Содержание:


Задание 1. 3

Задание 2. 10

Задание 3. 20

Задание 4. 21

Список используемой литературы.. 25


Задание 1

Здравоохранение – отрасль экономики. Отраслевая структура здравоохранения


Здравоохранение – комплекс государственных, социальных, экономических, медицинских и др. мер, предпринимаемых обществом для охраны и улучшения здоровья членов этого общества. Характер здравоохранения определяется прежде всего социальным строем общества и государства. Поэтому принципы и характер здравоохранения в капиталистических и социалистических обществах различны, хотя цель единая - изучение здоровья и болезней, предупреждение и лечение их, сохранение здоровья и трудоспособности. Интернациональны методы здравоохранения, меры индивидуальной и комплексной профилактики, способы надзора и контроля за биосферой, методы диагностики, лечения болезней и т.п. Но для здравоохранения каждого государства характерны национальные особенности и традиции.[1]

Для возникновения и функционирования рынка услуг здравоохранения необходимы определенные социальные предпосылки. Чтобы понять, как должен функционировать сам рынок, необходимо признать существование фундаментальных вопросов, на которые любой рынок, в том числе рынок медицинских услуг, должен находить отпеты.

1. Сколько следует оказывать медицинских услуг, в каком количестве или  объеме необходимо имеющуюся часть ресурсов занять в практическом деятельности врачей?

2. Какой набор медицинских услуг наиболее полно будет удовлетворять потребности общества в них?

3. В какой организационно-правовой форме должна быть практическая деятельность врачей?

4. Кто должен получать медицинские услуги? Каким образом должна быть распределена медицинская помощь между членами и слоями общества?

Остановимся подробно на характеристике названных выше предпосылок.

Во-первых, здравоохранению всегда было присуще многообразие общественно-организационных форм профессиональной деятельности. В случае болезни каждый имел возможность получения медицинской помощи в нескольких вариантах: обратиться в поликлинику по месту жительства, в платную хозрасчетную поликлинику, в ведомственную поликлинику; к частнопрактикующему врачу; заняться самолечением. На данном этане речь идет не об образовании конкурентной среды в здравоохранении, а о придании ей соответствующих организационно-экономических форм функционирования.

Вo-вторых, неограниченное число участников конкуренции, равный, свободный доступ на рынок и выход из него. Это означает, что врач имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, получать прибыль. Формы предпринимательской деятельности могут быть различны: от деятельности частнопрактикующего врача до акционерной формы лечебно-профилактических учреждений.

В-третьих, равный допуск всех медицинских учреждений к имеющимся ресурсам: равные возможности приобретения медицинского оборудования, лекарственных препаратов, получения кредитов, привлечения рабочей силы. Все это создает эффект равных стартовых возможностей и делает реальным начало предпринимательства.

В-четвертых, наличие у каждого участника конкуренции полного объема рыночной информации о спросе на медицинские услуги, предложении, ценах, то есть возможность выбора услуги со стороны потребителя, пациента. Выбор осуществляется в нескольких вариантах. Первый - общие потребности в медицинских услугах, так или иначе присущие любому и каждому члену общества. Второй - групповые потребности (мужчины, женщины, старики и др.). Третий - индивидуальные потребности, которые могут иметься или отсутствовать у конкретного человека. К ним относятся потребности в услугах косметолога, сексопатолога, нарколога и т.д.

В-пятых, возможность регулирования, управления рыночными процессами в здравоохранении. Для медицинской деятельности данное обстоятельство имеет особое значение. Рыночные отношения призваны, не отвергая всеобщей, социально-нравственной, высокогуманной сущности здравоохранения, обеспечить необходимую экономическую основу.

Ее можно представить следующим образом.

По экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынок медицинских услуг; рынок лекарственных препаратов; рынок медицинского оборудования и техники; рынок научно-медицинских разработок; рынок труда медицинского персонала; рынок ценных бумаг.

