Содержание
Введение. 3
1. Общие принципы управления персоналом торгового предприятия. 5
1.1. Классификация работников по основным признакам. 5
1.2. Управление численностью и составом персонала. 9
1.3. Управление производительностью труда. 15
2. Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия ООО «Фарм +» 19
2.1. Анализ системы управления персоналом. 19
2.2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. 24
2.3 Анализ использования рабочего времени. 27
2.4. Анализ фонда заработной платы.. 31
3. Поиск и оценка возможных резервов роста производительности труда на предприятии. 35
Заключение. 36
Список литературы.. 38
Введение
Тему "Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия" выбрана не случайно, так как она очень актуальна и к тому же трудовые ресурсы являются неотъемлемой частью каждого российского предприятия. И для того, чтобы выявить и более эффективно использовать трудовые ресурсы на каждом предприятии необходимо проводить экономический анализ.
В каждой стране и каждой ее отрасли производство зависит от ряда факторов. Такими факторами являются кадры, труд и оплата труда на предприятии.
Кадры наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность производства зависит от квалификации рабочих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. То или иное использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя является важнейшим условием развития производительных сил страны и главным источником роста национального дохода. На рост производительности труда влияет существующая в каждый момент времени система оплаты труда, так как оплата является стимулирующим фактором для роста квалификации труда и повышения технического уровня выполненной работы.
Так как же заставить рабочую силу работать наиболее эффективно? Ответ на этот вопрос лежит в основе любой кадровой политики. И на первом месте по важности среди факторов, влияющих на эффективность использования рабочей силы, стоит система оплаты труда. Именно заработная плата является той причиной, которая приводит работника на его рабочее место. Заработная плата должна помогать работнику удовлетворять свои потребности и ни в коем случае не должна ущемлять его. Если работник будет полностью удовлетворен, то естественно его работа будет наиболее эффективной и результативной, что не мало важно для деятельности любого предприятия. Ведь всё в конечном итоге зависит от людей, от их квалификации, умения и желания работать. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.
Целью данной работы является разработка стратегии управления персоналом торгового предприятия ООО «Фарм +». Для этого необходимо выяснить, как внутрифирменная политика фирмы складывается на состав, количество, численность персонала, его производительность и внутреннюю мотивацию. Требуется узнать, какие мероприятия по управлению персоналом необходимы для положительного функционирования фирмы в целом.
Задачей курсовой работы является анализ общих принципов управления персоналом торгового предприятия, классификации работников, анализ численности и состава персонала, производительности и стимулирования труда. Необходимо рассмотреть хозяйственную деятельность торгового предприятия ООО «Фарм +», а также необходимо найти и оценить возможные резервы роста производительности труда на предприятии.
1. Общие принципы управления персоналом торгового предприятия
1.1. Классификация работников по основным признакам
1. По категориям. В составе персонала предприятий розничной торговли выделяют три категории работников:
- персонал управления;
- торгово-оперативный персонал;
- вспомогательный персонал.
Деление персонала торгового предприятия по категориям работников представляет собой наиболее общую форму функционального разделения их труда.
2. По должностям и профессиям. На предприятиях розничной торговли в составе персонала управления выделяются должности руководителей (менеджеров), специалистов и т.п. В составе торгово-оперативного персонала – должности (профессии) продавцов, кассиров, контролеров-кассиров и т.п.. В составе вспомогательного персонала – профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков и т.п.
3. По специальностям. В составе должностей специалистов выделяют экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров и т.п.; в составе продавцов выделяют специальности – продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров и т.п.
4. По уровню квалификации. Работники основных должностей, профессий и специальностей в зависимости от уровня знаний, умения и трудовых навыков подразделены на ряд квалификационных категорий (продавцы и кассиры – на 3; специалисты – на 4; грузчики – на 6 и т.п.).
5. По полу и возрасту. В соответствии с действующим порядком учета на предприятиях торговли выделяются мужчины в возрасте до 30 лет; от 30 до 60 лет; свыше 60 лет; а женщины соответственно до 30 лет; от 30 до 55 лет; свыше 55 лет. В целях эффективного управления движением персонала на крупных предприятиях торговли может быть принята и более детальная группировка работников по возрасту.
6. По стажу работы в торговле. Действующей практикой учета предусматривается группировка работников торговых предприятий со стажем работы в торговле до 1 года; от 1 года до 3 лет; от 3 до 10 лет; свыше 10 лет. В конкретных целях управления персоналом эта группировка также может быть детализирована.
7. По отношению к собственности. В зависимости от этого признака на предприятиях торговли выделяют работников – собственников его имущества и наемных работников.
8. По характеру трудовых отношений. По этому признаку работники торговых предприятий подразделяются на постоянных и временных.
С учетом изложенных принципов классификации строится процесс управления персоналом торгового предприятия.
Главная цель управления персоналом состоит в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике деятельности данного торгового предприятия и способных обеспечивать основные задачи его развития в предстоящем периоде.[1]
Процесс управления персоналом торгового предприятия базируется на следующих основных принципах:
1. Система формирования и использования персонала торгового предприятия должна быть подчинена общей стратегии его развития. Управление персоналом должно быть интегрировано со стратегией управления товарооборотом и торговыми услугами, развития материально-технической базы, финансового развития торгового предприятия.
2. В процессе управления персоналом должна преследоваться цель стабилизации состава работников. С экономических позиций высокая текучесть персонала на предприятиях торговли обходится очень дорого даже по отношению к рабочим специальностям, а опытных, высококвалифицированных специалистов и менеджеров заменить очень сложно (лишь первоначальная их подготовка в системе высшего образования обходится торговому предприятию в сумму, эквивалентную 10-25 тыс. долларов США).
3. В процессе управления персоналом небольших магазинов (до 15 человек) следует отказываться от жесткой классификации работ. Наибольшая эффективность использования персонала таких магазинов достигается при совмещении профессий работников для обеспечения выполнения необходимого объема разных видов работ.
