Содержание

 

Введение. 3

1. Договор как важнейшее основание возникновения обязательств. 5

2. Понятие и условия договора возмездного оказания услуг. 7

2.1. Понятие договора возмездного оказания услуг. 7

2.2. Условия договора возмездного оказания услуг. 10

3. Содержание договора возмездного оказания услуг. 14

3.1. Права и обязанности исполнителя. 14

3.2. Права и обязанности заказчика. 18

4. Классификация договоров на возмездное оказание услуг. 21

5. Ответственность за неисполнение обязательств по договору возмездного оказания услуг. 25

Заключение. 30

Список литературы.. 31

Введение


Выделение в современной системе гражданско-правовых соглашений договора возмездного оказания услуг осуществлено у нас впервые. В ГК РСФСР 1922 года и 1964 года, как и в союзных Основах гражданского законодательства 1961 года и 1991 года, подобный договор отсутствовал. Вместе с тем следует иметь в виду, что категория услуг получила достаточно широкое закрепление в части первой действующего Гражданского кодекса, что не могло не отразиться на содержании части второй. Достаточно сослаться на ст.2, где в понятие предпринимательской деятельности включен тезис об оказании услуг лицами, ее осуществляющими.

Смысл выделения договоров возмездного оказания услуг состоит, в частности, в ограничении пределов действия норм о подряде. До принятия Гражданского кодекса это можно было сделать только одним путем: создать самостоятельные типы договоров, конкурирующие с подрядом. Так, появились договоры, перечисленные в п. 2 ст. 779 ГК: выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счета, расчетов, хранения, поручения, комиссии, доверительного управления имуществом. Для каждого из этих договоров создан свой режим, отличный и от подряда и от возмездного оказания услуг.

Согласно п.1 ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Сторонами договора возмездного оказания услуг являются исполнитель и заказчик. В их качестве могут выступать как граждане, так и юридические лица, т.к. закон не содержит каких-либо ограничений в отношении участников договора. Однако специальный субъектный состав этого договора может быть предусмотрен законом или вытекать из характера услуги. Так, только юридическое лицо может быть исполнителем по договору оказания услуг телефонной связи и заказчиком по договору оказания аудиторских услуг.

В соответствии с п.2. ст. 779 ГК РФ, правила о договоре возмездного оказания аудиторских услуг применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 ГК РФ.

К договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде и положения о бытовом подряде, если они не противоречат специальным правилам об этом договоре и особенностям его предмета. Так, к услугам, не имеющим материального результата, как правило, неприменимы положения о сроках обнаружения недостатков (ст.724), т.к. исполнитель может нести ответственность только за недостатки, допущенные в процессе их оказания, а не по завершении (услуги по кино-, видеообслуживанию, туристические услуги). К некоторым же услугам, имеющим материальный результат, могут применяться только общие сроки обнаружения недостатков (информационные, аудиторские услуги), но не гарантийные сроки, т.к. их потребительские свойства ценны на данный момент, а не в течение продолжительного времени, к другим же и положения о гарантии (при оказании некоторых видов стоматологической помощи).

Цель работы – рассмотреть договор возмездного указания услуг.

Задачи работы – рассмотреть сущность договора как важнейшего основания возникновения обязательств, дать понятие и рассмотреть условия возмездного оказания услуг, определить содержание возмездного оказания услуг, проклассифицировать договоры на возмездное оказание услуг.

1. Договор как важнейшее основание возникновения обязательств


Можно выделить следующие признаки договора:

А) договор – разновидность сделки. Иначе говоря, все договоры суть сделки. Но полного совпадения между этими понятиями нет; в договоре всегда как минимум две стороны, т.е. это двухсторонняя (или многосторонняя) сделка;

Б) договор, как и любая сделка, всегда направлена на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей;

В) договор – соглашение двух и более сторон. Оно может иметь устную, письменную, нотариальную форму, подлежать государственной регистрации и т.д. Иначе говоря, к форме договора применяются правила о форме сделок.

Рассмотрим соотношение таких понятий, как договор и обязательство. Большинство обязательств возникают из различного рода договоров. В силу этого содержание таких обязательств во многом определяется условием договора. Однако нельзя сказать, что договор и обязательство – одно и то же. Между ними есть и существенные различия, в частности:

Обязательства могут возникать не только из договоров, но и из односторонних сделок, из причинения вреда, из неосновательного обогащения и т.д.;

Даже если обязательство возникает из договора, к нему не всегда применяются общие положения об обязательствах;

Договор – это соглашение не только двух сторон: число сторон в этой сделке может быть и большим; что же касается обязательства, то в нем всего две стороны: кредитор и должник (хотя число лиц, участвующих на каждой стороне, может быть и большим)[1].

В литературе есть и другие взгляды на сущность и юридическую природу договора: так, А.М. Мартемьянова делит договоры на договор – юридический факт, договор как документ, договор – имущественное отношение, в т.ч. обязательственное правоотношение[2].

М.И. Брагинский пишет, что существовавший в римском праве взгляд позволял рассматривать договор с трех точек зрения: как основание возникновения правоотношения, как само правоотношение, как форму, которую правоотношение принимает[3].

В.В. Витрянский пишет, что «договор-сделка» представляет собой юридический факт, который в принципе не может иметь собственного содержания, «договор-документ» - это текст, который не всегда охватывает все условия договора[4].

О.Н. Садиков видит сущность договора как соглашения его сторон и особенность его в том, что договор – это юридический факт, служащий основанием возникновения гражданских прав и обязанностей[5].

По вопросу об условиях договора в литературе высказаны различные мнения: так, Н.Д. Егоров делит их на существенные (их нужно обязательно согласовывать), обычные (не нуждающиеся в согласовании) и случайные (они изменяют или дополняют обычные)[6].

