Содержание


Введение. 3

1. Теоретические аспекты планирования человеческих ресурсов в организации  4

2. Практические аспекты  планирования человеческих ресурсов в КБ «Алемар»  9

2.1. Перспективные схемы замещения должностей. 9

2.2. План профессионально- квалификационного продвижения  в отделе. 10

2.3. Должностная инструкция специалиста бюро подготовки руководителя  11

2.4. Резюме специалиста на получение должности  специалиста научно-  исследовательского центра  по управлению персоналом. 17

Заключение. 18

Список литературы.. 19


Введение

В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.

Немаловажным элементом системы управления персоналом в организации выступает управление и развитие  карьеры работников организации. Развитие карьеры не обязательно заключается в том, чтобы продвинуться по служебной лестнице или стать управляющим. Карьера — это также стремление усовершенствовать свои навыки, расширить их и благодаря этому стать лучшим в работе, которую вы уже делаете, или же изменить направление деятельности, приложив свои силы в другой области. И в этом залог успеха функционирования предприятия в целом.

Таким образом, вполне понятным становится факт актуальности исследования темы  подбора  резерва и  его продвижение на предприятии. В  связи с актуальностью данная тема предложена к изучению в рамках  курсовой работы.

         Целью данной работы является  исследование процесса планирования человеческих ресурсов в организации.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1.     рассмотреть теоретические аспекты планирования человеческих ресурсов в организации

2.     рассмотреть практические аспекты планирования человеческих ресурсов в организации

1. Теоретические аспекты планирования человеческих ресурсов в организации

Планирование человеческих ресурсов - процесс определения потребностей организации в персонале, т.е. определения когда, где, сколько и какие (какой квалификации) сотрудники потребуются организации. [2, c.12]

План человеческих ресурсов служит основой подбора и увольнения персонала.

Потребности организации в персонале обуславливаются, прежде всего, стратегией ее развития, на которую, в свою очередь, влияет множество факторов - состояние экономики, рыночная динамика, государственная политика, финансовое состояние организации, традиции и т.д.

Современные организации используют различные методы планирования от самых простых до сложных многофакторных моделей.

Экстраполяция - наиболее простой и часто употребляемый метод, состоит в перенесении сегодняшней ситуации (пропорций) в будущее. Привлекательность метода экстраполяции состоит в его общедоступности, ограниченность заключается в невозможности учесть изменения в развитии организации и внешней среды. Поэтому этот метод подходит для краткосрочного планирования и для организаций со стабильной структурой, действующих в стабильной окружающей среде. [1, c. 9]

Экспертные оценки - это метод, основывающийся на использовании мнений специалистов для определения потребности в человеческих ресурсах. Такими специалистами в организации являются, прежде всего, руководители подразделений. Отдел человеческих ресурсов занимается сбором и обработкой их оценок. Преимущества метода экспертных оценок заключаются в участии линейных руководителей; их знания и опыт придают плану дополнительную весомость в глазах высшего руководства. Недостатки метода связаны с трудоемкостью процесса сбора и обработки мнений экспертов, а также субъективности их суждений.

Компьютерные модели представляют собой наборы математических формул, которые позволяют одновременно использовать методы экстраполяции, экспертных оценок, а также информацию о динамике факторов, влияющих на потребности организации в рабочей силе. Модели дают возможность добиться наиболее точных прогнозов потребностей в рабочей силе, однако, довольно высокая цена, а также необходимость специальных навыков для их использования ограничивает область применения этого метода крупными организациями.

На диаграмме рис. 1. иллюстрируется весь процесс набора и отбора кадров.

планирование рабочей силы

 

системы управленческого контроля: штатное расписание и фонды оплаты труда

анализ работы

 

 

должностная инструкция

организация работы

 

требования, предъявляемые к персоналу

 

требования набора

поиск внешних кандидатов

 

поиск внутренних кандидатов

 

сбор информации о кандидатах

 

выбор кандидата

"продажа" работы

обсуждение контракта

 

завершение контракта

начало работы

Рис. 1. Процесс набора и отбора персонала

Диаграмма деятельности по найму и отбору кадров показывает, что этот процесс начинается с планирования рабочей силы. Планирование рабочей силы или человеческих ресурсов означает процедуру определения того когда, где, сколько, какого качества (квалификация) и по какой цене потребуется работников. Эффективное планирование человеческих ресурсов положительно влияет на результаты организации благодаря следующим факторам: [7, c.15]

·        численности персонала; детальное планирование позволяет выявить и продуктивно применить невостребованный потенциал сотрудников;

·        совершенствование процесса приема на работу

·        организация профессионального обучения

·        создание основы для развития других программ управления персоналом

·        сокращению общих издержек на рабочую силу за счет продуманной, последовательной и активной политики на рынке труда.

