Содержание
Введение. 3
1. Название и географическое положение. 4
2. Ландшафт. 5
3. Планировка, городской пейзаж.. 7
4. Характеристика истории Риги. 10
5. Функции города Риги. 21
6. Достопримечательности Риги. 23
7. Туристско-рекреационные особенности. 26
Выводы.. 27
Список источников и литературы.. 31
Введение
Рига была основана в 1201 году немецкими завоевателями, когда рыцари Меча построили на реке Даугава крепость и основали Ливонский Орден. Они уступили власть епископам, которые использовали Ригу в качестве полунезависимого Ганзейского города. По сегодняшний день в Риге много красивых церквей, средневековых домов, остались башни крепости и фасады модерна конца 19 века.
В 2001 году Рига отмечает свое восьмисотлетие. За плечами этого прекрасного, по-особому уютного города, долгая и непростая история.
800 лет назад на пустынном берегу Даугавы близ ливского поселения возник каменный город с мощными стенами, с устремленными ввысь башнями церквей. То было опасное и тревожное время, наполненное беспрестанной борьбой за выживание, походами и кровавыми стычками. Основание каменного города в ливских землях сопровождалось ожесточенными войнами и потрясениями. Именно он стал тогда оплотом порабощения предков латышей и эстонцев, стал главной цитаделью зловещего Черного Рыцаря, который в яростной схватке унес с собой в пучину Лачплесиса. Предки латышей вступили в неравную борьбу с чужеземцами и, истекая кровью, все-таки утратили былую свободу. Но теперь это далекая история. Что было, то было. Много воды утекло в Даугаве. Много всего произошло в этих краях. И разве можно представить себе сегодняшнюю Латвию без прекрасной Риги?
Работа представлена на 31 странице. В работе имеется 5 иллюстраций.
Цель работы – определить туристическую привлекательность города Риги.
Задачи работы – определить географическое положение Риги, рассмотреть основные достопримечательности Риги, рассмотреть ландшафт Риги.
1. Название и географическое положение
Карта города Риги
Столица Латвии - Рига расположена на берегах реки Даугава, недалеко от ее устья. Река делит город на две части. На правом берегу находится древняя часть города – Вецрига (Старая Рига), которая опоясана бульварным кольцом, часть города находящаяся на левом берегу называется Пардаугава (Задвинье). Оба берега Даугавы соединяют три автомобильных и один железнодорожный мост. В городе проживает 833 тыс. человек.
Вблизи – город-курорт Юрмала.
2. Ландшафт
Рига - классический, красивый город, сохранивший центр таким же, каким он был в начале двадцатого века и Старый город со своими средневековыми домами. Зеленые ковры бульваров, на которых прямо в центре загорают люди, уютные кафе на 2-3 столика, где всегда полупустынно и можно сидеть часами, попивать свою чашечку кофе и читать книжку.
Окружающие Ригу леса очищают до 70 процентов городского воздуха. Зная это, жители и муниципальные чиновники каждый по-своему заботятся об этих «легких» города. Чиновники пишут постановления о выборочной вырубке леса, а горожане - жалобы в Рижскую думу на то, что леса вырубают.
Если в черте города срубить дерево, да еще большое, проблем не оберешься. Во всяком случае придется заплатить штраф от 25 до 500 латов. Получить разрешение на вырубку дерева в городе не просто - каждый ствол занесен в специальную дендрологическую карту и тщательно охраняется муниципалитетом. Что же касается деревьев, растущих в Бикерниекском и имантском лесах, их вырубают тысячами.
Судя по данным, предоставленным Агентством леса, в прошлом году в Бикерниекском лесу было «зачищено» 43 000 гектаров леса и вывезено 1030 кубометров древесины. В этом году чистили имантские леса. Здесь одновременно проводили две рубки. Рубка ухода - то есть вырубка деревьев, близстоящих друг к другу, проводилась на территории 70 гектаров. Вывезли отсюда 2800 кубометров древесины.
Помимо чистки леса здесь проводилась и плановая выборочная вырубка. За три месяца обработали 18,4 гектара, с этих участков леса вывезено 1440 кубов древесины. Что это означает? На протяжении трех месяцев в лесу Иманты визжали бензопилы, спиливались высоченные могучие деревья и стройные деревца поменьше. Чахлым сосенкам-кривулям тоже досталось, но отнюдь не больше, чем другим.
И действительно, получившиеся прогалины не очень-то похожи на благоустроенные лесные территории. Рядом с желтеющими кружками свежих пней возвышаются кучи срубленных сучьев и веток. За ними видны груды мусора - на протяжении последних лет лес никто не чистил, и замусорен он довольно основательно.
На благоустройство этого массива Агентство леса собирается выделить 120 тысяч латов. На эти деньги лес будет вычищен, вдоль дорог поставят скамейки, а на одном из участков будет сооружена детская площадка.
Сейчас лес значительно гуще. Мнение, что густой лес хорошо очищает воздух - ошибочно. На самом деле воздух хорошо очищает молодой лес, а старый почти совсем не вырабатывает кислорода. Эффективнее всего «работает» лес, в котором есть деревья разного возраста. Вот мы и вырубаем старые деревья, чтобы посадить новые.
Самое неприятное в этих вырубках, что горожане не имеют никакой информации о жизни леса. Приезжают какие-то люди, начинают пилить деревья, а когда их спрашивают, в чем дело, грубят и отказываются отвечать.
Поэтому со следующего – 2006 – года жителей предупредят о проведении подобных работ плакаты, на которых будет подробно указано, кто и зачем рубит лес, даны координаты заказчика и исполнителя работ. В этом же году в пригородных лесах больше ничего вырубаться не должно.
Климат умеренный, переходный от морского к континентальному: средние температуры в январе от -2° до -7 °C, в июле 16-18 °C, осадков выпадает 500-800 мм в год. Лето в теплое, весна и осень - достаточно мягкие. Зима, которая длится с ноября по март, может быть весьма холодной[1].
