ü сформировать первичные документы
ü начислить налоги и рассчитать премию;
ü проверить правильность полноты расчетов по заработной плате.
1.2.Формирование входной информации.
Создавать информационную систему приходится в большинстве организаций. Термин "информационная система" относится к классу программных продуктов, облегчающих ведение бизнеса. Система называется информационной, если она обеспечивает информационную поддержку бизнеса. Соответствующая программа называется "системой", если она последовательно или параллельно выполняет более одной функции. В большинстве случаев для создания собственной информационной системы невозможно обойтись без применения баз данных. При создании базы данных информационной системы разработчик сообщает СУБД, какие ограничения целостности система должна поддерживать в базе данных, а остальное берет на себя СУБД без требования вмешательства прикладной программы.
Одной из особенностей СУБД является обеспечение выполнения так называемых "незапланированных" запросов к базе данных. СУБД, обладая достаточными знаниями о предметной области, может обеспечить универсальный язык запросов, позволяющий сформулировать произвольный запрос на выборку информации из соответствующей базы данных. Такой запрос может быть в любой момент подан с терминала без участия информационной системы или встроен в одну из прикладных программ, входящих в информационную систему.
Также важной особенностью большинства современных СУБД является обеспечение так называемого режима мультидоступа. Сегодня развитые компьютерные архитектуры обычно относятся к одной из двух категорий: информационно-вычислительный сервер с более чем одним подключенным к нему терминалом или локальная или распределенная информационно-вычислительная сеть серверов и клиентских рабочих станций, обеспечивающая совместное использование ресурсов. В любом случае каждый из потенциальных пользователей может захотеть в любой момент времени воспользоваться услугами информационной системы. Соответственно, информационная система должна иметь возможность параллельно или квазипараллельно выполнить операции, задаваемые несколькими пользователями одновременно. При этом такое параллельное выполнение должно являться корректным. Подавляющее большинство современных СУБД поддерживает эту возможность, избавляя разработчиков информационных систем от необходимости заботиться об обеспечении режима мультидоступа. Базовые знания в области систем управления базами данных кажутся необходимыми для проектировщиков и разработчиков информационных систем независимо от того, какая конкретная СУБД будет использоваться.
Разрабатываемая АСУ относится к классу информационно-советующих систем и ее внедрение не изменит сущности управления предприятием. Такие ее составляющие как планирование, учет, контроль и регулирование сохраняются. Кроме того, сохраняется и соответствующее распределение функций среди управленческого персонала. В этом плане АСУ является инструментом аппарата управления, с помощью которого осуществляется сбор и обработка информации по заданиям подразделений-пользователей и предоставление им результатов обработки информации.
Связь разрабатываемой АСУ с отраслевой автоматизированной системой управления должна осуществляться посредством передачи учетной, плановой, нормативной информации данной системы в ОАСУ и получением плановой, нормативной, распорядительной информации из ОАСУ.
Построение системы должно быть основано на принципе централизации внемашинной нормативной базы и централизованной информационной базы в ЭВМ. В целях обеспечения актуальности информационной базы в ЭВМ вся нормативная информация, охватываемая автоматизацией, должна использоваться на предприятии только в виде распечаток с ЭВМ.
При разработке специального программного обеспечения должна быть обеспечена независимость функциональных программ от конкретной структуры информационной базы.
В системе должен быть регламентирован порядок взаимодействия персонала АСУ с техническими средствами и между собой в процессе решения задач управления.
В системе должны быть предусмотрены средства помехозащиты, обеспечивающие ликвидацию последствий сбоев оборудования, ошибок операторов ЭВМ, ошибок во входных документах. Средства помехозащиты должны гарантировать ликвидацию вышеуказанных последствий при условии их обнаружения персоналом.
Техническое обеспечение представляет собой совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих функционирование АСУ.
Основой технического обеспечения является комплекс технических средств (КТС), который должен обеспечить следующие функции:
1) решение всего комплекса задач АСУ в необходимом объеме и в заданные сроки;
2) сбор оперативной информации, передачу, обработку и выдачу результатов пользователю по задачам ежедневной периодичности.
КТС должен удовлетворять следующим техническим требованиям:
1) должна быть кодовая, программная и техническая совместимость устройств;
2) должна быть согласованность пропускной способности всех элементов КТС;
3) КТС должен состоять из серийно выпускаемой аппаратуры.
Выбор конкретных технических устройств и их конфигурации должен производиться на стадии технорабочего проектирования.
