Содержание
Введение. 3
1. Теоретические аспекты лидерства и руководства в организации. 5
1.1. Руководитель в организации. 5
1.2. Психологические проблемы лидерства и руководства. 7
1.3. Управление карьерой в организации. 10
2. Практические аспекты лидерства и руководства в организации. 12
2.1. Методы оценки лидерского потенциала и стиля руководства коллективом 12
2.2. Апробация методик на практике. 13
2.3. Оценка качеств главного бухгалтера ОАО «Береза». 19
Заключение. 21
Список литературы.. 23
Приложение 1. 24
Приложение 2. 25
Приложение 3. 26
Приложение 4. 27
Введение
Множество вопросов, терминов и понятий имеет отношение к актуальной проблеме лидерства и власти. В данной работе мне представляется возможным лишь обозначить все вопросы, всю многогранность этой темы. Она рассматривалась в различных плоскостях, различные исследования делали акцент на разные аспекты вопроса лидерства. Власть, господство, личность и государство, принуждение и авторитет, воля к власти, рынок власти, элита, приказ, инструменты влияния, мифы, харизма, политика, управление, конфронтация и консенсус, легитимность, равенство, конкуренция, пропаганда, идеология, господство, насилие, статус, престиж, доминирование, подчинение, преклонение, кумир, полномочия, преимущества, превосходство, зависимость, повиновение, карьера, честолюбие, популизм, тоталитаризм, демократия, имидж, - вот далеко не полный перечень понятий, которые каждый по-своему раскрывают тему лидерства.
В любом случае фактом остается то, что при всех исторически известных общественных формациях мы наблюдаем и пытаемся теоретически проанализировать тот факт, что большинство населения обречено на одну и ту же социальную участь: оно вынуждено постоянно довольствоваться не только скудостью своих материальных ресурсов, но и ограниченностью социального выбора. И в то же время существует определенное меньшинство, которое какими-то известными лишь ему путями всегда находит возможности и средства избежать жестокой участи большинства.
Понятия лидерства и власти рассматривались в социальной психологии в рамках исследования стилей руководства в различных школах и направлениях.
Целью данной работы является исследование основных проблем психологии и этики управления в отношении руководства, лидерства и власти в организации.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. рассмотреть роль руководителя в организации
2. рассмотреть психологические проблемы лидерства и руководства в организации
3. рассмотреть вопросы управления карьерой в организации
4. рассмотреть основные методы оценки лидерского потенциала и стиля руководства
5. провести апробацию методик на практике
2.3. Оценка качеств главного бухгалтера ОАО «Береза»
В рамках данного раздела необходимо произвести оценку деловых качеств главного бухгалтера путем анкетирования; рассчитать интегральный показатель деловых качеств; сделать выводы о деловых качествах менеджера, учитывая, что минимальное значение показателя 49, среднее 147 и максимальное 245 балов.
Основные показатели:
1. деловые (образование, знания, опыт);
2. способности (организаторские, исполнительные);
3. культура (образованность, эрудиция, честность, порядочность);
4. характер (воля, активность, самостоятельность, обязательность, оперативность);
5. темперамент (меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик);
6. направленности собственных интересов (материальные, социальные, духовные);
7. возрастной ценз (молодой, средний, пожилой);
8. здоровье (хорошее, удовлетворительное, плохое).
Система балов: 1- качество отсутствует; 2- проявляется редко; 3 - выявляется средне; 4 – выявляется часто; 5 – выявляется систематически.
