Содержание

 

Введение. 3

1. Понятие бизнес-плана. Классификация его разновидностей. 5

2. Цели и функции бизнес-плана. 7

3. Этапы разработки бизнес-плана. 11

4. Структура бизнес – плана. 15

Заключение. 20

Список литературы.. 22

Введение


Центральным звеном организации любого дела, его стержнем является планирование. Раньше, при наличии государственного управления, вопросы планирования решались централизованно, и у предприятий оставалась единственная функция – вовремя выполнить поступивший «сверху» план, получить премии и ждать следующего плана.

В условиях рыночной экономики большинство коммерческих фирм не имеют официально принятых планов. Нет и механизма планирования. Планирование подменяется различными решениями собственников и управленцев о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, в лучшем случае, рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентации на перспективу. Это можно объяснить быстрым изменением рыночной ситуации, малочисленностью управленческого персонала на предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит в тупик и таких опытных руководителей.

О допущенных ошибках, просчетах, потерях становится известно только при сдаче баланса, хоты и обстоятельные отчеты о финансовых результатах не смогут вернуть потерянные деньги и время. По этой причине многие предприятия оказались в сложном финансовом положении или вообще на грани банкротства.

Принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, никогда не заменит планирования: разработки долгосрочного и перспективного бизнес-плана. С его помощью можно привлечь необходимые в данный момент финансовые ресурсы. Он поможет двигаться в море рыночных отношений.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Этот план дает характеристику процесса функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь выполнения поставленных задач, в первую очередь - повышения прибыльности компании. Хорошо разработанный план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять более глубокие перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Первоочередной задачей при разработке бизнес-планов должно быть изучение и знание рынка своей продукции. Прежде чем начинать производство предприятие  должно получить надежные гарантии того, что продукция будет реализована на условиях, выгодных для продавца и приемлемых для покупателя. Кроме того, при разработке бизнес-плана определяется такой ключевой момент как источники финансирования запланированного мероприятия.

Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия или проекта, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.[1]

Изложенные аспекты обусловливают актуальность темы данной работы «Бизнес-план – основная форма бизнес-планирования». Из актуальности темы вытекает цель исследования – рассмотреть теоретические основы внутрифирменного планирования в виде бизнес-плана.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

·        исследовать функции бизнес-планирования;

·        определить этапы разработки бизнес-плана;

·        охарактеризовать структуру бизнес-плана.

1. Понятие бизнес-плана. Классификация его разновидностей


Бизнес-план – это программа осуществления бизнес-операций, действия фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности[2].

Многообразие бизнес-планов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут существенно различаться сферой приложения, составом предметной области, масштабом, деятельностью, составом участников, степенью сложности, влиянием результатов и т.д.

Множество разнообразных бизнес-проектов может быть классифицировано по различным основаниям:

·        тип проекта – технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;

·        класс проекта – по составу и структуре проекта и его предметной области;

·        масштаб проекта – по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир;

·        длительность проекта – по продолжительности периода осуществления проекта;

·        сложность проекта – например, по степени финансовой, технической или другой сложности;

·        вид проекта – по характеру предметной области проекта.

По предложенным основаниям можно выделить основные разновидности бизнес-планов:

·        тип проекта – технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;

·        класс проекта – моно-, мульти-, мегапроект.

Как следует из названия каждого из трех классов проектов:

монопроект – это отдельный проект различного типа, вида и масштаба;

мультипроект – это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления;

мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно и мультипроектов.

Масштабы проекта могут быть мелкими, средними, крупными и очень крупными. Это деление проектов очень условное. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме – межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.

Бизнес-план является основной составляющей делового проекта. Он составляется для принятия обоснованного решения и плана действий, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности бизнес-проекта. Бизнес-план является главным документом для кредиторов и основным инструментом для исполнителей. От правильности составления этого документа зависят получение одобрения проекта и его жизнеспособность.[3]

Процесс бизнес-планирования – это последовательное изложение ключевых моментов проекта, убеждающих партнера или инвестора в его выгодности и необходимости участия в нем.

