Содержание


Введение. 3

1. Сущность, содержание и организация инновационного менеджмента. 4

1.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента. 4

1.2. Организация инновационного менеджмента. 10

2. Практическое применение управление инновационным процессом в КБ «Связь». 21

3. Совершенствование управления инновационным процессом в КБ «Связь». 26

Заключение. 28

Список литературы.. 29

Введение

 

Инновационный менеджмент (НИОКР и внедрение их результатов в производство) является одной из основных сфер деятельности любой фирмы. Сфера НИОКР непосредственно связана с маркетингом фирмы, причем эта связь двухсторонняя. Подразделения НИОКР должны опираться в своей деятельности на маркетинговые исследования запросов и состояния рынка, и, следовательно, можно сказать, что они должны работать по заданию служб маркетинга. С другой стороны, отслеживание тенденций научно-технического процесса, прогнозирование и собственно разработка новых изделий требуют со стороны подразделений сферы НИОКР постановки задач маркетинговым службам по проведению соответствующей оценки рыночного потенциала новых изделий.

Задачей НИОКР является создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем. При проведении НИОКР, естественно, должны учитываться производственные культура, традиции, организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал и т. д. Но, пожалуй, самым важным обстоятельством является то, что НИОКР, как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяют стратегический план фирмы. В свою очередь, стратегия превращается в реальность только в результате разработки конкретного продукта или процесса.

Цель курсовой работы является изучение особенностей инновационного процесса

Задачи курсовой работы

1. Изучение сущности, содержания и организации инновационного процесса.

2. Практическое применение инновационного процесса в банке

3. Совершенствование инновационного процесса.



1. Сущность, содержание и организация инновационного менеджмента


1.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента


Инновация как экономическая категория является объектом воз­действия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, воз­никающие между продуцентами, продавцами и покупателями ин­новаций. Местом возникновения этих отношений является рынок.

Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуще­ствляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями — инновацион­ный менеджмент.

Инновационный менеджмент — это система управления иннова­циями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. [3.c.44]

Инновационный менеджмент базируется на следующих осново­полагающих моментах:

1. Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.

2. Организация инновационного процесса для данной инновации. Это предполагает проведение целого организационного и тех­нического комплекса работ по превращению идеи в вещь (новый продукт, материализованная форма операции), готовую для продвижения на финансовом рынке и для продажи.

3. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке — это целое искусство, требующее творческого подхода и активных действий продавцов.

Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и такти­ку управления.

Стратегия означает общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответ­ствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вари­антах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стра­тегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии.

Тактика — это конкретные методы и приемы для достижения по­ставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения, наиболее приемле­мых в данной хозяйственной ситуации.

Инновационный менеджмент можно рассматривать как систему управления.

Система (греч. systema — целое, составленное из частей) означает соединение каких-либо элементов в единое целое. Поэтому иннова­ционный менеджмент состоит из двух звеньев или подсистем: управ­ляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсис­темы (объект управления). Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством движения информации. Это движение информации представляет собой сам процесс управ­ления. Таким образом, процесс управления — это процесс выработ­ки и осуществления управляющего воздействия субъекта управле­ния на объект управления. Выработка управляющего воздействия включает сбор, передачу и обработку необходимой информации и принятие решений, обязательно включающее определений управ­ляющего воздействия. Осуществление управляющего воздействия включает передачу управляющих воздействий и при необходимости переоборудование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления.

Субъектом управления в инновационном менеджменте может быть одни работник или группа работников (специалистов по мар­кетингу, по финансам и т. п.), которые посредством различных при­емов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. [3.c.45]

Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации (новые продукты и операции), инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей).

Рис. 1. Схема инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент может быть выражен следующей схемой (рис. 1).

Третьим элементом инновационного менеджмента является ин­формация или информационный продукт. Процесс управления ин­новациями осуществляется через движение информации: внешней, командной, о состоянии объекта управления до управления им и пос­ле управления и др. Движение информации означает процесс сбора, хранения, переработки, передачи информации, контроля за ее движе­нием и оценку результативности ее использования для воздействия со стороны субъекта управления на объект управления.

Инновационный менеджмент выполняет определенные функ­ции, которые определяют формирование структуры системы управ­ления.

Различают два типа функций менеджмента инноваций:

1) функции субъекта управления;

2) функции объекта управления.