3. Планировка, городской пейзаж
Старый город - исторический центр Риги очень похож на Старо Място в Праге. Готика, узкие улочки, атмосфера средневековья, легенды, национальные сувениры, туристы... Но рижане в отличие от жителей Праги не столь радушны (мне показалось, что это касается людей старшего возраста) - у них свои обиды на русских. А в остальном Рига европейский город - независимый, чуть холодноватый (атмосфера), оживленный, где много машин, магазинов зарубежных компаний, туристов... На улицах часто слышится русская речь - в Латвии (из прибалтийских республик) больше всего русского населенная. Так что если Вы потеряли дорогу, не заблудитесь: почти все местное население знает русский (если не говорят, то уж точно понимают).
В старом городе находятся и самые известные кафе столицы. Это Венцрига - «Старая Рига» и самое маленькое рижское кафе под названием «Тринадцать стульев». В них можно отведать напиток, рецепт которого создан в средневековье, - рижский черный бальзам.
Центральная часть города намного моложе Старой Риги, но и для нее характерно соседство различных архитектурных стилей и направлений, красота и изящество многих зданий. За последние годы Рига стала современным городом. Границей Старого города является живописная Бастионная горка - своеобразный памятник, напоминающий о перепланировке города в середине XIX в. Утратившие свое оборонительное значение укрепления Старого города - рвы, бастионы были снесены. На месте песчаного бастиона соорудили Бастионную горку, крепостной ров превратили в Городской канал, начали прокладывать новые широкие улицы и бульвары, застраивавшиеся административными, общественными зданиями и жилыми домами знати. К концу ХIХ в. сформировался новый центр Риги. Украшением его служат созданные в конце XIX - начале XX в. парки. Царский парк был заложен в XVIII в. по приказу Петра I. Ныне это парк Праздника песни.
Недалеко от Бастионной горки находится Академический театр оперы и балета Латвии. Здание было построено в 1863 г. и предназначалось для рижского Немецкого театра, затем в нем разместился театр оперы и балета. В театре работал Р. Вагнер, немецкий композитор и дирижер, проходили гастроли Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Шумана и других известных музыкантов и композиторов. Перед фасадом театра установлен памятник выдающемуся латышскому композитору Альфреду Калниньшу, автору первой национальной оперы «Банюта», поставленной на сцене театра.
На бульваре Яна Райниса находится Латвийский государственный университет, крупнейшее учебное заведение страны. Здание построено в 1866-1869 гг. по проекту архитектора Г. Хибига и предназначалось для Рижского политехнического училища, преобразованного в политехнический институт, а затем в университет. На улице К. Барона расположены консерватория, Художественный музей, Академия художеств.
Бульвар Яна Райниса - один из красивейших в городе. Вдоль него тянутся зеленые скверы, разбитые в стиле английских садов свободной планировки, их украшают декоративные скульптуры. Памятник Яну Райнису, народному поэту Латвии, установлен на проспекте Свободы в 1965 г. к 100-летию со дня рождения поэта (скульпторы А. Гудбис и Л. Блумберг). Памятник Свободы, давший название главной улице Риги, сооружен в 1931-1935 гг. (скульптор К. Зале, архитектор Э. Е. Штолбергс). Он символизирует освобождение Латвии от ига немецких помещиков и русского самодержавия. Постамент венчает женщина, разрывающая цепи.
На проспекте Свободы расположены Академический художественный театр им. Я. Райниса и Театр оперетты. Недалеко от театра церковь св. Гертруды, покровительницы путешественников.
В числе известных в Риге памятников следует назвать площадь Латышских стрелков - бывшая Ратушная площадь. На площади расположен музей-памятник стрелкам. Прямоугольное здание музея дополняется высеченным в граните монументом - тремя фигурами латышских стрелков.
Памятник «Освобождение» сооружен в 1975 г. в честь 40-летия Победы как памятник воинам Советской Армии - освободителям Латвии и ее столицы от фашистов.
В 17 км от Риги находится Саласпилс. На месте самого большого в Прибалтике концлагеря, построенного фашистскими оккупантами, создан мемориальный ансамбль памяти жертв фашизма.
Латвийский этнографический музей под открытым небом находится на берегу озера Юглас. Более 90 построек, относящихся к XVI-XX вв., составляют его экспозицию. Здесь представлены также орудия труда, изделия народных мастеров, знакомящие с образом жизни и культурой народа. На территории музея проводятся концерты органной, камерной и народной музыки, выступают фольклорные ансамбли, устраиваются ярмарки, на которые привозят свои работы умельцы со всех концов страны.
Рига всегда гордилась своими парками, садами, бульварами и скверами. В Риге 9 парков, 13 садов, 56 скверов. Во многих парках имеются скульптурные композиции. Центральный парк столицы называется Межапарк - Лесной. Здесь же расположена Большая певческая эстрада. Близ лесопарка заложен Зоологический сад. Интересен парк Праздника песни. В нем создан мемориал 100-летия Праздника песни. Хоровое искусство в Латвии имеет глубокие традиции. И сегодня это один из любимых видов народного творчества. Праздник песни - красочное событие в жизни страны.
Одна из традиций Риги - выставки цветов, которые устраиваются несколько раз в году. Особенно красивы и разнообразны представленные на выставках розы. Вместе с цветами обычно демонстрируется керамика, всевозможные вазы для цветов.
Река Даугава делит город на две части - левобережье и правобережье, которые соединяются мостами. Правобережье - это древний центр города, левобережье — это новый город. Новые районы Риги - Иманта, Агенскалнские Сосны, Гривас, Межциемс. Современные микрорайоны застроены по типовым проектам, однако каждый из них имеет свое неповторимое лицо. Со всех сторон они обступили центр столицы, заметно отодвинув городскую черту.
4. Характеристика истории Риги
Археологические находки на территории Риги свидетельствуют о том, что населенное место здесь существовало уже в XII веке. В устье реки Ридзене, впадающей в Даугаву, в районе сегодняшней площади Альберта, существовало расширение, так называемое Рижское озеро. Место было удобным для гавани, поэтому в его окрестностях образовались поселения местных племен - куршей и ливов[2].