Практически также считал О.С. Иоффе, однако, по его мнению, обычные условия могут предусматриваться законом, а случайные условия приобретают юридические значения, если они только включены в текст договора[7].

И.Б. Новицкий полагал, что обычные условия – это условия предусмотренные диспозитивными нормами, а случайные условия включаются в договор по желанию сторон, представляют собой «условия в техническом смысле слова»[8].

2. Понятие и условия договора возмездного оказания услуг

2.1. Понятие договора возмездного оказания услуг


По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК).

Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

Субъектами договора по возмездному оказанию услуг являются исполнитель (услугодатель) и заказчик (услугополучатель). ГК не содержит каких-либо специальных требований к субъектному составу обязательства по возмездному оказанию услуг. Однако для оказания отдельных видов услуг устанавливаются специальные правила. Так, деятельность по оказанию услуг связи, аудиторских, медицинских и некоторых иных подлежит обязательному лицензированию[9]. При этом лицензируется деятельность не только юридических лиц, но и физических лиц, оказывающих соответствующие платные услуги. Одним из условий получения лицензии, как правило, является наличие высшего образования в соответствующей области и стажа работы по специальности. Например, для получения лицензии на оказание платных медицинских услуг лицо должно иметь высшее медицинское образование и стаж работы. Вместе с тем наличие лицензии еще не гарантирует того, что заказчика удовлетворит та деятельность, которую ему предложит исполнитель. Поскольку в обязательствах по оказанию услуг результат неотделим от деятельности исполнителя, а процесс потребления услуги осуществляется, как правило, в момент ее оказания, важнейшее значение имеет и личность самого исполнителя, его индивидуальные данные, опыт, профессионализм, знания и т. п. Поэтому в виде общего правила в ст. 780 ГК предусмотрена обязанность личного исполнения обязательства по оказанию услуг. В то же время обязательство по оказанию услуг не приобретает лично-доверительного характера, поскольку в отношениях заказчика и исполнителя может и не быть никакой личной связи. Главное заключается в том, что заказчика интересует не услуга как таковая, а услуга, оказываемая именно данным конкретным специалистом. Например, больной обратился за консультацией к известному профессору, а тот поручил проконсультировать больного своему ассистенту. Независимо от качества данной консультации заказчика интересовало мнение именно профессора, а не его ассистента. Вследствие тесной связанности процесса исполнения, его результата и качества предоставляемой услуги обязанность личного исполнения носит характер общего правила. Например, Правилами предоставления платных медицинских услуг населению предусмотрено право услугополучателя потребовать оказания ему услуги другим специалистом (п. 17 Правил)[10].

Сказанное не означает, что во всех возмездных отношениях по оказанию услуг исполнитель обязывается к личному исполнению. Существуют такие обязательства, в которых личное исполнение не имеет значения. Так, деятельность музея не может быть сведена к личному исполнению, поскольку услуга предоставляется в виде деятельности организации в целом, а не отдельного работника. Кроме того, заказчик, заключая договор с юридическим лицом, может оговорить исполнение обязательства конкретным специалистом либо согласиться с исполнением любым квалифицированным специалистом, которого выберет руководитель организации. Например, обращаясь в юридическую фирму, можно договориться о ведении дела конкретным юристом либо просто заключить договор с фирмой, тем самым допуская исполнение любым юристом фирмы.

Хотя термин «личное исполнение» и связывается обычно с деятельностью физических лиц, определенные обязанности возлагаются и на юридическое лицо. При обращении за какой-либо услугой к юридическому лицу заказчик принимает во внимание степень известности, солидности и авторитетности фирмы. Таким образом, его интересует, чтобы услуга была оказана именно данным юридическим лицом. Сказанное означает, что юридическое лицо вправе прибегать к использованию любых специалистов, как собственных, так и привлеченных, однако перевод долга либо иной способ перемены лиц на стороне исполнителя в обязательствах возмездного оказания услуг, по общему правилу, не допускается[11].

Предметом договора являются нематериальные услуги. Следует различать собственно результат деятельности исполнителя, т. е. собственно услугу, и тот результат, которого желает достичь заказчик посредством услуги. Например, родители желают, чтобы их ребенок поступил в престижное учебное заведение, и приглашают для подготовки ребенка к вступительным экзаменам репетитора. В этом случае результатом, которого желает достичь заказчик (родители), является поступление в соответствующее учебное заведение. Однако этот результат не охватывается деятельностью исполнителя. Репетитор может предоставить возможность обучаемому усвоить определенный набор знаний, необходимый для поступления в вуз, однако он не может гарантировать сам факт поступления, поскольку этот результат зависит не только от услугодателя, но и от влияния других факторов, в том числе способностей и желания самого ребенка, числа абитуриентов и т. д. Таким образом, неотъемлемым условием обязательства по оказанию услуг является невозможность гарантировать достижение полезного эффекта деятельности услугодателя. Такой результат лежит вне пределов обязательственного отношения,

Следует отграничивать от обязательств по оказанию услуг такие отношения, в которых деятельность услугодателя получает какое-либо овеществленное выражение, существующее отдельно от деятельности исполнителя. Например, консультация аудиторской фирмы, предоставляемая в устной форме, будет охватываться отношениями по оказанию услуг, а письменное заключение той же аудиторской фирмы должно регулироваться нормами о договоре подряда, поскольку наличие вещного результата — письменного заключения определяет предмет обязательства как выполнение работы до написанию письменного заключения.

Иная позиция высказана в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 сентября 1999 г. № 48 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг»[12].

Цена в договоре услуг не определяется законодательными актами. Имеется ряд документов в виде прейскурантов, тарифов и т. п., которые, как правило, исходят непосредственно от исполнителя.

Срок исполнения договора возмездного оказания услуг определяется по соглашению сторон. Хотя закон не содержит специальных правил о сроке действия договора возмездного оказания услуг, его определение имеет существенное значение. Например, если не определены время и место оказания информационных услуг, способ их доведения до сведения заказчика, то услугодатель не может исполнить соответствующую обязанность, поскольку заказчик не сможет ее потребить.