К функциям субъекта управления относятся:

* прогнозирование;

* планирование;

* организация;

* регулирование;

* координация; стимулирование; » контроль.

К функциям объекта управления относятся:

* рисковое вложение капитала;

* организация инновационного процесса;

* организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.

Функции субъекта управления представляют собой общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздей­ствия на отношения людей в хозяйственном процессе. Эти функции есть конкретный вид управленческой деятельности. Они последова­тельно складываются из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решения, преобразования его в команду. [3.c.46]

Функция прогнозирования (от греч. prognosis — предвидение) в инновационном менеджменте охватывает разработку на длитель­ную перспективу изменения технико-технологического и экономи­ческого состояния объекта управления в целом и его различных час­тей.

Результатом прогнозирования являются прогнозы, т. е. предвиде­ние соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования инноваций является альтернативность технико-экономических по­казателей, заложенных в создании инновации. Альтернативность означает необходимость выбора одного решения из взаимоисключа­ющих возможностей.

В этом процессе важное значение имеет правильность определе­ния наметившихся тенденций научно-технического прогресса и тен­денций изменения спроса потребителей, а также маркетинговые ис­следования.

Управление инновациями на основе их предвидения требует выработки у менеджера определенного чутья рыночного меха­низма и интуиции, а также применения гибких экстренных реше­ний.

Функция управления — планирование — охватывает весь комп­лекс мероприятий как по выработке плановых заданий в инноваци­онном процессе, так и по воплощению их на практике.

Функция организации в инновационном менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную про­грамму на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управ­ления, установление взаимосвязи между управленческими подразде­лениями, разработка методических указаний, инструкций и т. п.

Функция регулирования (от лат. regulate — подчинение опреде­ленному закону, порядку) в инновационном менеджменте заклю­чается в воздействии на объект управления для достижения состо­яния устойчивости технико-технологической и экономической системы в случае, когда эта система отклоняется от установленных параметров.

Функция координации (лат. со(п) — с, вместе + ordinatio — распо­ложенные в порядке) в инновационном менеджменте означает со­гласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов. Координация обеспечивает единство отношений субъекта и объекта управления. [3.c.47]

* Функция стимулирования в инновационном менеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результа­тах своего труда по созданию и реализации инноваций.

* Функция контроля в инновационном менеджменте заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т. п. Посредством контроля собирается ин­формация об использовании инноваций, о ходе жизненного цикла этой инновации, вносятся изменения в инвестиционные программы, в организацию инновационного менеджмента. Контроль предпола­гает анализ технико-экономических результатов. Анализ также яв­ляется частью планирования. Следовательно, контроль в инноваци­онном менеджменте должен рассматриваться как оборотная сторона планирования инноваций.

Управляемая подсистема инновационного менеджмента, как уже указывалось, выполняет три функции:

1) рисковое вложение капитала;

2) организация инновационного процесса;

3) организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.

Содержание этих функций объекта управления инновации за­ключается в следующем. Функция рискового вложения капитала проявляется в организа­ции венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтому оно обыч­но осуществляется через создание инновационных венчурных фон­дов.

Содержанием функции организации инновационного процесса *~ является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и диффузии инноваций.

Действие этой функции затрагивает все этапы инновационного процесса.

Функция продвижения и диффузии инновации проявляет себя на рынке и заключается в создании эффективной системы мер по про­движению и распространению новых продуктов и операций: рек­ламные мероприятия, захват новых рынков сбыта и т. п.[3.c.48]

1.2. Организация инновационного менеджмента


Организация в широком плане означает совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаи­мосвязей между частями целого.

Элементами любого трудового процесса являются работник, орудия труда, предмет труда и применяемая в процессе труда тех­нология. Для нормального осуществления трудового процесса все его элементы необходимо скоординировать во времени и простран­стве, что и делается с помощью организации. Таким образом, орга­низация любого процесса (трудового, хозяйственного, управлен­ческого и т. п.) является координацией во времени и пространстве всех элементов этого процесса.

Организация инновационного менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его эле­ментов в едином процессе управления инновациями.

Элементами процесса управления инновациями являются орудия труда, предметы труда, технология инновационного менеджмента.

В инновационном менеджменте орудием труда служат различные технические средства (аппараты, предназначенные для сбора ана­лиза, хранения и передачи информации (компьютеры, сети Интер­нета, терминалы, электронные устройства, телефаксы и др.).

