Содержание
Введение_______________________________________________________ 3
Органы исполнительной власти субъектов РФ______________________ 4
Органы исполнительной власти города Тюмени_____________________ 9
Заключение____________________________________________________ 21
Список источников и литературы_______________________________ 22
Введение
В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.
Согласно ст. 10 и 11 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов.
Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Главной причиной выбора именно этой темы является стремление рассмотреть все разнообразие и сложность этого института не только с учетом общетеоретического материала, показывающего, какой должна быть исполнительная власть, но и воплощения идей правоведов, философов.
Органы исполнительной власти субъектов РФ
Не менее сложная система органов исполнительной власти действует и в субъектах РФ. При этом необходимо учитывать вопрос о взаимоотношении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительных органов исполнительной власти, может вносить предложения Президенту о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов федерации в случае их противоречия законам РФ или если они нарушают права и свободы человека и гражданина.
Конституция предусматривает установление согласительных процедур для решения Президентом разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, предусмотрев при этом порядок судебного разрешения спора в случае не достижения согласованного решения. Органы исполнительной власти субъектов Федерации в определенных законом случаях могут обращаться в Конституционный суд.
Сложность системы органов исполнительной власти определяется тем, что она устанавливается субъектами самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Следовательно, субъекты РФ оказываются достаточно свободными в процессе образования и установления правового статуса органов исполнительной власти.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, в частности он:
осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации проект бюджета, а также проекты социально-экономического развития субъекта Федерации;
обеспечивает исполнение бюджета и готовит отчет об исполнении бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации;
формирует иные органы исполнительной власти субъекта Федерации (примерная структура органов краевой, областной администрации рекомендована постановлением Правительства РФ от 27 мая 1993 г.');
управляет и распоряжается собственностью субъекта Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Федерации;
вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Федерации, а также вправе обратиться в суд;
заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными ст. 78 Конституции РФ.[1]
Расширение прав и повышение самостоятельности регионов, которое наблюдается в последние годы, является объективным процессом в развитии федеративного государства. В то же время недопустим любой выход за пределы установленной им компетенции, так как это означает незаконное присвоение властных полномочий.
Юридически органы исполнительной власти субъектов Федерации не находятся в организационном подчинении аналогичных федеральных органов. Поэтому последние вправе лишь координировать работу соответствующих их профилю органов исполнительной власти субъектов Федерации (министерств, управлений, комитетов, департаментов, отделов).
Высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего органа исполнительной власти) издает указы (постановления) и распоряжения.
Кроме федеральных органов государственного управления в единую систему исполнительной власти Российской Федерации входят также и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст.77 Конституции), что обычно констатируется в уставах и законах субъектов Федерации.
Система органов государственной власти, в том числе ее исполнительных органов, в субъектах Российской Федерации определяется ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст.77 Конституции). Сейчас таковым является уже упоминавшийся Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», глава 3 которого специально посвящена правовой регламентации системы и структуры органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, их функциям, полномочиям, организационным и правовым формам деятельности.
В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом конституция (устав) субъекта Российской Федерации может устанавливать должность высшего должностного лица субъекта Федерации и ее наименование с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта. По сложившейся практике, в национальных республиках России они обычно именуются президентами, а в других субъектах Федерации - губернаторами или просто главами администрации субъекта Российской Федерации (края, области и т.д.).
В большинстве субъектов Российской Федерации (а ими являются края и области) основными структурными звеньями системы исполнительной власти субъекта выступают губернатор (края или области), правительство (края, области), областные и территориальные исполнительные органы государственной власти (края или области).
