Валютный контроль за импортными операциями в РФ
Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
1. Теоретические и методологические аспекты валютного контроля... 4
1.1. Сущность и задачи валютного контроля..................................................................... 4
1.2. Валютный контроль за импортными операциями в РФ........................................ 15
1.3. Механизм валютного контроля за платежами по импортным контрактам... 28
1.4. Особенности таможенного оформления экспорта и импорта товаров в связи с осуществлением валютного контроля............................................................................... 30
2. Регулирование импортных операций в РФ......................................... 32
3. Проблемы валютного контроля за импортными операциями со стороны банков, клиентов......................................................................................... 33
Заключение.................................................................................................. 34
Список используемой литературы........................................................... 35
Введение
1. Теоретические и методологические аспекты валютного контроля
1.1. Экономическая сущность и значение валютного контроля
Важнейшая задача валютного регулирования и валютного контроля – противодействие утечке капитала за границу, создающей угрозу экономической безопасности страны. Утечка капитала происходит, прежде всего, в таких формах, как невозврат в Россию валютной выручки от экспорта и сделки по фиктивным импортным контрактам.
С целью ограничения масштабов утечки капитала и пополнения внутреннего рынка валютными ресурсами Банк России совместно с ГТК РФ создал систему таможенно-банковского контроля за экспортно-импортными операциями резидентов. Правовой основой этой системы являются: Инструкция ЦБ РФ №86-И и ГТК РФ №01-23/26541 от 13 января 1999г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров», Инструкция ЦБ РФ № 30 и ГТК РФ №01-20/10538 от 26 июля 1995г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары», Указание ЦБ РФ №500-У от 12 февраля 1999г. «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства».
В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ №86-И и ГТК РФ №01-23/26541 контроль за экспортными операциями начинается с оформления экспортером — резидентом, от имени которого заключен контракт, паспорта сделки (ПС) в уполномоченном банке (его филиале), где открыт валютный и/или рублевый счет экспортера, на который он обязан зачислить выручку от экспорта согласно ПС. ПС — основной документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта.
В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ №30 и ГТК РФ №01-20/10538 базовым документом валютного контроля импортных операций является паспорт импортной сделки (ПСи), оформляемый импортером — резидентом (юридическим лицом) в уполномоченном банке, в котором открыт его валютный счет. ПСи содержит сведения об импортном контракте, необходимые для осуществления валютного контроля.
Банк ведет в электронном виде ведомость банковского контроля за обоснованностью переводов средств в иностранной валюте за импортируемые товары, на основе которой он формирует в автоматическом режиме и предоставляет в территориальное учреждение Банка России ежемесячные отчеты о переводе средств в иностранной валюте за импортируемые товары, включающие сведения по всем импортным контрактам, находящимся в отчетном периоде под таможенно-банковским контролем.
В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 83-И уполномоченные банки формируют и ведут в электронном виде базу данных «Сведений о договорах», в которую вносят изменения условий договоров и иную информацию, содержащуюся в «Сведениях о договоре», а также информацию о нарушении клиентом валютного законодательства.
Под валютным контролем законодатель понимает деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ в соответствии с российским законодательством. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля, в частности, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю и уполномоченные банки.
Под механизмом валютного контроля понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъектная составляющая), а также набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).
Нормативно-правовую базу механизма валютного контроля составляют федеральные законы: «О валютном регулировании и валютном контроле», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О банках и банковской деятельности» и другие; Таможенный кодекс РФ; многочисленные подзаконные акты, в том числе Указ Президента РФ от 21 ноября 1995г. №1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 6 марта 1993г. №205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка», нормативные правовые акты ЦБ РФ и ГТК РФ, а также международные договоры Российской Федерации.
Основными целями валютного контроля являются:
ü определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
ü проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; обоснованности платежей в иностранной валюте; полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях.
Объектом валютного контроля являются валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, чьим предметом являются валюта и валютные ценности ( иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и иных бытовых изделий из этих металлов и лома таких изделий; природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, кроме ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий). Участники валютного обращения обязаны:
- представлять вышеуказанным организациям все запрашиваемые ими документы и информацию, касающуюся проводимых и проведенных ими валютных операций;
- в течение пяти лет сохранять всю документацию, касающуюся каждой проведенной валютной операции;
- устранять выявленные нарушения валютного регулирования немедленно по получении соответствующего указания валютного контролера.
Валютный контроль может осуществляться на разных стадиях проведения валютных операций.