По степени ограничения конкуренции: монополистический; олигополистический; монопольный; свободный.

По отношению к закону: легальный; нелегальный.

По территориальному признаку: местный; региональный; общенациональный; международный.

По характеру оказываемых медицинских услуг ("отраслевой"): стоматологический; урологический; хирургический и т.д.[2]

Медицина, здравоохранение – это отрасль профессиональной деятельности и одновременно социальная отрасль, входящая в общественное хозяйство, изначально подверженная регулированию. Это происходит через активную деятельность разнообразных общественных организаций, социальных групп населения, государства. Для осуществления этой функции государство имеет в своем распоряжении разнообразный набор социальных, экономических и административно-правовых форм и методов воздействия на хозяйственные процессы в здравоохранении.

К первой группе методом относится регулирование через формирование и использование бюджетных средств, предназначенных для покрытия нужд всей системы охраны и укрепления "социального" здоровья максимального числа граждан страны, включая затраты, связанные с подготовкой медицинских кадров, К экономическим методам относится создание государственных ведомственных служб здравоохранения. Речь идет о военной, транспортной, судебной медицинских службах, других специальных видах медицинского обеспечения, находящихся исключительно мод государственным контролем и лишь в этих рамках способных выполнять возложенные на них задачи.

Правовые методы – разработка, принятие и реализация законов, иных нормативных документов, устанавливающих порядок и регламентирующих социально-экономическую деятельность в здравоохранении, ее механизмы. Они функционируют благодаря взаимодействию трех основных параметров: спрос, предложение, цена. При этом спрос количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести пациенты за данный период по определенной цене. Более кратко можно определить спрос как платежеспособную потребность широких социальных групп населения в медицинских услугах. Бесполезно определять спрос без цены, так как он изменяется именно в зависимости от нее. Данная зависимость находит выражение в действии закона спроса: при прочих равных условиях спрос на услуги изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены на услуги пациент желает приобрести больше услуг (эффект дохода); во-вторых, услуга при снижении цены на нее дешевеет относительно других услуг и приобретать ее становится относительно выгоднее (эффект замещения).

На спрос воздействует не только цена, но и ряд других факторов. Детерминанты спроса (факторы, смещающие кривую спроса):

1.                           Уровень доходов населения (чем выше доход, тем больше возможность расходовать на получение медицинских услуг).

2.                           Изменения в социально-демографическом составе населения. Например, старение, увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание.

3.                           Численность пациентов в стране.

4.                           Изменение вкусов пациентов (мода на пластические операции привела к большому спросу на них).

5.                           "Форсирование спроса" на медицинские услуги (врачи иногда своими диагнозами и рекомендациями способны увеличить спрос на их услуги).

Предложение - это количество медицинских услуг, которое врачи могут оказать в определенный период населению. Зависимость между ценой и предложением прямая. Закон предложения гласит: предложение при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Другими словами, по мере роста цен производители предлагают пациентам большее количество услуг, а по мере их падения меньшее.

На предложение помимо цены воздействует ряд других факторов. Детерминанты предложения (факторы, вызывающие изменения кривой предложения):

1.                          Количество врачей (чем их больше, тем больше предложение медицинских услуг).

2.                          Стоимость медицинского оборудования (повышение ожидаемой стоимости медицинского оборудования в конце концов сокращает предложение медицинских услуг).

3.                          Технология оборудования (если оно совершенствуется, то снижаются издержки и оказывается большее количество).

4.                          Налоги (повышение снижает предложение).

5.                          Выход на рынок медицинских услуг новых конкурентов вне зависимости от цен увеличит предложение.

Цена как денежное выражение стоимости услуги формируется при взаимодействии на рынке носителей спроса и предложения пациента и производителя услуг (врача). Если вопрос о цене не решен, то услуга может быть оказана. Результатом этой рыночной операции является получение прибыли.

