Содержание

1. Преодоление кризисов государственного управления. Реформы как средство  3

2. Технология разработки управленческого решения в антикризисном управлении. 14

Список литературы.. 19

1. Преодоление кризисов государственного управления. Реформы как средство

Кризис государственного управления, столь часто проявляемый в различных странах (в том числе и в России) в ХХ веке объясняется рядом издержек самого процесса управления. Одна из них, на наш взгляд, связана с переплетением функций различных ветвей власти на разных уровнях управления, что порождается естественным процессом дифференциации общественных интересов.[1]

Дело в том, что эффективность децентрализации принятия решений находится в прямой зависимости от дифференциации интересов: социально-экономическая дифференциация высокоразвитого промышленного общества предполагает сильное переплетение интересов различных слоев общества в результате социального обмена (тем активнее социальный обмен, чем разнообразнее интересы и потребности, артикулируемые различными социальными группами), что, в конечном счете, создает основу для интеграционной целостности общества. Это объясняется тем, что одной из важных функций регионального управления является артикуляция дифференцированных интересов и потребностей для их возможного удовлетворения в пределах своего политико-административного пространства, а главной функцией федерального управления — трансформация этих интересов и потребностей в общефедеральные для формирования адекватных механизмов их разрешения

Наше государство стоит на пороге системного кризиса, который по своим последствиям будет страшнее и длиннее всех предыдущих кризисов, если руководство страны не предпримет быстрых и кардинальных шагов по стабилизации как политической жизни, так и экономической ситуации в стране.

В настоящее время Россия вошла в ту фазу системного кризиса государственного управления, в которой негативные тенденции и реформы последних лет в экономической, социальной, техногенной сферах начинают приводить к новым типам социальной несправедливости, различного рода нестабильностям, катастрофам и бедствиям. Передел сфер влияния в стране вступил в фазу силового противостояния, что многократно увеличивает риски, повышает цену политических решений, принимаемых в настоящее время.

На системный вызов Россия должна дать системный ответ реформой государственного управления

Если отойти от социально-экономических экспертиз проводимых реформ, которые продавливает правительство, и с готовностью принимает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и, в первую очередь, рассмотреть кризис через призму политического прогноза, то вырисовывается картина с далеко идущими последствиями.

Если взять совокупность реформ и свести их к лозунгам, а вернее к контрлозунгам, то претворение их приведет к социальному взрыву. Потому, что механизм реализации можно назвать капиталистическим большевизмом, который отличается от коммунистического большевизма лишь вектором направленности, но не методами исполнения.

Закон предлагает упростить законодательную базу, разграничить полномочия между федеральной властью и регионами, облегчить финансовое бремя для государства. Предлагаемая Правительством России реформа в социальной области имеет существенные недостатки, способные привести к ряду серьезных политических, социальных, экономических и финансовых последствий негативного характера. Они могут отрицательно сказаться как на декларируемом Президентом России курсе, так и на его поддержке гражданам России. Более того, негативные политические последствия уже сказываются. Обращает на себя внимание увеличивающееся расхождение между декларируемым курсом Президента, приоритетами, ясно обозначенными в его послании к Федеральному собранию страны, последними выступлениями и реальным курсом правительства. Именно так воспринимаются инициативы правительства, выдвинутые в последние месяцы.

При их реализации в общественном сознании все негативные последствия будут связаны с политической волей и деятельностью Президента. Снижение общественного доверия к главе государства лишит страну этого важного для развития ресурса. Надо отметить, что социальные последствия реформы негативно отразится на не менее чем 112 миллионах граждан России, т.е. затронет 2/3 населения страны.

Если рассматриваемый закон будет принят и введен в действие с 1 января 2005 года или 1 января 2006 года, то как раз в год очередных выборов в Государственной Думу и в год избрания Президента, в стране будет актуален очередной виток социальной напряженности, связанный с задержкой выплат. И маловероятно, что после вступления в силу такие сбои не будут иметь места. При этом с полным правом и социальным основанием развернуться оппозиционные силы и лавинообразно развернется критика Президента. Результатом станет бойкот избирателями выборов или голосование против кандидатов, поддержанных Президентом. Кроме того, выборы более чем в 20 регионах в 2004 - 2005 годах покажут нарастание протестных настроений в обществе.