Одно из основных направлений валютного контроля – контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров.
Цель этого контроля – обеспечить поступления валютной выручки в Российскую Федерацию на счета экспортеров в уполномоченных банках. Зачисление валютной выручки на другие счета допускается только с разрешения ЦБ РФ. Для этого существует так называемый «паспорт экспортной сделки», порядок ведения которого определен совместной Инструкцией ЦБ РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 12 октября 1993 г.
Другое направление валютного контроля – защита валюты Российской Федерации, российских валютных ценностей в целом. Отсюда контроль за ввозом /вывозом, переводом и пересылкой за границу и из-за границы российской валюты, иностранной валюты и внутреннего валютного рынка России), а также других валютных ценностей.
Система организаций, осуществляющих контроль за правомерностью валютных операций, является двухступенчатой. В нее входят органы валютного контроля и их агенты.
Органы валютного контроля наделены большим объемом прав. Они имеют нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами Российской Федерации, осуществляют контроль за правомерностью валютных операций, за соответствием этих операций законодательству и условиям лицензий и разрешений, проводят проверки валютных операций, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, а также руководят агентами валютного контроля при осуществлении ими контрольных функций.
Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации является Центральный банк РФ. Банк России определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумах в иностранной валюте, издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Федерации резидентами и нерезидентами; проводит все виды валютных операций; устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой и ценными бумагами в валюте Федерации; устанавливает порядок обязательного перевоза, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Федерации. Кроме того. Центральный банк РФ устанавливает общие правила выдачи лицензии банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления; готовит и публикует статистику валютных операций в Российской Федерации по принятым международным стандартам; выполняет другие функции в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Должностные лица органов и агентов валютного контроля имеют право:
а) проверять все необходимые документы, в том числе наличие лицензий и разрешений на проведение валютных операций, получать объяснения и справки, изымать документы, свидетельствующие о нарушениях валютного законодательства;
б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления документов и информации;
в) приостанавливать действие лицензий или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций;
г) направлять в суд, арбитражный суд иски о признании недействительными сделок, противоречащих валютному законодательству, а также о взыскании всего полученного по этим сделкам в доход государства; направлять в суд иски о ликвидации юридического лица, в деятельности которого выявлены нарушения законодательства;
д) направлять материалы проверок, в ходе которых установлены нарушения валютного законодательства, в правоохранительные органы с ходатайством о возбуждении уголовного дела.
В случае выявления тех или иных нарушений органы валютного контроля вправе самостоятельно применять разрешенные законодательством санкции.
За нарушения валютного законодательства предусмотрена ответственность как административная, гражданско-правовая, так и уголовная в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В тех случаях, когда в качестве санкции за нарушения положений валютного законодательства является взыскание соответствующих сумм в доход государства, валютный контролер вправе с юридических лиц осуществлять взыскание в бесспорном порядке, с физических лиц — в судебном.
Так, за нарушение резидентами порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Министерства РФ по налогам и сборам или Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю налагается штраф в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ РФ. При этом уплата штрафа не освобождает предприятие от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации.
При необоснованном повышении расходов в иностранной валюте, влекущим занижение сумм экспортной выручки, подлежащих обязательной продаже на внутреннем рынке Российской Федерации, производится списание в безакцептном порядке данных сумм в иностранной валюте или в рублях по курсу ЦБ РФ на момент взыскания в размере завышения расходов.
При признании судом, арбитражным судом сделок с валютными ценностями недействительными в бесспорном порядке взыскивается штраф в размере необоснованно полученных сумм в иностранной валюте либо эквивалент в рублях по курсу ЦБ РФ на дату списания средств с расчетного счета. При повторном признании сделок недействительными налагается штраф в пятикратном размере необоснованно полученных сумм.
За нарушение порядка зачисления сумм выручки предприятий от реализации товаров (услуг) за иностранную валюту с уполномоченных банков взыскивается штраф в размерах, установленных Уставом ЦБ РФ, а с уполномоченных предприятий – штраф в размере сумм, которые не были учтены или были учтены ненадлежащим образом.
Взыскание вправе производить только организация, отнесенная законодательством к органам валютного контроля.
Действия агентов валютного контроля могут быть обжалованы органам валютного контроля, а действия последних – в судебном порядке.
Уполномоченные банки осуществляют контроль за соответствием валютных операций, проводимых клиентами, действующему валютному законодательству и представляют в Центральный банк РФ отчетность о проводимых валютных операциях.