Социальные потребности в медицинских услугах характеризуются не устойчивостью, а изменчивостью. Предположим, на рынке медицинских услуг увеличился спрос. Это означает, что у пациентов возросла необходимость в получении данной услуги, и они согласны больше уплатить за нее. Увеличение социального спроса может происходить по многим причинам, например, повышение заработной платы, желание получить услугу в данный момент вследствие роста цен в будущем и т.д. Как реагирует на это изменение рынок? Первая реакция рыночного механизма - рост цен доходов медицинских учреждений, предоставляющих услуги данного типа. Вторая реакция – стремление предпринимателей вложить свои деньги в прибыльное дело. Поскольку дополнительный совокупный спрос увеличивает емкость рынка услуг, обостряется конкуренция между производителями, сумевшими оказать добавочное количество услуг. Преуспевает лишь тот, кто быстрее увеличит объем оказываемых медицинских услуг при одновременном снижении затрат и цен предложения. Это, естественно, происходит путем освоения прогрессивных технологий.

Положение на рынке вновь изменяется. Предложение подтягивается к спросу, повышенную цену невозможно удержать, она начинает снижаться в направлении новой отметки равновесия. Условия равновесия становятся иными.

В другой последовательности рынок реагировать на увеличение спроса не может, так как для организации дополнительного производства медицинских услуг требуется определенное время, а финансовой стороной такого увеличения как раз и послужат дополнительные доходы, полученные в результате роста цен.

Таким образом, рыночный механизм характеризуется способностью достигать социально подвижного, динамичного равновесия между спросом и предложением. Рынок в данном случае действует как саморегулирующаяся социальная система.

Социологи и экономисты в области здравоохранения многих стран попытались определить влияние недавнего увеличения численности врачей на равновесную цену их услуг и пришли к следующим выводам. Базисная модель спроса и предложения предсказывает, что увеличение предложения любой услуги снизит равновесную цену и повысит равновесное количество услуги. За последние два десятилетия число врачей увеличивалось намного быстрее, чем численность населения. При прочих равных условиях рост предложения услуг должен сократить их денежные доходы и увеличить количество медицинских услуг.[3]

Задание 2

Методика ценообразования в здравоохранении


Переход к рыночным отношениям в России поставил вопрос о ценообразовании во всех областях народного хозяйства на одно из первых мест. Говоря о цене на товар в системе здравоохранения, мы имеем в виду цену на медицинскую услугу, которая в полной мере наделена товарными свойствами.

Посредством рыночного механизма продавцы и покупатели взаимодействуют, чтобы определить цену и количество производимых благ. Следовательно, спрос, предложение и цена являются главными элементами экономических отношений на рынке.

При рассмотрении рынка медицинских услуг необходимо обратить внимание на факторы, определяющие спрос и предложение медицинских услуг, главным из которых является цена. При этом цены можно разделить на следующие три группы:

1 группа – высокие цены (первая цена) на услугу отражают ее уникальность, технологическую патентную защищенность, отсутствие на начальном этапе спроса (рынка спроса);

2  группа – низкие цены (цена прорыва или проникновения) на услугу, отражает простоту технического и технологического решения, низкие затраты, высокий и стабильный спрос, прочное финансовое положение фирмы;

3 группа – экспериментальные цены (когда подобного товара нет на рынке), отражают новизну функционального назначения, отсутствие данных о возникновении рынка сбыта и ценах.

Также немаловажно взаимодействие рынка медицинских услуг с рынком трудовых и материальных ресурсов. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов является производной от спроса на медицинские услуги, с другой – уровень цен, и в целом конъюктура на рынке ресурсов определяет потенциальные возможности и границы развития медицинских учреждений.