Разработчики проекта не могут не понимать, что они активно наступают на права граждан России. Учитывая уровень их профессиональной подготовки, опыт государственной службы и политической деятельности, можно исключить недальновидность и отсутствие анализа последствий и предположить умысел. Законопроект недостаточно продуман, плохо стыкуется с действующим законодательством, имеет ложные концептуальные посылки. Надо отметить, что если он будет принят Госдумой, утвержден Президентом России, превратится в действующий закон, он отменит 41 действующий законодательный акт и внесет изменения в 155, ухудшая положение населения страны. Это станет яблоком раздора в обществе и будет способствовать массовому нарушению прав человека, Конституции РФ, международных конвенций и деклараций. В связи с этим, уже в ближайшее время нужно ждать более серьезных выступлений оппозиционных партий, профсоюзов, молодежных организаций и стихийных групп граждан. После принятия проекта последствия обещают быть еще более серьезными.

Правильность того, что ведется скоординированная борьба против Президента, подтверждается тем, что проблема льгот поднимается в кругах, близких к президентскому окружению или всегда выступавшая за президентский курс реформ и оппозицией. А это уже серьезное предупреждение, и рассматривая последствия компенсаций без учета этих факторов уже не представляется возможным. Подобного рода реформы, затрагивающие различные виды социальной поддержки от медицинского обслуживания и образования до проезда на транспорте, могут иметь последствия в весьма отдаленных областях общественно-экономической жизни.

Сомнению и анализу в таких ситуациях можно подвергать многое, к примеру, верны ли правительственные предположения о существенном позитивном влиянии предлагаемого реформирования на развитие транспортной системы страны, здравоохранения, работы средств связи, повышения благосостояния людей. Отмена льгот затрагивает интересы десятков миллионов человек и приводит их в движение. Компенсации коснуться не только льготников, но и членов их семей. Это - общенациональная проблема. Это большая политика. И эта политика будет крупномасштабной и антипрезидентской.

Ликвидация льгот - это ликвидация договора с государством в прежний период. Люди воспринимают это как вероломство, что приведет к отчуждению общества от власти.

Существует тенденция роста числа недовольных. Причем доля радикально недовольных, готовых к активному протесту увеличилась с 30% до 40% за последний месяц. И это на фоне устойчивого снижения рейтинга Президента РФ в последнее время.

При этом продолжительность периода выражения недовольства также окажется высокой. Позиция региональных властей по отношению к действиям федеральной власти далеко не однозначна. Можно предположить, что в любом случае местная элита будет использовать эту ситуацию в своих интересах.

Учитывая большие различия между регионами по объемам доходов, а тем более, тот простой факт, что большинство регионов являются дотационными, т.е. являются банкротами без помощи Центра, проблема выплаты компенсаций является сложной или даже неразрешимой в настоящее время.

Принятие решения о замене льгот денежными компенсациями для 20 миллионов человек - ветеранов труда, тружеников тыла и других категорий, планируется делегировать в регионы. Таким образом, регионы, большинство из которых являются депрессивными, должны выдержать нагрузку, невозможную для большинства областей и республик. К примеру, дотированными более чем 50% являются Дагестан, Ингушетия, Калмыкия и многие другие республики и регионы. Следует добавить, что в 2003 году 41 регион вошел с задолженностью по заработной плате работникам бюджетной сферы, общая сумма которой составила 12,5 млрд. рублей, а недостаток средств на выполнение федерального мандата по повышению зарплаты бюджетникам оценивался приблизительно на уровне 58-60 млрд. рублей.[2]

Федеральные и местные бюджеты не смогут проводить выплаты компенсаций при наличии задолженности даже по зарплате бюджетной сферы. Становится очевидным, что планируемые решения могут привести к серьезным финансово-экономическим и социально-политическим последствиям.

Таким образом, проект социальной реформы не способствует оптимизации отношений с регионами и расшатывает социальную стабильность.

В этом факте просматриваются все признаки системного кризиса государственного управления в России.

В общественном сознании все в большей степени укрепляется мнение, что правительство не способно и не ставит своей целью вывести периферийную часть страны из зоны социального бедствия - поднять уровень медицинского, бытового, транспортного и других видов услуг до необходимого уровня и по существу откупается денежным эквивалентом несуществующих видов услуг, подачкой за проживание в социальной резервации. В этой связи возможен рост различного рода протестных проявлений.

Правительство РФ представило документ крайне низкого юридического качества. Существенные огрехи формального свойства демонстрируют не только низкий профессиональный уровень разработчиков и их халатное отношение к своим обязанностям, но и позволяют заподозрить их в саботаже курса Президента России.