Правительство РФ в качестве органа валютного контроля в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.
Таможенные органы осуществляют валютный контроль применительно к таможенному контролю, т.е. используют формы, методы и правила таможенного контроля, закрепленные в ст.ст.180-190 Таможенного кодекса РФ. С это целью в составе таможенных органов действуют специально созданные структурные подразделения:
· в ГТК РФ – Управление валютного контроля;
· в региональных таможенных управлениях – отделы таможенной стоимости и валютного контроля (ОТС и ВК);
· в таможнях – отделы таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО), а также ОТС и ВК;
· в таможенных постах – ОТО.
Объектами валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, являются: валюта РФ; ценные бумаги в валюте РФ; валютные ценности; валютные операции, связанные с перемещением товаров и транспортных средств (ст.199 Таможенного кодекса РФ).
К числу органов валютного контроля законодатель относит Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет Российской Федерации, правоохранительные органы.
Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля, а также подотчетны соответствующим органам валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.
Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их клиентами. К органам валютного контроля относятся Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
Основным органом валютного регулирования является Центральный банк Российской Федерации, уполномоченный:
· определять сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты;
· издавать нормативные акты, обязательные к исполнению на территории России резидентами и нерезидентами;
· проводить все виды валютных операций; устанавливать правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и валютой РФ, ценными бумагами в иностранной валюте и в валюте РФ;
· устанавливать порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;
· устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии, а также выполнять иные функции.
Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1993 года «Об усилении валютного экспортного контроля и о развитии валютного рынка» создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю выполняет следующие функции:
· контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте;
· осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям;
· участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности использования полученных квот и лицензий;
· осуществляет контроль за правомерностью предоставления или отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров предприятиям и организациям;
· организует с участием других органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и отчетности по валют экспортным, импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации
· контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе межродных договоров и соглашений;
· проводит анализ и обобщает практику валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства России в этой области;
· обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств;
· осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем, предусмотренные законодательством России.
Для осуществления перечисленных функций Федеральная служба имеет право.
· получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы;
· проводить проверки финансовых и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте;
· ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области внешнеэкономической деятельности, вносить в установленном порядке предложения по исключению хозяйствующих субъектов из перечня экспортеров стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам федеральной службы соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций;
· иные права, предусмотренные законодательством.
Таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст.199 Таможенного кодекса Российской Федерации осуществляет валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.
1.2. История развития валютного регулирования и контроля
Валютное законодательство постоянно динамически развивается. Изменяются соответственно и принципы, средства и методы валютного контроля. Теперь единственным критерием отнесения товара к разряду "импортируемых" является его фактический ввоз на таможенную территорию.
Важным нововведением является включение в сферу импортного валютного контроля контрактов, по которым оплата производится не только в иностранной валюте, но и в валюте РФ, векселями в иностранной валюте или в валюте РФ.
Основным направлением импортного валютного контроля является не столько проверка соблюдения порядка осуществления операций по оплате ввозимых товаров, сколько проверка обоснованности оплаты резидентами импортируемых товаров.
ГТК России и ЦБ РФ разработали совместную Инструкцию № 91-И и № 01-11/28644 от 04.10.2000 г. "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (далее — Инструкция), заменившую совместную Инструкцию ЦБ РФ и ГТК России № 30 и № 01-20/10538 от 26.07.1995 г. "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары"[1].
Данным документом валютный контроль за импортными операциями был распространен на сделки физических лиц-резидентов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
Согласно преамбуле прежней Инструкции ее действие распространялось на юридических лиц-резидентов РФ независимо от их организационно-правовой формы. И этим просчетом многие не преминули воспользоваться. Внешнеторговые фирмы, например, нередко в качестве "прикрытия" использовали таких индивидуальных предпринимателей и легально уходили от валютного контроля за импортными внешнеторговыми сделками.
В настоящее время п. 1 новой Инструкции устанавливает, что Паспорт импортной сделки (далее — ПСи) оформляется для осуществления валютного контроля за импортными контрактами как юридических лиц-резидентов, так и физических лиц-резидентов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
Однако п. 10.2.1 Инструкции выводит из-под валютного контроля сделки физических лиц-резидентов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, по которым стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров, оплаченных наличными денежными средствами, не превышает в эквиваленте 10 000 долларов США по курсу Банка России на дату принятия товаров к таможенному оформлению. Такое изъятие является оправданным: стоимость товаров невелика, и расчеты за них обычно осуществляются в наличном виде, а расчеты наличными денежными средствами физически не подпадают под таможенно-банковский валютный контроль. Контроль за такими сделками возможен в рамках исключительно таможенного контроля и как одной из его составляющих — валютного контроля.