Предметом труда является информационный продукт (прежде всего командная информация).

Технология (греч. techne — искусство, мастерство + logos — слово, понятие, учение) инновационного менеджмента представляет собой совокупность методов и форм реализации информационного про­дукта как управляющего воздействия на создание, продвижение и диффузию инноваций.

Организация инновационного менеджмента связывает в единую систему функционирования во времени и пространстве указанные выше элементы процесса управления. [4.c.85]

Инновационный менеджмент состоит из следующих этапов:

1) инновационный процесс;

2) определение цели управления инновацией;

3) выбор стратегии менеджмента инновации;

4) определение приемов управления инновацией;

5) разработка программы управления инновацией;

6) организация работ по выполнению программы;

7) контроль за выполнением намеченной программы;

8) анализ и оценка эффективности приемов управления иннова­цией;

9) корректировка приемов менеджмента инновации. Организация инновационного менеджмента показана на рис. 2 Организация инновационного менеджмента закладывается уже

при создании и реализации инновации, т. е. в самом инновационном процессе.

Инновационный процесс служит тем фундаментом прочности, от которого будет зависеть в дальнейшем эффективность использова­ния приемов инновационного менеджмента. Он определяет основ­ную идею инновации, характерные черты и специфику функциони­рования нового продукта или новой операции, особенности их создания, реализации и продвижения на рынке, комплекс мер по эффективному продвижению и какие приемы следует применять для диффузии конкретной инновации.

Рис. 2. Схема организации инновационного менеджмента

На втором плане организации инновационного менеджмента оп­ределяется цель управления данным новым продуктом или опера­цией. Цель — это результат, который необходимо получить. Целью инновационного менеджмента может быть прибыль, привлечение денежных средств, расширение сегмента рынка, выход (т, е. захват) на новый рынок, поглощение других институтов, поднятие имиджа и т. п.

Инновации тесно связаны с риском и с рисковым вложением ка­питала. Поэтому конечная цель инноваций — это оправдание риска, т. е. получение максимальной прибыли на все свои затраты (денег, времени, труда). Любое действие, связанное с риском, всегда целе­направленно, так как отсутствие цели делает решение, связанное с риском, бессмысленным. Цель венчурного вложения капитала все­гда должна быть четкой. [4.c.87]

Следующим важным этапом организации инновационного менед­жмента является выбор стратегии управления инновациями. От пра­вильно выбранной стратегии управления зависит и правильность выбора приемов управления инновацией, т. е. их результативность, и эффективность. На этих двух этапах важная роль принадлежит ин­женеру, менеджеру, аналитикам, экспертам и консультантам. Глав­ным субъектом управления является менеджер. Он имеет два права: право выбора и право ответственности за этот выбор.

Право выбора означает право принятия решения, необходимого для реализации намеченной цели. Решение должно приниматься менеджером единолично. Для управления инновациями могут быть созданы специализированные группы людей, состоящие из анали­тиков, консультантов, экспертов и т. п. Каждый их этих людей вы­полняет только порученную ему работу и отвечает только за свой участок работ.

Эти работники могут подготовить предварительное коллектив­ное решение и принять его простым или квалифицированным (т. е. две трети, три четверти или единогласно) большинством го­лосов.

Однако окончательно выбрать вариант принятия решения дол­жен только один человек, так как он одновременно принимает на себя и ответственность за данное решение, за его выполнение, за его эффективность и т. п. Ответственность указывает на заинтересо­ванность принимающего решение в достижении поставленной ин­новационным менеджментом цели.

При выборе стратегии и приемов менеджмента инноваций часто используется какой-то определенный стереотип, который склады­вается из опыта и знаний менеджера в процессе его работы, из полу­ченной информации, из результатов анализа и оценки этой инфор­мации, сделанных аналитиками, консультантами, экспертами. Большую роль в принятии эффективного решения играет интуиция менеджера, т. е. его чутье, прозорливость, автоматизм в работе. На­личие стереотипных действий дает менеджеру возможность в опре­деленных типовых ситуациях действовать оперативно и наиболее оптимальным образом. При отсутствии типовых ситуаций менед­жер должен переходить от стереотипных решений к поиску опти­мальных, приемлемых для себя решений.

Подходы к решению задач по управлению инновациями зависят от цели управления, конкретных задач по управлению и могут быть разнообразными. Поэтому инновационный менеджмент обладает многовариантностью.

