Содержание

Введение. 3

1. Правовое государство: обоснование и критика замысла в теоретической правовой литературе. 5

2. Институты правового государства. 11

3. Взаимодополняемость гражданского общества и правового государства. 18

Заключение. 23

Список литературы   …………………………………………………………….24

Введение


Проблемы правового государства всегда привлекали внимание прогрессивных мыслителей древности, ученых более позднего пе­риода и современности. Предпринимались попытки ответить на вопросы: «Что означает правовое государство? Каковы его основ­ные признаки, цель и назначение в обществе?»

Философы, юристы, историки, независимо от их взглядов и суждений, формировали представления о правовом государстве, определяли соответствующие прогнозы. Вопросы правового госу­дарства исследуются и обсуждаются в условиях нашей действи­тельности. Такое внимание к правовому государству объясняется тем, что наше общество нуждается в более совершенной государ­ственной организации. Вот почему и философы, и юристы, и ис­торики обратились к истокам появления этого понятия, его пер­воначальному содержанию.

Зачатки теории правового государства в виде идеи господства права и закона в жизни общества, государства, построенного на правовых основах, прослеживаются в рассуждениях мыслителей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Так, древнегречес­кий философ Платон в диалогах «Государство», «Законы» выска­зывал суждение о том, что закон должен быть владыкой над пра­вителями, тем самым подчеркивая, что в обществе не должно быть организаций или лиц, действующих независимо от закона.

Аналогичную идею обосновывал древнегреческий философ Аристотель. Он считал, что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми, в том числе над государством. Там, где отсутствует «власть закона», утверждал Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя.

С такими идеями мыслителей Древней Греции согласуются взгляды на государство древнеримских политических и общест­венных деятелей. Показательны в этом плане работы римского политического деятеля, оратора и писателя Цицерона. В произ­ведениях «О государстве», «О законах», «Об обязанностях» он обо­сновал вывод о том, что государство есть «соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права» и сформулировал правовой принцип, согласно которому «под дей­ствие права должны подпадать все»[1].

Цель работы: рассмотреть основные положения концепции правового государства.

Задачи:

1. Определить понятие правового государства, рассмотреть историю развития концепции правового государства и различные взгляды ученых на правовое государство;

2. Рассмотреть основные признаки и институты правового государства;

3. Рассмотреть соотношение правового государства и гражданского общества.

1. Правовое государство: обоснование и критика замысла в теоретической правовой литературе

Правовое государство — многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом.

Правовое демократическое государство – это такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство- важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти всех органов этого государства является суверенитет народа[2].

Цель правового государства—обеспечить гарантию прав и свобод своих граждан во всех сферах, но достичь ее можно при условии, если и граждане в свою очередь проявляют ува­жение к законам и институтам существующей системы. Правовое государство стремится установить единый и обя­зательный для всех граждан правовой порядок, с тем что­бы они как можно меньше зависели от прихотей полити­ков. Исторически требование суверенного и единого госу­дарства возникло в ответ на неравенство прав и санкций, характерное для средневековья. В правовом государстве только законно избранное правительство правомочно при­менять силу в качестве средства принуждения.

Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского само ограничивает себя определенным комп­лексом постоянных норм и правил. Центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви—законодательную, исполнительную и судебную. Каждая власть осуществляет свои, строго очер­ченные функции. И вместе они сдерживают и уравновеши­вают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления вла­стью. А кроме того, сами граждане через всеобщую изби­рательную систему и избирательный процесс имеют воз­можность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия. Этот принцип взаимного контроля, характерный для правового государства, сформулировал еще немецкий философ И. Кант в утверждении, что каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в отношении к гражданину. Иначе говоря, законодатель также подзаконен, как и отдельный гражданин.

Вместе с тем подзаконность государственной власти до­полняется признанием за отдельной личностью неотъемле­мых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом, как и неприкосновенность жилища и переписки.