Важной новеллой является распространение импортного валютного контроля на товары, помещаемые под таможенные режимы "выпуск для свободного обращения", "реимпорт", "таможенный склад", "магазин беспошлинной торговли", "переработка товаров под таможенным контролем", "временный ввоз", "свободная таможенная зона", "свободный склад", "отказ в пользу государства", "уничтожение", а также на товары, ввезенные и предназначенные непосредственно и исключительно для реэкспорта, таможенное оформление которых производится с подачей временной ГТД (п. 4.1 Инструкции).
Ранее ПСи оформлялся на контракты, по которым товары ввозились на таможенную территорию РФ в соответствии с таможенными режимами "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт" (п. 2 Приказа ГТК России от 14.11.1995 г. № 684 "Об осуществлении валютного контроля при ввозе товаров на таможенную территорию РФ").
Отсюда следует, что, применительно к валютному контролю, расширилось само содержание понятия "импортируемые товары".
Ранее под ними понимались товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, платеж за которые произведен или будет произведен. То есть критериями являлись: ввоз на таможенную территорию и обязательный встречный денежный эквивалент. Теперь же единственным критерием отнесения товара к разряду "импортируемых" является его фактический ввоз на таможенную территорию.
Критерий наличия обязательного встречного денежного эквивалента был отменен, так как прежде под ним понималась исключительно оплата импортируемых товаров, то есть выполнение импортных условий контракта. Однако обязательный встречный денежный платеж возникает не только в силу контракта, но и по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения его условий импортером в качестве возмещения причиненного вреда. Размеры такой возможной компенсации в целях валютного контроля, безусловно, должны учитываться заранее, а потому и установлено обязательное оформление ПСи на любые контракты, по которым товары фактически ввозятся на таможенную территорию РФ.
Такое новшество представляется оправданным, поскольку обеспечивает возможность осуществления импортного валютного контроля (ПСи оформляется на любой ввозимый товар) в случае утери, уничтожения или повреждения товара по вине Импортера (резидента, заключившего контракт, предусматривающий фактический ввоз товара на таможенную территорию РФ) вне зависимости от избранного таможенного режима и возникновения обязанности материальной компенсации за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта импортером.
В соответствии с п. 2.4.1 Инструкции импортер оплачивает иностранной валютой со своего счета в пользу нерезидента неустойку (штраф, пеню), причиненные убытки в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им условий контракта без разрешения Банка России. Таким образом, импортный валютный контроль в оговариваемой ситуации носит характер постфактум, а не характер ценового контроля и состоит в возможности применения мер ответственности за нарушение требований валютного законодательства в части процессуальной регламентации действия.
Это противоречит общей направленности Инструкции — расширению рамок импортного валютного контроля. Следовало бы закрепить норму, согласно которой возмещение материального ущерба, причиненного нерезиденту вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения импортером своих обязательств, осуществлялось бы в соответствии с оформленным при ввозе товара ПСи, то есть к "процессуальным" требованиям добавить и "материальные". Иначе оформление ПСи на контракты, по которым товар ввозится на таможенную территорию РФ и помещается под указанные выше таможенные режимы, кроме "выпуска для свободного обращения" и "реимпорта", окажется по существу ненужным.
Третьим важным нововведением Инструкции является включение в сферу импортного валютного контроля контрактов, по которым оплата производится не только в иностранной валюте (в соответствии с прежним порядком), но и в валюте РФ, векселями в иностранной валюте или в валюте РФ.
Действие Инструкции распространяется на все операции с любыми векселями в валюте РФ. Что же касается векселей в иностранной валюте, импортный валютный контроль распространяется только на операции с простыми векселями в иностранной валюте и на операции по оплате в пределах обязательств по Контракту переводным векселем в иностранной валюте, выданным нерезидентом в счет обязательств Импортера по Контракту и акцептированным Импортером. Остальные операции с векселями в иностранной валюте не подлежат импортному валютному контролю (п. 10.2.4 Инструкции).
