Управление любой фирмой практически имеет два режима работы: - стратегическое управление; - оперативное управление.

Их сопоставление позволяет сделать выводы, что они во многом различаются и даже противоположны (табл. 17.1). Таким образом, даже в рамках одной фирмы требуются разные стили организационного поведения. Крайними являются следующие: - производственный, - предпринимательский.

Производственный стиль ориентирован на минимизацию отклонений от традиционного поведения. Предпринимательский – на непрерывное изменение достигнутого состояния.

Таблица 17.1

Основные характеристики режимов управления

Характеристика

Оперативное управление

Стратегическое управление

Культура фирменного поведения

Ориентирована на производство (маркетинг), успех определяется агресивностью в конкуренции и эффективностью в производстве.

Ориентирована на стратегию (гибкость), успех определяется изобретательностью, созданием новых возможностей, предвидением

Характеристики управляющего лица

Умение получить прибыль, достичь поставленной цели, контролировать подчиненных.

Предринимательство, новаторство, благожелательное лидирование в коллективе.

Основные методы управления

Долгосрочное планирование, контроль.

Стратегическое планирование, управление и контроль

Типовые структуры управления

Линейно-функциональные, дивизиональные.

Матричные, множественные.

Динамичность структуры управления

Стабильная

Динамичная

Характер власти

Децентрализована, сосредоточена в производстве и маркетинге.

Сосредоточена в общем руководстве, НИОКР.

Различия в организационном облике фирм, преимущественно придерживающихся крайних стилей, характеризуются табл. 17.2.

Таблица 17.2

Сравнение производственного и предпринимательского стилей

Стиль

Характеристики

Производственный

Предпринимательский

Цели

Оптимизация прибыльности

Оптимизация потенциала прибыльности

Пути достижения цели

Экстраполяция прошлых подходов

Взаимодействие возможностей получения прибыли и качеств управления

Ограничения

По окружающей среде и внутренним возможностям

По способности изменить окружающую среду, создать требуемые специализации, воспринять способы поведения

Система стимулирования

За стабильную эффективность и прошлую деятельность

За творчество и инициативу

Информация

Внутренняя: результаты деятельности

Внешняя: глобальные возможности

Внутренняя: возможности.

Внешняя: долгосрочные возможности

Стиль руководства

Популярность, обеспечение единства подходов

Допущение риска, умение вдохновить на восприятие изменений

Оргструктура

Стабильная или расширяющаяся, экономия на масштабах производства, слабая увязка разных видов деятельности

Гибкая, по проблемам, жесткая увязка видов деятельности

Подходы к решению управленческих проблем

Реакция на возникшую проблему, использование прошлого опыта с минимумом отклонений от статус-кво, рассмотрение одной подходящей альтернативы

Активный поиск возможностей, предвидение проблем, большие отклонения от статус-кво, поиск лучшей из многих альтернатив

Отношение к риску

Минимизация риска, соответствие прошлому опыту

Сознательный риск, баланс совокупности рискованных вариантов

Как уже указывалось, не только преимущественный тип деятельности определяет организационный стиль поведения, но и многие другие факторы, которые реализуются в реакции фирмы на изменения во внешней среде (под реакцией понимается качество и типы поведения, обусловленные потенциалом фирмы). Различают четыре основные реакции: - производственную, - конкурентную, - инновационную, - предпринимательскую.

Их основные характеристики приведены в табл. 17.3.

Таблица 17.3

Характеристики основных реакций фирмы

Типы реакций

Характеристики

Производственная

Конкурентная

Инновационная

Предпринимательская

Характерные черты управления

Минимально необходимое общее руководство. Распределение конкретных обязанностей. Финансовый контроль. Основное внимание производству.

Балансировка маркетинга и производства. Гибкие роли в управлении. Долгосрочное планирование.

Нововведение в управлении. Cистема управления по проектам. Быстрые реакции на изменения.

Прогнозирование изменений. Стратегический портфель заказов. Стратегическое планирование потенциала. Своевременная реакция на изменения.

Цели фирмы

Минимум затрат

Обеспечение оптимальной прибыли

Обеспечение краткосрочного потенциала

Обеспечение долгосрочного потенциала

Цели НИОКР

Снижение себестоимости

Повышение надежности

Улучшение товарного вида,

Модернизация продукции

Разработка новой продукции

Создание новых технологий для новой продукции

Поведение в конкуренции

Реакция на ценовую конкуренцию.