Предполагаемый комплекс технических средств, необходимый для оптимальной работы разрабатываемой программы:
1) IBM – совместимый компьютер;
2) материнская плата MB Pentium 75-400;
3) память SIMM (DIMM), 8-16 MB, 10-70 ns;
4) видеоадаптер S3 TRIO 64V+, 1MB;
5) винчестер HDD 1.08 GB, 256/512 KB cache;
6) дисковод FDD 3.5", 1.44 MB;
7) устройство ввода и позиционирования MOUSE (стандартная);
8)
монитор
SVGA 800x600, TCO’95, размер зерна 0.25, размер по
диагонали не менее
9) принтер с поддержкой печати под WINDOWS 9x/NT, по возможности лазерный, А4, 1 MB;
10) процессор 75-400 Intel, AMD, CYRIX.
Входной информацией для автоматизированного рабочего места "Расчет сдельной заработной платы " является:
По учету кадров:
*Т-1 – Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу;
*Т-1а - Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу;
*Т-2 – Личная карточка работника;
*Т-2ГС - Личная карточка государственного служащего;
*Т-3 – Штатное расписание;
*Т-4 – Учетная карточка научного, научно-педагогического работника;
*Т-5 – Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу;
*Т-5а – Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу;
*Т-6 – Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику;
*Т-6а – Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам;
*Т-7 – График отпусков;
*Т-8 – Приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником;
*Т-8а – Приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работниками;
*Т-9 – Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку;
*Т-9а – Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку;
*Т-10 – Командировочное удостоверение;
*Т-10а – Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении;
*Т-11 – приказ (распоряжение) о поощрении работника;
*Т-11а – Приказ (распоряжение) о поощрении работников.
По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда:
*Т-12 – табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы;
*Т-13 – Табель учета использования рабочего времени;
*Т-49 – Расчетно-платежная ведомость;
*Т-51 – Расчетная ведомость;
*Т-53 – Платежная ведомость;
*Т-53а – Журнал регистрации платежных ведомостей;
*Т-54 – Лицевой счет;
*Т-54а – Лицевой счет (свт);
*Т-60 – Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику;
*Т-61 – Записка-расчет при прекращении действия трудового договора (контракта) с работником;
*Т-73 – Акт о приемке работ, выполненных по трудовому договору (контракту), заключенному на время выполнения определенной работы.[ 10, c.6 ].
Каждому работнику при приеме на работу присваивается табельный номер, который в дальнейшем проставляется на всех документах по учету личного состава, выработки и заработной платы. В случаях увольнения или перевода работника на другую работу, его табельный номер, как правило, не может присваиваться другому работнику в течении одного-двух лет.
Унифицированная форма № Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме на работу», применяется для учета вновь принятых на работу. Заполняется в одном экземпляре работником отдела кадров на всех работников, за исключением назначаемых вышестоящим органом. Завизированный начальником отдела кадров или лицом, ответственным за прием, проект приказа (распоряжения) является в необходимых случаях направлением на переговоры и пропуском в структурное подразделение для ознакомления с условиями работы.
Начальник (мастер) структурного подразделения дает заключение о возможности приема: на оборотной стороне проекта приказа (распоряжения) указывается, в качестве кого может быть принят на работу нанимающийся, по какому разряду или с каким окладом и продолжительность испытательного срока.
Проект приказа (распоряжения) о приеме на работу работника, которому устанавливают тарифную ставку, оклад, визируется в соответствующей службе организации для подтверждения вакантной должности и устанавливаемого оклада, тарифной ставки. Подписанный руководителем организации приказ (распоряжение) объявляется работнику под расписку.
Работник отдела кадров на основании приказа (распоряжения) о приеме на работу заполняет личную карточку, делает отметку о зачислении на работу в трудовой книжке, а бухгалтерия открывает лицевой счет или соответствующий ему документ.
Унифицированная форма № Т-2 «Личная карточка», заполняется на работников всех категорий в одном экземпляре на основании соответствующих документов, паспорта, военного билета, трудовой книжки, диплома (свидетельства, удостоверения) об окончании образовательного учреждения и других документов, а также на основании опроса работника.
Унифицированная форма № Т-3 «Штатное расписание» применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом. Изменения в штатное расписание также вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом.
Унифицированная форма № Т-4 «Учетная карточка научного работника», предназначена для учета научных работников научными, научно-исследовательскими, конструкторскими, образовательными и другими учреждениями и организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования, науки и технологии. Заполняется в одном экземпляре работником отдела кадров на научных работников на основании соответствующих документов, а также на основании опроса работника. На каждого научного работника ведется также личная карточка по форме № Т-2.
Унифицированная форма № Т-5 «Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу», применяется при оформлении перевода работника из одного структурного подразделения в другое. Заполняется работником отдела кадров в одном экземпляре. Приказ (распоряжение) визирует начальник структурного подразделения прежнего и нового места работы и подписывает руководитель организации. На основании приказа (распоряжения) о переводе на другую работу отдел кадров делает отметки в личной карточке, трудовой книжке и других документах. На оборотной стороне формы делаются отметки о несданных имущественно-материальных и других ценностях, числящихся за работником на прежнем месте работы.