Необходимым и достаточным условием для отнесения ценных бумаг к валютным ценностям является выражение удостоверяемого таким документом имущественного права в иностранной валюте. То, что вексель может подлежать оплате в валюте РФ, значения для отнесения его к разряду векселей в иностранной валюте не имеет. Если иное не предусмотрено международным соглашением, для целей квалификации документа, удостоверяющего наличие у его обладателя выраженного в иностранной валюте имущественного права, в качестве ценной бумаги, российское законодательство применяется к документам, составленным на территории РФ (п. 2 ст. 165 Основ гражданского законодательства СССР и республик).
Может возникнуть резонный вопрос: почему импортный валютный контроль осуществляется в отношении операций только с одним из видов ценных бумаг — векселем, в то время как Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" к ценным бумагам относит: платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации и др.), долговые обязательства (п. 2, пп. "б" п. 4 ст. 1 Закона)? Этому есть ряд объяснений.
Операции с фондовыми ценностями не подпадают под систему таможенно-банковского импортного контроля, установленного Инструкцией, поскольку представляют собой валютные операции, связанные с движением капитала, и не могут являться оплатой импортируемых товаров.
Согласно п. 1 ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Виды ценных бумаг определены в ст. 143 ГК. Иные документы могут быть отнесены к ценным бумагам лишь законами о ценных бумагах (к числу которых Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не относится) или в установленном ими порядке.
Таким образом, не могут быть отнесены к ценным бумагам такие документы, как платежные поручения (ст. 863 ГК), инкассовые поручения (ст. 874 ГК), долговые расписки и другие документы, не рассматриваемые ГК и законодательством о ценных бумагах в качестве таковых.
Итак, остаются только платежные документы. Из таких документов мы сразу исключаем аккредитив, поскольку его указание в п. 2 ст. 1 упоминаемого Закона противоречит ст.ст. 143, 144 ГК. Аккредитив — это обязательство банка, действующего по поручению плательщика, произвести платежи получателю средств либо дать полномочие другому банку произвести такие платежи (ст. 867 ГК). Нормы ГК, регулирующие расчеты по аккредитиву, не относят его к ценным бумагам. Не отнесен он к таковым и ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Согласно ст. 4 ФЗ от 30.11.1994 г. № 52-ФЗ действовавшие до введения в действие части первой ГК нормативные акты применяются на территории РФ лишь постольку, поскольку они не противоречат ГК. Таким образом, положение статьи Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" об отнесении аккредитива к числу ценных бумаг (как в валюте РФ, так и в иностранной валюте) не подлежит применению с 1994 г., как противоречащее ГК. Следовательно, операции с аккредитивами не подпадают под валютный контроль.
Иным платежным документом, содержащим наличие обязательства по выплате определенной денежной суммы указанным в нем лицом, является вексель (ст. 815 ГК). Чек же не содержит обязательств чекодателя, а является лишь его распоряжением банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю, а потому его можно, скорее, отнести к способу расчетов.
Таким образом, единственной ценной бумагой, в отношении которой возможно осуществление импортного валютного контроля, является вексель.
Обратим внимание на проблему, рассмотрение которой представляется интересным в условиях принятия новой редакции закона "О валютном регулировании и валютном контроле": законно ли вообще распространение импортного валютного контроля на операции с векселями?
Действие Инструкции распространяется исключительно на текущие валютные операции по оплате импортируемых товаров. Ст. 8 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" закрепила, что на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала, подразделяются как операции с иностранной валютой, так и с ценными бумагами в иностранной валюте.
Ст. 9 Закона при перечислении текущих валютных операций не упоминает о ценных бумагах. Так, п. "а" ст. 9 Закона говорит о переводе в РФ и из РФ для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней исключительно иностранной валюты.
Учитывая, что ст. 10 Закона содержит не исчерпывающий перечень валютных операций, связанных с движением капитала (относя к последним все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями), можно сделать вывод: осуществление расчетов ценными бумагами допустимо исключительно в рамках валютных операций, связанных с движением капитала.
Получается, что оплата импортируемых товаров ценными бумагами в иностранной валюте (в данном случае – векселем) невозможна, а следовательно, исключена и возможность осуществления импортного валютного контроля, установленного Инструкцией.
С ценными бумагами в валюте РФ все иначе. Согласно ст. 8 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала подразделяются операции исключительно с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте. Операции с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ такому делению не подлежат. Следовательно, все операции по оплате импортируемых товаров в валюте РФ или ценными бумагами в валюте РФ подпадают под действие Инструкции и импортный валютный контроль.
Получается, что расширение распространения импортного валютного контроля на контракты, оплата по которым осуществляется векселями в иностранной валюте, незаконно. Думается, указанная проблема требует своего нормативного разрешения.