Правительством не прогнозировались последствия реформирования. Нет оснований предполагать, что эта работа ведется в настоящее время. Объективно оценить социально-экономические последствия реформы можно лишь как негативные. Финансово-экономические показатели представлены крайне противоречиво и неубедительно, поэтому выводы, которые делает общественность эмоциональны и политизированы, реакция партий и профсоюзов формируется как негативная. Важно отметить, что концепция реформирования социальной сферы не способствует реализации прав и свобод гражданина в Российской Федерации, становлению и развитию гражданского общества.

Учитывая значительные отличия регионов по возможностям решения социальных проблем, делегирование решения вопросов социальной защиты в регионы ведет к существенному ущемлению прав жителей дотационных регионов, ставит их в зависимость исключительно от позиции и возможностей региональных властей.

Все это приведет к тому, что пока федеральный центр и регионы будут выяснять свои полномочия и приводить в соответствие с законодательством эти проблемы, граждане будут проявлять недовольство нарушением своих прав, и социальная напряженность будет возрастать. Общественность чутко улавливает эти процессы, видя в них отступление от реально позитивных шагов, которые были сделаны при активной позиции Президента, в развитии и реализации решений Гражданского Форума и, как результат, в противостоянии с Правительством РФ вовлекаются организованные институты и структуры гражданского общества, неправительственные организации.

Можно предположить, что именно через структуры гражданского общества, отрицательное отношение к ликвидации льгот на фоне планомерного обнищания людей и возрастающего разрыва между сверхбогатыми и бедными, если не предпринять своевременные меры, можно ускоренно протестно политизировать широкие массы и сдетанировать крупномасштабные выступления.

Вызывает удивление, что правительство не учитывает это обстоятельство чрезвычайной социальной значимости. Не видеть этого может только самоуверенный и безответственный управленец. Складывается впечатление, что правительство не понимает настроение населения страны. Государство последовательно сокращает свои обязательства перед гражданами и мало что делает, чтобы люди жили лучше, социальная реформа в стране проводится за счет народа.

Можно спрогнозировать развитие событий в ближайшем будущем. Следует ожидать усиление общественного недовольства, которое выразится в различных, в том числе новых формах и масштабах протеста.

Правительство столкнется с противодействием политической оппозиции и профсоюзов. Принятие реформы Президентом РФ в предложенном виде будут означать, что политические последствия негативного плана будут перенесены с правительства на личность президента и критической потере доверия к нему.

Кроме того, Президент примет на себя политическую ответственность за подход правительства к реформированию, которое приведет к вытеснению государства из экономики.

Для того чтобы избежать этого, необходимо широкое обсуждение в обществе авантюрного курса правительства на основе глубокого анализа всех последствий, полагая, что для этой работы нужен инструмент, который необходимо было создать еще «вчера». Речь идет о создании независимого Центра научной и стратегической экспертизы и мониторинга. Анализ показывает, что уровень экономической, политической, военной, технологической безопасности государства будет определяться состоянием и умением эффективного использования его потенциала, способностью генерировать научные знания и доводить их до практической реализации. Развитые страны уже вошли в качественно новую стадию социально-экономического развития, содержанием которой является создание экономики, основанной на научных знаниях и базирующейся на высокоэффективных национальных экономических системах. Эффективность управления становится важнейшим фактором геополитики, обеспечивает стратегическое национальное развитие страны, в том числе повышение качества жизни, стабилизацию и повышение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение безопасности.

То есть, все то, чем не занимается наше Правительство. Система управления в России в условиях рыночной экономики принимает уродливые формы, не найдено рациональное сочетание методов государственного регулирования и самоуправления. Отсутствие координации направлений развития делает практически неосуществимой задачи концентрации ресурсов в реализации национальной стратегии. Сложившееся положение создает реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, требует разработки и практической реализации программы стабилизации и развития страны на длительную перспективу.

Россия несет значительные потери в политической, международной, социально-экономической, финансовой и других областях из-за убогой, ненаучной, субъективной и непрофессиональной деятельности аналитических служб министерств и ведомств по прогнозу результатов и последствиям принятых решений.

