Содержание

1. Понятие гражданственности. 3

2. Взаимоотношение свободы и духовности как ценностей культуры.. 10

Список литературы.. 17

1. Понятие гражданственности

Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Понятие «гражданственность - многозначно:

1) антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;

2) психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;

3) способность и готовность выступать в роли гражданина;

4) высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;

5) приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.[1]

Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимодополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем, оно приобретает весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как «политическая активность», «политический активизм», политическое участие».

Исторически гражданственность связана с разными формами демократии, с непосредственным участием в делах общины, с зарождением отношений полисного типа. Полисная демократия дает вполне развитые формы гражданственности, которая рассматривается в качестве одной из важнейших добродетелей свободного и воспитанного эллина, отличающей его от варвара или раба. В результате гражданственность оказывается тесно связанной с патриотизмом, но является как бы его высшей формой. Женщины и несовершеннолетние юноши могли проявлять лишь патриотизм, но не гражданственность- удел полноправных граждан- политесов.

С развитием империй и сословных монархий гражданственность низводится до уровня лояльности, которая и является важнейшей добродетелью подданного, но не свободного гражданина. Лояльность в отличие от гражданственности значительно сужает возможность политического выбора. Однако в условиях сословно- корпоративного политического устройства отдельные стороны и черты гражданственности могут сохраняться, а также получать развитие, особенно  если они связаны с правами и свободами, восходящими к общинному праву.

Буржуазные революции дали мощный импульс утверждению добродетелей гражданственности и патриотизма, которые нередко противопоставляются лояльности. Этому в значительной мере способствовало утверждение прав человека и гражданина в противовес концепции даруемых сувереном прав и вольностей подданных. Патриотизм – эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Патриотизм и гражданственность тесно связаны  с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы при таком высоком уровне  развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне?

Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания  патриотизма и гражданственности в школе.

Политика – это  форма общественного сознания, выражения и обеспечение коренных инте­ресов общества, социальных и национальных групп в области внутреннего устройства жиз­ни и международных отношений. Политическое сознание определяется мировоззрением, теорией и практикой обновления общества. Оно включает в себя совокупность обществен­но значимых взглядов, убеждений, ценностных ориентацией, формирующих реальные от­ношения социальных и национальных групп, отдельного человека к другим социальным и национальным группам и людям. Оно направлено на обеспечение коренных интересов лю­дей, достижение общенародных целей. Политическое сознание – это целостное,   устойчивое социально-психологическое образование, включающие в себя ряд психологических про­цессов и состояний человека. Его органической частью является политическая сознатель­ность, которая показывает, насколько овладел человек мировоззренческим политическими установками, проявляет стойкость в их проведении в жизнь.[2]

Политическая сознательность немыслима без развитого политического мышления, способности глубоко осмысливать по­литические события, давать им оценку, делать правильный тактический и стратегические выводы относительно направления гражданского общественного развития. Политическое гражданское сознание сопровождается политическими переживаниями, эмоциями, полити­ческими чувствами высшего порядка. Активно развивающиеся в процессе общественных отношений политическое мышление и чувства формируют политические потребности. Они проявляются как нужда человека в политическом сознании, текущей информации, как мо­тивы и стимулы, побуждающие к общественно-политичекой деятельности. Политические потребности определяют силу и направленность политической воли, такого психологиче­ского состояния человека, когда он сознательно и целеустремленно совершает политиче­ские поступки, действия, акции. Политическое общегражданское сознание влияет на ста­новление духовных потребностей и интересов, на нравственное, эстетическое, правовое сознание и поведение, на художественные идеалы и вкусы людей.

В нашем обществе стоит задача формирования у молодежи политической культуры. Она предполагает высокое развитие политического гражданского сознания во всей его совокуп­ности: политической сознательности, мышления, чувств, потребностей и воли. Показатели политической культуры являются политическая грамотность и активность в политическом самообразовании; умении вести дискуссию, оценивать общественные явления с общечело­веческих и классовых позиций, отстаивать и пропагандировать свои политические убежде­ния, добиваться единства политической сознательности и действия, слова и дела. Полити­ческая культура требует воспитания в детях целеустремленности и активности, ответствен­ности и организованности, честности и сознательной дисциплинированности.