Основанием для изменения валютного контроля в отношении рублевых контрактов стало изменение валютного законодательства. Рублевые расчеты между резидентами и нерезидентами были отнесены к валютным операциям ФЗ 29.12.1998 г. № 192-ФЗ. И, следовательно, такие операции подпадают под валютный контроль.
Безусловное отсутствие ограничений на расчеты в валюте РФ п. 1 ст. 2 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" предусматривает лишь в отношении расчетов между резидентами. В отношении расчетов в валюте РФ между резидентами и нерезидентами указанная норма предоставляет право установления порядка таких расчетов ЦБ РФ.
В настоящее время на территории РФ продолжают действовать Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР, утвержденные письмом Госбанка СССР от 24.05.1991 г. № 352. Согласно телеграмме ЦБ РФ от 19.05.1993 г. № 83-93 этот акт применяется в части, не противоречащей Закону "О валютном регулировании и валютном контроле", иным законодательным актам по валютному регулированию и изданным во исполнение их указаниям ЦБ РФ.
Порядок расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте РФ Основными положениями не установлен. Поэтому следует исходить из того, что п. 1 ст. 140 ГК объявляет рубль законным платежным средством, обязательным к приему на всей территории РФ. В отличие от иностранной валюты, возможности установления в законах или подзаконных актах каких-либо ограничений в отношении порядка и условий использования на территории РФ валюты РФ в качестве законного платежного средства ст. 140 ГК не предусматривает, поэтому установление в нормативных актах ЦБ РФ каких-либо ограничений в этом отношении противоречило бы п. 1 ст. 140 ГК. Другое дело, что сам круг источников приобретения валюты РФ и направлений ее использования для нерезидентов может быть уже, чем для резидентов. Но ограничение прав нерезидентов в данном случае нас не интересует, так как импортный валютный контроль направлен на проверку осуществления операций по оплате Контракта исключительно резидентами.
Итак, значительных "процессуальных" ограничений на осуществление резидентами операций с валютой РФ не установлено.
Валютное законодательство не устанавливает ограничения в отношении приобретения и использования резидентами валюты РФ. Ограничение на ее использование в качестве платежного средства, касающееся как резидентов, так и нерезидентов, было установлено в телеграмме Банка России от 24.01.1992 г. № 19-92, запрещающей получение денежных сумм в рублях в качестве эквивалента за уплату иностранной валюты, оказание услуг или предоставление какого-либо имущества или имущественных прав за границей. Однако, во-первых, это ограничение не относится к оплате товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, так как предъявляет требование о нахождении имущества или имущественных прав за границей. Во-вторых, в силу того, что телеграмма не была официально опубликована, а согласно п. З ст. 15 Конституции РФ нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не применяются, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В-третьих, такое ограничение противоречило бы, как отмечалось выше, ст. 1 и п. 1 ст. 140 ГК.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" одним из основных направлений валютного контроля является определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений. В отношении операций с валютой РФ для резидентов никаких ограничений не установлено. Единственное требование к таким операциям, которое можно выделить – сугубо "процессуальное": оплата импортируемых товаров осуществляется Импортером только с его банковских счетов, открытых в Банке Импортера и указанных в Паспорте импортной сделки. Ни о каких разрешениях и лицензиях на проведение операций в валюте РФ по оплате импортных контрактов вообще не может идти речь. Получается, что данное направление валютного контроля не относится к импортным внешнеторговым контрактам, оплата по которым осуществляется в валюте РФ.
Следующим направлением валютного контроля со- гласно пп. "б" п. 2 ст. 10 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" является проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте. Пп. "в" п. 2 ст. 10 Закона предписывает осуществление проверки обоснованности платежей в иностранной валюте. Как видим, о валюте РФ здесь речь не идет.
Пп. "в" п. 2 ст. 10 Закона последним направлением валютного контроля определяет проверку полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.
Во-первых, обращает на себя внимание разделение в данной норме понятий "валютные операции" и "операции нерезидентов в валюте РФ", хотя, как отмечалось, п. "г" ст. 7 включает в понятие "валютные операции" расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.
Во-вторых, валютные операции нерезидентов не подпадают под импортный валютный контроль, поскольку в соответствии с преамбулой Инструкции "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" ее действие (а значит, и действие импортного валютного контроля) распространяется на валютные операции резидентов.
В-третьих, комментируемая норма Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" называет направлением валютного контроля проверку учета и отчетности по операциям нерезидентов в валюте РФ, а не самих операций.