В конце XII века, когда немецкие торговцы начали расширять и укреплять ареал своей деятельности на восточном берегу Балтийского моря, здесь появились и крестоносцы. Их первый предводитель епископ Бертольд погиб в бою возле рижской Старинной горы. С записью этого события летописцем Индрикисом впервые в летописях появляется слово <Рига>. Следующий епископ, Альберт, в 1201 году перебирается из Икшкиле в Ригу, и после переговоров с местными ливами приступает к строительству укрепленного поселения возле Рижского озера. Так 1201 год становится официальным годом образования Риги. Уже в 1202 году здесь появляются первые колонисты - немецкие бюргеры. Постепенно Рига становится базой агрессии против местных балтийских народов. В XIII веке в Риге расцветает торговля, и город становится одним из важнейших посредников между западом и востоком.
Вплоть до XVI века не прекращаются разногласия о правах власти в городе между самими рижанами - епископом, орденом Меченосцев (позже Ливонский орден) и рижскими бюргерами, время от времени перерастая в вооруженные столкновения.
В результате Ливонской войны (1558-1583), после распада Ливонской государственности, в 1581 году Рига попадает в подчинение Польши. Позже, во время войны между Польшей и Швецией (1600-1929), в 1621 году, после упорного сопротивления Ригу завоевывают шведы, и город становится административным центром принадлежащей Швеции части Балтии. Начало XVIII века ознаменовано Северной войной (1700-1721), в которой Россия и Швеция борятся за господство на Балтийском море. В итоге, после долгой осады и эпидемии чумы, в 1710 году Рига попадает во власть России. Во второй половине XVIII века в Риге стремительно развивается промышленность, немецкие гильдии теряют свое монопольное положение в промышленности и торговле. В XIX веке Рига становится одним из главных портовых городов Российской империи и важным железнодорожным узлом. Территория Риги во второй половине XIX - начале XX века увеличивается в 10 раз, и количество жителей в 1913 году в 80 раз превышает этот показатель на начало XVIII века. Рига становится вторым по величине городом в западной части России после Санкт-Петербурга.
Переломный пункт в развитии Риги наступает в 1915-1917 гг., когда с началом Первой мировой войны Рига становится прифронтовым городом. Из Риги в среднюю часть России вместе с промышленными предприятиями были эвакуированы примерно 200 000 рабочих и членов их семей. На завершающем этапе Первой мировой войны появляется возможность создания независимой Латвийской Республики, которая в сложной политической ситуации и была провозглашена 18 ноября 1918 года. В Латвии началась осободительная война, во время которой, в течение 1918-1919 гг., при смене трех различных политических режимов Риге наносится тяжелый урон. После августа 1920 года разоренная Рига становится столицей столь же разоренной Латвийской Республики. В 20-30-е годы двадцатого столетия Рига развивается, становясь как торговым центром, так и центром легкой и пищевой промышленности, культуры и образования.
17 июня 1940 года в Ригу вошли советские танки - Советский Союз оккупировал Латвию.
Во время Второй мировой войны тяжело пострадала старая часть Риги, был разрушен порт и железнодорожные узлы. После войны Рига становится одним из крупнейших центров западной части Советского Союза, где в соответствии с планами индустриализации развивалась как легкая промышленность, так и важные предприятия военно-промышленного комплекса. Рига являлась также центром Балтийского военного округа. Для обеспечения вновь созданных предприятий рабочей силой началось массовое переселение жителей из других республик Советского Союза, в результате чего количество жителей в Риге в период с 1950 г. по 1980 г. возросло в семь раз.
Во время восстановления суверенитета Латвии Рига становится центром движения «Атмода» (Пробуждение). В январе 1991 года жители Латвии собирались на рижских баррикадах, чтобы противостоять возможному вторжению военных сил СССР.
Более чем 800-летняя история города подтверждает, что Рига умеет быть гордой и богатой, способна возродиться после войн, голода и разрухи. И снова быть гордой.
Герб Риги возник уже в XIII веке. Самый старый из известных показан на печати города 1225/26 годов. На нем были изображены: стена (самостоятельность города), ключи (покровителя Риги святого Петра), жезл с крестом (подчинение епископу), вокруг изображения - надпись Sigillum burgensium in Riga manentium (печать бюргеров Риги). Ее использовали не только на документах, но также и для обозначения качества и происхождения товаров: в документах ее ставили на воск, при сортировке печать была на емкостях с вещами, а качество и происхождение узнавали потом по печати на свинцовых пломбах.
Когда в 1330 году Ригу завоевал Ливонский орден, жезл заменили на орденский крест, в ворота поместили изображение льва и поменяли надпись: Sigillum civitatis Rigensis (печать города Риги). Эта печать годилась уже только для важных бумаг, а товары обозначали малым ее аналогом: только ключи под орденским крестом.
Затем за храбрость, проявленную при нападении царя Алексея Михайловича, Ригу в 1660 году «наградили» короной на голове льва в воротах герба - кроме Риги, такой чести был удостоен только Стокгольм, столица. Шведский король поставил корону и над обеими башнями, тем самым оказав рижанам особую честь. Малый герб Риги не изменили.
С 1554 года два льва держали герб Риги, пока в 1788 году указом Екатерины II официально не утвердили новое изображение. Неофициально, но в быту, уже с самого завоевания считалось, что в гербе Риги щит держат половинки орла, а корона над воротами — российская.
В независимом государстве герб столицы, конечно же, не мог носить признаки бывшего правителя, поэтому в 1922 году герб Риги снова был заменен, теперь — на герб 1660 года. Староновый вариант Сейм утвердил 1 декабря 1925 года.
В 1967 году под руководством архитектора И. Страутманя была выработана эмблема Риги - стилизованные ворота с ключами и пятиконечной звездой на фоне флага Латвийской ССР.
22 апреля 1990 года был восстановлен герб 1925 года, которым мы пользуемся до сих пор.