Снятие «сливок» на рынке, то есть установление с самого начала продвижения новой услуги с высокой ценой, в расчете на пациентов, готовых оплатить эту услугу. Данный вариант цены обычно применяют, когда речь идет о внедрении услуги происходит на таком сегменте рынка, где спрос не зависит от динамики цен. Такой подход оправдан, если есть уверенность в том, что в ближайшее время не появится аналогичная услуга. Кроме того, это возможно, когда разработка услуги имеет под собой мощную финансовую основу, новейшее оборудование и дорогостоящие НИОКР. В этом случае для конкурентов издержки для освоения аналогичной услуги оказываются слишком высокими. Сущность данной политики – максимизировать прибыль.

Цена внедрения и проникновения на рынок медицинских услуг предполагает, что медицинское учреждение устанавливает на новую услугу заниженную цену, чтобы привлечь как можно большее внимание пациентов и завоевать большую долю рынка. Установлению низкой цены способствуют следующие условия: пациентов привлекают низкие цены, что  ведет к расширению объема услуг, и напротив, подобные низкие цены часто затруднительны для существующих и потенциальных конкурентов. Если выбран такой путь, то нужно быть твердо уверенным в том, что конкуренты не смогут быстро прореагировать на уменьшение цен и существенно снизить цены на свои услуги.

Цена лидера на рынке медицинских услуг – данный вариант требует учитывать политику цен лидера в отрасли. Цена на новую услугу может отклоняться от цены медицинского учреждения – лидера, но только в определенных пределах, которые обусловливаются новыми уникальными характеристиками предполагаемой вами услуги по сравнению с существующими услугами лидера.

Чем меньше отличий вашей новой услуги от большинства предлагаемых услуг на конкретном рынке, тем ближе уровень цен на новые услуги к отраслевым «стандартам». Есть еще одно обстоятельство, предопределяющее необходимость использования этого подхода. Если медицинское учреждение сравнительно небольшое, то лучше устанавливать цены по аналогии с ценами лидеров.

«Психологическая» цена – цена, которая устанавливается ниже круглой цифры. Многие маркетологи считают, что цена должна выражаться нечетным числом. Данный подход очень популярен по нескольким причинам, в частности, потребителям нравится получать сдачу, им кажется, что это снижение цены, что учреждение идет на встречу своим пациентам.

Престижная цена – такого рода цены устанавливаются, как правило, на  «модные» медицинские услуги (пластические операции лица и т.п.). Чтобы установить такие цены, нужно быть уверенным в высокой репутации медицинского учреждения и в том, что в данный момент имеющиеся на рынке подобного рода услуги не обладают теми особенными свойствами, которые вы предлагаете. Практика показывает, что в таких случаях пациент готов платить более высокую цену и приобретать услугу только по цене не ниже определенного уровня.

В современных условиях цены на медицинские услуги, которые уже давно предлагаются на рынке, не могут устанавливаться в отрыве т постоянного совершенствования качества услуг. Естественно, все эти изменения должны производиться с учетом требований маркетинга, в соответствии с запросами и предпочтениями конкретных групп пациентов. Качественное совершенствование оказываемых услуг в отрыве от нужд и желаний конкретных пациентов сегодня вещь бессмысленная.

В решении этого вопроса значительное место отводиться маркетингу. Самое главное для медицинского учреждения – правильная выработка метода ценообразования. От того, какой подход выбран, зависят уровень прибыльности учреждения, возможность конкурировать с другими, а также постоянно привлекать к себе пациентов.

Перечислим основные виды цен, которые можно устанавливать на медицинские услуги.

Скользящая падающая цена на медицинские услуги.

Определяющим фактором при выборе такого подхода является соотношение спроса и предложения. По мере насыщения рынка медицинскими  услугами происходит постепенное снижение цен. При  определении перспективы в этом направлении руководителю медицинского учреждения необходимо проанализировать темпы роста оказываемых медицинских услуг, сопоставить с динамикой емкости рынка (прежде всего – по темпам изменения доходов потенциальных пациентов) и затем определить, на сколько процентов предстоит снизить цены в предстоящий период, чтобы обеспечить устойчивый объем реализации услуг. Данный вариант цены рассчитан на массовый спрос, на большую  группу пациентов. Условия рыночной конкуренции здесь характеризуется высокой чувствительностью (эластичностью) потребительского спроса к изменению цен. Поэтому некоторое понижение цен – один из способов привлечения пациентов.