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (президент республики, губернатор или глава администрации края или области) возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации. Он представляет данный субъект в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а при осуществлении внешнеэкономических связей вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Федерации; обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации; формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством этого субъекта Российской Федерации; участвует в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с правом совещательного органа, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством данного субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (правительство республики, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга) действует на основе принимаемого самим субъектом Российской Федерации специального закона. Председатель правительства субъекта Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности главой администрации (президентом, губернатором) субъекта Российской Федерации.[2]
Правительство субъекта Федерации непосредственно либо через подчиненные и подведомственные организации руководит экономической, социально-культурной сферами и охраной общественного порядка в пределах территории субъекта Российской Федерации; определяет задачи, функции, порядок организации и деятельности подчиненных и подведомственных организаций; разрабатывает и обеспечивает проведение мероприятий по совершенствованию системы отраслевого и межотраслевого управления; взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и территориальными исполнительными органами государственной власти, а также осуществляет более конкретные функции и полномочия в областях экономики, финансов, бюджета, ценообразования, управления государственной собственностью субъекта Российской Федерации; социально-бытового, социально-культурного обслуживания и социальной зашиты населения, в сфере научно-технического прогресса, капитального строительства и других областях и сферах жизнедеятельности общества.
Структурными элементами системы органов исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации выступают также министерства, комитеты, управления и иные органы исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации отраслевой и межотраслевой компетенции.
Отраслевые исполнительные органы государственной власти руководят одной из отраслей в экономической или социально-культурной области жизнедеятельности данного субъекта и несут ответственность за состояние и развитие порученных им отраслей управления, уровень их научно-технического обеспечения, за удовлетворение потребностей населения в соответствующих видах продукции и наполнение рынка товаров и услуг.
Межотраслевые исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют координационно-регулирующие, контрольно-разрешительные и иные общеуправленческие функции в отношении отраслевых исполнительных органов и подведомственных им организаций либо руководят несколькими экономическими или социально-культурными отраслями.
Отраслевые и межотраслевые министерства и иные ведомства разных наименований как органы государственной исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации подведомственны и подконтрольны в своей деятельности высшему должностному лицу субъекта Федерации (президенту, главе администрации, губернатору) и возглавляемому им высшему исполнительному органу государственной власти - правительству субъекта Федерации, которые их формируют и устанавливают конкретную компетенцию посредством утверждения индивидуальных положений об этих органах.
Руководители министерств и ведомств субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции издают на основании и во исполнение федерального и субъекта Федерации законодательств приказы, распоряжения и организуют контроль за их исполнением. В случае необходимости принятия нормативных правовых актов общего значения по вопросам, входящим в предметы их ведения, они разрабатывают соответствующие проекты и вносят их на рассмотрение главе администрации (губернатору) или правительству данного субъекта Российской Федерации по принадлежности. Приказы, распоряжения и иные акты управления руководителей этих органов исполнительной государственной власти могут быть отменены главой администрации (президентом, губернатором) субъекта Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе также издавать по предметам их ведения акты рекомендательного характера для исполнительных органов местного самоуправления.[3]
В систему исполнительных органов государственной власти субъекта Федерации также входят территориальные исполнительные органы государственной власти субъекта отраслевой или межотраслевой компетенции. Они осуществляют на определенной им территории функции внутриотраслевого управления или координационно-регулирующие, контрольные и иные специальные функции межотраслевого руководства.
Функции и полномочия территориального государственного управления в соответствующем субъекте Российской Федерации также могут осуществлять и органы местного самоуправления, в случаях наделения их законами данного субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями.
Я считаю, что, чтобы преодолеть сложившуюся практику, необходимо в специальном федеральном законе предусмотреть, что в случае коллизии между договором между Российской Федерацией с ее субъектом, федеральным законом и правовым актом, принятым законодательным органом субъекта, федеральным законом и постановлением губернатора закрепить в императивной форме верховенства федерального закона.
Формально требования к разработке положений о министерствах и иных федеральных органах соблюдаются, однако нельзя сказать, что имеется достаточная правовая основа организации и деятельности этих органов, ибо до сих пор отсутствуют законы о порядке передачи полномочий по вертикали системы государственной власти, нет специального закона федеральных органах исполнительной власти.
Органы исполнительной власти города Тюмени
Город Тюмень является городским округом – муниципальным образованием, представляющим собой городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами, законами Тюменской области .
Администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Тюмени, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.
Руководство Администрацией города на принципах единоначалия осуществляет Глава города.
Структура Администрации города состоит из Главы города, его первого заместителя, заместителей, структурных подразделений Администрации города , создаваемых Главой города . В структуру Администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города.
Структура, полномочия и порядок деятельности структурных подразделений Администрации города определяются положениями об этих подразделениях, утверждаемыми Главой города.
Формирование Администрации города осуществляет Глава города.
Первый заместитель Главы города назначается на должность Главой города с согласия городской Думы и освобождается от должности Главой города.
Заместители Главы города, руководители структурных подразделений Администрации города назначаются на должность и освобождаются от должности Главой города.
В качестве совещательных органов при Администрации города могут создаваться общественно-консультативные, научно-методические, экспертные и иные советы, комиссии, штабы, рабочие группы. Полномочия и порядок деятельности указанных советов, комиссий, штабов, рабочих групп определяются в соответствующих Положениях, утверждаемых Главой города.
Администрация города обладает правами юридического лица.
Главой города является лицо, назначаемое на должность городской Думой по результатам конкурса на замещение указанной должности сроком на 5 лет. Контракт с Главой города заключается Председателем городской Думы на основании решения городской Думы о назначении лица на должность Главы города.
Условия контракта, касающиеся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, порядок проведения конкурса на замещение должности Главы города, общее число членов конкурсной комиссии устанавливаются городской Думой в соответствии с настоящим Уставом.
Общее число членов конкурсной комиссии устанавливается в количестве 24 человек. Две трети членов конкурсной комиссии назначаются городской Думой из числа депутатов городской Думы. Одна треть членов конкурсной комиссии назначается Тюменской областной Думой по представлению Губернатора Тюменской области.
Глава города:
1) обеспечивает соблюдение Устава города Тюмени, прав и свобод человека и гражданина;
2) официально представляет город Тюмень во взаимоотношениях с другими муниципальными образованиями, с субъектами Российской Федерации, с Российской Федерацией, а также является официальным представителем города Тюмени в международных и внешнеэкономических связях;
3) от имени города Тюмени заключает договоры и соглашения с Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, другими муниципальными образованиями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе зарубежными;
4) от имени города Тюмени приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, без доверенности выступает в суде, выдает другим лицам доверенность на приобретение и осуществление имущественных и иных прав и обязанностей, выступление в суде от имени города Тюмени;
5) вносит от имени города Тюмени предложения в органы государственной власти Тюменской области по проектам планов социально-экономического развития и бюджета Тюменской области, а также по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения, экономическим и социальным развитием города Тюмени;
6) осуществляет личный прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан;
7) инициирует принятие правовых актов городской Думой;
8) принимает муниципальные правовые акты, предусмотренные настоящим Уставом;
9) организует и обеспечивает в пределах своей компетенции выполнение решений городской Думы, собственных правовых актов на территории города Тюмени;
10) в порядке, установленном решением городской Думы, награждает лиц, имеющих особые заслуги перед городом;
11) исполняет отдельные государственные полномочия, переданные федеральным законом или законом Тюменской области;
12) осуществляет общее руководство разработкой и вносит на утверждение городской Думы проекты планов и программ развития города Тюмени и отчетов об их исполнении; организует исполнение указанных планов и программ;
13) обеспечивает разработку и вносит на утверждение городской Думы проект местного бюджета и отчет о его исполнении с результатами публичных слушаний;
14) определяет основные направления деятельности Администрации города;
15) осуществляет в пределах своей компетенции общее руководство структурными подразделениями Администрации города, определяет их компетенцию;
16) утверждает штаты Администрации города;
17) обращается к городской Думе с ежегодным Посланием о положении дел в городе;
18) определяет порядок назначения на муниципальные должности муниципальной службы и освобождения от должности должностных лиц Администрации города;
19) определяет порядок приема на работу и увольнения лиц, не замещающих муниципальные должности муниципальной службы и исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности Администрации города;
20) назначает и увольняет руководителей муниципальных предприятий и учреждений;
21) осуществляет контроль за деятельностью структурных подразделений Администрации города;
22) отменяет правовые акты руководителей структурных подразделений Администрации города;
23) применяет к руководителям структурных подразделений Администрации города в соответствии с законодательством меры поощрения и ответственности;
24) открывает и закрывает в Банке России счет Администрации города, распоряжается средствами Администрации города, подписывает от имени Администрации города финансовые документы;
25) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, Тюменской области, настоящим Уставом, иными муниципальными правовыми актами города.