Планирование рабочей силы можно представить как последовательность действий (рис. 2)

анализ имеющихся ресурсов

прогноз будущих потребностей

планирование мер для удовлетворения этих потребностей

 

Рис. 2. Процесс планирования рабочей силы.

Эффективное управление персоналом организации невозможно без адекватной информации. Поэтому отделы человеческих ресурсов или отделы кадров собирают данные, характеризующие различные аспекты состояния персонала организации и проводят их детальный анализ.

А. Структура рабочей силы по категориям занятых. Компании отслеживают следующие соотношения, характеризующие структуру рабочей силы:

·        число производственных работников на одного непроизводственного (рассчитывается как отношение производственных работников к непроизводственным работникам)

·        число производственных работников на одного административного (рассчитывается как отношение производственных работников к административным работникам)

·        доля административных работников к общей численности (рассчитывается как отношение административных работников к общей численности работников)

Б. Возрастная структура рабочей силы. Традиционным показателем статистики человеческих ресурсов является средний возраст сотрудников организации, рассчитываемый как сумма возрастов всех сотрудников, разделенная на число занятых в организации.

В. Образовательная структура. Аналогично возрастной структуре организации анализируют состав рабочей силы по уровню полученного образования.

Г. Стаж работы. Важным показателем стабильности рабочей силы и преданности сотрудников организации является показатель продолжительности работы в компании (стаж). Для стада средний показатель имеет больший смысл, чем для возрастной структуры, однако и в этом случае предпочтительнее использовать метод группировки.

Д. Половая структура организации - процентное соотношение мужчин и женщин - является еще одним традиционно отслеживаемым показателем статистики человеческих ресурсов. Однако практическая польза этого показателя ограничена теми случаями, когда по законодательству женщины пользуются определенными льготами, как-то дополнительная компенсация или укороченный рабочий день.

Е. Текучесть кадров - важнейший показатель динамики рабочей силы организации. Существует несколько методов расчета текучести, наиболее распространенный - отношение числа покинувших организацию сотрудников (за исключением уволенных по сокращению штата) к среднему числу занятых в течение года. Чем выше показатель текучести, тем ниже стабильность персонала организации. Для руководства организации важен не столько сам показатель текучести кадров, но и причины, по которым люди покидают организацию. Потому отдел человеческих ресурсов проводит анализ причин текучести и выявляет наиболее серьезные из них.

Ж. Показатель отсутствия рассчитывается как отношение рабочего времени, пропущенного сотрудниками в течение периода времени, к общему балансу рабочего времени организации за это же период.

 З. Коэффициент внутренней мобильности персонала рассчитывается как отношение числа сотрудников, сменивших в должности в течении периода времени, к среднему числу сотрудников организации за этот же период. При анализе показателей внутриорганизационной мобильности большое значение имеет историческая динамика и сравнение со средними показателями для отрасли.

И. Производительность труда является источником процветания любой организации и ее сотрудников, поэтому Вам необходимо уделять повышенное внимание измерению и контролю за динамикой производительности. Используемые для анализа показатели производительности труда должны отражать специфику производственной деятельности организации, однако существует несколько наиболее общих показателей, применяемых практически во всех компаниях.

К. Издержки на рабочую силу. Показатели производительности дают представление о вкладе, который сотрудники организации вносит в достижение стоящих перед ней целей. Не менее важно детально знать и контролировать другую сторону вопроса - во что обходятся организации ее сотрудники.

Л. Доля издержек на рабочую силу в объеме реализации рассчитывается как частное от деления общей величины издержек на рабочую силу на объем реализации за период времени и показывает, какая часть валовой выручки компании расходуется на персонал.

М. Издержки на одного сотрудника рассчитываются путем деления общей величины издержек на рабочую силу за период времени на численность сотрудников организации. Этот показатель дает представление о том, во сколько в среднем обходится один сотрудник в течение года. Многие организации рассчитывают подобные показатели для различных категорий занятых.