Таблица 7
Исходные данные
Эксперт |
Порядковый номер качеств |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 |
4 |
4 |
5 |
2 |
5 |
4 |
5 |
4 |
2 |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
5 |
2 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
весомость качеств |
10 |
7 |
4 |
8 |
3 |
3 |
6 |
8 |
Расчет интегрального показателя производим по формуле:
(1)
Расчет представим в виде таблицы 8
Таблица 8
Расчет интегрального показателя
40 |
28 |
20 |
16 |
15 |
12 |
30 |
32 |
193 |
50 |
28 |
16 |
24 |
15 |
9 |
24 |
40 |
206 |
40 |
21 |
16 |
16 |
12 |
12 |
30 |
40 |
187 |
40 |
21 |
12 |
16 |
15 |
6 |
24 |
40 |
174 |
40 |
35 |
16 |
24 |
12 |
9 |
24 |
40 |
200 |
|
960 |
|||||||
192 |
Полученный показатель находиться между средним 147 и максимальным 245, т.е. главный бухгалтер имеет уровень развития своих качеств выше среднего.
Главному бухгалтеру следует обратить внимание на развитие своих качеств: способности, характера, направленность собственных интересов.
Заключение
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько выводов по работе.
Руководитель, как особый вид работников, является важной составной частью коллектива. Коллектив только тогда достигнет цели, если все будут работать в духе сотрудничества и взаимопонимания. Но когда руководитель не может правильно организовать работу, то все усилия остальных членов коллектива будут напрасны.
В целом трудовую деятельность руководителя можно разделить на 4 функции. Это: планирование, организация, мотивация, контроль. Но не следует полагать, что только руководитель выполняет эти функции. Ему активно помогают остальные работники. Цель работы руководителя - выработать направление развития и правильно организовать работу.
Суть руководства заключается в диалектическом единстве групповой самоорганизации и единоначалия. Властная вертикаль единоначалия или управления сверху всегда дополняется процессами самоуправления снизу. Даже при отсутствии руководителя или при его полной некомпетентности все функции руководства принимают на себя члены фирмы, корпорации
В рамках работы при использовании экспертного метода были проведены методы оценки лидерского потенциала и стиля руководством коллектива в организации ОАО «Береза»
Предложенный метод представляет собой опрос среди работников организации о значимости тех или иных черты руководителя в организации. Полученные результаты обрабатываются соответствующим образом и делаются выводы.
Выводы по руководителю организации, первоочередной чертой лидерства и властности среди всех групп населения в организации по результатам оценки экспертов выступает сильный характер, а в последнюю очередь – склонность к соперничеству.
Руководитель соответствует занимаемой ею должности, так как основное лидерское качество - организованность оценено в отношении ее в наибольшей степени, о чем свидетельствует диаграмма основных качеств О.П. Семеновой. Вообще в целом можно сказать, что наибольшую значимость в целом в руководителе как в лидере имеют умение организовать свой труд, а наименьшую- качества личностные и моральные.
При оценке главного бухгалтера следует обратить внимание на развитие своих качеств: способности, характера, направленность собственных интересов.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М, 2000. – 124 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Психология и педагогика, 2000. – 342 с.
3. Веснин В.Р. Менеджмент для всех . - М.: Знание, 2000. - 173 с.
4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учеб.- М.: Норма- Инфра-М, 2000. – 624 с.
5. Зудина Л.Н. Организация управленческого труда: Учеб. пособ. – М.: Инфра- М, 2000.- 247 с.
6. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: Практическое пособие. – М.: Инфра – М, 2000. – 83 с.
7. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 2000. – 456 с.
8. Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. – Л.:Лениздат, 2000. – 234 с.
9. Менеджмент в организации: Учеб. пособ/ Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: Инфра- М, 2000. – 277 с.
10. Мескон М.Х. Основы менеджмента. - М.: Человек, 2000.- 275 с
11. Организационное управление: Учеб. пособ./ Под ред. Н.И. Архиповой. – М.: Приор, 2000. – 159 с.
12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М, 2000
13. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. – СПб.: ЛГУ, 2000. – 231 с.
14. Снетков В.Н. Психология коммуникаций в организации. - СПб.,2000.- 256 с.
15. Социальнаяпсихология:Учеб.пособ./А.Н.Сухов,А.А.Бодалев,В.К.Казанцев и др.-М.:Класс,2000.-160 с.
16. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учеб- практ пособ. – М.: Бизнес- школа, 2000. – 160с.