Правовые взгляды о торжестве права и закона обо­сновывались философами и юристами Древнего Китая. В рукопи­сях того периода времени проводится мысль о том, что «в госу­дарстве должен царить порядок», страна управляется справедли­востью, а не силой, насаждающей порядок.

Эстафету в развитии идей правового государства приняли мыс­лители последующих, особенно XVIII-XX вв. Положения этой теории отражены в работах английских философов Т. Гоббса, Д. Локка, французского философа, правоведа Ш.Л. Монтескье, наших соотечественников А. Радищева, А. Герцена и др. В основ­ных сочинениях Т. Гоббса «Левиафан», «Основы философии» про­водится мысль о том, что люди путем договора объединились в государство, чтобы тем самым получить защиту со стороны зако­на и возможность нормальной жизни. Д. Локк, развивая идеи Т. Гоббса, выдвинул один из основополагающих принципов пра­вового государства — положение о разделении властей на зако­нодательную и исполнительную. Ш.Л. Монтескье развил далее, вслед за Локком, теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную[3].

Философское обоснование идеи правового государства наибо­лее полно представлено в трудах выдающихся немецких филосо­фов Г. Гегеля и И. Канта. В знаменитой работе Г. Гегеля «Фило­софия права» глубоко осмыслено и дано понятие гражданского общества, которое органически связано с правовым государством. Такое государство, по Гегелю, характеризуется разделением влас­тей, что теснее связывает их с действием права. И. Кант в своих исследованиях отмечает необходимость для государства опирать­ся на право, строго согласовывать с правом свою деятельность. Он обосновал идею свободы личности, значимость ее защиты от про­извола коллективного целого, т.е. государства. Цель закона — обеспечение торжества права. И. Канта, в связи с обоснованием им названных и других подобных идей, принято считать осново­положником учения о правовом государстве. Вместе с тем надо заметить, что сам он понятие «правовое государство» в своих тру­дах не использует.

Определенный вклад в теорию правового государства внес французский философ и писатель Ж.Ж.  Руссо.  В сочинении

«Об общественном договоре» он выступал против социального не­равенства, деспотизма королевской власти. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Оно должно базироваться на законе, регулировать отношения между людьми, определять их права и обязанности.

Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

После октябрьской революции идея правового государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из действительности.

В работах теоретиков марксизма вопрос о правовом государ­стве не рассматривался. Вероятно, одна из причин этого состоит в том, что К. Маркс и В.И. Ленин обосновывали вывод о неизбеж­ности диктатуры пролетариата. Она приходит на смену буржу­азному государству в ходе социалистической революции. Основа диктатуры пролетариата — классовая борьба, подавление путем насилия сопротивления классов и слоев общества, так или иначе препятствующих процессу социальных преобразований. Такое теоретическое обоснование необходимости диктатуры пролетариа­та несовместимо с принципами правового государства. Согласно таким принципам, у всех членов общества должны быть равные права и возможности для участия в социальной и политической жизни. Практика социалистического строительства в нашей стра­не (принудительная коллективизация, сталинский террор и др.) также позволяет понять, почему учение о правовом государстве стало привлекать внимание ученых-юристов и других специалис­тов только в последнее десятилетие.

Концептуальные положения и пути формирования правового государства излагаются  в трудах сегодняшних исследователей права и государства:  С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцеваи др.

 По В.Н.  Хропанюку правовое государство - "это такая форма организации и   деятельности  государственной  власти,  которая строится на взаимоотношениях с индивидами и различными  объединениями на основе норм права."

 Теперь рассмотрим основные характеристики правового  государства.

  Хропанюк различает экономическую, социальную и нравственную основу правового государства.

  "Экономической основой правового государства являются производственные отношения,  базирующиеся  на многоукладности,  на различных формах  собственности (государственной,  коллективной, арендной, частной,  акционерной,  кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически." В  правовом государстве  собственником должен быть производитель и потребитель материальных благ. Правовое начало же государственности реализуется  только  при наличии свободы и самостоятельности собственности, которые обеспечивает право.

