Содержание
Введение. 3
1. Сущность, содержание и организация инновационного менеджмента. 4
1.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента. 4
1.2. Организация инновационного менеджмента. 10
2. Практическое применение управление инновационным процессом в КБ «Связь». 21
3. Совершенствование управления инновационным процессом в КБ «Связь». 26
Заключение. 28
Список литературы.. 29
Введение
Инновационный менеджмент (НИОКР и внедрение их результатов в производство) является одной из основных сфер деятельности любой фирмы. Сфера НИОКР непосредственно связана с маркетингом фирмы, причем эта связь двухсторонняя. Подразделения НИОКР должны опираться в своей деятельности на маркетинговые исследования запросов и состояния рынка, и, следовательно, можно сказать, что они должны работать по заданию служб маркетинга. С другой стороны, отслеживание тенденций научно-технического процесса, прогнозирование и собственно разработка новых изделий требуют со стороны подразделений сферы НИОКР постановки задач маркетинговым службам по проведению соответствующей оценки рыночного потенциала новых изделий.
Задачей НИОКР является создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем. При проведении НИОКР, естественно, должны учитываться производственные культура, традиции, организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал и т. д. Но, пожалуй, самым важным обстоятельством является то, что НИОКР, как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяют стратегический план фирмы. В свою очередь, стратегия превращается в реальность только в результате разработки конкретного продукта или процесса.
Цель курсовой работы является изучение особенностей инновационного процесса
Задачи курсовой работы
1. Изучение сущности, содержания и организации инновационного процесса.
2. Практическое применение инновационного процесса в банке
3. Совершенствование инновационного процесса.
1. Сущность, содержание и организация инновационного менеджмента
1.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента
Инновация как экономическая категория является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между продуцентами, продавцами и покупателями инноваций. Местом возникновения этих отношений является рынок.
Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями — инновационный менеджмент.
Инновационный менеджмент — это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. [3.c.44]
Инновационный менеджмент базируется на следующих основополагающих моментах:
1. Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.
2. Организация инновационного процесса для данной инновации. Это предполагает проведение целого организационного и технического комплекса работ по превращению идеи в вещь (новый продукт, материализованная форма операции), готовую для продвижения на финансовом рынке и для продажи.
3. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке — это целое искусство, требующее творческого подхода и активных действий продавцов.
Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.
Стратегия означает общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии.
Тактика — это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения, наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.
Инновационный менеджмент можно рассматривать как систему управления.
Система (греч. systema — целое, составленное из частей) означает соединение каких-либо элементов в единое целое. Поэтому инновационный менеджмент состоит из двух звеньев или подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления). Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством движения информации. Это движение информации представляет собой сам процесс управления. Таким образом, процесс управления — это процесс выработки и осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления. Выработка управляющего воздействия включает сбор, передачу и обработку необходимой информации и принятие решений, обязательно включающее определений управляющего воздействия. Осуществление управляющего воздействия включает передачу управляющих воздействий и при необходимости переоборудование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления.
Субъектом управления в инновационном менеджменте может быть одни работник или группа работников (специалистов по маркетингу, по финансам и т. п.), которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. [3.c.45]
Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации (новые продукты и операции), инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей).
Рис. 1. Схема инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент может быть выражен следующей схемой (рис. 1).
Третьим элементом инновационного менеджмента является информация или информационный продукт. Процесс управления инновациями осуществляется через движение информации: внешней, командной, о состоянии объекта управления до управления им и после управления и др. Движение информации означает процесс сбора, хранения, переработки, передачи информации, контроля за ее движением и оценку результативности ее использования для воздействия со стороны субъекта управления на объект управления.
Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления.
Различают два типа функций менеджмента инноваций:
1) функции субъекта управления;
2) функции объекта управления.
К функциям субъекта управления относятся:
* прогнозирование;
* планирование;
* организация;
* регулирование;
* координация; стимулирование; » контроль.
К функциям объекта управления относятся:
* рисковое вложение капитала;
* организация инновационного процесса;
* организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.