Вернемся к тем временам, когда Рига еще не была заложена. Название «Рига» существовало и раньше. Поселение с названием Рига упоминается еще до возникновения города. Здесь, недалеко от устья широкой Даугавы, издревле жили ливы. Тогда они были довольно многочисленным и сильным народом, жившим по побережью Балтики, в нижнем течении Даугавы до сегодняшнего Айзкраукле и в долине красавицы Гауи. Возможно, именно возле этого поселения с именем Рига в 1198 году был убит воинственный епископ Бертольд, пришедший огнем и мечом крестить упорных ливов. Тогда местные жители наотрез отказались принять крещение. Они собрались на берегу широкой Даугавы, чтобы достойно встретить незваных пришельцев. Тяжелые, закованные в доспехи, немецкие рыцари ринулись на ливов. Епископ с поднятым мечом скакал впереди отряда. Увлекшись жаркой схваткой, он не заметил, как оказался в гуще противников. И пал от руки одного из ливских воинов, который пронзил Бертольда копьем. Сохранилось имя этого воина - Имаут (или по-другому Иманта). Никаких сведений кроме имени не дошло до нас с тех давних времен. Но это имя стало символом сопротивления народа Латвии иноземной агрессии. Во время Первой мировой войны один из батальонов латышских стрелков - Валмиерский, носил на боевом знамени девиз с именем Иманта.
В годы Гражданской войны на территории России был сформирован латышский полк «Иманта», принимавший участие в белом движении.
И теперь еще о древних ливах напоминают некоторые сохранившиеся до наших дней названия, такие как Югла.
Ливы, жившие по Даугаве, поддерживали контакты со многими народами. Их земли находились как раз на большом торговом пути. Река Ридзене, впадая в Даугаву возле поселения, образовала удобную гавань. Торговцы с Готланда, шведы, а затем немцы были нередкими гостями в краю ливов. Некоторые даже селились вместе с ливами возле Риги. Здесь существовало немецкое торговое поселение.
Выше по течению Даугавы и на левом ее берегу простирались земли куршей, латгалов, земгалов, селов. Все они вместе с ливами образовали впоследствии латышский народ.
Непростые отношения были у Рижского епископства с Данией. Неизвестно, что обещал Альберт королю перед началом христианизации Ливонии. Однако датчане претендовали на то, чтобы Ливония признала свою зависимость от Дании. Особенно обострились эти отношения в связи с завоеванием Эстонии. Король Вальдемар II воспринял обращение епископа Альберта за помощью, как уступку Эстонии Дании. В 1219 году датские войска захватили древний замок эстов Линданисе и назвали его Реваль. Эсты же именовали город по-своему: Датский город (Taani linna), в наше время Таллинн. Скрытая борьба с датчанами не прекращалась ни на минуту.
Центрами ордена сделались Рига, а затем и Венден, где собирался орденский капитул, то есть собрание всех братьев ордена. Сегодня это город Цесис в Латвии на живописных берегах Гауи в 90 километрах от Риги. Немецкое название произошло, видимо, от названия славян - вендов, живших в округе. В хрониках очень часто упоминаются венденские рыцари со своими вендами.
Жизнь братьев Меча была суровой. Поход следовал за походом. Зимой по льду, летом по лесным дорогам отправлялись рыцари в окрестные леса на поиски некрещеных язычников. Бывало, едва дав отдохнуть коням от одного набега, меченосцы мчались в следующий бой. Мечи крестоносцев не просыхали от пролитой крови.
Но монах не может убивать. Как же совместить монашескую жизнь и рыцарские подвиги? Святой Бернар Клервосский, пламенный идеолог крестовых походов, подчеркивал различие войны мирской и войны священной. Для воинствующих монахов он сделал различие между понятиями homicidia (человекоубийство) и malicidia (убиение зла). Крестоносцы несут не только крест, но и меч Господа.
Так оправдывались бесчеловечные войны. С появлением орденских замков кровопролитие в балтийских краях только усилилось. Меченосцы втянули окрестных ливов в орбиту постоянных военных действий. В хронике Генриха Латвийского обыкновенно встречаются такие формулировки: в борьбе с язычниками братья ордена и пилигримы сожгли и разграбили такую-то область, всех мужчин перебили, а женщин и детей увели в плен. Это повторялось из года в год, из края в край, на всем пространстве Ливонии. Вот, например, один из эпизодов войны с эстами из то же хроники, записанный под 1222 годом. Здесь речь идет о крестоносцах (епископских рижанах и братьев Меча), выступивших совместно с крещеными леттами (латгалами) и ливами: “ С наступлением утра они появились близ замка Вильяндэ, и вышли оттуда эсты и бились с ними до третьего часа. Потом войско отступило, разделилось отрядами по всем деревням, и стали они грабить область, забирая в плен и убивая, кого находили. После того, собравшись всем войском, пошли назад в Ливонию к замку, что у Палы, и три дня сражались с эстами; другие же перешли Палу, разграбили и выжгли всю область Нурмегундэ, перебили там множество народу и, вернувшись к своим, вместе со всем войском возвратились в Ливонию, а всех пленных мужчин обезглавили, чтобы отомстить тем криводушным и вероломным народам”. В ответ эсты то же самое делали с ливами и леттами. Кровь за кровь. Непонятно, как эта земля совсем не обезлюдела. История сохранила нам имя одного из вождей ливов - Каупо, который со своими людьми участвовал почти во всех военных действиях на стороне крестоносцев. Он был крещен и даже побывал в Риме, где удостоился аудиенции самого Римского папы. И погиб он в бою. Пожар войны в Ливонии не угасал десятилетиями. Не удивительно, что численность народа ливов стала с того времени сокращаться. Первый удар по ним был нанесен крестоносцами. Немцы же втянули ливов в войны с соседними эстами. Мужчины гибли тысячами. Считается, что последний удар по народу ливов нанесла в 18 столетии Северная война, и последовавшая за ней страшная эпидемия чумы. В современной Латвии ливы насчитывают едва несколько сот человек. По данным исследовательницы ливов Гундеги Блумберг, в 1998 году в Риге жило всего две женщины, которые выросли в ливской среде, с детства говорили на родном языке и с возрастом не утратили его. Тем не менее, можно смело считать, что в жилах многих потомков рижских рыбаков течет кровь древних ливов. Но вернемся в начало 13 века к меченосцам.