Агрессивная стратегия сбыта

Стратегия расширения рынков и внедрение новой продукции

Разработка новых концепций маркетинга. Поиск новых рынков для новых товаров

Системы премирования

За снижение себестоимости

За повышение рентабельности

За новаторство

За предпринимательство

Типичный индекс нестабильности

1-2

2-3

3-4

4-5

Рекомендуемая структура управления

Линейно-функциональная

Дивизиональная

Матричная

Множественная

Развитие стратегического мышления у менеджеров Современные компании работают в постоянно изменяющейся среде. Быстрая ориентация в потоке информации и умение целенаправленно использовать её – это основа стратегии решения задач организации. Под стратегией обычно понимают долгосрочный план взаимодействия организации с бизнес-средой для достижения максимальной эффективности. Однако некоторым менеджерам кажется, что стратегия – это нечто неизменное и статичное, например, формальные заявления руководства о долгосрочных перспективах компании. Однако следует учитывать, что мир бизнеса подвержен постоянным изменениям. Это означает, что любые решения должны учитывать происходящие перемены и соответствовать текущим условиям. Иначе в ближайшем будущем организация может оказаться неподготовленной к сложившейся ситуации. В свете этого меняется и представление о стратегии. Она рассматривается не только как очень далёкая цель, но, прежде всего, как систематическая процедура сбора информации об изменениях, происходящих как вне, так и внутри организации. Сбор таких сведений становится обязательным элементом работы менеджера, ведь его решения корректируются в соответствии с ними. Таким образом, чтобы работать плодотворно, менеджеру необходимо развивать способность быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке деловой информации и уметь использовать ее для решения текущих задач. Ведущие специалисты по стратегии всегда уделяли основное внимание вопросам конкурентной борьбы на рынке. Так, влиятельный теоретик 70-х годов Майкл Портер разработал стройную концепцию упорядочения конкуренции на рынке. Ее суть состоит в том, что если каждая компания будет следовать собственному плану развития и правилам игры на рынке, то накал конкурентной борьбы снизится. В дальнейшем выяснилось, что эта теория не отражает универсальные законы конкурентного поведения. Реальность, естественно, оказалась более непредсказуемой, чем теория. Многие компании стали успешно играть по правилам, которые противоречили принятым постулатам. Такое положение дел заставило некоторых менеджеров усомниться в эффективности отдачи от стратегического планирования. Одним из сомневающихся был Генри Минцберг, профессор управления в Университете Макгилла (Монреаль). Он предложил разграничить понятия «стратегическое планирование» и «стратегическое мышление». Планирование, по его мнению, всегда имеет отношение к анализу, то есть к разделению цели на составляющие элементы. Стратегическое мышление, напротив, связано с синтезом – его итогом является "интегрированное видение будущего" организации. Он напомнил, что за время проведения анализа ситуация может измениться, и поэтому при стратегическом подходе удается в лучшем случае только определить правильное направление развития компании. К началу 90-х гг. менеджеры отказались от разработки долгосрочных стратегий и сосредоточились на проведении быстрых методов реорганизации компаний. Их суть заключалась в том, чтобы сокращать численность больших подразделений и уменьшать количество уровней управления. Однако к середине 90-х гг. вновь зазвучали идеи о необходимости разработки моделей стратегического развития компаний. Наиболее известными теоретиками этого направления сегодня являются Гари Хамел и К.К.Прахалад. Они предложили менеджерам отказаться от рутинной работы по формальной реорганизации компаний и сосредоточиться на создании культуры "корпоративного возрождения" организации. Они советовали искать так называемые «рычаговые ресурсы», позволяющие компании достичь главных целей, несмотря на ресурсные ограничения. Также речь шла и о мерах по стимулированию "корпоративного воображения", при помощи которых создаются условия для дальнейшего развития организации. Таким образом, несмотря на проблемы с трактовкой самого понятия "стратегия" и разработкой конкретных управленческих схем по стратегическому изменению организаций, очевидно, что стратегическое мышление представляет собой основной путь развития менеджмента. Люди, производящие стратегические инновации, составляют бесценный интеллектуальный ресурс организации. Важным условием развития стратегического мышления является состояние среды, в которой находятся организации и принимают решения менеджеры. Э.Блум (1987) в своей книге отмечает, что самая опасная тирания – не та, что использует силу для обеспечения единомыслия, а та, которая "лишает знаний о других возможностях, веры в жизнеспособность и уверенность в наличии чего-то иного". Среда, враждебная по отношению к творческому поиску способов достижения цели, разрушает самое основание стратегического мышления. Она приводит человека к мыслям о бесполезности долгосрочного планирования деятельности. Таким образом, для реализации стратегического подхода к решению задач организации менеджеры не должны бояться риска и должны быть готовы к работе в условиях неопределённости. К сожалению, ни советская, ни переходная экономика не способна устойчиво поддерживать уверенность и стремление к новаторству у российских руководителей. Результаты проведённого И.Мусаэлян и Ю.Сливницким исследования готовности российских граждан к предпринимательской деятельности показали, что отечественные предприниматели стараются не строить далеко идущих планов и, более того, открыто сомневаются в целесообразности стратегического мышления для ведения бизнеса. Они ориентируются на решение сиюминутных проблем, с большой осторожностью относятся к инновациям в деловой сфере и не желают "заглядывать в будущее". Возможно, это обусловлено тем, что общество, долгое время жившее с мифом централизованного управления, до сих пор не в полной мере готово к ведению инновационных форм хозяйственной деятельности, основанных на стратегическом подходе. Это порождает несоответствие между учебными схемами, на которых отрабатываются управленческие навыки в бизнес-школах, и реальными ситуациями, в которых действует российский менеджер. Принципы бизнеса едины везде, но отличаются условия жизни и работы людей. Поэтому вопрос о том, готовы ли российские менеджеры мыслить стратегически, следует рассматривать в рамках социального контекста, в котором действуют и принимают решения организации и их лидеры. Безусловно, современное бизнес-образование предоставляет менеджерам огромные возможности для получения знаний и позволяет освоить навыки, приёмы и схемы стратегического мышления. Джон ван Маурик предлагает весь процесс организационных изменений разбить на несколько стадий. На первой стадии должна формироваться устойчивая потребность в переменах. Вторая стадия – процесс анализа ситуации, в результате которого очерчиваются перспективы. Видение дальнейшего развития подталкивает к планированию будущих действий и мер по изменению ситуации. Проблема построения стратегии неотделима от проблемы стратегического руководства: ведь сформированную стратегию необходимо претворить в жизнь. На данный момент создано много схем и принципов, обеспечивающих стратегическое лидерство. Однако хотелось бы подчеркнуть одно важное обстоятельство: стратегические изменения происходят только в той организации, где сотрудники оказывают поддержку действиям руководителя. Таким образом, ключ к успеху стратегического подхода лежит в правильной комбинации выбранной стратегии, стиля руководства и позиции сотрудников организации по отношению к изменениям. В заключении хотелось бы выделить одну важную характеристику стратегического подхода: несмотря на устремлённость в будущее, стратегия опирается на детальный анализ настоящего. Обращаясь к истории, полезно вспомнить, что советская экономика формально была основана на стратегическом планировании. В действительности же, как это показал Ф.Хайек в своей информационной концепции рынка, существование плановой экономики в глобальных государственных масштабах невозможно. Он аргументировал свою позицию тем, что никакой централизованный орган в силах контролировать все показатели сложного хозяйственного процесса. Советскую систему уместнее называть "фантомной экономикой", поскольку планы не основывались на анализе действительности. Чтобы этого не случилось с вашей организацией, стратегическое планирование должно базироваться на тщательном анализе рынка и выпускаемой продукции. Другое важное условие результативности стратегического подхода – методичность и соблюдение строгой последовательности процедур. Если модель будущего и основные задачи и процессы не описаны подробно, то стратегия не сработает, даже если за ее воплощение в жизнь возьмётся самая преданная и работоспособная управленческая команда. Таким образом, можно сказать, что стратегия – инструмент изменения и развития организации. Для того чтобы он оказался полезным, необходимо его вдумчивое освоение каждым менеджером.

В современных условиях проблема поведения потребителя на рынке является ключевой. Понимать поведение потребителя очень сложно. Ведь нередко он говорит о своих желаниях и потребностях одно, а, оказавшись в супермаркете, покупает нечто совершенно другое. В связи с этим предприятиям необходимы конкретные технологии, методы и подходы к работе с потребителем. Бизнес усложняется, появляется больше конкурентов, возникают новые потребительские сегменты, увеличивается поток рекламной информации. В этой ситуации для успеха бизнеса не достаточно просто убедить потребителя купить товар, необходимо заставить его делать это снова и снова. Поэтому преуспевающие предприятия занимаются брэндингом, культивируют постоянных клиентов, увеличивают число лояльных потребителей...

