Департамент образования и воспитания правительства Ярославской области

Ярославский институт повышения квалификации

педагогических и руководящих работников образования

И.Р. Калмыкова

РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ РЕЧИ В КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ РИТОРИКИ

Ярославль 1997


    В пособии раскрываются содержание и методы преподавания техники речи в школьном курсе риторики. Приводится планирование уроков по технике речи, дается теоретический материал, предназначенный для учителя. Характеризуя то или иное речетехническое понятие, автор раскрывает его роль в процессе общения, показывает обусловленность его использования речевой ситуацией и другими коммуникативными факторами, определяет задачи и содержание работы над этим понятием в школе.

    Большой интерес для учителя представляет практический материал по технике речи, богатый по содержанию, соответствующий возрастным особенностям учащихся и разнообразный по форме. Это и ситуативные упражнения, и коммуникативные игры, и ролевой тренинг, и риторический анализ текста, и драматизация сказок, и задания по выразительному чтению.

    Пособие адресовано учителям начальной и средней школы, ведущим уроки риторики, а также студентам вузов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Техника речи

1. Строение речевого аппарата. Механизм образования звуков речи

2. Развитие речевого дыхания

3. Работа над дикцией

4. Развитие голоса. Признаки голоса

    - Тембр

    - Сила (громкость) голоса

    - Высота голоса

    - Полетнось голоса

    - Выносливость голоса

    - Адаптивность голоса

    - Суггестивность

5. Работа над интонацией

    - Логическое ударение

    - Пауза

    - Темп речи

    - Тон

    - Ритм

II. Техника выразительного чтения

    Разметкка текста для выразительного чтения басни "Ворона и лисица"

Литература

I. ТЕХНИКА РЕЧИ

Калмыкова И.Р.


  Самое важное в искусстве речи - это, во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение, и, в-третьих, произнесение.

Демосфен

    Как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении важен в такой же степени, как и содержание речи, как внешность и манеры оратора. Это тот инструмент, с помощью которого говорящий доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатии и доверие.

    Кроме того, голос может способствовать профессиональной карьере человека и может препятствовать ей. Представьте себе журналиста с писклявым тонким голосом или видного политического деятеля с резким, гнусавым произношением. Такие люди могли бы добиться большего, если бы улучшили свой голос.

    Почему мы с абсолютным доверием слушаем таких ведущих телепередач, как Евгений Киселев, Владимир Молчанов, Владимир Познер, Александр Масляков? Частично это происходит благодаря мелодичному, спокойному голосу, лишенному раздражающих и отвлекающих внимание нот, произносительной культуре этих людей.

    Красивый, хорошо поставленный голос требуется представителям многих профессий - политикам, дипломатам, журналистам, педагогам, врачам, руководителям, экскурсоводам, работникам социальной сферы, то есть всем, кто работает с людьми, часто выступает на широкой аудитории.

    Хороший голос необходим не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Людей, имеющих приятный проникновенный голос, обычно более охотно и долго слушают, чем тех, кто обладает резким пронзительным или грубым хриплым голосом.

    Можно ли научиться четко, ясно, красиво говорить? Да! Этому поможет техника речи - особый раздел риторики и важная сторона ораторского мастерства. Техника речи - это "совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат".

    Составными частями техники речи являются:

    1) постановка правильного речевого дыхания;

    2) постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые обеспечивают его звучность, выразительность.

    3) работа над дикцией;

    4) работа над интонацией;

    5) развитие речевого слуха.

    Техника речи - весьма специфический раздел риторики. Здесь, как нигде, важны упражнения и упорная, длительная практическая работа над навыками произношения.

    Когда и как вести работу над техникой речи в школе?

    Во-первых, этой теме надо посвятить несколько отдельных уроков в начале курса риторики как в начальной, так и в средней школе. Тематика уроков может быть следующая.

    1. Строение речевого аппарата. Механизм образования звуков речи. Упражнения на разминку речевого аппарата (массаж, гимнастика).

    2. Речевое дыхание, его отличие от физиологического. Что значит правильно дышать во время речи? Ошибки при дыхании. Упражнения на развитие контролируемого дыхания.

    3. Дикция и артикуляция. Формирование стереотипов отчетливого произнесения отдельных звуков и звуковых сочетаний. Выявление и коррекция индивидуальных недочетов. Произнесение и заучивание скороговорок.

   4. Особенности голоса человека: сила (громкость), тембр, высота.

   5. Качества хорошего голоса: широкий диапазон по высоте и громкости, чистота и ясность тембра, благозвучие, способность к тональным изменениям, полетность, выносливость, суггестивность. Упражнения на развитие качеств хорошего голоса.

   6. Интонация устной речи. Компоненты интонации:

   1) логическое (фразовое) ударение;    2) пауза;    3) темп;    4) основной тон речи;    5) мелодика (повышение и понижение голоса);    6) ритм.

    Упражнения на правильное интонирование фразы в зависимости от коммуникативной установки автора, ситуации общения и содержания высказывания.

    7. Типы интонации. Интонация конца предложения, вопроса, восклицания, обращения, перечисления. Упражнения на правильное интонирование фразы в зависимости от характера синтаксической единицы.

    8. Выразительность устной речи. Выразительное чтение.

    Уроки по технике речи в начальной школе лучше давать рассредоточенно, по годам обучения. Например, в 1 классе можно предложить следующие темы.