Но этот подход требует постоянного снижения издержек на одну услугу как за счет приобретения новой аппаратуры, оборудования, так и за счет увеличения объема оказываемых медицинских услуг. Этот вариант называют “экономией на масштабе”.

Цена сегмента рынка. Безусловно, разные группы пациентов могут платить за одну и ту же услугу разную цену. Пациенты с высоким уровнем денежного дохода могут позволить себе  заплатить за услугу высокую цену, поскольку на них сильно действуют такие, например, факты, что в данном медицинском учреждении лечились известные артисты, политики и прочие представители «элиты»; они предъявляют повышенные требования к интерьеру помещения и т.п.

Люди же среднего достатка, естественно, будут вести себя по-другому. Поэтому, учитывая эти факторы, можно менять цены на услуги в зависимости от того, кому данные услуги предназначены. Следовательно, необходимо выбрать четко определенный круг пациентов, с которыми будет работать медицинское учреждение и которые готовы платить за получаемые услуги.

Гибкая цена. Устанавливается в зависимости от конъюктуры рынка медицинских услуг на данный момент времени. Использование такого подхода оправдано, если возможны сильные колебания спроса и предложения в относительно короткие промежутки времени (например, следует противостоять новым конкурентам, внедряющимся на рынок, применяя специальную заниженную цену, уникальное медицинское оборудование). Гибкая цена рассматривается как один из составных элементов системы маркетинга и продвижения услуги на рынок.

Преимущественная цена. Этот вид позволит  сохранить позиции и преимущества по отношению к уже имеющимся и новым конкурентам. В рамках этого подхода главная цель руководства учреждения – затруднить внедрение на рынок новых конкурентов, заставить их платить слишком высокую цену за право внедрения и, таким образом, сохранить за собой значительную долю рынка в будущем.

Рассмотренные виды цен, бесспорно следует использовать для повышения конкурентоспособности медицинского учреждения. Роль маркетинга в этом вопросе заключается в выбор оптимального подхода к установлению цен на оказываемые услуги, обеспечивающего перспективы их реализации, а также получение прибыли. Важно одновременно с выбором одного из подходов к ценообразования предпринять и другие меры по продвижению медицинских услуг на рынок для того, чтобы была обеспечена обратная связь, позволяющая руководству учреждения вносить изменения в ценовую стратегию.

В экономической теории в подходе к проблемам ценообразования к сегодняшнему дню четко обозначились следующие основные направления: теория спроса и предложения, теория полезности, теория трудовой стоимости, теория издержек производства  и др.

Учеными и практиками экономики, организации и управления здравоохранением в вопросах ценообразования медицинских услуг используются в той или иной степени три из пяти сложившихся направлений: теория спроса и предложения, теория трудовой стоимости, теория издержек производства. Теория полезности и ее современный вариант, теория предельной полезности медициной отбрасывается.

Изучая процессы ценообразования каждый сталкивается с тем, что цена товаров находится в зависимости от спроса и предложения. Цена товара прямо пропорциональна спросу на него и обратно пропорциональна его количеству.

На рисунке 1 показано две кривые: кривая спроса (а) и кривая предложения (б)









Из этого рисунка видно, что чем больше цена товара, тем меньше спрос на него и, наоборот, чем цена товара меньше, тем предложение меньше. Кривая спроса и кривая предложения пересекаются в точке С. В этой точке спрос на товары соответствует предложению, а цена всех устраивает. Эта точка С называется точкой равновесной цены. Именно по этой цене и будут продаваться товары на рынке в соответствии с теорией спроса и предложения.[4]

