Содержание

Введение. 3

1. Налоговая система как экономический рычаг воздействия государства на рыночную экономику. 4

2. Налоги и налоговая система Российской Федерации. 4

3. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. 6

3. Объект налогообложения. Место и момент фактической реализации товаров (работ, услуг) 7

4. Объект налогообложения, место реализации и момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг) по налогу на добавленную стоимость. 9

5 Объект налогообложения, порядок уплаты налога на доходы физических лиц  11

6. Единый социальный налог: налогоплательщики, объект налогообложения. 12

7. Налог на прибыль организаций. 13

Заключение. 17

Литература. 18

Введение

Совершенно очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы финансовые средства. Источником финансовых ресурсов могут быть только средства, которые государство собирает со своих «подданных» - физических и юридических лиц. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Цель работы заключается в том, чтобы на основе положений статей Налогового кодекса Российской Федерации определить по отдельным видам налогов, установленных в Российской Федерации, объект налогообложения, место и момент реализации товаров (работ, услуг).

В работе поставлены следующие задачи:

-рассмотреть налоги и налоговую систему Российской Федерации на современном этапе;

-виды налогов и сборов в Российской Федерации;

-объект налогообложения. Момент и место фактической реализации товаров (работ, услуг) по отдельным видам налогов.

1. Налоговая система как экономический рычаг воздействия государства на рыночную экономику

Любое государство в условиях рыночной экономики широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность, исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности  и организационно  -  правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

2. Налоги и налоговая система Российской Федерации

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Основным документов, устанавливающим систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации является Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс).

Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. При этом она должна была способствовать определенному выравниванию уровней доходов всех групп населения, оказывать поддержку малоимущим, обеспечивать справедливое распределение налогового бремени по регионам.

К настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.

Первый принцип - физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства, т.е. те, кто получил выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг.

Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

Основными элементами налоговой системы являются:

-субъект налогообложения (плательщик);

-объект налогообложения прибыль (доход), оборот или имущество налогоплательщика, которые служат основой для исчисления налога;

-налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налога;

-правила исчисления и порядок уплаты налога;

-штрафы и другие санкции за неуплату налога;

-ставка налога - величина налога на единицу объекта налогообложения.

Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно, экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.

Согласно положений Кодекса под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[1]

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)[2].

3. Виды налогов и сборов в Российской Федерации

Прежде чем перейти к объектам налогообложения и моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), необходимо определить какие же виды налогов будут взиматься.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные[3].

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Остановимся более подробно на федеральных налогах, так как именно они являются основой доходной части консолидированного бюджета.

К федеральным налогам и сборам относятся[4]:

-налог на добавленную стоимость;

-акцизы;

-налог на доходы физических лиц;

-единый социальный налог;

-налог на прибыль организаций;

-налог на добычу полезных ископаемых;

-налог на наследование или дарение;

-водный налог;

-сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

-государственная пошлина.

3. Объект налогообложения. Место и момент фактической реализации товаров (работ, услуг)

Что же является объектом налогообложения? Как правило, для каждого налога устанавливается соответствующий объект налогообложения - прибыль (доход), оборот или имущество налогоплательщика, которые служат основой для исчисления налога.

Согласно ст. 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Согласно этой же статьи не признается реализацией товаров, работ или услуг:

-осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

-передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

-передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

-передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

-передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

-передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

-передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

-изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;

-иные операции в случаях, предусмотренных Кодексом.

Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с положениями второй части Кодекса отдельно по каждому виду налога.

4. Объект налогообложения, место реализации и момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг) по налогу на добавленную стоимость.

Объектом налогообложения признаются следующие операции[5]:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 06.08.2001 N 110-ФЗ)

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Не признаются объектом налогообложения: (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса;

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

5) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

6) операции по реализации земельных участков (долей в них). (пп. 6 введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 109-ФЗ)

Местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств[6]: (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

-товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;

-товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Моментом определения налоговой базы в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения, если иное не предусмотрено пунктами 6 - 11 ст. 167 Кодекса, является[7]: (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг); (пп. 1 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

5 Объект налогообложения, порядок уплаты налога на доходы физических лиц

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.[8]

Исчисление и уплату налога производят следующие категории налогоплательщиков[9]:

1) физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества; (в ред. Федерального закона от 29.11.2001 N 158-ФЗ)

2) физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности; (пп. 2 введен Федеральным законом от 29.11.2001 N 158-ФЗ)

3) физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - исходя из сумм таких доходов;

4) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов;

5) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), - исходя из сумм таких выигрышей. (пп. 5 введен Федеральным законом от 30.05.2001 N 71-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).

6. Единый социальный налог: налогоплательщики, объект налогообложения

Налогоплательщиками налога (далее -налогоплательщики) признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

-организации;

-индивидуальные предприниматели;

-физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в п.1 признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам, выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в п.2 признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Указанные в п. 1 выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

-у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

-у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

7. Налог на прибыль организаций

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

-российские организации;

-иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью признается:

1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 настоящего Кодекса. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

К доходам относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации).

2) внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса с учетом положений главы 25.

Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 Кодекса с учетом положений настоящей главы 25.

Имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.

Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.

Пересчет указанных доходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания доходов в соответствии со статьями 271 и 273 Кодекса.

Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 Кодекса, подлежащей налогообложению.

Заключение


Создаваемая в стране целостная система налогообложения должна четко и недвусмысленно устанавливать перечень налогов, которые могут применяться на территории России, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, разграничить полномочия органов государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот по ним.

Налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.

В связи с тем, что налоговые взаимоотношения касаются практически каждого из нас и затрагивают личностные интересы, становится обязательным получение знаний налогового законодательства для широких масс, а не только для узкого круга специалистов.

В данной работе были рассмотрены положения отдельных статей Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся определения объектов налогообложения, места и момента фактической реализации товаров (работ, услуг).

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ, (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г.).

2. Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы (теория и российская практика). Учебное пособие. – М.: Международные отношения, 2002. – 272 с.

3. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 2001. – 384 с.

4. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 600 с.

5. Экономика: Учебник/ Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1999 – 816 с.



[1] Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ, (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г.). ст 8.

[2] ст.8

[3] Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ, (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г.). ст.12

[4] ст.13

[5] ст.146

[6] Ст.147

[7] Ст. 167

[8] Ст.209

[9] Ст.228