Содержание

Введение. 3

1 Принципы и структура оплаты труда. 4

1.1 Принципы оплаты труда медицинских работников. 4

1.2 Надбавки к заработной плате медицинских работников. 7

1.3 Надбавки за условия труда. 10

2. Финансирование оплаты труда работников здравоохранения из средств ОМС   12

Заключение. 17

Список литературы.. 18

Введение


Развитие рыночных отношений в России не могли обойти стороной здравоохранение. Система финансирования здравоохранения претерпела радикальные перемены как по структуре, так и по схеме финансирования. В советское время источником финансирования здравоохранения был прежде всего бюджет, в некоторой степени - средства предприятий и лишь в малой дозе средства населения (прежде всего в стоматологии).

В настоящее время структура финансирования медицинских учреждений существенно изменилась. В соответствии с реформой межбюджетных отношений каждый из бюджетов – федеральный, субъекта Федерации, муниципальный – стал финансировать только свои учреждения.

Возник и совершенно новый источник финансирования государственных обязательств в сфере здравоохранения – система обязательного медицинского страхования (ОМС), призванная не содержать медицинские учреждения, как это было в советские времена, а финансировать медицинские услуги, оказанные застрахованным гражданам в рамках территориальной программы обязательных государственных гарантий по оказанию медицинской помощи.

Вопрос оплаты труда  во все времена является одной из актуальнейших тем, особенно в сфере здравоохранения.

Цель данной работы – рассмотреть оплату труда медицинских работников при обязательном медицинском страховании. При этом необходимо отметить, что оплата труда медицинских работников, к которым относятся и работники стоматологических служб, находится под контролем выше стоящих органов управления здравоохранением и регулируется законодательно-нормативными актами, действующими в здравоохранении. Поэтому, необходимо также рассмотреть общие принципы, действующие в системе здравоохранения по оплате труда медицинских работников.


1 Принципы и структура оплаты труда

1.1 Принципы оплаты труда медицинских работников


Единые принципы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, находящихся на бюджетном финансировании, предусмотрены Положением об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденном приказом Минздрава РФ от 15.10.99 г. № 377. Оплата труда осуществляется на основе Единой тарифной сетки, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных действующим законодательством РФ.[1]

Размер тарифной ставки (оклада) заместителя руководителя устанавливается на 1-2 разряда ниже тарифной ставки (оклада) соответствующего руководителя[2].

Специалистам, работающим на селе, устанавливаются повышенные на 25% оклады по сравнению с окладами специалистов, работающих в городских условиях.

Оклады по должностям заместителей руководителей из числа медицинских работников устанавливаются на 10-20% ниже окладов соответствующих руководителей с учетом квалификационных признаков данного заместителя (наличие квалификационной категории, ученой степени, почетного звания).

Оклады по должностям медицинских работников устанавливаются с учетом наличия квалификационной категории, ученой степени и почетного звания.

Разряды оплаты труда медицинских работников в соответствии с Единой тарифной сеткой определяются тарификационной комиссией. По результатам тарификации составляется ежегодно тарификационный список на 1 число года.


Должностной оклад (месячная тарифная ставка) работников, занятых в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда, формируется из оклада по соответствующему разряду оплаты Единой тарифной сетки и повышений к нему.

Размер заработной платы работника определяется исходя из  должностного оклада по занимаемой должности и других условий оплаты, предусмотренных действующими нормативными актами.

Оплата труда работников по совместительству, по замещаемым должностям, за работу без занятия штатной должности, а также на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени исходя из должностного оклада, либо в зависимости от выработки, исходя из сдельных расценок, доплат, надбавок и выплат компенсационного характера, предусмотренных действующими нормативными актами.

Определение размеров заработной платы по основной и замещаемой должностям (видам работ), а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей (виду работ).

Заработок работника предельными размерами не ограничивается.

Изменение размеров окладов (ставок) и надбавок за продолжительность непрерывной работы производится в следующие сроки:

·        при изменении разряда оплаты труда – согласно даты приказа по медицинскому учреждению;

·        при присвоении почетного звания «Народный врач» и «Заслуженный врач» - со дня присвоения почетного звания;

·        при присвоении квалификационной категории – согласно даты приказа органа (учреждения), при котором создана аттестационная комиссия;

·        при присуждении ученой степени: кандидата наук – с даты решения диссертационного совета после принятия решения ВАКом России о выдаче диплома; доктора наук – с даты принятия решения ВАКом России о выдаче диплома;

·        при изменении стажа непрерывной работы – со дня достижения стажа, дающего право на увеличение размера надбавки, если документы, подтверждающие непрерывный стаж, находятся в учреждении, или со дня предоставления необходимого документа, подтверждающего непрерывный стаж.