В этих условиях очевидна необходимость в принятии кардинальных решений, направленных на существенное повышение эффективности государственного управления. Важным шагом на пути решения этой задачи должно стать проведение независимых экспертиз, представляющих собой специализированную оценочно-аналитическую и научно-исследовательскую деятельность, направленную на информационное и методологическое обеспечение политических решений, принимаемых всеми ветвями власти и прогноз последствий этих решений на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Важной базой для решения сказанного должно стать реформа управления, включающая:[3]

1) развитие современной научной базы с использованием существующего опыта и организацией проведения новых исследований для формирования методологии и схем работы государственной системы;

2) подготовка, обучение, тренинг сотрудников Центра, направленное на качественное и фактическое улучшение работы госучреждений;

3) создание единой методологии исключающей неэффективное управление.

Центр должен стать неотъемлемой частью государственного механизма. Основными целями Центра должны являться:

*                  всесторонний анализ вариантов решений, связанных с выбором приоритетов и вариантов постановки и решения государственных задач;

*                  анализ выбора приоритетов и направлений государственной политики, а также развития экономики, науки и техники;

*                  объективная оценка практической значимости и текущий мониторинг предлагаемых и проводимых государственных программ;

*                  проведение экспертной работы для государственных учреждений, научное обеспечение новых форм контроля эффективности социально-экономической, финансовой и хозяйственной деятельности;

*                  анализ выбора приоритетов и направлений государственной политики;

*                  изучение и творческое применение зарубежного опыта осуществления экспертизы, организация эффективного использования накопленных мировой наукой знаний в условиях осложняющихся социальных, финансовых, ресурсных и демографических проблем;

*                  проведение комплексной независимой экспертизы результатов, достигнутых в ходе реализации государственных программ и проектов;

*                  проведение комплексной экспертно-аналитической оценки реализации приоритетных направлений развития экономики и науки;

*                  привлечение научной общественности к активному участию в решении вопросов эффективности экспертной работы, организации научных исследований фундаментального и прикладного характера;

*                  прогнозирование и анализ эффективности возможных последствий реализации альтернативных вариантов для решений, принимаемых на разных уровнях государственного управления.

Работа Центра должна строиться на принципах системности и интегрированности экспертной работы, независимости и правовой защищенности привлекаемых к работе экспертов и других участников экспертного процесса, объективности и компетентности принимаемых заключений по результатам экспертизы, научной и экономической обоснованности экспертных оценок, их анализ и учет ориентации в свете глобальных тенденций развития мировой экономики, соответствия используемой информационной математической, статистической и технической базы условиям проводимой экспертизы, комплексности и научной обоснованности экспертных оценок, гласности результатов экспертизы при условии сохранения государственной, служебной и коммерческой тайны в соответствии с действующим законодательством.

В целях обеспечения безопасности, Центр должен стать одним из базовых элементов в системе управления страной. При реализации государственных задач экспертные оценки Центра должны присутствовать на каждой стадии реализации: выбор приоритетов, оценки тенденций и прогнозирования, мониторинга, анализа эффективности, оценки результатов.

Заказчиком экспертизы могут и должны стать органы государственной власти, местного самоуправления, государственные и негосударственные предприятия, общественные организации, заинтересованные в получении экспертного заключения по определенному кругу вопросов. Центр должен стать организатором экспертиз, разработчиком программы их проведения, интегратором и исполнителем научных и научно-исследовательских работ, необходимых для организации деятельности государственных структур.

Научная деятельность Центра должна быть основана на анализе существующих современных научных разработок, создании моделей применения различных методик и схем взаимодействия в российских условиях, выработке оптимальных решений и рекомендаций в различных ситуационных вариантов работы, прогнозировании тенденций развития и мониторинга проектов государственного значения.

На сегодняшний день стоит задача определить логику, фундаментальный характер, систематику такого направления как стратегическая экспертиза и мониторинга, напитать его ресурсами и дать свободно развиваться, чутко отслеживая направления развития по регионам, по отраслям, по человеческим ресурсам. Задача, стоящая перед государством – разработать новую методику оценок эффективности государственного управления как основного элемента системы национальной безопасности.

2. Технология разработки управленческого решения в антикризисном управлении

Принятие управленческих решений является одним из элементов самостоятельного управления деятельностью предприятия. Для российских предпринимателей характерно принятие управленческих решений в условиях неопределённости. Неопределённость обусловлена социально-политическими, административно-законодательными, производственными, коммерческими, финансовыми и другими факторами, а также быстро меняющимися обстоятельствами.

Управленческие решения подразделяют на рациональные решения, решения, основанные на суждении и интуитивные решения. Наиболее эффективными являются рациональные управленческие решения, так как они не основываются на прошлом опыте, а обосновывается  с помощью объективного аналитического процесса.