2.2. Условия договора возмездного оказания услуг


Так же, как и в отношении подавляющего большинства возмездных гражданско-правовых договоров, единственным существенным условием договора возмездного оказания услуг является его предмет. При отсутствии в договоре возмездного оказания услуг условия о предмете или при недостижении сторонами соглашения о его предмете договор считается незаключенным.

Предметом договора возмездного оказания услуг является либо совершение исполнителем определенных действий (например, отправка и доставка корреспонденции, предоставление телефонных и других каналов при оказании услуг связи, выполнение операций и различных лечебно-профилактических процедур при оказании медицинских услуг и т. д.) либо осуществление им определенной деятельности (как-то: по анализу бухгалтерской и иной документации юридических лиц и составлению заключений в рамках оказания аудиторских услуг, по предоставлению специальных знаний и сведений при оказании соответственно консультационных, информационных услуг, а также услуг по обучению, по обеспечению проезда, проживания, питания, осуществлению экскурсий, походов и организации иных видов отдыха при туристическом обслуживании и т. д.)[13]. Таким образом, в качестве предмета исполнения по рассматриваемому договору выступает полученный заказчиком полезный эффект от совершения исполнителем определенных действий либо осуществления им определенной деятельности. Полезный эффект, полученный заказчиком по договору, носит нематериальный характер и в противоположность договору подряда никогда не выражается в появлении новой вещи или изменении (улучшении) потребительских свойств уже существующей.

В связи с тем, что предметом договора возмездного оказания услуг всегда выступает либо совершение исполнителем определенных действий, либо осуществление им определенной деятельности в отношении определенного заказчика, важнейшей его характеристикой является качество оказываемых услуг.

Требования к качеству предмета исполнения по договору возмездного оказания услуг определяются по тем же правилам, что и в договоре подряда. Согласно ст. 721 ГК качество оказанной исполнителем услуги, т. е. достигнутого им результата, должно соответствовать условиям договора возмездного оказания услуг, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к услугам соответствующего рода. Следовательно, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат оказанной услуги должен в момент ее завершения в отношении заказчика обладать свойствами, указанными в самом договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями[14].

Законом, иными правовыми актами могут быть предусмотрены обязательные требования к качеству результата, полученного в результате оказанной по этому договору услуги. В этом случае исполнитель, действующий в качестве предпринимателя, обязан оказывать услуги, соблюдая указанные обязательные требования. Кроме того, исполнитель может принять на себя по договору обязанность по оказанию услуг, отвечающих требованиям к качеству, более высоким по сравнению с установленными обязательными для сторон требованиями.

Так же как и в договоре подряда, гарантии качества результата оказанной услуги можно подразделить на законные, т. е. предусмотренные законом, иными правовыми актами или обычаями делового оборота, и договорные, т. е. принятые на себя исполнителем в силу договора возмездного оказания услуг и предусмотренные в нем. Гарантии качества, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, распространяются на результат оказанной услуги в целом (ст. 722 ГК).

Оказание некоторых видов услуг может предполагать, что полученный заказчиком полезный эффект в пределах разумного срока должен сохраняться в соответствии с установленным в договоре способом его использования, а если такой способ использования договором не предусмотрен - для обычного способа использования результата услуги такого рода (законная гарантия). В качестве примера можно привести оказание услуг по обучению. Полученные в результате повышения квалификации знания, являющиеся одним из оснований для аттестации, например, государственных служащих, должны быть пригодными для использования в течение всего срока, на который они были аттестованы[15].

Кроме того, законом, иным правовым актом, договором возмездного оказания услуг или обычаями делового оборота для результата оказанной услуги может быть предусмотрен срок, в течение которого он должен соответствовать условиям договора о качестве, предусмотренным п. 1 ст. 721 ГК (гарантийный срок).

Правила определения цены оказанных по договору услуг устанавливаются п. 1 ст. 709 ГК. В договоре должна быть указана цена подлежащих оказанию услуг или способы ее определения. Однако при отсутствии в договоре возмездного оказания услуг таких указаний цена определяется в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК. Если объем и виды услуг, оказываемых заказчику, велики, то цена может быть определена путем составления сметы[16].

Еще одним важным условием договора возмездного оказания услуг является срок. В отношении этого условия в договоре возмездного оказания услуг также могут применяться правила о подряде. Согласно ст. 708 ГК в договоре возмездного оказания услуг должны указываться начальный и конечный сроки оказания услуги, а по соглашению сторон могут предусматриваться также и сроки завершения отдельных видов (этапов) услуг, т. е. промежуточные сроки. Изменение указанных в договоре возмездного оказания услуг начального, конечного и промежуточных сроков оказания услуг возможно в случаях и порядке, предусмотренных договором. Исполнитель по договору возмездного оказания услуг несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков оказания услуг, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором. При этом последствия просрочки исполнения, установленные п. 2 ст. 405 ГК, наступают при нарушении как конечного срока оказания услуги, так и иных установленных сроков[17].

3. Содержание договора возмездного оказания услуг

3.1. Права и обязанности исполнителя


В соответствии со ст. 779 ГК основной обязанностью исполнителя является оказание по заданию заказчика услуги (услуг). В отличие от подрядчика исполнитель оказывает услуги заказчику не за свой риск. В связи с этим положения ст. 705 ГК не могут применяться к договору возмездного оказания услуг. Это объясняется спецификой результата услуги, который носит нематериальный характер. Риск невозможности исполнения договора возмездного оказания услуг согласно п. 3 ст. 781 ГК, т. е. невозможность исполнения, возникшая по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, по общему правилу несет заказчик. Он обязан в этом случае возместить исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

Учитывая особенности результата услуги, отсутствует необходимость специального регулирования вопроса о риске в отношении имущества, использовавшегося для ее оказания. Риск его случайной гибели или повреждения в соответствии со ст. 211 ГК несет его собственник, .если иное не предусмотрено законом или договором[18].