Функции субъекта управления представляют собой общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия на отношения людей в хозяйственном процессе. Эти функции есть конкретный вид управленческой деятельности. Они последовательно складываются из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решения, преобразования его в команду. [3.c.46]
Функция прогнозирования (от греч. prognosis — предвидение) в инновационном менеджменте охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей.
Результатом прогнозирования являются прогнозы, т. е. предвидение соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования инноваций является альтернативность технико-экономических показателей, заложенных в создании инновации. Альтернативность означает необходимость выбора одного решения из взаимоисключающих возможностей.
В этом процессе важное значение имеет правильность определения наметившихся тенденций научно-технического прогресса и тенденций изменения спроса потребителей, а также маркетинговые исследования.
Управление инновациями на основе их предвидения требует выработки у менеджера определенного чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.
Функция управления — планирование — охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий в инновационном процессе, так и по воплощению их на практике.
Функция организации в инновационном менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка методических указаний, инструкций и т. п.
Функция регулирования (от лат. regulate — подчинение определенному закону, порядку) в инновационном менеджменте заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической системы в случае, когда эта система отклоняется от установленных параметров.
Функция координации (лат. со(п) — с, вместе + ordinatio — расположенные в порядке) в инновационном менеджменте означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов. Координация обеспечивает единство отношений субъекта и объекта управления. [3.c.47]
* Функция стимулирования в инновационном менеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.
* Функция контроля в инновационном менеджменте заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т. п. Посредством контроля собирается информация об использовании инноваций, о ходе жизненного цикла этой инновации, вносятся изменения в инвестиционные программы, в организацию инновационного менеджмента. Контроль предполагает анализ технико-экономических результатов. Анализ также является частью планирования. Следовательно, контроль в инновационном менеджменте должен рассматриваться как оборотная сторона планирования инноваций.
Управляемая подсистема инновационного менеджмента, как уже указывалось, выполняет три функции:
1) рисковое вложение капитала;
2) организация инновационного процесса;
3) организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.
Содержание этих функций объекта управления инновации заключается в следующем. Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов.
Содержанием функции организации инновационного процесса *~ является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и диффузии инноваций.
Действие этой функции затрагивает все этапы инновационного процесса.
Функция продвижения и диффузии инновации проявляет себя на рынке и заключается в создании эффективной системы мер по продвижению и распространению новых продуктов и операций: рекламные мероприятия, захват новых рынков сбыта и т. п.[3.c.48]
1.2. Организация инновационного менеджмента
Организация в широком плане означает совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
Элементами любого трудового процесса являются работник, орудия труда, предмет труда и применяемая в процессе труда технология. Для нормального осуществления трудового процесса все его элементы необходимо скоординировать во времени и пространстве, что и делается с помощью организации. Таким образом, организация любого процесса (трудового, хозяйственного, управленческого и т. п.) является координацией во времени и пространстве всех элементов этого процесса.
Организация инновационного менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями.
Элементами процесса управления инновациями являются орудия труда, предметы труда, технология инновационного менеджмента.
В инновационном менеджменте орудием труда служат различные технические средства (аппараты, предназначенные для сбора анализа, хранения и передачи информации (компьютеры, сети Интернета, терминалы, электронные устройства, телефаксы и др.).
Предметом труда является информационный продукт (прежде всего командная информация).
Технология (греч. techne — искусство, мастерство + logos — слово, понятие, учение) инновационного менеджмента представляет собой совокупность методов и форм реализации информационного продукта как управляющего воздействия на создание, продвижение и диффузию инноваций.
Организация инновационного менеджмента связывает в единую систему функционирования во времени и пространстве указанные выше элементы процесса управления. [4.c.85]
Инновационный менеджмент состоит из следующих этапов:
1) инновационный процесс;
2) определение цели управления инновацией;
3) выбор стратегии менеджмента инновации;
4) определение приемов управления инновацией;
5) разработка программы управления инновацией;
6) организация работ по выполнению программы;
7) контроль за выполнением намеченной программы;
8) анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией;
9) корректировка приемов менеджмента инновации. Организация инновационного менеджмента показана на рис. 2 Организация инновационного менеджмента закладывается уже
при создании и реализации инновации, т. е. в самом инновационном процессе.