Сказанное, на первый взгляд, дает основание утверждать, что реального механизма импортного валютного контроля за операциями по оплате импортируемых товаров в валюте РФ не существует. Такие операции, вроде бы, отнесены к разряду валютных, но контроль за ними не предусмотрен ни одним из направлений валютного контроля. Процессуальных требований и ограничений (кроме указанного выше) в отношении таких операций не установлено. Так обоснованно ли распространение действия Инструкции на операции по оплате резидентами импортируемых товаров в валюте РФ?
Основным направлением импортного валютного контроля является не столько проверка соблюдения порядка осуществления операций по оплате ввозимых товаров, сколько проверка обоснованности оплаты резидентами импортируемых товаров. Это является главным в понимании сущности импортного валютного контроля.
Отсюда следует, что валюта и форма платежа не оказывают влияния на объем и саму возможность осуществления импортного валютного контроля, поскольку они определяют только процессуальные особенности осуществления платежей, а не обоснованность платежа, то есть "материальную" регламентацию действия.
Главное "материальное" требование к платежам по импортным внешнеторговым контрактам — это эквивалентность стоимости ввозимых товаров. Оно универсально и служит легальной основой распространения валютного контроля на импортные контракты в валюте РФ и на вексельные импортные контракты.
Существующая система валютного контроля основана на совмещении двух потоков информации. С одной стороны, данные таможни о стоимости и движении товаров через таможенную границу, с другой — данные уполномоченных банков о движении средств на счетах Импортеров.
Целью импортного валютного контроля является обеспечение соответствия суммы платежа за импортируемые товары стоимости фактически ввезенных на таможенную территорию РФ товаров.
В сфере валютного контроля за импортом преобладают методы прямого контроля, аналогичные тем, которые применяются в отношении вывозимых из России товаров. Ценовой контроль существует в форме контроля за таможенной стоимостью ввозимых товаров. Он имеет преимущественно фискальное, а не валютное назначение и направлен на обеспечение реальных поступлений в бюджет налоговых платежей и таможенных сборов. По этой причине необходимо учитывать, что, решая задачи текущей валютной политики мерами государственного валютного регулирования, мы будем постоянно сталкиваться с проблемой, которая, к сожалению, до сих пор не нашла своего необходимого решения. Речь идет о разработке оптимальной, выверенной с учетом хозяйственных позиций России доктрины валютной политики. Ведь именно на ее основе формируется нормативная база валютного регулирования, увязывающая как внешние, так и внутренние ее аспекты, позволяющая согласовать действия всех структур власти.
Таким образом, необходимо признать, что проблема создания эффективной системы импортного валютного контроля требует дальнейшего совершенствования. Целесообразно внесение изменений и дополнений в нормативно-правовую базу, регламентирующую процесс реализации импортного валютного контроля.
1.3. Механизм валютного контроля за платежами по импортным контрактам
В основе методологии валютного контроля за осуществлением импортных сделок, так же как и при контроле за экспортными сделками, лежит сопоставление информации банков о движении денежных средств в оплату импортируемых товаров с информацией таможенных органов о ввезенных товарах. Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ № 30 (1995 г.) распространяется на импортные сделки, срок совершения которых не более 180 календарных дней.
Сделки, предусматривающие превышение срока в 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой его таможенного оформления (и наоборот), могут быть осуществлены только при наличии лицензии Банка России на совершение валютных операций, связанных с движением капитала, Под датой оплаты подразумевается дата валютирования банковской операции по списанию средств со счета "ностро" банка-импортера или зачисление средств на счет "лоро" иностранного банка или банка — его корреспондента в пользу иностранной стороны по контракту или ее приказу. Под датой таможенного оформления импортируемого товара понимается дата принятия ГТД таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление данного товара. Импортеру запрещено после совершения сделки переуступать права по ней третьим лицам (кроме банка-импортера) до завершения таможенного оформления товара.
По каждому отдельному контракту оформляется один паспорт сделки, только при наличии которого возможна оплата импортных товаров. При благополучном завершении сделки в течение одного календарного месяца с латы выпуска товаров на таможенную территорию импортер должен представить в банк импортера копию ГТД с подписью должностного лица таможенного органа, разрешившего ввоз товара, с оттиском его личной номерной печати.