Ключевые моменты бизнес-планирования – это:[4]

§  обоснование возможности, необходимости и объема выпуска продукции (работ, услуг);

§  выявление потенциальных потребителей;

§  определение конкурентоспособности продукта на рынке;

§  определение своего сегмента рынка;

§  достижение показателей различных видов эффективности;

§  обоснование достаточности капитала у инициатора проекта и выявление возможных источников финансирования.

Бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает проект с позиции всех главных признаков, отличающих проект как стратегическое решение от текущих управленческих мероприятий.

«Проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для создания новых продуктов или услуг. Новизна и неповторимость проекта ограничена временными рамками, за пределами которых проект теряет свою ценность, становится невостребованным внешней средой.

Каждый проект несет в себе целенаправленные изменения среды, в которой он осуществляется. Безусловно, для создания и реализации проектов требуются ограниченные ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, технические.

Если проект создается и реализуется в конкурентной среде, то для обоснования его эффективности требуется разработка бизнес-плана. В условиях отсутствия конкуренции инициатор проекта ограничивается технико-экономическим обоснованием.

В успешном завершении проекта заинтересованы все его участники. Следовательно, бизнес-план должен содержать аргументированную информацию, удовлетворяющую их интересы. Так:

- руководитель проекта и команда - долю в полученной прибыли, вознаграждение по результатам работы (в случае работы по найму заказчика проекта), повышение профессионального рейтинга;

- заказчик (владелец) - доходы от реализованного проекта, внедрение новых бизнес-процессов в деятельность организации, реинжиниринг действующих бизнес-процессов и в конечном итоге преобразование организации в заданном стратегическом направлении;

- органы власти - налоги со всех участников, а также решение социальных, экономических, экологических и других проблем региона, на территории которого реализуется проект;

- потребители - товары и услуги;

- инвесторы - возврат вложенных капиталов с процентами, условия стабильной прибыльной деятельности в выбранной стратегической зоне хозяйствования;

- другие заинтересованные стороны - удовлетворение своих экономических и неэкономических интересов.

Основная ценность бизнес-плана определяется тем, что он:

- дает возможность определить жизнеспособность организации в условиях конкуренции;

- содержит ориентир, как должна развиваться организация;

- служит важным инструментом обоснования для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие зарубежные банки и инвестиционные организации отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, руководителем лишь подписан. Это не означает, что не следует пользоваться услугами консультантов, наоборот, привлечение консультантов, как правило, приветствуется инвесторами. Вместе с тем, включаясь в эту работу лично, руководитель организации как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя и сам замысел, и себя: хватит ли у него сил обеспечить успех проекту и двинуться дальше?

Следует отметить, что бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется на 2-3 года, то есть именно на период реализации стратегического проекта. При этом для первого года основные показатели рекомендуется представлять в помесячной разбивке, для второго - в квартальной, и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями.

В зависимости от степени проработки исходного материала различают экспресс-бизнес-план, технико-экономическое обоснование проекта, рабочий бизнес-план, бизнес-план как инвестиционная заявка.

Бизнес-план должен учитывать реальные условия инвестиционной политики, действующие в России. Если для проекта предполагается получить заемные средства от нескольких инвесторов, то необходимо на предварительном этапе иметь информацию об условиях инвестирования. Инвесторы, в том числе и государственные, предъявляют жесткие требования к содержанию проектов, определяют продолжительность краткосрочных и долгосрочных кредитов, уровень процентной ставки за кредит, минимальные и максимальные объемы кредитной суммы.