Инновационный процесс служит тем фундаментом прочности, от которого будет зависеть в дальнейшем эффективность использования приемов инновационного менеджмента. Он определяет основную идею инновации, характерные черты и специфику функционирования нового продукта или новой операции, особенности их создания, реализации и продвижения на рынке, комплекс мер по эффективному продвижению и какие приемы следует применять для диффузии конкретной инновации.
Рис. 2. Схема организации инновационного менеджмента
На втором плане организации инновационного менеджмента определяется цель управления данным новым продуктом или операцией. Цель — это результат, который необходимо получить. Целью инновационного менеджмента может быть прибыль, привлечение денежных средств, расширение сегмента рынка, выход (т, е. захват) на новый рынок, поглощение других институтов, поднятие имиджа и т. п.
Инновации тесно связаны с риском и с рисковым вложением капитала. Поэтому конечная цель инноваций — это оправдание риска, т. е. получение максимальной прибыли на все свои затраты (денег, времени, труда). Любое действие, связанное с риском, всегда целенаправленно, так как отсутствие цели делает решение, связанное с риском, бессмысленным. Цель венчурного вложения капитала всегда должна быть четкой. [4.c.87]
Следующим важным этапом организации инновационного менеджмента является выбор стратегии управления инновациями. От правильно выбранной стратегии управления зависит и правильность выбора приемов управления инновацией, т. е. их результативность, и эффективность. На этих двух этапах важная роль принадлежит инженеру, менеджеру, аналитикам, экспертам и консультантам. Главным субъектом управления является менеджер. Он имеет два права: право выбора и право ответственности за этот выбор.
Право выбора означает право принятия решения, необходимого для реализации намеченной цели. Решение должно приниматься менеджером единолично. Для управления инновациями могут быть созданы специализированные группы людей, состоящие из аналитиков, консультантов, экспертов и т. п. Каждый их этих людей выполняет только порученную ему работу и отвечает только за свой участок работ.
Эти работники могут подготовить предварительное коллективное решение и принять его простым или квалифицированным (т. е. две трети, три четверти или единогласно) большинством голосов.
Однако окончательно выбрать вариант принятия решения должен только один человек, так как он одновременно принимает на себя и ответственность за данное решение, за его выполнение, за его эффективность и т. п. Ответственность указывает на заинтересованность принимающего решение в достижении поставленной инновационным менеджментом цели.
При выборе стратегии и приемов менеджмента инноваций часто используется какой-то определенный стереотип, который складывается из опыта и знаний менеджера в процессе его работы, из полученной информации, из результатов анализа и оценки этой информации, сделанных аналитиками, консультантами, экспертами. Большую роль в принятии эффективного решения играет интуиция менеджера, т. е. его чутье, прозорливость, автоматизм в работе. Наличие стереотипных действий дает менеджеру возможность в определенных типовых ситуациях действовать оперативно и наиболее оптимальным образом. При отсутствии типовых ситуаций менеджер должен переходить от стереотипных решений к поиску оптимальных, приемлемых для себя решений.
Подходы к решению задач по управлению инновациями зависят от цели управления, конкретных задач по управлению и могут быть разнообразными. Поэтому инновационный менеджмент обладает многовариантностью.
Многовариантность инновационного менеджмента означает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость тех или иных способов действия в конкретной ситуации.
Инновационный менеджмент весьма динамичен. Эффективность его функционирования во многом зависит от быстроты реакции на изменение условий рынка, экономической ситуации и т. п. Поэтому инновационный менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов менеджмента, умении быстро и правильно оценивать конкретную ситуацию в стране, состояние рынка, место и положение на нем данного продуцента, а также способности менеджера как профессионала быстро найти хорошее, если не единственно правильное, решение в данной ситуации в данный момент времени.
В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в конкретной ситуации.