Моделирование поведения потребителей.

В современной обстановке, когда разнообразие товарных марок увеличивается в геометрической прогрессии, не достаточно просто убедить покупателя купить товар. Перед бизнесменом встает задача сделать из просто клиента постоянного покупателя, лояльного к определенной марке товаров. О способе решения этой проблемы при помощи моделирования поведения потребителей пойдет речь в статье старшего преподавателя и аспиранта кафедры маркетинга Сибирского университета потребительской кооперации Коневой Елены Ивановны.

Относитесь к потребителю как к высокоценному активу компании Том Питерс

В современных условиях проблема поведения потребителя на рынке является ключевой. Понимать поведение потребителя очень сложно. Ведь нередко он говорит о своих желаниях и потребностях одно, а, оказавшись в супермаркете, покупает нечто совершенно другое. В связи с этим предприятиям необходимы конкретные технологии, методы и подходы к работе с потребителем. Бизнес усложняется, появляется больше конкурентов, возникают новые потребительские сегменты, увеличивается поток рекламной информации. В этой ситуации для успеха бизнеса не достаточно просто убедить потребителя купить товар, необходимо заставить его делать это снова и снова. Поэтому преуспевающие предприятия занимаются брэндингом, культивируют постоянных клиентов, увеличивают число лояльных потребителей. Решить эти задачи можно с помощью моделирования поведения покупателей. Модель покупательского поведения дает возможность предприятию найти те факторы, на которые можно (и нужно) влиять. Влиять для того, чтобы: во-первых, активизировать потребности покупателя, убедить его в необходимости покупки, склонить к выбору товара предприятия, и, во-вторых, чтобы сделать покупателя своим постоянным клиентом, т.е. заставить покупать товар предприятия снова и снова, сформировать привязанность к марке. С точки зрения маркетинга потребителей делят на две группы: 1 группа: конечные потребители – это отдельные покупатели, приобретающие товары для личного (семейного, домашнего), использования. 2 группа: предприятия-потребители – это оптовые покупатели, приобретающие товары для использования в процессе дальнейшего производства и получения отдельных продуктов, эксплуатации в рамках предприятия, а также для перепродажи. Поведение этих двух групп потребителей существенно различается. Это объясняется: -различными целями приобретения товара; -способами принятия решений о покупке; -источниками информации, используемыми при принятии покупательских решений; -частотой совершения покупок; -неодинаковым уровнем знаний о товарах; -требованиями к послепродажному сервису. Модель это упрощенное представление реальности с включением только тех ее аспектов, которые представляются важными для создания модели. Степень соответствия может быть различной и проблема заключается в том, чтобы, выбирая уровень упрощения реальной ситуации, оставить основные влияющие факторы и соотношения между ними. Для построения модели, достаточно соответствующей реальному объекту, необходимо выполнить три правила: 1. Отделить главные свойства моделируемого объекта от второстепенных. 2. Учесть в модели главные свойства объекта. 3. Пренебречь его второстепенными свойствами. Сочетание различных элементов модели приводит к различным классам задач оптимизации, которые требуют разных методов решения. Существуют различные подходы к разработке моделей поведения покупателя. Одной из распространенных моделей покупательского поведения является «модель черного ящика» (Ф. Котлер). Эта модель отражает связь между побудительными факторами маркетинга (товар, цена, сбыт, продвижение) и ответной реакцией потребителей. Пройдя через «черный ящик» сознания покупателя, побудительные факторы и прочие раздражители вызывают ряд покупательских реакций. Задача заключается в том, чтобы по данным наблюдений понять, что происходит в «черном ящике» сознания потребителя. Заслуживает внимания модель потребительского поведения, предложенная Д. Хокинсом, Р. Бестом и К. Кони. Основу этой модели составляет процесс принятия решений потребителями и факторы его определяющие. Исходной точкой потребительского поведения является жизненный (организационный) стиль. Считается, что конечные потребители (и организации) покупают для того, чтобы поддержать или улучшить свой жизненный (организационный) стиль. Различают также экономическую, социологическую и психологическую модель покупательского поведения. Экономическая модель основана на предположении, что покупатель рационален и последователен в совершаемых действиях. При принятии решения о покупке потребитель руководствуется прагматическими соображениями в соответствии с личными представлениями о максимальной полезности и выгодности товаров (услуг). Наиболее существенными факторами экономической модели являются: уровень дохода покупателя, цена товара, эксплуатационные расходы и т.д. Социологическая модель базируется на предположении, что основную роль в покупательском поведении играет общественная среда, которая окружает человека или к которой он хотел бы принадлежать. К факторам данной модели относятся: культура, социальные классы, референтные группы, семья, роли и статусы. Психологическая модель учитывает влияние на покупательское поведение следующих факторов: типа личности, самомнения (самооценки), восприятия внешнего мира, жизненного опыта, установок и убеждений.

Таким образом, перед предприятием возникают проблемы: выбора подхода к разработке модели поведения потребителя; определения внешних и внутренних факторов, на которые можно повлиять маркетинговыми мероприятиями. Моделирование покупательского поведения позволит предприятию, разобраться в том, как потребители реагируют на побудительные факторы маркетинга. Наличие этой информации является значительным конкурентным преимуществом.

КОРПОРАТИВНАЯ ВЕЧЕРИНКА: ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ДЛЯ ШЕФА

Каждая фирма отмечает новогодние и рождественские празднества по-своему. А зачем их вообще устраивают? Что это дает? Многие руководители считают, что корпоративная вечеринка - напрасно потраченные время и деньги. Что это нужно только персоналу. На самом деле, отмечено, что даже самая простая вечеринка в коллективе поддерживает боевой дух, сплачивает команду, повышает авторитет руководителя.

К началу 1990-х годов XX века резко возросла озабоченность компаний тем, как они воспринимаются всеми группами общественности. В казахстанских организациях начали активно создаваться подразделения по связям с общественностью, в числе целей которых - формирование имиджа организации. Корпоративный имидж, корпоративная марка занимают все больше внимания экономистов, маркетологов, журналистов. Корпоративный, или организационный, имидж - это образ организации в представлении групп общественности. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность коммерческой организации на рынке. Он привлекает потребителей и партнеров, ускоряет продажи и увеличивает их объем. Он облегчает доступ организации к ресурсам (финансовым, информационным, человеческим, материальным) и ведение операций.

Кроме внешнего имиджа компании существует и внутренний имидж, как представление персонала о своей организации: это определенные ценности, суждения и нормы поведения коллектива компании. Корпоративная индивидуальность преломляется в организационном "жизненном стиле". Организационный стиль - это образ жизни компании, то, как она проводит время, использует материальные, финансовые, информационные, человеческие и прочие ресурсы. Так, например, компания Microsoft тратит свои ресурсы на перспективные и почти фантастические проекты будущего, на отбор и поддержку творчески-ориентированных сотрудников, на развитие глобальной телекоммуникационной инфраструктуры мира.