4. Отбор работников, на которых намечено распространить гарантию занятости в фиксированном периоде, должен осуществляться на конкурсной основе. В первую очередь этот принцип относится к наемным работникам – главным менеджерам и специалистам торговых предприятий, но может быть распространен и на квалифицированных продавцов по реализации товаров наиболее сложного ассортимента. В процессе конкурсного отбора предпочтение должно отдаваться работникам, которые обладают не только высокой квалификацией, но и способностью к индивидуальному поиску, адаптации к высокодинамичной конъюнктуре потребительского рынка.
5. В процессе формирования и использования персонала необходимо учитывать трудовую мотивацию основных работников и стремиться к ее реализации в рамках возможностей торгового предприятия. Формирование трудовой мотивации отражает изменения ценностных приоритетов работников в условиях перехода к рыночной экономике, желание наемных работников к сотрудничеству и партнерству с владельцами предприятия на долгосрочной основе,
6. В процессе управления персоналом торгового предприятия должны обязательно учитываться правовые нормы государственного регулирования занятости и оплаты труда. Это относится к порядку приема работников на работу, обеспечению соответствующих режимов и условий их труда, соблюдению минимальной границы заработной платы, обеспечению соответствующих социальных выплат и другим установленным правовым нормам в этой сфере.[2]
1.2. Управление численностью и составом персонала
Управление численностью и составом работников является наиболее ответственным звеном в общей системе функций управления персоналом торгового предприятия.
Основной целью управления численностью и составом персонала является оптимизация затрат живого труда на выполнение основных видов работ, связанных с деятельностью торгового предприятия, и обеспечение заполнения необходимых рабочих мест работниками соответствующих профессий, специальностей и уровней квалификации. Реализация этой функции управления персоналом в наибольшей степени должна быть увязана с общей стратегией торгового менеджмента, т.к. сформированный на предприятии трудовой потенциал и будет обеспечивать осуществление всех стратегических целей и направлений его деятельности.
Управление численностью и составом персонала охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ, графически представленных на рисунке 1.2.
1. Проектирование трудовых процессов на предприятиях предусматривает определение общего объема работ и его распределение в разрезе отдельных групп исполнителей. На предприятиях торговли общий объем выполняемых работ определяется, прежде всего, планируемым объемом и составом розничного товарооборота, а также номенклатурой и объемом оказываемых ими дополнительных услуг покупателям. Определенное влияние на формируемый объем работ оказывают также размеры торговой площади и используемые торговые технологии (в первую очередь применяемый метод продажи товаров).
Общий объем выполняемых работ должен быть распределен между отдельными группами исполнителей. Такое распределение основано на разделении труда, т.е. на относительном обособлении различных видов деятельности торгового предприятия. Основными видами разделения труда на предприятиях торговли являются функциональное, технологическое и квалификационное.
Функциональное разделение труда осуществляется, прежде всего, в разрезе основных категорий персонала – управления, торгово-оперативного и вспомогательного. На крупных торговых предприятиях, имеющих сложную структуру управления, труд персонала управления подлежит более углубленному функциональному разделению, которое получает свое отражение в схеме организационной структуры управления данным предприятием.
Технологическое разделение труда осуществляется, как правило, по категориям торгово-оперативного и вспомогательного персонала. Разделение этих категорий персонала в разрезе профессий определяется объемом отдельных операций основного и вспомогательного торгово-технологических процессов.
Квалификационное разделение труда определяется различием работ, выполняемых на торговом предприятии, по уровню их сложности.
Глубина разделения труда на предприятиях торговли диктуется в первую очередь их размерами и общим объемом их деятельности. На небольших торговых предприятиях возможности разделения труда существенно ограничены, что определяет необходимость его совмещения при проектировании трудовых процессов.
2. Нормирование затрат труда на выполнение отдельных работ предусматривает разработку и использование на предприятиях торговли определенной системы норм труда. Эта система может включать: нормы численности, нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания.
Нормы численности определяют количество работников, необходимых для выполнения определенного объема работы. Такие нормы рекомендуется разрабатывать на крупных торговых предприятиях, имеющих широко диверсифицированную по регионам сеть магазинов одинаковой товарной специализации. Основным критерием дифференциации норм численности в этом случае может выступать объем товарооборота или размер торговой площади.
Нормы времени определяют необходимые затраты времени одного или группы работников на выполнение отдельных видов работ (в расчете на единицу работы). На предприятиях торговли такие нормы устанавливаются обычно на операциях вспомогательного торгово-технологического процесса (фасовка отдельных групп товаров, разгрузка отдельных видов транспорта и т.п.) Такие нормы выражаются в человеко-часах или человеко-минутах.
Нормы выработки определяют объемы работ в стоимостных или натуральных единицах измерения, которые должны быть выполнены одним или группой работников в течении определенного периода времени. Нормы выработки на предприятиях торговли устанавливаются обычно для основных профессий работников торгово-оперативного персонала (продавцов, контролеров-кассиров и т.п.).
Нормы обслуживания определяют необходимое количество единиц оборудования, площади, рабочих мест, которое должно быть обслужено одним или группой работников в течение смены или другого периода времени. На предприятиях торговли их устанавливают обычно для отдельных профессий вспомогательных работников (для механиков торгового оборудования, уборщиков и т.п.).
3. Планирование численности работников отдельных должностей, профессий и уровней квалификации предусматривает установление планового количества этих работников. Планированию состава и общей численности работников действующего предприятия предшествует анализ динамики персонала, и эффективности использования рабочего времени в предплановом периоде.
Основной задачей анализа динамики персонала является установление тенденций изменения его количественного и качественного состава с позиций соответствия темпам развития хозяйственной деятельности торгового предприятия. В этих целях темпы развития численности отдельных категорий работников сопоставляются с темпами развития товарооборота, объема реализованных платных услуг, валового дохода, прибыли и некоторых других показателей. Особое внимание в этом разделе анализа должно быть уделено изучению тенденций изменения профессионального и квалификационного состава работников, его соответствия объемам и сложности отдельных видов работ, выполняемых на предприятии.