Учреждения здравоохранения, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных средств  самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах окладов (ставок), определяемых на основе Единой тарифной сетки.

Оплата труда руководителей, специалистов, служащих и рабочих учреждений здравоохранения, не предусмотренные указанным Положением, производится в порядке, установленном для соответствующих бюджетных организаций, и в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками служащих и профессий рабочих, с учетом условий, предусмотренных для работников учреждений здравоохранения.

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на компенсационную выплату в процентах к должностным окладам за работу с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, а также иные льготы, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.[3]

Перечень категорий работников, имеющих право на повышение заработной платы, надбавки и доплаты к заработной плате, а также на другие виды компенсаций и льгот, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Соотношение элементов, формирующих заработную плату работников здравоохранения представляют собой следующую структуру:[4]

а) тарифная часть – оплата по тарифным ставкам и должностным окладам;

б) надтарифная часть, включающая в себя:

-         дополнительную оплату (надбавки, доплаты и т.д.);

-         премиальную часть.

Во всех случаях доплаты к должностным окладам (ставкам) работников предусматриваются в процентах, абсолютный размер каждой доплаты исчисляется из должностного оклада (ставки) без учета других надбавок и доплат.


1.2 Надбавки к заработной плате медицинских работников


Надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения из средств ОМС устанавливаются в размере 30 процентов оклада (ставки) за первые три года и по 25 процентов - за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 80 процентов оклада:[5]

- врачам и среднему медицинскому персоналу расположенных в сельской местности: участковых больниц и амбулаторий, в том числе линейных; больниц, входящих в состав окружных медицинских центров и медицинских центров, подведомственных Минздраву России; домов-интернатов всех типов;

- среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов;

- заведующим терапевтическими и педиатрическими отделениями поликлиник, а также участковым терапевтам и педиатрам, участковым медицинским сестрам терапевтических и педиатрических территориальных участков;

- фельдшерам, работающим на территориальных терапевтических и педиатрических участках в поликлиниках и поликлинических отделениях;

- врачам пунктов (отделений) медицинской помощи на дому;

- врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей);

- врачам, в том числе председателям и главным экспертам, врачебно-трудовых экспертных комиссий;

- врачам-фтизиатрам, и среднему медицинскому персоналу противотуберкулезных учреждений (подразделений), работающим на фтизиатрических участках по обслуживанию взрослого и детского населения.

Надбавка выплачивается по основной должности исходя из оклада (ставки), установленной по разрядам оплаты труда Единой тарифной сетки, без учета повышений за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда, других повышений, надбавок и доплат.

В стаж непрерывной работы для, дающего право на получение надбавок засчитывается время непрерывной работы как по основной, так и по совместительству в учреждениях здравоохранения, а также:

- время пребывания в интернатуре на базе клинических кафедр высших медицинских образовательных учреждений;

- время пребывания в клинической ординатуре, а также в аспирантуре и докторантуре по клиническим и фармацевтическим дисциплинам в высших учебных образовательных и научно-исследовательских учреждениях;

- время работы в централизованных бухгалтериях при органах и учреждениях здравоохранения, при условии, если за ними непосредственно следовала работа в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения;

- время выполнения в учреждениях здравоохранения лечебно-диагностической работы, заведование отделениями и дополнительные дежурства, осуществляемые работниками государственных медицинских высших образовательных учреждений, в т.ч. учреждений дополнительного медицинского образования, и научных организаций клинического профиля;

- время работы на должностях руководителей и врачей службы милосердия, медицинских сестер милосердия, в т.ч. старших и младших, обществ Красного Креста и его организаций;

- время непрерывной работы, как по основной работе, так и работе по совместительству, на врачебных и фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями предприятий (учреждений и организаций) независимо от форм собственности;

- время службы (работы) в военно-медицинских учреждениях (подразделениях) и на медицинских (фармацевтических) должностях в Вооруженных Силах СССР, СНГ и Российской федерации, а также в учреждениях здравоохранения системы КГБ, ФСБ России, МВД России, МЧС России, ФАПСИ, ФСЖВ России, СВР России, ФПС России и ФСНП России, ГТК России, Минюста России;

- время нахождения на действительной военной службе (в органах внутренних дел) лиц офицерского состава (рядового и начальствующего состава органов внутренних дел), прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных с действительной военной службы (из органов внутренних дел) по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, если перерыв между днем увольнения с действительной военной службы (из органов внутренних дел) и днем поступления на работу в учреждение здравоохранения и социальной защиты населения не превысил 1 года. Ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва.