"Социальную основу  правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан... В центре внимания... находится человек, его права, свободы и интересы.  Правовое государство это и  социальное государство."(Но далеко не обязательно и не всегда).

Нравственная основа  правового  государства  заключается в общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности,  её чести и достоинства. Правовое государство отличается от неправового  качеством  законов:  они  должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми. "Правовое государство - это суверенное государство, которое  концентрирует в себе суверенитет народа,  наций и народностей, населяющих его территорию."

 "Политическая природа  государства наиболее четко проявляется в его суверенитете." Суверенность государства выражается в том, что  ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами этого общества,  и,  наконец, осуществлять правосудие[4].

Идея правового государства в условиях современной действи­тельности нашла значительно освещение в работах отечественных юристов, политологов и социологов. Прежде всего признается, что в основу правового государства заложено стремление оградить че­ловека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь идет о государстве, ограниченном в своих дей­ствиях правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и до­стоинство личности.

2. Институты правового государства


Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода.

Правовое государство, несмотря на особенности, остается го­сударством в подлинном смысле слова, т.е. организацией публич­ной власти. Имеется в виду то, что такое государство, обладая пуб­личной властью, выступает как официальный представитель не только правящих (управляющих), но и всех остальных слоев об­щества.

Правовое государство, как и любое иное, располагает специ­альным аппаратом управления и принуждения. Для его содержа­ния устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет. Правовое государство, так же, как и иные государства, обладает суверенитетом. Суверен­ность правового государства, как и любого иного, заключается в его верховенстве по отношению ко всем гражданам, организациям внутри страны и самостоятельности (независимости) государства вовне (проведение внешней политики, построение отношений с другими государствами).

Названные черты следует отнести к общим, поскольку они свойственны как правовым, так и неправовым государствам. Вмес­те с тем правовое государство имеет следующие специфические институты:

1) Народ- источник власти. Термин «народовластие» — один из существенных элементов де­мократии в ее современном общепринятом понимании. В этой связи обратим внимание на следующие моменты.

Во-первых, народ является действительным источником всей той власти и политики, которая выражается и проводится пра­вовым государством. Народовластие характеризуется закрепле­нием соответствующих предпосылок в действующей Конститу­ции, иных законах, способствующих проведению его принципов в жизнь. Это проявляется в непосредственном участии населения в формировании представительных органов государства, наделен­ных правом разрабатывать и принимать законы — акты высшей юридической силы.

Во-вторых, в условиях народовластия должен существовать механизм, позволяющий не только критиковать политику госу­дарства, не соответствующую интересам граждан, реализации их прав и свобод, но и своевременно воздействовать на нее средства­ми, предусмотренными законом (пикеты, митинги, демонстра­ции и т.д.).

2) Режим демократического конституционного правления. При таком режиме высшие органы государственной власти на ос­нове действующей Конституции имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими правовыми мето­дами. Здесь реально существуют политический и идеологический плюрализм, политические (в том числе оппозиционные) партии, реально осуществляются социально-экономические и политичес­кие права граждан, их организаций, обеспечивается выборность и сменяемость центральных и местных представительных (зако­нодательных) органов власти.

Следовательно, в условиях рассматриваемого режима есть ин-. ституты представительной демократии (представительные орга­ны, избираемые непосредственно населением на основе демокра­тической избирательной процедуры) и институты непосредствен­ной демократии (референдум и т.д.).

3) Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. При характеристике правового государства недо­статочно указания на многообразие его органов, их перечис­ление.

Государственная власть, основанная на праве, тогда эффек­тивно действует, в том числе в обеспечении прав и законных ин­тересов личности, когда в ней есть разделение труда: институты (органы) государства «выстраиваются» по-особому. Имеется в виду то, что формируются самостоятельные ветви власти, каждая из которых осуществляет «свою» особую деятельность.