Важными этапами организации инновационного менеджмента являются разработка программы управления инновацией и организация работы по выполнению намеченной работы. [4.c.89]
Программа — это план. Программа управления инновацией представляет собой комплекс действий исполнителей для достижения поставленной цели и согласованный по срокам, результатам и финансовому обеспечению.
Программы могут быть целевые и рабочие комплексные.
Рабочая программа представляет собой программу, разработанную для реализации какой-то частной цели. Рабочая программа — это частная программа.
Целевая комплексная программа есть результат применения программно-целевого метода планирования, который предполагает наличие цели и программы по ее реализации. В этой программе предусматривается: что, когда, кто и за счет каких ресурсов должен сделать по созданию и управлению инновацией.
Программно-целевой метод планирования инноваций представляет собой процесс, включающий:
1) наличие проблемы;
2) разработку различных вариантов решения проблемы;
3) разработку комплексной программы развития системы;
4) создание механизма реализации комплексной программы (наличие конкретных исполнителей, их права и обязанности, участки работы и т. п.).
Прообразом программы является сетевой график. Сетевой график составляется для выполнения программы. Он отражает все работы, необходимые для достижения конечной цели.
Сетевой график — это модель достижения поставленной цели. Причем эта цель является моделью, динамично приспособленной для анализа вариантов достижения цели, для оптимизации плановых заданий, для внесения изменений и т. п.
Метод сетевого планирования (СПУ) основан на теории графов.
Граф (греч. grafpho — пишу) — система точек, некоторые из которых соединены отрезками, представляющая собой математическую модель взаимодействующих систем.
При помощи теории графов можно решать не только задачи сетевого планирования, но и различные экспериментальные задачи о размещении денежных средств.
Метод сетевого планирования применяется при планировании проведения комплекса взаимосвязанных работ. Он позволяет:
* во-первых, наглядно представить организационную и технологическую последовательность выполнения операций и установить взаимосвязь между ними;
* во-вторых, обеспечить четкую координацию операций различной степени сложности, выявить операции, от которых зависит продолжительность всей работы (т. е. организационного мероприятия), и сосредоточить внимание на своевременном выполнении каждой операции;
* в-третьих, эффективно использовать денежные и материальные ресурсы.
Сетевой метод — это сумма приемов и способов, позволяющих на основе применения сетевого графика (сетевой модели) рационально осуществлять весь управленческий процесс то есть планировать, организовывать, координировать и контролировать любой комплекс работ.
Применение метод сетевого планирования и управления позволяет улучшить:
* планирование, обеспечивая его комплексность, непрерывность, создавая условия для улучшения определения требуемых ресурсов и распределения уже имеющихся ресурсов;
* финансирования работ, так как появляются способы более точного расчет себестоимости работ, ее трудоемкости и формирования нормативно-справочной базы;
* структуру системы управления путем четкого определения и распределения задач, прав, обязанностей; * организацию процедур координации и контроля за ходом работ на базе оперативной и точной информации, оценку выполнения плана.
Сетевой график — это информационная модель, позволяющая отображать процесс выполнения комплекса работ, направленных на достижение единой цели.
Сетевое планирование имеет своей целью воздействовать на управление.
Управление призвано поддерживать установленный рациональный режим работы, восстанавливать нарушенное состояние подвижного равновесия, столь характерное для динамических систем, обеспечивая слаженную и бесперебойную работу всех ее звеньев.
Управление системой может вестись по следующим параметрам: время, стоимость, ресурсы, технико-экономические показатели.
Наиболее распространенными являются системы с параметром
«время».
Процесс управления значительно облегчается, если управляемую
систему представить в виде модели.
Основой сетевого планирования и управления является графическое изображение плана (сетевой график), который отражает технологическую и логическую взаимосвязь и взаимообразность всех операций предстоящей работы. Сетевой график состоит из трех составных частей (главных понятий): «работа», «событие», «путь».
«Работа» — это любой процесс, требующий затрат времени и ресурсов или только времени.
Если на выполнение работы не требуется никаких ресурсов, а затрачивается только время, то они не являются трудовыми процессами и называются «ожиданием».