   1. Где и как рождаются звуки речи? (Строение речевого аппарата. Механизмы образования звуков речи). Упражнения на разминку речевого аппарата.    2. Речевое дыхание. Что значит дышать правильно во время речи? Упражнения на развитие контролируемого дыхания.    3. Дикция. Активная артикуляция звуков как залог хорошей дикции. Упражнения на формирование стереотипов отчетливого произнесения отдельных звуков и звукосочетаний. Выявление и коррекция индивидуальных недочетов. Произнесение и заучивание скороговорок.

   4. Особенности устной речи:

      - громкость (сила) голоса;       - темп;       - тембр (индивидуальная окраска голоса);       - высота голоса.

    Упражнения на изменение громкости, высоты и темпа речи в зависимости от ситуации общения и содержания высказывания. Использование громкости, темпа, высоты голоса в целях речевой выразительности.

   Во 2 классе в блоке "Техника речи" вводятся следующие темы.

   1. Интонация. Логическое ударение и паузы как интонационные средства оформления устной речи. Использование их в целях речевой выразительности.    2. Интонация. Основной тон речи как компонент интонации. Использование его в целях речевой выразительности.    3. Ритм как компонент интонационного рисунка речи.    4. Ритм стихотворной речи.    5. Коллективная разметка текста для выразительного чтения: расстановка пауз и логических ударений, определение темпа, громкости, основного тона чтения. Выразительное чтение текста после предварительной коллективной подготовки.

   В 3 классе после повторения ранее изученных речетехнических сведений вводятся следующие темы.

   1. Мелодика речи.    2. Типы интонации. Интонация конца предложения, обращения, перечисления, вопроса, восклицания.    3. Правильность устной речи. Орфоэпические нормы. Орфоэпические словари.    4. Самостоятельная разметка текста для выразительного чтения: определение сверхзадачи, выбор интонационных средств, способствующих эффективной реализации данной задачи. Выразительное чтение текста.    Место уроков по технике речи в общей системе риторической подготовки учащихся в начальной школе, их планирование приводятся в пособии И.Р.Калмыковой "Программы школьного курса риторики для 1-4 и 5-6 классов. Планирование уроков риторики в начальной школе".     После сообщения теоретических сведений по технике речи нужно организовать систематическую работу по развитию речетехнических навыков. С этой целью на каждом уроке или через урок нужно проводить особую пятиминутку по технике речи. В методической литературе она называется по-разному:

    - орфоэпическая (по аналогии с орфографической),     - фонетическая зарядка (в методике обучения иностранцев русскому языку),     - дыхательная гимнастика (К.С.Станиславский),     - дыхательно-интонационный тренинг.

    Каждое из этих названий не охватывает всех компонентов техники речи, поэтому остановимся на формулировке "работа над техникой речи". Что входит в содержание этой пятиминутки? В нее могут войти следующие компоненты:

    1) упражнения на разминку речевого аппарата;     2) дыхательная гимнастика;     3) дикционные упражнения, произнесение скороговорок;     4) интонационный тренинг;     5) упражнения на развитие речевого слуха;     6) выразительное чтение небольших текстов.

    Естественно, что все эти компоненты войти в одну пятиминутку не могут в силу ограниченности учебного времени. Учитель сам должен определить содержание пятиминутки исходя из особенностей класса, цели и содержания урока.

    Работа над техникой речи помимо специальных уроков и ежедневных пятиминуток должна проводиться и на уроках русского языка, литературы, математики и других в форме контроля за устной звучащей речью учеников. Учитель должен обращать внимание на то, напрягает ли ученик голос при ответе у доски, хватает ли у него дыхания для произнесения длинной фразы, регулирует ли он силу голоса в зависимости от ситуации и содержания высказывания, свободно ли владеет средствами выразительности голоса.

ТЕХНИКА РЕЧИ. ДИКЦИЯ.

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.

Техника речи – один из разделов культуры речи, она является базой речевой культуры. Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого.

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К.С.Станиславский).

Ясное и четкое произношение возможно при наличии нормального речевого аппарата и при правильной работе его. К речевому аппарату относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки.

В структуре речевого аппарата могут быть дефекты, являющиеся причиной сюсюканья, шепелявости, картавости, тогда требуется медицинское вмешательство. Но причиной нечеткого произношения бывает дурная привычка, от которой можно избавиться систематической тренировкой.

Студентам необходимо помнить о систематичности упражнений. Техника речи – практический предмет, только постоянная тренировка является непременным условием выработки четкой дикции. Даже если речь чистая, она все же нуждается в техническом совершенствовании.

Необходимо знать свои недостатки, понять и освоить положение частей речевого аппарата в момент произнесения того или иного звука. Заниматься техникой речи нужно для того, чтобы речь была легкой, свободной.

К.С.Станиславский придавал большое значение тренировке речевого аппарата. Часто встречаются люди с вялой речью, леностью языка и плохой работой нижней челюсти (челюстной зажатостью).

Для развития органов речи необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, с ее помощью вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Большую роль играют мускулы, которые требуют систематической тренировки. Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи.

Упражнения по тренировке нижней челюсти, губных мышц, мышц языка изложены в учебниках и будут даны в процессе практической работы. Все упражнения артикуляционной гимнастики надо проделывать, соблюдая последовательность, до полного и правильного усвоения.