Многовариантность инновационного менеджмента означает со­четание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и не­повторимость тех или иных способов действия в конкретной ситуа­ции.

Инновационный менеджмент весьма динамичен. Эффектив­ность его функционирования во многом зависит от быстроты реак­ции на изменение условий рынка, экономической ситуации и т. п. Поэтому инновационный менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов менеджмента, умении быстро и пра­вильно оценивать конкретную ситуацию в стране, состояние рын­ка, место и положение на нем данного продуцента, а также способ­ности менеджера как профессионала быстро найти хорошее, если не единственно правильное, решение в данной ситуации в данный момент времени.

В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в конкретной ситу­ации.

Важными этапами организации инновационного менеджмента являются разработка программы управления инновацией и орга­низация работы по выполнению намеченной работы. [4.c.89]

Программа — это план. Программа управления инновацией пред­ставляет собой комплекс действий исполнителей для достижения поставленной цели и согласованный по срокам, результатам и фи­нансовому обеспечению.

Программы могут быть целевые и рабочие комплексные.

Рабочая программа представляет собой программу, разработан­ную для реализации какой-то частной цели. Рабочая программа — это частная программа.

Целевая комплексная программа есть результат применения про­граммно-целевого метода планирования, который предполагает на­личие цели и программы по ее реализации. В этой программе пре­дусматривается: что, когда, кто и за счет каких ресурсов должен сделать по созданию и управлению инновацией.

Программно-целевой метод планирования инноваций представ­ляет собой процесс, включающий:

1) наличие проблемы;

2) разработку различных вариантов решения проблемы;

3) разработку комплексной программы развития системы;

4) создание механизма реализации комплексной программы (на­личие конкретных исполнителей, их права и обязанности, уча­стки работы и т. п.).

Прообразом программы является сетевой график. Сетевой гра­фик составляется для выполнения программы. Он отражает все ра­боты, необходимые для достижения конечной цели.

Сетевой график — это модель достижения поставленной цели. Причем эта цель является моделью, динамично приспособленной для анализа вариантов достижения цели, для оптимизации плано­вых заданий, для внесения изменений и т. п.

Метод сетевого планирования (СПУ) основан на теории гра­фов.

Граф (греч. grafpho — пишу) — система точек, некоторые из кото­рых соединены отрезками, представляющая собой математическую модель взаимодействующих систем.

При помощи теории графов можно решать не только задачи сете­вого планирования, но и различные экспериментальные задачи о размещении денежных средств.

Метод сетевого планирования применяется при планировании проведения комплекса взаимосвязанных работ. Он позволяет:

* во-первых, наглядно представить организационную и техно­логическую последовательность выполнения операций и уста­новить взаимосвязь между ними;

* во-вторых, обеспечить четкую координацию операций различ­ной степени сложности, выявить операции, от которых зависит продолжительность всей работы (т. е. организационного меро­приятия), и сосредоточить внимание на своевременном выполне­нии каждой операции;

* в-третьих, эффективно использовать денежные и материаль­ные ресурсы.

Сетевой метод — это сумма приемов и способов, позволяющих на основе применения сетевого графика (сетевой модели) рациональ­но осуществлять весь управленческий процесс то есть планировать, организовывать, координировать и контролировать любой комп­лекс работ.

Применение метод сетевого планирования и управления позво­ляет улучшить:

* планирование, обеспечивая его комплексность, непрерыв­ность, создавая условия для улучшения определения требуемых ресурсов и распределения уже имеющихся ресурсов;

* финансирования работ, так как появляются способы более точ­ного расчет себестоимости работ, ее трудоемкости и формиро­вания нормативно-справочной базы;

* структуру системы управления путем четкого определения и распределения задач, прав, обязанностей; * организацию процедур координации и контроля за ходом ра­бот на базе оперативной и точной информации, оценку выпол­нения плана.

Сетевой график — это информационная модель, позволяющая отображать процесс выполнения комплекса работ, направленных на достижение единой цели.

Сетевое планирование имеет своей целью воздействовать на управление.

Управление призвано поддерживать установленный рациональ­ный режим работы, восстанавливать нарушенное состояние под­вижного равновесия, столь характерное для динамических систем, обеспечивая слаженную и бесперебойную работу всех ее звеньев.

Управление системой может вестись по следующим параметрам: время, стоимость, ресурсы, технико-экономические показатели.