Решение – результат выбора из множества вариантов, альтернатив и  представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта  или плана работы.[4]

В антикризисном управлении при разработке управленческих решений необходимо учитывать условия неопределенности и риска

Неопределенность — это свойство объекта, выражающееся в его неотчетливости, неясности, необоснованности, приводящее к недо­статочной возможности для лица, принимающего решение, осознания, понимания, определения его настоящего и будущего состояния.

Риск — это возможная опасность, действие наудачу, требующее, с одной стороны, смелости в надежде на счастливый исход, с другой — учета математического обоснования степени риска.

Практика принятия решений характеризуется совокупностью условий и обстоя­тельств (ситуацией), создающих те или иные отношения, обстановку, положение в системе принятия решений. Учитывая количественные и качественные характеристики информации, находящейся в распоряжении лица, принимающего решения, можно выделить решения, принимаемые в условиях:[5]

•      определенности (достоверности);

•      неопределенности (ненадежности);

•      риска (вероятностной определенности).

В условиях определенности лица, принимающие решения, достаточно точно определяют возможные альтернативы решения. Однако на практике трудно оце­нить факторы, создающие условия для принятия решений, поэтому ситуации полной определенности чаще всего отсутствуют.

Источниками неопределенности ожидаемых условий в развитии предприятия могут служить поведение конкурентов, персонала орга­низации, технические и технологические процессы и изменения конъ­юнктурного характера. При этом условия могут подразделяться на социально-политические, административно-законодательные, произ­водственные, коммерческие, финансовые. Таким образом, усло­виями, создающими неопределенность, являются воздействия факто­ров внешней к внутренней среды организации.  Решение принимается в условиях неопределенности, ког­да невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это должно иметь место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации. В итоге вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью досто­верности. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходит­ся принимать в быстро меняющихся обстоятельствах. Наивысшим потенциалом неопределенности обладает социокультурная, политическая и наукоемкая среда. Решения министерства обороны о разработке исключительно сложного нового ору­жия зачастую изначально неопределенны. Причина в том, что никто не знает — как будет использовано оружие и произойдет ли это вообще, а также какое оружие может применить противник. Поэтому министерство часто не в состоянии определить, будет ли новое оружие действительно эффективным к тому времени, когда оно поступит в армию, а это может произойти, например, через пять лет. Однако на практике очень немногие управленческие решения приходится принимать в условиях полной неоп­ределенности.

Сталкиваясь с неопределенностью, антикризисный менеджер может использовать две основ­ные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим часто удается уменьшить новизну и сложность проблемы. Антикризисный менеджер сочетает эту дополнительную инфор­мацию и анализ с накопленным опытом, способностью к суждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предполагаемую вероятность.

Вторая возможность – действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями или интуицией и сделать предположение о вероятности событий.  Временные и информационные ограничения имеют важнейшее значение при принятии управленческих решений.

В ситу­ации риска можно, используя теорию вероятности, рассчитать вероят­ность того или иного изменения среды, в ситуации неопределенности значения вероятности получить нельзя.

Неопределенность проявляется в невозможности определения вероятности наступления различных со­стояний внешней среды из-за их неограниченного количества и отсут­ствия способов оценки. Неопределенность учитывается различными способами.[6]

Таким образом, технология разработки управленческого решения - вариант  последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям  рациональности их осуществления, использования специальной техники,  квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.

 Список литературы

1.     Антикризисное управление / Под ред. Г.П. Иванова. - М.: Закон и право, 2003.

2.     Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2003.

3.     Боумэн К. Основы антикризисного менеджмента / Пер. с англ.; Под. ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.

4.     Юданов А.Ю. Антикризисный менеджмент.  - М.: Акалис, 2001

5.     Уткин Э.А. Антикризисное управление. – М.: Экмос, 2001.

6.     Свиридов А.К. Системный кризис государственного управлении // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - № 12.


[1] Свиридов А.К. Системный кризис государственного управлении // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - № 12. – с 12

[2] Свиридов А.К. Системный кризис государственного управлении // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - № 13.

[3] Свиридов А.К. Системный кризис государственного управлении // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - № 13.

[4] Уткин Э.А. Антикризисное управление. – М.: Экмос, 2001.  – с 56

[5] Боумэн К. Основы антикризисного менеджмента / Пер. с англ.; Под. ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – с 89

[6] Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с 93