Администрация города осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в следующих сферах:
1) в области бюджета и финансов;
2) в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тюмени;
3) в области экономического развития, поддержки предпринимательской деятельности и малого бизнеса;
4) в области использования земли, других природных ресурсов и охраны окружающей среды;
5) в области строительства и транспорта;
6) в области жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения;
7) в области образования, здравоохранения, физической культуры и спорта;
8) в области сохранения объектов культурного наследия, развития культуры, местных традиций и обычаев;
9) в области обеспечения законности, правопорядка, обороны, охраны прав и свобод граждан, защиты населения и территории города Тюмени от чрезвычайных ситуаций;
10) в иных сферах, полномочия органов местного самоуправления в которых предусмотрены федеральным законодательством, законодательством Тюменской области, настоящим Уставом и иными муниципальными правовыми актами города.
В соответствии с федеральными и областными законами Администрация города осуществляет отдельные государственные полномочия.
Осуществление отдельных государственных полномочий регулируется федеральными законами и законами Тюменской области.
Администрация города в области бюджета и финансов:
1) разрабатывает и реализует основные направления бюджетной и налоговой политики города Тюмени;
2) разрабатывает для представления Главой города в городскую Думу проект местного бюджета и отчет о его исполнении ;
3) осуществляет исполнение местного бюджета;
4) осуществляет подготовку ежеквартальной информации и отчета об исполнении местного бюджета;
5) осуществляет финансовый контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств;
6) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по исполнению местного бюджета;
7) обеспечивает формирование, размещение, исполнение и контроль за исполнением муниципального заказа на территории города Тюмени;
8) разрабатывает и устанавливает цены и тарифы на товары и услуги предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности, если иное не предусмотрено федеральными законами;
9) устанавливает муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения;
10) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации и Тюменской области, а также предусмотренные настоящим Уставом, другими муниципальными правовыми актами города Тюмени .
Администрация города в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тюмени:
1) решает вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тюмени, в том числе управляет и распоряжается им;
2) решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, финансирования муниципальных учреждений;
3) принимает решения о перепрофилировании имущества, находящегося в муниципальной собственности города Тюмени;
4) ведет учет объектов муниципальной собственности;
5) осуществляет подготовку и реализацию планов приватизации имущества , находящегося в муниципальной собственности;
6) заключает с предприятиями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, договоры о сотрудничестве в области экономического и социального развития территории города Тюмени;
7) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации и Тюменской области, а также предусмотренные настоящим Уставом, другими муниципальными правовыми актами города Тюмени.
Администрация города в области экономического развития, поддержки предпринимательской деятельности и малого бизнеса:
1) создает условия для комплексного социально-экономического развития города на основе Генерального плана;
2) разрабатывает для представления Главой города в городскую Думу проекты план ов и программ развития города, организует их исполнение, а также готовит отчеты об их исполнении;
3) осуществляет сбор статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы города Тюмени, а также предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
4) разрабатывает прогноз социально-экономического развития города Тюмени;
5) содействует созданию на территории города Тюмени предприятий различных форм собственности;
6) осуществляет реализацию политики города Тюмени в сфере поддержки предпринимательства и малого бизнеса;
7) разрабатывает и исполняет комплексные программы поддержки предпринимательства;
8) создает в городе Тюмени благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений;
9) осуществляет с учетом требований законодательства Российской Федерации размещение на конкурсной основе средств местного бюджета города Тюмени для финансирования инвестиционных проектов;
10) в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает решение о проведении экспертизы инвестиционных проектов, реализуемых на территории города Тюмени ;
11) принимает меры по вовлечению в инвестиционный процесс города Тюмени временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности;
12) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации и Тюменской области, а также предусмотренные настоящим Уставом, другими муниципальными правовыми актами города Тюмени.