Насколько же методика ценообразования на основе спроса и предложения применима к здравоохранению. В соответствии с логикой теории спроса и предложения чем выше заболеваемость, тем более высокой должна была бы быть цена медицинской услуги. Особенно большой взлет цен должен был бы наблюдаться при эпидемиях, когда спрос на медицинские услуги значительно превышает предложение. Если в медицинском ценообразовании применять закон спроса и предложения, то уровень доходов врачей будет зависеть от заболеваемости и потребности на медицинские услуги. Если доход врачей будет снижаться с сокращением спроса на медицинские услуги, то у них может возникнуть желание поддерживать спрос на достаточно высоком уровне, так как от этого будет зависеть их финансовое положение. Далее, по законам маркетинга для социально-экономической самозащиты своих интересов медики должны были бы принимать меры: Работать на опережение возможной неблагоприятной для них рыночной ситуации и заранее моделировать желаемую им рыночную коньюктуру. А это означает, что они должны были бы приветствовать появление и рост заболеваемости, так как это позволило бы стабильно заполнять приемные пациентами. Но такое возбуждение экономического интереса у производителей медицинских услуг противоречит профессиональному предназначению врача и поэтому несовместимо с медициной. Но общество со своей стороны не должно подталкивать медиков, принуждать их к насилию над своей профессиональной совестью. Общество в целях ограждения врачей от диктата закона спроса и предложения должно вывести медицинскую деятельность из орбиты рыночной зависимости, создать врачам условия для нормального труда и воспроизводства медицинской деятельности, а также нормального жизненного обустройства врачей и их семей.

Недостаточная возможность объяснить формирование цен на основе спроса и предложения побудило экономистов начать поиск объективной основы цен, то есть центра, к которому они тяготеют, непосредственно в свойствах самого товара. Товары, с одной стороны, являются полезными вещами, полезными услугами, а с другой – продуктами производства, изготовление которых требует определенного количества труда, затрачиваемого на их производство. Развитие первой точки зрения привело к теории полезности, второй – к теории трудовой стоимости.

Сторонники первой теории считают, что чем полезнее продукт для человека, тем выше должна быть его стоимость и цена. Согласно составленной ими шкале потребностей, самую высокую стоимость должны были бы иметь пищевые продукты, а низкую – предметы роскоши. На самом деле все совершенно иначе. В виду этого несоответствия теории полезности общеизвестным фактом, многие экономисты пришли к выводу, что полезность не может быть тем общим, что делает товары соизмеримыми и определяет закон движения цен.  На этом основании теория полезности была признана несостоятельной. Абсурдность данной теории наиболее ярко видна в медицине. Нельзя объяснить более высокую цену за операцию на желудке тем, что она полезнее, чем лечение зуба. К тому же медицинские услуги качественно разнородны, несоизмеримы и не взаимозаменяемы. То, что полезно для одного пациента, может быть опасно для другого.

Таким образом, объяснить ценообразование в медицине на основе теории полезности невозможно.

Обратимся к теории трудовой стоимости. Остановимся на некоторых ее положениях, имеющих непосредственное отношение к методическим подходам исследования стоимости и цены медицинской услуги. Теория трудовой стоимости использует следующие основные экономические категории, взаимосвязанные друг с другом: общественно необходимые затраты, цена, издержки производства, рыночная стоимость, рыночная цена и т.д. Согласно этой теории, стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на его производство. Цена является денежным выражением стоимости. Чем больше труда требуется для изготовления того или иного товара, тем выше его стоимость и наоборот. Обмен товаров должен совершаться в соответствии с количеством общественно необходимого труда, затраченного на их производство. Закон стоимости требует, во-первых, чтобы на производство товара затрачивалось не более общественно необходимого времени; во-вторых, эквивалентного обмена товаров в среднем; в-третьих, чтобы сумма цен, являющихся денежным выражением стоимости, была равна сумме стоимостей.