На сетевом графике работу обозначают сплошной стрелкой (дугой графа), например, где число 10 обозначает продолжительность выполнения данной работы. Существует фиктивная работа (ожидание, простая зависимость), фиктивная работа — это работа, не требующая затрат времени, труда, средств. На графике она изображается пунктирной стрелкой.
Работы в виде стрелки на графике не являются векторами, поэтому вычерчиваются без масштаба.
Каждая работа начинается и кончается «событием», которое обозначается кружочком, например (5), где цифра 5 обозначает название данного события. Событие — это результат выполнения одной или нескольких работ, являющийся необходимым для начала последующих работ. Предшествующее событие является отправной точкой для работы, а последующее событие является ее результатом.
События в отличие от работ совершаются в определенные моменты времени, не используя при этом никаких ресурсов. Начало выполнения комплекса работ есть начальное событие. Момент завершения всех работ есть конечное событие.
Любой сетевой график имеет одно исходное (начальное) и одно завершающее (конечное) событие. Любая работа — стрелка — соединяет только два события.
Событие, из которого стрелка выходит, называется предшествующим данной работе. Событие, в которое стрелка входит, является по отношению к ней последующим данной работе. Одно и то же событие, кроме исходного и завершающего, является по отношению к одной работе предшествующим, а к другой — последующим. Такое событие называется промежуточным. События могут быть простыми и сложными. Простые события имеют только одну входящую и одну выходящую работу.
Сложные события имеют несколько входящих или несколько выходящих работ. Деление событий на простые и сложные имеет очень большое значение при расчете сетевых графиков. Событие считается свершившимся тогда, когда будет закончена самая длинная по продолжительности из всех входящих в него работ.
Непрерывная технологическая или логическая последовательность работ (цепь) от первого события до последнего называется путем. Такой путь является полным путем. Полных путей может быть несколько.
Длина пути определяется суммой продолжительности лежащих на нем работ.
Используя метод графиков, можно определить каждый из путей. Это достигается последовательным выявлением элементов каждого пути.
В результате сравнения различных путей выбирают путь, на котором продолжительность всех содержащихся работ наибольшая. Этот путь носит название «критический путь».
Критический путь определяет время, необходимое для выполнения всего плана, на который составлен сетевой график. Именно от работ, лежащих на критическом пути, и их продолжительности зависит конечный срок выполнения плана.
Критический путь является основой оптимизации плана. Для того чтобы сократить срок выполнения всего плана, необходимо уменьшить продолжительность выполнения тех работ, которые находятся на критическом пути.
Все полные пути, продолжительность которых меньше критического, называются некритическими. Они обладают резервами времени. Под резервами времени понимаются допустимые сдвиги сроков совершения событий и выполнения работ, не меняющие сроков наступления завершающего события.
Резервы времени бывают полные и свободные.
Полный резерв времени — это срок, на который можно перенести начало работы или увеличить ее продолжительность при неизменной длине критического пути. Полный резерв времени определяют как разность между поздним и ранним началом работы или между поздним и ранним окончанием работы. [4.c.92]
Работы критического пути полного резерва времени не имеют, так как их ранние параметры равны поздним. Использование полного резерва времени на других некритических путях приводит к тому, что путь, к которому принадлежал запас времени, становится критическим.
Свободным резервом времени называется срок, на который можно перенести начало работы или увеличить ее продолжительность при условии, что ранние начала последующих работ не изменяются. Этот резерв времени используют в том случае, когда в одно событие входит две и более работ. Свободный резерв времени определяют как разность раннего начала последующей работы и раннего окончания рассматриваемой работы.
Резерв времени позволяет увеличить продолжительность выполнения работ или же начать их несколько позднее, а также дает возможность маневрировать внутренними финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами (деньгами, количеством техники, численностью работников, временем начала работ).
Анализируя сетевые графики, можно заметить, что они отличаются не только количеством событий, но и числом взаимосвязей между ними.
Сложность сетевого графика оценивается коэффициентом сложности. Коэффициент сложности представляет собой отношение количества работ сетевого графика к количеству событий и определяется по формуле:
Кс = Р/С
где Кс — коэффициент сложности сетевого графика; Р — количество работ, ед.; С — количество событий, ед.