Одним из методов построения системы внутреннего PR является создание традиций компании, связанных с определенными праздниками и датами. Проведение корпоративных вечеринок помогает коллективу и руководству лучше узнать и понять друг друга.

Не совершайте ошибок!

Каждый человек переживает за свою жизнь множество подобных мероприятий, иногда как организатор, иногда как участник. В проведении подобных мероприятий часто появляется много ошибок. А ведь всегда проще анализировать ошибки. Поэтому начнем с них. Итак, типичные ошибки при проведении корпоративных вечеринок.

Во-первых, руководитель, желая сделать подарок подчиненным, устраивает вечеринку в ресторане, который в обычной жизни персоналу фирмы не по карману. Что происходит? На вечеринку (к огорчению руководства) не является добрая половина сотрудников. Нет, это не пренебрежение к традициям компании. Просто им было неловко. Им нечего одеть в такое шикарное место. Они не знают этикета, принятого в таких местах. Они не знают, как себя вести с официантами. Чтобы не ставить себя и Вас в неловкое положение, они решили не ходить вообще. Конечно, потом они скажут, что у них болела голова, или заболел ребенок. Но настоящая причина в том, что руководитель выбрал неподходящее место.

Во-вторых, руководитель приходит на вечеринку в том же костюме, в котором ходит в офисе. Таким образом, он дает понять, что относится к мероприятию как к элементу своих служебных обязанностей. Он здесь на работе. Это на самом деле так, только работая на вечеринке, руководитель должен делать вид, что отдыхает. Это самая трудная работа, но именно это и является мерилом профессионализма. Существует и противоположный вариант. Руководитель приходит в пиджаке, расшитом золотом, на спине у него, как у хоккеиста, написана фамилия. Но не его, а Armani. Его новые супермодные туфли сверкают бляхами. На его столе большая коробка с кубинскими сигарами и золотая гильотина для отрезания кончиков сигар. Зажигалка Cartier соперничает в блеске с часами Patek Philip. Руководитель таким образом демонстрирует ту пропасть, которая пролегла между ним и его сотрудниками. Мы не призываем явиться в костюме бомжа, но здесь - то место, где должна быть проявлена сдержанность в подборе туалета.

Бывают ситуации, когда руководитель напивается и безобразничает. Комментировать, похоже, и не стоит. Но часто бывает и так, что руководитель не пьет совсем (что еще хуже), смущая этим и без того смущенных сотрудников.

Часто большой ошибкой руководителя является то, что руководитель присутствует на вечеринке "до последнего клиента". Поясним, по правилам делового этикета, с неформальных мероприятий никто не может уйти, пока присутствует шеф. Он сам должен почувствовать, когда его присутствие становится уже сдерживающим фактором для подчиненных. В это время он тихонько, не привлекая к себе внимания, уходит. Через 10-15 минут то же самое должны сделать его замы, затем - руководители отделов. После этого начинаются "бои без правил". Низший эшелон начинает настоящий оттяг, за что и будет вам очень благодарен. Немного позже весь начальствующий эшелон может прекрасно встретиться в ресторане более высокого класса в двух кварталах от клуба. Где и продолжит вечеринку в среде одноранговых партнеров, уже ничем не смущая своих сотрудников, которые тоже остались среди равных.

Почему-то у многих руководителей сложилось ошибочное мнение: руководитель не танцует. Как сказал один из умных директоров: "Не хочешь танцевать с сотрудниками - они захотят станцевать на твоей могиле". Жестко, но справедливо. Если вам медведь наступил не только на ухо, но и на все конечности, возьмите несколько уроков танцевальных движений. Не нужно стараться перещеголять Рики Мартина. Но танцевать вы обязаны уменно по статусу! Это входит в вашу должностную инструкцию? Нет? Тогда впишите!

Еще одно ошибочное мнение: руководитель ни в чем не участвует. Ни в пении под караоке, ни в дурацком конкурсе на раздевание, ни в идиотском срезании никому не нужных сувениров с завязанными глазами. Ни в чем. Вместо этого он притворяется элементом интерьера и с серьезным видом наблюдает за тем, как дурачатся его сотрудники. На приглашение принять участие, он обычно учтиво отвечает: "Спасибо, я здесь постою - посмотрю". Нет, все надо делать наоборот.

Привезя на вечеринку свою жену (своего мужа), как вариант - не свою жену (не своего мужа), руководитель наверняка невероятно смутит собравшихся. И особенно себя. Не секрет, что человек реализует себя в различных социальных ситуациях по-разному. Мы дома одни, на работе другие. Это нормально. И приведя жену (если не было оговорено, что все приходят с женами/мужьями) не спрашивайте, почему у ваших людей удивленные лица. Просто они не узнают своего шефа.

Если руководитель ограничился выбором места проведения и меню, предоставив сценарий вечера случаю, тем самым он превратит важнейшее мероприятие в банальную пьянку. Продвинутые люди сегодня даже программу собственного Дня рождения продумывают. А если вручение подарков будет поручено секретарше, то программа внутреннего PR будет окончательно подпорчена. Не будем говорить об этом слишком много. Просто приведем в пример армию. Медали отличившимся вручает не писарь в каптерке, а командир, перед строем. Ценность награды возрастает многократно. Даже для собаки важно, из чьих рук она получает косточку. Именно владельца этих рук она и будет считать своим хозяином. Именно за него пойдет в огонь и в воду. А ваши подчиненные чем хуже?

Что же должен делать руководитель?

Набор правил прост и короток, его можно без труда усвоить. Справедливости ради нужно сказать, что вы не найдете этот свод в любом руководстве по этикету или книге по менеджменту. Перечень этих правил - результат практической работы и отслеживания ее результатов известного специалиста по PR Д. Доти. Понятно, что, во-первых, не следует делать тех ошибок, о которых шла речь выше. Далее. Первое лицо компании должно произнести первый тост. В абсолютной тишине и при стопроцентном внимании всех собравшихся. У всех в руках бокалы. У всех налито. У всех на лицах печать торжественности: "Шеф говорит!". В первом тосте юмор, конечно, допустим, но в аптечной дозировке.

Наиболее предпочтительные темы тоста: - каких успехов мы добились сообща; - каких успехов мы еще добьемся сообща; - как я рад, что работаю с такими людьми, как вы; - как благодарна вам компания за тот вклад, который вы сделали.

