СОДЕРЖАНИЕ


Введение. 3

1.   Романский стиль. 4

1.1. Термин «романский стиль». 4

1.2.    Доминирующий вид искусства. 4

2. Готический стиль. 7

2.1. История термина. 7

2.2. Готика как выражение религиозного сознания эпохи. 8

Заключение. 11

Список литературы.. 12




















Введение

Средневековая эстетика глубо­ко теологична, все основные эстетические понятия на­ходят свое завершение в Боге. Для эстетики раннего средневековья характерно влияние Аврелия Августи­на (354-430). Он прекрасно чувствовал красоту зем­ного, чувственного мира, но в то же время, уже буду­чи христианином, отдавал себе отчет в том, что зри­мая красота совершенно иное качество, нежели красо­та божественная [1].

Августин обратил внимание на соотношение пре­красного и безобразного. Красота для него всегда отождествлялась с формой. Формой всякой красоты у Августина выступало единство. Понятие о единстве, пришедшее к нему от неоплатонизма, на смену его ув­лечению манихейством, стало основой его эстетики. Помимо единства Августин связывал с понятием красоты соразмерность и порядок.

Августин обратил внимание на такую собственно эстетическую проблему, как различение визуального и аудиовизуального искусств (сочинение «О музыке»). Ему принадлежит интереснейшее учение о ритме — одной из важных эстетических категорий.

Помимо Августина в эпоху средневековья эстети­ческой тематики в той или иной мере касались Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (480-524), Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-ок. 877), Гуго Сен-Викторский (ок. 1096-1141), Бернар Клервосский (1091-1153), основатель схоластического метода Пьер Абе­ляр (1079-1142). В целом мысль раннего средневе­ковья имела неоплатоническую ориентацию, в этом плане осмысливались и основные эстетические катего­рии. Искусство раннего средневековья в целом отве­чало теологическому духу эпохи и эстетическим взгля­дам, высказанным отцами церкви.

Итак, цель данной работы – рассмотрение эстетических концепций средних веков.

1.   Романский стиль

1.1. Термин «романский стиль»


Искусство Х-ХП вв. (VI-ХП вв.) называют романским. Это пер­вый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальных национальных раз­личий) художественный стиль. До него говорится об искусстве варварских королевств, искусстве империи Каролингов, искусстве оттоновской империи (некото­рые исследователи относят эти периоды также к ро­манскому искусству, тогда время романского стиля да­тируется VI-ХП вв). В начале XIX в. термин «роман­ский стиль» («романское искусство») был введен фран­цузскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооруже­ния напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Это же название распространилось и на языки некото­рых европейских народов, которые произошли от латинского языка.

1.2.  Доминирующий вид искусства


В романском стиле доминирую­щую (определяющую) роль иг­рала архитектура. Как бы отве­чая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств [2]. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооруже­ния имели массивные стены, узкие окна, высокие баш­ни (для наблюдений за приближающимся врагом). Ос­новными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм.

Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. С ними контрастировали непритяза­тельные жилища крестьян.

Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Поскольку главной забо­той были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом. Обыч­но замки состояли из широких круглых башен с зубча­тыми платформами; иногда башни делались четырех­угольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — выш­ка, с которой открывается вид на окрестности, или название некоторых дворцовых построек). Башни со­ставляли неотъемлемую принадлежность всякого зам­ка и были особым знаком дворянства. Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хоте­ли подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня»[3].

Монастырский собор наряду с замком представлял романскую архитектуру. Романские соборы также были весьма массивны. Монастырь в эти века был средоточием жизни. Здесь работали мастера-ремесленники, сюда сте­кались многочисленные паломники. Поэтому одной из главных задач зодчего романского стиля была задача создать вместилище молящихся, а не обитель Божест­ва, что было важно в античности. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика):

          1. Центральный неф и два по бокам.

          2. Поперечный неф — трансепт.

3. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол.

4. Западный фасад украшался фронкирующими башнями.

          5. Восточная часть — апсида (украшение).

Романские храмы поражают мощью. В них нет ни­чего неясного. Во всем ощущается предельная просто­та и мера. Проглядывает трезвый взгляд на мир. Хра­мы, безусловно, создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего.