- время работы в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения в период учебы студентам медицинских высших и средних образовательных учреждений, независимо от продолжительности перерывов в работе, связанных с учебой, если за ней следовала работа в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения;

- время непрерывной работы в приемниках-распределителях МВД России для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;

- время работы на выборных должностях в органах законодательной и исполнительной власти и профсоюзных органах;

- время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность), а также время вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе;

- время работы в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения стран СНГ, а также республик, входивших в состав СССР до 01.01.1992 г.;

- время по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет;

- время службы в Вооруженных Силах СССР, органах внутренних дел и государственной безопасности СССР и пребывание в партизанских отрядах в период Великой Отечественной войны, а также выполнения интернационального долга, в том числе нахождения военнослужащих в плену, при наличии справки военкомата;

1.3 Надбавки за условия труда


Работникам учреждений здравоохранения в пределах выделенных бюджетных ассигнований могут устанавливаться надбавки за применение в работе достижений науки и передовых методов труда, высокие достижения в работе, выполнение особо важных или срочных работ (на срок их проведения), а также напряженность в труде.

Надбавки начисляются на оклад (ставку) и предельными размерами не ограничиваются.

Надбавки устанавливаются на определенный срок, но не более одного года, приказом по учреждению по согласованию с выборным профсоюзным органом на основании представления руководителя структурного подразделения. Надбавки отменяются при ухудшении показателей в работе или окончании особо важных или срочных работ.

Руководителям учреждений здравоохранения (главным врачам, директорам, заведующим, начальникам) надбавки устанавливаются решением вышестоящего органа управления здравоохранением за работу, направленную на развитие учреждения, применение в практике учреждения передовых методов диагностики и лечения больных, новых лекарственных средств и медицинского оборудования, передовых методов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Во всех случаях, когда в соответствии с действующим законодательством  устанавливаются надбавки к окладам (ставкам) работников, надбавки предусматриваются в процентах, абсолютный размер которой исчисляется из оклада (ставки) без учета других повышений, надбавок и доплат.

Кроме того, для врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения могут вводиться "дежурства на дому".

Эти дежурства вводятся в пределах баланса рабочего времени соответствующих работников за учетный период, как правило, месячный, по основной должности и должности, занимаемой по совместительству.

В отдельных случаях, как исключение, указанные дежурства могут вводиться с согласия работника и за пределами нормы рабочего времени как по основной, так и по совмещаемой должностям. Указанные дежурства не могут рассматриваться как сверхурочная работа.

Время, затраченное на "дежурство на дому", как в дневное, так и в ночное время, учитывается как полчаса за каждый час дежурства.

В случае вызова работника в учреждение время, затраченное на оказание медицинской помощи, оплачивается из расчета должностного оклада врача или среднего медицинского работника за фактически отработанные часы с учетом времени переезда.

Доплата за работу в ночное время производится только за фактическое время, затраченное на оказание медицинской помощи с учетом времени переезда.

Оплата труда врачей-консультантов, не являющихся штатными работниками учреждений здравоохранения, производится по ставкам почасовой оплаты труда:

2. Финансирование оплаты труда работников здравоохранения из средств ОМС


На сегодняшний день одним из основных источников финансирования оплаты труда медицинских работников являются средства обязательного медицинского страхования.

Оплата труда медицинских работников из внебюджетных средств (средств обязательного медицинского страхования) осуществляется по тем же принципам, что и из бюджета, и имеет такую же структуру.

При этом необходимо отметить, что в части финансирования медицинских учреждений на оплату труда из средств обязательного медицинского страхования ситуация на различных территориях субъектов РФ складывается по - разному.

На территории Новосибирской области финансирование на оплату труда медицинских работников, осуществляющих деятельность в системе ОМС, регулируется постановлениями Главы администрации НСО. Так, Постановлением губернатора области от 21 марта 2005 года №152 "О порядке финансирования ЛПУ в системе ОМС" установлено, что своевременную оплату медицинской помощи, оказанной лечебно-профилактическими учреждениями, работающими в системе обязательного медицинского страхования, финансирует Новосибирский фонд обязательного медицинского страхования по следующим подстатьям экономической классификации расходов:

211 - заработная плата;

213 - начисления на оплату труда.