В любом случае, первый тост должен быть направлен на собравшихся. Позднее руководитель произносит еще и четвертый, либо пятый тост. Это тост, выделяющий определенную категорию сотрудников. Он может предложить выпить за женщин, работающих в компании, за самых молодых сотрудников, за ветеранов фирмы, за тех, у кого в этом году родились дети и так далее. Больше тостов без особой нужды руководитель не произносит. Дальнейшая его участь еще печальнее. Он обязан принимать все приглашения на танец. И танцевать с воодушевлением, однако не позволять себе двусмысленностей, вроде чрезмерного прижимания к себе партнерши. Обязательно он должен подойти с бокалом к каждому из ключевых сотрудников (их не бывает много) и выпить за него (не обязательно до дна). При этом уместно сказать несколько проникновенных слов. Это делается без привлечения внимания. Как бы, по секрету.

И последнее. Шеф не должен тянуть на себя одеяло на корпоративной вечеринке. Понятно, что здоровое честолюбие часто является стимулом к карьере. Но мероприятие, о котором идет речь, делается для коллектива. И это должно быть заметно. Поощряйте самовыражение и раскрепощенность сотрудников, поощряйте веселье и включенность всех участников. Но не старайтесь возвыситься и явно управлять процессом. Это только добавит вам очков.

Скоро очередные праздники. Постарайтесь использовать эту возможность, чтобы такими незначительными затратами достичь очень серьезных целей: сплоченности коллектива, хорошего настроения, уважения к руководителю. Часто именно это выручает фирму в сложную минуту. Часто именно это приводит ее к успеху.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ

(14/3/2004)

И. Алешина

Корпоративный имидж: стратегический аспект

Рост значимости имиджа в деятельности организаций

К началу-середине 1990-х годов резко возросла озабоченность компаний тем, как они воспринимаются своими группами общественности. В российских организациях начали активно создаваться подразделения по связям с общественностью, в числе целей которых – формирование имиджа организации. Корпоративный имидж, корпоративная марка занимают все больше внимания экономистов, маркетологов, журналистов, культурологов, политологов, лингвистов во всем мире.

Корпоративный, или организационный имидж – это образ организации в представлении групп общественности. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность коммерческой организации на рынке. Он привлекает потребителей и партнеров, ускоряет продажи и увеличивает их объем. Он облегчает доступ организации к ресурсам (финансовым, информационным, человеческим, материальным) и ведение операций.

Позитивный имидж значим не только для коммерческих организаций. Госструктурам он обеспечивает поддержку населения, бизнеса, средств массовой информации. Университетам, больницам, фондам – помогает вести сбор средств/пожертвований, а также привлекать лучшие ресурсы из возможных. Так, например, широкая позитивная известность МГУ во всем мире – один из факторов развитой глобальной телекоммуникационной системы, которой он располагает.

Высокая значимость имиджа для успеха организации стимулирует развернутые исследования на эту тему. Еще в начале 1980-х гг. более половины крупнейших компаний ‚еликобритании вели исследования по имиджевой тематике. Аналогичные исследования ведут более 160 крупнейших европейских компаний. В США анализ корпоративного восприятия ведет журнал Fortune, в Австралии – National Business Bulletin.

Работа по формированию, поддержке и оптимизации имиджа ведется сегодня не только для организаций и персон, но и для государств, а также регионов стран и мира. Глобализация рынков и методов деловой активности, развитие глобальных информационных коммуникаций, мощных систем поддержки решений обусловили резкий рост значимости работы все большего числа структур и организаций по созданию имиджа.

Имидж ассоциируется прежде всего с паблик рилейшнз (ПР, связи с общественностью). Паблик рилейшнз – самостоятельная функция менеджмента по установлению и поддержанию коммуникаций между организацией и ее группами общественности. Кроме того, к сфере своих полномочий относят имидж и те, кто занимается рекламой, маркетинговыми коммуникациями, корпоративными коммуникациями, отношениями с СМИ, организационным поведением и человеческими ресурсами организации, журналистикой. Имиджмейкер – термин, стоящий в одном ряду сегодня с ньюз-мейкерами (журналистами) и ПР- специалистами.

Особое значение имидж имеет для крупных и/или хорошо известных организаций. Такая организация – на виду общественности и в центре внимания СМИ. Ей некуда спрятаться от общественного порицания и невозможно бесследно раствориться в рыночной стихии. Поэтому крупные организации постоянно работают с общественным мнением, используя как собственные подразделения паблик рилейшнз/коммуникаций, так и привлекая внешние агентства.

В отделении Паблик Рилейшнз компани General Motors около двухсот сотрудников заняты работой, непосредственно связанной с имиджем компании половина из которых – специалисты в структуре корпоративного управляющего по коммуникациям. Chase Manhatten Bank – около ста сотрудников, строящих коммуникации с целым спектром групп общественности всего мира. В компании Microsoft есть директор ПР, здесь работает собственная группа ПР численностью 15 чел. Кроме того, Microsoft – многолетний клиент ПР-агентства Waggener Edstrom, насчитывающего 289 чел. и получившего в 1996 г. от Microsoft более 20 млн.долл. за ПР-обслуживание. Эта работа направлена на обеспечение благоприятного поведения общественности в отношении организации2.

Корпоративный имидж значим и в финансовом менеджменте. Имидж представляет собой неявный (нематериальный) актив, отражается в соответствующей статье (Intangibles: goodwill) активной части балансового отчета Североамериканских и Западноевропейских компаний в стоимостном выражении. Так, например, стоимостная оценка Goodwill (благорасположения) компании Mercedes-Benz в ее балансовом отчете на декабрь 1994 г. составила 19 миллионов нем.марок, или 11,2% от всей суммы неявных активов3.

Имидж может быть несколько различным для различных групп общественности, поскольку желаемое поведение этих групп в отношении организации может различаться. Иначе говоря, одна и та же организация может по-разному восприниматься (или стремиться к специфическому восприятию) инвесторами, госструктурами, местной и международной общественностью. Например, для широкой национальной общественности предпочтительна гражданская позиция компании. Для международной общественности глобальные компании стремятся быть “корпоративными гражданами мира”. Для партнеров важна высокая конкурентность позиции. Кроме того, существует внутренний имидж организации – как представление персонала о своей организации. Можно сказать, организация имеет несколько имиджей: для каждой группы общественности – свой. Синтез представлений об организации различных групп общественности создает более общее и емкое представление об организации (рис. 1).