В случае представления бизнес-плана как инвестиционной заявки на получение финансовых ресурсов из федерального бюджета необходимо учитывать требования Минэкономразвития РФ. Среди них:

- государственный инвестор инвестирует только капиталовложения. Финансовые ресурсы под оборотные средства не выделяются;

- государственный инвестор, прежде всего, поддерживает научно-технические проекты, обеспечивающие развитие отечественного производителя, способствующие формированию дополнительных рабочих мест для высококвалифицированного персонала, решающие экологические проблемы регионов;

- государственная поддержка осуществляется на конкурсной основе только тех проектов, в реализацию которых организация (предприятие) вкладывает определенную долю собственных средств.

Таким образом, бизнес-план – это обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях и рабочий инструмент, который при умелом использовании поможет управлять организацией.


2. Цели и функции бизнес-плана


Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Другие цели разработки плана бизнеса могут быть различными, например:

- уяснить степень реальности достижения намеченных результатов;

- доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

- убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и др.

Бизнес-план, также, призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

- определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;

- оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

- выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

- проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

- просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.[5]

Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция - планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать денежные средства - ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени. Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его размера.

Бизнес-план – это обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях и рабочий инструмент, который при умелом использовании поможет управлять предприятием. [6]

Бизнес – планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес – линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или уже действующему). Бизнес – план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление.

Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками приведен на рисунке 1.[7]

 














Рисунок 1. Процесс бизнес-планирования


При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде.[8]

1) Необходимость. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.

2) Непрерывность. Процесс планирования должен осуществляться постоянно путем последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов и скользящего планирования.

3) Эластичность и гибкость. Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем введения плановых резервов по основным показателям, применение эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных, использование оперативных планов для учета возникающих изменений среды; использование альтернативных планов.

4) Единство и полнота (системность). Системность достигается тремя основными способами: наличием единой экономической цели, составлением общего сводного плана социально-экономического развития, включением в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений.

5) Точность и детализация. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели.

6) Экономичность. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.

7) Оптимальность. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений. Оптимальность выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.

8) Связь уровней управления. Достигается тремя способами: детализацией планов «сверху - вниз»,  укрупнением планов «снизу-вверх», частичным делегированием полномочий.

9) Участие. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.

Особой областью бизнес – планирования является стратегическое планирование, которое необходимо, если предприятие собирается работать долго и при этом находиться в выигрышном положении в конкурентной борьбе. Долгосрочное планирование создает своего рода «оборонительный рубеж» для предприятия.

Стратегический план представляет собой результат разработки общего направления развития предприятия. Любое предприятие создается для какой-либо определенной цели, являющейся основой ее существования, а все дальнейшие действия направлены на реализацию поставленной цели.

Таким образом, можно выделить два уровня бизнес – планирования:

Во–первых, стратегическое планирование, позволяющее:

·     устанавливать или изменять цель создания предприятия, оценивать ее положение на текущий момент;

·     решать, каким хотели бы видеть предприятие его руководители через 3-5 лет;

·     определять круг задач, необходимых для укрепления положения и продвижения предприятия на рынке производства товаров (работ, услуг).

Во-вторых, бизнес – планирование, представляющее собой тщательную проработку реализации конкретного мероприятия, детализацию отдельного этапа стратегического плана.

Таким образом, бизнес –план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации, а также позволяет проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор приоритетных целей, т.е. определить стратегию его функционирования.

3. Этапы разработки бизнес-плана

Первым этапом бизнес -  планирования является анализ внешней среды:

·        экономической и политической ситуации в стране (экономическая политика государства, политическая стабильность, культурные особенности);

·        отрасли (темпы роста, цикличность, международные воздействия, финансовые характеристики);

·        рынка (изменения и тенденция развития конъюнктуры, альтернативные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены);

·        спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчивость);

·        ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики бизнес-плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, определяя позитивное и негативное их воздействие на него. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает предприятию время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

·        где сейчас находится предприятие;

·        где, по мнению руководства, должно находиться предприятие в будущем;

·        что должно сделать руководство, чтобы предприятие переместилось из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где его хочет видеть руководство?