Первоначально соборы строили с плоскими потол­ками, позднее перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами. Чтобы своды не обрушились, и строили массивные, тяжелые стены. Изнутри храмы украшались фресками, снаружи рель­ефами, часто раскрашенными. Стены храмов и замков украшались ткаными коврами с изображениями сцен нерелигиозного содержания.

Например, ковер из собора в Байе (XI в). Он изображает заво­евание Англии норманнами. 70 м длиной и 50 см шириной, этот ковер служит своеобразной энциклопедией [4].

К известным памятникам романского зодчества во Франции относят церковь Святого Петра и Святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131), церковь Сен-Лазар в Отене (1112-1132) - по преданию, в этой бургундской церкви хранились останки вос­крешенного Христом Лазаря, церковь Сеи-Мадлен в Везле (1120— 1150) — в ней, по преданию, хранились реликвии Святой Марии Магдалины; в Германии — собор в Вормсе (1181-1234), собор в Шпейере (1030-1092-1106).

Скульптура была связана с архитектурой. Само­стоятельности она не имела. Ее назначение было укра­шать, просвещать, поражать, воспитывать (внушать религиозные идеи). Центральной идеей скульптуры являлась идея Бога. Бог выступал как грозный судия, вызывающий трепет. Картины Апокалипсиса (одной из самых популярных тем романского искусства) также, прежде всего, внушают страх и трепет.

Романская скульптура передавала волнение, смя­тение образов, трагичность чувств, отрешенность от всего земного. Дух безоговорочно подавлял здесь телесность. Он находится в вечной борьбе сам с со­бой.

В эпоху романского искусства развивались и разно­образные виды живописи: миниатюра, монументаль­ная живопись; начинал развиваться витраж. В искус­стве миниатюры главным образом была представле­на в этот период книжная миниатюра — книга не мыс­лилась без иллюстраций. Получила развитие и мону­ментальная живопись. К сожалению, она почти не со­хранилась. Она носила главным образом назидатель­ный характер и была теснейшим образом связана с зодчеством: играла важную роль в организации ин­терьера собора. Сюжеты романской монументальной живописи были библейские.

2. Готический стиль

2.1. История термина


Готическими принято называть памятники архитектуры XII, XIII, XIV и отчасти XV и XVI вв. В этих памятниках менее всего обнаруживается влияние греческого и рим­ского искусства, а особо проявляется средневековое настроение. Были периоды, когда готический стиль подвергался резкой критике. Сам термин «готика», при­надлежащий возрожденцам, свидетельствует о враж­дебности последних к нему. Однако искусство, кото­рое называют готическим, не было создано готами. В середине XV в. в Италии появляется ряд сочине­ний, в которых античный стиль (возрожденный в ар­хитектуре зодчим раннего Возрождения Ф. Брукел-лески) противополагается «современному» (занесен­ному в Италию варварами). «Готический» выступает синонимом слова «варварский». Само изобретение тер­мина приписывается Рафаэлю.

Готический стиль (из-за стрельчатой арки) называ­ли также стрельчатым. Но сама по себе стрельчатая арка не исчерпывает сущности готики. Более коррект­ным может быть название «оживный»  стиль, значение этого слова — выдающиеся ребра. Действи­тельно, «выдающиеся ребра» поддерживают свод с целью увеличить его прочность.

Называли готику и «французским искусством». Действительно, готика зарождается во Франции, но в последней трети средневековья распространяется по всей Европе. Любопытно, что сами французские дея­тели искусства и культуры часто весьма отрицатель­но относились к готике. Так, архитектор Филибер де л'Орм вообще не считал готический стиль настоящей архитектурой. Мольер, в свою очередь, с возмущени­ем отзывался о Соборе Парижской Богоматери. Для Лабрюйера и Расина готика — синоним варварства. В 1800 г. был даже представлен проект разрушения готических церквей [5].