Рис. 1. Корпоративный имидж может быть различным для различных групп общественности 

Приоритеты групп общественности в имиджевой работе могут меняться. Госструктуры, регулирующие деятельность отраслей, разборчивые потребители, широкая российская или деловая международная общественность могут занимать различные приоритеты в коммуникациях организации. Отечественный рынок, пусть даже за счет импортных товаров, превращается из “рынка продавца” (где продавец диктует условия) в “рынок покупателя”. Появляются признаки продвижения российского производства услуг и товаров, пусть даже под давлением иностранных конкурентов. ‚се это обусловливает для российского товаропроизводителя растущую необходимость в расширении спектра целевых групп в работе с общественностью, углубления этой работы на основе современных достижений теории и практики Паблик рилейшнз.

Имидж, несомненно, – инструмент достижения стратегических целей организации. Стратегическими являются цели, затрагивающие основные стороны деятельности организации и ориентированные на перспективу. Преимущества позитивного имиджа очевидны. Однако позитивная известность (паблисити) не появляется сама собой и не существует сама по себе. Она требует целенаправленной систематической работы.

Стратегическая корпоративная идентичность

Управление корпоративной маркой как направление теории и практики появилось в США более полувека назад. Сегодня его часто называют “управлением корпоративной идентичностью”. К настоящему времени в этой сфере уже сложился понятийный аппарат. Трактовка терминов не всегда однозначна, тем не менее важен сам факт их использования. Знание терминов позволяет ориентироваться в решении методических и практических задач управления имиджем организаций. Приведем основные понятия.

Видение – представление об окружающей действительности – настоящей или будущей. Формирование видения – одна из главных обязанностей руководителя организации. Для того, чтобы вести корабль через рыночную стихию нестабильности и неопределенности в верном направлении, капитан обязан знать, где он плавает.

Корпоративная миссия – общественно-значимый статус, социально значимая роль организации. Миссию можно рассматривать как стратегический инструмент, идентифицирующий целевой рынок и широко определяющий бизнес, или основную деятельность предприятия. Формулировка миссии отражается, в частности, на первых страницах годового отчета, буклетов и каталогов, звучит в выступлениях руководителей организаций. Миссия позволяет персоналу и руководителям взглянуть на деятельность организации “с высоты птичьего полета”, что необходимо для обеспечения ее долгосрочной конкурентоспособности. Кроме того, корпоративная миссия играет важную коммуникационную роль, как внутреннюю, так и внешнюю, информирования акционеров, поставщиков, потребителей и др.

Корпоративная индивидуальность – ценности, суждения и нормы поведения, разделяемые в компании и определяющие сущность индивидуальной корпоративной культуры. Корпоративная индивидуальность – это то, что компания есть на самом деле, аналог личности, индивидуальности человека.

Корпоративная идентичность – это то, что организация сообщает о себе, о своей индивидуальности. Все, что организация говорит, делает и создает, формирует ее идентичность. Это – продукты и услуги, формальные и неформальные коммуникации, политика компании, поступки ее персонала.

Корпоративный имидж – это восприятие организации группами общественности. Это то, какой видит организацию группа или группы. Корпоративный имидж возникает в результате восприятия общественностью комплекса коммуникационных сообщений, генерируемых организацией. Корпоративный имидж может базироваться на верованиях, так же, как и на фактах. Корпоративный имидж может быть позитивным, негативным, нечетким. Обычно различные группы неоднозначно, по-разному воспринимают организацию. Достижение благоприятного корпоративного имиджа и лояльности потребителей – основная цель управления корпоративной идентичностью.

Процесс управления корпоративным имиджем

Имидж – это не только средство, инструмент управления, но и объект управления. Позитивный имидж, так же, как и паблисити, создается основной деятельностью компании, а также целенаправленной информационной работой, ориентированной на целевые группы общественности. Эта работа осуществляется в значительной мере посредством маркетинговых коммуникаций (паблик рилейшнз, реклама, личные продажи, стимулирование продаж). Работа по созданию имиджа ведется целенаправленно для каждой группы и различными средствами. Для крупных организаций при поддержке имиджа особенно важна работа с СМИ, поскольку крупный масштаб операций требует достаточно широкой известности, достижимой прежде всего с помощью масс-медиа.

Создание имиджа бизнес-организации в рыночной среде ведется на основе стратегического подхода, с помощью интегрированных маркетинговых коммуникаций. Следует помнить, что каждое из средств маркетинговых коммуникаций имеет свои сильные и слабые стороны. Системная интеграция этих средств (по времени и последовательности использования, по распределению бюджета между ними) обеспечивает усиление преимуществ каждого из средств и нивелирует их недостатки.

Значительная часть российских организаций сводит проблему своего позитивного имиджа к внешним атрибутам ведения операций. Это упрощенное и потому поверхностное, “косметическое” решение. На самом деле, организация нередко нуждается в терапии, а часто и в хирургии управления. Проблема имиджа, или хотя бы позитивной известности продукта, – нередко внешнее проявление кризиса управления и проблема реального места и роли организации на рынке и в обществе в целом. Устойчивое падение конкурентоспособности и даже летальный исход – следствие поверхностного и узкого подхода к судьбе организации со стороны ее руководства.

Процесс управления корпоративным имиджем начинается задолго до разработки визуальных атрибутов организации (лого, фирменных бланков, интерьера, внешнего вида и манер сотрудников). Он начинается с формулировки видения, а затем миссии как социально-значимого статуса организации (рис. 2). Затем определяется корпоративная индивидуальность, или “личность” организации.

Рис. 2. Процесс формирования корпоративного имиджа 

Это уже более конкретные характеристики, отражающие корпоративную культуру – ценности, суждения и нормы поведения. Корпоративная индивидуальность преломляется в организационном “жизненном стиле”. Организационный стиль – это образ жизни компании, то, как она “проводит” время, использует материальные, финансовые, информационные, человеческие и прочие ресурсы. Так, например, компания Microsoft тратит свои ресурсы на перспективные и почти фантастические проекты будущего, на отбор и поддержку творчески-ориентированных сотрудников, на развитие глобальной телекоммуникационной инфраструктуры мира. А также Microsoft тратит миллионы долларов на то, чтобы мир знал об этом и хорошо к ней относился.

После определения “характера” компании принимается решение о том, как донести этот выгодно отличающийся от других “характер” до целевых групп. Как сделать достоянием групп общественности реальные достоинства компании? На этом этапе формируется корпоративная идентичность. Корпоративная идентичность – это система коммуникативных средств, – названий, символов, знаков, лого, цветов, мифов, ритуалов, – проецирующих, или отражающих индивидуальность компании. Корпоративная идентичность должна отражать миссию, структуру, бизнес и притязания компании.