Таких ветвей власти, свидетельствующих о высокой разви­тости государства, три: законодательная, исполнительная, судебная. Соответственно различаются три вида государственных ор­ганов: законодательные, исполнительные, судебные.

Принцип разделения властей проведен во всех современных развитых демократических странах. В США, например, в соот­ветствии с Конституцией 1789 г., законодательную власть пред­ставляет двухпалатный Конгресс, исполнительную — Президент, судебную — Верховный Суд.

Вместе с тем, есть следующее существенное обстоятельство. Власть в государстве должна быть одновременно и целостной, еди­ной, и, наряду с этим, разделенной. Именно поэтому наряду с названными тремя ветвями власти как бы обособляется в качестве особого самостоятельного института главы государства. В респуб­ликах — президент, в конституционных монархиях — монарх (король, император и т.д.). Вот почему в конституциях многих стран наряду с Президентом (главой государства) значительные политико-правовые, государственные задачи решает Премьер-министр (или Председатель Правительства) — глава исполни­тельной власти.

Принцип разделения властей способствует «рассредоточенности» государственной власти между различными властными звеньями, структурами. Это предупреждает ее концентрацию в какой-либо одной структуре, не позволяет превратить ее в авто­ритарную и тоталитарную власть.

Итак, принцип разделения властей позволяет отметить, что все три ветви власти одинаковы, равновелики по силе, призваны служить противовесами по отношению друг к другу. Они должны оказывать взаимное сдерживание, не допускать усиления, доми­нирования одной из властей, предотвращать возможные злоупо­требления.

4) Ведущая роль закона в регулировании наиболее важных об­щественных отношений. Речь идет о верховенстве законов над всеми другими нормативными правовыми актами. По существу, верховенство закона выражает принцип народовластия. Члены представительного органа государства призваны выражать в за­конах волю избравшего их населения. Именно поэтому законы признаются актами высшей юридической силы, обладают свой­ством верховенства. Все нормативно-правовые акты государствен­ных органов, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить. В случае противоречия подзаконного акта закону действует закон как акт высшей юридической силы. Принцип верховенства закона необходимо проводить прежде всего в нормотворческой деятельности государства. Имеется в виду разработка и принятие именно правовых законов, отвечаю­щих принципу социальной справедливости, призванных ввести в общественную жизнь начала согласия. Без этого невозможен эле­ментарный правопорядок. Однако верховенство закона относится и к правоприменению. Пренебрежение к закону создает удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений.

Повседневная политико-правовая действительность подтверж­дает то, что принцип верховенства закона в современной России довольно часто нарушается. Нередко Президент РФ принимает нормативные указы по вопросам, отнесенным к компетенции законодательной власти. Такими указами иногда вносятся су­щественные изменения в действующие федеральные законы, а в ряде случаев ограничиваются конституционные права граж­дан. Известно, например, что одним из указов Президента РФ компетентным государственным органам разрешалось задержи­вать граждан по подозрению в совершении тяжких преступлений на срок до одного месяца. Однако действующее законодательство запрещает задерживать лиц по этому основанию на срок более 48 часов.

Как видно, закон не всегда является первым и основным при разрешении различных вопросов текущей жизни. К тому же, зна­чительная часть норм, закрепленных федеральными законами, по тем или иным причинам не реализуется в поведении граждан и организаций, относится к числу декларативных, невостребован­ных.

Обращает также на себя внимание распространенная практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих фе­деральным законам.

5) Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. Исходными началами действующего конституцион­ного и текущего законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Конституция Российской Федерации закрепила за человеком и гражданином права и сво­боды, соответствующие международным правовым стандартам. Вопрос заключается в том, чтобы этот комплекс прав и свобод был практически реализован по отношению к каждому (без ис­ключения) человеку и гражданину. Большая роль в этом при­надлежит государственно-правовым институтам. В Конституции РФ записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). Поли­тико-правовая действительность свидетельствует о том, что мно­гие права и свободы трудно назвать реальными, они как бы «за­висли», существуют на бумаге, для «людского глаза», государ­ственного имиджа.