Наиболее распространенными являются системы с параметром

«время».

Процесс управления значительно облегчается, если управляемую

систему представить в виде модели.

Основой сетевого планирования и управления является графи­ческое изображение плана (сетевой график), который отражает тех­нологическую и логическую взаимосвязь и взаимообразность всех операций предстоящей работы. Сетевой график состоит из трех со­ставных частей (главных понятий): «работа», «событие», «путь».

«Работа» — это любой процесс, требующий затрат времени и ре­сурсов или только времени.

Если на выполнение работы не требуется никаких ресурсов, а зат­рачивается только время, то они не являются трудовыми процесса­ми и называются «ожиданием».

На сетевом графике работу обозначают сплошной стрелкой (ду­гой графа), например, где число 10 обозначает продолжитель­ность выполнения данной работы. Существует фиктивная работа (ожидание, простая зависимость), фиктивная работа — это работа, не требующая затрат времени, труда, средств. На графике она изоб­ражается пунктирной стрелкой.

Работы в виде стрелки на графике не являются векторами, поэто­му вычерчиваются без масштаба.

Каждая работа начинается и кончается «событием», которое обо­значается кружочком, например (5), где цифра 5 обозначает название данного события. Событие — это результат выполнения одной или нескольких работ, являющийся необходимым для начала после­дующих работ. Предшествующее событие является отправной точ­кой для работы, а последующее событие является ее результатом.

События в отличие от работ совершаются в определенные момен­ты времени, не используя при этом никаких ресурсов. Начало вы­полнения комплекса работ есть начальное событие. Момент завер­шения всех работ есть конечное событие.

Любой сетевой график имеет одно исходное (начальное) и одно завершающее (конечное) событие. Любая работа — стрелка — соеди­няет только два события.

Событие, из которого стрелка выходит, называется предшествую­щим данной работе. Событие, в которое стрелка входит, является по отношению к ней последующим данной работе. Одно и то же собы­тие, кроме исходного и завершающего, является по отношению к од­ной работе предшествующим, а к другой — последующим. Такое со­бытие называется промежуточным. События могут быть простыми и сложными. Простые события имеют только одну входящую и одну выходящую работу.

Сложные события имеют несколько входящих или несколько вы­ходящих работ. Деление событий на простые и сложные имеет очень большое значение при расчете сетевых графиков. Событие считает­ся свершившимся тогда, когда будет закончена самая длинная по продолжительности из всех входящих в него работ.

Непрерывная технологическая или логическая последователь­ность работ (цепь) от первого события до последнего называется путем. Такой путь является полным путем. Полных путей может быть несколько.

Длина пути определяется суммой продолжительности лежащих на нем работ.

Используя метод графиков, можно определить каждый из путей. Это достигается последовательным выявлением элементов каждого пути.

В результате сравнения различных путей выбирают путь, на ко­тором продолжительность всех содержащихся работ наибольшая. Этот путь носит название «критический путь».

Критический путь определяет время, необходимое для выполне­ния всего плана, на который составлен сетевой график. Именно от работ, лежащих на критическом пути, и их продолжи­тельности зависит конечный срок выполнения плана.

Критический путь является основой оптимизации плана. Для того чтобы сократить срок выполнения всего плана, необходимо уменьшить продолжительность выполнения тех работ, которые на­ходятся на критическом пути.

Все полные пути, продолжительность которых меньше критиче­ского, называются некритическими. Они обладают резервами вре­мени. Под резервами времени понимаются допустимые сдвиги сро­ков совершения событий и выполнения работ, не меняющие сроков наступления завершающего события.

Резервы времени бывают полные и свободные.

Полный резерв времени — это срок, на который можно перенести начало работы или увеличить ее продолжительность при неизмен­ной длине критического пути. Полный резерв времени определяют как разность между поздним и ранним началом работы или между поздним и ранним окончанием работы. [4.c.92]

Работы критического пути полного резерва времени не имеют, так как их ранние параметры равны поздним. Использование полного ре­зерва времени на других некритических путях приводит к тому, что путь, к которому принадлежал запас времени, становится критическим.

Свободным резервом времени называется срок, на который мож­но перенести начало работы или увеличить ее продолжительность при условии, что ранние начала последующих работ не изменяются. Этот резерв времени используют в том случае, когда в одно событие входит две и более работ. Свободный резерв времени определяют как разность раннего начала последующей работы и раннего окон­чания рассматриваемой работы.