Поскольку услуги оказываются исполнителем по заданию заказчика, к их отношениям по договору возмездного оказания услуг может за отдельными изъятиями применяться ст. 716 ГК. Следовательно, исполнитель обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить оказание услуги, если им будут обнаружены либо возможные неблагоприятные для заказчика последствия выполнения его указаний о способе оказания услуги, либо иные, не зависящие от исполнителя обстоятельства, которые грозят достижению результата услуги или создают невозможность завершения ее оказания в срок.

Исполнитель, не предупредивший заказчика об этих обстоятельствах или продолживший оказание услуги, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока (а при его отсутствии - разумного срока для ответа на предупреждение) либо несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении оказания услуги, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.

В свою очередь, если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны исполнителя об указанных обстоятельствах, в разумный срок не изменит указаний о способе оказания услуги или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих достижению ее результата, исполнитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.

Качество оказываемой услуги представляет собой важнейшую характеристику предмета договора возмездного оказания услуг. Поэтому в случаях, когда услуга оказана с отступлениями от условий договора или с иными недостатками, которые делают результат ее оказания непригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчику предоставляется ряд возможностей, обеспечивающих надлежащее качество оказываемых услуг.

С учетом специфики услуг в случае некачественного их оказания могут применяться некоторые последствия, указанные в ст. 723 ГК. Заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от исполнителя:

• либо соразмерного уменьшения установленной за оказание услуги цены;

• либо безвозмездного оказания услуги заново с возмещением заказчику причиненных просрочкой исполнения убытков.

Что касается требований безвозмездного устранения недостатков в разумный срок либо возмещения расходов заказчика на устранение недостатков, когда его право устранять их предусмотрено в договоре, то они могут применяться только в отдельных случаях. Это связано с существованием возможности устранить отступления от условий договора в ходе оказания услуги. В связи с этим представляется возможным, например, требовать переселения туриста в отель того класса, который указан в договоре, если туристическое агентство предоставило ему проживание в отеле более низкого класса. Однако предоставление заказчику ошибочной консультации или искаженной, недостоверной информации не позволяет, в силу того что заказчик получает представление об этом только после завершения оказания услуги, применить к этим видам услуг рассматриваемые последствия[19].

Если отступления от условий договора возмездного оказания услуг или иные недостатки результата оказанной услуги в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Таким образом, точно так же, как и по договору подряда, последствия ненадлежащего качества результата оказанных услуг в договоре возмездного оказания услуг различаются в зависимости от характера обнаруженных недостатков. В том случае, когда недостатки не являются существенными (простые недостатки), закон предоставляет заказчику право воспользоваться одной из мер оперативного воздействия, перечисленных в п. 1 ст. 723 ГК. Однако если заказчик обнаруживает существенные недостатки, наличие которых не позволяет достигнуть цели договора возмездного оказания услуг, ему предоставляется право на возмещение причиненных убытков, т. е. возможность применения к подрядчику мер имущественной ответственности. Как в отношении договора подряда, так и в отношении договора возмездного оказания услуг закон признает возможность согласования сторонами условий об освобождении исполнителя от ответственности за определенные недостатки. Поэтому действие п. 4 ст. 723 ГК полностью распространяется на отношения между исполнителем и заказчиком по договору возмездного оказания услуг.

Поскольку, как отмечалось ранее, на некоторые виды услуг могут устанавливаться законные или договорные гарантии, правила о сроках предъявления заказчиком требований, связанных с ненадлежащим качеством результата услуги, установленные ст. 724 ГК, также распространяются на отношения по возмездному оказанию услуг.

Учитывая особенности предмета исполнения по договору возмездного оказания услуг, следует признать, что согласно ст. 725 ГК срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством результата любой услуги, всегда составляет один год, т. е. является сокращенным. Что же касается особенностей порядка исчисления срока давности по искам о ненадлежащем качестве результата услуги, то они ничем не отличаются от установленных п. 2 и 3 ст. 725 ГК.

Так же как и по договору подряда, исполнитель по договору возмездного оказания услуг согласно ст. 726 ГК наряду с предоставлением заказчику самого результата услуги обязан также передать ему информацию, касающуюся эксплуатации или иного использования предмета исполнения, если это предусмотрено договором либо характер информации таков, что без нее невозможно использование результата услуги для целей, указанных в договоре. В соответствии со ст. 727 ГК сторона, получившая от другой благодаря исполнению своего обязательства по договору возмездного оказания услуг информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемых законом, а также сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна (ст. 139 ГК), не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон.

 

3.2. Права и обязанности заказчика


Основной обязанностью заказчика, как это вытекает из ст. 779 ГК, является необходимость оплаты оказанной услуги. Оплата услуг исполнителя согласно ст. 781 ГК осуществляется заказчиком в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Поскольку услуги оказываются исполнителем в соответствии с заданием заказчика, последнему предоставляется право во всякое время проверять ход и качество оказываемых услуг, не вмешиваясь, однако, в оперативно-хозяйственную деятельность исполнителя (ст. 715 ГК). Следовательно, заказчик по договору возмездного оказания услуг, так же как и по договору подряда, имеет возможность влиять на ход оказания услуг и, соответственно, на полученный результат.

В том случае, если исполнитель не приступает своевременно к исполнению договора возмездного оказания услуг или оказывает услуги настолько медленно, что исполнение их к сроку становится явно невозможным, заказчик приобретает право отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных ему убытков.

Если в процессе оказания услуг исполнителем заказчику станет очевидным, что они не будут выполнены надлежащим образом, заказчик вправе назначить исполнителю разумный срок для устранения недостатков. При невыполнении исполнителем в назначенный срок этого требования заказчику также предоставляется право отказаться от договора возмездного оказания услуг и потребовать возмещения убытков либо поручить оказание услуг другому лицу за счет исполнителя.

Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором возмездного оказания услуг, оказывать исполнителю содействие в оказании услуг. При неисполнении им данной обязанности исполнитель вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков оказания услуг, либо увеличения указанной в договоре цены услуг (ст. 718 ГК). При этом согласно п. 2 ст. 781 ГК в случаях, когда невозможность исполнения возникла по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

Договор возмездного оказания услуг, как и договор подряда, является двусторонним, поэтому к нему применяются последствия неисполнения заказчиком встречных обязанностей по договору (ст. 719 ГК). Исполнитель вправе не приступать к оказанию услуг, а начатые действия приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору возмездного оказания услуг препятствует надлежащему исполнению им договора, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок[20]. Кроме того, при наличии указанных обстоятельств исполнитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг.

Согласно ст. 782 ГК заказчику предоставляется право на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. В отличие от этого исполнитель имеет право отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг только при условии полного возмещения заказчику убытков.

В связи с тем, что исполнитель оказывает услуги, совершая определенные действия или осуществляя определенную деятельность, которая неотделима от его личности, завершение таких действий или соответствующей деятельности означает исполнение по договору. Поэтому в ст. 779 ГК не указывается на обязанность заказчика по принятию результата услуги. Нет указаний в законе также относительно обязанности исполнителя сдать заказчику результат услуги. Из этого можно сделать вывод, что порядок приемки, подробно урегулированный п. 1, 6, 7 ст. 720 ГК, не применяется к отношениям сторон договора возмездного оказания услуг, поскольку противоречит особенностям предмета этого договора.

Вместе с тем заказчик по завершении оказания услуг должен оценивать полученный исполнителем результат. При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат оказания услуги, или иных недостатков он должен немедленно заявить об этом исполнителю. Заказчик, обнаруживший недостатки в полученном от исполнителя результате услуги в момент ее окончания, имеет право ссылаться на них только в тех случаях, когда они были оговорены им либо стороны пришли к соглашению о возможности последующего предъявления требования об их устранении. Заказчик, не выполнивший этих требований, лишается права ссылаться на недостатки исполнения, которые могли быть установлены при обычном способе использования результата услуги (явные недостатки), если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг.

При обнаружении после окончания оказания услуги отступлений от договора возмездного оказания услуг или иных недостатков, которые не могли быть установлены в момент окончания ее оказания при обычном способе использования результата услуги (скрытые недостатки), в том числе таких, которые были умышленно скрыты исполнителем, заказчик обязан известить об этом исполнителя в разумный срок после их обнаружения.

В случае возникновения между заказчиком и исполнителем спора по поводу недостатков или их причин по требованию любой из сторон договора должна быть назначена экспертиза. Расходы по проведению экспертизы несет исполнитель, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений исполнителем договора возмездного оказания услуг или причинной связи между его действиями и обнаруженными недостатками. В этих случаях расходы по проведению экспертизы несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению сторон, то расходы возлагаются на обе стороны в равных долях.

4. Классификация договоров на возмездное оказание услуг


Применяемые в гражданском обороте договоры характеризуются большим разнообразием и обладают как общими свойствами, так и определенными различиями, позволяющими отграничить их друг от друга.

В юридической литературе советского периода большая группа ученых обосновала необходимость выделения в системе гражданско-правовых обязательств особого, самостоятельного обязательства об оказании услуг. При этом присутствовало единство мнений о правовой природе этих обязательств и их видах[21].

Попытки классификации договоров оказания услуг были проведены отечественными цивилистами Е.Д. Шешениным «Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг»[22], В.А. Ойгензихтом «Нетипичные договоры по оказанию услуг личного характера»[23], А.Ю. Кабалкиным «Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания»[24] и др.

По мнению А.Ю. Кабалкина, к договорам услуг принадлежат все договоры в сфере обслуживания, поэтому для выделения самостоятельного договора об оказании услуг нет оснований[25].

Дифференциация договоров услуг, по мнению А.Ю. Кабалкина[26], обусловлена рядом объективных признаков. Одним из оснований является различие в общественных отношениях, регулируемых отдельными видами договоров услуг. По этому признаку следует все договоры услуг разбить на несколько больших групп:

1)                                      договоры, по которым услуги оказывают предприятия «промышленности сообщений», договоры, направленные на пространственное перемещение;

2)                                      договоры, по которым оказание услуг направлено на достижение определенного юридического (правового) результата;

3)                                      договоры, направленные на оказание услуги комплексного характера (юридического и фактического);

4)                                      договор услуг, направленные, на оказание услуг фактического характера, где представление услуг сочетается с передачей кредитору в собственность материальных продуктов с предоставлением в пользование имущества.

В настоящее время договоры на медицинское обслуживание, образование, аудит и т.д. выделены в гл. 39 ГК РФ, но с принятием и введением в действие части второй ГК РФ ситуация принципиально не изменилась. В отличие от обязательств по передаче имущества в собственность (иное вещное право) или в пользование и обязательств о выполнении работ, которые объединяются вокруг общих положений, обязательства об оказании услуг общей части не имеют.

В п. 2 ст. 779 ГК РФ приведен примерный перечень договоров, который подпадают под действие правил настоящей статьи. Этот перечень услуг не исчерпывающий, поскольку позиция законодателя в определении границ обязательств по оказанию услуг и оптимальных форм их правового регулирования еще не устоялась[27].

Анализ данной статьи показывает, что впервые в гражданском законодательстве  вошли договоры на возмездное оказание услуг социальной сферы.