Противников готики было много и в Германии, дру­гой стране, где много памятников готического искусст­ва. Гёте в молодые годы видел в готике истинно не­мецкий стиль, но под влиянием идей Возрождения из­менил свои взгляды. Немецкий архитектор Шинкель прошел путь, подобный пути Гёте: от увлечения готи­кой до отрицания ее и преклонения перед возрожден­ным античным искусством. Исследователь эпохи Воз­рождения Якоб Буркхардт также не любил готику. Противники готического стиля главным его недостат­ком считали отсутствие каких-либо принципов и бес­порядок в расположении деталей (их нагромождение). В начале XIX в. положение изменилось. Наступи­ла эпоха романтизма, которая стала истолковывать готику поэтически. В частности, Шатобриан считал, что готические храмы исполнены особой таинствен­ности. По его мнению, именно сплетение ветвей де­ревьев привело к появлению стрельчатой арки. Во Франции возрождению готики способствовала школа археологов [6].

2.2. Готика как выражение религиозного сознания эпохи


Многие исследователи готики подчеркивают, что готическое искусство было создано особым настроением.

Этот стиль начинает формироваться во второй половине X в. во Франции. Окончательно формируется в XII в. Если романская архитектура наиболее точно выражала власть теократии, то готическая, оставаясь также ре­лигиозной по духу, содержала уже новые черты.

В конце XII — начале XIII в. жизнь в Европе начи­нает меняться. Власть постепенно сосредоточивается в руках государей [7]. Исчезает анархия, начинают процве­тать города (городские общины, цеха, другие светские корпорации). Религиозное сознание учитывает эти из­менения в своих идеологических построениях. В лите­ратуре, например, на смену рыцарским романам при­ходит поэзия. Аскетические идеалы уже не играют та­кой серьезной роли, как прежде. Происходит смягчение идеалов. Для готики характерен культ Богомате­ри. В определенной степени это связано с культом пре­красной дамы. Характер образов все более индивидуа­лизируется.

Готическое искусство является своеобразной нагляд­ной иллюстрацией схоластических построений. Оно синтезирует в себе все живые силы эпохи. Готическое искусство сформировали, с одной стороны, значитель­ные достижения в области техники (материальная сто­рона); с другой стороны, глубокая религиозность, борь­ба со всем материальным, жажда высшей свободы, вера в святость страданий (духовная сторона). Вначале готический стиль сформировался во Франции в XII в., затем перешел в Англию, в XIII в. был воспринят в Германии и распространился по всей Европе.

В каждой стране готический стиль принимал особые черты, но несмотря на это, он явился вторым общеевропейским художественным стилем средневековья. В целом для всей готики доми­нирующим видом искусства являлась архитектура. Со­бор — главное архитектурное сооружение готики. В эту эпоху строительство соборов означало пробуж­дение городов, так как «собор — это церковь, в кото­рой богослужение совершает епископ. С самого нача­ла распространения христианства епископ избирался в каждом значительном городе»[8].

Готический собор — место не только богослужений, но и место театральных представлений, собраний. Обычно это самая высокая точка городского силуэта. Для мироощущения XII и последующих веков средне­вековья было характерно ощущение того, что для того, «чтобы быть христианином, недостаточно повторять несколько ритуальных жестов и читать несколько мо­литв, но необходимо помнить о том, что у богатого мало шансов войти в Царствие Небесное: об этом гово­рил Иисус, который сам жил среди блудниц и прока­женных и который любил этих отверженных. Это рож­дало беспокойство, подталкивавшее к пожертвованиям на строительство собора. Собор же — и об этом не следует забывать — при всем своем внешнем вели­колепии был памятником смирению, символом отре­шения. Его этика — этика добровольной жертвы от слишком быстро и легко полученного богатства. Если собор строился с таким размахом и нередко в столь короткие сроки, то это потому, что буржуа, обязанные своим процветанием росту городов, в стремлении спас­ти свою душу от проклятия, угрожавшего им как никому другому, жертвовали церкви огромные сум­мы. Собор возвышался над суетным возбуждением и греховностью мира городов. Он был их гордостью, их защитой, их прибежищем»[9].

Монастырский собор, по сравнению с городским, замкнут в самом себе. Городской собор открыт миру. Он, как подчеркивает Дюби, — публичная проповедь, безмолвная речь, демонстрация власти. Он говорит о верховной власти, о Христе-царе. Собор утверждал, что спасения достигают, соблюдая порядок и дисцип­лину, под контролем власти епископа и государя. Вся архитектурная организация пространства, наглядные картины, представленные в скульптуре и росписях со­бора (эти виды искусства носили подчиненный харак­тер), служат этому призыву [10].