Резерв времени позволяет увеличить продолжительность выпол­нения работ или же начать их несколько позднее, а также дает воз­можность маневрировать внутренними финансовыми, материаль­ными и трудовыми ресурсами (деньгами, количеством техники, численностью работников, временем начала работ).

Анализируя сетевые графики, можно заметить, что они отлича­ются не только количеством событий, но и числом взаимосвязей между ними.

Сложность сетевого графика оценивается коэффициентом слож­ности. Коэффициент сложности представляет собой отношение количества работ сетевого графика к количеству событий и определя­ется по формуле:

Кс = Р/С

где Кс — коэффициент сложности сетевого графика; Р — количество работ, ед.; С — количество событий, ед.

Сетевые графики, имеющие коэффициент сложности от 1,0 до 1,5, являются простыми, от 1,51 до 2,0 — средней сложности, более 2,1 — сложными.

Приступая к построению сетевого графика, следует установить:

* какие работы должны быть завершены ранее, чем начнется дан­ная работа;

* какие работы могут быть начаты после завершения данной ра­боты;

* какие работы могут выполняться одновременно с данной работой. Кроме того, надо придерживаться общих положений и правил:

* сеть вычерчивается слева направо. Это же направление имеют и стрелки-работы;

* каждое событие с большим порядковым номером изображается правее предыдущего;

* график должен быть простым, без лишних пересечений;

* все события, кроме завершающего, должны иметь последую­щую работу. В сети не должно быть события, кроме исходного, в которое не входила бы ни одна работа;

* один и тот же номер события нельзя использовать дважды;

* в сетевом графике ни один путь не должен проходить дважды через одно и то же событие. Если такие пути обнаружены, то это свидетельствует об ошибке;

* если начало какой-либо работы зависит от окончания двух предшествующих работ, выходящих из одного события, тогда между событиями — окончаниями этих двух работ — вводится фиктивная работа (зависимость). [4.c.95]

2. Практическое применение управление инновационным процессом в КБ «Связь».

Руководство банка приняло решение о выпуске для сво­их клиентов нового вида банковского депозитного счета. Перед работниками отдела были поставлены задачи: выбрать идею данного депозитного счета, обосновать ее, оформить в виде проекта догово­ра о банковском депозитном счете и представить руководству бан­ка на рассмотрение и утверждение. Для привлечения клиентов банку необходимо провести рекламные мероприятия, оформить зал соответствующей информацией и провести семинар со своими работниками.

Руководство банка разработало план мероприятий, который включает в себя перечень работ по привлечению клиентов, продол­жительность каждой работы по времени и перечень лиц, ответствен­ных за исполнение определенной работы (табл. 1).

Для определения минимально допустимого времени выполнения всех работ, т. е. продолжительности критического пути, составляет­ся матрица 13 х 14. Заполняя ее последовательно, по строкам, начи­ная с первой, проставляется продолжительность работ, которые выходят из 1-го события и входят в j-e событие (j = 1; 2; 3; ...). Причем, к продолжительности этих работ прибавляется максимальная вели­чина в i-м столбце.

Расчет производится по формуле:

Ti = max∑tik

где Т. — продолжительность всех работ, дни;

t — продолжительность одной работы, дни;

L0. — возможные пути от начального события до завершающего события;

ik — работа, принадлежащая этим путям.

Составление сетевой модели графика требует расчета продолжи­тельности критического пути. Этот расчет приведен в табл. 2.

Из материалов табл. 2 видно, что самыми продолжительными работами являются работы:

1-2;2-4;4-5;6-7;7-8;8-11; 11-13. Продолжительность критического пути составляет:

Тк =30 + 2 + 2 + 5 + 7 + 20+1 + 1 = 68 дней.

Временная сетевая матрица совмещает сетевой график с календарно-масштабной сеткой времени. Она имеет вертикальные и го­ризонтальные «коридоры».

Таблица 1

Перечень работ по созданию и реализации инновации (нового вида депозитного счета)

Код работы

Содержание работы

Продолжительность работы (дни)

Исполнитель

Началь­ное событие,

Завершаю­щее событие,

1

Разработка плана мероприятий

Иванов И. И.

1

2

Поиск идеи депозитного вклада

30

Иванов И. И. Петров П. П.