Первым этапом при определении фонда оплаты труда является формирование штатного расписания медицинского учреждения, которое утверждается главным врачом после согласования с вышестоящим органом управления здравоохранением.

Штатное расписание формируется на основе тарификационного списка и тарифных окладов с учетом действующего законодательства РФ по оплате труда, в частности Трудового кодекса РФ, включающий в себя:

·        тарифный оклад;

·        доплата за наличие ученой степени;

·        доплата за наличие почетного звания;

·        доплата за руководство структурным подразделением;

·        доплата в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда;

·        доплата за работу в ночное время (оказание экстренной и неотложной помощи) в размере 100% должностного оклада;

·        надбавка за непрерывный стаж работы в здравоохранении. Устанавливается в размере 30% оклада за первые три года  и по 15% за каждые последующие, но не выше 60%;

·        обязательные начисления на фонд оплаты труда.

Сформированный фонд оплаты труда согласно Постановлению Главы администрации НСО перечисляется ежемесячно Областным фондом обязательного медицинского страхования в медицинские учреждения.

Таким образом, фонд оплаты труда, финансируемый из средств обязательного медицинского страхования, на территории Новосибирской области является величиной фиксированной и не зависит от объема выполненных работ.

Оплата труда в бюджетной сфере производится на основе тарифной системы, в основу которой положена совокупность нормативов, при помощи которых оплата труда дифференцируется в зависимости от сложности и условий работы, степени квалификации, качества труда работника и других факторов.

К числу основных нормативов, образующих тарифную систему оплаты труда, относятся:

-         тарифно-квалификационные справочники;

-         тарифные ставки;

-         тарифная сетка;

-         тарифные коэффициенты;

-         схемы должностных окладов;

-         нормы труда.

Тарифная ставка (оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени (час, день, месяц).[6]

Федеральным законом от 1 октября 2003 г. №128-ФЗ «О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» и Постановлением Правительства РФ от 02.10.2003 № 609 «О повышении тарифный ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы»  С 1 октября 2003 года введены новые тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, размеры которых колеблются от 600 рублей за 1 разряд оплаты труда до 2700 рублей за 18 разряд оплаты труда (см. табл. 1).

Таблица 1

 Тарифные оклады

Разряд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Тарифные

Коэф-ты

1,0

1,11

1,23

1,36

1,51

1,67

1,84

2,02

2,22

2,44

2,68

2,89

3,12

3,36

3,62

3,9

4,2

4,5

Тарифные

600

670

740

820

910

1010

1110

1220

1340

1470

1610

1740

1880

2020

2180

2340

2520

2700

Ставки




















Оклады по должностям медицинских работников устанавливаются с учетом наличия квалификационной категории, ученой степени и почетного звания.

Разряды оплаты труда медицинских работников в соответствии с Единой тарифной сеткой определяются тарификационной комиссией. По результатам тарификации составляется ежегодно тарификационный список на 1 число года по форме, приведенной в таблице 2.

Таблица 2

Тарификационный список медицинских работников

1

Ф.И.О.

2

Наименование должности

3

Квалификационная категория, дата присвоения

4

Разряд оплаты труда по занимаемой должности с учетом наличия квалификационной категории

5

За руководство структурными подразделениями

Увеличение разряда

(количество разрядов)

6

За наличие ученой степени

7

За наличие почетного звания

8

Итого разряд оплаты труда (гр. 4 + гр. 5, 6, 7)

9

Размер увеличения сверх 18 разряда (в процентах)

10

Итого оклад (гр. 8 + гр. 9) в руб.

11

Оклад специалиста на селе (гр. 10 с учетом повышения на 25%)

12

Объем работы по данной должности (1.0, 0.75, 0.5, 0.25) с указанием вида работы (основная совместительство)

13

Итого месячный оклад (гр. 10 или гр. 11 * гр. 12)

14

В %

Повышение оклада в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда

15

В руб.

16

В %

Другие повышения оклада, предусмотренные действующим законодательством

17

В руб.

18

Месячный должностной оклад с учетом объема работы (гр. 13+15+17)

19

Стаж непрерывной работы

20

В %

Размер надбавки

(гр. 13 * гр. 20)

Надбавка за продолжительность непрерывной работы в здравоохранении

21

В руб.