При анализе использования этой теории в медицине необходимо обратить внимание на неординарность такого товара как медицинская услуга. Затраты труда, как и везде, должны быть общественно необходимыми, общественно признаваемыми. Это общественная признаваемость должна выражаться в согласии общества обеспечить в обмен на предоставляемые обществу в целом и личности в отдельности медицинской услуги возможность нормального производства и воспроизводства на общественно нормальном уровне. Рынок не может быть мерилом потребности общества в медицинской помощи и регулировать функционирование медицинского производства. Одно из объяснений этому состоит в том, что рынок имеет дело только с платежеспособными покупателями. Неплатежеспособных он просто выталкивает из рыночного потребления. Поэтому рыночный спрос не отражает полного, истинного спроса общества на те или иные товары или услуги.

При этом возникает вопрос - на какой спрос должна ориентироваться медицина: на платежеспособный или истинный. Сбрасывание с медицинского производства неплатежеспособного покупателя медицинских услуг чревато опасными медико-социальными последствиями также и для платежеспособных покупателей. Платежеспособные вынуждены считаться с неплатежеспособными и ради своей собственной безопасности. Например, если какой либо инфекционный больной окажется неплатежеспособным, то, если он не сможет лечиться, он нанесет вред здоровью и платежеспособным покупателям.

Таким образом, и теория трудовой стоимости не подходит для здравоохранения.

Для здравоохранения наиболее предпочитаемой теорией является теория издержек производства или затратный метод ценообразования. В соответствии с ним цены на медицинские услуги включают цену затрачиваемых на ее осуществление ресурсов (рабочей силы, лекарственных средств, материалов, оборудования и т.д.). При этом цена сложных работ рассчитывается как сумма цен ресурсов, используемых в простых работах, которые являются составляющими сложных работ.[5]


Задание 3

Определение предотвращенного экономического ущерба после проведенных лечебно-профилактических мероприятий (составить условие задачи, привести алгоритм решения, проанализировать полученные результаты)


Иванов С.П. обратился в частную клинику к невропатологу Севастьянову П.П. с диагнозом гипертония. Он объяснил свою ситуацию следующим образом: Иванов С.П. месяц назад обратился в поликлинику по месту жительства. Весь этот месяц он проходил различные исследования, по которым наконец-то удалось поставить диагноз – гипертония. Но лечение ему так и не назначили. Иванов С.П. пришел в частную клинику за помощью в качестве необходимого лечения. На данный момент больной уже понес экономический ущерб в сумме 5000 рублей за отсутствие на работе и 7000 рублей за проведенное лечение. Каков был бы предотвращенный экономический ущерб после проведения лечебно-профилактических мероприятий, если бы Иванов С.П. обратился сразу в Севастьянову П.П. Рассчитать данный показатель, если известно, что лечение у доктора Севастьянова П.П. стоит 2000 рублей, обследование стоит 1500 рублей. Курс лечения составляет 2 недели.

Решение:

В первом случае экономический ущерб составил 5 000 + 7 000 = 12 000 рублей. Эту сумму Иванов С.П. потерял в связи с обследованием. предотвращенный ущерб равен 0.

Экономический ущерб у доктора Севастьянова составил бы:

2 000 + 1 500 + 5 000/2 = 6 000 рублей. Но предотвращенный ущерб составил бы 2 500 рублей, т.е. сумму заработной платы за полмесяца.

Таким образом, получается, что Иванову С.П. нужно было бы сразу обратится к Севастьянову П.П.

Задание 4

Экономические отношения в системе здравоохранения. Способы оплаты медицинских услуг (составить 10 -15 тестовых заданий с единственно верным (неверным) ответом)


1.                          Выберите из списка определений то единственно верное, которое соответствует понятию «здравоохранении»:

 

А) Мероприятие или комплекс мероприятий, проводимых при заболеваниях или при непосредственной угрозе их развития, направленных на предупреждение заболевания и восстановление здоровья, имеющих самостоятельное, законченное значение и определенную стоимость.

Б) Система социально-экономических и медицинских мероприятий, цель которых сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом.

В) Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.