Когда вы овладеете своим речевым аппаратом и поймете функции отдельных его частей, тогда можно переходить к работе над исправлением отдельных гласных и согласных звуков.


Краткое описание положения артикуляционного аппарата при произнесении гласных звуков.

·        И - Нижняя челюсть слегка опущена. Верхняя губа поднята. Края нижних и верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами небольшое (2 – 3 мм). Кончик языка упирается в нижние резцы.

·        Э - Нижняя челюсть опущена несколько больше, чем при произнесении И. Верхние резцы обнажены. Расстояние между зубами – большой палец, кончик языка у нижних резцов.

·        А - Рот раскрыт. Нижняя челюсть опускается больше, чем при произнесении Э. Края верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами – два пальца, положенные друг на друга. Язык лежит плоско.

·        О - Губы имеют округлую форму и выдвинуты вперед. Язык несколько оттянут назад.

·        У - Губы выдвинуты вперед в виде воронки. Язык сильно оттянут назад.

·        Ы - Артикуляция Ы такая же, как при произнесении И; меняется только положение языка. Кончик языка оттянут назад (как при О).

Йотированные звуки Е, Я, Ё, Ю состоят из согласного звука [Й] и гласных звуков [Э], [А], [О], [У].

Упражнения на гласные звуки могут служить хорошей артикуляционной гимнастикой.

Произнесение гласных звуков в различных сочетаниях способствует развитию и укреплению верхней губы, языка, нижней челюсти.


ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

    Гласные звуки образуют мелодику речи, ее звучность. Гласных звуков 6:

[И], [Э], [А], [О], [У], [Ы].

Из этих звуков составьте таблицу, которая будет взята за основу тренировки:

И – Е, И – Э, И – Э;

Э – А, Э – А, Э – А;

А – О, А – О, А – О.

У – Ы, У – Ы, У – Ы;

О – У, О – У, О – У;

Это упражнение можно комбинировать по-разному, изменяя порядок и последовательность гласных, а затем и согласных звуков.

Для тренировки внимания рекомендуется добиваться различных акцентов:

И – Э – А – О – У – Ы

Под ударением первый звук, остальные произносятся ровно;

И – Э – А – О- У – Ы

Под ударением второй звук и т. д.


ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ Е, Я, Ё, Ю.

    Эти звуки образуются из сочетания двух звуков для каждой согласной: Е=Й+Э, Я=Й+А, Ё=Й+О, Ю=Й+У.

    Для упражнений нужно чередовать гласные звуки с йотированными.

Например:

И–ЙИ, Э–Е, А–Я, О–Ё, У-Ю.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

    Согласные звуки более трудны для произношения. Они придают речи четкость, выразительность, помогают формировать слова.

 При произношении гласных звуков требуется напряжение какой-либо одной части речевого аппарата.

    При тренировке согласных звуков следует обратить внимание на упругость и крепость органов речи при их смычках и взрывных звуках.

    Согласные звуки бывают звонкими, в их произношении участвует голос:

[Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З],

[Л], [М], [Н], [Р].

 Звуки [М], [Н], [Л], [Р] называют еще сонорными, так как у них нет парных глухих.

    При произношении глухих согласных звуков голос не участвует:

[П], [Ф], [К], [Т],

[Ш], [Щ], [Ч], [Ц].

    Звуки [Ц], [Ч], [Щ] – сложные, они называются аффрикатами (слитными).

Например:

звук [Ч] артикулируется из «ТЬ» и «ШЬ»;

звук [Щ] артикулируется из «ШЬ» и «ШЬ».

    Звуки [С] и [З] – свистящие;

звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ] – шипящие.

Пример упражнений на согласные звуки.

    Звук [П] - глухой, звук [Б] - звонкий.

1.   Чередовать: П, Б (несколько раз).

2.   ПИ – ПЭ – ПА – ПО – ПУ – ПЫ.

3.   БИ – БЭ – БА – БО – БУ – БЫ.

4.   ПЕ – ПЯ – ПЕ – ПО.

5.   БЕ – БЯ – БЕ – БО.

6.   ПИББ – ПЭББ – ПАББ – ПОББ – ПУББ – ПЫББ.

7.   БИПП – БЭПП – БАПП – БОПП – БУПП – БЫПП.

8.   ПИББИ – ПЭББЭ – ПАББА – ПОББО – ПУББУ – ПЫББЫ.

9.   БИППИ – БЭППЭ – БАППА – БОППО – БУППУ – БЫППЫ.

Можно составлять различные варианты упражнений, чередуя глухой и звонкий звук со всеми гласными.

Отрабатывая произношение отдельных звуков, следует проверять правильность положения частей речевого аппарата.

Более сложны в произношении смягченные звуки [Т] и [Д] (ТЬ и ДЬ).

Тренировать эти звуки нужно с йотированными гласными звуками.

Например:

ТИ, ТЕ, ТЯ, ТЁ, ТЮ, ТИ;

ДИ, ДЕ, ДЯ, ДЁ, ДЮ, ДИ.

    Структура артикуляционного упражнения может быть следующей:

1.   ТИДДИ – ТЕДДЕ – ТЯДДЯ –

ТЁДДЁ – ТЮДДЮ – ТИДДИ.

2.   ТИ – ДИ – ДИ – ТТИ,

ТЕ – ДЕ – ДЕ – ТТЕ,

ТЯ – ДЯ – ДЯ – ТТЯ.