Желание завладеть большим количеством земель было сильнее необходимости обращения в христианство язычников. Не останавливало рыцарей и то, что далее вверх по Даугаве были владения христианских князей. В трех верстах от замка Леневардена (Лиелварде) находился латгальский замок Кокнесе, в котором правил русский князь Вячко, зависимый от Полоцка. Здесь среди леттов уже распространилось православие. В 1207 году натиск меченосцев заставил Вячко сжечь деревянный замок и уйти в русские пределы. Впоследствии, в 1224 году, когда крестоносцы уже добрались до Дорпата (Юрьева), Вячко со своей дружиной оказался среди защитников крепости и погиб при взятии замка немцами.
Удельный двинский князь Всеволод из латгальской Ерсики тоже по милости немцев остался без княжества и стал свидетелем гибели своего города. Этот князь был зятем сильного литовского князя Дангерутиса и пропускал литовские отряды через Даугаву для набегов на другие русские земли, а также в края, покоренные немцами. Епископские рыцари совместно с орденом дотла сожгли Ерсику и захватили в плен княгиню и еще многих жителей. Условием освобождения жены и других пленников епископ поставил отказ от союза с язычниками-литовцами и передачу княжества под власть Рижского епископа. Всеволоду пришлось признать себя данником епископа и его наместником в Ерсике.
Крестоносцам удалось переманить часть племен ливов и леттов на свою сторону помощью против набегов эстов. Ведь летты испокон веку враждовали с эстами. Поэтому князь богатой Земгалии Виестурс и заключил союз с крестоносцами. Древний принцип «разделяй и властвуй» пришелся крестоносцам как нельзя кстати. Позднее, поняв, к чему может привести такой опасный союз, Виестурс разорвал отношения с орденом.
В походах орденские силы всегда составляли ядро войска. Им и доставалась львиная доля добычи. На правом и левом крыле выступали обычно летты и ливы. Орденский рыцарь в окружении воинов из местных племен смотрелся, наверное, так же, как в наше время танк в окружении сопровождающих пехотинцев. Вера в силу своего оружия у крестоносцев была очень сильна. Даже будучи в явном меньшинстве, они все-таки ввязывались в бой и даже побеждали. Все в той же хронике рассказывается о том, как небольшой отряд рыцарей и леттов (89 человек, из которых только 15 - тевтоны) обратил в бегство намного превосходящий их числом конный литовский отряд. Увидев врага впереди на лесной дороге, рыцари приказали леттам как можно громче кричать по-немецки: «Бей! Убивай!», и бросились вперед. Видя перед собой закованных в железо немцев, в тяжелых глухих шлемах с прорезями для глаз и дыхания, и слыша за их спинами воинственные крики тевтонов, литовцы посчитали, что наткнулись на большой отряд рыцарей, живое воплощение furor teutonicus. Поэтому они не стали испытывать судьбу и обратились в бегство.
Успехам рыцарей в Ливонии способствовал более высокий, чем у местных жителей, уровень военного искусства и техники. Известно, что противостоять немецкому строю тяжелых рыцарей в те времена в поле было почти невозможно. Их простые, по сравнению с западноевропейскими, но крепкие замки, даже деревянные, намного превосходили возможности осадной техники местных народов. Сами же рыцари, с баллистами, осадными башнями и подкопами, используя западный опыт осады неприступных замков, почти всегда захватывали местные замки. В своих же замках рыцари были неуязвимы, в поле тоже. Предкам латышей и эстонцев в борьбе против железного потока безжалостных чужеземцев оставалось только использовать хитрость и засады на лесных дорогах и в болотистых низинах.
Жадность не знает границ. В погоне за новой добычей и землями, братья Меча устроили раздел владений с епископом Альбертом, требуя со временем все большей доли. Третья часть всех земель оказалась в их полной власти. Самонадеянность и жажда наживы и привели к гибели ордена в 1236 году, в момент, когда могуществу братьев Меча, казалось бы, ничто не угрожало. Завоевание новых земель стало единственным способом существования меченосцев. После покорения земгалов и куршей, они обратили свои взоры на языческую Литву, скрытую дремучими лесами и болотами. Собрав большие силы, включавшие и недавно прибывших из Германии пилигримов, воинственные монахи обрушились на литовскую Жемайтию. С войском были вынуждены пойти и крещеные земгалы.
Лето 1210 года. В Риге переполох и смятение. На башне неумолчно гудит тревожный набат. Немногочисленные обитатели крепости и деревеньки, раскинувшейся возле ее стен, собираются вместе на площади у церкви. В крепость с криками прибежали ливские рыбаки. Запыхавшись от быстрого бега и указывая на Даугаву, они выкрикивают только одно: «Войско идет! Курши!»
Страх отражается на лицах собравшихся. Еще бы! Имя куршей издавна наводит страх на жителей всех прибрежных земель. Это опытные мореходы, отважные и жестокие воины. Мощь их напора, стремительность набегов знают в Швеции и на Готланде. Датчане в церквах молятся: «Да избавит нас Господь от гнева куршей!» Все, и рыцари, и ремесленники, и женщины, берутся за оружие. Им остается уповать лишь на защиту Всевышнего. Ведь епископ Альберт с частью рыцарей, завершивших свой срок службы в воинстве христовом, отбыли в Немецкие земли. Только накануне ушли в Тевтонию корабли с рыцарем Марквардом, графом Сладемом и другими. В Риге осталось очень мало людей. А за воротами крепости враждебные леса, крещеный, но непокоренный край затаившихся до времени ливов. А дальше повсюду лесные замки язычников - латгалов, земгалов, селов, таящие постоянную угрозу для незваных пришельцев.
Тем временем быстрые ладьи с широкими бортами поднимаются вверх по течению Даугавы. Вслед за ними с моря тучей надвигаются новые и новые ладьи, ощетинившись тысячами копий. В устье реки у монастыря Динамюнде стоят два снаряженных корабля крестоносцев. Те самые, что покинули Ригу накануне. Рыцари уже во всеоружии и готовы к неравному бою, с тревогой и страхом глядя на проплывающие мимо в полном молчании боевые корабли куршей. Но на них не обращают внимания. Что такое - потопить два немецких корабля? Нельзя давать времени чужеземцам. Застать Ригу врасплох - вот главное. Никто не сможет предупредить немцев. Курши решили одним ударом покончить с главным оплотом крестоносцев в Балтии. Они долго ждали этого момента, обменивались грамотами с ливами и леттами, намереваясь собрать небывалое войско и вместе выступить на защиту отеческих богов. Наконец, курши получили от жрецов знак, что боги выступят в битве на их стороне.