Основными внешними факторами, оказывающими то или иное воздействие на предприятие можно назвать следующие:

·        политические;

·        международные;

·        социальные;

·        экономические;

·        экологические;

·        культурная среда.

Второй этап бизнес - планирования - оценка потенциальных возможностей предприятия (прежде всего, с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска), что позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведение на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений. С этой целью необходимо провести исследования следующих положений:

а) Маркетинг. При проведении маркетинга заслуживает внимания семь общих областей для анализа и исследования:

·        доля рынка и конкурентоспособность;

·        разнообразие и качество ассортимента изделий;

·        рыночная демографическая статистика;

·        рыночные исследования и разработки;

·        предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов;

·        эффективный сбыт, реклама и продвижение товара;

·     прибыли.

б) Финансы предприятия. Анализ финансового состояния может принести пользу предприятию и содействовать повышению эффективности процесса бизнес - планирования. Детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся  внутренние потенциальные возможности либо слабые места, а также относительное положение фирмы в сравнении с ее конкурентами. Изучение финансовой деятельности может открыть руководству зоны сильных внутренних и слабых сторон в долгосрочной перспективе.

в) Операции. Весьма важным для длительного выживания предприятия является непрерывный анализ управления операциями. Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить в ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями следующие:

·        может ли предприятие производить товары по более низкой цене, чем конкуренты? Если нет, то почему?

·        какой доступ имеет предприятие к новым материалам? Зависит ли предприятие от единственного поставщика или ограниченного количества поставщиков?

·        является ли оборудование предприятия современным, и хорошо ли оно обслуживается?

·        рассчитаны ли закупки на снижение величины материальных запасов и времени реализации заказа? Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материалами и выходящими изделиями?

·        подвержена ли продукция сезонным колебаниям спроса, что вынуждает прибегать к временному увольнению работающих? Если это так, то как можно исправить данную ситуацию?

·        можем ли предприятие обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать конкуренты?

·        обладает ли предприятие эффективной и результативной системой контроля качества?

·        насколько эффективно спланирован и спроектирован процесс производства? Может ли он быть улучшен?

г) Человеческие ресурсы. Истоки большинства проблем на предприятиях могут быть в конечном итоге обнаружены в людях. Если предприятие обладает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, оно в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям. В противном случае следует серьезно заняться кадровым вопросом.

д) Имидж предприятия. Хорошая ли репутация у предприятия в отношении достижения им своих целей? Было ли оно последовательно в своей деятельности? Каково это предприятие по сравнению с другими в этой отрасли?

Третий этап бизнес - планирования - выбор вариантов формы собственности предприятия. С этой целью необходимо проработать нормативно-законодательные акты РФ, регулирующие численность, налогообложение и т.п. в зависимости от формы собственности.

4. Структура бизнес – плана

Структура бизнес-плана зависит от различных факторов:[9]

-         размеров предприятия;

-         полноты составных частей (укрупненный или детализированный);

-         назначения (для внутреннего использования, для инвесторов, для банков в целях получения кредита);

-         периода планирования (на один год или несколько лет);

-         квалификации составителе.

Но в целом любой бизнес-план должен содержать разделы, приведенные ниже.

Резюме.

Бизнес-план начинается с раздела, называемого резюме. Этот раздел содержит основные сведения о предполагаемых мероприятиях и является преамбулой к основной части документа. Желательно, чтобы он занимал не более двух машинописных страниц. Этот раздел важен потому, что он должен произвести благоприятное впечатление на предполагаемых инвесторов. Прочитав резюме, инвестор или начнет изучать бизнес-план дальше, или отклонит проект сразу, не вдаваясь в детали.