Главный «механизм» формирования политического сознания заключается в активном участии каждого человека в творческом созидательном труде, выработке политического курса развития общества, в свободном политическом диалоге.

Гражданское политическое воспитание представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным лично­стям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания. Оно гражданское по­тому, что определяется принципиальными общегосударственными, конституционными ми­ровоззренческими позициями, воплощающимися в реальную практику общественных от­ношений. Оно политическое потому, что обеспечивает уяснения школьниками идеалов и целей, стратегической и тактической линии строительства правового государства по обес­печению коренных интересов большинства народов.

Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-функций, форми­руемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловече­ских политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, внешкольных и общественных организациях, средств массовой информации, трудовых коллективов. Ей присущи противоречия и «механизмы» их разрешения, обеспечивающие также определенные критерии гражданской воспитанности.[3]

Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие.

Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников уме­ниями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организа­торского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно раз­вивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обра­щенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему привычного ответ­ственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности.

Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отноше­ниях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответ­ственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки.

Раз­вивающая функция гражданско-политической работы с детьми вытекает из образователь­ной и воспитательной. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют спо­собность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового политического мышления.  Школьники учатся самостоятель­но разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять ма­нипулированию их сознанием.

Цели-функции гражданского политического воспитания реализуются в целостном педа­гогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. В совре­менном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Де­ти любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенно­стей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и со­бытий.

Школьники среднего возраста, подростки еще склонны к  восприятию конкретного и яр­кого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыс­лению происходящего в мире и определению своего отношения к нему. Они окрашенных в их воображении романтикой, стремятся заслужить внимание и уважение старших товари­щей. Эти особенности подростков лежат в основе требования самодеятельного характера общественных организаций. В них мальчишки и девчонки проходят школу гражданского воспитания благодаря активной общественно полезной деятельности.

Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профес­сию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Основная масса современных юношей и девушек способна к глубокому освоению идеи гражданственности и политиче­ских демократических ценностей, отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оцен­ке политической информации.

Цели и функции гражданского воспитания школьников достигаются и реализуются бла­годаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного процесса. Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана. Естествен­но-математические дисциплины сегодня прямо выходят на проблемы глобальной полити­ки. В свете глубоко революционных научных открытий миролюбивая полтика России предстает перед учащимися как политика борьба за выживание человечества, сохранение жизни на Земле. Просчеты в воспитании, кризисные явления в жизни общества порождают у некоторой части молодежи политическую инфантильность и индифферентность, современную обло­мовщину, стремление замкнутся в кругу узколичных эгоистических интересов. Пережива­ние школьникам психологического состояния отчуждения от общества, неполноценности, незрелости, непричастности, непригодности, обусловленного плохой организацией трудо­вого и нравственного воспитания, порождает гражданский вакуум, готовит в сознании мо­лодежи благоприятную почву для воспитания антиобщественных, антиконституционных влияний.

Кроме того, официальное, нередко формальное, принудительное политическое воспита­ние в школе вступает в острое противоречие со стихийно складывающимися обыденным сознанием молодежи. Обыденное отношение школьников к личной и общественной жизни формируется в семье, в неформальном общении, под воздействием неорганизованных влияний средств массовой информации. Некоторые ребята, получая в школе гражданско-политические знания, оценки политических событий, сталкиваются в семье с равнодушным отношением к трагическим событиям в стране, с мещанскими взглядами, аполитичными высказываниями, с эгоистическим укладом семейной жизни.

Гражданственность – это единство правовой, политической и нравственной культуры. Содержание всех школьных предметов нацелено на формирование гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль гуманитарных предметов, прежде всего литературы, обществознания, истории. Еще Н.М. Карамзин утверждал: "Простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества". Большие возможности для гражданского образования школьника содержатся в содержании большинства учебных предметов.[4]

Незаменимую роль играет в школе специальный курс "Граждановедение", который решает те задачи гражданского образования, которые не могут решить литература, география, история. Этот курс содержит сведения о государстве, законах, правах и обязанностях человека, о его культуре, о гражданских добродетелях.