Жители Риги с молитвами готовятся к битве. Рыцари облачаются в тяжелые доспехи. Возле камнеметных машин быстро растут груды камней. Купцы и мастера, кузнецы и каменщики отложили дела, приготовившись к бою. Священники и женщины тоже взяли в руки копья и мечи. Горожане, полные решимости, выходят за ворота замка навстречу приближающимся врагам. Впереди - тяжело вооруженные рыцари на закованных в броню рослых конях. На их щитах красуются гербы, на плащах нашиты большие красные кресты, у многих из них кроме креста на одежде еще и изображение мечей. Это «швертбрюдер» - братья меча, или меченосцы. Вслед за братьями-рыцарями выступают пращники. Завидев куршей, высаживающихся на берег, пращники и лучники пускают в ход свое оружие. Многие куршские воины падают под их меткими ударами.
Разобщенность местных народов и организованность рыцарей сыграли свою роль в этом историческом эпизоде. Так новый город по имени Рига был спасен от неминуемой гибели. И день, когда он избавился от осады, постановили отмечать, как городской праздник.
Итак, Рига - старинный город, основанный в 1201 году Епископом Альбертом. Долгое время он находился под надзором Немецкого Тевтонского Ордена. Рига была одним из центральных городов Ливонии - примерно распологавшейся на территории современных Латвии и Эстонии. Во время Польско-Шведской войны (1600 - 1629), Швеция завоевала северную Латвию, включая Ригу. Но в 1710 году, в войне между Россией и Швецией, Россия отвоевала Латвию. Латвия была частью Царской России вплоть до 1918 года. За эти годы Рига стала третьим индустриальным городом России после Москвы и Санкт Петербурга. В конце 1-ой Мировой Войны, в 1918 году, Латвия получила независимость, и Рига стала столицей независимой Латвийской Республики. С 1940 года, после заключения пакта Риббентропа - Молотова, до 1990 года Латвия входила в состав Советского Союза как одна из Республик. В 1990 году Латвии была возвращена независимость[3].
5. Функции города Риги
С 1 июня 2005 года, с началом нового туристического сезона, в Риге, возможно, будет введена пошлина с туристов и отдыхающих, сообщила помощник директора Рижского координационно-информационного туристического центра Анитра Герица. Пока это только идея, и полная ясность в этом вопросе появится только через месяц. Для реализации этой идеи планируется сформировать специальную рабочую группу, которая разработает необходимые правила. Предполагается, что пошлина с одного человека за одни сутки, проведенные в рижских гостиницах, составит 1 евро или 0,5 лата.
Рассказывая о функциях города Риги, нельзя не упомянуть о Видземском рынке. Исстари рынок находился в Риге у реки, но жителям Петербургского предместья до него было далековато; да и крестьянам более удобным казалось выменять товары на дензнаки уже у главной дороги и отправиться домой. Вот и получилось, что в 1876 году у Большой водокачки открылся одноименный рынок. Людей было много, ведь там же были конечная остановка омнибуса и популярный колодец, от которого название и пошло. В наши дни подземные жилы не без труда поборола Новая церковь святой Гертруды, но тогда о ней не могло быть и речи.
Вскоре стало ясно, что там и места маловато, и грязновато - базар перенесли на нынешнее место, да переименовали в Александровский. Это случилось в 1897 году; 15 октября 1902 года уже на новом месте открылись два новых павильона авторства Рейнгхольда Шмеллинга: на 157 мест для торговли мясом и 187 - прочими товарами; основное место занимала площадь для повозок сельчан. Мастера, как тогда часто бывало, оказались новаторами: при кладке использовали стеклянные кирпичи.
Между прочим, именно с Александровского рынка начались капитальные каменные павильоны рынков в городе, за ними следовал Агенскалнский собрат. И хоть эти еще верхом совершенства не были, - отсутствовали даже холодильники для продуктов и отопление для людей, - но это уже было гораздо лучше, чем торговать на всех ветрах и непогодах; прессе тоже понравилось.
В 1929 году рынок раскошелился на дополнительный павильон для торговли селедкой. Процесс завершил большой дом со стороны уже тогда Бривибас, построенный городом в 1937-38 годах (архитекторы Янис Ренгартс, Станислав Борбал, Альберт Вецсилис). В нем поместились 118 квартир, служебные помещения рынка и киоски.
У стыка тысячелетий обретший два современных павильона, Видземский рынок поныне жив и уютен[4].
6. Достопримечательности Риги
Рижский замок. Был заложен в 1330 году, после разрушения старого замка. В 1642 году к замку со стороны Даугавы было пристроенно новое крыло - предзамок, которое сохранилось в первозданном виде до наших дней. Сейчас замок - резиденция Президента Латвии. Кроме того, в замке находится несколько музеев.
«Три брата». Три дома по улице Маза Пилс (Малая Замковая). Образец жилой архитектуры средневековой Риги.
Домский собор. Строительство Домского собора и монастыря началось в 1211 году и продолжалось многие века. Окончательно свои барочные очертания 90- метровая башня приобрела в 1766 г. В соборе находится орган - один из крупнейших в мире.
Шведские ворота. Прорублены в рижской крепостной стене в 1689 году. Легенда гласит, что здание, где сейчас находятся ворота, принадлежало богатому рижскому купцу. Чтобы не платить постоянно подати при ввозе товаров в город, он прорубил этот проезд. Это единственные городские ворота Риги, сохранившиеся в первоначальном виде.
Пороховая башня. Единственная сохранившаяся башня рижской крепостной стены. Построенная в XIII веке, она была самой большой и до XVII века защищала главный сухопутный въезд в город. Пороховой она стала называться с XVII века, когда в ней начали хранить порох. Сейчас здесь расположен Военный музей.