1

3

Разработка системы критериев по вы­бору идеи

21

Иванов И. И.

2;3

4

Выбор идеи

2

Иванов И. И., Петров П. П.

4

5

Технико-экономи­ческое обоснование идеи

2

Петров П. П.

5

6

Составление проекта договора банка с вкладчиком по депозитному счету

5

Иванов И. И.

6

7

Представление проекта договора руководству банка, его рассмотрение и утверждение

7

Иванов И. И.

7

8

Заказ в типографию на изготовление бланка договора и его выполнение

20

Иванов И. И.

7

9

Заказ на рекламу в печати и его вы­полнение

14

Иванов И. И.

7

10

Заказ на изготовление стенда и его из­готовление

7

Иванов И. И.

8

11

Получение типографского договора

1

Иванов И. И.

9; 10

12

Оформление зала к приему клиентов

2

Иванов И. И.

11; 12

13

Семинар с работниками банка

1

Иванов И. И

13

14

Начало работы с клиентами

0



Горизонтальные «коридоры» характеризуют участников, выпол­няющих ту или другую операцию.

Вертикальные «коридоры» характеризуют этап или отдельные операции этого же процесса, протекающего во времени.

Продолжительность каждой работы на сетевой матрице опреде­ляется расстоянием по сплошной линии между центрами двух собы­тий, заключающих эту работу (стрелку), в проекции на горизон­тальную ось времени.

Сетевой график по созданию финансовой инновации банком, раз­работанный по данным табл. 1 и 2, приведен на рис. 3

Таблица 2

Расчет продолжительности критического пути (дни)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

 

30

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

20

14

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

Итого

 

30

21

4

2

5

7

20

14

7

1

4

2

117


При составлении сетевого графика по принятой в основу органи­зации работ может оказаться, что полученная длина критического пути не соответствует директивному сроку. В этом случае необходи­мо проанализировать сетевой график и оптимизировать его по критерию времени. В процессе анализа графика следует обратить вни­мание на напряженность сроков выполнения отдельных работ, осо­бенно находящихся в околокритической зоне или на путях, имеющих одинаковые полные резервы времени. Напряженность выполнения работ характеризуется коэффициентом напряженности, который определяют по формуле:

Кн = Т – tk/Tk-tk,

где Ки — коэффициент напряженности;

Т — максимальный путь, проходящий через данную работу от исходного до завершающего события, дни;

tk — продолжительность части критических работ, расположен­ных на рассматриваемом пути, дни;

Tk — продолжительность критического пути, дни.


Рис. 3. Сетевой график работ банка по созданию и реализации нового вида депозитного счета

Чем выше значение коэффициента напряженности, тем более же­сткими являются временные оценки отдельных работ, а резервы времени на рассматриваемом пути в меньшей степени можно ис­пользовать для оптимизации сетевого графика.

Например, по графику (рис. 22) и исходным данным можно опре­делить, что для работ:

Кн(6-7-9-12-13-14)= 24-7/117-7 =0,15,

Кн(6-7-10-12-13-14)= 17-7/117/7 =0,09.

Сравнивая эти значение коэффициентов между собой, можно сде­лать вывод, что путь Т для работ 6-7-9-12-13-14 1,7 напряженнее, чем путьработб-7-10-12-13-14 (0,15/0,09).

3. Совершенствование управления инновационным процессом в КБ «Связь»


Если длина критического пути окажется меньше директивной продолжительности и сокращение времени работ экономически не­целесообразно, то для приведения графика в соответствие с установ­ленным сроком достаточно уменьшить ресурсы на ряде работ крити­ческого пути и прилегающей к нему околокритической зоны.

Для уменьшения общего срока работ и доведения его до требуемой величины необходимо сократить продолжительность критических и околокритических работ, осуществив следующие мероприятия:

1. Перераспределение ресурсов между работами критического пути и околокритической зоны и работами, имеющими резерв времени.

2. Концентрацию ресурсов на работах критического пути и около­критической зоны за счет дополнительных ресурсов извне — уве­личения численности работников, количества техники, объема финансовых ресурсов и т. п.

3. Замен последовательного выполнения работ параллельно там, где это допустимо по техническим условиям.