Видовое деление договоров услуг может строиться по различным критериям. Ст. 779 ГК РФ дает примерный перечень такого видового деления. Основываясь на положениях ГК РФ и ином законодательстве, регламентирующем возмездное оказание услуг, по указанному основанию можно выделить следующие их основные виды:

·        услуги связи и информации;

·        медицинские услуги и услуги социального характера;

·        ветеринарные услуги;

·        аудиторские услуги;

·        правовые услуги;

·        туристско-экскурсионные услуги;

·        услуги по обучению;

·        услуги в содействии занятости населения;

·        услуги общественного питания;

·        гостиничные услуги;

·        коммунальные услуги;

·        гигиенические услуги;

·        ритуальные услуги;

·        спортивно-оздоровительные услуги;

·        санаторно-курортные услуги;

·        культурно-зрелищные услуги.

Приведенная классификация услуг является основной классификацией услуг в сфере так называемого нематериального производства, а отсюда вытекает следующая классификация договоров услуг:

·        Нематериальные («чистые») и материальные;

·        Платные (оплачиваемые гражданами за счет собственных средств) и бесплатные (затраты принимает на себя государство, предприятие и т.д.)[28].

Данная классификация позволит улучшить понимание договора, выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику услуги в возмездном договоре.

Разнообразные подходы к классификации услуг могут быть полезными при позиционировании услуг на рынке, они могут побудить к поиску новых видов договоров услуг, не представленных на рынке[29].


5. Ответственность за неисполнение обязательств по договору возмездного оказания услуг


Одним из условий договора, имеющим важное значение для сторон, является условие об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору возмездного оказания услуг.

Вопрос о понятии гражданско-правовой ответственности многие году является спорным в юридической литературе. Законодатель не дает легального определения понятия «ответственность» в гражданском праве, хотя гл. 25 ГК названа «Ответственность за нарушение обязательств».

Однако определение «ответственности» все-таки дают некоторые ученые-правоведы и «Юридическая энциклопедия».

Так, например, В.П. Грибанов определял гражданско-правовую ответственность как одну из форм государственного принуждения,  связанную с применением санкций имущественного характера, направленных на восстановление нарушенных прав, и стимулирование нормальных экономических отношений юридически равноправных участников гражданского оборота[30].

Б.И. Пугинский отмечает, что «хотя ответственность может быть реализована в бесспорном (неисковом) порядке и даже добровольно возложена на себя должником путем уплаты суммы неустойки или убытков потерпевшей стороне, это не меняет ее государственно-принудительного характера»[31].

Определение «ответственности» дает и «Юридическая энциклопедия»: «Гражданская ответственность – один из видов юридической ответственности; установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Гражданская ответственность заключается в применении к правонарушителю (должнику) в интересах другого лица (кредитора) либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него  отрицательные, экономически невыгодные последствия «имущественного характера»: возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), возмещение вреда»[32].

Абстрагируясь от дискуссионного теоретического исследования вопроса о понятии гражданско-правовой ответственности в цивильном праве, следует отметить основные правовые аспекты ответственности в договоре на возмездное оказание услуг.

Глава 39 ГК РФ практически умалчивает о мерах ответственности в договоре возмездного оказания услуг. Лишь ст. 782 ГК РФ (односторонний отказ от исполнения договора) является общей для всех видов договоров, заключаемых на возмездной основе, а все «иные» основания ответственности отражены в законах либо подзаконных актах, на некоторые законодателем не дано даже отсылок.

При возмездном оказании услуг в вопросе, связанном с последствиями неисполнения или ненадлежащего исполнения договора, действуют общие правила ст. 401 ГК РФ, посвященной основаниям ответственности за нарушение обязательства. Имеется ввиду, что тот, кто не исполнил обязательство или исполнил его ненадлежащим образом, отвечает в виде общего правила лишь при наличии вины. В самой ст. 401 ТК РФ раскрывается понятие вины. Сделано это путем указания на признаки коррелята вины – невиновности; сторона в обязательстве признается невиновной, когда при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательства и условием оборота, она приняла все меры для надлежащего его исполнения. Именно принцип вины, включающий презумпцию виновности лица, нарушившего обязательство (тот, кто нарушил обязательство, признается виновным, если не докажет, что он не виноват), действует применительно к договору услуг. Однако данный принцип знает и исключение, которое также в полной мере распространяется на договор возмездного оказания услуг (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Это исключение действует тогда, когда услуги оказывают юридическое лицо или гражданин, являющийся предпринимателем, и при этом оказание такого рода услуг входит в сферу предпринимательской действительности исполнителя. Предприниматель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства даже тогда, когда вины его в этом нет. Он может быть освобожден от ответственности только при условии, если докажет, что нарушение последовало из-за действия непреодолимой силы (форс-мажор).

Кодекс счел необходимым особо оговорить обстоятельства, которые к непреодолимой силе не относятся, а значит, они не освобождают лицо от ответственности. Таких случаев три:

·        нарушение обязанностей  со стороны контрагентов должника;

·        отсутствие на рынке нужных для использования товаров (например, оборудование, лекарство), которые необходимы были исполнителю, чтобы заключить договор на оказание услуг медицинского характера;

·        отсутствие у должника необходимых денежных средств для приобретения нужных материалов или оборудования.

При использовании правила о повышенной ответственности (ответственность не только (за вину», но и «без вины») надо иметь в виду, как отмечает М.И. Брагинский, два момента:

·        Во-первых, для применения правила повышенной ответственности необходимо, чтобы исполнителем являлся предприниматель, а в отношении заказчика не имеет значения, выступает в этой роли учреждение либо гражданин.

·        Во-вторых, общее правило об ответственности за свою вину и исключения из него в виде повышенной ответственности (форс-мажорные обстоятельства) закреплены диспозитивной нормой.

В соответствии со ст. 401 КГ РФ, ст. 781 ГК РФ распределяет между сторонами последствия невозможности исполнения с учетом вины той или иной из них.

Первый вариант (п. 2 ст. 781) подразумевает случай, когда невозможность исполнения возникла по вине заказчика. Тогда на него возлагаются все последствия такой невозможности.