Таким образом, при соответствующей организации учебного и воспитательного процесса, определили национальных приоритетов возможно воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, к человеческой личности, правам человека. Мы живем в жесткое время, полное драматизма, но граждан страны не покидает надежда на возрождение России, ибо "у нее героическое прошлое и большое будущее".

2. Взаимоотношение свободы и духовности как ценностей культуры

Разберемся для начала в сущности понятий духовность и свобода.

Ранее философы рассматривали свободу как отношение человека к своей работе, жизни и окружающей среде. В "Философии закона" И.Кант характеризует свободу как независимость от чужой воли, от принуждения. Л.Брайсон в книге "Наука и свобода" пишет, что свободен тот, кто обладает широким выбором, чтобы не стоять на месте и делать жизнь разнообразной. По У.Гамильтону, свобода - это путь беспрестанного совершенствования субъекта. [5]

Американская и английская либеральная мысль связывает свободу с индивидуализмом - успех ждет человека постольку, поскольку он старается быть самим собой. Сторонники данной трактовки полагают, что свобода приходит тогда, когда исчезают всякого рода препятствия.

Г.Ласки называет три первоосновы свободы: гармоническое равновесие личности, отсутствие ограничений, возможность проявить себя. Х.Каллен считает, что свобода несет в себе не положительный, а отрицательный заряд, не созидающее, а разрушающее начало, сметает с пути человека религиозные, гражданские, личные и политические барьеры и преграды, все, что сковывает мысль и мешает делу. Согласно Р.Маккеону, поступки свободного индивидуума не вступают в конфликт с его натурой; свобода, как у И.Канта, противопоставляется принуждению. Л.Лефевр находит свободу там, где человека ничто не сдерживает и никто не контролирует. (Исключение составляют власти и действия во имя цели). Для Дж. Макмэррэя свобода - синоним стихийности. В ней воплощена заветная мечта человека - жить и действовать без принуждений внешних и внутренних. В книге "Идея свободы" М.Адлер выводит сокращенную формулу, "приемлемую с точки зрения здравого смысла", которая включает три компонента: человек свободен, если он может следовать избранному пути; если он в состоянии воплотить свое решение в жизнь; если он в силах достичь цели.

Все эти высказывания фактически характеризуют понятие свободы с разных сторон и не дают целостного представления о нем.

По нашему мнению, сущность свободы нельзя выразить каким-либо одним определением. Наиболее соответствует понятию свободы суждение о ней как "отрицательной" свободе, предполагающей отсутствие любых ограничений для воли, мышления, желания и действий субъекта. Свобода возникает тогда, когда единовременно соблюдены четыре ее условия: ничем не ограничены воля, мышление, желания и действия. Она означает, вместе с тем, нечто большее, чем просто отсутствие ограничений для воли, мышления, желаний и действий, которые существуют независимо от того, хочет или не хочет этого субъект, в том числе индивидуальный товаропроизводитель, фирма и т.д.

Сущность свободы, вместе с тем, можно понять лишь рассматривая ее в противоречивом единстве воли, мышления, желаний, действий человека и объективных их ограничений.

Абсолютность и безграничность стремлений - в природе свободы, но объективная необходимость, определяемая степенью господства человека над окружающей средой (природной и социальной), постоянно ограничивает эти свойства свободы. Необходимость - граница свободы как знания.

По мере увеличения степени господства человека над средой границы необходимости расширяются и все более приближаются к своей природной сущности. Познавая закономерности развития окружающей среды, человек организует свое существование, исходя из собственных представлений о целесообразности предпринимаемых им действий и усилий, генерирует необходимость своего поведения, самостоятельно осуществляя выбор целей и средств их достижения. Именно так человек становится свободным. В противном случае он поглощается средой, которая навязывает ему действия, не соответствующие его потребностям, интересам, целям, принуждая существовать по законам функционирования среды, а не человека. Как говорил Дж. Локк, свобода заключена в "свободе следовать собственному желанию", если оно не противоречит объективным законам развития и законам общества.[6]

Свобода имеет и отрицательное, и положительное значения. Свобода - не беспричинность, а, скорее, самопричинность, способность действовать от себя, по-своему преломлять причинную связь. Свободен не тот человек, который ждет как изменятся окружающие его обстоятельства, а тот, кто действует сам и своими действиями вызывает изменение этих обстоятельств. Свобода означает, что источник движения находится не вне, а внутри субъекта.

