Содержание
Язык. 2
Речь. 3
Отличия речи и языка. 4
Список используемой литературы.. 5
Язык
В литературе предмета существует несколько точек зрения относительно природы и сущности языка:
1. Язык как биологическое явление, наследуемое человеком от своих родителей.
2. Язык как психологическое явление. Сторонники этой точки зрения опираются на библейскую легенду о сотворении мира: «Вначале было слово».
3. Язык как социальное явление, возникшее и развивающееся в силу потребности людей в общении.
Термин «язык» обычно употребляется в двух значениях:
1.Язык вообще как абстрактное представление о едином человеческом языке.
2.Какой-либо конкретный язык как реальная знаковая система, используемая для общения в определенном социуме в определенном пространстве.
В словарях лингвистических терминов более конкретные определения языка даются по-разному. Мы остановимся на следующем определении, представленном в «Лингвистическом энциклопедическом словаре»: «Язык- это социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения и представленная разными формами существования, каждая из которых имеет, по крайней мере, одну из двух форм реализации – устную и письменную».
Язык как система состоит из единиц, которые находятся во взаимосвязи и, объединяясь, образуют уровни языка. Язык- это знаковая система, языковые знаки – самые сложные. Они могут состоять из одной единицы (слово, фразеологизм) или их комбинации (предложение). Самостоятельным языковым знаком является слово, морфема проявляет себя только в слове, поэтому считается несамостоятельным элементом. Предложение, высказывание, текст являются составными знаками разной степени сложности.
Язык представляет собой полифункциональную систему, имеющую дело с информацией – с ее созданием, хранением, передачей. Функции языка связаны с его сущностью, назначением в обществе и взаимосвязаны между собой.
Основные функции языка
1. Коммуникативная функция заключается в том, что язык служит прежде всего средством человеческого общения.
2. Познавательная (когнитивная) – с помощью языка происходит познание, изучение окружающего мира.
3. Эмоциональная, проявляющаяся в способности выражать чувства и эмоции говорящих.
4. Аккумулятивная – сохранение и передача культурно-исторических традиций народа.
5. Волюнтативная – функция воздействия (при помощи языка человек может воздействовать на кого-либо).
Речь
Речь – это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь.
В литературе предмета под речью понимается конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую форму или письменную.
Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение или сообщить что-либо, поэтому речь определяют как использование языка в коммуникативных целях. Будучи актом коммуникации, речь всегда обращена к кому-либо. Существует схема коммуникативного акта:
код контекст код
Адресант сообщение адресат
(отправитель) (референция) (получатель)
Согласно это модели основными компонентами речевого акта являются: отправитель, получатель, канал связи, сообщение, код, контекст (ситуация).
Сообщение – это процесс и результат порождения речи, то есть текст.
Референция – это содержание сообщения, то есть в сообщении определенной информации состоит коммуникативная функция языка / речи.
Код - это язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники коммуникативного акта.
Контекст – это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие.
Важнейшим структурным компонентом коммуникативной ситуации является обратная связь.
Помимо этого на процесс речи влияют психологические и социально-ролевые характеристики[2,с.3].
Отличия речи и языка
Таким образом, можно сделать вывод, что язык и речь взаимосвязаны: речь является реализацией языка. Но между ними есть существенные различия.
Отличия речи и языка состоят в следующем:
1.Речь конкретна, неповторима, развертывается во времени, реализуется в пространстве.
2.Речь активна, стремится к объединению слов в речевом потоке. В отличие от языка она более динамична, подвижна.
3.Речь отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом, ситуацией, может быть спонтанна и неупорядочена.
4.Речь, с одной стороны, используя уже известные языковые средства, зависит от языка. С другой стороны, такие характеристики речи, как темп, продолжительность, тембр, степень громкости, четкость, акцент не имеют к языку прямого отношения.
Часто в речи используются слова, отсутствующие в языке, например, язык газет[1, с. 170].
Список используемой литературы
1.Введенская Л.А. , Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи. – Ростов на Дону, 2000.
2. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.
3. Русский язык и культура речи. /Под ред. Проф. В.И. Максимова. – М.,2002. Рекомендован Министерством образования РФ.