Унифицированная форма № Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска», применяется для оформления ежегодного и других видов отпусков, предоставляемых работникам в соответствии с ТК РФ, действующими законодательными актами и положениями, коллективными договорами и графиками отпусков. Заполняется в двух экземплярах. Один – остается в отделе кадров, другой – передается в бухгалтерию. Подписывается начальником (мастером) структурного подразделения и руководителем организации. На основании приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска отдел кадров делает отметки в личной карточке работника, а бухгалтерия производит расчет заработной платы, причитающейся за отпуск. При предоставлении отпуска без оплаты, рядом с указанием о количестве дней отпуска указывается «без оплаты».
Унифицированная форма № Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта), применяется при оформлении увольнения работников. Заполняется работником отдела кадров в двух экземплярах на всех работников, за исключением увольняемых вышестоящим органом. Один – остается в отделе кадров, второй – передается в бухгалтерию. Подписывается начальником (мастером) структурного подразделения и руководителем организации. В разделе «Справка о несданных имущественно-материальных и других ценностях» делаются отметки о несданных ценностях, числящихся за работником. На основании приказа (распоряжения) о прекращении трудового договора (контракта) бухгалтерия производит расчет с работником.
Унифицированные формы № Т-12 «табель учета рабочего времени и расчета заработной платы» и № Т-13 «Табель учета использования рабочего времени», применяются для учета использования рабочего времени всех категорий служащих, для контроля за соблюдением рабочими и служащими установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета заработной платы, а также для составления статистической отчетности по труду. Составляются в одном экземпляре уполномоченным на это лицом, после соответствующего оформления передаются в бухгалтерию.
Унифицированная форма № Т-49 «Расчетно-платежная ведомость», применяется для расчета и выплаты заработной платы всем категориям работающих. Рекомендована для средних и малых организаций. При составлении этой формы допускается не заполнять другие расчетные и платежные ведомости. Составляется в одном экземпляре в бухгалтерии. Начисление заработной платы производится на основании данных первичных документов по учету выработки, фактически отработанного времени, листков на доплату и других документов Одновременно производится расчет всех удержаний из суммы заработной платы и определяется сумма, подлежащая к выплате.
Унифицированная форма № Т-51 «Расчетная ведомость», применяется для расчета заработной платы всем категориям работающих. Составляется в одном экземпляре в бухгалтерии. Рекомендована для применения в крупных организациях. При применении расчетной ведомости по форме № Т-51 ведется лицевой счет по форме № Т-54. Для учета выплат заработной платы применяется платежная ведомость по форме № Т-53. Форма № Т-51 печатается в виде журнала, который состоит из основных и вкладных листов. Количество вкладных листов зависит от срока, на который рассчитан журнал – на квартал, полугодие или год.
Унифицированная форма № Т-53 «Платежная ведомость», применяется для учета выплат заработной платы. На титульном листе формы указывается сумма выплаченной и депонированной заработной платы. При заполнении платежной ведомости после последней записи необходимо заполнить итоговую строку. Итоговые строки могут быть заполнены в конце каждой страницы.
Унифицированные формы № Т-54 и № Т-54а «Лицевой счет», рекомендуется применять в крупных организациях для отражения сведений о заработной плате за прошлые периоды. Заполняется работником бухгалтерии.
Форма № Т-54 применяется для записи всех видов начислений и удержаний из заработной платы на основании первичных документов по учету выработки и выполненных работ, отработанного времени и документов на разные виды оплат.
Форма № Т-54а применяется при обработке учетных данных с помощью средств вычислительной техники и содержит только условно-постоянные реквизиты о работнике. Данные по расчету заработной платы вкладываются ежемесячно в лицевой счет в виде машинограммы.
По данным первичных документов ведется оперативный учет движения численности, изменений, происходящих в составе рабочих и служащих, составляется отчетность, используемая для управления и контроля за соблюдением штатной и финансовой дисциплины.
1.3. Разработка алгоритма расчета.
Формирование массива RAPORT.dbf осуществляется программой EVERYDAY.prg по мере подачи рапортов нормировщиками-экономистами цехов.
В начале работы с массивом RAPORT.dbf необходимо сделать чистку массива в режиме чистки.
При вводе информации в массив рапортов производится контроль номера цеха, типа макета, единицы нормирования. По клавише F2 при вводе информации производится контроль по сумме табельных номеров, количеству годных деталей, норме времени и расценке с калькуляцией на входном документе.