Сетевые графики, имеющие коэффициент сложности от 1,0 до 1,5, являются простыми, от 1,51 до 2,0 — средней сложности, более 2,1 — сложными.
Приступая к построению сетевого графика, следует установить:
* какие работы должны быть завершены ранее, чем начнется данная работа;
* какие работы могут быть начаты после завершения данной работы;
* какие работы могут выполняться одновременно с данной работой. Кроме того, надо придерживаться общих положений и правил:
* сеть вычерчивается слева направо. Это же направление имеют и стрелки-работы;
* каждое событие с большим порядковым номером изображается правее предыдущего;
* график должен быть простым, без лишних пересечений;
* все события, кроме завершающего, должны иметь последующую работу. В сети не должно быть события, кроме исходного, в которое не входила бы ни одна работа;
* один и тот же номер события нельзя использовать дважды;
* в сетевом графике ни один путь не должен проходить дважды через одно и то же событие. Если такие пути обнаружены, то это свидетельствует об ошибке;
* если начало какой-либо работы зависит от окончания двух предшествующих работ, выходящих из одного события, тогда между событиями — окончаниями этих двух работ — вводится фиктивная работа (зависимость). [4.c.95]
2. Практическое применение управление инновационным процессом в КБ «Связь».
Руководство банка приняло решение о выпуске для своих клиентов нового вида банковского депозитного счета. Перед работниками отдела были поставлены задачи: выбрать идею данного депозитного счета, обосновать ее, оформить в виде проекта договора о банковском депозитном счете и представить руководству банка на рассмотрение и утверждение. Для привлечения клиентов банку необходимо провести рекламные мероприятия, оформить зал соответствующей информацией и провести семинар со своими работниками.
Руководство банка разработало план мероприятий, который включает в себя перечень работ по привлечению клиентов, продолжительность каждой работы по времени и перечень лиц, ответственных за исполнение определенной работы (табл. 1).
Для определения минимально допустимого времени выполнения всех работ, т. е. продолжительности критического пути, составляется матрица 13 х 14. Заполняя ее последовательно, по строкам, начиная с первой, проставляется продолжительность работ, которые выходят из 1-го события и входят в j-e событие (j = 1; 2; 3; ...). Причем, к продолжительности этих работ прибавляется максимальная величина в i-м столбце.
Расчет производится по формуле:
Ti = max∑tik
где Т. — продолжительность всех работ, дни;
t — продолжительность одной работы, дни;
L0. — возможные пути от начального события до завершающего события;
ik — работа, принадлежащая этим путям.
Составление сетевой модели графика требует расчета продолжительности критического пути. Этот расчет приведен в табл. 2.
Из материалов табл. 2 видно, что самыми продолжительными работами являются работы:
1-2;2-4;4-5;6-7;7-8;8-11; 11-13. Продолжительность критического пути составляет:
Тк =30 + 2 + 2 + 5 + 7 + 20+1 + 1 = 68 дней.
Временная сетевая матрица совмещает сетевой график с календарно-масштабной сеткой времени. Она имеет вертикальные и горизонтальные «коридоры».
Таблица 1
Перечень работ по созданию и реализации инновации (нового вида депозитного счета)
Код работы |
Содержание работы |
Продолжительность работы (дни) |
Исполнитель |
|
Начальное событие, |
Завершающее событие, |
|||
— |
1 |
Разработка плана мероприятий |
— |
Иванов И. И. |
1 |
2 |
Поиск идеи депозитного вклада |
30 |
Иванов И. И. Петров П. П. |
1 |
3 |
Разработка системы критериев по выбору идеи |
21 |
Иванов И. И. |
2;3 |
4 |
Выбор идеи |
2 |
Иванов И. И., Петров П. П. |
4 |
5 |
Технико-экономическое обоснование идеи |
2 |
Петров П. П. |
5 |
6 |
Составление проекта договора банка с вкладчиком по депозитному счету |
5 |
Иванов И. И. |
6 |
7 |
Представление проекта договора руководству банка, его рассмотрение и утверждение |
7 |
Иванов И. И. |
7 |
8 |
Заказ в типографию на изготовление бланка договора и его выполнение |
20 |
Иванов И. И. |
7 |
9 |
Заказ на рекламу в печати и его выполнение |
14 |
Иванов И. И. |
7 |
10 |
Заказ на изготовление стенда и его изготовление |
7 |
Иванов И. И. |
8 |
11 |
Получение типографского договора |
1 |
Иванов И. И. |
9; 10 |
12 |
Оформление зала к приему клиентов |
2 |
Иванов И. И. |
11; 12 |
13 |
Семинар с работниками банка |
1 |
Иванов И. И |
13 |
14 |
Начало работы с клиентами |
0 |
|
Горизонтальные «коридоры» характеризуют участников, выполняющих ту или другую операцию.