3.   ТЕ – ДЕ – ДЕ – ТТЕ,

ТЮ – ДЮ – ДЮ – ТТЮ.

    Чтобы закрепить произношение каждого звука, придумайте слова, в которых этот звук был бы в начале и в конце слова, пользуйтесь пословицами и поговорками.

Например:

·        И – Знали, кого били, потому и победили;

·        Е – Кто сеет да веет, тот не обеднеет;

·        О – Красно поле пшеном, а речь умом;

·        УЮ – Чужим умом умен не будешь,

Сам себя губит, кто людей не любит;

·        АЯ – Голова без ума, что фонарь без огня,

Ошибайся, да сознавайся;

·        ИП - Пошел Ипат лопаты покупать,

купил Ипат пять лопат,

шел через пруд – уцепился за прут,

упал Ипат – пропали пять лопат.

·        Ы – Каков Мартын, таков у него и алтын.

Для достижения выразительности речи необходимо четко и ясно говорить с равной быстротой. Этому способствует работа над скороговорками.

Учителю приходится сталкиваться также и с вопросами темпа речи. На уроках иногда требуется быстрая, легкая речь, четкость которой должна быть предельной.

Поэтому работа над скороговоркой – средство к достижению четкости речи в любом темпе. Механическое, монотонное зазубривание скороговорок никогда не даст практической пользы.

Основываясь на смысле фразы, варьируя его на ходу, соответственно меняя интонацию, оратору легко будет пользоваться различными темпами речи.

Не нужно стремиться сразу быстро произносить скороговорки. Сначала произносите ее медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова.

При произнесении скороговорки следите за полнотой всех проговариваемых звуков, не допуская нечеткости и смазанности.

Старайтесь, произнося скороговорки, ставить разные исполнительские задачи (внутренние речевые установки).

Например:

При речевом исполнении этого текста я хочу подшутить, хочу пожаловаться, хочу посплетничать, хочу похвастаться и т. д.

Примеры:

1.   «Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой».

2.   «Протокол про протокол протоколом запротоколировали».

3.   «Расскажите про покупки!

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

про покупочки мои».

В учебной литературе Вы найдете текстовой материал для самостоятельных занятий дикцией, ряд скороговорок, текстов, упражнений, которыми нужно заниматься систематически, постепенно усложняя их.

Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как и о внешнем виде, люди судят о голосе собеседника в течение первых нескольких секунд. Неважно, известный вы человек или нет. Несмотря на запоминающуюся внешность некоторых известных людей, вспоминая их, мы в первую очередь вспоминаем их голос.

Ваш голос важен также, как ваша внешность, манеры, текст вашего выступления. Голос - это инструмент, с помощью которого вы донесете свое сообщение до аудитории. Взаимопонимание между вами и вашей аудиторией зависит от ваших голосовых и речевых данных. Голос может привлечь слушателей на вашу сторону, убедить их, завоевать их доверие. Вы можете расшевелить людей или усыпить, очаровать или оттолкнуть.

Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой вашего имиджа. Он может перечеркнуть все ваши достоинства. Вспомните, насколько раздражает резкий или писклявый голос продавца, когда вас, буквально ноя, умоляют сделать покупку. Такие люди могли бы добиться большего, если бы улучшили свой голос. Ваш голос должен содействовать вашей карьере, а не портить ее.

Хорошо поставленный уверенный голос является ценным средством демонстрации власти и оказания влияния. Когда другим людям нравится, как звучит ваш голос, они со значительно большей готовностью прислушиваются к тому, что вы говорите.

Человеческий голос - могущественный инструмент. Всегда следует помнить, что ваши слушатели ожидают - и вполне заслуживают - услышать приятный голос.

Как бы вы ни были талантливы, обаятельны и умны, но если вы искажаете звуки, неверно ставите ударение, неправильно произносите слова и к тому же не используете свои голосовые возможности, то вы не сможете стать успешным человеком.

Вы готовы сделать свою речь четкой, ясной и понятной? Обрести выразительный, бархатистый, уверенный голос, раскрыть все его возможности? Занятия по технике речи и постановке голоса помогут вам достичь этих целей, помогут овладеть своим голосом, узнать больше о своем голосовом аппарате и научиться правильно дышать.


Речевой аппарат

Четкость произношения требует прежде всего здорового, нормально построенного речевого аппарата и правильного его функционирования. Что мы называем речевым аппаратом и каковы его функции?

Речевой аппарат состоит из подвижных и неподвижных частей. К подвижным частям речевого аппарата относятся: губы, язык, нижняя челюсть, небная занавеска с маленьким язычком; к неподвижным - зубы, верхняя челюсть, альвеолы (ячейки, в которых сидят своими корнями зубы).

Произношение появляется в результате мускульных сокращений соответствующих частей речевого аппарата. Эти сокращения координируются специальным нервным центром, находящимся в коре левого полушария головного мозга.

Произношение может быть нормальным, т.е. четким и ясным, или в нем может быть целый ряд отклонений от нормы, зависящих

  • от дефектов структуры речевого аппарата
  • от случайно неправильного пользования той или иной частью речевого аппарата при совершенно нормальном его устройстве
  • от функционального расстройства отдельных участков центральной нервной системы.