В зависимости от типа информации, подаваемой в рапортах (тип макета), используются следующие типы макетов:
М3 – индивидуальные с готовыми суммами;
М4 – индивидуальные с заполненными расценками и нормами времени;
М7 – бригадные с заполненными расценками и нормами времени;
М8 – бригадные с готовыми суммами;
Н4 – индивидуальные без расценок и норм времени;
Н7 – бригадные без расценок и норм времени;
ОП – и индивидуальные, и бригадные с заполненными расценками или без расценок.
Единица нормирования (ed_norm) может принимать следующие значения:
1 – расценка за одну деталь;
2 – расценка за 10 деталей;
3 – расценка за 100 деталей;
4 – расценка за 1000 деталей.
Справочник трудовых нормативов ведется бюро информационного обеспечения задач АСУ отдела АСУП. Информацию по ведению справочника подают нормировщики-экономисты цехов.
При формировании массива RAP_TEK.dbf необходимо учитывать корктное и полное заполнение справочников работников (SPRRAB.dbf), уволенных (Y30J13.dbf), дополнительных реквизитов (Y30J505.dbf), массива рапортов (RAPORT.dbf) и трудовых нормативов TRUD_NEW.
Формирование массива происходит в следующем порядке:
1) Идет проверка на правильное заполнение табельных номеров и номеров бригад, наименование деталей, их наличие в массиве трудовых нормативов;
2) Формируется текстовый файл ²Справка о неправильно оформленных деталях сборочных единиц² для макета ОП (файл VIBR.txt) и текстовый файл ²Ведомость изменений для расчета заработной платы² для всех остальных макетов (VIBR_RU). Эти файлы объединяются в файл VIBR_RU;
3) В массив RAP_TEK.dbf отбираются все записи без выявленных ошибок;
4) Из справочника трудовых нормативов заполняются расценки и нормы времени на детали;
5) Рассчитываются расценка и норма времени плановые для каждой детали в зависимости от единицы нормирования и макета.
Далее формируются ярлычки, в которых содержится подсчитанная сумма заработка индивидуальных табельных номеров и бригад по каждой пачке. Ярлычки передаются в цеха нормировщикам-экономистам для ознакомления.
Текстовые файлы ²Опись расчета индивидуальной заработной платы² и ²Опись расчета бригадной заработной платы² содержат информацию о расценках и нормах времени на детали, по которым эта информация не была указана в рапорте. Текстовые файлы выдаются по каждому цеху отдельно.
Рабочий массив NAK_TEK.dbf содержит информацию из массивов RAP_TEK.dbf, накопленную с начала месяца.
При накоплении информации формируются справки индивидуальной и бригадной заработной платы:
1) до накопления (из массива NAK_TEK.dbf перед накоплением);
2) из массива RAP_TEK.dbf, который добавляется к массиву NAK_TEK.dbf;
3) после накопления ( из массива NAK_TEK.dbf после накопления).
Для сохранения информации массив NAK_TEK.dbf копируется на специально отведенную дискету.
В конце расчетного месяца формируются массивы EJIND.dbf и EJBRG.dbf.
Массив EJIND.dbf содержит информацию по индивидуальным табельным номерам, а массив EJBRG.dbf – по бригадам.
Массив EJBRG.dbf содержит входные данные для АРМ ²Распределение зарплаты в бригаде².
Дополнительные реквизиты (Y30J505.dbf)
Наименование реквизита |
Обозначение |
Формат |
Размерность |
1 |
2 |
3 |
4 |
Табельный номер |
TABN |
CHAR |
6 |
Шифр налогоплательщика |
SHIFRNP |
CHAR |
1 |
Код системы оплат |
VIDRAB |
CHAR |
2 |
Личное клеймо |
LICHKL |
CHAR |
2 |
Бригадирские |
BRIGAD |
CHAR |
6 |
Номер бригады |
NBRIG |
CHAR |
5 |
Дата окончания послеродового отпуска |
DOK |
CHAR |
8 |
Номер личного счета |
NLSCH |
CHAR |
6 |
Номер платежной ведомости |
NPLVED |
CHAR |
2 |