Работа над корпоративной идентичностью столь важна, что нередко ведет к структурным изменениям, к смене управляющих или репозиционированию организации, стремящейся обслуживать другие рынки. Т.о., меняется сама “личность”, или “индивидуальность” организации. Эти изменения более значимы и существенны для позитивного имиджа организации, чем косметический макияж интерьеров и раскраска фасадов потемкинских деревень. Cам факт существования понятий стратегической корпоративной идентичности, стратегической корпоративной индивидуальности свидетельствует об их стратегической значимости для успеха компании.

И только в результате работы над корпоративной идентичностью – и использования корпоративных коммуникаций (маркетинговых, в т.ч.), возникает корпоративный имидж.

Имидж можно создавать заново (для новой организации), изменять. Успешный процесс формирования имиджа требует управления (планирования, организации, контроля). Деятельность по формированию имиджа оценивается качественно (цели, структура, содержание, исполнители, технологии) и количественно (затраты, сроки, результаты, экономическая эффективность).

Имидж как объект моделирования

Научно обоснованная работа по управлению корпоративным имиджем должна вестись на основе моделирования имиджа.

Имидж имеет свою структуру (один из примеров структуризации приводится на рис. 1), описывается параметрически и моделируется, так же, как и сам процесс его формирования. Учитывая то, что модель – отражение значимых сторон объекта, можно представить имидж набором различных его характеристик. Имидж можно описать, например, с помощью профиля восприятия и метода семантического дифференциала.

Характеристиками имиджа являются: группа восприятия, набор воспринимаемых и измеримых свойств организации, значения оценок свойств и их веса. Длительность существования, четкость и устойчивость имиджа, уровень позитивности/негативности, оптимальность, направления деятельности и затраты по созданию и поддержанию имиджа также являются характеристиками имиджа.

В основу систем мониторинга компонентов, составляющих имидж, положены информационные модели. Уже существуют базы данных и системы поддержки решений, используемые для оценки и оптимизации имиджа организации. Консалтинговая компания Delahaye Group в США ведет оценку эффективности деятельности паблик рилейшнз для IBM, Microsoft, Novell, Intel и др. Аналогичной базой данных для своих клиентов располагает ПР-агентство Waggener Edstrom, обслуживающее компанию Microsoft. База содержит обширные данные о СМИ, материалах, появившихся в них, а также о сотрудниках СМИ – редакторах и журналистах.

Построение модели имиджа, ее наполнение конкретной информацией об организации, четкая идентификация “целевого” имиджа организации для целевых групп общественности необходимы для результативности имиджевой работы. Только на основе и в результате моделирования имиджа может вестись успешная работа по созданию и оптимизации материальных и виртуальных носителей имиджа, в т.ч. домашних страничек WWW в Интернете, оптических дисков и других средств электронных презентаций.

Моделирование имиджа и процесса управления корпоративным имиджем – основа профессионального имиджмейкинга. Такое моделирование, как и собственно управление корпоративным имиджем требует фундаментальных и системных знаний менеджмента и маркетинга.

Список литературы

1. И.В. Алешина. "Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров", М. Тандем, Гном-Пресс. – 1997. – 255 с. 2. Seitel F.P. The Practice of Rublic Relations. Lincolnwood, Illinois, 1994 – 254 p. 3. Газета PC WEEK/UR, Хэмм С., Хранители Гейца. 15.04.97. 4. Merdedez-Benz. ANNUAL REPORT, 1994.

Дальневосточное представительство обувной компании"Вестфалика" г. Хабаровск ул. Костромская, 58 тел. (42-12) 27-63-01

Ольга МАЯКОВА, Тамара КРАВЧЕНКО


Как приручить клиента


В борьбе за постоянных покупателей и клиентов компании вынуждены разрабатывать все новые и новые формы привлечения. Это могут быть системы накопительных скидок, дисконтные карты, сертификаты, организация различных акций и презентаций.


Подарки за покупку


 

 

Основной акционер ЗАО «Вестфалика» Михаил Титов настолько ценит непосредственный контакт с покупателями, что лично принимает участие в праздничных мероприятиях по случаю открытия новых магазинов. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Пожалуй, самая распространенная форма поощрения покупателя - подарки за покупку. Здесь важно найти идею подарка, чтобы он запомнился как минимум до следующего посещения магазина. Как рассказала менеджер рекламного отдела компании «Сибвез» Евгения Шатырина, приходится постоянно работать над новыми «подарочными» проектами: «Например, недавно у нас была акция «Набирай обороты - экономь рубли» - покупателям стиральных машин мы дарили сумму, равную количеству оборотов. Последняя акция была приурочена к лету: покупателям телевизора Philips дарили вентилятор». Евгения Шатырина разделяет уверенность своих коллег в том, что человек, получивший хороший подарок, уже не пойдет в другой магазин.


Лотереи


Хорошо стимулируют продажи различные лотереи. Здесь можно даже манипулировать покупателем, побуждая его приобрести какой-то конкретный товар. Компания «Инмарко», например, этим летом готова одаривать любителей эскимо определенных марок: «Магнат», «Джемка», «Армагеддон», «Фишка». Только при покупке этих видов мороженого выдается лотерейный билет. Акция предусматривает 300 тыс. подарков, среди которых 10 цифровых фотоаппаратов. Оценили преимущества лотереи магазины ЗАО «Вестфалика» - в прошлом году они провели три лотереи с крупными призами (помимо обуви в качестве подарков преподносились телевизоры, видеомагнитофоны, музыкальные центры). «Уже в первом розыгрыше участвовало более 200 человек. Такие мероприятия хороши тем, что происходит непосредственный контакт с клиентами», - говорит заместитель генерального директора ЗАО «Вестфалика» Антон Титов.


Карты постоянных покупателей


Дисконтные карты либо карты постоянных покупателей есть в каждом уважающем себя магазине. Однако идея некой «клубности» владельцев карт уже не стимулирует покупателя совершать покупки только в одном магазине, даже если он и готов предоставлять своим постоянным клиентам скидки. Поэтому к своим дисконтам магазины придумывают дополнительные преимущества. «В сети магазинов «Виконт», - рассказывает коммерческий директор Инна Адамовская, - владельцам дисконтных карт мы предоставляем сезонные скидки раньше, чем остальным покупателям. Поздравляем их с днем рождения и посылаем маленький подарок. При планировании рекламного бюджета разделяем работу по двум направлениям: работа с постоянными клиентами и привлечение новых». В сети магазинов «Монро» решили ввести накопительные скидки: «С мая у нас введены накопительные дисконтные карты, - рассказывает начальник отдела маркетинга Андрей Калмыков. - Стандартные скидки сейчас уже неинтересны, поскольку многие покупатели имеют карточки разных торговых сетей и в этом случае им неважно, где получить фиксированную скидку, а вот накопительные дисконтные карты дают покупателю иную возможность. Чем чаще клиент отдает предпочтение нашим магазинам, тем выше его скидка». В организации дисконтных программ самое главное - привлечь свою целевую аудиторию. Пожалуй, наиболее оригинальное решение нашли в новосибирском универсаме «Октябрьский». Здесь ввели специальные дисконты только для автомобилистов. Как объяснила директор по маркетингу УК ТХ «Гигант» Наталья Замосковцева, «такой выбор не случаен. Эта категория людей устраивает нас по уровню жизни, ведь карта дает 5% скидки только при покупке товара на сумму свыше 300 рублей. Цель автокарт - не только увеличение суммы покупок, но и создание клуба покупателей для более направленной работы с ними».