При анализе и оптимизации сетевых графиков по времени следу­ет учитывать, что концентрация ресурсов на любых работах, имею­щих определенные технологические ограничения — по фронту ра­бот, технологии, технике безопасности и другим соображениям. Кроме того, не следует допускать, чтобы в результате перераспреде­ления ресурсов полностью исчерпались резервы времени, так как в этом случае возникает большое количество критических путей, гра­фик становится напряженным и трудно выполнимым.

На основании скорректированного сетевого графика строится календарный план выполнения комплекса работ. В основе построе­ния плана лежит критерий раннего начала всех операций.

Неотъемлемой частью инновационного менеджмента является, организация работы по выполнению намеченной программы дей­ствий. То есть определение отдельных видов мероприятий, объемов и источников финансирования этих работ, конкретных исполните­лей, сроков выполнения и т. п.

Важным этапом организации инновационного менеджмента яв­ляется также контроль за выполнением намеченной программы дей­ствий.

Не менее важны анализ и оценка эффективности приемов управ­ления инновацией. При анализе прежде всего выявляют: помогли ли используемые приемы достигнуть поставленной цели, как быст­ро, с какими усилиями и затратами была достигнута эта цель, нельзя ли методы менеджмента инноваций использовать более эф­фективно.

Заключительным этапом организации инновационного менедж­мента является возможная корректировка приемов управления ин­новацией.


Заключение


Сегодня особенно актуален тот момент, что когда речь за­ходит о стратегическом плани­ровании, управляющие высше­го звена отмахиваются, и говорят: “Мол, о какой стратегии можно гово­рить, если каждодневные про­блемы нарастают, как снежный ком, и грозят раздавить весь биз­нес”. Возможна и другая реак­ция, при которой руководитель с надеждой смотрит в будущее и пытается интуитивно опреде­лить, “что день грядущий нам готовит”. Нужно отметить, что элементы стратегического планирования всегда имелись в арсенале прогрессивных отечественных управ­ленцев. Проблема состоит в том, что мало кто пытался поставить про­цесс планирования (в современном понимании этого термина) на предпри­ятии на постоянную основу и собрать для этих целей команду профессионально подготовлен­ных людей. Менеджмент высше­го звена во всем мире использует действенный и отработанный на практике инструментарий стра­тегического планирования. За­дача руководителя в сфере раз­вития стратегии состоит в том, чтобы предвосхитить момент ее корректировки в случае измене­ния условий внешней среды.

Хорошо сформулированная стратегия готовит компанию к будущему и имеет реальную уп­равленческую ценность уже в настоящем:

• она формирует позицию ме­неджеров среднего звена и других работников по отно­шению к перспективным на­правлениям развития компа­нии и способу ведения дел, принятого в ней;

• снижает риск “скрытого” руководства и принятия безответ­ственных решений; выражает цели организации и мотивы, побуждающие служащих вы­полнять свою работу наилуч­шим образом;

• создает ориентир для рядовых менеджеров в вопросах фор­мирования стратегии отдель­ных структурных подразделе­ний и постановки для них целей во взаимосвязи со стра­тегией и целями всей фирмы.



Список литературы


1.      Виханский О. Стратегическое управление. – М.: «Юнити», 1995 - 214с.

2.      Долисов Е.Ф. Инновационный процесс в условиях рыночной экономики. – Сибирское издательство СибГУ, 2003. 114 c.

3.      Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Гольдштейн Г. Я. - Таганрог: Издательство ТРТУ, 1999 - 121с.

4.      Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Ильенкова С.Д. - М.: «Юнити», 1997 - 116с.

5.      Каминский А. Есть ли у Вас стратегический план?! // Деловой экспресс, 1997, № 18 - с 16-23.

6.      Каминский А. Стратегическое планирование – шаг к успеху Вашего бизнеса // Деловой экспресс, 1998, №3 - с 21-26.

7.      Кокорев В.П. Курс лекция по менеджменту. - Барнаул: Издательство БГУ (Учебно-методическое объединение по образованию в области менеджмента), 2004 - 231с.

8.      Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: Организация и маркетинг.  Сибирское издательство Сиб ГУ, 2001 145с.

9.      Стародубцева О.А. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. – Новосибирск: НГТУ. 2004 89 с.

10. Управление инновациями / Под ред. Гунина В.Н., Баранцева В.П, и др. Модульная программа для менеджеров. – М.: ГУУ, 2000. № 7.

11. Устинов В.А. Управление инновационной деятельностью в процессе создания, освоения производства новой продукцией. Учебное пособие. – М.: ГАУ. 2002 134 с.