Вертикальные «коридоры» характеризуют этап или отдельные операции этого же процесса, протекающего во времени.
Продолжительность каждой работы на сетевой матрице определяется расстоянием по сплошной линии между центрами двух событий, заключающих эту работу (стрелку), в проекции на горизонтальную ось времени.
Сетевой график по созданию финансовой инновации банком, разработанный по данным табл. 1 и 2, приведен на рис. 3
Таблица 2
Расчет продолжительности критического пути (дни)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1 |
|
30 |
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
20 |
14 |
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
Итого |
|
30 |
21 |
4 |
2 |
5 |
7 |
20 |
14 |
7 |
1 |
4 |
2 |
117 |
При составлении сетевого графика по принятой в основу организации работ может оказаться, что полученная длина критического пути не соответствует директивному сроку. В этом случае необходимо проанализировать сетевой график и оптимизировать его по критерию времени. В процессе анализа графика следует обратить внимание на напряженность сроков выполнения отдельных работ, особенно находящихся в околокритической зоне или на путях, имеющих одинаковые полные резервы времени. Напряженность выполнения работ характеризуется коэффициентом напряженности, который определяют по формуле:
Кн = Т – tk/Tk-tk,
где Ки — коэффициент напряженности;
Т — максимальный путь, проходящий через данную работу от исходного до завершающего события, дни;
tk — продолжительность части критических работ, расположенных на рассматриваемом пути, дни;
Tk — продолжительность критического пути, дни.
Рис. 3. Сетевой график работ банка по созданию и реализации нового вида депозитного счета
Чем выше значение коэффициента напряженности, тем более жесткими являются временные оценки отдельных работ, а резервы времени на рассматриваемом пути в меньшей степени можно использовать для оптимизации сетевого графика.
Например, по графику (рис. 22) и исходным данным можно определить, что для работ:
Кн(6-7-9-12-13-14)= 24-7/117-7 =0,15,
Кн(6-7-10-12-13-14)= 17-7/117/7 =0,09.
Сравнивая эти значение коэффициентов между собой, можно сделать вывод, что путь Т для работ 6-7-9-12-13-14 1,7 напряженнее, чем путьработб-7-10-12-13-14 (0,15/0,09).
3. Совершенствование управления инновационным процессом в КБ «Связь»
Если длина критического пути окажется меньше директивной продолжительности и сокращение времени работ экономически нецелесообразно, то для приведения графика в соответствие с установленным сроком достаточно уменьшить ресурсы на ряде работ критического пути и прилегающей к нему околокритической зоны.
Для уменьшения общего срока работ и доведения его до требуемой величины необходимо сократить продолжительность критических и околокритических работ, осуществив следующие мероприятия:
1. Перераспределение ресурсов между работами критического пути и околокритической зоны и работами, имеющими резерв времени.
2. Концентрацию ресурсов на работах критического пути и околокритической зоны за счет дополнительных ресурсов извне — увеличения численности работников, количества техники, объема финансовых ресурсов и т. п.
3. Замен последовательного выполнения работ параллельно там, где это допустимо по техническим условиям.