Процент от оклада у совместителей |
PROC |
CHAR |
3 |
ФИО в лицевом счете |
FIO |
CHAR |
40 |
Номер сберкассы |
NOMSB |
CHAR |
8 |
Массив сведений об уволенных (Y30J13.dbf)
Наименование реквизита |
Обозначение |
Формат |
Размерность |
1 |
2 |
3 |
4 |
Табельный номер |
TABN |
CHAR |
6 |
Мотив увольнения |
MOTUV |
CHAR |
3 |
Статья КЗОТ |
STKZOT |
CHAR |
6 |
Номер приказа на увольнение |
NPRUV |
CHAR |
5 |
Дата приказа на увольнение |
DPRUV |
DATE |
8 |
Дата увольнения |
DUV |
DATE |
8 |
Компенсация за неиспользованный отпуск |
KOM |
NUM |
3 |
Справочник работников (SPRRAB.dbf)
Наименование реквизита |
Обозначение |
Формат |
Размерность |
1 |
2 |
3 |
4 |
Табельный номер |
TABN |
NUM |
6 |
ФИО |
FIO |
CHAR |
35 |
Цех |
CEX |
CHAR |
5 |
Код категории |
KODK |
NUM |
2 |
Оклад |
OKL |
NUM |
10,2 |
Счет |
SCHET |
CHAR |
4 |
Заказ |
ZAKAZ |
CHAR |
4 |
Профессия |
PROF |
CHAR |
4 |
Участок |
U |
CHAR |
2 |
Подразделение |
KSP |
CHAR |
5 |
Дата увольнения |
DUV |
DATE |
8 |
ФИО полностью |
FIOP |
CHAR |
35 |
Признак работника |
SIGNWORK |
NUM |
2 |
Дата перемещения |
DPER |
DATE |
8 |
Массив нарядов (RAPORT.DBF)
Наименование реквизита |
Обозначение |
Формат |
Размерность |
1 |
2 |
3 |
4 |
Дата выполнения работ |
DATE |
DATE |
8 |
Макет |
MAKET |
CHAR |
2 |
Пачка |
PACHKA |
NUM |
3 |
Цех |
CEX |
NUM |
3 |
Участок |
YC |
NUM |
3 |
Коэффициент |
KOEFF |
NUM |
3, 1 |
Единица нормирования |
ED_NORM |
NUM |
2 |
Индекс детали |
|
CHAR |
8 |
Номер детали |
NOMER |
CHAR |
16 |
Номер операции |
OP |
NUM |
3 |
Вид оплаты |
VOY |
NUM |
3 |
Табельный номер |
TBN |
NUM |
5 |
Норма времени |
N2 |
NUM |
9, 4 |
Расценка |
R2 |
NUM |
12, 4 |
Количество годных деталей |
GODN |
NUM |
9 |
Куда сданы детали |
KYDA |
CHAR |
5 |
Шифр производственных затрат |
SHPZ |
CHAR |
7 |
Сумма по табельным номерам |
SYMTBN |
NUM |
11 |
Сумма годных деталей |
SYMGODN |
NUM |
11 |
Сумма норм времени |
SYMN2 |
NUM |
10, 4 |
Сумма расценок |
SYMR2 |
NUM |
13, 4 |
Зарплата |
ZARPL |
NUM |
13, 3 |
Плановые дни-часы |
DNCHPL |
NUM |
7, 2 |
Служебное поле, используется при корректировке поля ZARPL |
KOR_Z |
NUM |
13, 3 |
Служебное поле, используется при корректировке поля DnChPl |
KOR_DN |
NUM |
8, 2 |
Текущая дата |
KOR_DN |
DATE |
8 |
Код клиента |
KKL |
CHAR |
5 |
Выходной массив (EJIND.DBF)
Наименование реквизита |
Обозначение |
Формат |
Размерность |
1 |
2 |
3 |
4 |
Шифр производственных затрат (счет и субсчет) |
SCHET |
CHAR |
8 |
Шифр производственных затрат (код аналитического учета ) |
ZAKAZ |
CHAR |
2 |
Код цеха бухгалтера |
CEX |
CHAR |
3 |
Табельный номер |
TBN |
NUM |
3 |
Код заработной платы |
VOY |
NUM |
3 |
Код вида расчета |
NFR |
NUM |
|
Отработанное время |
DNCH |
NUM |
3, 1 |
Сумма к обложению |
SYMO |
NUM |
2 |
Процент |
PR |
NUM |
8 |
Итоговая сумма |
SYMG |
NUM |
16 |
Месяц |
MES |
NUM |
3 |
Признак сохранения |
PRS |
NUM |
3 |
Признак начисления/удержания |
PRNY |
NUM |
5 |
Признак текущего месяца |
PRR |
NUM |
|
Код категории работника |
KODK |
NUM |
9, 4 |
Фонд |
FOND |
NUM |
12, 4 |
Код клиента |
KKL |
CHAR |
|
Код структурного подразделения |
CEXSP |
CHAR |
5 |
Плановое время |
DNCHPL |
NUM |
7 |
Индивидуальные коды |
PRIVCODE |
CHAR |
11 |
1.4. Разработка выходной информации.
В АРМ "Расчет сдельной заработной платы" формируются следующие выходные базы данных:
1) массив ежедневной зарплаты бригад с учетом шифра производственных затрат – EJBRG.dbf (формируется один раз в конце месяца);
2) массив ежедневной зарплаты отдельных рабочих – EJIND.dbf (формируется один раз в конце месяца).