Расчет плановой численности работников может быть осуществлен на основе разработанных нормативов или на основе количества рабочих мест и планового баланса рабочего времени. Второй метод используется обычно для определения потребности в продавцах, контролерах-кассирах, кассирах торгового зала, т.е. персонала, осуществляющего непосредственное обслуживание покупателей. При расчете их численности исходят из установленного в торговом зале количества рабочих мест работников отдельных профессий и режима работы магазина.[3]
При планировании необходимого количества работников указанных профессий определяют явочную и среднесписочную их численность.
Явочная численность представляет собой количество работников, которые ежедневно должны быть на работе, чтобы обеспечить заполнение всех предусмотренных рабочих мест в течение всего времени работы магазина с учетом затрат времени на осуществление подготовительно-заключительных операций (выкладка товаров, подсчет выручки и т.п.).
Расчет явочной численности работников указанных профессий проводится по следующей формуле:
где |
явочная численность работников, чел. |
|
|
количество рабочих мест работников данной профессии, предусмотренное в торговом зале, един. |
|
|
объем времени работы магазина в неделю, часов |
|
|
объем времени, затрачиваемого на осуществление подготовительно-заключительных операций в неделю, часов |
|
|
плановый фонд рабочего времени одного работника в неделю, часов |
Среднесписочная численность представляет собой общее количество работников, которое необходимо магазину с учетом замены работников уходящих в отпуск, отсутствующих по болезни или по другим причинам. Она определяется путем умножения явочной численности на коэффициент замены временно отсутствующих работников. Этот коэффициент рассчитывается путем деления номинального фонда рабочего времени в периоде (т.е. полного числа рабочих дней в периоде) на планируемое число рабочих, дней одного работника в этом же периоде (с учетом планируемых невыходов на работу по уважительным причинам, предусмотренным действующим трудовым законодательством, коллективным трудовым договором или условиями индивидуальных трудовых контрактов). Расчет среднесписочной численности работников указанных профессий производится по следующей формуле:
где |
среднесписочная численность работников, чел. |
|
|
явочная численность работников, чел. |
|
|
полное число рабочих дней в плановом периоде |
|
|
планируемое число рабочих дней одного работника |
Рассчитанная плановая среднесписочная численность продавцов, кассиров, контролеров-кассиров может быть уменьшена с учетом выполнения части их работ работниками других должностей и профессий (если такая практика сложилась на предприятии).
По результатам расчета плановой потребности в работниках отдельных должностей, профессий и уровней квалификации на предприятии составляется штатное расписание. В нем отражаются также работники, занятые неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (по таким должностям и профессиям показывается соответствующая доля штатной единицы).
4. Формирование персонала предприятия предусматривает осуществление комплекса мероприятий по отбору необходимых работников на рынке труда, их подготовке в соответствующих учебных заведениях, а также по повышению квалификации собственных работников. При этом обеспечивается замена выбывающих работников.
При решении задач управления движением персонала особое внимание должно уделяться предотвращению его текучести. Уровень текучести персонала оценивается по формуле:
где |
уровень текучести персонала в периоде, % |
|
|
число работников, уволившихся в рассматриваемом периоде по собственному желанию, чел. |
|
|
число работников, уволенных в рассматриваемом периоде по инициативе администрации, чел. |
|
|
среднесписочная численность работников в периоде, чел. |
Предотвращение увольнения работников по собственному желанию обеспечивается выявлением и удовлетворением их трудовой мотивации, а также обеспечением адаптации вновь принятых работников (особенно в первые шесть месяцев их работы).[4]
1.3. Управление производительностью труда
Построение системы показателей, в наибольшей степени характеризующих производительность труда персонала данного предприятия, является одной из важнейших предпосылок эффективного управления этим процессом. Процесс построения системы таких показателей основывается на следующих основных принципах:
a) понятие производительности труда применимо ко всем категориям и профессиям работников торгового предприятия. В практике оценки труда работников торговли такой подход принят в большинстве стран с развитой рыночной экономикой (в нашей стране это понятие на протяжении многих лет не применялось по отношению к персоналу управления в связи со сложностью оценки результатов его труда);
b) производительность труда на торговом предприятии характеризует затраты только живого труда. В принципе возможна оценка производительности с использованием объема затрат не только живого, но и овеществленного труда, но такая оценка не входит в систему управления персоналом;
Принципиальная формула расчета производительности труда имеет следующий вид:
где |
производительность труда |
|
|
объем (результат) деятельности работника (группы работников, персонала в целом) за определенный период времени |
|
|
объем затрат живого труда за определенный период времени |
Как результаты, так и затраты труда на предприятиях торговли могут быть выражены различными показателями. Система основных из этих показателей приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Система основных показателей оценки результатов и затрат труда на предприятиях торговли.
Показатели оценки результатов труда |
Показатели оценки затрат труда |
1. Объем продажи товаров и реализации платных услуг 2. Объем товарооборота в целом 3. Объем продажи отдельных групп товаров в стоимостных показателях 4. Объем продажи отдельных видов товаров в натуральных показателях 5. Объем реализации платных услуг 6. Количество предоставленных покупателям услуг в натуральных показателях 7. Объем отдельных видов выполненных вспомогательных операций (фасовочные операции, погрузочно-разгрузочные операции и т.п.) 8. Объем отдельных видов выполненных хозяйственных операций (закупка товаров и т.п.) в стоимостных или натуральных показателях |
1. Среднесписочная численность персонала в целом 2. Среднесписочная численность работников отдельных категорий, профессий, специальностей, уровней квалификации 3. Число отработанных человеко-дней 4. Число отработанных человеко-часов 5. Общая сумма расходов на оплату труда 6. Общая сумма совокупных затрат на содержание персонала |
Комбинируя сочетание различных показателей оценки результатов и затрат труда, можно получить обширную систему показателей производительности труда для конкретных условий работы любого торгового предприятия. В процессе такого комбинирования могут быть охвачены все виды и уровни его деятельности.[5]
2. Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия ООО «Фарм +»
2.1. Анализ системы управления персоналом
Фармацевтическая компания
ООО «Фарм +» была основана в
Рис. 2.1. Организационная структура предприятия ООО «Фарм +»
Основной целью работы ООО «Фарм +» является получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации. Основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Выделяют три основных типа ориентации организации на прибыль:
- ее максимизацию;
- получение «удовлетворительной» прибыли, т.е. ее суть состоит в том, что при планировании прибыли она считается «удовлетворительной», если будет учитываться степень риска;
- минимизацию прибыли. Этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.