При анализе и оптимизации сетевых графиков по времени следует учитывать, что концентрация ресурсов на любых работах, имеющих определенные технологические ограничения — по фронту работ, технологии, технике безопасности и другим соображениям. Кроме того, не следует допускать, чтобы в результате перераспределения ресурсов полностью исчерпались резервы времени, так как в этом случае возникает большое количество критических путей, график становится напряженным и трудно выполнимым.
На основании скорректированного сетевого графика строится календарный план выполнения комплекса работ. В основе построения плана лежит критерий раннего начала всех операций.
Неотъемлемой частью инновационного менеджмента является, организация работы по выполнению намеченной программы действий. То есть определение отдельных видов мероприятий, объемов и источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т. п.
Важным этапом организации инновационного менеджмента является также контроль за выполнением намеченной программы действий.
Не менее важны анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. При анализе прежде всего выявляют: помогли ли используемые приемы достигнуть поставленной цели, как быстро, с какими усилиями и затратами была достигнута эта цель, нельзя ли методы менеджмента инноваций использовать более эффективно.
Заключительным этапом организации инновационного менеджмента является возможная корректировка приемов управления инновацией.
Заключение
Сегодня особенно актуален тот момент, что когда речь заходит о стратегическом планировании, управляющие высшего звена отмахиваются, и говорят: “Мол, о какой стратегии можно говорить, если каждодневные проблемы нарастают, как снежный ком, и грозят раздавить весь бизнес”. Возможна и другая реакция, при которой руководитель с надеждой смотрит в будущее и пытается интуитивно определить, “что день грядущий нам готовит”. Нужно отметить, что элементы стратегического планирования всегда имелись в арсенале прогрессивных отечественных управленцев. Проблема состоит в том, что мало кто пытался поставить процесс планирования (в современном понимании этого термина) на предприятии на постоянную основу и собрать для этих целей команду профессионально подготовленных людей. Менеджмент высшего звена во всем мире использует действенный и отработанный на практике инструментарий стратегического планирования. Задача руководителя в сфере развития стратегии состоит в том, чтобы предвосхитить момент ее корректировки в случае изменения условий внешней среды.
Хорошо сформулированная стратегия готовит компанию к будущему и имеет реальную управленческую ценность уже в настоящем:
• она формирует позицию менеджеров среднего звена и других работников по отношению к перспективным направлениям развития компании и способу ведения дел, принятого в ней;
• снижает риск “скрытого” руководства и принятия безответственных решений; выражает цели организации и мотивы, побуждающие служащих выполнять свою работу наилучшим образом;
• создает ориентир для рядовых менеджеров в вопросах формирования стратегии отдельных структурных подразделений и постановки для них целей во взаимосвязи со стратегией и целями всей фирмы.
Список литературы
1. Виханский О. Стратегическое управление. – М.: «Юнити», 1995 - 214с.
2. Долисов Е.Ф. Инновационный процесс в условиях рыночной экономики. – Сибирское издательство СибГУ, 2003. 114 c.
3. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Гольдштейн Г. Я. - Таганрог: Издательство ТРТУ, 1999 - 121с.
4. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Ильенкова С.Д. - М.: «Юнити», 1997 - 116с.
5. Каминский А. Есть ли у Вас стратегический план?! // Деловой экспресс, 1997, № 18 - с 16-23.
6. Каминский А. Стратегическое планирование – шаг к успеху Вашего бизнеса // Деловой экспресс, 1998, №3 - с 21-26.
7. Кокорев В.П. Курс лекция по менеджменту. - Барнаул: Издательство БГУ (Учебно-методическое объединение по образованию в области менеджмента), 2004 - 231с.
8. Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: Организация и маркетинг. Сибирское издательство Сиб ГУ, 2001 145с.
9. Стародубцева О.А. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. – Новосибирск: НГТУ. 2004 89 с.
10. Управление инновациями / Под ред. Гунина В.Н., Баранцева В.П, и др. Модульная программа для менеджеров. – М.: ГУУ, 2000. № 7.
11. Устинов В.А. Управление инновационной деятельностью в процессе создания, освоения производства новой продукцией. Учебное пособие. – М.: ГАУ. 2002 134 с.