Администрация города в области использования земли, других природных ресурсов и охраны окружающей среды:
1) управляет и распоряжается земельными участками, обособленными водными объектами, отнесенными к муниципальной собственности города Тюмени; в пределах полномочий, определенных действующим законодательством, осуществляет использование, охрану, защиту и воспроизводство городских лесов;
2) организует ведение кадастра землеустроительной документации;
3) осуществляет территориальное планирование города Тюмени;
4) разрабатывает правила землепользования и застройки;
5) осуществляет резервирование и изъятие земельных участков в границах города Тюмени для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа;
6) в пределах своей компетенции принимает меры, направленные на принудительное прекращение прав на земельные участки;
7) устанавливает порядок осуществления муниципального земельного контроля и в пределах своей компетенции осуществляет контроль за использованием земель города Тюмени;
8) в пределах своей компетенции организует проведение работ по землеустройству на территории города Тюмени;
9) разрабатывает и реализует местные программы использования и охраны земель города Тюмени;
10) в пределах своей компетенции разрабатывает программы по ведению государственного мониторинга земель;
11) в пределах своей компетенции принимает решения о предоставлении земельных участков;
12) устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального строительства;
13) устанавливает максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства и индивидуального строительства из земель, находящихся в собственности муниципального образования;
14) обеспечивает выбор земельного участка для строительства;
15) определяет потребность в садовых, огороднических или дачных земельных участках;
16) устанавливает размер садового, огороднического или дачного участка;
17) определяет порядок финансирования разработки схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений;
18) проводит единую инвестиционную политику в области использования и охраны водных объектов, находящихся в муниципальной собственности;
19) разрабатывает программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов, находящихся в муниципальной собственности, а также программ по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод;
20) устанавливает условия общего водопользования на обособленных водных объектах, находящихся в муниципальной собственности города;
21) в случаях, установленных федеральным законодательством, устанавливает порядок оформления и выдачи и осуществляет выдачу разрешения на пользование водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;
22) в случаях, установленных федеральным законодательством, устанавливает водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы водных объектов, находящихся в муниципальной собственности, и режим использования их территорий;
23) подготавливает и осуществляет противопаводковые мероприятия, предотвращение и ликвидацию вредного воздействия вод;
24) организует мероприятия по охране окружающей среды в границах города Тюмени;
25) организует и осуществляет экологический контроль объектов производственного и социального назначения на территории города Тюмени, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;
26) принимает решение о делегировании экспертов для участия в качестве наблюдателей на заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории города Тюмени и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;
27) принимает и реализует в пределах своих полномочий решения по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических объединений, информации об объектах экологической экспертизы;
28) организует проведение общественных обсуждений, опросов, референдумов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;
29) организует по требованию населения города Тюмени проведение общественных экологических экспертиз;
30) информирует федеральные органы исполнительной власти в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории города Тюмени;
31) информирует органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органы государственной власти Тюменской области о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
32) информирует население об экологической обстановке на территории города Тюмени, принимает в случае стихийных бедствий и аварий меры по обеспечению экологической безопасности населения; информирует соответствующие органы о действиях предприятий, учреждений, организаций, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о природопользовании;
33) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации и Тюменской области, а также предусмотренные настоящим Уставом, другими муниципальными правовыми актами города Тюмени.