Можно сказать, что причины этого кроются не только в кри­зисном состоянии политической, экономической, финансовой сис­тем общества. Исторически сложилось так, что у нас всегда была малоавторитетная и зависимая от властей судебная система. В таком же положении пребывает и прокуратура, ориентирую­щаяся прежде всего на исполнительную власть. Призванная ее контролировать с точки зрения соблюдения законов, она больше озабочена тем, как бы эту власть не обидеть. Не обладает долж­ными возможностями и система юстиции, задачей которой явля­ется организация правового обслуживания во всей стране. И пока эти государственно-правовые институты находятся в таком сос­тоянии, трудно говорить о результативной обеспеченности прав и свобод человека и гражданина1.

Следовательно, признавая широкий объем прав и свобод граж­дан, государственная власть не располагает эффективной систе­мой мер — правовых, организационных и др., называемых пра­вовыми гарантиями.

Было бы неверным считать, что все в рассматриваемом плане зависит от государственно-правовых институтов. Если сам чело­век не проникнется своими правами и свободами, не будет везде, всегда и перед всеми их отстаивать, то одни государственные ор­ганы едва ли что сделают по такому вопросу. Наши соотечествен­ники не привыкли и не всегда умеют, способны отстаивать свои права, обращаться в государственные органы с жалобами в поряд­ке административного или судебного обжалования. Немецкий юрист Р. Иеринг стремление защищать, отстаивать свое право свя­зывал с чувством достоинства личности. «Кто, в ситуации безза­стенчивого нарушения и попирания его права, не испытывает стремления защитить себя и свое право, тот уже человек безна­дежный...».

Очевидна истина: чем более развито правовое государство, чем полнее его правовая система, чем надежнее она обеспечена инсти­тутами государства, тем лучше защищены права и свободы людей, тем больший простор для их самореализации, активности[5].

6) Режим строгой законности в государстве и обществе. За­конность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения исполнения действующего права распространяется на все сферы правовой деятельности государства, государственных и общест­венных организаций, граждан.

На состояние законности оказывают влияние многие факторы, в том числе результативность исполнения обязанностей государ­ством как в сфере правотворчества, так и правоприменения. Во-первых, в правовом государстве законодательные и иные норма­тивные правовые акты должны быть правовыми и по содержанию, и по форме. Во-вторых, принятие таких актов — прерогатива ле­гитимных органов государственной власти, законно избранных или назначенных. В-третьих, права и свободы человека и граж­данина должны признаваться и гарантироваться в соответствии с Конституцией Российской Федерации, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Следовательно, для понимания законности как режима функционирования   правового   государства   существенное   значение .    имеет содержательная характеристика самих нормативных пра­вовых актов (конституции, законов, подзаконных актов).

Очевидно, законность как всеобщее требование неукоснитель­ного соблюдения и исполнения действующего права распростра­няется не только на правотворчество, но и на иные сферы правовой деятельности государства. Главное в этом плане исключить из общественной и государственной жизни произвол, своеволие, бес­контрольность, сделать так, чтобы в обществе был установлен прочный правопорядок.

В демократическом правовом государстве все одинаково долж­ны быть подчинены законам. Законность едина, обязательна и для органов власти, и для граждан. В этом плане можно сказать, что действенность государственно-правовых институтов предопреде­ляется их основанностью на требованиях законности. Каждому индивиду также очень важно исполнять возложенные обязаннос­ти, соблюдать и исполнять законы. Именно это помогает налажи­вать нормальные взаимоотношения между человеком, средой оби­тания и обществом[6].


3. Взаимодополняемость гражданского общества и правового государства

Понятие «гражданское общество» в период существования советского государства не использовалось в препо­давании теории государства и права, в научных исследованиях. Это объясняется тем, что социалистическая действительность, ос­нованная на жесткой иерархии, резко расходилась с теорией граж­данского общества. В настоящее время, в период демократичес­ких преобразований в России, осуществления экономических ре­форм раскрылся творческий потенциал концепции гражданского общества. В этой связи возникла необходимость обратиться к тру­дам мыслителей прошлого для выяснения генезиса (истории за­рождения) понятия «гражданское общество».