Рабочими базами данных для данного АРМ являются:
1) массив RAP_TEK.dbf, полученный из массива RAPORT.dbf путем заполнения расценок на изготовление и норм времени на детали и выброса необработанных деталей (формируется по мере поступления рапортов);
2) массив NAK_TEK.dbf – накопительный массив рапортов с начала месяца (формируется по мере поступления рапортов).
По окончании работы с АРМ "Расчет сдельной заработной платы" в начале нового расчетного месяца рабочие базы данных необходимо очистить.
В АРМ "Расчет сдельной заработной платы " используется следующая нормативно-справочная информация:
1) календарь с текущим месяцем и плановым временем KALEN.dbf – формируется в АРМ "Заработная плата";
2) справочник подразделений Y30S03.dbf – ведется в ОТиЗ завода;
3) справочник работников SPRRAB.dbf – формируется на основе информации АРМ "Кадры";
4) справочник последних перемещений основных работников Y30S07N.dbf – формируется на основе информации АРМ "Кадры";
5) справочник последних перемещений совместителей Y30J09N.dbf – формируется на основе АРМ "Кадры";
6) справочник дополнительных сведений по работникам Y30J505.dbf – ведется отделом кадров;
7) справочник уволенных сотрудников Y30J13.dbf – ведется отделом кадров;
8) справочник трудовых нормативов TRUD_NEW – ведется отделом АСУП;
9) массив RAPORT.dbf – вводится операторами ОАСУП на основе информации, поданной нормировщиками-экономистами цехов.
Выходной информацией для автоматизированного рабочего места "Расчет сдельной заработной платы" является:
1) массив заработной платы по отдельным табельным номерам с учетом шифра производственных затрат;
2) массив заработной платы по отдельным бригадам;
3) текстовый файл "Справка о неправильно оформленных деталях сборочных единиц";
4) текстовый файл "Ведомость изменений для расчета заработной платы";
5) текстовый файл "Опись расчета индивидуальной заработной платы по цехам";
6) текстовый файл "Расчет основной заработной платы и выработки по бригадам" по цехам;
7) текстовый файл "Расчет основной заработной платы и выработки" для отдельных табельных номеров по цехам.
2. Информационные технологии в бухгалтерском учете.
В неавтоматизированной системе ведения бухгалтерского учета обработка данных о хозяйственных операциях легко прослеживается и обычно сопровождается документами на бумажном носителе информации - распоряжениями, поручениями, счетами и учетными регистрами. Аналогичные документы часто используются и в компьютерной системе, но во многих случаях они существуют только в электронной форме. Более того, основные учетные документы (Бухгалтерские книги и журналы ) в компьютерной системе бухгалтерского учета представляют собой файлы данных, прочитать или изменить которые без компьютера не возможно.
Компьютерная система включает в себя следующие элементы.
1. Аппаратные средства. К ним относятся: оборудование и устройства, из которых состоит компьютер, в частности центральный процессор, оптические считывающие устройства, накопители на магнитной ленте, дисководы, принтеры, терминалы и т.п.
2. Программные средства.
а) Системные программы. К этим программам, выполняющим общие функции, обычно относят операционные системы, которые управляют аппаратными средствами и распределяют их ресурсы для максимально эффективного использования, системы управления базами данных (СУБД), обеспечивающие выполнение стандартных функций по обработке данных, и сервисные программы, которые выполняют в компьютере основные операции, например сортировку записей. Системные программы обычно разрабатывают поставщики аппаратных средств или фирмы, специализирующиеся в области программного обеспечения, и модифицируют с учетом индивидуальных требований.
б) Прикладные ( пользовательские ) программы - это наборы машинных команд для обработки данных, которые организация--пользователь разрабатывает самостоятельно или приобретает у внешнего поставщика.
3. Документация - описание системы и структуры управления применительно к вводу, обработке и выводу данных, обработке сообщений, логическим и другим командам.
4. Персонал - работники, которые управляют системой, проектируют ее и снабжают программами, эксплуатируют и контролируют систему обработки данных.
5. Данные - сведения о хозяйственных операциях и другая необходимая информация, которую вводят, хранят и обрабатывают в системе.
6. Процедуры контроля - Процедуры, обеспечивающие соответствующую запись операций, предупреждающие или регистрирующие ошибки.
Способ обработки хозяйственных операций при ведении бухгалтерского учета оказывает существенное влияние на организационную структуру фирмы, а также на процедуры и методы внутреннего контроля. Компьютерная технология характеризуется рядом особенностей, которые следует учитывать при оценке условий и процедур контроля. Ниже приведены отличия компьютерной обработки данных от неавтоматизированной.