ООО «Фарм +» ориентирована на получение максимальной прибыли. Рост прибыли в компании обуславливается следующими факторами:
- удовлетворение потребителя или пользователя услуг;
- позиция на рынке, часто связанная с желанием рыночного лидерства;
- условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала;
- публичная ответственность и имидж организации;
- техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, минимизация издержек производства и т.д.
Формулирование и сообщение целей организации в целом и каждого ее подразделения представляет собой лишь один из многочисленных механизмов координирования. Каждая функция управления играет определенную роль в координировании специализированного разделения труда. Руководители всегда должны ставить перед собой вопрос: каковы их обязательства по координации и, что они делают, чтобы их выполнить.[6]
В ООО «Фарм +» у каждого работника стоят свои задачи, которые необходимо решать в зависимости от сложившейся ситуации. Два важных момента в работе – это частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения.
Люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение, его способности и т.п. Все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации.
В связи с этим дирекция ООО «Фарм +» строит свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. В отличие от машины человек имеет желания, и для него характерно наличие отношения к своим действиям и действиям окружающих. А это может серьезно влиять на результаты его труда. В этой связи менеджменту приходится решать ряд чрезвычайно сложных задач, от чего в большой степени зависит успех функционирования организации.
Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере.
ООО «Фарм +» работает непосредственно с более чем 100 фирм-поставщиков по всей Украине. Такое количество поставщиков объясняется тем, что компания производит специализированные поставки оптом и в розницу: лекарственного сырья, медикаментов, предметов санитарии и гигиены и т.д. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов, то есть здесь проявляется зависимость от цен, сроков, ритмичности, качества и т.д. Причем зависимость эта в последнее время возрастает с углублением разделения труда и развитием кооперации. Фирмы все более ориентируются на преимущественное приобретение комплектующих элементов у партнеров, а на самих фирмах выполняются лишь определенные операции, причем это характерно как для производственных, так и для фирм, работающих в сфере услуг. Поэтому можно говорить о возрастании усиления их зависимости от поставщиков и в дальнейшем. Вместе с тем, в отношениях между фирмами-покупателями и фирмами-поставщиками происходят изменения, базирующиеся на японской системе субподряда, организации эффективной системы поставок. При этом поставщикам передаются дополнительные полномочия и ответственность, как в области проектирования, так и области производства продукции, что позволяет говорить уже об управлении поставщиками.
Потребителями ООО «Фарм +» являются все слои населения, т.к. компания предлагает широкий выбор фармацевтической продукции. В наше время Важное значение приобретают в современных условиях и различные ассоциации потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и на имидж фирм. Необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос. Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Многие организации ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в наибольшей мере зависят.
Влияние на ООО «Фарм +» такого фактора как конкуренция невозможно оспаривать. Руководство компании четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать, и какую цену можно запросить. Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. Важно понимать, что потребители – не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.
Анализ всего выше сказанного позволяет сформулировать SWOT-анализ компании ООО «Фарм +»:
Сильные стороны:
- Установлены стабильные связи с основными потребителями;
- Установлены стабильные и взаимовыгодные связи с поставщиками;
- Перспективность и динамичность политики, которую проводит ООО «Фарм +»;
- Знание и опыт работы управленческой команды предприятия на региональном рынке.
- Наличие опытного и квалифицированного персонала.
Слабые стороны:
- Недостаточно точные исследования в области фармации.
- Нехватка оборотного капитала для повышения прибыли.
Возможности:
- Возможности расширения номенклатуры товаров;
- Возможности расширения сбытовой сети.
- Возможности увеличения объема продаж.
- Возможность выхода на новые региональные рынки.
- Поиск новых рыночных ниш (потребителей).
Угрозы:
- Экономическая нестабильность (инфляция)
- Появление сильных конкурентов.[7]
2.2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
Обеспеченность трудовыми ресурсами условного предприятия характеризуется данными, приведенными в аналитической таблице 2.1.
Как видно по данным таблицы, численность персонала основной деятельности в отчетном году соответствует плановой, а к прошлому – 96,8%. Численность рабочих соответствует плановому и в 2004 году по отношению к 2003 году осталась без изменения. Обеспеченность руководящим составом в 2004 г. по отношению к плану составила всего 66,7%. В то же время в 2004 г. обеспеченность организации специалистами по отношению к 2003 г. составила 120%.
Таблица 2.1. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами
Категория персонала |
Численность за 2003 год |
Численность по плану |
Численность за 2004 год |
Фактически в % |
|
к плану (заданию) |
к предыдущему году |
||||
Всего |
31 |
30 |
30 |
100,0 |
96,8 |
В том числе по основной деятельности |
31 |
30 |
30 |
100,0 |
96,8 |
из них: |
|
|
|
|
|
рабочие |
10 |
10 |
10 |
100,0 |
100,0 |
служащие |
12 |
12 |
12 |
100,0 |
100,0 |
из них: |
|
|
|
|
|
руководители |
2 |
3 |
2 |
100,0 |
66,7 |
специалисты |
7 |
5 |
6 |
85,7 |
120,0 |
В процессе анализа необходимо изучить изменение структуры персонала организации. Данные таблицы 2.2 показывают, что на анализируемом предприятии повышается производственный потенциал.