Гражданское общество не государственно-политическая, а главным образом социально-экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся от­ношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, то­талитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мо­раль, принципы гуманизма и справедливости. Это — рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

Гражданское общество — это способ социальной жизни, осно­ванный на праве и демократии; общественное устройство, при ко­тором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм[7].

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежа­щих в основе любого гражданского общества, независимо от спе­цифики той или иной страны. К ним относятся: 1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; 2) безусловное признание и зашита естественных прав человека и гражданина; 3) легитимность и демократический характер власти; 4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юриди­ческая защищенность личности; 5) правовое государство, основан­ное на принципе разделения и взаимодействия властей; 6) полити­ческий и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; 7) свобода слова и печати, независимость средств массовой инфор­мации; 8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 9) классовый мир, партнерство и национальное согласие; 10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

В последние годы вопрос о соотношении гражданского обще­ства и правового государства привлек внимание и ученых-обще­ствоведов, и ученых-юристов. В научных исследованиях призна­ется, что там, где люди открыто создают свои объединения, вза­имодействуют между собой, не прибегая к услугам государствен­но-правовых институтов, там начинается гражданское общество. Вместе с тем гражданское общество как социальное явление ор­ганически связано с государством, государственной властью[8].

Взаимоотношения государства и гражданского общества слож­ны и разнообразны по своему содержанию. Такие отношения це­лесообразно рассматривать в трех аспектах: во-первых, устано­вить, в чем проявляется единство государства и гражданского об­щества; во-вторых, определить, какие черты, свойства, особеннос­ти определяют их различия; в-третьих, выяснить взаимосвязи этих явлений, формы таких взаимосвязей.

Единство гражданского общества и государства выражается в совпадении их многих целей и задач. И формирование правового государства, и создание гражданского общества преследуют одну общую цель: социальные институты призваны служить человеку, защищать его права и интересы. Рассматриваемое единство про­является и в том, что организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с Конституцией и действую­щим законодательством.

Единство гражданского общества и государства видится и в том, что оно обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и т.д.

Единство гражданского общества и правового государства об­наруживается также и в том, что они формируются одновременно.

Гражданское общество многогранно. Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов и способов их представления. В государстве важен момент общего интереса (или интегрированного интереса) и воли большинства граждан. Если «убрать» правовое государст­во, то и общество «развалится» на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объ­единения, как структурные элементы гражданского общества, могут растрачивать свою энергию на выяснение отношений, бес­конечные споры, столкновения. Наконец, единство рассматрива­емых социальных и государственно-правовых явлений находит свое выражение в демократическом политическом режиме. Содер­жание такого режима составляют цивилизованные приемы, спо­собы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активного участия в политической, экономической, социально-культурной и иных областях жизни общества[9].

Различия гражданского общества государства заключены в их структуре, специфических функциях. Правовое государство — это организация публичной власти, обеспечивающая, «обслужи­вающая» гражданское общество. В этом смысле можно сказать о государстве как форме гражданского общества.

Гражданское общество — это система самостоятельных и не­зависимых от государства общественных институтов и отноше­ний, которые призваны способствовать реализации интересов ин­дивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессио­нальные объединения, организации, ассоциации, осуществляю­щие свою деятельность на основе реального самоуправления (тер­риториальные, производственные, просто по интересам). Имеют­ся в виду объединения, созданные «снизу», а не по указке выше­стоящих органов; политические партии, функционирующие на основе соглашения (консенсуса) с другими институтами граждан­ского общества. Во всех случаях речь идет о структурах, основан­ных на единстве интересов и осуществляющих свою деятельность на основе горизонтальных связей. Таким образом, сущностная черта гражданского общества — существование в его рамках раз­личных социальных сил, общественных образований. Главным действующим лицом такого общества является человек со всей его системой потребностей и интересов.