Уместно говорить о различных степенях проявления свободы. В отличии от других категорий, например, собственности, свобода может быть частичной, ограниченной, условной (оговоренной рядом условий и обязательств). Она стремится к идеальному абсолюту, но в каждый момент времени находится на определенной дистанции от этого абсолюта, поскольку ограничена уровнем развития человеческих способностей, уровнем развития производительных сил. По мере развития последних, по мере познания и проникновения вглубь окружающей действительности, природной и социальной среды, ограничения свободы все больше преодолеваются, человек познает необходимость и в природе, и в обществе в виде объективных законов.

Теперь рассмотрим, что есть духовность.

Проблема Духовности, как это ни странно звучит, очень прагматична, и от того, как ее решает каждый отдельный человек, напрямую зависит, складывается или не складывается его жизнь. От того, как ее решает народ, зависит судьба этого народа. И не нужно думать, что Россия в этом случае уникальна. Не только мы переживаем идеологический и духовный кризис. Тот же самый кризис характерен и для всего Запада, при чем в большей степени для Европы, нежели для Америки. Возможно, именно поэтому XX век стал веком Америки, который она закончила мировым гегемоном, диктующим свою волю всем остальным странам.

В основе понятия Духовного всегда лежит идеальное, абсолютное, в опоре на которое, человек обретает независимость от социального и витального, то есть обретает подлинную духовную свободу. Проблему личностного самоопределения, таким образом, не возможно рассматривать вне духовной проблематики.

Позитивная, истинная духовность это целостная совокупность ценностей, идей и чувств любви и добра, возвышенного и прекрасного, совести и альтруизма, жажды знаний и сохранения мира с другими людьми, бережного отношения ко всему живому, к природе в целом. Такая духовность вдохновляет личность на добрые дела, милосердие к людям и творческий труд, вселяет оптимизм, уверенность в успехе доброго дела. А отсутствие духовности, напротив, расслабляет волю, порождает неверие в достижение справедливости, а нередко подогревает и эгоистические страсти, что ведет к пороку и преступлениям. Поэтому очень важно помочь каждому человеку в формировании его личной положительной духовности, в предотвращении его скатывания на путь бездуховности, ведущий к духовности негативной, фальшивой, низменной, приносящей людям страдание и горе.

А.В Платонов и А.Д. Косичев так определяют это явление: "Духовность - комплекс существенных качеств человеческой психики (души), выражающий ее нравственное, эстетическое, интеллектуально-когнитивное и экологическое (природозащитное) содержание, направленный на утверждение подлинно человеческого в людях, т.е. принципов гуманизма, а также на преодоление элементов бездуховности в мировоззрении и культуре; ее квинтэссенцию составляют понятия: Вера, Надежда, Любовь, София (мудрость), Красота, Справедливость, Гармония".

Другими словами, под духовностью понимаются высшие способности и переживания человеческого духа, порождение им в душе и в практических действиях через разум и волю человека ориентации на высшие человеческие ценности. Если определить духовность одним словом, то это будет - человечность. Сущность духовности, по мнению автора книги, будет выражаться в мудрости, в любви.

Одновременно, духовность есть форма, способ личностного возвышения человека и высшая ступень эволюции человечества в целом. Ориентация на мудрость это важнейший признак высокой духовности человека, его стремления выйти за пределы обыденности, за пределы низменных интересов, к самым вершинам человеческого бытия. Высокая духовность обеспечивает и успех в жизни в целом, успех в материальном благополучии. Когда мы строим отношения с другими людьми на добропорядочности, на честности, на других высоких ценностях, люди отвечают нам тем же и успех тогда приходит к нам с гораздо меньшими усилиями по сравнению с тем, когда мы ориентируемся на низшие человеческие черты, стимулы, мотивы, потребности.