Н. Издержки на один производительный час. Этот показатель дает представление о том, во сколько организации в среднем обходится один час производительного труда с точки зрения расходов на рабочую силу. Он рассчитывается как общие издержки на рабочую силу деленные на общее число производительных часов за период. [10, c.25]

2. Практические аспекты  планирования человеческих ресурсов в КБ «Алемар»

2.1. Перспективные схемы замещения должностей

Таблица 1

Перспективные схемы замещения должностей в КБ «Алемар»

Дата

Кем занята должность

Возраст

Потенциальные приемники

Показатели оценки  приемника

1

2

3

4

5

1.04

Козлачков

36

Иванов

3,76





2.04

Иванов

30

Козлачков

4,14





3.04

Сидоров

35

Кузьмин, Крымко

4,03

3,95




4.04

Кузьмин

42

Сидоров, Крымко

4,08

3,95




5.04

Крымко

42

Кузьмин, Сидоров

4,03

4,08




6.04

Козлов

44

Яблочкин

3,23





7.04

Яблочкин

38

Козлов

3





8.04

Пшенин

29

Конаныхин, Дымов, Тумаев, Минин

3,09

3,44

3,34

2,82


9.04

Конаныхин

33

Пшенин, Дымов, Тумаев, Минин

3,43

3,44

3,34

2,82


10.04

Дымов

36

Пшенин, Конаныхин, Тумаев, Минин

3,43

3,09

3,34

2,82


11.04

Тумаев

28

Дымов, Пшенин, Конаныхин, Минин

3,44

3,43

3,09

2,82


12.04

Минин

24

Конаныхин, Пшенин, Дымов, Тумаев

3,09

3,43

3,44

3,34


13.04

Фролова

31

Комлева

1,67





14.04

Комлева

24

Фролова

3,1






2.2. План профессионально- квалификационного продвижения  в отделе

Таблица 2

План профессионально- квалификационного  продвижения

Подразделение

Списочная численность

Повышение квалификации

Повышение профессионального мастерства

Освоение смежной профессии

Переход на другие профессии

Направление на обучение

Итого по всем видам

Руководство отдела

5

1.04-3.04

4.04 – 6.04

7.04 – 9.04

10.04 – 12.04

13.04 – 15.04

1.04 – 15.04

Ведущие специалисты

2

1.04 – 2.04

3.04 – 4.04

5.04 – 6.04

7.04 – 8.04

9.04 – 10.04

1.04 – 10.04

Специалисты

5

1.04 – 3.04

4.04 – 6.04

7.04 – 8.04

9.04 – 10.04

11.04 – 12.04

1.04-12.04

Техники

2

1.04 – 3.04

4.04 –6.04

7.04- 9.04

10.04-12.04

13.04- 14.04

1.04 – 14.04


2.3. Должностная инструкция специалиста бюро подготовки руководителя

Должностная инструкция специалиста  отдела подготовки руководителей

         "УТВЕРЖДАЮ" _________________ (____________) (подпись)                                                                                        (фамилия и.о.)

Директор _________КБ «Алемар»_______________

(предприятия, ОАО, ЗАО, ООО и т.п.)

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Начальника специалиста отдела подготовки руководителей

1.     ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность специалиста отдела подготовки руководителей . 1.2. Специалист отдела подготовки руководителей назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора предприятия. 1.3. Специалиста отдела подготовки руководителей подчиняется непосредственно ____руководителю КБ «Алемар»_________________________. 1.4. На должность специалиста отдела подготовки руководителей назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по подготовке кадров на инженерно-технических и руководящих должностях 1.5. Специалист отдела подготовки руководителей должен знать:

- законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по подготовке и повышению квалификации кадров; структуру и штаты предприятия, его профиль, специализацию и перспективы его развития; кадровую политику и стратегию предприятия; порядок составления планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, учебных планов и программ и другой учебно-методической документации; организацию процесса непрерывного обучения работников; прогрессивные формы, методы и средства обучения; порядок заключения договоров с учебными заведениями и трудовых соглашений с преподавателями и наставниками; порядок финансирования затрат на обучение; методы анализа эффективности подготовки и повышения квалификации; организацию работы по профориентации и профотбору; порядок ведения учета и составления отчетности по подготовке и повышению квалификации кадров; основы социологии, психологии и организации труда; основы трудового законодательства; основы экономики, организации производства и управления; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; правила их эксплуатации; правила и нормы охраны труда.

1.6. В период временного отсутствия специалиста отдела подготовки руководителей, его обязанности возлагаются на заместителя отдела. 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Примечание. Функциональные обязанности специалиста отдела подготовки руководителей определены на основе и в объеме квалификационной характеристики по должности специалиста отдела подготовки руководителей и могут быть дополнены, уточнены при подготовке должностной инструкции исходя из конкретных обстоятельств. Специалист отдела подготовки руководителей:

2.1. Обеспечивает постоянное повышение уровня профессиональных знаний, умений и навыков работников предприятия в соответствии с целями и стратегией предприятия, кадровой политикой, направлениями и уровнем развития техники, технологии и организации управления, освоением новых видов изделий, работ (услуг), имеющимися ресурсами и интересами работников для достижения и поддержания высокой эффективности труда по производству конкурентоспособной продукции.