Таблица 2.2. Анализ структуры трудовых ресурсов
Категория персонала |
Структура персонала |
Изменение удельного веса, ± |
||||||
за 2003 год |
плановое задание |
За 2004 год |
по сравнению с планом |
по сравнению с прошлым годом |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
|||
Персонал основной деятельности, всего |
31 |
100 |
30 |
100 |
30 |
100 |
|
|
В том числе: рабочие |
10 |
32,3 |
10 |
33,3 |
10 |
33,3 |
1,0 |
- |
руководители |
2 |
6,4 |
3 |
10,0 |
2 |
6,7 |
0,3 |
-3,3 |
специалисты |
7 |
22,6 |
5 |
16,7 |
6 |
20 |
-2,6 |
3,3 |
служащие |
12 |
38,7 |
12 |
40 |
12 |
40 |
1,3 |
- |
Увеличение численности рабочих происходит при одновременном увеличении численности и удельного веса руководителей в составе персонала. Это может быть обусловлено изменениями в структуре управления предприятием. Оценка изменений в схеме управления может быть дана по результатам анализа качественных показателей использования труда.
Сравнение среднего разряда работ со средним разрядом рабочих, выполняющих эти работы, дает возможность судить о том, насколько правильно подобраны и расставлены рабочие по участкам, а также правильно ли планируется их заработная плата.
Таблица 2.3. Квалификационные требования к работам и имеющийся состав рабочих (условные данные)
Разряд работ и рабочих |
Тарифные коэффициенты |
Трудоемкость работ, план |
Число рабочих, факт |
I |
1,00 |
– |
– |
II |
1,30 |
284800 |
181 |
III |
1,69 |
184000 |
118 |
IV |
1,96 |
499200 |
303 |
V |
2,27 |
113600 |
61 |
VI |
2.63 |
70400 |
41 |
Итого: |
1152000 |
704 |
Для оценки соответствия квалификационного уровня рабочих и работ рассчитаем следующие показатели:
- средний тарифный коэффициент работ:
- средний тарифный коэффициент рабочих:
- средний разряд работ и рабочих соответственно составит:
,
Итак, как видно из расчетов, фактический средний разряд рабочих ниже среднего разряда планируемых работ. Это говорит о том, что фактический квалификационный уровень ниже требуемого по плану. Поэтому в плане подготовки и переподготовки рабочих кадров необходимо предусмотреть повышение квалификации рабочих нужных специальностей, которая определяется сравнением фактической численности рабочих соответствующих разрядов по специальности с плановой
На анализируемом предприятии дефицит рабочей силы подтверждается большим количеством часов сверхурочной работы.
Наиболее ответственный этап в анализе обеспеченности предприятия рабочей силой – изучение ее движения. Данные для изучения движения рабочей силы приведены в таблице 2.4.
По данным табл.2.4. видно, что на анализируемом
предприятии коэффициент текучести рабочей силы в
Таблица 2.4. Движение рабочей силы
Показатель |
2003 |
2004 |
Принято на предприятие |
0 |
0 |
Выбыло с предприятия, |
0 |
1 |
в том числе: на учебу |
|
|
в Вооруженные Силы |
|
|
на пенсию и по другим причинам, предусмотренным законом |
|
|
по собственному желанию |
|
1 |
за нарушение трудовой дисциплины |
|
|
Среднесписочная численность работающих |
31 |
30 |
Коэффициенты оборота: |
|
|
по приему |
0 |
0 |
по выбытию |
0 |
0,033 |
Коэффициент текучести |
0 |
0,029 |
Тщательному изучению должно подвергнуться выбытие работников за нарушение трудовой дисциплины, так как это часто связано с нерешенными социальными проблемами.
Итак, показатели обеспеченности предприятия работниками еще не характеризуют степень их использования и, естественно, не могут являться факторами, непосредственно влияющими на объем выпускаемой продукции. Выпуск продукции зависит не столько от численности работающих, сколько от количества затраченного на производство труда, определяемого количеством рабочего времени, от эффективности общественного труда, его производительности. Поэтому необходимо изучить эффективность использования рабочего времени трудового коллектива предприятия.
В процессе анализа использования рабочего времени на предприятии следует проверить обоснованность производственных заданий, изучить уровень их выполнения, установить целесообразность выполнения отдельных видов работ, выявить потери рабочего времени, установить их причины, наметить пути дальнейшего улучшения использования рабочего времени, разработать необходимые мероприятия.
2.3 Анализ использования рабочего времени
Одним из важнейших условий выполнения плана производства, увеличения выработки продукции на каждого члена трудового коллектива, а также рационального использования трудовых ресурсов является экономное и эффективное использование рабочего времени. От того, насколько полно и рационально используется рабочее время, зависят эффективность работы, выполнение всех технико-экономических показателей. Поэтому анализ использования рабочего времени является важной составной частью аналитической работы на промышленном предприятии.
Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени. Такой анализ проводится по каждой категории работников, по каждому производственному подразделению и в целом по предприятию (табл.2.5).
Фонд рабочего времени (ФРВ) зависит от численности рабочих (КР), количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год (Д) и средней продолжительности рабочего дня (П):
ФРВ = КР * Д * П
Если фактически одним рабочим отработано меньше дней и часов, чем предусматривалось планом, то можно определить сверхплановые потери рабочего времени: целодневные (ЦДП) и внутрисменные (ВСП):
Всего: 52101ч.