Второй вариант (п. 3 ст. 781) посвящен последствиям невозможности исполнения, которая возникает «по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает». Тем самым сфера действия соответствующей нормы расширена: она связывает определенные последствия не только с виновными, но и с любыми иными действиями, за которые сторона несет ответственность.

Представляется, что выражение «обстоятельства, за которые ни одна из сторон не отвечает», можно толковать расширительно, имея в виду, что таким обстоятельством может быть непреодолимая сила. Таким образом, в п. 3 ст. 781 ГК РФ закреплена «суперповышенная» ответственность заказчика в виде возмещения убытков, не устраняемая не только невиновностью, но и любыми иными обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает. Такая позиция законодателя противоречит общим принципам гражданско-правовой ответственности, предполагающим в качестве основания для ее наступления вину, и уж, тем более, никак не согласуется с законодательством о защите прав потребителя. Против данного положения высказывается Н.А. Баринов, который предлагает исключение данной нормы из ст. 781 ГК РФ. Ситуация несколько сглаживается лишь тем, что норма п. 3 ст. 781 ГК РФ является диспозитивной, а, следовательно, иное может быть предусмотрено законом или договором.

Обращает на себя внимание и ст. 728 ГК РФ «односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг», в которой по существу закреплен отказ от принципа реального исполнения обязательства по оказанию услуги. Что касается заказчика, то его право отказа от договора в одностороннем порядке не вызывает сомнения. Предоставленная ему возможность отказаться от услуги является справедливой и обоснованной, поскольку она способствует возможности реализации абсолютного права гражданина на образование, отдых и свободное по своему усмотрению распоряжение указанными благами. Предоставление же исполнителю права на односторонний отказ от исполнения договора оказания услуг является неоправданным и концептуально неверным по нескольким причинам: во-первых, договор оказания платных услуг – это в подавляющем большинстве публичный договор, на который распространяется законодательство о защите прав потребителей, в связи с чем, как отмечают некоторые авторы, право на отказ исполнителя от исполнения договора лишается смысла,, поскольку «исполнитель, отказавшийся от исполнения услуги, по требованию заказчика обязан тут же вновь заключить договор». Во-вторых, закрепленное в законе безусловное право исполнителя на односторонний отказ от исполнения услуги является крайне несвоевременным, в условиях недостаточно сформировавшегося рынка, с учетом того, что многие из такого рода услуг продолжают оставаться уникальными (например, в области медицины), и отказ от их предоставления может существенно нарушить интересы заказчика.

На основании вышеизложенного, ст. 728 ГК РФ должна быть общей для всех договоров (гл. 39 ГК РФ), но иметь отсылочный характер на законный или подзаконный акт с учетом специфики предоставляемой услуги.

Итак, ответственностью за нарушение обязательства называют установленные законом меры имущественного воздействия на должника, нарушевшего обязательство. Из вышеизложенного видно, что существуют две формы ответственности:

·        Во-первых, возмещение причиненных убытков и,

·        Во-вторых, уплата неустойки.

В отдельных случаях возможна и компенсация морального вреда[33].

Заключение


Законодатель ввел в Гражданский кодекс РФ дополнительно целую главу под названием «Возмездное оказание услуг» (гл. 39 ГК РФ), в противовес «старому» ГК РСФСР 1964 г., где не только не было аналогичной главы, но даже статьи с подобным названием.

Все правоотношения по возмездному оказанию услуг в то время регламентировались только ведомственными нормативными актами, либо правовое регулирование указанных правоотношений вообще отсутствовало. Поэтому участники гражданского оборота опирались на сходные правоотношения, используя при этом аналогию права.

Характерно, что введение самостоятельной главы возмездного оказания услуг было предварительно оговорено еще в части первой ГК. Это свидетельствует о том, что законодатель заранее предвидел ситуацию о необходимости выделения этой группы правоотношений в отдельный комплекс правовых норм. Видимо только поэтому ст. 128 рассматривает услуги в виде самостоятельного объекта права.

В ГК РФ необходимо выделить  отдельный параграф в гл. 39, который будет закреплять общие положения для всех обязательств по оказанию услуг, как это выделено в части 2 ГК РФ к обязательствам по передаче имущества в собственность, пользование и обязательств по выполнению работ, которые объединяются вокруг общих положений.

Список литературы



1.     Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 / Российская газета. № 237. – 25 декабря 1993 года.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 (часть первая) и от 26.01.1996 (часть вторая) // СЗ РФ. – 1994. - №32. – Ст. 3301; 1996. - № 5. – Ст. 410; № 9. – Ст. 733; № 34. – Ст. 4025; Ст. 4026; 1997. - № 43. – Ст. 4903; 1999. - № 28. – Ст. 3471. - № 51. – Ст. 6288; 2001. - № 17. – Ст. 2063; 2002. - № 12. – Ст. 1093 / Российская газета. – 2003. – 15 января. - № 5.

3.     Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 // СЗ РФ. – 1996. - № 3. – Ст. 140; 1999. - № 51. – Ст. 6287; 2002. - № 1 (ч. 1). Ст. 2.

4.     Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями».

5.     п. 3 ст. 708 ГК в редакции Федерального закона от 17 декабря 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 5.Ст. 6288.

6.     Вестник ВАС РФ. 1999. № 11.

7.     Актуальные проблемы гражданского прав / Сост. Брагинский М. И. М.: СТАТУС, 1998.

8.     Брагинский М.И., Ветрянский В.В. Договорное право. Общие положения. Кн. 1. М.: Издательство «ВЕЧЕ», 1999.

9.     Витрянский В.В. Существенные условия договора в отечественной цивилистике и правоприменительной практике // Вестник ВАС РФ. 2002. № 5.

10.                       Гражданское право / отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

11.                       Гражданское право. Ч. 1 / Под ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.  