· Единообразное выполнение операций. Компьютерная обработка предполагает использование одних и тех же команд при выполнении идентичных операций бухгалтерского учета, что практически исключает появлению случайных ошибок, обыкновенно присущих ручной обработке. Напротив, программные ошибки ( или другие систематические ошибки в аппаратных либо программных средствах ) приводят к неправильной обработке всех идентичных операций при одинаковых условиях.
· Разделение функций. Компьютерная система может осуществить множество процедур внутреннего контроля, которые в неавтоматизированных системах выполняют разные специалисты. Такая ситуация оставляет специалистам, имеющим доступ к компьютеру, возможность вмешательства в другие функции. В итоге компьютерные системы могут потребовать введения дополнительных мер для поддержания контроля на необходимом уровне, который в неавтоматизированных системах достигается простым разделением функций. К подобным мерам может относится система паролей, которые предотвращают действия, не допустимые со стороны специалистов, имеющих доступ к информации об активах и учетных документах через терминал в диалоговом режиме.
· Потенциальные возможности появления ошибок и неточностей. По сравнению с неавтоматизированными системами бухгалтерского учета компьютерные системы более открыты для несанкционированного доступа, включая лиц, осуществляющих контроль. Они также открыты для скрытого изменения данных и прямого или косвенного получения информации об активах. Чем меньше человек вмешивается в машинную обработку операций учета, тем ниже возможность выявления ошибок и неточностей. Ошибки, допущенные при разработке или корректировке прикладных программ, могут оставаться незамеченными на протяжении длительного периода.
· Потенциальные возможности усиления контроля со стороны администрации. Компьютерные системы дают в руки администрации широкий набор аналитических средств, позволяющих оценивать и контролировать деятельность фирмы. Наличие дополнительного инструментария обеспечивает укрепление системы внутреннего контроля в целом и, таким образом, снижение риска его неэффективности. Так, результаты обычного сопоставления фактических значений коэффициента издержек с плановыми, а также сверки счетов поступают к администрации более регулярно при компьютерной обработке информации. Кроме того, некоторые прикладные программы накапливают статистическую информацию о работе компьютера, которую можно использовать в целях контроля фактического хода обработки операций бухгалтерского учета.
· Инициирование выполнения операций в компьютере. Компьютерная система может выполнять некоторые операции автоматически, причем их санкционирование не обязательно документируется, как это делается в неавтоматизированных системах бухгалтерского учета, поскольку сам факт принятия такой системы в эксплуатацию администрацией предполагает в неявном виде наличие соответствующих санкций.
В данном тексте будет рассмотрен такой элемент компьютерной системы, как прикладные программные средства.( В нашем случае - бухгалтерские программы )
На текущий момент региональный рынок представлен довольно большим количеством систем ведения бухгалтерского учета.
Одной из первых и получивших широкое распространение является информационно-правовая поисковая программа “Консультант-плюс” в. prof. Она включает в себя более 50 000 правовых документов. “Консультант-плюс” w. prof. охватывает самые различные отрасли права, такие как государственное (конституционное), административное, гражданское, земельное, предпринимательское, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и т.д. Данная программа постоянно совершенствуется. Так, первоначально она была разработана под операционную систему DOS. Позднее в связи с постоянным появлением нового программного обеспечения был создан файл перевода программы из операционной системы DOS в операционную систему WINDOWS. При переводе программы была усовершенствована система поиска законодательных и иных правовых актов. Программа стала более удобной для пользователей. Очень важен для юристов и тот факт, что в программе указывается официальный источник публикации того или иного правового акта. Однако для этого пользователь обязан совершить дополнительную операцию.
Данная программа достаточно часто изменяется и совершенствуется. В настоящий момент необходимые документы пользователь может распечать как через операционную систему DOS, так и через операционную систему WINDOWS. Но распечатка через операционную систему WINDOWS не является очень удобной для пользователя из-за сложности выравнивания текста самого документа.
В программе отсутствует судебно-арбитражная практика, юридические комментарии и консультации, образцы юридических документов. Данный недостаток программы восполнен за счет целого ряда других программ: “Консультант-плюс-арбитраж”, “Консультант-плюс-бухгалтер”, “Консультант-плюс-эксперт”, “Консультант-плюс-деловые бумаги”, “Консультант-плюс-ценные бумаги” и “Консультант-плюс-региональный выпуск”. Пользователь с целью повышения эффективности своей работы, ее совершенствования вынужден покупать необходимые ему программы, что не всегда является для него приемлемым.
В целом же “Консультант-плюс” w. prof одна из самых распространенных информационно-правовых программ. Широкое распространение данной программы вызвано ее универсальностью, большим количеством законодательных и правовых актов.