Резюме должно быть написано предельно ясно, просто и лаконично, оно должно содержать минимум специальных терминов. Предполагается, что документ читает не имеющий специальных знаний инвестор, собирающийся вложить средства в проект. При этом, его интересуют, прежде всего, два вопроса: что он получит в результате успешной реализации проекта и каков риск потери денег?

Резюме содержит следующие сведения[10]:

·        что именно предполагается сделать (суть проекта);

·        за счет чего осуществляется проект (каковы источники финансовых и других ресурсов);

·        чем данный вид продукции или услуг лучше других;

·        основные финансовые результаты на период планирования: прогноз объема реализации в натуральных единицах, выручка от реализации продукции, общая стоимость проекта или затраты, прибыль, рентабельность вложений, сроки возврата заемных средств.

Обеспечение конкурентоспособности.

Основная часть бизнес-плана начинается с раздела, посвященного описанию товаров или услуг, для производства которых задумывается проект. Теория и практика рыночного хозяйства свидетельствует о том, что наиболее правильным является подход, при котором в основу выбора заложен критерий обеспечения конкурентоспособности.

Во втором разделе бизнес-плана содержатся такие сведения как:

·        какие потребности может удовлетворить данный товар или вид услуг;

·        каковы особенности товара, чем он отличается от других, уже существующих;

·        насколько долго этот товар будет новинкой на рынке;

·        какие патенты или лицензии следует приобрести для производства этого товара;

·        образец товара, а если это возможно, то эскиз, фотография, рисунок, макет;

·        предложения по сервисному послепродажному обслуживанию;

·        оценка цены;

·        оценка затрат;

·        оценка прибыли на единицу товара

Наличие сервисного послепродажного обслуживания должно быть продумано. С одной стороны, это делает проект более дорогим и сложным. С другой – для завоевания такого конкурентного преимущества, как репутация фирмы, необходимо, чтобы покупатель не оказался один на один со сложным в техническом отношении изделием; он должен всегда знать, что ему помогут в затруднительной ситуации.

Оценка рынка сбыта

          Первый этап оценки рынка – это оценка потенциальной его емкости, т. е. Определение общей стоимости аналогичных товаров, которые потребители данного региона могут купить в течение того или иного периода. Емкость рынка зависит от социальных, климатических, национальных и, главное, экономических факторов. Среди последних выделяются уровень дохода потенциальных покупателей, структура расходов их бюджетов, темпы инфляции и т. п.

Второй этап – оценка доли рынка, которую может охватить данное предприятие. Таким образом, оценивается максимально возможный объем реализации.

Третий этап оценки рынка сбыта – прогноз объема продаж и примерной цены, по которой покупатели могут приобретать товар. В данном разделе рассматриваются такие данные:

·        кто будет покупать товар;

·        когда будут покупать товар;

·        сколько будут покупать;

·        по какой цене.

Необходимо прогноз изменения этих данных на весь период планирования, как правило, на три года.

Сведения о конкурентах.

При оценке конкурентов необходимо уделить внимание достоинствам и недостаткам производимой ими продукции. Недостатки могут дать реальный шанс выиграть в борьбе с ними, находя более рациональные решения. Обычно принять использовать два направления конкурентной борьбы: ценовую конкуренцию и конкуренцию качества. Однако, в конечном итоге, ориентиром должны служить потребности клиента. Направления конкурентной борьбы должны быть продуманы на стадии планирования, поскольку такие вопросы должны быть проработаны заранее.

План маркетинга

К основным элементам плана маркетинга относятся:

·        схема распространения товара;

·        ценообразование;

·        реклама;

·        методы стимулирования продаж;

·        организация послепродажного обслуживания;

·        формирование общественного мнения о фирме и товарах.

Полный план маркетинга – это отдельный, очень важный документ. В бизнес-плане его рекомендуется изложить в сжатом виде, не вдаваясь в детали.

План производства.