К дефектам структуры речевого аппарата относится, например, неправильное смыкание челюстей при резко выдвинутой или, наоборот, вдвинутой нижней или верхней челюстях, так же как и редко или криво поставленные зубы. Эти недостатки порождают неправильное произношение свистящих, в то время как правильно расположенные челюсти и зубы благоприятствуют четкости речи, а отчасти служат также резонатором для речи. Уздечка, чересчур коротко держащая язык, бывает причиной картавости и пр.

Эти так называемые органические недостатки речи требуют медицинского вмешательства (челюстно-лицевая хирургия, отолорингология, неврология и т.д.). Занятия по технике речи и постановке голоса обеспечивают исправление неорганических недостатков, т.е. неправильных привычек произношения, плохой дикции, говора и т.д.

Многим людям свойственны вялость губ и языка, плохая работа нижней челюсти (челюстной зажим). Специальные упражнения позволяют устранить зажимы речевого аппарата, отработать движения языка, губ, нижней челюсти, необходимые для правильного образования гласных и согласных звуков русского языка. Особенно полезны они тем, у кого речевой аппарат от природы страдает вялостью и малоподвижностью.

Приступая к занятиям по технике речи и постановке голоса, необходимо верно представлять механизм голосообразования.

Когда мы говорим, воздушная струя (выдох) из легких по дыхательному горлу попадает в гортань и, коснувшись сомкнутых голосовых связок, заставляет их вибрировать, в результате чего возникает звук голоса. Далее звук попадает в полость рта. В зависимости от того, какое положение примут подвижные части речевого аппарата, образуется тот или иной звук - гласный или согласный.

Выразительный голос возможен лишь при правильной организации глотки: небная занавеска поднята; корень языка и маленький язычок поднимаются (глотка принимает положение зевка); язык своим корнем закрывает утечку выдоха в носовую полость, воздух собирается в ротовой полости, что исключает гнусавость голоса; подвижная нижняя челюсть позволяет правильно открывать рот для хорошей четкой речи. Тембр и сила голоса зависят и от давления воздуха под голосовыми связками, и от природной акустики (например, от высоты купола твердого неба), но если развить эластичность мягкого неба, то резонирующее пространство увеличится, и это улучшит качество звучания.

Подобная организация глотки и артикуляционных органов называется "маской". При образовании звука такая мыщечная свобода помогает получать звук, который попадая в резонаторы, создает максимальный звуковой эффект: звучность, полетность, выразительность.

Голосовой инструмент принадлежит только вам. Только вы можете им воспользоваться. Только вам решать, что с ним делать. Прослушайте запись своего голоса. Вам понравилось? Или вы воскликнули: "Неужели это мой голос ?" Возможно, в глубине души вы осознаете, что могли бы говорить лучше, но просто не знаете как. Возможно, вам уже ясно, что нужно как-то изменить свой голос.


Правильное дыхание

Человек может долгое время - недели и месяцы - обходиться без пищи, пару дней не пить воду, но без дыхания жизнь прекращается через несколько минут.

Дыхание - это процесс вдоха и выдоха, в результате которого организм человека поглощает из окружающей среды кислород и выделяет углекислый газ.

В подавляющем большинстве случаев все дышат так, как придется, так как получается само собой. Люди в жизни учатся практически всему - ходить, говорить, читать, правильно держать ложку и вилку, водить автомобиль и многое, многое другое ... кроме обучения правильному дыханию. О том, что существует правильное дыхание, обычно вспоминают, когда, например, "садится" голос или не хватает воздуха закончить речевую фразу.

Дыхание - это сила, без которой голос не зазвучит.

Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с развития правильного вдоха и правильного выдоха.

Человеческий организм так устроен, что может осуществлять процесс дыхания разными способами. Дыхание может быть поверхностным, когда вдох производится за счет подъема верхней части груди, может быть грудным, когда расширяется грудная клетка, и может быть брюшным (диафрагмальным), когда на вдохе увеличивается живот.

Большинство людей страдает именно поверхностным дыханием. Это означает, что организм получает только четвертую или пятую часть того объема кислорода, на который рассчитаны легкие. Изменив свое поверхностное дыхание, вы обретете новый голос, а также наладите нервную систему, ускорите обмен веществ, повысите энергитеческий уровень.

Только диафрагматический тип дыхания является наиболее целесообразным и правильным, т.к. способствует полному газо- и энергообмену. При этом виде дыхания равномерно заполняется воздухом вся полость легких, и они хорошо вентилируются. Такое дыхание менее утомительно и создает наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата (о дыхании в пении сейчас речь не идет).

В работе над речью, голосом важно знать об особенностях газообменного (физиологического) и фонационного дыхания. Газообменное дыхание необходимо для человеческого организма (постоянный обмен кислорода и углекислоты). Для сохранения здоровья и профессиональных заболеваний голоса следует всегда пользховаться носовым дыханием, так как оно естественно и более гигиенично. Вдыхаемый воздух проходит через носоглотку, попадает в гортань, трахею. Нижний конец трахеи разделяется на два разветвленных бронха, которые проходят в легкие и делятся на многочисленные разветвления, образуя так называемое бронхиальное дерево. Мельчайшие бронхи заканчиваются легочными пузырьками.