Большой популярностью пользуется и информационно-правовая система “Гарант”. Она включает в себя базы данных по различным отраслям права: государственному (конституционному), административному, арбитражно-процессуальному, гражданскому и т.д., а также базу с образцами юридических документов, юридическими комментариями и консультациями. Информационно-правовая поисковая система “Гарант” снабжена очень удобной системой поиска и позволяет пользователю очень быстро найти необходимый ему законодательный или иной правовой акт, образец юридического документа. Она также разработана под операционную систему DOS и WINDOWS и постоянно совершенствуется. Распечатка документа из через операционную систему WINDOWS является очень удобной для пользователя и не требует выравнивания текста документа.
“Гарант” более удобен для пользователя, чем “Консультант-плюс” w.prof. своей разбивкой на базы данных, которые почти полностью соответствуют общепринятому российскому классификатору отраслей права. В отличие от “Консультанта-плюс” w. prof. “Гарант” более объемная информационно-правовая поисковая система. Фирмы, распространяющие систему “Гарант”, бесплатно передают своим клиентам компакт-диски с различными базами данных этой системы для ее более эффективной эксплуатации.
В “Гаранте” также существуют региональные базы данных. Однако в связи с отсутствием фирм-распространителей данной программы на территории Читинской области в данной системе отсутствует законодательство Читинской области и г. Читы. Поэтому на территории нашей области система “Гарант”, несмотря на все свои положительные качества, не получит широкого применения.
Не меньшей популярностью пользуется и информационно-правовая поисковая система “Кодекс”. Она состоит из различных баз данных, охватывающих самые разнообразные отрасли права. В ней имеются базы данных, содержащие образцы юридических документов и юридические комментарии и консультации.
Базы данных системы “Кодекс” полностью соответствуют общеправовому классификатору законодательных и правовых актов, утвержденному Указом Президента РФ. В системе “Кодекс” в отличие от программы “Консультант-плюс” w. prof. (где для того, чтобы узнать официальный источник публикации, необходимо совершить дополнительную операцию) официальный источник публикации указывается прямо вместе с текстом законодательного или правового акта. Это делает данную систему более удобной для пользователей.
Наиболее объемной из всех баз данных “Кодекса” является база “Действующее законодательство России”. Она охватывает почти все отрасли права и содержит наибольшее количество самых разнообразных законодательных и правовых актов.
Для “Кодекса” характерна удобная система поиска, но не такая эффективная, как в информационно-правовой поисковой системе “Гарант”.
Система “Кодекс” разработана под две операционные системы DOS и WINDOWS. Однако распечатка через операционную систему “WINDOWS” не является удобной для пользователей из-за сложности форматирования и выравнивания текста документов.
В целом же наиболее удобными для пользователей и позволяющими сэкономить денежные средства организации или частного лица являются программа “Консультант-плюс” w. prof. и база данных “Действующее законодательство” информационно-правовой поисковой системы “Кодекс”.
Инфомационно-поисковые правовые программы и системы намного облегчают работу юристов, повышают ее эффективность и по мере развития и совершенствования информационных технологий, перехода общества от постиндустриального к информационному будут получать все большее распространение.
При преподавании правовых дисциплин, подготовке студентов по специальности “Юриспруденция” необходимо учитывать, что в связи со все большим внедрением в нашу жизнь информационных технологий студентов необходимо обучать работе хотя бы с одной информационно-правовой поисковой программой, а еще лучше - с несколькими.
Конечно, в настоящее время из-за проблем финансового характера и высокой стоимостью данных систем далеко не каждое образовательное учреждение может позволить себе обучать студентов работе хотя бы с одной информационно-поисковой системой, но тем не менее, оно должно к этому стремиться. В наиболее выгодном положении при приобретении информационно-правовых поисковых программ и систем оказываются государственные и муниципальные образовательные учреждения. Многие фирмы-распространители считают, что скидку, которая во всех странах мира предоставляется образовательным учреждениям независимо от формы собственности при приобретении программного обеспечения, они должны предоставлять только государственным и муниципальным учреждениям. Таким образом, своими действиями многие российские фирмы-распространители нарушают ст. 8 Конституции РФ.
Список использованной литературы:
1 Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 1997.-560с.
2 Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет: Учебное пособие: В 2 ч.-М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.- 4.1-304с., 4.2-352с.
3 Коламен В.В. Автоматизация ОААР.-М.: Дело, 1998.-432с.
4 Лапина ОТ. Годовой отчет за 1997 год с учетом требований налоговых органов: Практические рекомендации.-М.: АКД и Экономика и жизнь, 1998.- 416с.
5 План счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его
применению.- Финансы и статистика,
6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации. Приказ МФ РФ от 29 июля 1998г.№34-н.
7.Пошерстник Н.В. «Бухгалтер и его автоматизированное место»; М.: 2003 г.
8. Касьянова Г. Ю. «10000 и одна проводка по новому плану счетов»; М.:2003г.