2.2. Обеспечивает создание и эффективное функционирование системы непрерывного обучения всех категорий работников предприятия. Принимает участие в разработке стратегии развития персонала предприятия, программ профессионального развития.

2.3. На основе анализа общей потребности предприятия в кадрах определенного уровня и профиля подготовки, заявок структурных подразделений, с учетом результатов аттестации и индивидуальных планов развития работников осуществляет планирование их подготовки, переподготовки и повышения квалификации, определяет направления, формы, методы и сроки обучения. 2.4. Обеспечивает заключение договоров с учреждениями профессионального образования, курсами повышения квалификации, предприятиями, в том числе зарубежными, по обучению и стажировке персонала, определение затрат на обучение, организует направление работников на учебу в соответствии с заключенными договорами, оформляет необходимые документы направляемым на обучение за рубеж.

2.5. Осуществляет организационно-методическое руководство, оснащение и развитие материальной базы учреждений профессионального образования и курсов повышения квалификации, входящих в структуру предприятия, внедрение в учебный процесс автоматизированных средств обучения и различных типов автоматизированных тренажерных комплексов по новой технике и новым технологическим процессам.

2.6. Организует подбор кадров преподавателей, мастеров производственного обучения, наставников молодежи и инструкторов из числа специалистов и высококвалифицированных рабочих, в соответствии с учебными программами устанавливает режим занятий для всех видов профессионального обучения кадров. 2.7. Руководит работой по профессиональной ориентации молодежи и организации профотбора, использованию научных методов отбора контингента для обучения массовым профессиям и специальностям, осуществляет связь со службами профориентации.

2.8. Обеспечивает функционирование системы адаптации молодых специалистов и рабочих на производстве, включая подготовку специальных изданий и другой информации о предприятии, проведение "дней открытых дверей", церемоний поступления на работу, реализацию программ практического обучения, развитие наставничества. Организует производственную практику студентов и учащихся. 2.9. Обеспечивает заключение трудовых соглашений с преподавателями и инструкторами производственного обучения, составление документов на оплату труда за обучение и руководство производственной практикой. 2.10. Обеспечивает контроль за систематичностью и качеством проводимых занятий, успеваемостью учащихся, соблюдением сроков обучения, выполнением учебных планов и программ, правильностью ведения установленной документации.

2.11. Разрабатывает меры по повышению профессиональной подготовки и педагогической квалификации наставников, преподавателей и инструкторов производственного обучения.

2.12. Организует работу по анализу качественных результатов обучения и его эффективности, разработке предложений по совершенствованию форм и методов обучения и повышения квалификации, мер по устранению имеющихся недостатков с учетом пожеланий работников предприятия, проходящих обучение. 2.13. Контролирует соблюдение социальных гарантий работников в период прохождения обучения (сохранение стажа, предоставление сокращенного рабочего дня, оплачиваемых отпусков и т.д.), создание необходимых условий для обучения без отрыва от производства.

2.14. Обеспечивает правильное расходование средств на обучение в соответствии с утвержденными сметами и финансовыми планами предприятия, а также составление установленной отчетности по подготовке и повышению квалификации кадров.

2.15. Руководит работниками отдела.

3. ПРАВА

Специалист отдела подготовки руководителей имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение плановых заданий и работу, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненных ему работников. 3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы относящиеся к вопросам деятельности отдела подготовки кадров, подчиненных ему работников.

3.4. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящей в функциональные обязанности Начальника отдела подготовки кадров.

3.4. Представлять интересы предприятия в сторонних организациях по вопросам относящимся к производственной деятельности отдела подготовки кадров.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Специалист отдела подготовки руководителей несет ответственность за: 4.1. Результаты и эффективность производственной деятельности отдела подготовки кадров.

4.2. Не обеспечение выполнения своих функциональных обязанностей, а так же работу подчиненных ему работников.

4.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения планов работ отдела. 4.4. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений директора предприятия. 4.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарным и другим правилам создающих угрозу деятельности предприятия, его работникам. 4.6. Не обеспечение соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины работниками, находящемся в подчинении специалиста отдела подготовки руководителей.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы специалиста отдела подготовки руководителей определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

5.2. В связи с производственной необходимостью специалист отдела подготовки руководителей может выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения)

5.3. Для решения оперативных вопросов по обеспечению производственной деятельности специалисту отдела подготовки руководителей может выделятся служебный автотранспорт.


6. СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРАВО ПОДПИСИ

6.1. Исключительной сферой деятельности специалиста  бюро подготовки отдела руководителей является обеспечение планирования и организация производственной деятельности отдела по подготовке кадров.

6.2. Специалист  бюро подготовки отдела руководителей для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

2.4. Резюме специалиста на получение должности  специалиста научно-  исследовательского центра  по управлению персоналом

Г. Новосибирск, ул. Ленина – 14, кв 45

22 – 34 – 56

Сергей Алексеев

Цель

Получение должности специалиста научно- исследовательского центра по управлению персоналом

Опыт работы

1990–2005                    ТОО «Башмачок»                        Новосибирск

Руководитель  отдела кадров

§  Введена новая система управления кадрами на предприятии

§  Увеличены объемы продаж на 13%.

§  Уменьшены затраты на содержание кадровой службы на 23%.


1985–1990                    ТОО «Башмачок»                        Новосибирск

Заместитель руководителя  отдела кадров

§  Увеличены объемы продаж на 7%.

§  Организована единая система кадрового планирования.


1980–1984                    Трикотажная фабрика № 3          Новосибирск

Старший специалист

§  Введена новая система расчетов с работниками  предприятия.

§  Улучшена система взаимоотношений с работниками.

§  Стажировка на головном предприятии.


1975–1980                    Трикотажная фабрика № 3          Новосибирск

Специалист

§  Три года подряд признавался лучшим   сотрудником предприятия.

§  С отличием закончены курсы повышения квалификации  в области управления персоналом.

Образование

1971–1975                    Институт народного хозяйства   Новосибирск

§  Факультет: Экономика

§  Специальность: Экономист.

Увлечения

Компьютеры, автомобили, чтение.



Заключение

          В ходе выполнения работы были достигнуты  ее основные цели и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.

         Планирование человеческих ресурсов - процесс определения потребностей организации в персонале, т.е. определения когда, где, сколько и какие (какой квалификации) сотрудники потребуются организации.

Эффективное управление персоналом организации невозможно без адекватной информации. Поэтому отделы человеческих ресурсов или отделы кадров собирают данные, характеризующие различные аспекты состояния персонала организации и проводят их детальный анализ.

Современные организации используют различные методы планирования от самых простых до сложных многофакторных моделей.

Эффективное планирование человеческих ресурсов положительно влияет на результаты организации благодаря следующим факторам:

·        численности персонала; детальное планирование позволяет выявить и продуктивно применить невостребованный потенциал сотрудников;

·        совершенствование процесса приема на работу

·        организация профессионального обучения

·        создание основы для развития других программ управления персоналом

·        сокращению общих издержек на рабочую силу за счет продуманной, последовательной и активной политики на рынке труда.




Список литературы

1.                Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.

2.                Бовыкин В. И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. – М.: Экономика, 1997.

3.                Генкин Б. М. Эффективность труда и качества жизни: Учебное пособие. – СПб: СПб ГИЭА, 1997.

4.                Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

5.                Дудяшова В.П. Мотивация труда в менеджменте: Учебное пособие. – Кострома: издательство КГТУ, 1996.

6.                Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб. Проспект, 2002.

7.                Ладанов И. Д. Практический менеджмент. Часть. 2.: Управление персоналом / под ред. Сергеюка П.И. – М.: «Ника», 2002.

8.                Максимов П.Ю. Труд в контексте социализации человека // Человек и труд, 2003, № 6.

9.                Менеджмент организации: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА – М, 2003.

10.           Основы управления персоналом: Учебник для вузов / под ред. Б.М. Генкина. – М.: Высшая школа, 1996.

11.           Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент работников. – М.: Зевс, 2002.

12.           Санталайнен Т., Воутилайнен Э. и др. Психология управления. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2003.

13.           Ситников А.Д. Управление персоналом организации. Учебник для ВУЗов. – М.: ИНФРА-М, 2003.

14.           Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. – СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 2000.

15.           Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 1997.

16.           Уткин Э. А., Кочетков А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. – М.: Аналис, 1996.

17.           Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. – М.: Высшая школа – 2001.

18.           Шкатулла В.И Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: Норма – Инфра – М.: Дело, 1998.

19.           Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1996.

20.           Экономика предприятия: Учебник / Под ред. И.О. Волкова. – М.: Инфра – М,1998.