Одно из отличий государства от гражданского общества со­стоит в его способности принимать законы и другие нормативно-правовые акты и возможности применять меры государственного принуждения на основаниях, предусмотренных законом.

Вместе с тем, безусловно, надо видеть определенные линии взаимодействия рассматриваемых нами явлений. Государство и граждан­ское общество взаимодействуют друг с другом, образуют опреде­ленное единство. Взаимодействие гражданского общества с госу­дарством осуществляется и в более конкретных организационно-правовых формах. Это: 1) государственно-правовая регламента­ция функционирования субъектов гражданского общества, за­крепление их конституционно-правового статуса; 2) участие субъ­ектов гражданского общества и прежде всего тех из них, которые составляют политическую систему, в организации и деятельности органов государственной власти; 3) запрет тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в законную частную и личную жизнь человека и гражданина; 4) законодательное закрепление обязанности государства по обес­печению экономической, политической и социальной безопаснос­ти человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в Российской Фе­дерации.

Таким образом, правовое государство может формироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспе­чивая его функционирование. И поскольку такое общество созда­ется или будет создаваться, в той же степени складывается и пра­вовое государство[10].

Заключение


Идеи правового государства необходимы, важны сегодня. Они позволяют высказать прогнозы о будущем развитии нашего госу­дарства. И эти прогнозы, несмотря на то, что они могут сбыться не скоро, как бы организуют настоящее, ориентируют на правиль­ные практические действия. С точки зрения теории правового го­сударства можно провести переоценку прошлого политико-право­вого опыта, оценить настоящее. Уместно заметить в этой связи, что о правовом государстве сегодня говорят многие государствен­ные деятели, не имея достаточно четкого представления о том, что это такое. Утверждения типа «Россия есть правовое государ­ство» не следует принимать на веру. В работе были рассмотрены исходные тео­ретико-правовые положения, характеризующие правовое государ­ство. Это оправдано в связи с тем, что названное понятие вошло в лексикон отечественной теории государства и права, закреплено Конституцией Российской Федерации.


     Список литературы


1)          Большой юридический словарь М.: 1998.-

2)          Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI в. М.; 2003.-

3)          Леушин В.И., Перевалов В.Д. Гражданское общество и правовое государство // Теория государства и права М.: 1997

4)          Марченко  М.Н. «Проблемы  теории  государства  и  права».  М.-2001.-

5)          Спиридонов Л.И. «Теория  государства и  права». М. 1999.-

6)          Сырых В.М. Теория государства и права  изд. «Юстицинформ» М.; 2002.-

7)          Теория  государства  и  права. Под ред. В.К. Бабаева,  М.- 1999.-

8)          Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М„ 1997.

9)          Хропанюк В.И.  "Теория государства и права" М.: 1993.-

10)      Черданцев  А.Ф. «Теория  государства  и  права». М.2000.-




[1] Теория  государства  и  права. Под ред. В.К. Бабаева,  М.- 1999.-с. 141

[2] Большой юридический словарь М.: 1998.- с. 397


[3] Теория  государства  и  права. Под ред. В.К. Бабаева,  М.- 1999.-с. 143

[4] Хропанюк В.И.  "Теория государства и права" М.: 1993.- с. 114


[5] Сырых В.М. Теория государства и права  изд. «Юстицинформ» М.; 2002.-


[6] Теория  государства  и  права. Под ред. В.К. Бабаева,  М.- 1999.-с. 151

[7] Большой юридический словарь М.: 1998.- с. 135

[8] Леушин В.И., Перевалов В.Д. Гражданское общество и правовое государство // Теория государства и права М.: 1997 с. 93


[9] Теория  государства  и  права. Под ред. В.К. Бабаева,  М.- 1999.-с. 155


[10] Черданцев  А.Ф. «Теория  государства  и  права». М.2000.-