Дом котов. Здание построено в 1910 году. Согласно легенде богатый купец, латыш по национальности, которого не хотели принимать в Гильдию, где заправляли немцы, построил этот дом и установил на нем котов, задом обращенных к зданию Гильдии.
Малая гильдия. Oбразовалась в XIII веке. Первое здание было построено в XIV веке и неоднократно перестраивалось. Нынешнее здание построено в 1864-1866 гг. и было последний раз отреставировано в 2000 г. Интерьер здания богато отделан: окна украшены витражами с цеховыми гербами, портретами старшин ремесел и гильдии, в помещениях люстры, настенная живопись с видами города.
Памятник свободы. Символ независимой Латвии. В 2001 году была проведена полная реконструкция памятника. Здесь установлен почетный караул, проводятся торжественные мероприятия.
Часы Лайма. Построенные в советское время как реклама знаменитой кондитерской фабрики «Лайма», удачно вписались в облик Риги, и стали «местом встречи №1» в городе.
Национальный оперный театр. Здание было построено в 1863 году первоначально здесь располагался немецкий театр. После пожара 1882 года здание было реконструировано и приобрело современный облик. В качестве Национальной оперы театр работал с 1919 года.
Башня Петра. Первое упоминание о церкви Св. Петра относится к 1209 г. Это было главное церковное сооружение средневековой Риги. Шпиль башни увенчан Петушком. Петух символизирует бдительность и способен уберечь от нечисти.
Этнографический музей под открытым небом. Cоздан в 1924 году. Здесь собраны в реальные постройки характеризующие жизнь и быт латышей,проходят различные культурные мероприятия, ярмарки. В музее можно приобрести изделия прикладного искусства, сделанные местными мастерами.
Комплекс отдыха Лидо. Oгромный ресторан и комплекс отдыха - место паломничества рижан и гостей. Само сооружение - деревянная мельница и трехэтажный комплекс, созданный из корабельных сосен. Лидо - хорошее место для семейного отдыха.
Акваландия. Комплекс водных горок, «сухопутная» игровая площадка под крышей, бассейны, сауны и многое другое, необходимое для семейного отдыха.
7. Туристско-рекреационные особенности
Лето - это маленькая жизнь, Рига - это маленький Париж, а Латвия – это маленькая Швейцария. Три в одном месте, такого Вы не найдете не в одном европейском государстве.
Чистое море, свежий воздух, высокий европейский сервис оставят у туристов неизгладимые впечатления. Рига готова выполнить пожелания самых взыскательных туристов.
Глубокие исторические корни, от рыцарей тевтонского ордена, хранителей мальтийских сокровищ Тамплиеров и Петровского наследия, удовлетворят самых изысканых любителей истории.
Тихие мелодии волн в ласковом море, чистый воздух, уединенные коттеджи на берегу моря, дадут приют молодоженам или уставшим от городской суеты, даря дни приятного отдыха[5].
Любителям экстрима гарантируется хорошую порцию адреналина. К их услугам бобслейные трассы, тарзанки, дайвинг, яхты, самолеты, в зимний период лыжные трассы.
Любителей «тусовок» ждут казино, дискотеки, пиво и богатая ночная жизнь Риги.
К услугам детишек разнообразные парки аттракционов, зоопарк - один из лучших в Европе и множество разнообразных мероприятий[6].
Выводы
Рига – самый большой город в Прибалтике. История Риги насчитывает более 800 лет. И неудивительно, что город насыщен историческими и архитектурными памятниками, которые живо воссоздают атмосферу различных эпох.
Особенно поражает Старый город, где сохранились удивительные памятники средневековья и шедевры Югенд стиля – это Домский собор, Церковь святого Петра, датированные 13 веком. Можно часами ходить по узким извилистым улочкам Риги, слушать увлекательные истории и легенды и удивляться метким названиям некоторых памятников, как, например, Кошкин дом или Три брата. Рига изумляет своей красотой. Недаром в 30-е годы 20 века ее называли маленьким Парижем.
Достопримечательностей в Риге много - день любознательного туриста будет заполнен впечатлениями. Рижский замок, «Три брата», Домский собор, Шведские ворота, Пороховая башня, Бастионная горка, Двор Конвента, Дом Черноголовых... В Риге Вы не соскучитесь.
Погуляв по городу, посетив музеи, Вы можете пойти в «Лидо». В городе несколько таких центров развлечений. Например, «Лидо», построенный в 1999 году (около супермаркета «Mols» на улице Краста - iela Crasta) в национальном духе с учетом современных технологий.
«Лидо» - это самая большая изба в Европе, занесенная в Книгу рекордов Гиннеса. Внутри - деревянные столы и лавки. В углублениях в стене - стилизованная под старину посуда. Декоративные прозрачные лифты. Уютная атмосфера, которая подходит как для деловых встреч и походов всей семьей, так и для свиданий. Много туристов (особенно русских). Угощения ждут гурманов: несколько видов пива (есть и местное пиво «Лидо», светлое и темное), множество десертов, мороженое, несколько сортов мяса, рыбы. Блюда готовят на глазах посетителя.
На Рождество «Лидо» украсили соответственно рождественской тематике. Огромная елка (младшая сестра Кремлевской елки - в смысле высоты), пещеры с младенцем Христом, деревянные горки, проволочные ягнята из лампочек, национальные сувениры (например, из янтаря) продают сами мастера, так что цены не очень высокие. Потом «Лидо» украсят к Пасхе, Троице...
Есть в Латвии и своя Швейцария (всего их в мире насчитывают до 56) - это парк-заповедник «Сигулда». Там сохранились стены крепости времен раннего Средневековья. В такой крепости жили до 25 рыцарей, которые охраняли замок и параллельно брали пошлину с проезжающих мимо купцов. Просторы, просторы, холмы, скульптуры, в которых выражена душа национальной песни...
Недалеко находится Турайдский замок (Turaidas muzejrezervats, билет для взрослых - 1 лат, для детей - 20 сантимов), пещеры и родник Турайдской Розы. Есть поверье, что тот, кто умоется этой водой - преобразится.
Есть в Риге и еще одна достопримечательность, которой позавидует любой город - Музей старых автомобилей (Rigas Motormuzeis).