Администрация города в области жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения:
1) предоставляет в установленном порядке, по договорам социального найма малоимущим гражданам жилые помещения муниципального жилищного фонда;
2) принимает меры по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в городе Тюмени и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;
3) ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
4) создает условия для развития ипотеки на территории города Тюмени ;
5) устанавливает порядок эксплуатации муниципального жилищного фонда;
6) осуществляет перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые, а также перевод нежилых помещений в жилые;
7) принимает меры по содержанию и развитию объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу;
8) осуществляет строительство домов специализированного жилищного фонда на территории города Тюмени за счет средств местного бюджета, а также привлеченных средств;
9) обеспечивает сохранность муниципального жилищного фонда;
10) разрабатывает и утверждает нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в муниципальных жилищных фондах, цены и тарифы на коммунальные услуги;
11) организует в границах города Тюмени электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом;
12) разрабатывает тарифы на электрическую и тепловую энергию, вырабатываемую и предоставляемую, в том числе населению, муниципальными предприятиями города Тюмени в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) создает условия для обеспечения жителей города Тюмени услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
14) устанавливает удобный для населения режим работы муниципальных предприятий коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, связи и других муниципальных предприятий, обслуживающих население;
15) обеспечивает организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории города Тюмени ;
16) организует работу специализированных служб по вопросам похоронного дела;
17) определяет требования к качеству услуг, оказываемых специализированными службами по вопросам похоронного дела при погребении умерших;
18) разрабатывает и осуществляет согласование в установленном федеральным законом порядке цены на услуги специализированных служб по вопросам похоронного дела при погребении умерших;
19) обеспечивает организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
20) организует благоустройство и озеленение территории города Тюмени ;
21) организует работы по освещению улиц, установке номеров на зданиях и указателей с наименованиями элементов улично-дорожной сети, остановочных пунктов общественного городского транспорта и других частей города;
22) выдает разрешения на распространение наружной рекламы на территории города Тюмени;
23) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации и Тюменской области, а также предусмотренные настоящим Уставом, другими муниципальными правовыми актами города Тюмени.
Администрация города в области образования, здравоохранения, физической культуры и спорта:
1) осуществляет организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) осуществляет учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования;
3) организует предоставление дополнительного образования (за исключением дополнительного образования, предоставляемого в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Тюмени, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Тюменской области;
4) принимает решения о выплате денежной компенсации на обеспечение педагогических работников муниципальных образовательных учреждений книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, устанавливает размер компенсации;
5) организует оказание на территории города Тюмени скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных организациях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
6) обеспечивает граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;
7) планирует развитие на территории города Тюмени муниципальных образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, физической культуры и спорта;
8) создает, реорганизует, ликвидирует муниципальные образовательные организации и организации здравоохранения, физической культуры и спорта, определяет цели, условия и порядок их деятельности;
9) обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций и организаций здравоохранения, обустройство прилегающих к ним территорий;
10) принимает решение о введении карантина в случаях возникновения угрозы распространения заразных и массовых незаразных болезней животных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
11) создает условия для развития частной системы здравоохранения, образования, физической культуры и спорта;
12) устанавливает размер и порядок обязательного медицинского страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников муниципальных организаций здравоохранения, условия работы которых связаны с угрозой их жизни и здоровью;
13) устанавливает размер единовременного денежного пособия в случае гибели работника муниципальной организации здравоохранения;
14) предоставляют через средства массовой информации или непосредственно гражданам информацию о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное воздействие, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии;
15) обеспечивает мероприятия по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов, осуществляемых в целях оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи;
16) устанавливает дополнительные меры социальной поддержки в отношении лиц, награжденных знаком «Почетный донор России»;
17) осуществляет мероприятия по обеспечению отдыха детей и их оздоровления, а также по сохранению и развитию организаций, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей;
18) обеспечивает условия для развития на территории города Тюмени массовой физической культуры и спорта;
19) организует строительство, содержание объектов физической культуры и спорта (спортивных площадок, стадионов, плавательных бассейнов, спортивных школ и других учреждений);
20) организует работу муниципальных организаций физической культуры и спорта;
21) обеспечивает создание, развитие и охрану лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории города Тюмени;
22) осуществляет мероприятия по формированию здорового образа жизни населения;
23) организует деятельность по опеке и попечительству;
24) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации и Тюменской области, а также предусмотренные настоящим Уставом, другими муниципальными правовыми актами города Тюмени.