12.                       Гражданское право: в 2-х томах. Том 2. Полутом 2. Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Бек, 2000.

13.                       Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Издательство «НОРМА», 2000.

14.                       Гусев А.Н. Гражданское право: Учебник; В 3 т. Т. 1. М.: ИНФРА-М, 2003.

15.                       Золотов М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. Настольная книга спортивного менеджера: справочное пособие. М.: Физкультура, образование и наука, 1997.

16.                       Измайлов Е.В. Место договора на выполнение маркетинговых исследований в системе гражданско-правовых договоров / Юрист. 1999. № 8.

17.                       Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: Юридическая литература, 1975.

18.                       Кабалкин А.Ю. Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания. М.: Наука, 1980.

19.                       Кабалкин А.Ю. Сфера обслуживания: гражданско-правовое регулирование. М.: Наука, 1972.

20.                       Калпин А.Г. Гражданское право Часть вторая: Учебник. М.: Юрист 2000.

21.                       Комментарии к гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: ИНФРА-М, 2002.

22.                       Новицкий И.Б. Общее учение об обязательстве. М.: Юридическая литература, 1950.

23.                       Ойгензихт В.А. Нетипичные договоры по оказанию услуг личного характера: Учебное пособие. Душанбе, 1984.

24.                       Правила ст. 709 и 710 ГК относительно составления, согласования и изме­нения сметы полностью распространяются на отношения сторон по договору возмездного оказания услуг.

25.                       Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М.: Юридическая литература, 2004.

26.                       Сергеев А.П. Толстой Ю. К. Гражданское право. Учебник. Издание третье переработанное и дополненное. Том 2. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

27.                       Ситдикова Л.Б. Договоры на возмездное оказание услуг: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство РГТЭУ, 2003.

28.                       Ситдикова Л.Б. Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию услуг. Набережные Челны, 2003.

29.                       Суханов Е. А. Гражданское право Том 2, Полутом 2, 2-е издание, М.: Бек, 2000.

30.                       Шешенин Е.Д. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг. Гражданское право и сфера обслуживания / Межвуз. Сб. науч. Тр. Свердловск, 1984.

31.                       Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.И. Захарова. М.: Юристъ, 2003.




[1] Гусев А.Н. Гражданское право: Учебник; В 3 т. Т. 1. М.: ИНФРА-М, 2003. С.409.

[2] См. об этом в книге: Гражданское право. Ч. 1 / Под ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 341.

[3] Брагинский М.И., Ветрянский В.В. Договорное право. Общие положения. Кн. 1. М.: Издательство «ВЕЧЕ», 1999. С. 14.

[4] Витрянский В.В. Существенные условия договора в отечественной цивилистике и правоприменительной практике // Вестник ВАС РФ. 2002. № 5. С. 139.

[5] Комментарии к гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 798.

[6] Гражданское право / отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 489-491.

[7] Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: Юридическая литература, 1975. С. 28-30.

[8] Новицкий И.Б. Общее учение об обязательстве. М.: Юридическая литература, 1950. С. 147-148.

[9] СЗРФ. 1998. №39. Ст. 4857.

[10] Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями"


[11] Сергеев А.П. Толстой Ю. К. Гражданское право. Учебник. Издание третье переработанное и дополненноеТом 2 .,М.:2001.


[12] Вестник ВАС РФ. 1999. № 11.

[13] Суханов Е. А. Гражданское право Том 2, Полутом 2, 2-е издание, М.: Бек, 2000. С. 190.

[14] Актуальные проблемы гражданского прав / Сост. Брагинский М. И. М.: СТАТУС, 1998. С. 134-135.

[15] Калпин А.Г. Гражданское право Часть вторая : Учебник., М.: Юрист 2000. С. 203.

[16] Правила ст. 709 и 710 ГК относительно составления, согласования и изме­нения сметы полностью распространяются на отношения сторон по договору возмездного оказания услуг.

[17]  п. 3 ст. 708 ГК в редакции Федерального закона от 17 декабря 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 5.Ст. 6288.

[18] Суханов Е. А. Гражданское право Том 2, Полутом 2, 2-е издание, М.,Бек-2000.


[19] Суханов Е. А. Русское гражданское право.Часть 2.,М.: Статус-1997.

[20] Сергеев А.П. Толстой Ю. К. Гражданское право. Учебник. Издание третье переработанное и дополненноеТом 2 .,М.:2001.

[21] Гражданское право: в 2-х томах. Том 2. Полутом 2. Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Бек, 2000. С. 2.

[22] См.: Шешенин Е.Д. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг. Гражданское право и сфера обслуживания / Межвуз. Сб. науч. Тр. Свердловск, 1984.

[23] См.: Ойгензихт В.А. Нетипичные договоры по оказанию услуг личного характера: Учебное пособие. Душанбе, 1984.

[24] См.: Кабалкин А.Ю. Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания. М.: Наука, 1980.

[25] Кабалкин А.Ю. Сфера обслуживания: гражданско-правовое регулирование. М.: Наука, 1972. С. 38-39.

[26] Кабалкин А.Ю. Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания. М.: Наука, 1980. С. 188-189.

[27] Измайлов Е.В. Место договора на выполнение маркетинговых исследований в системе гражданско-правовых договоров / Юрист. 1999. № 8. С. 59.

[28] Золотов М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. Настольная книга спортивного менеджера: справочное пособие. М.: Физкультура, образование и наука, 1997. С. 502.

[29] Ситдикова Л.Б. Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию услуг. Набережные Челны, 2003. С. 72-81.

[30] Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Издательство «НОРМА», 2000. С. 108.

[31] Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М.: Юридическая литература, 2004. С. 80.

[32] Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.И. Захарова. М.: Юристъ, 2003. С. 458.

[33] Ситдикова Л.Б. Договоры на возмездное оказание услуг: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство РГТЭУ, 2003. С. 35-39.