Таблица 2.5. Использование трудовых ресурсов предприятия
Показатель |
2003 год |
Отчетный год |
Отклонение (+,– ) |
||
план |
2004 год |
от прошлого года |
от плана |
||
Среднегодовая численность (количество) рабочих (КР) |
31 |
30 |
30 |
- 1 |
0 |
Отработано за год одним рабочим: дней (Д) часов (Ч) |
119 934 |
120 960 |
115 897 |
-4 -37 |
-5 -63 |
Средняя продолжительность рабочего дня (П), ч |
7,85 |
8 |
7,8 |
-0,05 |
-0,2 |
Фонд рабочего времени, тыс. ч |
29 |
28,8 |
26,9 |
-2,1 |
-1,9 |
В том числе сверхурочно отработанное время.тыс.ч |
9,7 |
__ |
7,6 |
-2,1 |
+7,6 |
Как показывают приведенные данные, имеющиеся трудовые ресурсы предприятие использует недостаточно полно. В среднем одним рабочим отработано по 115 дней вместо 120, в связи, с чем целодневные потери рабочего времени составили на одного рабочего 5 дней, а на всех - 150 дней, или 1200 ч. (150 * 8).
Существенны и внутрисменные потери рабочего времени: за один день они составили 0,2 ч., а за все отработанные дни всеми рабочими - 179 ч. В действительности они еще выше в связи с тем, что фактический фонд отработанного времени включает и сверхурочно отработанные часы. Если их исключить, то средняя продолжительность рабочего дня составит 7,76 ч., а внутрисменные потери рабочего времени - 828 ч. (7,76 - 8) * 115 * 30.
После определения сверхплановых потерь рабочего времени необходимо изучить причины их образования. Они могут быть вызваны разными объективными и субъективными обстоятельствами, не предусмотренными планом: дополнительными отпусками с разрешения администрации, заболеваниями рабочих с временной потерей трудоспособности, прогулами, простоями из-за неисправности оборудования, машин, механизмов, из-за отсутствия работы, сырья, материалов, электроэнергии, топлива и т.д. Каждый вид потерь анализируется более подробно, особенно те, которые зависят от предприятия. Уменьшение потерь рабочего времени по причинам, зависящим от трудового коллектива, является резервом увеличения производства продукции, который не требует дополнительных капитальных вложений и позволяет быстро получить отдачу.
В нашем примере большая часть потерь (828 ч.) вызвана субъективными факторами, что можно считать неиспользованными резервами увеличения фонда рабочего времени. Недопущение их равнозначно высвобождению 1работника (1200/828).
Изучив потери рабочего времени, необходимо определить непроизводительные затраты труда, которые складываются из затрат рабочего времени в результате изготовления забракованной продукции и исправления брака, а также в связи с отклонениями от технологического процесса.
Таблица 2.6. Исходные данные для расчета непроизводительных затрат рабочего времени
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
Производственная себестоимость товарной продукции |
80600 |
Заработная плата рабочих |
16532 |
Заработная плата производственных рабочих |
10075 |
Материальные затраты |
42500 |
Себестоимость забракованной продукции |
500 |
Затраты на исправление брака |
80 |
По данным таблицы 2.6 определяем:
1. удельный вес заработной платы производственных рабочих в производственной себестоимости товарной продукции: 10075/80600 * 100 = 12,5%;
2. сумму заработной платы в себестоимости окончательного брака: 500 * 12,5/100 = 62,5 млн. руб.;
3. удельный вес зарплаты производственных рабочих в производственной себестоимости товарной продукции за вычетом сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий: 10075/(80600-42500) * 100 = 26,44%;
4. заработную плату рабочих по исправлению брака: 80 * 26,44/100 = 21,15 млн. руб.;
5. заработную плату рабочих в окончательном браке и на его исправление: 62,5 + 21,15 = 83,65 млн. руб.;
6. среднечасовую зарплату рабочих: 16532 млн. руб./2965480 чел.-ч = 5575 руб.;
7. рабочее время, затраченное на изготовление брака и его исправление: 83650000/5575 = 15000 чел.-ч.
Потери рабочего времени в связи с отклонением от нормальных условий работы определяются делением суммы доплат по этой причине на среднюю зарплату за 1 ч. На данном предприятии таковых доплат не было.
Сокращение потерь рабочего времени - один из резервов увеличения выпуска продукции. Чтобы подсчитать его, необходимо потери рабочего времени (ПРВ) по вине предприятия умножить на плановую среднечасовую выработку продукции:
DТП=ПРВ * СВПЛ= (76800+15000) * 36140 руб. = 3317,65 млн. руб.
Однако надо иметь в виду, что потери рабочего времени, не всегда приводят к уменьшению объема производства продукции, так как они могут быть компенсированы повышением интенсивности труда работников. Поэтому при анализе использования трудовых ресурсов большое внимание уделяется изучению показателей производительности труда.
2.4. Анализ фонда заработной платы
Рассмотрим, как изменился фонд заработной платы на этом предприятии за три года.
Таблица 2.7.. Анализ фонда заработной платы.
Показатели |
Годы |
Отношение 2003 года к 2002 году, % |
||
2002 |
2003 |
2004 |
||
1. Постоянные работники, чел. |
15 |
16 |
15 |
100 |
2. Сезонные и временные работники, чел. |
1 |
6 |
7 |
в семь раз |
3. Служащие, чел. |
28 |
28 |
27 |
96,4 |
4. Работники других сфер деятельности, чел. |
18 |
20 |
20 |
111 |
5. Общий фонд заработной платы, тыс. руб. |
402 |
598 |
694 |
172 |
6. Средняя заработная плата одного работника за год, тыс. руб. |
2716 |
4241 |
4689 |
173 |
7. Оплата одного чел.-дня, тыс. руб. |
9,3 |
14,0 |
16,6 |
178 |
Проанализировав таблицу 2.7. можно сделать вывод, что численность работников с 2002 по 2004 год не изменилась, а средства, направленные на оплату труда за год увеличились, также увеличился фонд оплаты труда, и оплата одного чел.-дня почти в два раза. Эти изменения связаны с инфляционными процессами в стране.