Легочные пузырьки покрыты густой сетью кровеносных капилляров, которые впитывают необходимый кислород. При вдохе он поступает в гортань и дыхательное горло, затем в бронхи, их разветвления и в легочные пузырьки, которых гораздо больше в нижней части легких. Легкие обогащаются кислородом, а при выдохе осовобождаются от углекислоты и других газообразных продуктов распада.

Легкие заполняют почти всю грудную клетку. Внизу легкие опираются на диафрагму.

Диафрагма - мускульная перегородка, отделяющая грудную область от брюшной. Она имеет куполообразную форму. Легкие касаются диафрагмы своими нижними частями, как бы опираются на нее. При вдохе диафрагма сокращается, прогибается, теряет свою выгнутую кверху, куполообразную форму и таким образом увеличивается объем нижней части грудной клетки, что дает возможность нижней части легких максимально наполняться воздухом. Атмосферный воздух устремляется в легкие, заполняя их. Затем дыхательная мускулатура грудной клетки и диафрагма расслабляются, объем грудной полости уменьшается - происходит выдох. Такой цикл дыхания, состоящий из вдоха и выдоха, повторяется в покое у взрослого человека 16-18 раз в минуту.

Во время речи к физиологической функции дыхания присоединяется голосовая, поэтому оно называется фонационным (phone - "звук" греч.). Дыхание является основным источником энергии при образовании звуков. По команде головного мозга голосовые связки смыкаются, превращаются в преграду на пути выдыхаемого воздуха. Проходящий воздух заставляет вибрировать связки и образуется звук.

В процессе речи вдох короткий, а выдох замедленный, прерывающийся в связи с произношением текста. Вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох - экономным и плавным. Без тренировок управлять своим дыхательным аппаратом трудно. Цель упражнений - укрепить мышечную силу и развить бесшумное короткое дыхание для длительного голосоведения.

Обучение правильному дыханию базируется на небольшом числе целесообразных упражнений, которые при регулярных занятиях вскоре дадут превосходный результат. Повторение дыхательных и звуковых упражнений закрепляется в мозговых центрах, приводя к образованию условных рефлексов. При систематических упражнениях вырабатывается условный рефлекс правильного дыхания.

Когда вы освоите диафрагматическое, брюшное дыхание, дыхание животом (назовите его, как хотите), вы уже никогда не вернетесь к прежнему дыханию . Правильное дыхание поможет свободно владеть голосом, обеспечить профилактику заболеваний легких и сердца, поможет контролировать стресс.

  • Дыхание и его роль в психической саморегуляции
  • Дыхание и обмен веществ
  • Дыхание в хореографии


Дыхание и его роль в психической саморегуляции

С древнейших времен известна тесная связь между дыханием и психофизиологическим состоянием человека. Во всех восточных системах гармонизации - йоге, ци-гуне, дзен-буддизме - использование различных дыхательных упражнений является необходимым условием для достижения желаемых психических состояний.

Дыхание является универсальным инструментом, позволяющим регулировать тонус центральной нервной системы в широких пределах: от глубокого торможения до высокого уровня мобильности. Регулируя глубину вдоха и выдоха, величину паузы на вдохе и выдохе, а также используя при дыхании различные части объема легких (верхнюю, среднюю или нижнюю), можно сознательно управлять тонусом организма. Если необходимо добиться мышечной релаксации, успокоения нервной системы, снять излишнее возбуждение, целесообразно уменьшить продолжительность вдоха, увеличить время выдоха и увеличить паузу, задержку после него, причем само дыхание должно быть брюшным (или диафрагматическим). Для увеличения тонуса организма, мобилизации нервной системы, напротив, практикуют удлиненный вдох и паузу на вдохе, сокращение времени выдоха, используя, в основном, верхний и средний отделы легких.

В классической йоге существует детально разработанная и проверенная многовековым опытом система дыхательных упражнений, называемая Пранаяма. Ниже приводятся некоторые из них, достаточно простые в исполнении, но обладающие сильным эффектом.

Полное дыхание сочетает в себе три вида дыхания - верхнее, среднее и нижнее. Обладает мощным физиологическим воздействием на вегетатику, стимулирует обмен веществ, способствует оптимизации психоэмоционального состояния.

Техника выполнения. Сделайте выдох. Диафрагмальным дыханием наполните воздухом нижнюю часть легких (живот увеличивается). Затем без паузы, продолжая вдох, расширяете грудную клетку и воздух поступает в среднюю часть легких. Заканчиваете вдох ключичным дыханием, наполняете воздухом верхнюю часть легких. Таким образом, вдох при полном дыхании происходит плавно, без рывков, волнообразно. После выполнения может быть небольшая пауза и начинайте полный выдох в той же последовательности, что и вдох, т.е сначала происходит нижний выдох с втягиванием живота, а затем средний и верхний с одновременным опусканием ребер и ключиц. Время выдоха при правильном полном дыхании примерно в 2 раза больше времени вдоха. Повторить 5 раз.

При правильном выполнении возникает чувство умиротворения, покоя, снижается частота пульса и кровяное давление, повышается работоспособность.

Дыхание поочередно каждой ноздрей рекомендуется при упадке сил, переутомлении. Чередуя поток воздуха посредством ноздрей вы испытаете приятное чувство релаксации, и это окажет на ваш мозг уравновешивающее и успокаивающее воздействие.