Городская Дума является представительным коллегиальным выборным органом местного самоуправления.
Городская Дума состоит из 35 депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на 5 лет.
Порядок выборов депутатов городской Думы устанавливается федеральными законами и законом Тюменской области.
Городская Дума вправе осуществлять свои полномочия при условии избрания не менее 2/3 от установленной численности ее депутатов.
Городская Дума обладает правами юридического лица.
К исключительной компетенции городской Думы относятся:
1) принятие Устава города Тюмени, внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие по представлению Главы города планов и программ развития города Тюмени, утверждение представляемых Главой города отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
7) определение порядка участия города Тюмени в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления города Тюмени;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления города Тюмени и должностными лицами местного самоуправления города Тюмени полномочий по решению вопросов местного значения.
К компетенции городской Думы также относятся:
1) установление порядка рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации;
2) определение порядка и условий предоставления бюджетных ссуд из местного бюджета;
3) определение порядка направления в местный бюджет доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местного бюджета;
4) установление порядка привлечения граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для города Тюмени работ в целях решения вопросов местного значения города Тюмени;
5) утверждение Генерального плана города, правил землепользования и застройки;
6) определение в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета по инвестиционным проектам, реализуемым в городе Тюмени ;
7) принятие решения о размещении и сооружении на территории города Тюмени радиационных источников, имеющих местное значение, а также радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности города Тюмени;
8) установление порядка присвоения наименований улицам, площадям, другим объектам дорожной инфраструктуры, остановочным пунктам общественного городского транспорта и другим частям городского округа;
9) определение порядка установки монументов, памятников и памятных знаков на территории города Тюмени;
10) другие полномочия, закрепленные федеральными законами, законами Тюменской области и настоящим Уставом.
Заключение
Решение проблем совершенствования правового статуса исполнительной власти на всех уровнях системы этой ветви государственной власти требует комплексного подхода: согласование сфер, предметов ведения, полномочий, ответственности и всех прочих компонентов правового статуса органов государственной власти на всех уровнях системы. В процессе определения правового статуса органов исполнительной власти определяется компетенция и иные правовые характеристики этих структур с учетом состояния управляющих отраслей или сфер, должно осуществляться согласование правового статуса всех федеральных органов с учетом следующих принципов организации государственного управления:
а) установление назначения органа и его места в системе;
б) цели его образования, его задач и функций;
в) установление полномочий по осуществлению определенных функций в системе отрасли или сферы органа ведения;
г) наделение органа соответствующими правами, а также введения его в систему ответственности за нарушение законности в его деятельности;
д.) установление порядка формирования структуры органа и процесса принятия решений.
В этой связи также необходимо ускорение принятия закона об основах организации органов исполнительной власти на всех уровнях. Требования комплексности законности в процессе определения и согласования правового статуса всех органов системы исполнительной власти России должны неукоснительно соблюдаться.
Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. №237. 25.12.1993г.
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 29 июля 2000 г., 8 февраля 2001 г., 7 мая, 24 июля, 11 декабря 2002 г., 4 июля 2003 г., 19 июня, 11, 29 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 18 октября. 1999. N 42. Ст. 5005.
3. Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 3 января 2005. N 1. Часть I. Ст. 12.
4. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 марта 2004 г. N 11 ст.945
5. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями от 28 июля 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 мая 2004 г. N 21 ст. 2023
6. Овсянко Д.М. Административное право: Учеб. пособие. М., 2001
7. Юсупова В.А. Административное право. М.,2003.
8. Баженов В. О. Административное право. Учебно-методические материалы. М., 1994.
[1] Овсянко Д.М. Административное право: Учеб. пособие. М., 2001
[2] Юсупова В.А. Административное право. М.,2003.
[3] Баженов В. О. Административное право. Учебно-методические материалы. М., 1994.