В связи с процессом инфляции минимальный уровень оплаты труда в хозяйстве постоянно пересматривается. На нашем предприятии он пересматривается примерно 3 раза в год. В первую очередь учитывается закон о минимальном уровне оплаты труда, утвержденном государственной Думой и правительством.
На нашем предприятии из-за отсутствия средств в расчетах заработная плата выплачивается в натуральной форме. Если на предприятии отсутствуют средства для выплаты заработной платы наличными деньгами, то, в какой то степени, решением вопроса оплаты труда будет являться своевременность и расширение форм оплаты труда, а именно ежедневный отпуск молока, периодичность выдачи мяса, зерна.
Следует отметить, что одной из неучтенных форм оплаты труда являются доходы от личного подсобного хозяйства: в расчете на одну семью в среднем имеется 17 – 18 соток пахотной земли, есть коровы и свиньи.
Развитие личного подсобного хозяйства позволяет вовлечь в процесс производства материальных благ значительные ресурсы населения в нетрудоспособном возрасте: пенсионеров и подростков. Их удельный вес в трудовых ресурсах хозяйства составляет примерно 1/3 всех работников.
Так же на предприятиях должен проводиться такой анализ, как соотношение между темпами роста производительности труда и средней заработной платой. Вот сейчас я и попытаюсь его провести. Анализ использования трудовых ресурсов на предприятии, уровня производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки для повышения уровня его оплаты. При этом средства на оплату труда нужно использовать таким образом, чтобы темпы роста производительности труда обгоняли темпы роста его оплаты. Только при таких условиях создаются возможности для наращивания темпов расширенного воспроизводства.
В связи с этим анализ использования средств на оплату труда на каждом предприятии имеет большое значение. В процессе его следует осуществлять систематический контроль за использованием фонда заработной платы (оплаты труда), выявлять возможности экономии средств за счет роста производительности труда и снижения трудоемкости продукции.
Фонд заработной платы по действующей инструкции органов статистики включает в себя не только фонд оплаты труда, относимый к текущим издержкам предприятия, но и выплаты за счет средств социальной защиты и чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Соотношение между темпами роста производительности труда и средней заработной платой в масштабах народного хозяйства выдерживалось в строгой пропорции 2:1. что обусловливалось рядом факторов, прежде всего долей рабочих-сдельщиков в общей численности работающих.
В последние годы соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы, как и практически все другие показатели, предприятиям директивно не планируются, однако, с точки зрения экономического анализа, этот показатель представляет определенный интерес.
Опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы являются одним из факторов снижения себестоимости продукции, не говоря уже о росте объемов выпускаемой предприятием продукции.
При проведении анализа желательно, однако, иметь в виду, что соотношение «производительность труда/заработная плата», зависит в основном от той части заработной платы, которая относится на себестоимость продукции, и не должна учитывать выплаты персоналу из фондов, образующихся из прибыли.
Рассмотрим пример анализа этого соотношения по данным таблицы 2.8.
В декабре планировалось увеличение средней выработки на одного работающего на 4,328 % при росте зарплаты лишь на 0,775 %, т. е. соотношение темпов роста указанных показателей предусматривалось в размере 5,58 (что является очень хорошим показателем, поскольку выработка растет быстрее зарплаты в 5,58 раз:
4.328 / 0.775 = 5,58.
Фактические покупатели оказались на уровне плановых и составили по росту выработки 5,693 % и по росту средней зарплаты — 0,574 %. Таким образом, фактическая выработка росла быстрее средней зарплаты в 9,92 раза:
5,693 / 0,574=9,92.
Изменение фактических показателей по сравнению с плановыми составило 4,34, в том числе за счет повышения темпа роста производительности труда — 2,18, за счет повышения темпа роста заработной платы — 2,16:
(5 693 / 0,574 - 5,693 / 0,775) + (5,693 / 0,775 - 5,58).
Соотношение между темпами роста производительности труда и заработной платы можно видеть из прироста производительности труда на 1% прироста заработной платы по плановым и фактическим данным и данным предшествующего периода.
Произошел рост производительности труда. Однако этот рост может быть обусловлен рядом факторов, лишь в малой степени зависящих от работы самого предприятия, например таких, как изменение цен на реализованную продукцию, изменение цен на покупные материалы и комплектацию и ряда других, что легко может быть подсчитано.
Показатель производительности труда также может быть изменен из-за структурных сдвигов в выпускаемой продукции. Поэтому необходимо учесть фактор структурных сдвигов в номенклатуре выпускаемой продукции и скорректировать показатель производительности труда.
Таблица 2.8. Анализ соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы
№п/п |
Показатель |
Ноябрь (фактически) |
Декабрь (план) |
Декабрь (фактически) |
(гр. 4 / гр. 3) ∙ 100 |
Фактически, % |
||
К ноябрю (гр. 5 / гр. 3) ∙ 100 |
К плану (гр. 5 / гр. 4) ∙ 100 |
|||||||
1 |
Объем валовой продукции, тыс. д.е. |
12 124,360 |
12419,113 |
12 651,249 |
102,431 |
104,346 |
101,869 |
|
2 |
Фонд зарплаты, тыс. д. е. |
2243,120 |
2 219,400 |
2 227,295 |
98,943 |
99,245 |
100,356 |
|
3 |
Численность работающих, чел. |
31 |
30 |
30 |
98,182 |
98,727 |
100,556 |
|
4 |
Средняя выработка на одного работающего, тыс. д.е. |
22,044 |
22,998 |
23,299 |
104,328 |
105,693 |
101,309 |
|
5 |
Средняя зарплата на одного работающего, тыс. д.е., (стр. 2 / стр. 3) |
4 078,4 |
4,110 |
4 101,8 |
100,775 |
100,574 |
99,800 |
|
6 |
Удельный вес фонда зарплаты в объеме валовой продукции, %, (стр. 2 / стр. 1) ∙ 100 |
18,501 |
17,871 |
17,605 |
0,63 (гр.3 - rp.4) |
0,896 (гр.3 - rp.5) |
0,266 (гр.6 - rp.7) |
В данном случае можно заключить, что изменение структуры выпускаемой продукции на соотношение производительности труда и заработной платы практически не повлияло, хотя это бывает далеко не всегда.[8]
3. Поиск и оценка возможных резервов роста производительности труда на предприятии
Поиск и оценка возможных резервов роста производительности труда на предприятии осуществляется на основе ее анализа. При проведении такого анализа используется избранная для оценки система основных и вспомогательных показателей производительности труда.