В своем безудержном поклонении идолу материального успеха, общество забыло о том, что успех зависит от того, кто ты есть, а не от того , что ты делаешь. Ориентация на духовное бытие, на мудрость - это не только важнейший признак высокого уровня развития человека, но и источник всех его достижений.. Наше стремление выйти за пределы обыденности, за пределы низменных интересов, к самым вершинам духовного человеческого бытия, обеспечивает и успех к жизни в целом, и успех в материальном благополучии. Когда мы строим отношения с другими людьми на добропорядочности, на честности, на других высоких ценностях, люди отвечают нам тем же и успех как бы сам собой приходит к нам.

Душа и дух - понятия обозначающие два слоя идеальности мира, две ступени его причастности к Космическому Сознанию, наиболее полно воплощенные в человеке. Душа- совокупность психических характеристик личности, характеризующей ее ментальность, ее "социальность", а дух ее высший ценностный мировоззренческий пласт, центр иерархического ранжирования ценностей человека, его экософия (жилище мудрости). Душевный мир это мысли, влечения, переживания и т.д. Это все то, что происходит в нас и представляет специфические душевные качества людей. Духовное же составляет особую высшую сферу подлинно человеческого бытия - бытия в духе.[7]

Очень часто духовность человека не развита, душа не оплодотворяется духом, а дух может находиться в дремлющем состоянии. Между ними нет активного взаимодействия. Почему это происходит? Первая причина - неразвитость, незрелость самой души, отсутствие в ней тяги к вершинам духовного бытия. Вспоминается беседа с одним из бывших партийных работников, когда он увидел мои книги о мудрости. "Так вот, чем говорит вы занимаетесь - сказал он. Но кому это сейчас нужно? Не мудрость нужна людям, а чистоган, презренный желтый металл, деньги". Мне всегда жаль таких людей. Ведь человек жив не низменными интересами, а велик тягой к вершинам духовного бытия. Если есть в тебе эта тяга, значит ты не просто организм, ты личность и личность уникальная, великая.

Вторая причина: усталость, безразличие души человека, уставшего преодолевать свой эгоизм, свои низменные побуждения. И еще одна причина, поклонение ложным, злым духовным ценностям. К примеру, руководитель одной из религиозных конфессий говорит своим последователям: "Если вы хотите устранить своего соперника, то поставьте задачу. К такому-то дню ему станет плохо или он заболеет, или еще что-то более страшное с ним случится". Очевидно, если человек ставит такие задачи в своей жизни, побудительная причина духовных потребностей у него низменная, направлена во зло человеку. Такая духовность черная, негативная, фальшивая.

Таким образом, духовность – заложенная самой природой единственная форма эволюции человека и общества, которая в общем смысле предполагает служение высшим законам (в самых разных формах). Бездуховность, как показывает исторический опыт приводит к упадку и деградации не  только человека, но и целые цивилизации.

Поэтому, духовно эволюционируя, мы сознательно ограничиваем свою «низшую свободу», как безответственность за окружающий мир, с целью созидания чего-то нового, а тем самым открываем новую – «высшую свободу» - «свободу духа или творчества», которая понимается как «осознанная необходимость» и которая приносит истинное счастье.

Таким образом, бездуховность – желание обрести свободу в ее низшем аспекте, что неизбежно ведет к деградации и гибели. Духовность же заставляет творчески изменять окружающий мир, т.е. открывает высшую свободу выбора «пути восхождения».

Список литературы

1.     Кисель М.А. Историческое сознание и нравственность. – М.: Дело, 2001.

2.     Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение. – М.: Инфра-М, 1999.

3.     Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.

4.     Чанышев А.Н. Социальная философия. - М.: Высшая школа, 2003.

5.     Шаповалов В.Ф. Основы философии. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.


[1] Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение. – М.: Инфра-М, 1999. – с. 11.

[2] Кисель М.А. Историческое сознание и нравственность. – М.: Дело, 2001. - 154.

[3] Кисель М.А. Историческое сознание и нравственность. – М.: Дело, 2001. – с. 159.

[4] Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение. – М.: Инфра-М, 1999. – с. 19.

[5] Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001. – с. 489.

[6] Чанышев А.Н. Социальная философия. - М.: Высшая школа, 2003. – с. 249.

[7] Шаповалов В.Ф. Основы философии. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 315.