2.                          Каких способов оплаты медицинских услуг не существует:

 

А) Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента,

Б) Оплата наличными,

В) Добровольного медицинского страхования.


3.                          На что влияет система оплаты труда медицинских работников на экономическую эффективность здравоохранения:

 

А) Анализ действующие системы оплаты медицинских услуг, выявление ее сильных и слабых сторон,

Б) Разработку критериев оценки систем оплаты,

В) система оплаты влияет на структуру медицинской помощи, т.е. на соотношение между различными ее видами, прежде всего между амбулаторно-поликлинической и стационарной.


4.                          Какие стимулы система оплаты медицинских услуг не создает для первичного звена амбулаторно-поликлинической помощи:

 

А) Заинтересованность в рациональном расходовании собственных ресурсов, в первую очередь – параклинических услуг

Б) Заинтересованность звена в сохранении здоровья прикрепившегося населения и снижении частоты и тяжести обострений для хронических больных;

В) Заинтересованность в снижении длительности пребывания пациента в стационаре.


5.                          Какой экономический инструмент является одним из самых действенных механизмов повышения эффективности здравоохранения:

 

А) Система оплаты медицинской помощи,

Б) Выплата материальных поощрений медицинским работникам,

В) Применение обязательного медицинского страхования.


6.                          В целях обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи Правительство РФ ежегодно утверждает «Программу государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью», центральное место в которой принадлежит базовой программе ОМС. Программа не включает в себя:

 

А) Перечень видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам РФ бесплатно,

Б) Базовую программу ОМС,

В) Объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам РФ.


7.                          К какому признаку классификации рынка здравоохранения относится рынок медицинских услуг:

 

А) по степени ограничения конкуренции,

Б) По территориальному признаку,

В) По экономическому назначению объектов рыночных отношений.


8.                          Какие методы воздействия на хозяйственные процессы не существуют:

 

А) Экономические,

Б) Правовые,

В) Общественные.


9.                          Какое из перечисленных определений больше всего подходит к понятию «здоровье»:

 

А) Система социально-экономических и медицинских мероприятий, цель которых сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом.

Б) Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

В) Мероприятие или комплекс мероприятий, проводимых при заболеваниях или при непосредственной угрозе их развития, направленных на предупреждение заболевания и восстановление здоровья, имеющих самостоятельное, законченное значение и определенную стоимость.


10.                     Чему содействует эффективная система оплаты медицинских услуг

 

А) Обеспечению предсказуемости расходов на здравоохранение,

Б) Соотношению между различными ее видами, прежде всего между амбулаторно-поликлинической и стационарной.

В) Эффективности деятельности производителей медицинских услуг.



Список используемой литературы


1.                Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг. – М.: Книжный мир, 2004.

2.                Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой практике предприятия. – М.:ИНФА-М, 2003.

3.                Коммерческая деятельность учреждений здравоохранения. Документы. Комментарии. Ответы на вопросы. – М.: МЦФЭР, 1997.

4.                Макарова В.Д. Маркетинг услуг. – М.: Финансы и статистика, 2000.

5.                Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2001.

6.                Макарова Т.Н., Кричагин В.И., Мыльникова И.С., Индейкин Е.Н. Цены на медицинские услуги (из серии «Страхование здоровья: преимущества и недостатки»). – М.: Прогресс, 2004.


[1] Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг. – М.: Книжный мир, 2004.

[2] Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой практике предприятия. – М.:ИНФА-М, 2003.

[3] Макарова Т.Н., Кричагин В.И., Мыльникова И.С., Индейкин Е.Н. Цены на медицинские услуги (из серии «Страхование здоровья: преимущества и недостатки»). – М.: Прогресс, 2004.

[4] Коммерческая деятельность учреждений здравоохранения. Документы. Комментарии. Ответы на вопросы. – М.: МЦФЭР, 1997.

[5] Макарова В.Д. Маркетинг услуг. – М.: Финансы и статистика, 2000.