Музей просторный, занимает 2 этажа, кафе, автосервис. Многие владельцы раритетных автомобилей используют музей (он, кстати, отапливается) как гараж и, когда им нужно, забирают оттуда свои машины. Тут Вы увидите автомобиль Брежнева (говорят, он был прирожденный гонщик и автомобили были его страстью), на котором он летом 1980 года врезался в грузовик, машину Сталина, Хрущева, Штирлица...
Входной билет для взрослых - 1 лат, для школьников и студентов - 30 сантимов.
Есть в «Риге» свой «Аквапарк», правда меньше и хуже финского и польского. В городе много музеев: музей декоративного искусства, музей истории Риги и пароходства, Государственный Художественный музей.
Государственный Художественный музей (Тhe State Museum of Art, Valsts Makslas muzejs) занимает 2 этажа. На первом этаже картины 18 - 19 веков латвийских художников и работы Брюллова, Айвазовского, Кустодиева, Малявина, Петрова - Водкина, Серебряковой. На 2-м этаже - произведения мастеров 20-го века.
Среди картин хочется отметить работы Артура Бауманиса (Arturs Baumanis, 1867 - 1904). Например, его картину «Конь судьбы» (The Horse of Fate», 1887). Сюжет картины взят из древней истории Латвии, когда в эти края приходили первые монахи - христиане. Язычники подвергали монахов испытаниям, например, подводили монаха к белому коню и если конь, переступая палку, поднимет правое копыто, - то монах останется в живых (как мы видим на картине), если же левое - умрет.
Нельзя пройти мимо работ Яниса Розенталя (Janis Rozentals, 1866 - 1916). Его картины проникнуты внутренним светом, поэзией. Сюжеты его картин взяты из сказок и легенд («Castle of light», 1910), это и портреты, выполненные в реалистической манере: словно в дымке перед нами молодая красивая женщина с пером в руке («Portrait of Elli Rozentale», 1906), это и камерные работы («The Princess and the Monkey», 1913). Он близок по духу художникам «Мира искусства» (Бенуа, Сомову).
В начале января в музее проходила выставка Лео Кокле (Leo Kokle, 1924 - 1964). Особенно художнику удавались женские образы, тонкие, одухотворенные, полные страсти. Например, портрет молодой красивой балерины, исполнительницы «Болеро» Равеля («Bolero. Baleta maksliniece Aija Baumane», 1964).
А по дороге из Риги в Таллинн, в местечке Лиепупе, стоит небольшой уютный домик - Музей Мюнгхаузена. В мире есть 2 музея, посвященных барону Мюнгхаузену, - в Германии и в Дунте. Знаменитый Иероним Карл Фридрих фон Мюнгхаузен родился 11 мая 1720 году в немецком городе Боденвердере. В 17 лет Мюнгхаузен отправился в Россию, где и начались его приключения. Именно в Дунте он вытащил себя за косицу парика из болота, привязал лошадь к колокольне, летал с утками... 2 февраля 1744 году в церкви Лиепупе Мюнгхаузен венчался с баронессой Якобиной фон Дунтен из Дунтского поместья, что подтверждает запись в церковной книге.
В музее Вы увидите коллекцию охотничьих трофеев барона, его пистолет, ядро, на котором он летал в Турцию, и его самого собственной (восковой) персоной. Правда, какой-то любознательный школьник отломал барону один восковой палец, но рижский художник, благодаря которому появилась восковая фигура барона, обещал сделать ему новый палец. Рядом с бароном висит платье его жены Якобины - ее восковой фигуры пока нет. Портрет баронессы не сохранился, известно только, что баронесса была красивой женщиной. Художник, сделавший фигуру Мюнгхаузена, захотел, чтобы у баронессы было лицо самой красивой девушки, которую он только встретит. Одна из посетительниц музея, узнав об этом, решила, что она самая красивая, и взяла телефон художника. Так как восковой фигуры баронессы еще нет, должно быть художник все еще ищет достойное лицо...
Директор Музея - Дигна Чуйкова пишет картины и проводит в музее выставки. В здании музея, вход рядом, находится корчма, оформленная в народном духе, где Вас угостят пивом, солянкой, блинами с яблочным вареньем, вкусным чаем...
Что привезти из Риги?
Конечно же, знаменитые латвийские бальзамы (Rigas Melnais Balzams), которые готовят с 1752 года. 0,5л - 3лата 65 сантимов. Или не менее знаменитое рижское шампанское.
В городе сеть магазинов «Сакта», где продается продукция Огрского трикотажного комбината. Продукция знаменитой в советское время фабрики «Дзинтарс». По прежнему популярны у туристов разнообразные украшения из янтаря.
Если Вы любите национальные мотивы, то можете купить шерстяные вязаные перчатки (6 лат), носки с национальным орнаментом (магазин рядом с «Домом Черноголовых», Старый город). Во всех сувенирных магазинах Вы найдете глиняную посуду и колокольчики.
На основании вышеизложенного Ригу с полным правом можно назвать туристически привлекательным городом.
Список источников и литературы
1. География России: Энциклопедический словарь / Под ред. Л.Г. Король. М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1998.
2. Гусева Н.Р., Потабейко С.И. Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы. М.: Издательство «НОРМА», 2004.
3. История Латвии / Под ред. В.В. Ткаченко. СПб: Питер, 2004.
4. Квартальнов В.А. Туризм. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
5. Столицы мира / Под ред. М.Ю. Захарова. М. Издательство «ВЕЧЕ», 2005.
6. www.traveler.nsk.ru
7. www.edukids.narod.ru
8. www.rigagorod.ru
[1] География России: Энциклопедический словарь / Под ред. Л.Г. Король. М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1998. C. 679-680.
[2] История Латвии / Под ред. В.В. Ткаченко. СПб: Питер, 2004. С. 89.
[3] Столицы мира / Под ред. М.Ю. Захарова. М. Издательство «ВЕЧЕ», 2005. С. 321-329.
[4] Квартальнов В.А. Туризм. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 209-210.
[5] Гусева Н.Р., Потабейко С.И. Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы. М.: Издательство «НОРМА», 2004. С. 431.
[6] www.traveler.nsk.ru