Техника выполнения - вдох одной ноздрей, выдох другой, а затем наоборот. После очередного выдоха закрыть левую ноздрю средним пальцем и сделать вдох через правую ноздрю. Небольшая пауза. Затем большим пальцем закрыть правую ноздрю и, открыв левую, сделать выдох. Пауза. Сделать вдох через левую ноздрю. Небольшая пауза. Закрыть средним пальцем левую ноздрю и, освободив правую ноздрю, сделать выдох. Пауза. Повторить описанный дыхательный цикл 5 раз.

Очищающее дыхание йогов вернет силу и бодрость организму, очистит дыхательные органы, снимет напряжение и головную боль.

Техника выполнения. Сделайте максимальный выдох, затем полный глубокий вдох. Задержите в себе воздух в течение 3-5 секунд. Сложите губы так, как будто вы собираетесь свистеть. Затем воздух резко, как при кашле, выдыхайте. Остановитесь на 2-3 секунды, а затем снова выдыхайте. Повторяйте до тех пор, пока весь воздух не выйдет из легких. Необходимо помнить, что выдыхать воздух нужно с усилием. В противном случае упражнение не даст желаемого эффекта.

Упражнение целесообразно выполнять сразу после ночного сна для ликвидации застойных явлений, после нахождения в местах массового скопления людей.

  • Правильное дыхание
  • Дыхание и обмен веществ
  • Дыхание в хореографии


Дыхание и обмен веществ

Избыточный вес обычно является следствием замедленного метаболизма (обмена веществ), вредных привычек питания и малоподвижного образа жизни. Чтобы стать стройным, недостаточно сесть на диету. Человеческий организм - чрезвычайно мудрая и эффективная машина. Сниженное потребление калорий, фактически, снижает уровень метаболизма вашего тела. Когда организм не получает той пищи, к которой привык, он расценивает это как голод, резко замедляет расход энергии, метаболизм и начинает накапливать жир.

Уровень метаболизма в значительной степени зависит от объема потребляемого кислорода. Вы можете изменить свой метаболизм. По сути, метаболизм - это скорость с которой тело вырабатывает энергию. Правильное дыхание способно ускорить ваш обмен веществ. Когда вы вдыхаете больше кислорода, происходят явления, ускоряющие метаболизм. Если вы не получаете достаточно кислорода (90% людей не получают его из-за поверхностного дыхания), то ваш метаболизм автоматически замедляется. Ваши клетки не могут сжигать жир так же быстро, как они его накапливают.

Современные исследования показали, что на сжигание каждых 4,8 калорий тратится один литр кислорода. Задолго до получения этих данных знаменитый итальянский тенор Энрико Карузо (1873-1921) в своей книге "Как надо петь" писал, что "пение, сопровождающееся постоянным глубоким дыханием, значительно способствует борьбе с жировыми отложениями".

Давно известно, что физическая активность - отличный способ похудеть. Анаэробные упражнения (упражнения не требующие увеличения кислорода) развивают мускульную силу, но незначительно влияют на избыточный вес. Аэробные упражнения, такие как бег, велосипед, балет и др. связаны с дополнительным поступлением кислорода и способствуют коррекции веса. Конечно, развитая мышца сжигает жир быстрее, чем дряблая. Но больший вклад вносит именно увеличение потребления кислорода.

Единственным способом изменить свой вес и поддерживать его в неизменном состоянии является изменение химии вашего тела. Да, это сделают физические упражнения. Возможно, с риском для здоровья это сделают химические вещества. Но самым удобным способом изменить химию тела является наполнение его кислородом.

  • Правильное дыхание
  • Дыхание и его роль в психической саморегуляции
  • Дыхание в хореографии


Дыхание в хореографии

Балет требует от человека огромного физического напряжения. Оно начинается в годы обучения в хореографическом училище и продолжается всю артистическую жизнь. Чем легче артист переносит физическую нагрузку, тем легче ему на сцене танцевать и раскрывать образ, и наоборот, чрезмерная усталость заставляет ждать ухода за кулисы и отдыха.

Над вопросом, как же бороться с переутомлением в балете, задумывались давно, но не находили ответа. Поэтому утверждалось, что выход один - педагог-руковлдитель обязан во время занятий хорошо рассчитывать нагрузку, развивать выносливость. Организм должен научиться переносить утомление, закаляясь в процессе постепенного увеличения нагрузки, и ученики обязаны привыкнуть к тому, что балет немыслим без учащенного дыхания и обильного пота.Так раньше думало большинство деятелей балета. Лишь в 50-е годы XX века появились доказательства неправильности подобной точки зрения. Е.Я.Попова предложила чрезвычайно ценное средство для борьбы с переутомлением в хореографии. Средство это - правильно развитое дыхание.

В те годы Е.Я.Попова преподавала в Московском хореографическом училище фортепиано. Зная как снимает утомление диафрагмальное дыхание с длинным выдохом,она не могла спокойно смотреть на облитых потом, переутомленных детей, идущих с уроков танца. Попова начала учить студентов не только музыке, но и правильному дыханию. Достижения педагога и их показ на труднейших элементах классического танца были так убедительны, что через несколько лет Министерство культуры СССР ввело в учебный план хореографических училищ страны специальный предмет - дыхательную гимнастику по методу Поповой и ее предшественников.