Купоны


Следующий вид стимулирования покупателей - купоны. Они вполне могут конкурировать с дисконтными картами по популярности среди клиентов. Купоны отличаются от дисконтных карт тем, что привлекают новых посетителей. Чаще всего купоны распространяются предприятиями фаст-фуда. Например, в этом году зрители кинотеатра им. Маяковского получали вместе с билетом в кинотеатр купон на порцию пиццы от сети ресторанов New York Pizza или десерт от кулинарии-кондитерской «Кузина». А в стоматологической Клинике Мечковских действуют купоны «Подари другу улыбку» с бесплатной консультацией. Их получают постоянные пациенты, которые в свою очередь могут передать купон своим знакомым и друзьям, еще не бывавшим в клинике.


Совместные праздники


Последнее время довольно часто магазины стали проводить со своими клиентами совместные праздничные мероприятия. Поэтому карты для покупателей хороши еще и тем, что позволяют магазинам собрать контактную информацию, которая вполне может пригодиться в дальнейшем. Например, можно сообщить о поступлении новой коллекции или пригласить покупателя на день рождения. При этом, конечно, само мероприятие также может стимулировать рост продаж. Например, в честь своего семилетия сеть салонов «Триумф» предоставила своим клиентам скидки на весь ассортимент. Магазин «Виконт» в свой день рождения разыгрывал призы на $2000 среди покупателей, которые в течение двух праздничных дней делали покупки. Спортивные мероприятия - тоже отличный повод для привлечения клиентов. Достаточно вспомнить чемпионат Европы по футболу - бары и кафе, где шла прямая трансляция, заметно наполнялись перед началом матчей, а на «большом экране» в ККК им. Маяковского было организовано прямое включение, и все билеты оказались раскуплены за полдня. В августе активно эксплуатируется «олимпийская» тема. Например, в сети обувных магазинов «Россита» уже вовсю идет «Олимпийская распродажа», а в ресторанах Il Patio разрабатывается «олимпийское меню».


Подарочные сертификаты


Первые подарочные сертификаты появились в новосибирских салонах парфюмерии шесть лет назад накануне 8 Марта. Вскоре идею подхватили салоны дамского белья, а подарочные сертификаты оказались востребованы не только мужчинами и не только накануне Международного женского дня. Сегодня сертификаты покупают в каждом магазине 2-3 покупателя каждый день, а накануне праздников продажи заметно возрастают. Сама идея продолжает развиваться: помимо традиционного «парфюмерно-бельевого» направления сертификаты появились в магазинах бытовой техники. Недавно они были введены в «Сибвезе», и, по словам менеджеров, пользуются популярностью среди покупателей. По мнению брэнд-директора компании Mainstream Анастасии Вараксиной, компании недостаточно просто выбрать акцию, которая будет стимулировать продажи. Важно правильно ее организовать. «Секрет удачи акции заключается в том, чтобы правильно сформулировать цель, которую хочет достигнуть компания, - говорит Вараксина. - И уже отталкиваясь от этой цели, нужно выбрать правильный вид рекламы. Если компания хочет, чтобы ее узнавали, то тогда надо использовать прямую рекламу - ТВ, рекламные щиты, радио: она работает на брэнд. А стимулирование покупателей преследует такую цель, как увеличение продаж. Многие компании используют программу лояльности, которая включает в себя работу с уже существующими покупателями, ведь привлечь таких клиентов во второй раз гораздо дешевле, чем заинтересовать новых. Программа лояльности заставляет покупателей приходить в магазин все снова и снова, для этого используются дисконтные карты, подарки, скидки, вечеринки и прочие способы стимулирования. Но при разработке дополнительных методов стимулирования маркетологи должны учитывать следующие моменты: в акциях «Подарок за покупку» должно выдерживаться соотношение цены покупки к цене подарка. Если человек покупает машину, то набор сухариков в подарок будет неуместен. Предлагаемые дисконтные карты должны иметь ценность для клиента. Многие компании злоупотребляют промоушеном, потребитель привыкает «есть» бесплатно, и у него вырабатывается лояльность только к цене, но не к брэнду и компании». На вопрос, какая форма рекламирования наиболее эффективна (электронные СМИ, наружная реклама, промоакции), мнения специалистов разделились. Одни считают, что необходимы комплексные программы, другие называют наиболее действенной телерекламу. Анастасия Вараксина уверена, что «различными методами стимулирования мы формируем покупки, то есть выигрываем отдельную битву, но не используя других видов рекламы, проигрываем войну. Поэтому только грамотное сочетание позволяет выводить компанию на новый уровень».

Система скидок на коллекцию обуви "Весна 2003 г." (объем обуви в руб., купленной за период по факту и предоплате)

 

Объем, руб.

18.11.2002 - 31.12.2002

01.01.2003 - 20.01.2003

21.01.2003 - 10.02.2003

 

 

100000 - 300000

6%

4%

2%

 

 

300000 - 600000

8%

6%

4%

 

 

Свыше 600000

10%

8%

6%

 

ЗАО СОК "Вестфалика" предоставляет дополнительную скидку при покупке обуви 2-го сорта

ЗАО СОК "Вестфалика" до 15.05.2005 предоставляет дополнительную скидку при покупке обуви 2-го сорта: От 100 до 250 пар - скидка 25%, свыше 250 пар - скидка 30%. Возможен бартер: строительные материалы (кирпич, ЖБИ, шифер, лес (сосна)), продукты питания (мука, мясо, сахар). г.Новосибирск, пр.Дзержинского,87, тел.: (3832) 27-62-85, 27-62-84, 125-071. Склад в г.Красноярске:(3912) 68-30-52, 68-30-46. Склад в г.Екатеринбурге:(343) 376-43-91, 376-43-94. Склад в г.Сургуте:(3462) 34-38-04. 24.01.2005, ЗАО СОК "Вестфалика", ЗАО СОК "Вестфалика"