В процессе поиска возможных резервов роста производительности труда, следует иметь в виду, что ее повышение на предприятиях торговли может быть достигнуто при соблюдении любого из перечисленных ниже условий:
a) результаты деятельности работников возрастают, а затраты труда уменьшаются
тыс. руб
b) результаты деятельности работников возрастают, а затраты труда остаются неизменными
тыс. руб.
c) результаты деятельности работников возрастают, затраты труда также возрастают, но меньшими, темпами
тыс. руб.
d) результаты деятельности работников остаются неизменными, а затраты труда снижаются
тыс. руб.
e) результаты деятельности работников снижаются, затраты труда также снижаются, но большими темпами
тыс. руб.
Реализация многих из этих мероприятий может быть осуществлена на каждом торговом предприятии, в его структурных единицах и подразделениях, на конкретных рабочих местах.[9]
Заключение
Ознакомившись с работой ООО «Фарм +» видим, что для установления оптимальной численности работающих, чтобы обеспечить минимальные затраты живого труда , необходимо планирование численности работающих. При планировании численности работающих, большое значение имеет баланс рабочего времени, который составляется, основываясь на графике рабочего времени и продолжительности рабочего дня и дней отдыха.
Мы проанализировали общие принципы управления персоналом торгового предприятия, классификацию работников, анализ численности и состава персонала, производительности и стимулирования труда. Также мы рассмотрели хозяйственную деятельность торгового предприятия ООО «Фарм +», а также необходимо нашли и оценили возможные резервы стратегического роста производительности труда в компании.
Фирма, контролируя меру труда и меру потребления (меру вознаграждения), первостепенное внимание уделяет установлению правильного соотношения между ростом заработной платы и повышением производительности труда. Источником увеличения заработной платы служит необходимый продукт, который возрастает по мере роста национального дохода и совокупного общественного продукта.
Степень опережения производительностью труда увеличения заработной платы зависит от конкретных экономических условий. Мера повышения заработной платы обычно дифференцируется в зависимости от факторов роста производительности труда. Здесь можно выделить две взаимосвязи:
1. если повышение производительности труда осуществляется за счет роста квалификации работников, то темпы роста заработной платы сближаются с темпами роста производительности труда;
2. если повышение производительности труда идет за счет внедрения новой техники, то разрыв в темпах соотношения динамики данных показателей будет более высоким. В этом случае фирма из полученного прироста продукции возмещает затраты, связанные с инвестициями в новую технику.
Проанализировав состояние торгового предприятия ООО «Фарм +» мы выяснили, что внутрифирменная политика компании положительно сказывается на деятельности фирмы в целом. Мы рассмотрели экономические показатели и можем утверждать, что компания крепко утвердилась на региональном рынке фармации.
Список литературы
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. ‑ М.: Гардарика, 2004.
2. Верещака В.В. Экономический анализ финансового положения предприятия. – М.: Экономика, 2004.
3. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. – М. Высшая школа, 2003.
4. Горфинкель В. Я. Экономика предприятий. - М.: Банки и биржи, 2002.
5. Грачев М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. ‑ М.: Дело, 2003.
6. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. ‑ М.:ГАУ, 2001.
7. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления. ‑ М.: ГАУ, 2003.
8. Ковалева А. М. Финансы в управлении предприятием. - М.: Финансы и статистика, 2001.
9. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: Новое знание, 2003.
10. Моляков Д.С. Финансы предприятий. – М.: Финансы и статистика, 2002.- 276 с.
11. Современная экономика труда. Р.Дж. Эренберг, Роберт С. Смит. ‑ М.: МГУ, 2002.
12. Управление персоналом организации./Под ред. Кибанова А.Я. ‑ М.: ИНФРА-М, 2003.
13. Финансы предприятий. А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфуллин, - М.: ИНФРА-М, 2003.
14. Финансы предприятий./Под ред. Е.И. Бородина, Ю.С.Голикова, Н.В.Колчина, З.М.Смирнова.- М.: ИНФРА-ДАНА. 2003.
15. Финансы предприятий./Под ред. Н.В.Колчиной - М.: ЮНИТИ, 2003.
16. Шеремет А.Д. Управленческий учет. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.
17. Экономика предприятия./Под ред. О.И. Волкова – М.:ИНФРА-М, 2003.
18. Экономика предприятия. Ф.К. Беа, Э. Дитх. ‑ М.: ИНФРА-М, 2002.
19. Экономика фирмы./Под. ред. С. Д. Ильенковой. - М.: Финансы и статистика, 2003.
20. Экономика предприятия./Под ред. Н.А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2003.
[1] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. ‑ М.: Гардарика, 2000. – С. 105
[2] Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. ‑ М.:ГАУ, 2001. – С. 81
[3] Управление персоналом организации./Под ред. Кибанова А.Я. ‑ М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 179
[4] Грачев М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. ‑ М.: Дело, 2003. – С. 117
[5] Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления. ‑ М.: ГАУ, 2003. – С. 163
[6] Шеремет А.Д. Управленческий учет. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.- С. 230
[7] Экономика предприятия. Ф.К. Беа, Э. Дитх. ‑ М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 126
[8] Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: Новое знание, 2003. – С. 194
[9] Ковалева А. М. Финансы в управлении предприятием. - М.: Финансы и статистика, 2001. – С. 172