Шестой раздел бизнес-плана – план производства – необходим только для тех проектов, в которых предусматривается производство какой-либо продукции. Данные разделы должны быть обоснованы на длительную перспективу – два – три года, для крупных проектов – на четыре – пять лет. Раздел включает следующую информацию:

·        где будет организовано производство: на действующем или на новом предприятии;

·        какие необходимы производственные мощности и каков их рост по годам;

·        какие сырье, материалы, комплектующие изделия необходимы, где и когда их приобретать, по какой цене;

·        возможна ли производственная кооперация: с кем, на каких условиях;

·        какое оборудование потребуется, когда, где его предполагается приобрести, по каким ценам;

·        схема производственных потоков, включая точки контроля качества.

Каждый из этих подразделов содержит расчет расходов на производство, на основе которых осуществляется оценка издержек и их динамика по годам.

Организационный план.

Содержание этого раздела посвящено организации производства и кадрам. В частности важно решить следующие кадровые вопросы:

·        какие специалисты нужны, каким должно быть их образование, квалификация, опыт работы;

·        заработная плата, условия труда и условия найма на работу;

·        способы привлечения специалистов.

Оценка риска и страхование.

В девятом разделе бизнес-плана требуется оценить, каким типам рисков подвержено будущее предприятие, каков возможный ущерб от наступления неблагоприятных событий, в какой момент они могут произойти.

Заключение

В данной работе изложены теоретические аспекты бизнес – планирования. В развитие поставленной цели в работе решен ряд промежуточных задач:

В работе выполнены следующие задачи:

·        исследованы функции бизнес-планирования;

·        определены этапы разработки бизнес-плана;

·        охарактеризована структура бизнес-плана.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1) Бизнес-план – это программа осуществления бизнес - операции, действий предприятия, содержащая сведения о предприятии, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Бизнес-план составляют для внешнего представления и внутреннего применения. Для внешнего представления бизнес-план составляют для представления его внешним инвесторам и кредиторам с целью получения заемных средств, чтобы воплотить проект в жизнь.

Бизнес-план для внутреннего применения представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления внутри предприятия.

2) Назначение бизнес-плана в том, что он помогает бизнесу решать следующие задачи:

§  изучить емкость и перспективность развития рынка сбыта;

§  оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность дела;

§  обнаружить всевозможные негативные моменты, подстерегающие при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

§  определить показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел.

Список литературы


1.     Бизнес-план. Методические материалы / Под ред. Р.Г. Маниловского. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2000.

2.     Бизнес – планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова.- М.: Финансы и статистика, 2000.

3.     Блэквелл Э. Как составить бизнес-план: Пер. с англ.- М.: ИНФРА-М-Премьер, 1995.

4.     Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки.- Ось-89, 2003.

5.     Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004.

6.     Любанова Т.П. и др. Бизнес-план: опыт, проблемы: Учебно-практическое пособие.- М.: ПРИОР, 1998.

7.     Пелих А.С. Бизнес-план.- М.: Ось-89, 1997.

8.     Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2003

9.     Справочник финансиста. 3-е изд. доп. и перераб.- М.: ИНФРА-М, 2003.

10.            Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2003.

11.            Уткин Э.А. Бизнес-план компании.- М.: ЭКМОС, 2000.

12.            Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. - М.:  ЭКМОС, 2003

13.            Ушаков И.И. Бизнес-план. – СПб: Питер, 2005



[1] Ушаков И.И. Бизнес-план. – СПб: Питер, 2005. – с. 29

[2] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2003. с. 35

[3] Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2003. – с. 153.

[4] Ушаков И.И. Бизнес-план. – СПб: Питер, 2005. – с. 38

[5] Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. - М.:  ЭКМОС, 2003.- с. 12.

[6] Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2003. – с. 153.

[7] Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова и С.Я. Ляпунова.-М.: Финансы и статистика, 2000. с. 237


[8] Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки. – М.: Ось-89, 2003. – с. 10.

[9] Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2003. – с. 153.

[10] Справочник финансиста предприятия. 3-е изд. доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2001, с.317.