Дыхание, которое дает человеку отдых, снимает физический стресс, не допускает переутомления, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха. При неконтролируемой физической нагрузке одышка, чрезмерная потливость вызываются избытком углекислоты в организме из-за активного забора воздуха, гипервентиляции легких и недостатоного выдоха углекислоты, накапливающейся в организме. Длинный упругий выдох хорошо очищает от углекислоты легочные пузырьки, вдох же после паузы заполняет их достаточным количеством кислорода. При этом сердце работает лучше и организм человека значительно меньше утомляется. Отсюда можно сделать вывод, что при тренировках очень важно учиться длинному ровному выдоху через рот. Вдох должен быть через нос, непроизвольным, руководить им не следует. Дыхание - дифрагмальное.

  • Правильное дыхание
  • Дыхание и его роль в психической саморегуляции
  • Дыхание и обмен веществ


Характеристики голоса и речи

Вот список некоторых симптомов того, что ваша речь далека от совершенства и вам следует заняться ею:

  • Слушатели часто просят повторить только что сказанные вами слова.
  • У вас устает горло после десятиминутного разговора.
  • Вы теряете контроль над голосом в конце длинного предложения.
  • Вам не хватает дыхания
  • Вам не нравится собственный голос и никогда не нравился.
  • У вас солидная внешность, но голос звучит слишком молодо.
  • Вам приходится объяснять слушателям, что вы являетесь руководителем (или занимаете иную высокую должность), потому что по вашей речи этого не скажешь.
  • Вы боитесь публичных выступлений.
  • У ваших слушателей через некоторое время начинает блуждать взгляд, поскольку вы говорите монотонно.
  • Люди обращают внимание на то, что вы часто, возможно бессознательно, повторяете отдельные звуки, словечки или фразы, вроде, «мм», «гм», «ну», «как бы», «так», «значит», «типа» , «чисто», «знаете ли», «на самом деле» и т.д.
  • У вас заметный акцент.

Характеристики хорошего голоса

Ниже приводятся характеристики хорошего голоса. Прочитайте этот список, подумайте о свое голосе и о том, какими из этих качеств вы хотели бы обладать, но не обладаете.

Итак, хороший голос:

  • Приятный
  • Вибрирующий
  • Спокойный
  • Хорошо модулированный
  • Низкого тембра
  • Доверительный
  • Управляемый
  • Теплый
  • Мелодичный
  • Заботливый
  • Уверенный
  • Дружеский
  • Окрашенный интонацией
  • Выразительный
  • Естественный
  • Богатый
  • Наполненный
  • Звучный
  • Доброжелательный

Характеристики плохого голоса

А вот список наиболее распространенных определений неприятного или плохого голоса. Прочитайте этот список и подумайте о своем голосе, выделяя те неприятные свойства, от которых вы хотели бы избавиться.

Итак, плохой голос:

  • Гнусавый
  • Резкий или скрипучий
  • Хриплый
  • Дрожащий
  • Высокого тембра или пронзительный
  • Плаксивый
  • С одышкой
  • Робкий
  • Отрывистый
  • Слишком громкий
  • Слишком тихий и неслышный
  • Бесцветный
  • Помпезный
  • Саркастический тон
  • Неуверенный
  • Монотонный
  • Напряженный
  • Слабый
  • Скучный


Обучение

Никогда не поздно заняться своей речью! Курс техники речи включает в себя занятия по дыханию, дикции, орфоэпии и постановке голоса.

Работа над дыханием заключается в том, чтобы найти и развить наиболее естественный, здоровый и целесообразный тип дыхания для нормального развития голоса и преодоления технических речевых трудностей (быстрый темп речи,одышка, нехватка воздуха и т.д.)

Дикция в точном переводе означает произношение, а хорошая дикция обозначает четкость и ясность произношения, чистоту каждого звука, а также слов и фраз в целом. Плохая дикция, проглатывание отдельных звуков и даже частей слов, небрежность речи затрудняют понимание сути произносимого текста.

Занятия по орфоэпии устраняют говор, позволяют освоить московское произношение, нормы литературного языка.

Работа над голосом (постановка голоса) - это наиболее полное и всесторонее развитие голосовых данных (увеличение диапазона, развитие силы, звучности, выносливости).

Смысл занятий по технике речи и голосу - сделать речь четкой, слышной, ясной, понятной, красивой. Самостоятельная ежедневная работа под регулярным контролем педагога обязательно дает положительные результаты. Работу с педагогом необходимо продолжать до тех пор, пока навыки верного звучания не будут закреплены. Дальнейшие занятия можно проводить самостоятельно.

В конце концов вы освоите правильное дыхание и произношение и не будете думать о том, как это делается. Вы будете естественно пользоваться своим голосом при разговоре. Это умение останется с вами навсегда, оно будет доставлять удовольствие вам, вашим друзьям, вашим слушателям.

Любой артист изучает сценическую речь как необходимое условие профессионального успеха. Каждый журналист стремится умело пользоваться устной речью. Сегодня все больше и больше политиков, общественных деятелей и деловых людей стремятся освоить технику речи для эффективной политики, успешного бизнеса, и, главное, сохранения красоты русского языка. Присоединяйтесь!

Занятия проводит педагог по сценической речи, преподаватель техники речи и орфоэпии факультета журналистики РГГУ, ведущий информационных программ радиокомпании "Голос России" Мстислав Пентковский.

Первая консультация - бесплатно.

Информация по телефону: (095) 506 - 92 - 91 Электронная почта: mail@golos.net