22

Итого месячный фонд заработной платы по тарификационному списку (гр. 18 + гр. 21)

23

Дополнительные сведения


К примеру для работников стоматологических поликлиник квалификационная категория (гр. 3 таблицы 2) согласно указанного выше приказа Минздрава №377 следующая:

·        Зубной врач, старшая медицинская сестра:

не имеющий квалификационной категории                     -   9 разряд:

имеющий II квалификационную категорию                    -  10 разряд;

имеющий I квалификационную категорию                      -  11 разряд;

имеющий высшую квалификационную категорию         – 12 разряд.

·        Медицинская сестра, рентгенолаборант, зубной техник:

не имеющий квалификационной категории                   - 6-7 разряд:

имеющий II квалификационную категорию                    -  7-8 разряд;

имеющий I квалификационную категорию                      -  8-9 разряд;

имеющий высшую квалификационную категорию         – 9-10 разряд.

·        Старший зубной техник:

не имеющий квалификационной категории                     -   8 разряд:

имеющий II квалификационную категорию                    -    9 разряд;

имеющий I квалификационную категорию                      -  10 разряд;

имеющий высшую квалификационную категорию         – 11 разряд.

В рамках данной работы не имеет смысла перечислять тарифные коэффициенты по всем категориям работников, работающих в здравоохранении. Достаточно сказать, что на каждую категорию определен свой тарифный коэффициент.

Необходимо отметить, что во всех случаях, когда повышение окладов работников предусматривается в процентах, абсолютный размер каждого повышения исчисляется из оклада без учета других повышений, надбавок и доплат.

Заключение


Существующая на сегодняшний день система здравоохранения находится в кризисном состоянии. Капиталоемкость данной сферы делает невозможным ее переход на рыночные рельсы без участия государства. Поэтому, чем большее значение государство придает социальной значимости обязательного медицинского страхования, тем больше дополнительных возможностей для восстановления здоровья граждан, а в целом, и для восстановления его экономики, оно имеет. Программа ОМС стала первым шагом в оздоровлении отрасли медицинских услуг.

Создав внебюджетные фонды ОМС, имеющих целевое назначение – финансирование системы обязательного медицинского страхования, государство тем самым обеспечило регулярное финансирование оплаты труда медицинских работников.

В данной работе были рассмотрены основные принципы финансирования на оплату труда медицинских работников, которые заключаются в следующем:

- оплата труда медицинских работников регламентируется действующими нормативными актами и имеет усложненную структуру, которая представляет собой соотношение элементов, формирующих заработную плату:

·        тарифная часть – оплата по тарифным ставкам и должностным окладам;

·        надтарифная часть – дополнительная оплата (надбавки, доплаты и т.д.) и премиальная часть;

Особо следует подчеркнуть, что первые два элемента являются величинами фиксированными, устанавливаются на начало года и согласовываются с вышестоящим органом управления здравоохранением.

Порядок финансирования оплаты различен на территориях субъектов РФ. Так, в Новосибирской области порядок финансирования оплаты труда из средств ОМС устанавливается постановлениями губернатором области.


Список литературы


1.     Постановлением Правительства РФ от 02.10.2003 № 609 «О повышении тарифный ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы»

2.     Постановлением Минтруда РФ «Об установлении надбавок за продолжительность непрерывной работы врачам, провизорам и другим работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения» от 08.10.1992 № 18 (с изменениями от 30.02.1998 г. № 4, 03.05.200 г. № 37)

3.     Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (ред. от 05.08.2003)

4.     Постановлением губернатора Новосибирской области от 21 марта 2005 года №152 "О порядке финансирования ЛПУ в системе ОМС"

5.     Александрова А.Б. Заработная плата на современном предприятии. – М.: Книжный мир, 2002.

6.     Волгин Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба. Анализ, проблемы, решения. – М.: Экзамен, 2004

7.     Кадыров Ф.Н. Экономическая служба лечебно-профилактического учреждения. М.: Грантъ, 2000 г.

8.     Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г.), ст. 64





[1]Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (ред. от 05.08.2003)

 

[2] Постановлением Правительства РФ от 02.10.2003 № 609 «О повышении тарифный ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы»

[3] Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г.), ст. 64

[4] Кадыров Ф.Н. Экономическая служба лечебно-профилактического учреждения. – М.: Грантъ, 2000. с. 582

[5] Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (ред. от 05.08.2003)


[6] Александрова А.Б. Заработная плата на современном предприятии. – М.: Книжный мир, 2002. – с. 16