Строительство соборов было вызвано еще и тем, что этого требовало развивающееся знание — при соборах были школы. Это также было одной из причин доста­точно быстрого строительства соборов. Так, Шартрский собор был построен за двадцать шесть лет, собор в Реймсе еще быстрее — между 1212 и 1233 гг.

К особенностям готической архитектуры относят базиличную форму.  Готика пе­ренимает у романского стиля базилику, но перераба­тывает ее в деталях. Тяжеловесность романского собо­ра сменяется предельной устремленностью вверх. Нор­мой становится крестообразный план, трехнефный или пятинефный корпус с малоразвитым трансептом (по­перечным нефом) или совсем без трансепта, иногда баш­ня на перекрещивании трансепта и центрального нефа.


Заключение


Средневековая эстетика глубо­ко теологична, все основные эстетические понятия на­ходят свое завершение в Боге. Для эстетики раннего средневековья характерно влияние Аврелия Августи­на (354-430). Он прекрасно чувствовал красоту зем­ного, чувственного мира, но в то же время, уже буду­чи христианином, отдавал себе отчет в том, что зри­мая красота совершенно иное качество, нежели красо­та божественная.

Искусство Х-ХП вв. (VI-ХП вв.) называют романским. Это пер­вый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальных национальных раз­личий) художественный стиль. До него говорится об искусстве варварских королевств, искусстве империи Каролингов, искусстве оттоновской империи (некото­рые исследователи относят эти периоды также к ро­манскому искусству, тогда время романского стиля да­тируется VI-ХП вв). В начале XIX в. термин «роман­ский стиль» («романское искусство») был введен фран­цузскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооруже­ния напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. В романском стиле доминирую­щую (определяющую) роль иг­рала архитектура. Как бы отве­чая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств.

Готическими принято называть памятники архитектуры XII, XIII, XIV и отчасти XV и XVI вв. В этих памятниках менее всего обнаруживается влияние греческого и рим­ского искусства, а особо проявляется средневековое настроение. Были периоды, когда готический стиль подвергался резкой критике. Сам термин «готика», при­надлежащий возрожденцам, свидетельствует о враж­дебности последних к нему. Многие исследователи готики подчеркивают, что готическое искусство было создано особым настроением.  Этот стиль начинает формироваться во второй половине X в. во Франции.


Список литературы


1.                            Борев Ю. Б. Эстетика. – М.: Сад, 1988. – 478 с.

2.                            Готика: Новый энциклопедиче­ский словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 14. – М.: Культура, 2003. – 390 с.

3.                            Дюби Ж. Европа в средние века. – Смоленск: ВИА, 1994. – 120 с.

4.                            Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 512 с.

5.                            Кривцун О. А. Эстетика. – М.: Классика, 1998. – 366 с.

6.                            Наливайко Д. С. Искусство: направления, течения, стили. – Киев: Радуга, 1981. – 361 с.

7.                            Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. – М.: Культура, 2002. – 290 с.

8.                            Хатчесон Ф., Смит А. Эстетика. – М.: Просвещение, 2001. – 121 с.

9.                            Эстетика /Под ред. А. А. Радугина. – М.: Юнити, 2000. – 289 с.

10.                       Яковлев Е. Г. Эстетика: учеб. Пособие. – М.: Зерцало, 1999. – 335 с.



[1] Кривцун О. А. Эстетика. – М.: Классика, 1998. С. 22.

[2] Яковлев Е. Г. Эстетика: учеб. Пособие. – М.: Зерцало, 1999. С. 267.

[3] Хатчесон Ф., Смит А. Эстетика. – М.: Просвещение, 2001. С. 99.

[4] Там же. С. 46.

[5] Готика: Новый энциклопедиче­ский словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 14. – М.: Культура, 2003. С. 56.

[6] Там же. С. 67.

[7] Там же. С. 69.

[8] Дюби Ж. Европа в средние века. – Смоленск: ВИА, 1994. С. 114

[9] Там же. С. 119.

[10] Там же.