Оплата импортером импортируемых товаров до их отгрузки в адрес получателя в Российской Федерации возможна:
а) при выдаче банком импортера гарантии валютного контроля;
б) при непревышении суммы предоплаты предельной суммы, разрешенной Банком России к переводу без гарантии валютного контроля в течение одной рабочей недели.
Гарантия валютного контроля представляет собой выдаваемое банком импортера по просьбе импортера обязательство, в котором банк обязуется уплатить суммы, причитающиеся к уплате, при привлечении импортера к финансовой ответственности, которая возникает при непоступлении товаров, за которые была произведена предоплата, и невозврате ранее переведенных средств в иностранной валюте.
Исполнение контракта с предоплатой предполагает, что в случае непоступления товаров на территорию государства в течение 180 календарных дней и невозврата перечисленных денег импортеру надлежит заплатить штраф в размере 100% от произведенных за рубеж перечислений. Если же импортер не в состоянии заплатить штраф, то эту сумму государству возвращает банк-гарант из собственных средств. Клиент освобождается от ответственности перед контрольными органами, но продолжает нести ее перед своим банком. В случае неуплаты штрафа ни импортером, ни банком в 3-дневный срок с момента получения банком требования от ГТК последний поручает взыскание этих средств ВЭК (службе валютно-экспортного контроля) России.
2. Регулирование импортных операций в РФ
2.1. Особенности таможенного оформления экспорта и импорта товаров в связи с осуществлением валютного контроля
Таможенные органы принимают экспортные и импортные товары к таможенному оформлению только в случае предъявления паспорта сделки в дополнение к установленным законодательством документам. На таможне сверяются данные паспорта сделки и данные грузовой таможенной декларации. Таможенные органы проверяют соответствие подписи ответственного лица уполномоченного банка и оттиска печати банка образцам, которые приведены в полученных от Банка России специальных карточках. Если между документами, представленными для таможенного оформления, не выявлено никаких расхождений, то таможенный служащий подписывает копию паспорта сделки и ставит на ней свою личную номерную печать. Указанная копня паспорта сделки остается в делах таможни наряду с экземпляром ГТД.
По сделкам, связанным с движением капитала, необходима отметка уполномоченного банка о наличии лицензии ЦБ РФ в паспорте сделки. Эта отметка является основанием для приема груза к таможенному оформлению. В ходе таможенного оформления на основании грузовой таможенной декларации составляется другой документ валютного контроля - учетная карточка таможенно-банковского контроля, содержащая необходимую информацию о перемещении экспортируемых и импортируемых товаров. ГТК направляет в уполномоченные банки учетные карточки, группируя их в реестры (рис. 1.1):
|
|
2
4 9
|
3
5 8 11
|
|
|
Рис. 1.1 Движение через коммерческие банки грузовой таможенной декларации, учетных карточек и реестров ГТК РФ:
1 - экспортер представляет в таможенный орган ГТД; 2 – экспортёр получает от таможенного органа копию ГТД; 3 - экспортер предоставляет в банк полученную копию ГТД; 4 - на основании данных грузовой таможенной декларации ГТК формирует реестры учетных карточек и направляет их в уполномоченные банки; 5 - экземпляр реестра разделяется на учетные карточки и распределяется по соответствующему досье; 6 - ксерокопию учетной карточки банк направляет экспортёру; 7 - самостоятельно заполненную копию учетной карточки экспортер возвращает в банк; 8 - копию учетной карточки, заполненную экспортером, банк направляет в досье; 9 - банк заполняет второй экземпляр реестра и направляет его к ГТК РФ; 10 - после поступления полной суммы валютной выручки банк закрывает досье и направляет его в архив; 11 - после обработки и ВЦ ГТК оперативные и статистические сведения представляются ЦБ России и иным органам валютного контроля.
3. Проблемы валютного контроля за импортными операциями со стороны банков, клиентов
Заключение
Список используемой литературы
Валютное регулирование и валютный контроль за экспортно-импортными операциями. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. – 280 с.
Импорт и валютный контроль //Коллегия. ТОМ 3, – № 4, – 2003
Шалашов В.П. Валютные расчеты в РФ (при экспортно-импортных операциях). – М.: Интел-Синтез, 2001. – 368 с.
Елизарова А.Н. Новое в валютном контроле РФ за экспортно-импортными операциями. // Вестник СыктГУ, сер. 6 Экономика, управление, право. Вып. 1. - Сыктывкар, 2002.
Мальцев А.А. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. экон. Ун-та, 2004. – 223 с.
[1] Импорт и валютный контроль //Коллегия. ТОМ 3, – № 4, – 2003